Программа. Адаптивная физкультура (для обучающихся на дому, вариант 2)

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптивная физкультура.docx

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОБЛЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического

совета

______________________

МКОУ

«Кобляковская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ

«Кобляковская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2020 г.

Зам. директора по УВР

Сёмка М.Н.

___________________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»______________2020г.

Директор МКОУ «Кобляковская СОШ»

Краснобаева А.А.

_____________________

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

Заседание ШМО учителей

Начальных классов

«МКОУ «Кобляковская СОШ»

Протокол № __1___

от «29» августа 2020г.

Руководитель ШМО

Гнездилова О.А.___________


Рабочая программа

учебного курса

«Адаптивная физкультура»

(обучающихся на дому) (вариант 2)

для обучающихся 1 класса

 

Предметная область: «Физическая культура»

 

Разработала: Ковалева Марина Ивановна

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

 

 

 

2020 г

 

Пояснительная записка

     Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана (вариант 2), ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Ключевой направленностью  учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование готовности  детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

     Нарушения  развития  детей 1 класса препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.

      В связи с этим занятия по адаптивной физической культуре в 1 классе в первую очередь направлены на:

·         формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию); 

·         формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);

в дальнейшем на:

·         формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

     Конечная цель обучения – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

     Задачи:

Основные задачи:

1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

 

Исходя из этого, целью рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант) для 1 класса является оптимизации физического состояния и развития ребенка.

 

    

Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.

2.    Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание устойчивого интереса к занятиям.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

 

     Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный предмет охватывает область физической культуры, является неотъемлемым условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями обучающихся с ТМНР.

      В процессе адаптивной физической культуры решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития учащихся 1б класса. Так как помимо основного диагноза у детей отмечаются различные сопутствующие заболевания, такие как: нарушения сердечно-сосудистой, вегетативной, эндокринной систем, нарушения зрения, ожирение, ограничение речевого развития. В двигательной сфере отмечаются нарушения координации, точности и темпа движений, сенсомоторики. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка), отставание в росте и т.д. Память характеризуется слабым развитием, низким уровнем запоминания, затруднением перевода в долговременную. Внимание малоустойчивое, отмечается замедленность переключения. Существенно страдают волевые процессы, дети не умеют руководить своей деятельностью. Зачастую  самые  простые по технике выполнения физические упражнения становятся для детей класса трудновыполнимыми  из-за нарушения аналитико – синтетической деятельности, ослабленного физического развития, нарушения согласованности движений и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей класса.

     Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал  по степени сложности, исходя из особенностей физического развития каждого ребёнка. 

 

Краткая характеристика учащихся класса:

¾                Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

 

 

Средства, используемые для реализации программы:

1)      физические упражнения;

2)      коррекционные подвижные игры;

3)      ритмопластика;

4)      дыхательная и пальчиковая гимнастика;

5)      упражнения для зрительного тренинга;

6)      материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажёры и пр.;

7)      наглядные средства обучения.

      Индивидуальные формы работы на уроках органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.

 

Средства общения с занимающимися:

1)      вербальные;

2)      невербальные

     Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития каждого ребёнка.

     Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

 

     Формы контроля

Тестирование, контроль за состоянием здоровья.

Критерии оценивания

Таблица 1

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

 

дд

д

дн

ü  по подражанию или по образцу

ü  самостоятельно с ошибками

ü  самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

ü  использования по прямой подсказке

ü  использования с косвенной подсказкой (изображение)

ü  самостоятельного использования

 

пп

п

+

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах:

·         Физическая подготовка;

·         Оздоровительная и корригирующая гимнастика;

·         Коррекционные подвижные игры.

     В рабочей программе представлен учебный материал, скорректированный с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и имеющейся МТБ ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».  В связи с отсутствием возможности проведения занятий плаванием, данный раздел программы был заменён на раздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика».

Количество часов, отводимых на освоение разделов учебного предмета адаптивная физическая культура в 1  классе

Таблица 2

Раздел

Кол-во

часов

Физическая подготовка

17

Коррекционные подвижные игры

45

Оздоровительная и корригирующая гимнастика

42

Общее количество часов

99

 

Освоение разделов примерной рабочей программы в течение учебного года:

Таблица 3

      Номер урока

Раздел

1-17

18-63

64-99

Физическая подготовка

 

 

 

Оздоровительная и корригирующая гимнастика

 

 

 

Коррекционные подвижные игры

 

 

 

 

  

 Основное содержание этих разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор)  и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словесным, метод физического сопровождения и т.д.

третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

четвертый этап – повторение используются словесный метод (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.

пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили, 2015). Продолжительность каждого из этапов индивидуально корректируется. На первом уроке при освоении каждого из разделов происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение.  Поэтому, содержание каждого урока повторяется дважды. Два последних урока раздела отведены на закрепление основного содержания раздела в игровой форме. 

     Освоение раздела «Физическая подготовка  предполагает освоение наибольшего спектра движений, в первом классе это такие основные движения как: построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ходьба и бег, ползание, подлезание, передача предметов, прокатывание мяча. Занятия  по этому разделу проводятся не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, что обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

     Содержание раздела «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» направлено на коррекцию общего физического развития учащихся и служит пропедевтикой подготовки детей к изучению раздела «Коррекционные подвижные игры».

     Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два урока), а также сочетания подвижных и коррекционных игр. В разделе используются следующие виды коррекционных игр:

формирование способности вести совместные действия с партнером;

- развитие тактильной чувствительности;

- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.

Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений происходит в течение двух уроков, при этом могут быть использованы разные предметы в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся. Освоение правил одной коррекционной подвижной игры также происходит в течение двух уроков.

Предусмотрены следующие виды работы на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по показу и пр.

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала являются следующие критерии:

Проявляет интерес

·         к видам физкультурно-спортивной деятельности:

·         подвижным играм,

·         выполнению основных видов движений.

 

Умеет:

·         выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);

·         играть в подвижные и коррекционные игры.

Различает состояния:

·         бодрость-усталость,

·         напряжение-расслабление,

·         больно-приятно и т.п.

Управляет произвольными движениями:

·         статическими,

·         динамическими.

Проявляет двигательные способности:

·         общую выносливость,

·         быстроту,

·         гибкость,

·         координационные способности,

·         силовые способности.

 

Личностные и предметные результаты освоения предмета

     Требования к результатам освоения АООП:

     основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП  (вариант 2) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения АООП включают:

     1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

     2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

     3) формирование уважительного отношения к окружающим;

     4) овладение начальными навыками адаптации;

     5) освоение доступной социальной роли (обучающегося);

     6) развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения;

     7) развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

     8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

     9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

     10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 

Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности спортивные игры:

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;

2.2 играть в подвижные игры.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

 

Ключевой направленностью  учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

 

Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:

 

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию). 

3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

 

 

Количество учебных часов

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Адаптивная физкультура» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тематическое планирование учебного материала на 2020-2021 учебный год.

Адаптивная физкультура. 1  класс (вариант 2).

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата

плановая

фактическая

1 модуль.

17

1

Физическая подготовка. Вводный урок. ИОТ и ТБ.

1

 

 

2

Ходьба.

4

 

 

3

Бег.

4

 

 

4

Ползание.

4

 

 

5

Повторение.

4

 

 

2 модуль.

40

 

 

6

Повторение.

4

 

 

7

Оздоровительная и корригирующая гимнастика. Упражнения на равновесие.

12

 

 

8

Дыхательная гимнастика.

12

 

 

9

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

12

 

 

3 модуль.

9

 

10

Повторение.

2

 

 

11

Коррекционные подвижные игры. Подвижные игры с бегом.

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Учебно-методическое обеспечение.

1. Нормативные документы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

2. учебно-методическая литература

- Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.

 -  Уроки физической культуры в начальных классах: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида /В.М.Мозговой – М.: Просвещение, 2009.

3. Периодические издания:

- Адаптивная физическая культура,

- Дефектология,

- Теория и практика физической культуры,

- «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» и другие.

4. Демонстрационные материалы (плакаты, таблицы, видео материалы и т.д.).

Материально-техническое обеспечение:

·                дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

·                спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи;

·                мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол.