Программа "Чистый город и дети"

  • Мероприятия
  • Образовательные программы
  • docx
  • 18.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа направлена на формирование основ экологической культуры подрастающего поколения, организации системы образования и воспитания по проблеме твердых бытовых отходов.
Иконка файла материала Программа Чистый город и дети.docx

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования администрации города Нижний Тагил

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Городская станция юных натуралистов»

Организационно-массовый отдел

 

 

ПРОГРАММА

«ЧИСТЫЙ ГОРОД И ДЕТИ»

 

 

 

 

Составители: Еремина Галина Владимировна, Кадочникова Елена Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

Городничий: «…Ах, боже мой!

Я и позабыл, что возле того забора

навалено на сорок тонн всякого

 сору. Что это за скверный город!

Только где–нибудь поставь какой-нибудь

памятник, или просто забор – черт их знает

откудова и нанесут всякой дряни!»

Н.В. Гоголь «Ревизор»

 

   «Твердые отходы–

это сырье, которое

не используем исключительно

в силу своей глупости»

Артур. К. Кларк.

 

Пояснительная записка

Программа «ЧИСТЫЙ ГОРОД И ДЕТИ» направлена на решение одной из глобальных экологических проблем современности - проблемы экологического образования и воспитания, право детей жить в чистой городской среде.

Каждая страна, каждый город имеет свою «мусорную» проблему и ее историю. Все эти истории похожи одна на другую, так как в человеческом обществе отходы образуются везде и всегда. В последние годы проблема бытовых отходов становится предметом возрастающего внимания из-за резкого увеличения количества последних. В связи с переходом на новые экономические условия, расширением рынка сбыта, производители, стремясь увеличить сбыт продукции завлекают потребителей рекламой, удобным сервисом, красивой, но часто излишней упаковкой, выпускают товары недолговечные или одноразового использования, поощряют быструю изменчивость моды и т.д. Все это приводит к тому, что свалки завалены горами не разлагающегося пластика, почти новыми, но уже вышедшими из моды или быстро сломавшимися вещами.

Наш город, город Нижний Тагил также как и многие города нашей страны, не стал исключением в деле управления ТБО. Город становится заложником все нарастающей массы твердых отходов. Стихийные свалки вокруг садовых участков, вдоль дорог, в прилегающих лесных массивах, переполненные мусорные баки, захламленные мусором многочисленные торговые точки - с каждым годом вызывают все большую тревогу. Только за один год на территории нашего города образовалось 800 тысяч метров кубических ТБО.

Бытовые отходы представляют огромную опасность для здоровья населения. В мусоре и отбросах нередко создаются высокие концентрации вредных веществ, обильно развиваются микроорганизмы, представляющие реальную угрозу для здоровья человека и окружающей среды. Особую угрозу представляют микроорганизмы и ядовитые вещества, попадающие со свалок мусора в подземные воды, которые способствуют распространению загрязнения на многие километры от места самой свалки. Свалки способствуют размножению крыс, птиц, насекомых, являющихся переносчиками многих заболеваний: лихорадки, сыпного тифа, ящура, гельминтов, чумы и др.

Загрязнение воздуха газами, образующимися при сжигании мусора, может способствовать росту заболеваемости дыхательных путей.

Несанкционированные свалки представляют эпидемиологическую и экологическую опасность.

Одной из основных причин этого является прежде всего экономическая- уборка и вывоз мусора стоят дорого. Не менее важна и другая причина- дефицит культуры и низкий уровень экологических знаний у населения.

Заполненные мусором дворы, улицы города представляют собой неприятное зрелище и с эстетической точки зрения, оказывая негативное влияние на психику детей и взрослых.

Большая роль в решении проблемы ТБО, отводится на наш взгляд образованию, воспитанию, просвещению и агитации населения, и особенно детей. Дети более восприимчивы к новым идеям и способны затем передать их родителям. Экологическое образование и воспитание детей может осуществляться в разных формах, различными методами. Большое значение имеет такая форма как массовое мероприятие, позволяющее в простом и доступном виде удовлетворить естественный интерес детей и учащейся молодежи к природе родного края, окружающей среде, проблеме ТБО. Массовое мероприятие позволяет решать экологические проблемы на самых разных уровнях, способствуя воспитанию экологической культуры юных граждан города, также преобразуя общественную необходимость сохранения чистой природной среды во внутреннюю потребность и интересы детей и учащейся молодежи. Содержание Программы не ориентировано на определенный детский возраст. Это позволяет педагогам (руководителям детских экологических отрядов) использовать ее в разных возрастных группах, ориентируясь на возрастные показатели, стартовые возможности детей и учащейся молодежи; особенности их познавательного восприятия окружающего, готовности оказания помощи окружающей природной среде.

Отбор содержания Программы осуществлен на основе ряда принципов:

-принцип демократизации (влияющий на создание условий для расширения и стимулирования творчества детей и учащейся молодежи);

-принцип научности и практичности (опирающийся на научные теории и концепции, практическую направленность);

-принципы целостности, и логичности (обеспечивающие единство декларируемых установок и реальных действий, рассматривающие взаимосвязь всех компонентов и внешних условий «Программы»);

-принципы актуальности, целесообразности и перспективности (рассматривающие решение конкретных проблем, противоречий в контексте тенденций развития современного образования);

-принцип инновационности (определяющий суть, характер, уровень инновационной деятельности);

-принцип валеологичности (отражающий гуманные идеи сохранности здоровья субъектов «Программы»);

-принцип эффективности (включающий анализ результатов деятельности с позиции гарантированности их получения при оптимальных затратах);

-принцип технологичности (показывающий, что результаты могут быть получены и другими педагогами или руководителями детских экологических отрядов в случае воспроизведения ими предлагаемой технологии);

-принцип управляемости (включающий систему управления данным объектом: система контроля, мониторинга).

Отбор материалов Программы также осуществлен на основе следующей нормативно-правовой документации:

Закон РФ «Об образовании», декларирующий в числе основных принципов государственной политики в области образования «воспитание …любви к окружающей природе» (ст. 2.).

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», указывающий на всеобщность и обязательность экологического образования (ст. 73), назначение которого «овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля» ( ст. 74);

Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», рекомендующее органам исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по приоритетному развитию экологического образования;

Целью программы является:: способствовать формированию основ экологической культуры учащихся.

Задачами:

1.Организация системы обязательного образования и воспитания по проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) в муниципальных образовательных учреждениях.

2.Развитие творческой самореализации личности учащихся на основе активной социально значимой деятельности, связанной с изучением и улучшением окружающей среды родного города.

3.Привлечение учащихся к общественно - полезной, социально значимой

деятельности по сохранению чистоты в родном городе.

4.Накопление детьми и учащейся молодежью эмоционально-позитивного опыта вторичного использования ТБО.

5.Проведение санитарной очистки территорий города.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В программе, направленной на детей и учащуюся молодежь, следует сочетать две органически взаимосвязанные области - образовательную и воспитательную.

Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: образовательная должна ответить на вопрос «Чему научаться дети и учащаяся молодежь, являясь участниками программы?; воспитательная -«Какие качества, свойства, отношения и т.д. личностей детей и учащейся молодежи следует формировать в ходе реализации программы?». Уже сама формулировка вопросов дает представление о том, что образовательная область реализуется прежде всего в процессе интеллектуальной деятельности, которую можно выразить путем включения в реализацию программы различных направлений:

Эколого-пропагандистского.

В ходе реализации программы необходимо:

провести лекции, беседы, диспуты по тематике твердых бытовых отходов («Ртутный балласт в жизни города», «Давайте все вместе остановим мусорное нашествие в нашем любимом городе!», «А вы хотите жить в чистом городе?», «Что же такое твердые бытовые отходы?», «Город и мусор сегодня», «Как остановить мусорное нашествие?», «Вторая жизнь отходов», «За чистоту родного края» и т.п.);

осуществить выпуск листовок, плакатов, газет «Нет твердым бытовым отходам!»;

организовать проведение экологических праздников, вечеров, утренников («Город и мусор сегодня»);

провести конкурсы: частушек «Твердым бытовым отходам – бой!», команд КВН по тематике управления твердыми бытовыми отходами, моделей одежды с применением ТБО «Экомода»; фотографий «Природа и мы», на лучшего знатока в области твердых бытовых отходов;

эрудиционы «Свалка по имени Земля»,

выставки: «Оч.умелые ручки», «Экология души», «Нет - твердым бытовым отходам!»;

антирекламу предприятиям, загрязняющих среду города ТБО;

выступления в печати, по радио, телевидению по проблемам твердых бытовых отходов;

проведение фестивалей «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами».

Практического.

 Включающего:

-участие в операциях «Бумеранг» (отыскивание в черте города несанкционированных свалок мусора, выявление машин незаконно вывозящих мусор, сообщение в специальные органы о незаконном вывозе твердых бытовых отходов), «Чистая вода» (очистка прибрежной зоны водоемов от твердых бытовых отходов) и т.п.;

-«Дни помощи природе города» (очистка территорий города от ТБО);

-работа совместно с общественными экологическими организациями по благоустройству города;

-изготовление различных поделок из вторичных материалов;

-сбор вторсырья (макулатуры, пластика, сбор металлолома, использованных элементов питания).

Учебно-исследовательского:

изучение качественного состава ТБО, способов их классификации;

изучение способов сортировки мусора;

знакомство с комплексным управлением отходами;

изучение способов рационального использования сырья и материалов;

изучение  степени влияния ТБО на здоровье человека;

проведение экологических разведок, картирование скоплений ТБО;

анализ сводок в печати, по радио, телевидению согласно тематике ТБО;

проведение учебно-исследовательских работ по тематике ТБО.

Воспитательная область имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, в трудовой), формирование экологической культуры, представляющей собой единство экологического сознания, экологически компетентного поведения и экологически целесообразной деятельности.

В основу реализации Программы положено два подхода:

-деятельностный;

-комплексный.

Деятельностный подход предполагает организацию различных видов деятельности детей и учащейся молодежи:

* пропагандистской,

* познавательной,

* художественной,

* научно-технической,

* эколого-практической,

* учебно-исследовательской,

* трудовой,

* ценностно-ориентировочной и т.д.

Комплексный подход предполагает органичное «сращивание» всех видов деятельности, дополнение их друг другом, а также взаимное влияние в ходе реализации программы организации и проведения досугово-массовых мероприятий эколого-биологической направленности с учащимися города.

Деятельностный подход указывает направленность программы организации и проведения досугово-массовых мероприятий эколого-биологической направленности с учащимися города, а комплексный определяет характер ее содержания. Программа представляет собой своеобразное системное образование, поэтому ее реализацию можно представить в виде определенного алгоритма:

-         целеполагание (анализ проблемы, цель, задачи);

-         планирование (обеспечение условий выполнения целей и задач Программы;

-         организация и подготовка реализации Программы, содержание форм и методов ее проведения, информационное обеспечение: разработка и распространение Положений о проведении досугово-массовых мероприятий; привлечение детей и учащейся молодежи к участию в массовых мероприятиях; материальное обеспечение Программы;

-         непосредственное проведение досугово-массовых мерпрориятий;

-         анализ достигнутых результатов.


 

Схема – алгоритма реализации Программы

 

Анализ проблемы «Чистый город и дети»

 

Планирование досугово-массовых мероприятий

 

Организация досугово-массовых мероприятий

 

Проведение досугово-массовых мероприятий

 

Подведение итогов

Учебно-методическое обеспечение программы:

1.      Библиотека

2.      Видеотека

3.      Викторины

4.      Выставки

5.      Дивиди-тека

6.      Документация кабинета.

7.      Иллюстративный, дидактический, раздаточный материал

8.      Инструкции по ОБЖ

9.      Методические рекомендации

10.    Нормативно-правовая документация

11.    Образовательные программы

12.    . Сценарии

13.    Слайдтека

14.    Стихи

15.    Сценарии

16.    Фенология

17.    Фонотека

18.    Эколого-биологические игры

19.    Экскурсии

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаев С.В. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. «Просвещение», 1988

2. Агеев А.А. Сохраним наш мир. Ростов. «Гермес», 1995

3. Алексеев С.В., Беккер А.М. «Изучаем экологию – экспериментально». Санкт-Петербург, 1993

4. Алексеев С.В., Экология: наука и область образования, Санкт-Петербург, 1994

5. Алексеева А. Земля – наш дом. М. «Молодая гвардия», 1983

6. Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков. М., МНЭПУ, 1995

7. Белавина И. Планета – наш дом. (методика). М. «Лайда», 1995

8. Семенов А.С., Попов В,А. Это наша с тобой экология. г. Н. Тагил.  НТИ УГТУ,

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении городской экологической акции

«Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами»

 

МАУ ДО ГорСЮН организует и проводит городскую экологическую акцию «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами» с12 мая по 21 декабря 2020 года.

1.Цель и задачи акции

ЦЕЛЬ: способствовать формированию основ экологической культуры учащихся.

ЗАДАЧИ:

1.Организация системы обязательного образования и воспитания по проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) в муниципальных образовательных учреждениях.

2.Развитие творческой самореализации личности учащихся на основе активной социально значимой деятельности, связанной с изучением и улучшением окружающей среды родного города.

3.Привлечение учащихся к общественно-полезной, социально значимой

деятельности по сохранению чистоты в родном городе.

4.Накопление детьми и учащейся молодежью эмоционально-позитивного опыта вторичного использования ТБО.

5.Проведение санитарной очистки территорий города.

2.Условия проведения и содержание акции

Все мероприятия, проводимые в ходе Акции, посвящены проблеме

сокращения твердых бытовых отходов в нашем городе. В ходе акции проводятся конкурсы:

1.Конкурс информаций о проделанной работе по сокращению ТБО «Сохраним чистый город своими руками».

Информация оформляется в виде таблицы и подтверждается фотоматериалами.

п/п

Содержание деятельности

 

Кол-во мероприятй

Охват

детей

 

Результативность

 

1.

 

Организация и проведение

образовательных мероприятий

по тематике Акции (занятия, уроки - практикумы, семинары,

беседы, викторины и т.п.)

 

 

 

2.

 

Наличие практической деятельности учащихся (участие в субботниках по наведению чистоты на территории города, в парках, скверах и других зеленых зонах города, у памятников, мемориалов с указанием объема выполненных работ, сбор и сдача в пункты приема вторсырья).

 

 

 

3.

Участие в массовых мероприятиях по тематике акции

 

 

 

4.

Выступления в СМИ по тематике акции

 

 

 

5.

Учебно-исследовательская

и проектная деятельность

по тематике ТБО и их утилизации.

 

 

 

Информация принимается до 10 декабря 2020 года.

2.Конкурс « Будем мусор разделять, чтоб использовать опять» или « Мусор без сомнения требует деления!» по раздельному сбору вторичного сырья и сдачи в пункты приема проводится по номинациям:

номинация «Сохрани дерево — сдай макулатуру» – сбор и сдача в пункты

приема макулатуры;

номинация «Пластику - новую жизнь» - по сбору ПЭТ-бутылок (полиэтилен - терефталат – полимерное соединение, часто используемое для изготовления бутылок для напитков) и полиэтилена ПАКи (пак-упаковки) и сдачи их в пункты приема;

номинация - «Уставший металл» - сбор и сдача в пункты приема металлолома.

номинация - «Выбросить нельзя, переделать в соли, железо и графит» - сбор и сдача в пункты приема элементов питания (батареек).

Сведения о сданном вторсырье подтверждаются квитанциями, ксерокопии которых принимаются до 10 декабря 2020 года.

Телефоны некоторых пунктов приема вторсырья: 25-73-20, 89041702808

3.Конкурс коллекций моделей одежды с применением ТБО «Эко – бум – 2020»,или «Эко мода спасает природу» проводится по следующим номинациям:

-«Вторичное сырье» (коллекции, выполненные из бумаги, пластика, металла, полиэтилена и др.);

-«Вторая жизнь вещей» (коллекции, выполненные с использованием природного материала, например соломы, семян, зерна, морских ракушек; а также коллекции, выполненные из старых, ненужных, заброшенных вещей и материалов, которые в процессе модернизации превратились в модные и стильные вещи);

-«Родной пейзаж – источник вдохновения» (коллекции, в которых отражена природа родного края);

–«Greenpeace в моде» (коллекции, выполненные из искусственного меха и кожи);

–«Единичная модель» (самая яркая модель, соответствующая экологической теме).

Конкурс проводится очно. Демонстрация моделей состоится 20 ноября 2020

года в 10 часов 30 минут (для детских садов) и в 14 часов 00 минут (для МОУ и УДО) в МАУ ДО ГорСЮН, ул. Пархоменко, 18. Создайте свои костюмы на тему ТБО «Эко – бум – 2020»,или «Эко мода спасает природу» и представьте их на конкурс. От одного образовательного учреждения одна коллекция моделей одежды. Продолжительность демонстрации коллекции не более 3- 5 минут.

Критерии оценки

1.Отражение экологической темы.

2.Оригинальность решения, творчество.

3.Целостность костюмов.

4.Артистизм демонстрации коллекции моделей.

5.Музыкальное сопровождение.

6.Продолжительность выступления 3-5 минут.

Победители определяются в каждой номинации по каждой из возрастных групп.

4.Конкурс социальной рекламы «Мы за город без мусора!» проводится по номинациям:

номинация видеороликов «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!». Видеоролик должен быть кратким, лаконичным, информативным, направленным на решение проблемы в области отходов производства и потребления. В видеоролике обязательно участвуют учащиеся того образовательного учреждения, которое заявлено как автор. В электронном варианте формат видеоролика AVI или MPEG 4, продолжительностью до 3 минут, на электронном носителе.

Критерии оценки

-соответствие сюжета выбранной теме,

-оригинальность;

-наличие содержания, его соответствие теме;

-возможность практического применения;

-информационная насыщенность;

-эстетичность оформления, соответствие цветового решения

теме работы

-использование графики, анимации, ее уместность и

соответствие содержанию работы

-использование звукового сопровождения.

Номинация мультимедийной презентации «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!». В презентации необходимо отразить все этапы конкретной практической деятельности, направленной на сокращение ТБО, которую провели авторы. В представленных материалах отражается практическая деятельность по принципу «как было и как стало» (Работа трудовых и экологических отрядов, патрулей, проведение экологических акций, операций, десантов, рейдов, субботников, работа агитбригад, шествия). Презентация должна быть выполнена в приложении Microsoft PowerPoint; OpenOffice.org Impress или в других современных сервисах. На титульном слайде должны быть указаны: тематика Конкурса, название работы, Ф.И.(полное) автора, ФИО руководителя (полное) название образовательного учреждения, класс; общее количество слайдов – до 20; конкурсная работа должна сохранять единый стиль (цвет, шрифт, начертание, выравнивание).

Критерии оценки

Содержание работ должно соответствовать целям и задачам конкурса.

При подведении итогов оцениваются:

-соответствие содержания конкурсной тематике;

-оригинальный творческий подход к раскрытию темы;

-уникальность материала;

-соответствие изложенных материалов исторической достоверности;

-оформление и дизайн презентации - инновационный подход, оригинальность;

-процент авторства.

Номинация «ЭкоСлово» - эссе, рассказ, сказка о том, как в повседневной жизни автор уменьшает количество образованных отходов с использованием фотографий, подтверждающих участие в событии.

. Работы принимаются на бумажном носителе и в электронном виде на диске.

Критерии оценки

-соответствие тематике конкурса;

-полезность выполняемой работы;

 -оригинальность исполнения;

-творческий замысел.

Номинация «Знаки против мусора!» необходимо подготовить работу, представляющую собой графическое или же аппликационное изображение, отображающее необходимость сбора мусора и бережного отношения к окружающей среде. Размер Работы не более 90 x 60 см. К работе прикладывается следующая информация: название работы; фамилия имя участника(ов); ФИО руководителя; наименование образовательной организации в которой выполнена работа. От каждого участника принимается только одна Работа. Работа должна отвечать тематике Конкурса. Работа должна быть заметной, оригинальной, остроумной и вызывать положительные эмоции

Критерии оценки

-творческий подход;

-оригинальность Работы;

-композиционное решение;

-соответствие экологической тематике и раскрытость темы недопустимости загрязнения окружающей среды отходами бытового мусора.

 

Вся предоставляемая на конкурс «Мы за город без мусора!» социальная реклама должна быть направлена на привлечение внимания широких слоев населения или конкретной социальной группы к проблемам в области отходов производства и потребления. Работы принимаются до10 декабря 2020 года.

 

3.Условия участия

Для участия в Акции необходимо составить заявку - протокол на каждый конкурс отдельно по форме:

Заявка - протокол

ОУ___________________________________

на участие в городской экологической акции «Остановим загрязнение города

твердыми бытовыми отходами»

в конкурсе__________________________________________

 

 

Название конкурсного материала

 

Фамилия, имя и

возраст автора (ов)

 

 

ФИО руководителя

 

Э1

 

Э2

 

Э3

 

Кол-во баллов

Место

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (последние пять колонок не заполнять)

Руководитель МОУ________________

4. Поощрение участников конкурса

Призовые места определяются по каждому конкурсу. Лучшие коллективы и

отдельные учащиеся награждаются призами и дипломами управления

образования, участники получат сертификаты в 15-00 часов 21 декабря 2020 года в МАУ ДО ГорСЮН.