Содержание
Пояснительная записка |
3 |
1. Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДОУ |
4 |
2. Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации |
4 |
3. Этапы работы с родителями в период адаптации |
5 |
4. Этапы работы с воспитателями в период адаптации детей |
5 |
Приложение 1. Проведение адаптационных мероприятий с учетом режима дня |
7 |
Приложение 2. План мероприятий по адаптации детей к условиям дошкольного отделения
|
8 |
Приложение 3. Бланк - Анкета для родителей + Бланк адаптационного листа |
12 |
Приложение 4. Методика А.Остроуховой: «Определение успешности адаптации детей» |
14 |
Приложение 5. Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ |
16 |
Приложение 6. Признаки психического напряжения у детей |
17 |
Приложение 7. Памятки для родителей |
18 |
Приложение 8. Игры с детьми во время адаптации |
21 |
Приложение 9. Подвижные оздоровительные игры |
29 |
Приложение 10. Зарядка в стихах |
31 |
Приложение 11. Полезные забавы для самых маленьких |
32 |
Приложение 12. Как не нужно вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад |
33 |
Приложение 13. Как нужно вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад |
33 |
Пояснительная записка
Детский сад – новый этап в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без трудностей. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка могут быть разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, снижение иммунитета. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье и ребенку справиться с новой ситуацией? Данная адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляет собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для всех участников образовательных отношений период.
Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками дошкольного отделения. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Кроме того, психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить своего ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности в этом вопросе. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.
Поэтому, помощь психолога детям в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. В программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного отделения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
1.Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3. Снижение импульсивности, изменений двигательной активности, тревоги, агрессии.
4. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
5. Развитие внимания, восприятия речи, воображения.
6. Развитие чувство ритма, общей мелкой моторики координации движений.
7. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Методы: наблюдение, информирование, анкетирование, опрос, беседа, консультация, игры, родительские собрания (в т.ч собрания- конференции он-лайн).
Программа адаптации рассчитана на 2 месяца, с учетом вероятного неблагоприятного течения адаптационного периода. Необходимо учитывать, что в норме адаптационный период длится до 3-х недель:
Степени адаптации, прописанные в адаптационных листах, разработаны на основе методики А Остроуховой:
Легкая степень: к 7-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 21-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность.
Усложненная степень: поведенческие реакции нормализуются к 5 неделе пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.
Дезадаптация: более 5 недель.
По истечении периода адаптации на психолого-медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
1. Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДОУ. Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться переживаниями ребенка, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Проблема адаптации – это проблема в основном детей 2-го и 3-го года жизни, т. к.
большинство детей приходят именно в этом возрасте. Необходимые условия для успешной адаптации:
1) Сотрудничество и координация усилий воспитателей, педагога - психолога и других специалистов д/с.
2) Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды. 3) Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и оказывая помощь детям и родителям.
4) Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.
5) В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.
6) Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, формировать уверенность в себе, развивать самостоятельность, инициативность.
7) Вести индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).
8) Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.
9) Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.
10) Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
11) Формировать у ребенка навыки адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
2. Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации.
Работа педагога-психолога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей и взрослых в разные отрезки времени.
Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Мероприятия: игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения дошкольного отделения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или утренняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения.
Рекомендованный график посещения ребенком садика в адаптационный период:
• 1-я неделя: по 2 часа;
• 2-я неделя: до обеда;
• 3-я неделя: ребенок остается в садике со сном; 4-я неделя: ребенок остается на полный день.
Примечание: данный график рекомендуется для посещения детям, у которых адаптационный период протекает нормально.
Постепенно, по мере социализации и привыкания ребенка, время пребывания в саду увеличивается.
Наблюдение за адаптацией ребенка и заполнение адаптационных листов. В группе пребывания детей 2 -3 и 3-4 лет педагогами и психологом заполняются адаптационные листы. Адаптационные листы хранятся у воспитателей в группе, в специальной папке группы, т.к. данный лист содержит сведения о родителях и семье.
3. Этапы работы с родителями в период адаптации.
1. Родительское собрание: «Адаптационный период воспитанников».
2. Индивидуальные встречи со специалистами родителей и детей.
3. Анкетирование. По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями.
5. Экскурсия по детскому саду.
6. Консультации.
7. Стендовая информация. Памятки, буклеты.
4. Этапы работы с воспитателями в период адаптации детей.
1. Беседа.
2. Консультации.
3. Совещание- «круглый стол».
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к
перемене в образе жизни. Длительность адаптации зависит от
индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш
медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими;
• Играет;
• Пребывает в садике в нормальном или приподнятом настроении.
Ожидаемый результат:
1. Благоприятный адаптационный период детей;
2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей в период раннего и младшего возраста.
4. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательных отношений.
утро |
Утренний прием Зарядка Игры с элементами фольклора Развивающие игры Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры) Завтрак Игры-занятия, игры-упражнения в подгруппе Игровые ситуации, общение Подготовка к прогулке |
прогулка |
Наблюдения, Развлечения, подвижные игры Игры с песком Закаливание: воздушные, солнечные ванны (в летнее время) |
вечер |
Художественно-творческая деятельность Ужин Игры-инсценировки Общение детей |
Приложение 2
сроки |
Мероприятия, тема |
Форма работы |
Ответственные |
|
Развитие эмоциональной сферы, коммуникация детей.
Знакомство детей с детским садом и друг другом |
Игры с воспитателем: «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др. Игры на развитие коммуникации: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное» Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Художественная литература: потешки для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой. Элементы театрализованной деятельности: «Давайте познакомимся». |
воспитатели, педагог-психолог, учитель ФК
|
Развитие культурно нормированных и орудийных действий |
Развитие у детей навыков самообслуживания: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.). Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки». |
родители, воспитатели |
|
Снятия эмоционального напряжения в течение дня |
Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку. |
педагог-психолог |
|
«Первый раз в детский сад», «Возрастные особенности детей раннего возраста» |
Стенды и папки-растяжки, буклеты в группах, для родителей и воспитателей
|
педагог-психолог, воспитатели |
|
Трудности детей в адаптационный период
|
Индивидуальные консультации с родителями и педагогами |
педагог-психолог |
|
Развитие эмоциональной сферы, коммуникация детей |
Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (играимитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей». Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешки «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши» |
педагог-психолог, воспитатели |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий |
Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок» |
родители, воспитатели |
|
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. |
Зарядка в стихах «Гномики». Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки». «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки; Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем» |
педагог-психолог, воспитатели, учитель ФК
|
|
Дидактические игры |
«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно |
воспитатели |
|
|
кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается
|
|
Заполнение адаптационных листов
|
Своевременное заполнение документации, по завершении адаптации - отметка о степени адаптационного периода ребенка |
воспитатели, педагог-психолог |
|
|
Развитие эмоциональной сферы, коммуникация детей |
Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно». Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч» |
педагог-психолог, воспитатели |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий |
Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), играимитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки» |
воспитатели |
|
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. |
Зарядка в стихах. Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают. «Вот как мы умеем!» (развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д. Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» |
педагог-психолог, учитель ФК
|
|
|
Дидактические игры |
«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал?» |
воспитатели |
«Адаптационный период детей раннего возраста» |
Он-лайн –родительское собрание для родителей |
педагог-психолог, воспитатели |
|
|
Развитие эмоциональной сферы, коммуникация детей
|
Игры: «Зеркало», «Обзывалки», «Маленькое привидение», «Волшебные шарики», «Улитка», «Добрый бегемотик». Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств; снятие эмоционального напряжения. |
воспитатели, педагог-психолог
|
Развитие культурно нормированных и орудийных действий |
Игры: «Звени колокольчик», «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Мячик-попрыгунчик», «Скакалкагалка» и т.д. Цель: научить пользоваться различными предметами, развитие слуха, моторики. |
воспитатели, учитель ФК
|
|
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. |
Игры: «Драка», «Говори», «Сделай так», «Коробка переживаний»
|
Педагог-психолог
|
|
Использование элементов телесной терапии |
брать ребенка на руки, поглаживать, обнимать |
родители, воспитатели |
|
Музыкотерапия
|
Прослушивание спокойной и веселой музыки, снятие эмоционального напряжения у детей |
учитель музыки |
|
Заполнение адаптационных листов |
Своевременное заполнение документации, по завершении адаптации - отметка о степени адаптационного периода ребенка |
воспитатели, педагог-психолог |
|
|
Контроль документации |
Контроль своевременного заполнения адаптационных листов, другой документации по адаптации детей |
Зам. Директора по ВВР |
Приложение 3
Приложение 4
Методика А.Остроуховой
Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.
Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).
Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим. Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). При выявлении уровня адаптации к ДОУ мы опирались на рекомендации А. Остроуховой.
Таблица. Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению
Адаптация Сроки (А) Поведенческие Уровни адаптации
реакции (П)
Легкая От 5 дн. до нед. +12…+8 А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий
Средняя От 15 дн. до 3 +7…0 А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний
нед.
Усложненная От 25 дн. до 5 -1…-7 А-2 и П-4 А-3 и П-3
нед. сложный
Дезадаптация Более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 А-4 и П-4
дезадаптация
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
1) Эмоциональное состояние ребенка.
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
-1Легкая плаксивость, хныканье.
-2Плачет за компанию; плач приступообразный.
-3Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2) Социальные контакты ребенка.
+3 Много друзей, охотно играет с детьми.
+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.
-1Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2Проявляет тревогу, бросает начатые игры. -3Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3) Сон ребенка.
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
-1Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.
-3Отсутствие сна, плач.
4) Аппетит ребенка.
+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.
+1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.
-1Отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.
-3Отвращение к еде, кормление мучительно.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит,
- охотное общение с другими детьми,
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
- нормальное эмоциональное состояние.
Приложение 5
Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ Фамилия, имя ребенка _______________________________________________ возраст _______________________________________________________________
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ |
ПАРАМЕТРЫ |
Баллы |
1. Какое настроение преобладает у малыша? |
Бодрое Раздражительное Подавленное |
3 1 1 |
2. Как засыпает малыш? |
Быстро (до 10 минут) Медленно Спокойно Неспокойно |
3 2 3 2 |
3. Какова длительность сна? |
10 час. 30 мин. ночной сон 2 часа 20 мин. дневной сон
не соответствует возрасту |
3
1 |
4. Каков аппетит у малыша? |
Хороший Избирательный Плохой |
3 3 1 |
5. Как относится малыш к высаживанию на горшок? |
Положительно Отрицательно |
3 1 |
6. Просится ли малыш на горшок? |
Просится Не просится, но бывает сухой Не просится, ходит мокрый |
3 2 1 |
7. Проявляет ли малыш интерес к игрушкам? |
Проявляет Проявляет иногда Не проявляет |
3 2 1 |
8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых? |
Проявляет Проявляет иногда Не проявляет |
3 2 1 |
9. Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие? |
Да Нет |
3 1 |
10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми? |
Вступает в контакт по собственной инициативе Сам не вступает в контакт |
3
2 |
11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми? |
Вступает в контакт по собственной инициативе Сам не вступает в контакт |
3
2 |
12. Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми? |
Да Не всегда Нет |
3 2 1 |
13. Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если был такой опыт) |
Легко Тяжело |
3 2 |
14. Имеет ли место аффектная (чрезмерная) привязанность к кому- либо из взрослых? |
Да Нет |
1 3 |
Прогноз адаптации:
Готов к поступлению в детский сад: 55 – 40 баллов
Условно готов: 39 – 24 балла
Не готов: 23 – 16 баллов
Приложение 6.
Признаки психического напряжения у детей
Инструкция: Оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у Вашего ребенка по степени выраженности.
0 - нет
1 - немного
2 - средняя выраженность
3 - очень много
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________ возраст _______________________________________________________________
№ п/п |
Признаки психического напряжения |
Интенсивность |
Обстоятельства |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Грызет ногти |
|
|
|
|
|
2 |
Сосет палец |
|
|
|
|
|
3 |
Отсутствует аппетит |
|
|
|
|
|
4 |
Разборчив в еде |
|
|
|
|
|
5 |
Засыпает с трудом |
|
|
|
|
|
6 |
Спит спокойно |
|
|
|
|
|
7 |
Плохо, неохотно встает |
|
|
|
|
|
8 |
Жалуется на головные боли |
|
|
|
|
|
9 |
Жалуется на боли в животе |
|
|
|
|
|
10 |
Часто бывает рвота |
|
|
|
|
|
11 |
Часто бывает головокружения |
|
|
|
|
|
12 |
Заикается |
|
|
|
|
|
13 |
Чрезмерно потеет |
|
|
|
|
|
14 |
Краснеет, бледнеет |
|
|
|
|
|
15 |
Легко пугается |
|
|
|
|
|
16 |
Часто дрожит от возбуждения |
|
|
|
|
|
17 |
Часто плачет |
|
|
|
|
|
18 |
Часто моргает |
|
|
|
|
|
19 |
Дергает рукой, плечом |
|
|
|
|
|
20 |
Недержание мочи |
|
|
|
|
|
21 |
Недержание стула |
|
|
|
|
|
22 |
Бывают припадки злости |
|
|
|
|
|
23 |
Играет какой-либо частью тела |
|
|
|
|
|
24 |
Боится за свое здоровье |
|
|
|
|
|
25 |
Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать |
|
|
|
|
|
26 |
Часто мечтает, мысли его где-то далеко |
|
|
|
|
|
27 |
Умеет сосредоточиться |
|
|
|
|
|
28 |
Очень тревожен |
|
|
|
|
|
29 |
Старается быть всегда тихим |
|
|
|
|
|
30 |
Видит фантастические предметы |
|
|
|
|
|
31 |
Боится темноты |
|
|
|
|
|
32 |
Боится одиночества |
|
|
|
|
|
33 |
Боится животных. Каких? |
|
|
|
|
|
34 |
Боится чужих людей |
|
|
|
|
|
35 |
Боится шума |
|
|
|
|
|
36 |
Боится неудачи |
|
|
|
|
|
37 |
Бывает чувство стыда, виновности |
|
|
|
|
|
38 |
Бывает чувство неполноценности. |
|
|
|
|
|
Приложение 7
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Выделяют следующие степени адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации.
- Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
- Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например, «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры. - Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
- Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
- Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. - В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
- Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (2)
• Детский сад работает 5 дней в неделю с .00 до 12.00. Выходными днями являются: суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.
• Прием детей с 8.00 до 8.30. Помните: своевременный приход ребенка – необходимое условие успешной реализации воспитательно-образовательного процесса.
• О невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни или другой уважительной причине необходимо обязательно сообщить до 8 часов утра.
• Ребенок, не посещающий детский сад более пяти дней (без учета выходных и праздничных), должен иметь справку от врача. При снятии ребенка на время отпуска, необходимо написать заявление.
Требования к внешнему виду и одежде детей:
- опрятный вид, застегнутая одежда и обувь;
- умытое лицо;
- чистый нос, уши, руки, подстриженные ногти;
- подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
- чистое нижнее белье;
- наличие носовых платков.
Для создания комфортных условий пребывания ребенка в группе необходимы: - комплекты сменного белья (мальчикам – трусики, майки, шорты, колготки, рубашка; девочкам - трусики, майки, колготки, платье);
- запасные вещи на случай непогоды;
- пакеты для хранения чистого и использованного белья; Белье, одежда и пр. вещи должны быть промаркированы.
• Перед тем, как привести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика, мала и не сковывала движений; обувь – легкая, теплая, подходящая по размеру.
• Нежелательно ношение комбинезонов в групповом помещении.
• Носовой платок необходим как в помещении, так и на прогулке.
• Во избежание случаев травматизма, необходимо проверить содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в д/с острые, режущие, стеклянные (ножницы, ножи, гвозди, кнопки, проволоку, флаконы), а также мелкие предметы (бусины, пуговицы и т.п.), таблетки.
• Не следует давать ребенку в д/с дорогие, и представляющие для Вас или для ребенка ценность вещи, игрушки т.к. они могут сломаться или потеряться.
• Не следует давать ребенку в д/с игрушки, провоцирующие агрессивные действия.
• Помните, совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим.
Тревожащие Вас ситуации выясняйте в мягкой форме или через специалистов. Если Вам нужна помощь, специалисты детского сада ждут Вас!
Приложение 8
Игры с детьми во время адаптации к ДОУ.
Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие коммуникации
Дети сидят в кругу. Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами: «Я люблю…», называя имя следующего по очереди ребенка.
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».
Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т.д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и т.д.
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком, Все в ладоши хлопаем И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках И друг другу даже Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке, Пальчик поднесем к виску И подпрыгнем к потолку. Шире рот откроем – «А», Рожицы состроим. Как скажу я слово: «Три», Все гримасою замри.
Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.
Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.
Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени:
«Здравствуй, я Саша».
Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.
Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.
Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай
его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Потешка: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила!
Воспитатель будет выполнять роль «катушки», а дети должны взяться за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. Получилась ниточка, закрепленная на катушке. Воспитатель возьмет за руку последнего и будет водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку.
Дети должны почувствовать, какой получился крепкий, дружный клубок. Воспитатель: «Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться».
Воспитатель: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
Воспитатель: «Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз - вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»
Воспитатель: «Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света, Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя».
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
Воспитатель: «Подумайте и с помощью движений покажите землю, небо, огонь и воду... У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музыку, и тот, кто захочет, сможет выйти в круг и изобразить что-нибудь одно: землю, небо, огонь или воду, а все остальные попробуют угадать, что им показывают».
Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).
яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).
Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями). Мышка не нашла яичко и убежала в норку.
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)
Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез. Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о! – Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала? – Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш! – К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала? – Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки детенышей животных.
– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?
21. «Кто чем питается»
Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.
Психолог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.
Игры на развитие эмоциональной сферы детей в адаптационный период к ДОУ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД |
ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь “передразнивает” его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. “Гримаса” передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику. Так же “ передается” еще несколько эмоций. |
ОБЗЫВАЛКИ. Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты..”. Например: “А ты — морковка!” В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты — моя радость!” У детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. |
МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ. Цель: направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев. Ход: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга: По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: “у-у-У!” Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но, помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: Пошутили — и |
|
достаточно. Давайте снова станем детьми!” |
ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ. Цель: снятие эмоционального напряжения. Ход: дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения”. |
ЭТО Я. УЗНАЙ МЕНЯ. Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе. Ход: дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Ребенок, которого поглаживают, должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди имена участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего. |
УЛИТКА. Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности. Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие. |
ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК. Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности. Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впереди. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке... Затем воспитатель просит “бегемотика” походить по комнате, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую “кучумалу” ко всеобщему удовольствию всех участников. |
МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ Цель: развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара. Ход: дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечами друг к другу. Педагог передает одному из них плюшевого попугая или другую мягкую игрушку. Ребенок должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как детям трудно найти ласковое имя для попугая, трудно передать игрушку другому ребенку. По мере освоения этих операций темп игры, как правило, ускоряется. |
ДРАКА. Цель: снятие эмоционального напряжения, направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук. Ход: дети становятся в пары, а взрослый дает им инструкцию: что вы с другом поссорилась. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание... А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение? |
СДЕЛАЙ ТАК. Цель: направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой. Ход: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточку и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: “По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д.” На счет “10” все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, , после чего меняются карточками и повторяют упражнение. |
ГОВОРИ. Цель: направлено на развитие умения контролировать импульсивные действия. Ход: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: ”Говори!”. давайте потренируемся: ”Какое сейчас время года?” (взрослый делает паузу). “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”...”Говори!”; “Какой сегодня день недели?”...”Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т.д. Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально. |
КОРОБКА ПЕРЕЖИВАНИЙ Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения. Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания. |
ИНТОНАЦИЯ. Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями. Ход: Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту ила иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: “Ну, вот и все!” Но сказать ее нужно... |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РУКИ. Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, ах можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить: злость; грусть; испуг; радость; неприязнь. |
ПИШИ КРУЖОЧКАМИ. Цель: развивать фонематический слух. Инструкция: ребята вы должны записать слова, которые я вам диктую, но не обычными словами, а кружочками. Сколько в слове букв, столько и пишите кружочков. Например: “суп”-о,о,о. Слова для записи: ау, рука, сои, весна, дом, роса. |
Приложение 9
Подвижные оздоровительные игры
Объяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом и развертыванием самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу "Солнышко!" все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель объявляет: "Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки", - и поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки. В ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей точности выполнения движений и правил.
Руководя действиями детей в игровом упражнении «С кочки на кочку», воспитатель говорит: «Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся, ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, - предупреждает воспитатель, - не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть на бережок». Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми, подготавливая их к выполнению задания, «Олечка, а ты хочешь перейти через ручеек?» - спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает. Кто-то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка: «Мы с Олей вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет страшно. Да?»
Игра напоминает малышам катание на карусели. Кружась одновременно в темпе, который задаётся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение которой то замедляется, то ускоряется, и вместе переживают радость от такого развлечения. Общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же, сближает и
детей, и взрослых. Важно, что эта игра не только забавляет ребят, но и учит их согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями. Игра начинается с образования круга. «Давайте покатаемся на карусели! — говорит взрослый. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, все движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
(Карусель медленно движется в правую сторону) Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряется) Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
(На слова «побежали» карусель меняет направление движения) Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
(Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу)
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два, Вот и кончена игра.
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Взрослый говорит: «Вот как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук, начинают делать шаги назад со словами: Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
Затем взрослый восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз. После того как пузырь «лопнул», можно покружиться, изображая маленькие пузырьки.
Эта игра предполагает выполнение нескольких последовательных движений: руки вверх и на бочок; руки в стороны и на бочок; руки вниз и на бочок.
Взрослый приглашает ребенка поиграть и говорит: «А теперь ручки хотят поиграть в новую игру. Смотри на меня и старайся все делать так же, как я». Он поднимает руки вверх, а затем переносит их на бок, произнося: «Руки вверх и на бочок». Ребенок воспроизводит движения взрослого. Таким же образом проигрываются и другие инструкции («ручки в стороны, вперед, назад»).
В процессе игры взрослый обращает внимание на
соответствие движений ребенка речевой инструкции, например: «Сашенька, где у
тебя ручки? Разве ты их поставила на бочок? Поставь ручки вот так», — и
помогает малышу поставить ручки на бочок.
Приложение 10
Зарядка в стихах
1.
Мы ногами топаем: топ-топ-топ, А руками хлопаем: хлоп-хлоп-хлоп. Носок-пятка, носок-пятка, а теперь пойдём в присядку. Приседаем, приседаем И как птички мы летаем.
На носочках потянулись.
За грибочками нагнулись. А теперь скорей бежать, Никому нас не догнать.
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу (шагаем)
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу (руками загребаете к себе) Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгаете)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (трясете поочередно ногами)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопаем в ладоши) И ножками потопаем, потопаем, потопаем (топаем ногами)
Птица крылья расправляет, просыпаясь на заре (машем руками, как птица)
Миша лапы разминает у берлоги на траве (ноги широко расставлены, переваливаемся с ноги на ногу)
Утром гномы в лес пошли.
(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону) И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу) Гномы в садик опоздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Приложение 11
Взрослый сажает ребенка рядом с собой, берет раскрытую ладошку малыша своей рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом он захлопывает ладошку малыша, захватывая ею свой палец. Как правило, дети радуются, поймав палец взрослого, побуждают его повторить игру. В эту игру можно играть с несколькими членами семьи, поочередно ловя пальчики друг друга. В этой игре хорошо развивается координация совместных действий.
Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает: Тушки — тутушки, С творогом ватрушки.
Пшеничный пирожок
Гоп! Гоп! Гоп! Гоп! Дружок!
Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по крышке стола в такт стишков: Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли кулачки,
Тук-ток, тук-ток, Нашей Леночке — годок!
Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает: Курочка кудахчет, Дочку носом тычет: Ай, куда, куда, куда, Ай, подай ее сюда!
Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:
Прокачусь-ка я по льду, Ни за что не упаду!
Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет: Хлоп! — на лед! Ах, не везет!
Еще один вариант этой игры — «Рыжая лисица»: Я рыжая лисица, Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала, Я зайку догоняла, И в ямку бух!
• В присутствии ребенка плохо отзываться о детском саде или его сотрудниках.
• «Наказывать» ребенка детским садом (например, «Капризничаешь, тогда я сегодня тебя из
детского сада не заберу») или поздно забирать домой.
• Мешать его контактам с детьми в группе.
• Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
• Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
• Все время кутать, одевать не по сезону.
• Наказывать за детские капризы.
• В воскресные дни резко изменять режим ребенка.
• Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
• Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
• Не выполнять все предписания врача.
когда он начал посещать впервые детский сад.
• Заблаговременно формировать у ребенка положительную установку к детскому саду.
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Рассказывать веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детский сад, делиться личным опытом.
• Ориентировать ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: чтобы не случилось, всегда можно обратиться к тому за помощью.
• Имя отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
• Обязательно расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Не бойтесь быть назойливым.
• Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя ребенка в сад, ведут себя, словно провожают ребенка на фронт. Если вы действуете уверенно, то и ребенок будет спокоен.
• Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте его домой.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
• На время прекратить походы в цирк, театр, гости.
• Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
• При проявлении изменений в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.