Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников седьмого года жизни и основных принципов построения психолого-педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов:
Цели и Задачи программы
Цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи:
1. укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
2. целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
3. обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
4. развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5. развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
6. пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
7. органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
8. приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
9. приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Срок реализации программы- 1г.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
· полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
· построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
· содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
· сотрудничества с семьёй;
· приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
· учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание педагогической работы ориентировано на разносторонне развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевразвитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет
Ребёнок 6-7 лет обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Задачи образовательной деятельности
Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.
Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.
Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.
Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.
Содержание образовательной деятельности
Расширение читательских интересов детей. Проявление устойчивого стремления к постоянному общению с книгой, избирательности по отношению к произведениям определенного вида, жанра, тематики. Активное участие в общении по поводу литературных произведений со взрослыми и другими детьми.
Восприятие литературного текста. Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, устанавливать многообразные связи в тексте, понимать авторский замысел. Восприятие литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), стремление давать оценку действиям и поступкам героя. Проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию произведения, его смысловому и эмоциональному подтексту, образам героев, художественной форме; эстетической чувствительности к красоте литературной речи, образности художественного языка. Понимание значения некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.).
Ожидаемые результаты:
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения; называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся; знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества; воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к героям и идее; творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов. |
Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен; ребенок с трудом называет знакомые книги, не может объяснить, чем они ему нравятся; при восприятии литературного произведения понимает его содержание, не может понять авторской позиции, не чувствителен к языку; не выразительно читает короткие стихи, рассказывает сказки и рассказы, не может придумать сказку по аналогии, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх; пассивен при обсуждении книг, не проявляет инициативы в изобразительной и проектной деятельности на основе литературного текста, в театрализованных играх является либо зрителем, либо не выразительно передает образ второстепенного героя. |
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе
Сроки реализации |
Тема |
Образовательные области |
Формы работы |
Итоговое мероприятие |
||
Сентябрь 1 неделя |
До свиданья, лето! День знаний. 1. День знаний
2. Растения летом
3.Мир животных летом
4.Мои впечатления о лете
5.
До свиданья лето» |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Экскурсия к школе, беседы о школе, чтение художественной литературы: В.Лифшиц «Первоклассник», И Токмакова «Букваринск», Г.Гребенцев «В первый класс», Рисование «Букет первоклассника» (рисование с натуры) Д/и «Собери портфель», с-р «Школа» Ручной труд «Цветы на поляне» Беседа «Цветы на нашей клумбе», «Растения, которые нас лечат» д/и «Угадай по описанию», сбор семян цветов., п/и «К дереву беги» Лепка «Мое любимое животное» д/и «Этажи леса», «Расскажи, а я узнаю» Чтение «Сказочка про козявочку» Д. Мамин –Сибиряк, «Веселый бал» Г.Галина п/и «Медведь и пчелы» Рисованние «Как я провел лето», Аппликация «Цветы» Беседа «Летние путешествия» п/и «Море волнуется раз…» Ознакомление с природой «До свиданья лето» Д/и «Когда это бывает?» Чтение:
К. Ушинский «Четыре желания»
|
Праздник «День знаний» |
||
2 неделя |
«Азбука безопасности» 1.Про дороги и про улицы
2. Ребенок и незнакомые люди
3.Ребенок и природа
4.Ребенок дома.
5. Огонь- друг или враг?
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Лучший пешеход», Рисование «На чем люди ездят»(Комарова Т.С.), Беседы о видах транспорта, классификация дорожных знаков, о работниках ГИБДД. Чтение художественной литературы: «Змей угонщик», Б.Жидков «Что я видел» Беседы «Если в дверь звонит незнакомец», «Не доверяй незнакомым людям» Чтение: Ш.Перро «Красная Шапочка»(вывод,мораль), А.С.Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» д/и «Портрет злого человека», «Портрет доброго человека», «Внешность бывает обманчива» Аппликация «Ядовитые и съедобные грибы» Беседа «Сигналы опасности природы (гроза, молния)», «Правила безопасности в природе» Игровые ситуации «Я заблудился в лесу», «Мы идем в лес», «Опасные животные» д/и «Ядовитые растения» Чтение «У тебя у самого свой ум» В.Даль, «Ветер и солнце»В.Даль Беседы «Наши помощники и враги» д/и «Путешествие по квартире», «Где положишь там возьмешь», «Каждой вещи свое место», Ручной труд «Книжки-малышки по безопасности» Беседы о профессиях пожарного и спасателя. Беседы о пожарной безопасности. С-р. игра «Мы спасатели» д/и «Огонь- друг или враг?» Ознакомление с природой «Что такое огонь?» О. Воронкевич; Рисование «Плакат по пожарной безопасности» Чтение С.Маршак «пожар», «Рассказ о неизвестном герое», П.Колосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке»
|
Викторина «Азбука безопасности» |
||
3 неделя |
Неделя красоты. 1 «Красота родной природы»
2 «В мире живописи»
3. В мире музыки
4. Что такое архитектура?
5.Художники -модельеры |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Ознакомление с природой «Красота родной природы» Чтениестихов русских поэтов о природе, Беседа «Природа в картинах русских художников» Игра «Путешествуем по заповедным местам родного края» Рисование «Портрет друга» Беседы «Знакомство с пейзажной живопись», «Книжная графика»,»Что такое натюрморт?» Игра «В картинной галерее», д/и «Смешиваем краски», Беседы – знакомства с композиторами, «О чем рассказала нам музыка?» д/и «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай мелодию» Аппликация «Дома на нашей улице» Беседы « Лепка «Сказочные птицы» Конструирование «Строим замок для принцессы» Беседы «Самая первая крепость», «Башни старого замка» д/и «Дом со всех сторон», «Одинаковое и разное» Игра «Салон красоты», «Дом моды» Социальное и предметное окружение «Кто создает одежду» (творческие профессии) |
Конкурс красоты, выставка портретов. |
||
4 неделя |
1День дошкольного работника
2.Наш детский сад
3. Кто работает в детском саду
4. День в детском саду
5.Наши игрушки
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Рисование «Салфетка для воспитателя», Игры «Детский сад», «Воспитатель». Аппликация «Цирк приехал в детский сад» Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за красотой клумб, игровых площадок, за работой дворника.
Социальное и предметное окружение «Кто работает в детском саду»(экскурсия по детскому саду) д/и «Кому что нужно для работы?» Лепка «Мои любимые игрушки» Беседы «Из истории игрушек», |
Фотоальбом «Хорошо у нас в саду» |
||
Октябрь 1 неделя |
Осень. Мир растений.
1.Тематический день пожилого человека.
2.Осень мир растений.
3.Труд людей в сельском хозяйстве
4.Как растения готовятся к зиме.
5.Осенний пейзаж. Погода осенью.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Выставка «Бабушкин сундук», фотовыставка «Самые лучшие друзья – дед, бабуленька и я», беседа «Как мы можем позаботиться о старших» Л. Воронкевич «Солнечный денек» Социальное и предметное окружение «Откуда хлеб пришел?» Беседы : «Батоны и булки не растут на дереве», «Где растет гречневая каша?», «Как выращивают овощи» Чтение «Стихи о хлебе»В.Бакалдин, «Золотой колосок»Н.Верещагин, «Отцовское поле» Н. Крупин Аппликация «Машины везут урожай овощей (фруктов)» Ознакомление с природой «Как растения готовятся к зиме» Рисование «Ветка рябины» Чтение И. Соколов –Микитов «Осень в лесу», «Золотая осень», М.Пришвин «Осенние листики», Дидактические игры на определение семян и плодов растений и деревьев, их внешнего вида. Рисование «Пейзаж «Золотая осень», Рассматривание картин русских художников. Чтение стихов русских поэтов о золотой осени
Беседы о погодных явлениях, происходящих осенью. Опытно-экспериментальная работа на метеорологической площадке. Я.Пинясов «Березкина песня», Ф.бобыле «Маленький грибник», Г. Гребенцов «Приход осени»
|
Выставка детского творчества «Осень разноцветная» |
||
2 неделя |
Осень. Мир животных.
1.Как животные готовятся к зиме.
2.Знатоки леса
3.Животные жарких стран
4.Животные Севера
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Знакомство с профессией лесника, лесничего» дидактические игры на закрепление знаний о диких и домашних животных. И. Соколов –Микитов «Дятлы», А Кушнир «Птицы», Ознакомление с природой «Знатоки леса» Рисование «Знакомство с книжной графикой Е.Чарушина, «Сов»(штрих) Беседы о животных жарких стран. Аппликация «Рыбки в аквариуме» Лепка «Каких животных ты больше любишь?» Игры «Зоопарк», «Ветлечебница», Беседы о животных Севера. Рассматривание картин, составление рассказов. Конструирование «Игра в волшебников» Игры «Зоопарк», «Ветлечебница»,
|
Праздник «Осень» |
||
3 неделя |
Моя республика
1.Мой город.
2.Знаменитые люди Мордовии
3.Заповедные места
4.Герб, флаг, гимн Мордовии
5.Мордовский костюм
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Столица Мордовии»», дидактические игры на закрепление знаний о Саранске, игра «Экскурсоводы» Рисование «Знакомство с картинами Ф.Сычкова», Беседы о знаменитых земляках. В.Корчеганов «Я о Мордовии пою» Ознакомление с природой «Заповедные места Мордовии», Чтение Т. Тимохина «Куда торопится река Синарка», Е.Носов «Не спит моя Саранка», Рассматривание государственной символики Мордовии. Рассказ воспитателя о гербе, флаге, гимне Мордовии. Аппликация «Флаг Мордовии» Рисование «Украшение передника мордовским узором» Рассматривание мордовского костюма.
|
Фотовыставка «Мой город» |
||
4 неделя |
Моя страна 1.Москва –главный город России
2.Путешествуем по России
3.Природа России
4.Русский народный костюм
5.Декоративно-прикладное искусство России
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Москва - столица России» Рисование «Московский кремль» Чтение стихов о Москве. Рассказ воспитателя Чтение«Родина»З.Александрова,»Поезжай за моря –океаны» М.Исаковкий. Рассказ воспитателя о крупных городах, промышленных центрах. Игры «Путешествуем по России», «Экскурсоводы», «Путешествуем по Волге» Беседы «Береза – символ России», Чтение стихов о природе России. Ознакомление с природой «Красная книга – сигнал опасности» Рассматривание карты России, климатических зон Рассматривание русского народного костюма. Рисование «Украшение русского костюма» Русские народные подвижные игры Лепка «Дымковская кукла» Беседы о мастерах Дымкова, Гжели, Хохломы, городецких мастерах |
|
||
Ноябрь 1 неделя |
1.День народного единства.
2.Люди должны дружить
3.Как живут люди в других странах
4.Символика России
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «День народного единства» (рассказ воспитателя + слайдовая презентация) Ручной труд «Открытка к Дню народного единства» «С чего начинается Родина?» М.Матусовский. Аппликация «Радужный хоровод» Чтение «Давайте дружить» И.Мазнин «Россияне – граждане России» Рассказ воспитателя о том как живут люди в других странах Игра «Путешествие в другую страну», «Путешествие по карте» Беседы о символике России (герб, флаг),
|
Выставка детских рисунков «Страна, где я живу» |
||
2 неделя |
1.Расту здоровым
2.Правильное питание
3.Здоровый образ жизни
4.Изучаем свой организм
5.Служба «Скорой помощи» |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Если хочешь быть здоров» Рисование «Мы на спортивном празднике», Чтение Радченко «Твой олимпийский учебник»» Беседы о витаминах, правильном питании Рассказ воспитателя «Здоровая пища» Лепка «Овощи и фрукты – здоровые продукты» Игры «Кафе», д/и «аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус» Посадка лука на перо. Г.Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Аппликация «Открытка хорошего настроения»(по замыслу) Беседы о видах спорта, о здоровом образе жизни.. д/и «Угадай вид спорта» Беседы о личной гигиене. Чтение: «Чистота» Д.Крупская. Рассказ воспитателя «Как устроено наше тело», «Как работают наши органы» т.д. Чтение В.Бондаренко «Язык и уши», С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е.пермяк «про нос и язык» Ознакомление с природой «Растения, которые нас лечат» (лекарственные растения) Беседа «Почему люди болеют?», «Как можно уберечься от болезней» Беседа о работе врача. Игра «Поликлиника», «Скорая помощь Игровые тренинги «Что нужно делать если порезал палец, обжегся и т.д.» Чтение В.Ивенин «Слово врача»
|
Развлечение «Веселые старты» с участием родителей. |
||
3 неделя |
Мой дом – моя семья. 1Моя семья
2Как работают мои родители.
3Конвенция о правах ребенка. Право на имя .
4.Моя родословная
5Семейные традиции |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Рисование «Моя семья», Чтение Я.Аким «Моя родня», Б. Заходер «Кто кому кто?»,В.Драгунский «Сестра моя Ксения», «На садовой большое движение», Л.Толстой «Старый дед и внучек»,Э.Шим «Брат и младшая сестра», Игра «Семья» Встреча с родителями, рассказы о профессиях. д/и «Кому что надо для работы» Чтение «А что у вас?» С.Михалков. Ручной труд«Починим одежду для всей семьи» Социальное и предметное окружение «Что такое фамилия» Беседы «Именины - праздник имени», Чтение Л.Успенский «Твое имя», д/и «Назови ласково», «Измени имя» Рассматривание семейных фото, рассказы детей о своих предках. Составление генеалогического древа. Лепка «Чайная посуда для семейного чаепития» Беседы «Чем мы любим заниматься всей семьей», «Отдыхаем всей семьей» Книжки-малышки «Моя семья» Подвижные игры моей семьи. |
Конкурс-фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» |
||
4 неделя |
1. День матери
2. Где работают наши мамы
3. У мамы руки золотые
4. Нет милее дружка, чем родимая матушка
5. Мамины помощники
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Где работаю наши мамы» Чтение С.Михалков «А что у вас?» Выставка работ мам и бабушек. Аппликация «Поздравительная открытка для мамы» Пословицы и поговорки о матери, семье. Чтение сказки «Добрый волшебник»из книги Т.Шорыгиной «Моя семья» Беседы «Как ты помогаешь маме» Инсценирование стихотворения «Мамины помощники» Рисование «Роспись чайного сервиза» Чтение произведений о матери. |
Выставка
детского рисунка «Портрет моей мамы» |
||
Декабрь 1-я неделя |
«Зима» 1.«Зимушка- зима к нам в гости пришла»
2. «Зимующие птицы»
3. «Животные наших лесов»
4. «Как красив зимний лес»
5. «Зимние приметы»
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
|
Беседа с детьми о зиме НОД «Зимушка – зима» П/и «Снежная карусель» В.Бианки «Синичкин календарь» .Декабрь Беседа с детьми «Осторожно, гололед» Беседа «Жизнь птиц зимой» Лепка «Птица. Зимующая птица» Д/и «Зимующие и перелетные птицы» П/и «Вороны и воробьи» Г.Снегирев «Про птиц», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», М. Горький «Воробьишко» Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» П/и «Бездомный заяц» Пересказ сказки Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» Знакомство с жанрами живописи. Пейзаж «Зимний лес» Заучивание стихов и песен о зиме Заучивание примет о зиме Рассматривание картины И.Шишкина «Зима»
|
|
||
Декабрь 2-я неделя |
1.«Морозные узоры»
2. «Зимние месяцы»
3.«Эксперименти-рование с водой и льдом»
4. «Животные Арктики и Антарктики»
5. «Природа зимой» |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Заучивание примет о зиме Рассматривание картины И.Шишкина «Зима» Рассказывание сказки В.И. Одоевского «Мороз Иванович» НОД «Морозные узоры» НОД «В гости к мастерам гжели» Рассматривание картины И.Грабаря «Сказки инея» С.Я.Маршак «12 месяцев» Беседа с детьми о зимних месяцах П/и «Два Мороза» ФЭМП «Месяцы» Заучивание Е. Трутневой «Первый снег» Опыты с водой, льдом и снегом. Беседа с детьми о безопасном поведении зимой НОД «Животные Арктики и Антарктики» Лепка «Белый медведь» Рисование в нетрадиционной технике «Лес зимой» Беседа с детьми об особенностях зимней природы |
Выставка рисунков на тему «Зимний вернисаж»
|
||
Декабрь 3 неделя
|
В гостях у сказки 1.Русские народные сказки»
2.Чтение сказки Ершова «Конек – Горбунок»
3. Инсценировка русских народных сказок: «Три медведя», «Теремок»
4.»Угадай, какая сказка»
5. «Сказки моего детства»
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок. П/И «Дети и волк», «Зайцы и медведь» Д/И «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя» Рисование героев сказок «Конек - горбунок» Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц». «Сказочные цветы» Рисование: «Любимые сказки» Составление кроссворда на тему «Русские народные сказки»
|
Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников». Викторина «Ах, уж эти сказки! »
Конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки» |
||
4 неделя
|
Новый год «Фабрика Деда Мороза» 1.«Новогодние обычаи»
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Рассказ воспитателя «Как встречают Новый год в разных странах»
Внесение альбома «Новогодние костюмы народов мира»
«Придумай себе костюм на новогодний карнавал»
Аппликация «Снежное царство» |
|
||
Январь 3 неделя |
«Январь спортивный» 1. «Мы со спортом – неразлучны».
2. «Выручаем Айболита».
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Мы со спортом - неразлучны». П/и «Гонки санок тройками». Вечер загадок о видах спорта. НОД (лепка) «Лыжник в движении». Уроки здоровья Беседа «Богатырские забавы». НОД (рисование) «Полезные продукты». Викторина «Съедобное - несъедобное». Разучивание песни «Сильным, ловким вырастай». НОД (лепка) «Экзотические фрукты, овощи». |
Спортивный праздник «Богатырские забавы».
|
||
4 неделя
|
Зимние Олимпийские игры
1 день Открытие Олимпийских игр День лыжника
2 день День саночника
3 день День хоккеиста
4 день День ледянок
5 день Закрытие Олимпийских игр
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Олимпийские игры». Рисование «Олимпийский огонь». Соревнования «День лыжника». Просмотр слайдов об Олимпийских играх. Соревнования «День саночника». Экскурсия в центр Олимпийской подготовки. Разучивание пословиц, поговорок. Разучивание песен о спорте. Встреча с тренером Олимпийской подготовки Лавровой Н.Н. Изготовление медалей для малышей. Соревнования «День хоккеиста». Рассматривание иллюстраций с одеждой экипировкой спортсменов. Прослушивание песни об Олимпийском огне. Целевая прогулка на школьную горку. Катание на ледянках. Игры - соревнования на основе упражнений, входящих в программу физкультурных занятий. Экскурсия в спортивно - оздоровительную школу. Игры – забавы на улице. Рисование на спортивную тематику «Олимпийские резервы».
|
Закрытие Олимпийских игр. Оформление фотовыставки
|
||
Февраль 1 неделя |
«Неделя доброты» 1.«Вежливые слова»
2. «Кладовая радости»
3.«Мамочка, любимая – звёздочка моя»
4.«Доброта и жадность. Что это такое?»
5.«Отношение к животным» |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Что значит быть вежливым» И/у «Пожалуйста» Д/и «Как Буратино стал вежливым» Инд. раб. «Страна вежливости» С/р игра «Ожерелье из волшебных слов» НОД. Раскрашивание и украшение напечатанных «вежливых» слов. Чтение З. Мошковская «Вежливое слово» С. Маршак «Ежели вы вежливы» В. Осеева «Волшебное слово» Беседа «Как вести себя, чтобы радовать окружающих» Д/и«Четвёртый лишний» И/у «Услышал – запомни» С/Р игры «Магазин», «Моя семья» Чтение Р.Тимершин «Где лежало спасибо?» Рисование. Сюрпризы для близких, друзей и незнакомых людей в «Кладовую радости». Физ. минутка «Я здороваюсь всегда» Беседа «Моя любимая мамочка» Работа с бумагой: «Сердечко для любимой мамочки» (квилинг) Чтение Е. Благинина «Посидим в тишине» С/ригра «Моя семья» Д/и «У нас в гостях кукла Таня» Чтение А. Кузнецова «Поссорились» Г. Остер «Советы непослушным детям» Т. Понамарева «Хитрое яблоко» Игра«Угадай, кто это?» Д/и«Добрый жадный» Д/и«Скажем друг другу комплимент» Лепка из природного материала «Подарок другу» Беседа «Домашние любимцы» Рассматривание картинок с животными Составление описательного рассказа о животном Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Как попугай Таню вежливости научил» Т. Собакина «Здравствуй, Гусь» Лепка «Домашний питомец» Танец «Маленькие утята» |
Викторина «Ожерелье из волшеб- ных слов»
|
||
Февраль 2 неделя
|
«Защитники Отечества» 1. «Детям о празднике»
2. «Наша Армия»
3. «Профессии пап»
4. «Войска Российской Армии»
5. «Одежда военнослужащих» |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа о празднике 23 февраля. НОД (аппликация «Цветы защитникам отечества») П/и «Попади в цель» Разучивание пословиц, поговорок. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм на военную тематику. Просмотр слайдов об армии. Рассказ по содержанию слайдов. Д/и «Отгадай военный предмет» П/и «Разведчики» НОД (рисование «Мой папа» Разучивание песни М. Сутягина "Песня про Россию». Обсуждение темы «Солдат на посту» Эстафета с препятствиями Беседа «Есть такая профессия ...» Д/и «Собери в дорогу» Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова. Чтение былин об Илье Муромце. Д/и «Военная техника». П/и «Снайперы». Рассматривание иллюстраций с одеждой военнослужащих. Составление загадок о видах войск. Д/и «Передай сигнал» |
Встреча с интересным человеком «В гости к нам пришел военный…»
Оформление фотовыставки «Мой папа – защитник Родины».
Коллаж «Военная техника нашей Армии! »
Спортивно-музыкальный досуг «В месте с папой» |
||
Февраль 3 неделя
|
«Защитники Отечества» 1 «Моя малая Родина»
2 «Музей боевой славы»
3 «Как стать сильными»
4. «Эти волшебные книги»
5. «Моя большая и малая Родина» |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Я в Мордовии живу» НОД (конструирование «Подарок для папы») П/и «Чей отряд быстрее построится» Чтение произведения «На страже Родины» Экскурсия в музей Дискуссия о роли музея в нашей жизни С/р игра «Военный госпиталь». Пение песни об армии: В. Мигуля «Аты-баты шли солдаты». Диспут на тему «Правила закаливания организма». Изготовление солдатиков и пластилина и глины разных родов войск. Эстафета «Переправа». Беседа «Профессия – военный доктор». С/р игра «Морской поход». Рассматривание картины «На границе», анализ. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др. Классификация книг, организация книжной выставки «Слава Российской Армии» Д/и «Военная техника». П/и «Спасатели». Обобщающая беседа о празднике. Игры со строительным материалом (конструктор деревянный, кубики, конструктор Lego). Чтение стихотворений о Родине.
|
Сладкий вечер: «Как папа и дедушка служили в армии»
Оформление буклета «Здоровье – это сила!»
Музыкальный праздник «Шумбрат, Мордовия!»
|
||
Февраль 4 неделя |
«Народные праздники и обычаи» 1. «Россия – многонацио- нальная страна»
2. «Русские народные праздники»
3. «Российский флаг»
4.«Мордовская народная культура и традиции»
5.«Цвети, мой край, Мордовия моя»
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседы «Россия – многонациональная страна», «Традиции русского народа» Организованная образовательная деятельность по разучиванию стихов, песен, народных игр. Беседа о народных инструментах. Лепка «Дымковская игрушка» Беседа «Русские народные праздники» Составление рассказа «Как я отмечаю масленицу» С/р игра «К вам пришли гости» Чтение русских народных сказок П/и «Два мороза» Д/и «Назови какой это праздник?» Рассматривание иллюстраций Российского и Мордовского флагов. Беседа о Российском и Мордовском флагах. Выкладывание бисером изображения флага Беседа «Обычаи и традиции мордовского народа» Рассматривание мордовских костюмов Заучивание прибаутки «Нумолня ялгакай» и колядки «Уси, тавуси» Морд. п/и «Салки», «В ключи», «Раю-раю» С/р игра «Одежда. Изготовление одежды» Экскурсия в мордовскую избу Беседа «Мордовские праздники»
Рисование «Мордовские узоры» Разучивание мордовских стихов и песен. Разучивание мордовского танца П\ и«Раю-раю», «В курочек» Рассматривание картин Ф.В. Сычкого |
Фольклор-ный праздник «Цвети, мой край, Мордовия моя» |
||
Март 1 неделя
|
«Мамин праздник» 1. Детям о празднике
2. Моя мама
3.Профессии мам
4. Любимые бабушки
5. Наш этикет |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа о празднике 8 Марта 2.Разучивание стихотворения В. Шуграевой «Маме» 3.Аппликация «Салфетка под конфетницу или вазу 4.С/р игра «Семья» 5.Разучивание песни «Мамин праздник» 6.Беседа «За что я люблю свою маму» 7.НОД (развитие речи «Подарки маме к 8 Марта») 8.Ситуация «Мама порезала руку» 9.НОД (рисование «Портрет мамы») 10.Беседа «Кем работают мамы» 11.Экскурсия на кухню 12.С/р игра «Парикмахерская» 13.Лепка «Конфетница для мамочки» 14.П/и «Кто быстрее» |
1.Оформление выставки рисунков «Портрет мамы» 2.Утренники, посвященные 8 Марта
|
||
2 неделя |
«Народная культура» 1.Моя республика
2.Саранск – столица Мордовии
3.Природа Мордовии
4.Мордовское народное Искусство
5. Обычаи и традиции мордовского народа
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
|
1.Прослушивание музыкальной композиции «Цвети, мой край, Мордовия моя!» 2.П/и «Мяч об узкую стенку» 3.П\и «Раю-раю» 4.Чтение мордовских произведений о труде А. Ежов «Домик», Я. Пинясов «Дедушкин полюс» 5.Аппликация «Национальный костюм» 6.Беседа «Мой любимый город» 7.Рассматривание репродукций картин Ф. В. Сычкова 8.Рисование «Украшение передника» 9.НОД (природный мир «Дикие животные Мордовии»)
|
1.Экскурсия в мини-музей детского сада «Мордовская изба» 2.Конкурс рисунков «Мой родной край» |
||
3 неделя |
«Театральная неделя» 1.Что такое театр?
2.Театр – творчество – дети.
3.Волшебный мир театра
4.Разновидности театра
5.Вся наша жизнь - игра |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
|
1. Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка») 2.Драматизация произведения по К. И. Чуковского «Федорино горе» 3.Обыгрывание русской народной сказки «Снегурочка») 4.Изготовление масок героев для театрализованных игр 5.НОД (аппликация «Избушка на курьих ножках) 6.НОД (лепка «Лягушонка в коробчонке») 7.С/р игра «Парикмахерская» 8.Беседа «Хорошо, что есть театр» |
1.Спектакль для детей младших групп «Сказка о непослушном поросенке» 2.Просмотр приезжего кукольного спектакля |
||
4 неделя |
«Книжкины именины» 1.Откуда книга пришла
2.Детские писатели
3.Жанры
4.Моя любимая книжка
5.С книгою жить – век не тужить. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» 2.Лепка «У лукоморья дуб зеленый…») 3.Чтение художественной литературы басня С. Михалкова «Ошибка» 4.Аппликация закладка для книг 5.Чтение рассказов о природе «Синичкин сарафан» |
Литературная викторина по ранее изученным произведениям «Книжкины друзья» |
||
Апрель 1 неделя |
Весна пришла (приметы весны) 1. Юморина
2. Приметы весны
3. Кто больше всех радуется весне
4.Первоцветы
5. О чем поют птицы весной |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» 2.НОД (рисование «Букет цветов») 3.Аппликация «Весна идет» 4.Беседа «Осторожно ледоход» 5.Слушание пения птиц 6.Беседа «День смеха» 7.П/и «Перелет птиц» 8.Заготовка талой воды для поливки комнатных растений 9.Д/и «Определи дерево по почкам» |
1.Развлечение «День смеха» 2.Выставка продуктов детского творчества «Грачи прилетели» (лепка) |
||
2 неделя |
Космос 1.Что такое космос
2.Первый космонавт
3.Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
4.Планеты Солнечной системы
5.Мы дети Вселенной |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «Солнце большая звезда» 2.Аппликация «Звезды и кометы» 3.Конструирование «Движение планет» 4.Рисование «Космический сон» 5.Чтение художественной литературы заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин» 6.Лепка «Летающие тарелки» 7.Рассматривание портретов из набора «Космонавты» 8.Д/и «На кого похожа» (созвездия) 9.П/и «Самолеты» 10.С/р игра «Космодром» |
Выставка детских рисунков «Космический сон» Интегрированное занятие «Большое космическое путешествие»
|
||
3 неделя |
Зеленая планета. День Земли (22 апреля) 1.Наша Земля, модель Земли
2.Кладовая Земли
3.День Земли
4.Мир на всей Земле
5.Планета Земля - наш общий дом
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «Красная книга – сигнал опасности» 2.Чтение стихотворения Я. Акима «Планета – дом» 3. Рисование «Планета Земля» 4.Д/и «закончи предложение» 5.НОД (лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили») 6.Аппликация (коллективная) «Мы вокруг березки встанем в хоровод» 7.Развлечение «День Земли» 8.П/и «Четыре стихии» 9.Э/и «Растения, животные Красной книги» 10.Рассматривание иллюстраций из наборов «Народы Мира и России» |
Итоговое занятие «Планета Земля – наш дом» Конкурс поделок из природного материала «Чудеса природы» |
||
4 недели |
Они защищали Родину 1.Солдаты земли русской
2.Их помнит Мордовия, их помнит Саранск
3.Труженники тыла 4.Юные герои 5.Наша армия сильна, охраняет мир она. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Рисование «Памятники города» 2.Рисование «Край родной и любимый» 3.Беседа «Не даром помнит вся Россия» 4.Заучивание стихотворения В. Степанова «Суворовец» 5.Рассматривание портретов «Герои Мордовии» 6.НОД (социальный мир «Защитники отечества») 7.Игра – эстафета «Кто быстрее» 8.С/р игра «Мы – военные разведчики» |
Викторина «Защитники отечества»
|
||
Май 1 неделя |
Моя страна. День Победы. 1.Детям о празднике.
2.Герои ВОВ.
3.Подвиги героев Мордовии в ВОВ. 4.Они ковали победу. 5.Никто не забыт, ни что не забыто. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «9 мая – День Победы» 2.Чтение художественной литературы (В. Степанова «Рассказ ветерана») 3.НОД (рисование «Поздравительная открытка для ветерана») 4.С/р игра «Пограничники» 5.Д/и «Военная техника» 6.П/и «Попади в цель» 7.НОД (лепка «Военная техника») 8.Разучивание песни «День Победы» |
Экскурсия в музей «Боевой славы» Оформить выставку рисунков «День Победы» |
||
2 неделя |
«Весна - красна» 1.Приметы поздней весны.
2.Труд людей весной.
3.Животный мир весной.
4.Растительный мир весной.
5.Цветущая весна. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа о весне (обобщающая) 2.Художественное творчество 3.Чтение художественной литературы М. Пришвина «Золотой луг» 4.Заучивание стихотворения З. Александровой «Салют весне» 5.Пальчиковая игра «Две птички» 6.Беседа «Труд сельчан весной» 7.Д/и «Какого растения не стало» 8.П/и «Ходят капельки по кругу» 9.Правила безопасного поведения на природе 10.Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» |
Развлечение «Весна – красна»
|
||
3 неделя |
Азбука безопасности 1.Будь осторожен с огнем.
2.Безопасность на дороге.
3.Опасные предметы дома.
4.Умеешь ли ты обращаться с животными.
5.Ядовитые грибы и ягоды. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «Будь осторожен с огнем» 2.Д/и «Правила дорожного движения» 3.Загадывание загадок об опасных предметах 4.Чтение художественной литературы (П. Синявского «Грибная электричка») 5.Рисование «В грибном царстве, лесном государстве» 6.Аппликация «Светофор» 7.П/и «У медведя во бору» 8.Беседа «Ядовитые грибы и ягоды» |
Викторина «Чтоб с тобой не случилась беда» |
||
4 неделя |
До свидания детский сад! Здравствуй лето! 1.Скоро в школу.
2.Приметы лета.
3.Труд сельского работника летом.
4.Летний оздоровительный сезон.
5.Лето красное. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.НОД (рисование «Наш любимый детский сад») 2.НОД (конструирование «Сельский двор») 3.НОД (лепка «Домашние животные») 4.НОД (мир природы «Лето красное») 5.НОД (здоровье «В здоровом теле, здоровый дух») 6.Д/и «Цветочный магазин» 7.С/р игра «Детский сад» 8.Чтение художественной литературы А.Пушкин «За весной, красой природы…» 9.Рассматривание цветов на клумбе |
Выпускной вечер «До свидания детский сад» Выставка продуктов детского творчества «Летние забавы» |
||
Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы»
для детей подготовительной группы
Не деля, |
Тема, литература |
Программное содержание
|
Методы и приёмы |
Совместная деятельность с детьми |
Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь 1 |
Чтение рассказа М-Сибиряк «Сказочка про козявочку» З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр.97 |
Продолжить формировать умение понимать характер персонажей художественных произведений, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания |
Чтение рассказа, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций |
Чтение художественной литературы по данной теме; |
Выставка детских рисунков |
2 |
Чтение С. Маршак «Пожар» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», |
Углублять и расширять знания о творчестве С. Маршака, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. |
Чтение произведения, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций |
дидактические игры, продуктивная деятельность. |
Беседа о книгах |
3 |
Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Осень» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр.304
|
Учить выразительно наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; развивать поэтический слух; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического зыка; расширять представления о пейзажной лирике, активизировать употребление в речи глаголов. |
Вопросы, рассматривание портрета К. Бальмонта, игр.прием «Назовите поэтов, писавших красивые стихи о русской природе», игр. упр. «Продолжи строку», чтение стихотворения, «Придумай грустное предложение об осени», «Расскажи об осени весело», «Рассказываем цепочкой» |
беседа по содержанию; повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание |
Заучивание стихотворений наизусть |
4 |
Чтение рассказа М. Тимохина «Почему у Васи не было друзей» Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство, 2004г., стр. 227 |
Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Упражнять в рисовании человека. |
Вступительная беседа «Что такое дружба, друг?»; постановка цели, чтение рассказа «Почему у Васи не было друзей», беседа по содержанию, игр.упр. «Друг какой?», зарисовка портрета друга, итог «Как нужно относиться к другу?». |
чтение рассказа «Почему у Васи не было друзей», |
консультация |
Октябрь 1 |
Чтение рассказа Л. Воронкова «Ссора с бабушкой» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр.166 |
Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа |
беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций |
Чтение произведения |
Консультация «Детям о природе». |
2 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», |
Продолжить формировать умение понимать характер персонажей художественных произведений, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания |
Чтение произведения, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций |
Чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций осени |
Заучивание стихотворений наизусть |
3 |
Рассказывание мордовской народной сказки «Лиса и медведь» Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство, 2004г., с. 304
|
Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки; подвести к осознанию художественных образов сказки; воспитывать интерес к мордовским народным сказкам. |
Вступительная беседа «Любимые сказки». Рассматривание обложек с мордовскими сказками, постановка цели, драматизация последней части сказки «Кто кого переревет», итог. |
чтение сказки «Лиса и медведь», беседа по содержанию сказки, |
Чтение детям стихотворений мордовских писателей |
4 |
Стихотворение И. Букина «Листопад» |
Показать красоту осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания стихотворения; закрепить знания об изменениях в осенней природе; развивать поэтический слух; формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; закреплять умение образовывать разные формы глаголов и сравнительную степень прилагательных. |
Беседа с рассматриванием иллюстраций; игр.упр. «На что похоже?», «Что сделали?», повторное чтение стихотворения с использованием приема релаксации; дид. упр. «Рисуем осень», итог. |
чтение стихотворения, беседа по содержанию, дид. игра «Закончи предложение», |
беседа |
Ноябрь 1 |
. Н. Рубцов «Привет Россия» Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста |
Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Закреплять жанровые композиции.
|
Воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы.
|
Чтение художественной литературы по данной теме; рассматривание иллюстраций, картин; дидактические игры |
Выставка детских рисунков «Страна, где я живу» |
2 |
С Козлов «Зимняя сказка» Хрестоматия |
Активизировать литературную память дошкольников, обогащать представления о жизни и творчестве писателей. |
Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, д/и « Узнай целебную траву». |
Беседа «Для чего человек сажает лес»; чтение художественной литературы (М. Михайов «Лесные хоромы», |
Консультация «Воспитание бережного отношения к природе»; совместное рисование |
3 |
. Драгунский «Удивительный день»
|
Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихи, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации различные эмоциональные состояния. |
Беседа, чтение стихотворений, |
Чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность. |
Разучивание стихотворений |
4 |
В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
|
Активизировать литературную память дошкольников, обогащать представления о жизни и творчестве писателей.
|
1. Е. Пермяк «Мамина работа» 2. Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» 3. С. Баруздин «Кто построил этот дом» 4. Г. Граубин «Незнакомые друзья»
|
рассматривание иллюстраций, картин; |
Создание кормушек для птиц |
Декабрь 1 |
Тютчев « Зима не даром злится» |
Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы |
1. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою» 2. С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза» 3. Фольклор о зиме. 4. И. Суриков «Зима» |
Чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры. |
Заучивание стихотворений наизусть |
2 |
« Двенадцать месяцев» |
Продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами. Развивать у детей интерес к жанру литературной сказки.
|
Чтение стихотворений о зиме |
Подбор и чтение литературы |
Создание кормушек для птиц |
3 |
С. Михалков «Три поросенка» |
Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы. Учить понимать смысловую сторону пословиц и поговорок. Чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворений, понимать основную мысль поэтического текста. |
1. р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный» 2. р.н.с. «Хвосты» 3. р.н.с. «Лисичка – сестричка и серый волк» 4. р.н.с. «У страха глаза велики» |
дидактические игры, продуктивная деятельность |
Консультация «Воспитываем друзей природы». |
4 |
2. С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза»
|
Продолжать учить детей выразительно читать стихи, передавая красоту природы. Побуждать замечать изобразительно - выразительные средства художественной литературы. |
1. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»
2. Фольклор о зиме. 4. И. Суриков «Зима» |
Чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимы |
Консультация «Детям о природе». |
Январь 3 |
Заучивание стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…»«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., Просвещение, 1990г., стр. 293 |
Формировать эстетическое восприятие картин природы, стихов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и в словесном описании. |
Вступительная беседа о зиме, чтение стихотворения, беседа по содержанию стихотворения, игр.упр. «Подбери картинки к стихотворению» |
повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание. Зарисовка зимнего леса под музыку. |
Рисование |
4 |
Разучивание пословиц, поговорок. «Книга для чтения в детском саду и дома» |
Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
Дид. упр. «Объясни, покажи», вопросы, рассказ воспитателя о пословицах и поговорках, беседа по содержанию, игр. «Кто знает больше пословиц?», составление рассказов по пословицам. |
Рассказывание поговорок |
Заучивание поговорок наизусть |
Февраль 1 |
Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» |
Учить осмысливать идею произведения, воспитывать вежливое и доброжелательное отношение к людям. |
Беседа: «Что значит быть вежливым?». Дид. игр. «Как мальчик стал вежливым». |
Чтение художественной литературы |
Наблюдение за людьми на улице |
2 |
Чтение былин об Илье Муромце |
Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными жанрами – былинами, с жанровыми особенностями былин. |
Рассказ воспитателя о былинах, чтение былин об Илье Муромце, беседа по содержанию. |
чтение былин об Илье Муромце, беседа по содержания. |
Беседа |
3 |
Чтение произведения «На стаже Родины» |
Систематизировать знания детей о Российской армии, уточнить знания о воинских профессиях, воспитывать патриотизм, уважительное отношение к защитникам отечества. |
Беседа: «Россия, Родина, Отечество» |
Чтение художественной литературы о Родине |
Праздник пап |
4 |
Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол» |
Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умению воспроизводить и осознавать образные выражения. |
Дид. упр. «Отгадай сказку», чтение сказки, беседа по содержанию, итог. |
чтение сказки, беседа по содержанию, итог. |
совместное рисование |
Март 1 |
Заучивание стихотворения В. Шуграевой «Маме» |
Формировать умение читать наизусть стихотворение, интонационно передавать любовь, заботливое отношение к маме, развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи. |
Вступительная беседа о мамах, игр.упр. «Отгадай, чья мама», чтение стихотворения, беседа по содержанию. |
повторное чтение с установкой на запоминание, чтение стихотворения цепочкой |
Заучивание наизусть |
2 |
Чтение мордовских произведений о труде Я. Пинясов «Дедушкин полюс» Г.Н. Киркина «Хрестоматия к программе «Валдоня», |
Учить детей воспринимать большие по объему рассказы, понимать, осмысливать услышанное. |
Рассказ воспитателя о писателе, его творчестве. |
чтение рассказа, беседа по содержанию. |
Создать папку- передвижку. |
3 |
Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» |
Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. |
Дид. упр. «Зимние забавы», рассказывание сказки, беседа по содержанию, дид. упр. «Скажи по другому», |
Чтение сказки, инсценировка эпизода сказки (по выбору воспитателя) |
Консультации на выбор |
4 |
Чтение басни С. Михалкова «Ошибка» |
Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, формировать представление о С. Михалкове как о баснописце. |
Рассказ воспитателя о писателе. Лексическое упражнение «Как сказать по другому?», инсценировка отдельных частей басни. |
чтение басни С. Михалкова, беседа по содержанию, |
Выставка детских рисунков |
Апрель 1 |
Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», |
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы, развивать поэтический слух. |
игр.упр. «Продолжи строку», повторное чтение стихотворения на запоминание. |
Чтение стихотворения, беседа по содержанию, |
Заучивание стихотворений о весне |
2 |
Заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин» «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»,
|
Воспитывать у детей интерес к космонавтам, учить восхищаться их героическим трудом; расширять знания детей о космических полетах. |
Чтение стихотворения, беседа по содержанию, |
Рисование на тему Космос |
беседы |
4 |
Чтение стихотворения Я. Акима «Планета – дом» |
Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. |
Дидактическая игра «Все земля». |
Чтение стихотворения, установка на запоминание |
Консультации |
Май 1 |
Чтение стихотворения В. Степанова «Рассказ ветерана» |
Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны. Чувство гордости за свою Родину |
Лексическое упражнение «Отгадай, что за праздник», |
чтение произведения, беседа по содержанию, зарисовка детей по теме. |
Поход на парад |
2 |
Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» |
Развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, обогащать и развивать речь, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Рассказ воспитателя о М. Пришвине, |
Чтение рассказа, беседа по содержанию рассказа. |
Заучивание наизусть. |
3 |
Чтение произведения В. Синявского «Грибная электричка» |
Формировать умение воспроизводить образные выражения; развивать поэтический слух. |
Чтение произведения, беседа по содержанию, чтение с установкой на запоминание. |
Рисование по данной теме |
Создать папку передвижку |
4.Планируемые результаты освоение программы – целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность)не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижение конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры программы «Детство» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах , обозначенных в пояснительной записке к программе «Детство», и в той части которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.В конце учебного года целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
* Ребенок овладевает основными культурными средствами , способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно--иследовательской деятельности , конструировании и др. ;способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к раз ным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
* Способен договариваться, учитывать, интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства , в том числе чувство веры в себя ,старается
разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по
разным вопросам.
* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
*Проявляет симпатию по отношению к другим людям , готовность прийти на помощь тем , кто в этом нуждается.
* Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
* У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения
и управлять ими.
* Ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками , может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
* Проявляет ответственность за начатое дело.
* Открыт новому , то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
* Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.
* Имеет первичные представления о себе, семье традиционных семейных ценностях , включая традиционные гендерные ориентации, проявляет
уважение к своему и противоположному полу.
* Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность
6. Условия реализации рабочей программы
1.Материально- техническое оснащение: доска школьная, магнитная доска,
магниты, магнитофон, диски ,плакаты, аудиокассеты.
2.Учебно-методическое обеспечение:учебные пособия; дидактические игры,
дидактические, наглядные пособия.
7. Список использованной литературы
1. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.
2. О.С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие-М.: ТЦ СФЕРА 2015 Конспекты занятий по развитию речи (подготовительная группа). М.: 2015
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.