Программа чтение художественной литературы 6-7 лет
Оценка 4.6

Программа чтение художественной литературы 6-7 лет

Оценка 4.6
docx
03.02.2023
Программа чтение художественной литературы 6-7 лет
чтение худ.литературы.docx

 

      

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников седьмого года жизни и основных принципов построения психолого-педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ.

2. В соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020. N 28;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

5. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.

6. Устав МДОУ.

7. Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.

 

 

    Цели и Задачи программы

 Цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи:

1.     укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

2.     целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

3.     обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

4.     развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

5.     развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

6.     пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания

            включаться в творческую деятельность;

 

7.     органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное

взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

8.     приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

9.     приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Срок реализации программы- 1г.

 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

 

·        полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

·        построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

·        содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

·        поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

·        сотрудничества с семьёй;

·        приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

·        формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

·        возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

·        учёта этнокультурной ситуации развития детей.

 

Содержание педагогической работы ориентировано на разносторонне развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных

особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевразвитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

 

 

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет

     Ребёнок 6-7 лет обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

 

 

Задачи образовательной деятельности

 

 

 Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

 Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.

  Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.

 

 

 

 Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.

 Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

 

 

Содержание образовательной деятельности

Расширение читательских интересов детей. Проявление устойчивого стремления к постоянному общению с книгой, избирательности по отношению к произведениям определенного вида, жанра, тематики. Активное участие в общении по поводу литературных произведений со взрослыми и другими детьми.

 

Восприятие литературного текста. Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, устанавливать многообразные связи в тексте, понимать авторский замысел. Восприятие литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), стремление давать оценку действиям и поступкам героя. Проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию произведения, его смысловому и эмоциональному подтексту, образам героев, художественной форме; эстетической чувствительности к красоте литературной речи, образности художественного языка. Понимание значения некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

 Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения;

 называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся;

 знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества;

 воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает

свое отношение к героям и идее;

 творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.

 

Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен;

 ребенок с трудом называет знакомые

книги, не может объяснить, чем они ему нравятся;

 при восприятии литературного произведения понимает его содержание, не может понять авторской позиции, не чувствителен к языку;

 не выразительно читает короткие стихи, рассказывает сказки и рассказы, не может придумать сказку по аналогии, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх;

 пассивен при обсуждении книг, не проявляет инициативы в изобразительной и проектной деятельности на основе литературного текста, в театрализованных играх является либо зрителем, либо не выразительно передает образ второстепенного героя.

 

 

 

 

 

 


 Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе

Сроки реализации

Тема

Образовательные области

Формы работы

Итоговое мероприятие

Сентябрь

1 неделя

До свиданья, лето! День знаний.

1. День знаний

 

 

2. Растения летом

 

 

3.Мир животных летом

 

 

4.Мои впечатления о лете

 

 

5. До свиданья лето»

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Экскурсия к школе, беседы о школе, чтение художественной литературы: В.Лифшиц «Первоклассник», И Токмакова «Букваринск», Г.Гребенцев «В первый класс», 

Рисование «Букет первоклассника»

(рисование с натуры)

Д/и «Собери портфель», с-р «Школа»

Ручной труд «Цветы на поляне»

Беседа «Цветы на нашей клумбе», «Растения, которые нас лечат»

д/и «Угадай по описанию», сбор семян цветов., п/и «К дереву беги»

 Лепка  «Мое любимое животное»

д/и «Этажи леса», «Расскажи, а я узнаю»

Чтение «Сказочка про козявочку» Д. Мамин –Сибиряк, «Веселый бал» Г.Галина

п/и «Медведь и пчелы»

Рисованние «Как я провел лето»,

 Аппликация «Цветы»

Беседа «Летние путешествия»

п/и «Море волнуется раз…»

Ознакомление с природой «До свиданья лето»

Д/и «Когда это бывает?»

Чтение: К. Ушинский «Четыре желания»
Беседа «Погода летом» (по календарным наблюдениям)

 

Праздник «День знаний»

2 неделя

«Азбука безопасности»

1.Про дороги и про улицы

 

 

2. Ребенок и незнакомые люди

 

 

3.Ребенок и природа

 

 

4.Ребенок дома.

 

 

5. Огонь- друг  или враг?

 

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Социальное и предметное окружение «Лучший пешеход»,

Рисование «На чем люди ездят»(Комарова Т.С.),

Беседы о видах транспорта, классификация дорожных знаков,

 о работниках ГИБДД.

Чтение художественной литературы: «Змей угонщик», Б.Жидков «Что я видел»

Беседы «Если в дверь звонит незнакомец»,

«Не доверяй незнакомым людям»

Чтение: Ш.Перро «Красная Шапочка»(вывод,мораль), А.С.Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»

д/и «Портрет злого человека», «Портрет доброго человека», «Внешность бывает обманчива»

Аппликация «Ядовитые и съедобные грибы»

Беседа «Сигналы опасности природы (гроза, молния)», «Правила безопасности в природе»

Игровые ситуации «Я заблудился в лесу», «Мы идем в лес», «Опасные животные»

д/и «Ядовитые растения»

Чтение «У тебя у самого свой ум» В.Даль,

«Ветер и солнце»В.Даль

Беседы «Наши помощники и враги»

д/и «Путешествие по квартире», «Где положишь там возьмешь», «Каждой вещи свое место»,

Ручной труд «Книжки-малышки по безопасности»

Беседы о профессиях пожарного и спасателя.

Беседы о пожарной безопасности.

С-р. игра «Мы спасатели»

д/и «Огонь- друг  или враг?»

Ознакомление с природой «Что такое огонь?» О. Воронкевич;

Рисование  «Плакат по пожарной безопасности»

Чтение С.Маршак «пожар», «Рассказ о неизвестном герое», П.Колосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке»

 

Викторина «Азбука безопасности»

3 неделя

Неделя красоты.

1 «Красота родной природы»

 

 

2 «В мире живописи»

 

 

3. В мире

музыки

 

 

4. Что такое архитектура?

 

 

5.Художники -модельеры

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Ознакомление с природой «Красота родной природы»

Чтениестихов русских поэтов о природе,

Беседа «Природа в картинах русских художников»

Игра «Путешествуем по заповедным местам родного края»

Рисование «Портрет друга»

Беседы «Знакомство с пейзажной живопись», «Книжная графика»,»Что такое натюрморт?»

Игра «В картинной галерее»,

д/и «Смешиваем краски»,

Беседы – знакомства с композиторами, «О чем рассказала нам музыка?»

д/и «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай мелодию»

Аппликация «Дома на нашей улице»

Беседы «

Лепка «Сказочные птицы»

Конструирование «Строим замок для принцессы»

Беседы «Самая первая крепость», «Башни старого замка»

д/и «Дом со всех сторон», «Одинаковое и разное»

Игра «Салон красоты», «Дом моды»

Социальное и предметное окружение «Кто создает одежду» (творческие профессии)

Конкурс красоты, выставка портретов.

4 неделя

1День дошкольного работника

 

2.Наш детский сад

 

3. Кто работает в детском саду

 

4. День в детском саду

 

5.Наши игрушки

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Рисование «Салфетка для воспитателя»,

Игры «Детский сад», «Воспитатель».

Аппликация «Цирк приехал в детский сад»

Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за красотой клумб, игровых площадок, за работой дворника.

 

Социальное и предметное окружение «Кто работает в детском саду»(экскурсия по детскому саду)

д/и «Кому что нужно для работы?»

Лепка «Мои любимые игрушки»

Беседы «Из истории игрушек»,

Фотоальбом «Хорошо у нас в саду»

Октябрь

1 неделя

Осень. Мир растений.

 

1.Тематический день пожилого человека.

 

 

2.Осень мир растений.

 

 

3.Труд людей в сельском  хозяйстве

 

 

4.Как растения готовятся к зиме.

 

 

5.Осенний пейзаж.

Погода осенью.

 

 

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Выставка «Бабушкин сундук», фотовыставка «Самые лучшие друзья – дед, бабуленька и я», беседа «Как мы можем позаботиться о старших»

Л. Воронкевич «Солнечный денек»

Социальное и предметное окружение «Откуда хлеб пришел?»

Беседы : «Батоны и булки не растут на дереве», «Где растет гречневая каша?», «Как выращивают овощи»

Чтение «Стихи о хлебе»В.Бакалдин, «Золотой колосок»Н.Верещагин, «Отцовское поле» Н. Крупин

Аппликация «Машины везут урожай овощей (фруктов)»

Ознакомление с природой «Как растения готовятся к зиме»

Рисование «Ветка рябины»

Чтение И. Соколов –Микитов «Осень в лесу», «Золотая осень», М.Пришвин «Осенние листики»,

Дидактические игры на определение семян и плодов растений и деревьев, их внешнего вида.

Рисование «Пейзаж «Золотая осень»,

Рассматривание картин русских художников. Чтение стихов русских поэтов о золотой осени

 

Беседы о погодных явлениях, происходящих осенью.

Опытно-экспериментальная работа на метеорологической площадке.

Я.Пинясов «Березкина песня», Ф.бобыле «Маленький грибник», Г. Гребенцов «Приход осени»

 

Выставка детского творчества «Осень разноцветная»

2 неделя

Осень. Мир животных.

 

 

1.Как животные готовятся к зиме.

 

 

2.Знатоки леса

 

 

 

 

3.Животные жарких стран

 

 

 

 

4.Животные Севера

 

 

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Социальное и предметное окружение

«Знакомство с профессией лесника, лесничего»

дидактические игры на закрепление знаний о диких и домашних животных.

И. Соколов –Микитов «Дятлы», А Кушнир «Птицы»,

Ознакомление с природой «Знатоки леса»

Рисование «Знакомство с книжной графикой Е.Чарушина, «Сов»(штрих)

Беседы о животных жарких стран.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Лепка «Каких животных ты больше любишь?»

Игры «Зоопарк», «Ветлечебница»,

Беседы о животных Севера.

Рассматривание картин, составление рассказов.

Конструирование «Игра в волшебников» 

Игры «Зоопарк», «Ветлечебница»,

 

Праздник «Осень»

3 неделя

Моя республика

 

1.Мой город.

 

2.Знаменитые люди Мордовии

 

 

3.Заповедные места

 

4.Герб, флаг, гимн Мордовии

 

 

5.Мордовский костюм

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Социальное и предметное окружение «Столица Мордовии»»,

дидактические игры на закрепление знаний о Саранске,

игра «Экскурсоводы»

Рисование «Знакомство с картинами Ф.Сычкова»,

Беседы о знаменитых земляках.

В.Корчеганов «Я о Мордовии пою»

Ознакомление с природой «Заповедные места Мордовии»,

Чтение Т. Тимохина «Куда торопится река Синарка», Е.Носов «Не спит моя Саранка»,

Рассматривание государственной символики Мордовии.

Рассказ воспитателя о гербе, флаге, гимне Мордовии.

Аппликация «Флаг Мордовии»

Рисование  «Украшение передника  мордовским узором»

Рассматривание мордовского костюма.

 

Фотовыставка «Мой город»

4 неделя

Моя страна

1.Москва –главный город России

 

 

2.Путешествуем по России

 

 

3.Природа России

 

 

4.Русский народный костюм

 

 

5.Декоративно-прикладное искусство России

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Социальное и предметное окружение «Москва - столица России»

Рисование «Московский кремль»

Чтение стихов о Москве.

Рассказ воспитателя

Чтение«Родина»З.Александрова,»Поезжай за моря –океаны» М.Исаковкий.

Рассказ воспитателя о крупных городах, промышленных центрах.

Игры «Путешествуем по России», «Экскурсоводы», «Путешествуем по Волге»

Беседы «Береза – символ России»,

Чтение стихов о природе России.

Ознакомление с природой «Красная книга – сигнал опасности»

Рассматривание карты России, климатических зон

Рассматривание русского народного костюма.

Рисование «Украшение русского костюма»

Русские народные подвижные игры

Лепка «Дымковская кукла»

Беседы о мастерах Дымкова, Гжели, Хохломы, городецких мастерах

 

Ноябрь

1 неделя

1.День народного единства.

 

 

2.Люди должны дружить

 

 

3.Как живут люди в других странах

 

 

4.Символика России

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Социальное и предметное окружение «День народного единства» (рассказ воспитателя + слайдовая презентация)

Ручной труд «Открытка к Дню народного единства»

 «С чего начинается Родина?» М.Матусовский.

Аппликация «Радужный хоровод»

Чтение «Давайте дружить» И.Мазнин

«Россияне – граждане России»

Рассказ воспитателя о том как живут люди в других странах

Игра «Путешествие в другую страну», «Путешествие по карте»

Беседы о символике России (герб, флаг),

 

Выставка детских рисунков «Страна, где я живу»

2 неделя

1.Расту здоровым

 

 

2.Правильное питание

 

 

3.Здоровый образ жизни

 

 

4.Изучаем свой организм

 

 

5.Служба «Скорой помощи»

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Социальное и предметное окружение «Если хочешь быть здоров»

Рисование «Мы на спортивном празднике»,

Чтение Радченко «Твой олимпийский учебник»»

Беседы о витаминах, правильном питании

Рассказ воспитателя «Здоровая пища»

Лепка «Овощи и фрукты – здоровые продукты»

Игры «Кафе», д/и «аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус»

Посадка лука на перо.

Г.Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких»

Аппликация «Открытка хорошего настроения»(по замыслу)

Беседы о видах спорта, о здоровом образе жизни..

д/и «Угадай вид спорта»

Беседы о личной гигиене.

Чтение: «Чистота» Д.Крупская.

Рассказ воспитателя «Как устроено наше тело», «Как работают наши органы» т.д.

Чтение В.Бондаренко «Язык и уши», С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е.пермяк «про нос и язык»

Ознакомление с природой «Растения, которые нас лечат» (лекарственные растения)

Беседа «Почему люди болеют?», «Как можно уберечься от болезней»

Беседа о работе врача.

Игра «Поликлиника», «Скорая помощь

Игровые тренинги «Что нужно делать если порезал палец, обжегся и т.д.»

Чтение В.Ивенин «Слово врача»

 

Развлечение «Веселые старты» с участием родителей.

3 неделя

Мой дом – моя семья.

1Моя семья

 

 

2Как  работают мои родители.

 

 

3Конвенция о правах ребенка. Право на имя

.

 

4.Моя родословная

 

 

5Семейные традиции

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Рисование «Моя семья»,

Чтение Я.Аким «Моя родня», Б. Заходер «Кто кому кто?»,В.Драгунский «Сестра моя Ксения», «На садовой большое движение», Л.Толстой «Старый дед и внучек»,Э.Шим «Брат и младшая сестра»,

Игра «Семья»

Встреча с родителями, рассказы о профессиях.

д/и «Кому что надо для работы»

Чтение  «А что у вас?» С.Михалков.

Ручной труд«Починим одежду для всей семьи»

Социальное и предметное окружение «Что такое фамилия»

Беседы «Именины  - праздник имени»,

Чтение Л.Успенский «Твое имя»,

д/и «Назови ласково», «Измени имя»

Рассматривание семейных фото, рассказы детей о своих предках.

Составление генеалогического древа.

Лепка «Чайная посуда для семейного чаепития»

Беседы «Чем мы любим заниматься всей семьей», «Отдыхаем всей семьей»

Книжки-малышки «Моя  семья»

Подвижные игры моей семьи.

Конкурс-фотовыставка «Отдыхаем всей семьей»

4 неделя

1. День матери

 

2. Где работают наши мамы

 

3. У мамы руки золотые

 

 

4. Нет милее дружка, чем родимая матушка

 

 

5. Мамины помощники

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Социальное и предметное окружение «Где работаю наши мамы»

Чтение С.Михалков «А что у вас?»

Выставка работ мам и бабушек.

Аппликация «Поздравительная открытка для мамы»

Пословицы и поговорки о матери, семье.

Чтение сказки «Добрый волшебник»из книги Т.Шорыгиной «Моя семья»

Беседы «Как ты помогаешь маме»

Инсценирование стихотворения «Мамины помощники»

Рисование «Роспись чайного сервиза»

Чтение произведений о матери.

Выставка детского рисунка «Портрет моей мамы»

Развлечение «Мамы всякие важны»

Декабрь

1-я неделя

«Зима»

1.«Зимушка- зима

к нам в гости пришла»

 

 

2. «Зимующие птицы»

 

 

3. «Животные наших лесов»

 

 

4. «Как красив зимний лес»

 

 

5. «Зимние приметы»

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

 

Беседа с детьми о зиме

НОД «Зимушка – зима»

П/и «Снежная карусель»

В.Бианки «Синичкин календарь» .Декабрь

Беседа с детьми «Осторожно, гололед»

Беседа «Жизнь птиц зимой»

Лепка «Птица. Зимующая птица»

Д/и «Зимующие и перелетные птицы»

П/и «Вороны и воробьи»

Г.Снегирев «Про птиц», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», М. Горький «Воробьишко»

Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»

П/и «Бездомный заяц»

Пересказ сказки Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

Знакомство с жанрами живописи. Пейзаж «Зимний лес»

Заучивание стихов и песен о зиме

Заучивание примет о зиме

Рассматривание картины  И.Шишкина «Зима»

 

 

 

Декабрь

2-я неделя

1.«Морозные узоры»

 

 

2. «Зимние месяцы»

 

 

3.«Эксперименти-рование с водой и льдом»

 

 

4. «Животные Арктики и  Антарктики»

 

 

5. «Природа зимой»

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Заучивание примет о зиме

Рассматривание картины  И.Шишкина «Зима»

Рассказывание сказки В.И. Одоевского «Мороз Иванович»

 НОД «Морозные узоры»

 НОД «В гости к мастерам гжели»

Рассматривание картины И.Грабаря «Сказки инея»

С.Я.Маршак «12 месяцев»

Беседа с детьми  о зимних месяцах

П/и «Два Мороза»

ФЭМП «Месяцы»

Заучивание  Е. Трутневой «Первый снег»

Опыты с водой, льдом и снегом.

Беседа с детьми о безопасном поведении зимой

НОД «Животные Арктики и Антарктики»

Лепка «Белый медведь»

Рисование в нетрадиционной технике «Лес зимой»

Беседа с детьми об особенностях зимней природы

Выставка рисунков на тему «Зимний вернисаж»

 

Декабрь

3 неделя

 

В гостях у сказки

1.Русские народные сказки»

 

 

2.Чтение сказки Ершова «Конек – Горбунок»

 

 

3. Инсценировка русских народных сказок: «Три медведя», «Теремок»

 

 

4.»Угадай, какая сказка»

 

 

5. «Сказки моего детства»

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

  Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.

П/И «Дети и волк», «Зайцы и медведь»

Д/И  «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя»

Рисование героев сказок «Конек - горбунок»

Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц».

«Сказочные цветы»

Рисование: «Любимые сказки»

Составление кроссворда на тему «Русские народные сказки»

 

 

 

 

Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников».

Викторина «Ах, уж эти сказки! »

 

Конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»

4 неделя

 

Новый год «Фабрика Деда Мороза»

1.«Новогодние обычаи»

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Рассказ воспитателя «Как встречают Новый год в разных странах»

 

Внесение альбома «Новогодние костюмы народов мира»

 

«Придумай себе костюм на новогодний карнавал»

 

 Аппликация «Снежное царство»

 

Январь

3 неделя

«Январь спортивный»

1. «Мы

 со спортом – неразлучны».

 

 

2. «Выручаем Айболита».

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Беседа «Мы со спортом - неразлучны».

П/и «Гонки санок тройками».

Вечер загадок о видах спорта.

НОД (лепка) «Лыжник в движении».

Уроки здоровья

Беседа

«Богатырские забавы».

НОД (рисование)

«Полезные продукты».

Викторина «Съедобное - несъедобное».

Разучивание песни «Сильным, ловким вырастай».

НОД (лепка)

«Экзотические фрукты, овощи».

Спортивный праздник «Богатырские забавы».

 

4 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимние Олимпийские игры

 

1 день

Открытие Олимпийских игр

День лыжника

 

 

2 день

День саночника

 

 

3 день

День хоккеиста

 

 

4 день

День ледянок

 

 

5 день

Закрытие Олимпийских игр

 

 

 

 

 

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Беседа «Олимпийские игры».

Рисование «Олимпийский огонь».

Соревнования «День лыжника».

Просмотр слайдов об Олимпийских играх.

Соревнования «День саночника».

Экскурсия в центр Олимпийской подготовки.

Разучивание пословиц, поговорок.

Разучивание песен о спорте.

Встреча с тренером Олимпийской подготовки Лавровой Н.Н.

Изготовление медалей для малышей.

Соревнования «День хоккеиста».

Рассматривание иллюстраций с одеждой экипировкой спортсменов.

Прослушивание песни об Олимпийском огне.

Целевая прогулка на школьную горку.

Катание на ледянках.

Игры - соревнования на основе упражнений, входящих в программу физкультурных занятий.

Экскурсия в спортивно - оздоровительную школу.

Игры – забавы на улице.

Рисование на спортивную тематику «Олимпийские резервы».

 

Закрытие Олимпийских игр.

Оформление фотовыставки

 

Февраль

1 неделя

«Неделя доброты»

1.«Вежливые слова»

 

 

2. «Кладовая радости»

 

 

3.«Мамочка, любимая – звёздочка моя»

 

 

4.«Доброта и жадность. Что это такое?»

 

 

5.«Отношение к животным»

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Беседа «Что значит быть вежливым»

И/у «Пожалуйста»

Д/и «Как Буратино стал вежливым»

Инд. раб.                   «Страна вежливости»

С/р игра «Ожерелье из волшебных слов»

НОД.

Раскрашивание и украшение напечатанных «вежливых» слов.

Чтение

З. Мошковская «Вежливое слово»

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

В. Осеева «Волшебное слово»

Беседа «Как вести себя, чтобы радовать окружающих»

Д/и«Четвёртый лишний»

И/у «Услышал – запомни»

С/Р игры «Магазин»,

«Моя семья»

Чтение

Р.Тимершин

«Где лежало спасибо?»

Рисование. Сюрпризы для близких, друзей и незнакомых людей в «Кладовую радости».

Физ. минутка «Я здороваюсь всегда»

Беседа «Моя любимая мамочка»

Работа с бумагой:

«Сердечко для любимой мамочки» (квилинг)

Чтение

Е. Благинина «Посидим в тишине»

С/ригра «Моя семья»

Д/и «У нас в гостях кукла Таня»

Чтение

А. Кузнецова «Поссорились»

Г. Остер «Советы непослушным детям»

Т. Понамарева

«Хитрое яблоко»

Игра«Угадай, кто это?»

Д/и«Добрый жадный»

Д/и«Скажем друг другу комплимент»

Лепка из природного материала «Подарок другу»

Беседа «Домашние любимцы»

Рассматривание картинок с животными

Составление описательного рассказа о животном

Чтение сказки Т. А.

Шорыгиной «Как попугай Таню вежливости научил»

Т. Собакина «Здравствуй, Гусь»

Лепка «Домашний питомец»

Танец «Маленькие утята»

Викторина

«Ожерелье из волшеб-

ных слов»

 

Февраль

2 неделя

 

 «Защитники Отечества»

1. «Детям о празднике»

 

 

2. «Наша Армия»

 

 

3. «Профессии пап»

 

 

4. «Войска Российской Армии»

 

 

5. «Одежда военнослужащих»

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Беседа о празднике 23 февраля.

НОД (аппликация «Цветы защитникам отечества»)

П/и «Попади в цель»

Разучивание пословиц, поговорок.

Изготовление атрибутов к

 сюжетно-ролевым играм на военную тематику.

Просмотр слайдов об армии.

Рассказ по содержанию слайдов.

Д/и «Отгадай военный предмет»

П/и «Разведчики»

НОД (рисование «Мой папа»

Разучивание песни М. Сутягина "Песня про Россию».

Обсуждение темы  «Солдат на посту»

Эстафета с препятствиями

Беседа «Есть такая профессия ...»

Д/и «Собери в дорогу»

Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова.

Чтение былин об Илье Муромце.

Д/и «Военная техника».

П/и «Снайперы».

Рассматривание иллюстраций с одеждой военнослужащих.

Составление загадок о видах войск.

Д/и «Передай сигнал»

Встреча с интересным человеком «В гости к нам пришел военный…»

 

Оформление фотовыставки «Мой папа – защитник Родины».

 

Коллаж «Военная техника нашей Армии! »

 

Спортивно-музыкальный досуг «В месте с папой»

 Февраль

3 неделя

 

 «Защитники Отечества»

1 «Моя малая Родина»

 

 

2 «Музей боевой славы»

 

 

3 «Как стать сильными»

 

 

4. «Эти волшебные книги»

 

 

5. «Моя большая и малая Родина»

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Беседа «Я в Мордовии живу»

НОД (конструирование «Подарок для папы»)

П/и «Чей отряд быстрее построится»

Чтение произведения «На страже Родины»

Экскурсия в музей

Дискуссия о роли музея в нашей жизни

С/р игра «Военный госпиталь».

Пение песни об армии: В. Мигуля «Аты-баты шли солдаты».

Диспут на тему «Правила закаливания организма».

Изготовление солдатиков и пластилина и глины разных родов войск.

Эстафета «Переправа».

Беседа «Профессия – военный доктор».

С/р игра «Морской поход».

Рассматривание картины «На границе», анализ.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.

Классификация книг, организация книжной выставки «Слава Российской Армии»

Д/и «Военная техника».

П/и «Спасатели».

Обобщающая беседа о празднике.

Игры со строительным материалом (конструктор деревянный, кубики,

конструктор Lego).

Чтение стихотворений о Родине.

 

Сладкий вечер: «Как папа и дедушка служили в армии»

 

Оформление буклета «Здоровье – это сила!»

 

Музыкальный праздник

 «Шумбрат, Мордовия!»

 

 

 

Февраль

4 неделя

«Народные праздники и обычаи»

1. «Россия – многонацио-

нальная страна»

 

 

2. «Русские народные праздники»

 

 

3. «Российский флаг»

 

 

4.«Мордовская народная культура и традиции»

 

 

5.«Цвети, мой край, Мордовия моя»

 

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Беседы «Россия –

многонациональная страна»,

«Традиции русского народа»

Организованная образовательная

деятельность по разучиванию

стихов, песен, народных игр.

Беседа о народных инструментах.

Лепка «Дымковская игрушка»

Беседа «Русские народные праздники»

Составление рассказа «Как я отмечаю масленицу»

С/р игра «К вам пришли гости»

Чтение русских народных сказок

П/и «Два мороза»

Д/и «Назови какой это праздник?»

Рассматривание иллюстраций Российского и Мордовского флагов.

Беседа о Российском и Мордовском флагах.

Выкладывание бисером изображения флага

Беседа «Обычаи и традиции мордовского народа»

Рассматривание мордовских костюмов

Заучивание прибаутки «Нумолня ялгакай»  и колядки «Уси, тавуси»

Морд. п/и «Салки», «В ключи», «Раю-раю»

С/р игра «Одежда. Изготовление одежды»

Экскурсия в мордовскую избу

Беседа «Мордовские праздники»

 

Рисование «Мордовские узоры»

Разучивание мордовских стихов и песен.

Разучивание мордовского танца

П\ и«Раю-раю», «В курочек»

Рассматривание картин Ф.В. Сычкого

Фольклор-ный праздник «Цвети, мой край, Мордовия моя»

Март

1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мамин праздник»

1. Детям о празднике

 

 

2. Моя мама

 

 

3.Профессии мам

 

 

4. Любимые бабушки

 

 

5. Наш этикет

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Беседа о празднике 8 Марта

2.Разучивание стихотворения В. Шуграевой «Маме»

3.Аппликация «Салфетка под конфетницу или вазу

4.С/р игра «Семья»

5.Разучивание песни «Мамин праздник»

6.Беседа «За что я люблю свою маму»

7.НОД (развитие речи «Подарки маме к 8 Марта»)

8.Ситуация «Мама порезала руку»

9.НОД (рисование «Портрет мамы»)

10.Беседа «Кем работают мамы»

11.Экскурсия на кухню

12.С/р игра «Парикмахерская»

13.Лепка «Конфетница для мамочки»

14.П/и «Кто быстрее»

1.Оформление выставки рисунков «Портрет мамы»

2.Утренники, посвященные 8 Марта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 неделя

«Народная культура»

1.Моя республика

 

2.Саранск – столица Мордовии

 

3.Природа Мордовии

 

4.Мордовское народное

Искусство

 

5. Обычаи и традиции мордовского народа

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

 

1.Прослушивание музыкальной композиции «Цвети, мой край, Мордовия моя!»

2.П/и «Мяч об узкую стенку»

3.П\и «Раю-раю»

4.Чтение мордовских произведений о труде А. Ежов «Домик», Я. Пинясов «Дедушкин полюс»

5.Аппликация «Национальный костюм»

6.Беседа «Мой любимый город»

7.Рассматривание репродукций картин Ф. В. Сычкова

8.Рисование «Украшение передника»

9.НОД (природный мир «Дикие животные Мордовии»)

 

1.Экскурсия в мини-музей детского сада «Мордовская изба»

2.Конкурс рисунков «Мой родной край»

3 неделя

«Театральная неделя»

1.Что такое театр?

 

2.Театр – творчество – дети.

 

3.Волшебный мир театра

 

4.Разновидности театра

 

5.Вся наша жизнь - игра

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

 

1. Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»)

2.Драматизация произведения по К. И. Чуковского «Федорино горе»

3.Обыгрывание русской народной сказки «Снегурочка»)

4.Изготовление масок героев для театрализованных игр

5.НОД (аппликация «Избушка на курьих ножках)

6.НОД (лепка «Лягушонка в коробчонке»)

7.С/р игра «Парикмахерская»

8.Беседа «Хорошо, что есть театр»

1.Спектакль для детей младших групп «Сказка о непослушном поросенке»

2.Просмотр приезжего кукольного спектакля

4 неделя

«Книжкины именины»

1.Откуда книга пришла

 

2.Детские писатели

 

3.Жанры

 

4.Моя любимая книжка

 

5.С книгою жить – век не тужить.

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

2.Лепка «У лукоморья дуб зеленый…»)

3.Чтение художественной литературы басня С. Михалкова «Ошибка»

4.Аппликация закладка для книг

5.Чтение рассказов о природе «Синичкин сарафан»

Литературная викторина по ранее изученным произведениям «Книжкины друзья»

Апрель

1 неделя

Весна пришла   (приметы весны)

1. Юморина

 

2. Приметы весны

 

3. Кто больше всех радуется весне

 

4.Первоцветы

 

5. О чем поют птицы весной

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»

2.НОД (рисование «Букет цветов»)

3.Аппликация «Весна идет»

4.Беседа «Осторожно ледоход»

5.Слушание пения птиц

6.Беседа «День смеха»

7.П/и «Перелет птиц»

8.Заготовка талой воды для поливки комнатных растений

9.Д/и «Определи дерево по почкам»

1.Развлечение «День смеха»

2.Выставка продуктов детского творчества «Грачи прилетели»

(лепка)

2 неделя

Космос

1.Что такое космос

 

 

2.Первый космонавт

 

 

3.Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

 

 

4.Планеты Солнечной системы

 

 

5.Мы дети Вселенной

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Беседа «Солнце большая звезда»

2.Аппликация «Звезды и кометы»

3.Конструирование «Движение планет»

4.Рисование «Космический сон»

5.Чтение художественной литературы заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин»

6.Лепка «Летающие тарелки»

7.Рассматривание портретов из набора «Космонавты»

8.Д/и «На кого похожа» (созвездия)

9.П/и «Самолеты»

10.С/р игра «Космодром»

Выставка детских рисунков «Космический сон»

Интегрированное занятие «Большое космическое путешествие»

 

3 неделя

Зеленая планета. День Земли (22 апреля)

1.Наша Земля, модель Земли

 

2.Кладовая Земли

 

3.День Земли

 

4.Мир на всей Земле

 

5.Планета Земля - наш общий дом

 

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Беседа «Красная книга – сигнал опасности»

2.Чтение стихотворения Я. Акима «Планета – дом»

3. Рисование «Планета Земля»

4.Д/и «закончи предложение»

5.НОД (лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»)

6.Аппликация (коллективная) «Мы вокруг березки встанем в хоровод»

7.Развлечение «День Земли»

8.П/и «Четыре стихии»

9.Э/и «Растения, животные Красной книги»

10.Рассматривание иллюстраций из наборов «Народы Мира и России»

Итоговое занятие «Планета Земля – наш дом»

Конкурс поделок из природного материала «Чудеса природы»

4 недели

Они защищали Родину

1.Солдаты земли русской

 

2.Их помнит Мордовия, их помнит Саранск

 

3.Труженники тыла

4.Юные герои

5.Наша армия сильна, охраняет мир она.

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Рисование «Памятники города»

2.Рисование «Край родной и любимый»

3.Беседа «Не даром помнит вся Россия»

4.Заучивание стихотворения В. Степанова «Суворовец»

5.Рассматривание портретов «Герои Мордовии»

6.НОД (социальный мир «Защитники отечества»)

7.Игра – эстафета «Кто быстрее»

8.С/р игра «Мы – военные разведчики»

Викторина «Защитники отечества»

 

Май

1 неделя

Моя страна. День Победы.

1.Детям о празднике.

 

2.Герои ВОВ.

 

3.Подвиги героев Мордовии в ВОВ.

4.Они ковали победу.

5.Никто не забыт, ни что не забыто.

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Беседа «9 мая – День Победы»

2.Чтение художественной литературы (В. Степанова «Рассказ ветерана»)

3.НОД (рисование «Поздравительная открытка для ветерана»)

4.С/р игра «Пограничники»

5.Д/и «Военная техника»

6.П/и «Попади в цель»

7.НОД (лепка «Военная техника»)

8.Разучивание песни «День Победы»

Экскурсия в музей «Боевой славы»

Оформить выставку рисунков «День Победы»

2 неделя

«Весна - красна»

1.Приметы поздней весны.

 

2.Труд людей весной.

 

3.Животный мир весной.

 

4.Растительный мир весной.

 

5.Цветущая весна.

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Беседа о весне (обобщающая)

2.Художественное творчество

3.Чтение художественной литературы М. Пришвина «Золотой луг»

4.Заучивание стихотворения З. Александровой «Салют весне»

5.Пальчиковая игра «Две птички»

6.Беседа «Труд сельчан весной»

7.Д/и «Какого растения не стало»

8.П/и «Ходят капельки по кругу»

9.Правила безопасного поведения на природе

10.Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

Развлечение «Весна – красна»

 

3 неделя

Азбука безопасности

1.Будь осторожен с огнем.

 

2.Безопасность на дороге.

 

3.Опасные предметы дома.

 

4.Умеешь ли ты обращаться с животными.

 

5.Ядовитые грибы и ягоды.

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.Беседа «Будь осторожен с огнем»

2.Д/и «Правила дорожного движения»

3.Загадывание загадок об опасных предметах

4.Чтение художественной литературы (П. Синявского «Грибная электричка»)

5.Рисование «В грибном царстве, лесном государстве»

6.Аппликация «Светофор»

7.П/и «У медведя во бору»

8.Беседа «Ядовитые грибы и ягоды»

Викторина «Чтоб с тобой не случилась беда»

4 неделя

До свидания детский сад! Здравствуй лето!

1.Скоро в школу.

 

2.Приметы лета.

 

3.Труд сельского работника летом.

 

4.Летний оздоровительный сезон.

 

5.Лето красное.

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

1.НОД (рисование «Наш любимый детский сад»)

2.НОД (конструирование «Сельский двор»)

3.НОД (лепка «Домашние животные»)

4.НОД (мир природы «Лето красное»)

5.НОД (здоровье «В здоровом теле, здоровый дух»)

6.Д/и «Цветочный магазин»

7.С/р игра «Детский сад»

8.Чтение художественной литературы А.Пушкин «За весной, красой природы…»

9.Рассматривание цветов на клумбе

Выпускной вечер «До свидания детский сад»

Выставка продуктов детского творчества «Летние забавы»

 

 

 

 

Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы»

для детей подготовительной группы

Не

деля,

Тема, литература

Программное содержание

 

 Методы и приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1

Чтение рассказа М-Сибиряк «Сказочка про козявочку»    З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр.97

Продолжить формировать умение понимать характер персонажей художественных произведений, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания

Чтение рассказа, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы по данной теме;

Выставка детских рисунков

2

Чтение С. Маршак «Пожар» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»,

Углублять и расширять знания о творчестве С. Маршака, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

Чтение произведения, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций

дидактические игры, продуктивная деятельность.

Беседа о книгах

3

Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Осень» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр.304

 

Учить выразительно наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; развивать поэтический слух; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического зыка;  расширять представления о пейзажной лирике, активизировать употребление в речи глаголов.

Вопросы, рассматривание портрета К. Бальмонта, игр.прием «Назовите поэтов, писавших красивые стихи о русской природе»,  игр. упр. «Продолжи строку», чтение стихотворения, «Придумай грустное предложение об осени»,  «Расскажи об осени весело», «Рассказываем цепочкой»

беседа по содержанию; повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание

Заучивание стихотворений наизусть

4

Чтение рассказа М. Тимохина «Почему у Васи не было друзей» Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство, 2004г., стр. 227

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Упражнять в рисовании человека.

Вступительная беседа «Что такое дружба, друг?»; постановка цели, чтение рассказа «Почему у Васи не было друзей», беседа по содержанию, игр.упр. «Друг какой?», зарисовка портрета друга, итог «Как нужно относиться к другу?».

чтение рассказа «Почему у Васи не было друзей»,

консультация

Октябрь

1

Чтение рассказа Л. Воронкова «Ссора с бабушкой» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр.166

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа

беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций

Чтение произведения

Консультация «Детям о природе».

2

И. Соколов-Микитов «Листопадничек» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»,

Продолжить формировать умение понимать характер персонажей художественных произведений, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания

Чтение произведения, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций

Чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций осени

Заучивание стихотворений наизусть

3

Рассказывание мордовской народной сказки «Лиса и медведь» Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство, 2004г., с. 304

 

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки; подвести к осознанию художественных образов сказки; воспитывать интерес к мордовским народным сказкам.

Вступительная беседа «Любимые сказки». Рассматривание обложек с мордовскими сказками, постановка цели, драматизация последней части сказки «Кто кого переревет», итог.

чтение сказки «Лиса и медведь», беседа по содержанию сказки,

Чтение детям стихотворений мордовских писателей

4

Стихотворение И. Букина «Листопад»

Показать красоту осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания стихотворения; закрепить знания об изменениях в осенней природе; развивать поэтический слух; формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; закреплять умение образовывать разные формы глаголов и сравнительную степень прилагательных.

Беседа с рассматриванием иллюстраций; игр.упр. «На что похоже?», «Что сделали?», повторное чтение стихотворения с использованием приема релаксации; дид. упр. «Рисуем осень», итог.

чтение стихотворения, беседа по содержанию, дид. игра «Закончи предложение»,

беседа

Ноябрь

1

. Н. Рубцов «Привет Россия»

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста

Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Закреплять жанровые композиции.

 

Воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы.

 

Чтение художественной литературы по данной теме; рассматривание иллюстраций, картин; дидактические игры

Выставка детских рисунков  «Страна, где я живу»

2

 С Козлов «Зимняя сказка»  Хрестоматия

Активизировать литературную память дошкольников, обогащать представления о жизни и творчестве писателей.

Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, д/и « Узнай целебную траву».

Беседа «Для чего человек сажает лес»; чтение художественной литературы (М. Михайов «Лесные хоромы»,

Консультация «Воспитание бережного отношения к природе»; совместное рисование

3

. Драгунский «Удивительный день»

 

Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихи, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации различные эмоциональные состояния.

Беседа, чтение стихотворений, 

Чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Разучивание стихотворений

4

В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

 

Активизировать литературную память дошкольников, обогащать представления о жизни и творчестве писателей.

 

1. Е. Пермяк «Мамина работа»

2. Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»

3.  С. Баруздин «Кто построил этот дом»

4. Г. Граубин «Незнакомые друзья»

 

рассматривание иллюстраций, картин;

Создание кормушек для птиц

Декабрь

1

Тютчев « Зима не даром злится»

Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы

1. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

2. С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза»

3. Фольклор о зиме.

4. И. Суриков «Зима»

Чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры.

Заучивание стихотворений наизусть

2

« Двенадцать месяцев»

Продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами. Развивать у детей интерес к жанру литературной сказки.

 

Чтение стихотворений о зиме

Подбор и чтение литературы

Создание кормушек для птиц

3

С. Михалков «Три поросенка»

Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы. Учить понимать смысловую сторону пословиц и поговорок. Чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворений, понимать основную мысль поэтического текста.

1. р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный»

2. р.н.с. «Хвосты»

3. р.н.с. «Лисичка – сестричка и серый волк»

4. р.н.с. «У страха глаза велики»

дидактические игры, продуктивная деятельность

Консультация «Воспитываем друзей природы».

4

2. С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза»

 

Продолжать учить детей выразительно читать стихи, передавая красоту природы. Побуждать замечать изобразительно - выразительные средства художественной литературы.

1. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

 

2. Фольклор о зиме.

4. И. Суриков «Зима»

Чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимы

Консультация «Детям о природе».

Январь

3

Заучивание стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…»«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр. 293

Формировать эстетическое восприятие картин природы, стихов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и в словесном описании.

Вступительная беседа о зиме, чтение стихотворения, беседа по содержанию стихотворения, игр.упр. «Подбери картинки к стихотворению»

повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание. Зарисовка зимнего леса под музыку.

Рисование

4

Разучивание пословиц, поговорок.

«Книга для чтения в детском саду и дома»

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Дид. упр. «Объясни, покажи», вопросы, рассказ воспитателя о пословицах и поговорках, беседа по содержанию, игр. «Кто знает больше пословиц?», составление рассказов по пословицам.

Рассказывание поговорок

Заучивание поговорок наизусть

Февраль

1

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Учить осмысливать идею произведения, воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к людям.

Беседа: «Что значит быть вежливым?». Дид. игр. «Как мальчик стал вежливым».

Чтение художественной литературы

Наблюдение за людьми на улице

2

Чтение былин об Илье Муромце

Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными жанрами – былинами, с жанровыми особенностями былин.

Рассказ воспитателя о былинах, чтение былин об Илье Муромце, беседа по содержанию.

чтение былин об Илье Муромце, беседа по содержания.

Беседа

3

Чтение произведения «На стаже Родины»

Систематизировать знания детей о Российской армии, уточнить знания о воинских профессиях, воспитывать патриотизм, уважительное отношение к защитникам отечества.

Беседа: «Россия, Родина, Отечество»

Чтение художественной литературы о Родине

Праздник пап

4

Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол»

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умению воспроизводить и осознавать образные выражения.

Дид. упр. «Отгадай сказку», чтение сказки, беседа по содержанию, итог.

чтение сказки, беседа по содержанию, итог.

совместное рисование

Март

1

Заучивание стихотворения В. Шуграевой «Маме»

Формировать умение читать наизусть стихотворение, интонационно передавать любовь, заботливое отношение к маме, развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи.

Вступительная беседа о мамах, игр.упр. «Отгадай, чья мама», чтение стихотворения, беседа по содержанию.

повторное чтение с установкой на запоминание, чтение стихотворения цепочкой

Заучивание наизусть

2

Чтение мордовских произведений о труде Я. Пинясов «Дедушкин полюс»

 Г.Н. Киркина «Хрестоматия к программе «Валдоня»,

Учить детей воспринимать большие по объему рассказы, понимать, осмысливать услышанное.

Рассказ воспитателя о писателе, его творчестве.

чтение рассказа, беседа по содержанию.

Создать папку- передвижку.

3

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

Дид. упр. «Зимние забавы», рассказывание сказки, беседа по содержанию, дид. упр. «Скажи по другому»,

Чтение сказки, инсценировка эпизода сказки (по выбору воспитателя)

Консультации на выбор

4

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, формировать представление о С. Михалкове как о баснописце.

Рассказ воспитателя о писателе. Лексическое упражнение «Как сказать по другому?», инсценировка отдельных частей басни.

чтение басни С. Михалкова, беседа по содержанию,

Выставка детских рисунков

Апрель

1

Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»,

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

игр.упр. «Продолжи строку», повторное чтение стихотворения на запоминание.

Чтение стихотворения, беседа по содержанию,

Заучивание стихотворений о весне

2

Заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин»

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»,

 

Воспитывать у детей интерес к космонавтам, учить восхищаться их героическим трудом; расширять знания детей о космических полетах.

Чтение стихотворения, беседа по содержанию,

Рисование на тему

Космос

беседы

4

Чтение стихотворения Я. Акима «Планета – дом»

Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

Дидактическая  игра «Все земля».

Чтение стихотворения, установка на запоминание

Консультации

Май

1

Чтение стихотворения  В. Степанова «Рассказ ветерана»

Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны. Чувство гордости за свою Родину

Лексическое упражнение «Отгадай, что за праздник»,

чтение произведения, беседа по содержанию, зарисовка детей по теме.

Поход на парад

2

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, обогащать и развивать речь, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Рассказ воспитателя о М. Пришвине,

Чтение рассказа, беседа по содержанию рассказа.

Заучивание наизусть.

3

Чтение произведения В. Синявского «Грибная электричка»

Формировать умение воспроизводить образные выражения; развивать поэтический слух.

Чтение произведения, беседа по содержанию, чтение с установкой на запоминание.

Рисование по данной теме

Создать папку передвижку

 

 

 

 

 

               



                            

      4.Планируемые результаты освоение программы – целевые ориентиры

 

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность)не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижение конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость  определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры программы  «Детство» базируются на ФГОС ДО  и целях и задачах , обозначенных в пояснительной записке к программе «Детство», и в той части которая совпадает со Стандартами, даются  по тексту ФГОС.В конце учебного года целевые  ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

* Ребенок овладевает основными культурными средствами , способами деятельности, проявляет  инициативу и самостоятельность  в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно--иследовательской  деятельности , конструировании и др. ;способен  выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

*  Ребенок обладает установкой  положительного  отношения к миру, к раз  ным видам  труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных  играх.

* Способен договариваться, учитывать, интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства , в том числе чувство веры в себя ,старается

разрешить  конфликты. Умеет выражать  и отстаивать свою позицию  по

 разным вопросам.

* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и  исполнительские функции   в совместной  деятельности.

*Проявляет симпатию  по отношению  к другим людям , готовность прийти на помощь тем , кто в этом нуждается.

* Проявляет умение слышать  других и стремление быть понятым другими.

* У ребёнка развита крупная и мелкая  моторика; он подвижен, вынослив,

владеет основными движениями, может контролировать  свои движения

и  управлять ими.

* Ребёнок способен  к волевым усилиям , может следовать  социальным нормам поведения и правилам в разных видах  деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками , может соблюдать  правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

* Проявляет ответственность  за начатое дело.

* Открыт новому , то есть проявляет стремления  к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему  обучению в школе, институте.

*  Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.

* Имеет первичные представления о себе, семье  традиционных семейных ценностях ,  включая  традиционные гендерные ориентации, проявляет

уважение к своему и противоположному полу.

* Имеет начальные представления о здоровом  образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность

 

 

 

 

                 6.  Условия реализации рабочей программы

 

1.Материально- техническое оснащение: доска школьная, магнитная доска,

   магниты, магнитофон, диски ,плакаты, аудиокассеты.

 

2.Учебно-методическое обеспечение:учебные пособия; дидактические игры,

дидактические, наглядные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список использованной литературы

 

 

1. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.

2. О.С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие-М.: ТЦ  СФЕРА 2015                     Конспекты  занятий по развитию речи (подготовительная группа). М.: 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников седьмого года жизни и основных принципов построения психолого-педагогической работы, а также в соответствии с…

Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников седьмого года жизни и основных принципов построения психолого-педагогической работы, а также в соответствии с…

Срок реализации программы- 1г.

Срок реализации программы- 1г.

Содержание педагогической работы ориентировано на разносторонне развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное…

Содержание педагогической работы ориентировано на разносторонне развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное…

Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме

Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе

Азбука безопасности» 1.Про дороги и про улицы 2

Азбука безопасности» 1.Про дороги и про улицы 2

Неделя красоты. 1 «Красота родной природы» 2 «В мире живописи» 3

Неделя красоты. 1 «Красота родной природы» 2 «В мире живописи» 3

Кто работает в детском саду 4

Кто работает в детском саду 4

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеВыставка «Бабушкин сундук», фотовыставка «Самые лучшие друзья – дед, бабуленька и я»,…

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеВыставка «Бабушкин сундук», фотовыставка «Самые лучшие друзья – дед, бабуленька и я»,…

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеСоциальное и предметное окружение «Знакомство с профессией лесника, лесничего» дидактические игры на…

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеСоциальное и предметное окружение «Знакомство с профессией лесника, лесничего» дидактические игры на…

России 4.Русский народный костюм 5

России 4.Русский народный костюм 5

Здоровый образ жизни 4.Изучаем свой организм 5

Здоровый образ жизни 4.Изучаем свой организм 5

Как работают мои родители. 3Конвенция о правах ребенка

Как работают мои родители. 3Конвенция о правах ребенка

Мамины помощники Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеСоциальное и предметное окружение «Где работаю наши мамы»

Мамины помощники Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитиеСоциальное и предметное окружение «Где работаю наши мамы»

Зимние месяцы» 3.«Эксперименти-рование с водой и льдом» 4

Зимние месяцы» 3.«Эксперименти-рование с водой и льдом» 4

Три медведя», «Теремок» 4

Три медведя», «Теремок» 4

Беседа «Мы со спортом - неразлучны»

Беседа «Мы со спортом - неразлучны»

Зимние Олимпийские игры 1 день

Зимние Олимпийские игры 1 день

С/ригра «Моя семья» Д/и «У нас в гостях кукла

С/ригра «Моя семья» Д/и «У нас в гостях кукла

Февраль 2 неделя «Защитники

Февраль 2 неделя «Защитники

Как стать сильными» 4. «Эти волшебные книги» 5

Как стать сильными» 4. «Эти волшебные книги» 5

Российский флаг» 4.«Мордовская народная культура и традиции» 5

Российский флаг» 4.«Мордовская народная культура и традиции» 5

Мамин праздник» 1. Детям о празднике 2

Мамин праздник» 1. Детям о празднике 2

Волшебный мир театра 4.Разновидности театра 5

Волшебный мир театра 4.Разновидности театра 5

Первоцветы 5. О чем поют птицы веснойСоциально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие1

Первоцветы 5. О чем поют птицы веснойСоциально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие1

Кладовая Земли 3.День Земли 4

Кладовая Земли 3.День Земли 4

Подвиги героев Мордовии в ВОВ. 4

Подвиги героев Мордовии в ВОВ. 4

Азбука безопасности 1.Будь осторожен с огнем

Азбука безопасности 1.Будь осторожен с огнем

Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» для детей подготовительной группы

Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» для детей подготовительной группы

Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Осень» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»,

Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Осень» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»,

Октябрь 1Чтение рассказа Л

Октябрь 1Чтение рассказа Л

Вступительная беседа «Любимые сказки»

Вступительная беседа «Любимые сказки»

Выставка детских рисунков «Страна, где я живу» 2

Выставка детских рисунков «Страна, где я живу» 2

Тютчев « Зима не даром злится»Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы1

Тютчев « Зима не даром злится»Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы1

Продолжать учить детей выразительно читать стихи, передавая красоту природы

Продолжать учить детей выразительно читать стихи, передавая красоту природы

Февраль 1Чтение рассказа В.

Февраль 1Чтение рассказа В.

Дид. упр. «Отгадай сказку», чтение сказки, беседа по содержанию, итог

Дид. упр. «Отгадай сказку», чтение сказки, беседа по содержанию, итог

Дид. упр. «Зимние забавы», рассказывание сказки, беседа по содержанию, дид

Дид. упр. «Зимние забавы», рассказывание сказки, беседа по содержанию, дид

Заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий

Заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий

Программа чтение художественной литературы 6-7 лет

Программа чтение художественной литературы 6-7 лет

Программа чтение художественной литературы 6-7 лет

Программа чтение художественной литературы 6-7 лет

Планируемые результаты освоение программы – целевые ориентиры

Планируемые результаты освоение программы – целевые ориентиры

Ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ,…

Ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ,…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2023