Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чебаркульский профессиональный техникум»
Программа наставничества
«Адаптация первокурсников»
1
Содержание:
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Цель и задачи программы 4. Описание программы Структура программы
6. Этапы и направления реализации программы 7. Содержание программы
8. Обеспечение программы
9. Ожидаемые результаты реализации программы 10. Список используемой литературы
2
Введение
Процесс модернизации системы профессионального образования направленный на повышение качества организации обучения и воспитания, заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
В этом смысле проблема адаптации первокурсников является чрезвычайно актуальной. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания.
Под адаптацией в педагогике понимается естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям.
Под адаптацией в психологии понимается сложный многофакторный процесс, психоэмоциональный и поведенческий ответ на внешний вызов, в результате которого человек привыкает к новым условиям и становится частью общества.
Через процесс адаптации проходят все люди, в той или иной жизненной ситуации: первичная адаптация в детском коллективе, привыкание к социальным институтам, профессиональная адаптация. Каждый этап переводит человека на новую ступень развития.
Скорейшая и «безболезненная» адаптация обучающихся нового набора служит важным фактором деятельности студента, его успешности в обучении, активности во внеучебной деятельности, формирования его социально-личностных качеств на основе духовно-нравственных и культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения.
Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений, а именно: возникновению отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, пропускам занятий, снижению успеваемости, деструктивному поведению, потери интереса к выбранной профессии.
От правильности осуществления адаптационных процессов, выбранных механизмов взаимодействия, зависит гармоничное развитие как самого обучающегося, также и внутренний психологический климат всего коллектива учреждения, стабильность контингента и успешность целевых показателей работы учреждения.
Необходимость разработки программы «Адаптация первокурсников на примере модели наставничества» связана с необходимостью повышения эффективности и качества процесса воспитания в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», внедрения актуальных форм поддержки и сопровождения той категории обучающихся, которая нуждается в этом более всего.
3
Пояснительная записка
Целью педагогического процесса в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» конкурентоспособного специалиста, обладающего сформированными общими и профессиональными компетенциями, активного гражданина с развитыми социально-личностными качествами и устойчивой системой жизненных ценностей.
Достижение конечного результата невозможно без каждодневной, планомерной работы, которая начинается буквально с 1-го дня обучения в техникуме.
Подросток, привыкший к школьному учебному процессу, попадает в совершенно новые условия обучения. В ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» с первых дней обучения много времени необходимо уделять самостоятельной подготовке и т.д. Плюсом такого режима является большое количество времени проведённого внутри колледжа. Обучающийся, фактически находится «под присмотром» в течение всего учебного дня. И здесь важно предоставить ему дополнительные возможности для общения со сверстниками, возможности провести с пользой свободное между переменами время, заинтересовать действующими в колледже объединениями и клубами, разрешить возникшие трудности. Минусом является то, что большая учебная нагрузка способствует утомляемости и пониженной работоспособности, особенно на первоначальном этапе привыкания к новым условиям обучения.
Чем быстрее и незаметнее пройдёт процесс адаптации, тем выше будут показатели вовлеченности в учебный процесс, успеваемости, заинтересованности в выбранной профессии/ специальности, осознания себя как части большого коллектива.
Процесс становления личности, формирования жизненных ценностей начинается с первых лет жизни и к поступлению в техникум подросток имеет уже базовую часть знаний, установок, поведенческих принципов. Но, окончательно этот процесс будет сформирован лишь к достижению ответственного возраста, к 18-20 годам. Подростково-юношеский возраст – активный процесс формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. Осознавая данный факт, важно понимать, что 15-16 летние подростки восприимчивы к процессу воспитания, коррекции поведенческих и моральных установок.
Этот процесс возможен только при наличии уважения и доверия к педагогу.
И здесь, нам кажется важным направить обучающегося по пути наименьшего сопротивления к возникшим трудностям. Необходимо направить силы обучающегося на решение тех задач, которые ставит перед ним педагогический коллектив. Большая роль в этих действиях отводится наставничеству.
Наставничество–это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с обучающимся он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, самоактуализацию, личное лидерство, способности принимать
решения, умение аргументировано формулировать мысли.
В нашем случае наставником выступает педагог, который наиболее часто встречается с обучающимся по предметам специального цикла, имеет возможность установить доверительные отношения с первокурсником, выявить его эмоциональное состояние, помочь в решении возникших трудностей. Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять.
Конечно, данная работа невозможна без слаженных действий всего коллектива, особенно работы педагога-психолога, куратора группы и должна основываться на результатах ежедневного мониторинга учебной и внеучебной деятельности студента, анализа всех происходящих процессов. Но, именно наставник, по нашему мнению, может стать тем звеном одной цепи, с помощью которого возникнет заинтересованность к выбранной профессии, быстрая адаптация к новым условиям обучения, новым требованиям, новому кругу общения. От успешной социализации в новом образовательном учреждении зависит весь дальнейший процесс формирования профессиональных и общекультурных компетенций студента нового набора, гармоничное развитие его личностных качеств.
А это в свою очередь требует поиска новых путей активизации социально-психологических и педагогических условий.
Программа наставничества, направленная на адаптацию первокурсников к студенческой жизни
была уже апробирована в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» в предыдущие года, и принесла хорошие результаты. Однако, внося коррективы в формы и методы работы, коллектив ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» принял для себя решение о введении системы индивидуальной формы наставничества для обучающихся с целью создания максимально комфортных условий для скорейшей адаптации первокурсников.
Данная программа призвана решить следующие цели и задачи: Цель программы:
Создание максимально комфортных условий для скорейшей адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу техникума через планирование
выстроенных социально-психологических и
наставничества.
педагогических мероприятий на примере модели
Задачи:
- внедрить и развить систему наставничества первокурсника для снятия
психологического и физического дискомфорта у обучающегося, связанного с новой
образовательно-воспитательной средой;
- обеспечить необходимые условия в техникуме для скорейшей адаптации студентов через планирование социально-психологических и педагогических мероприятий;
- повысить знания о специфике процесса адаптации у педагогического коллектива через консультирование методического объединения классных руководителей и наставников;
- сформировать необходимое информационное поле для студентов с целью обеспечения чёткого представления о правах и обязанностях принятых в техникуме;
- использовать различные формы и методы активизации студента нового набора для формирования позитивных мотивов к учебной деятельности;
- создать условия для самореализации и творческой активности студента посредством участия в творческих и спортивных объединениях;
- установить и поддерживать социальный статус студента в новом коллективе через вовлечение в работу студенческих клубов и общественных объединений;
- выявить обучающихся "группы риска" с последующим составлением индивидуального плана работы на обучающегося.
Описание программы
Значимость агентов социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период первичной социализации, в младенчестве главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, начальная школа. В дальнейшем, когда индивид входит в новые секторы своего общества, наступает период вторичной социализации, где особенно значимыми становятся образовательные институты (учебные заведения, школа), сообщества, средства массовой информации.
Период старшего подросткового возраста, 15-16 лет, является одним из важнейших этапов вторичной социализации, которая предполагает творческое преобразование среды и большую включенность когнитивных механизмов. В этот период формируется мировоззрение личности, ее представление о смысле жизни и собственном предназначении. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся определяющими для ценностной базы человека.
Существенной особенностью старшего подростка (15-16 лет) остается особая форма познавательной деятельности, активно сочетаемая с производительным трудом. Это имеет важное значение, как для выбора подростками профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск своего места в жизни.
Гипотеза: согласованные действия специалистов техникума , внедрение системы
наставничества (в индивидуальной форме) для каждого первокурсника создадут условия
максимально быстрого и безболезненного процесса адаптации обучающегося, что позволит развить мотивационно-ценностные ориентации подростка на выбранную профессию, позволит сохранить контингент техникума.
Необходимые условия для успешной адаптации первокурсника:
1. Закрепление наставника из числа педагогов специального цикла за каждым первокурсником.
2. Выполнение цикла мероприятий, направленных на организацию сотрудничества и координации усилий наставника, педагога-психолога, куратора группы.
3. Установление доверительного личного контакта с каждым первокурсником, консультирование и оказание ему помощи при выявлении имеющихся затруднений.
4. Установление доверительного контакта с родителями(законными представителями) обучающегося, обеспечение возможности их участия в жизни ребёнка условиях новой образовательной среды.
5. Посвящение обучающегося в студенческую жизнь техникума, формирование объединений по интересам.
6. Систематическая поддержка деятельности первокурсника, мотивация его к саморазвитию и инициативности.
7. Выявление посредством мониторинга обучающихся «группы риска», разработка индивидуальных профилактических планов с целью коррекции их поведения.
Основные критерии успешной адаптации первокурсника: желание осваивать выбранную профессию;
отсутствие пропусков без уважительных причин учебных и досуговых занятий; умение распределять свое время и силы;
наличие мотивации к самостоятельному обучению, саморазвитию; готовность к выполнению высоких требований преподавателей;
готовность работать с большим объемом новой информации; наличие доверительных отношений с наставником;
стремление к участию в общественной студенческой жизни техникума;
отсутствие психологического дискомфорта, связанного с повышенным уровнем тревожности, заниженным уровнем самооценки;
взаимодействие со сверстниками, наличие «группы друзей».
Структура программы
Программа адаптации первокурсников на модели наставничества включает в себя
следующие направления педагогической деятельности:
диагностическую
аналитическую развивающую
коррекционную
консультативную методическую
Программа предусматривает три блока, в которых отражены направления и виды
педагогической деятельности в период адаптации: работа с обучающимися,
работа с родителями (законными представителями), взаимодействие специалистов.
Модель наставничества
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Этапы и направления реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме, осуществляется в 4 этапа и включает в себя следующие направления:
-психологическая адаптация (ломка выработанного стереотипа и формирование новых установок);
-социальная адаптация (приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения);
- профессиональная адаптация (приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и досуговой деятельности)
Работу наставника с первокурсником можно разделить на следующие этапы взаимодействия:
1. Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, выявление трудностей обучающегося нового набора.
2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка поведенческих и моральных установок первокурсника.
3. Аналитический: определение уровня адаптации первокурсника и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Содержание программы
Этапы и сроки реализации программы |
Задачи |
Механизм реализации |
Ответственные |
Результат |
I этап (сентябрь, октябрь)
|
Составление индивидуальной карты обучающегося
|
Психодиагностика, анкетирование тестирование, индивидуальные профилактические беседы |
Наставник, кураторы групп, педагог-психолог кураторы групп, педагог-психолог |
Оценка соматического, Психологическ ого и социального статуса первокурсника |
Ознакомление справилами внутреннего распорядка обучающихся, с режимом занятий, единой формой одежды и другими нормативными документами. |
Общее
студенческое собрание, классные часы
|
Заместитель директора по УВР, кураторы групп
|
Формирование новых установок |
|
Выявление нуждающихся в общежитии
|
Оформление и размещение в общежитие |
Заместитель директора по УВР, куратор группы
|
Выявление нужд при заселении в общежитие, решение |
|
Закрепление наставника за обучающимся |
Индивидуальные беседы, дискуссии, консультирование
|
Наставник |
Результативная реализация мероприятия инд.программы наставничества |
|
Оказание социально-психологической поддержки обучающимся в процессе вхождения в новую образовательно- воспитательную среду
|
Индивидуальные профилактические беседы, тестирование, выработка позитивного отношения к временным неудачам
|
педагог-психолог, кураторы групп, |
Создание эмоционально –благоприятно й атмосферы в коллективе
|
|
Установление контакта с родителями первокурсников с родителями (законными представителями) первокурсников.
|
Групповые и общетехникумовские родительские собрания. Профилактические беседы, обсуждение трудностей (в индивидуальном порядке) |
Заместитель директора, Кураторы групп, педагог-психолог
|
Мотивация родителей к участию |
|
Оказание помощи преподавателям в создании условий для успешной адаптации первокурсников к условиям ОУ |
Педагогически й совет, методическое объединение кураторов групп |
Педагоги, наставник, кураторы групп, психолог
|
Преодоление барьера между обучающимис я и педагогическим коллективом
|
|
Выявление интересов обучающихся, мотивация их к участию в объединениях техникума к участию в объединениях техникума |
Вовлечение в творческие и спортивные объединения
|
Наставник, кураторы групп, руководители объединений
|
Выбор творческого или спортивного объединения, клуба по интересам
|
|
Выявление обучающегося ЖБУ с участием УСЗН |
Выезды на дом к обучающимся, составление актовЖБУ, проведение профилактических бесед |
Кураторы групп, Совет профилактики |
Обследование е жилищных условий обучающихся, составление актов ЖБУ |
|
Установление и поддержание социального статуса первокурсника |
Студенческие собрания, студенческие мероприятия, волонтёрские акции |
Студенческие общественные объединения |
Выбор форм досуговой деятельности
|
|
Ежедневный мониторинг посещаемости всех обучающихся |
Заполнение листов посещаемости и успеваемости |
Кураторы групп, наставник |
Анализ успеваемости и посещаемости студента
|
|
II этап (ноябрь, декабрь)
|
Выявление и поиск путей решения основных проблем адаптации студетов, к новым образовательным условиям |
Анализ мониторинга ежемесячно, корректировка планов работы |
Методическое объединение кураторов групп, заместитель директора по УВР, наставник |
Согласование действий и внесение коррективов |
Коррекция индивидуальных
профилактических планов обучающихся "группы риска |
Корректировка ИППР обучающихся
|
Совет профилактики, кураторы
|
Решение выявленных проблем адаптации |
|
Выявление проблем в семье, работа по устранению напряженности студентов, групп, детско-родительских отношений |
Индивидуальна я работа с родителями и студентами |
Кураторы Психолог Наставник |
Нормализация детско-родительских отношений |
|
Мотивация к участию обучающихся в общественной жизни техникума |
Создание информационного пространства, освещающего жизнь техникума |
Студенческие клубы, общественные объединения |
Формирование сплочённости студенческих коллективов |
|
Выявление факторов, влияющих на антисоциальное поведение обучающихся |
Индивидуальные беседы со студентами и родителями |
Кураторы групп Наставники |
Поиск решений на устранения фактора деструктивного поведения |
|
Выявление мотивации к обучению, заинтересованности в избранной профессии, наличия проблем в общении со сверстниками |
Анкетирование, групповые и индивидуальные формы работы |
Психолог |
Формирование общих социокультурных компетенций |
|
Прогнозирование занятости на зимние каникулы студентов "группы риска" |
Составление индивидуальных планов занятости
|
Кураторы групп, наставник
|
Занятость в каникулярное время |
|
III этап (январь-май)
|
Организация коррекционно-просветительской работы со студентами |
Общетехникумовские мероприятия |
Студенческие общественные объединения, кружки по интересам |
Формирование сплоченности студенческих коллективов, помощь дезодавтированным студентам |
Ежедневный мониторинг посещаемости и ежемесячный успеваемости |
Журнал успеваемости, лист посещаемости |
Кураторы групп |
Мониторинг успеваемости и посещаемости, выявление проблем для решения |
|
Проведение консультаций и просвещение родителей, инд.формы работы с обучающимися, не сумевших адаптироваться к работе в новой среде |
Заседания СП, родительские и групповые собрания, инд. консультации |
Психолог Куратор СП |
Оказание помощи обучающимся, родителям |
|
Контроль за проживание первокурсников в общежитии |
Мониторинг соблюдения правил проживания |
Воспитатель комендант |
Решение проблем и корректировка поведения. |
|
Привлечение специалистов различных ведомств для проф.работы с первокурсниками |
Дни правовых знаний, Мероприятия с участием специалистов |
Зам.директора УВР |
Профилактика правонарушений, преступлений и беспризорности студентов |
|
IV этап(июнь) |
Мониторинг и анализ результативности мероприятий Программы |
Заседание ЦК кураторов и СП |
Кураторы групп СП |
Распространение положительного результата на следующий набор первокурсников |
Обеспечение программы
Методическое
-Психодиагностическая карта,
-Социальный паспорт обучающегося,
-Анкета для первокурсников «Готов ли я к выбранной профессии», -Правила поведения в техникуме,
-Памятки для родителей (законных представителей), -Анкета «Моя самооценка»,
-Тест на определение степени установки на ЗОЖ,
-План программы «Адаптация первокурсников на примере модели наставничества», - Анкета на выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков,
-Индивидуальный план профилактической работы, -Журнал посещаемости и успеваемости,
-Анализ медицинских карт, -Материалы консилиумов,
-Анализ адаптации первокурсников,
-Тест Э.В. Леуса на выявление склонности к девиантному поведению
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовое
Указ Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития РоссийскойФедерации ;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 996-р г. Москва"Стратегия развития воспитания в Российской рации на период до 2025 года",
− Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
− Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»(утверждена Постановлением Правительства Российской рации от 4.10.2000 N 751);
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
− Национальный проект "Образование" на 2019 - 2024 годы (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и ональным проектам от 03.09.2018 г.);
− Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утв. оряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N349-р);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 96- р);
− План мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года распоряжением Правительства РФ от 12марта 2016 г. № 423-р);
− Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессиональногообразования нового поколения; −Устав ГБПОУ
«Чебаркульский профессиональный техникум»;.
− Программа воспитания и социализации обучающихся ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.
− Программа развития ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.
.;Локальные акты учреждения:
-Правила внутреннего распорядка обучающихся, -Положение о наставничестве обучающихся;
- Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.;,
-Положение о режиме занятий обучающихся, -Положение о Совете профилактики,
-Положение о Студенческом совете обучающихся,
-Положение о творческих и спортивных объединениях, -Положение о студенческих клубах,
- Положение о волонтёрском движении техникума,
-Годовыми планами работы ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.
Материально-техническое -спортивный
зал,
-библиотека,
-кабинеты для учебных и досуговых занятий,
-буфет
Кадровое
В программе участвуют:
-Директор ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.
-Заместители директора ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.
-Педагог-психолог,
-Кураторы групп,
-Наставники первокурсников, -Совет профилактики,
-Руководители творческих и спортивных объединений, -Студенческий совет,
-Волонтёрское движение ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.
-Студенческие клубы
-Служба медиации
Ожидаемые результаты реализации программы.
Выработка единой комплексной политики образовательного учреждения по адаптации студентов, позволяет не только ускорить процесс адаптации, но и организовать взаимодействие студентов и педагогов, создать оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самостоятельности и реализации себя и способствовать становлению активной жизненной позиции обучающихся.
Закрепление наставника (как правило, педагога по специальности) за каждым обучающимся приводит к становлению партнёрских, доверительных отношений между преподавателем и обучающимся, позволяет повысить заинтересованность к выбранной профессии, сохранить контингент учреждения.
Ранее выявление обучающихся «группы риска» позволяет вести целенаправленную работу по коррекции их воспитания, привлекать родителей к помощи в сложившихся проблемных ситуациях, отслеживать их «траекторию» поведения и интересов.
Скорейшая адаптация студентов к новой образовательной среде, благодаря внедрённой системе наставничества, способствует быстрому реагированию на имеющиеся трудности, способствует устранению ощущения внутреннего дискомфорта, напряженности у первокурсника, благотворно влияет на психологический климат всего коллектива ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;.
Список используемой литературы
1. Алексеева, Г.В. Проблемы социальной адаптации студентов в процессе построения жизненной перспективы.// Г.В. Алексеева, М.И. Алексеева / Школана рубеже веков: материалы докладов Всероссийской научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000
2. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А.Балл // «Вопросы психологии» №1. 1989.
3. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. -СПб. : Изд-воМихайлова В. А., 2000.
4. Позднякова Е.И. Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техникуме,Новокуйбышевск, 2014 г.
5. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества;Новая реальность, Москва, 2011.
6. Вагин И.О. Наставничество; Студия АРДИС, Москва, 2014. 7. Интернет ресурсы:
http://www.ecsocman.edu.ru
http://viro.edu.ru/
http://www.rusnauka.com
26
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.