ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Искатели»
СОДЕРЖАНИЕ
1.1
Пояснительная записка………………………………………………………………...3
1.2 Актуальность программы и концептуальные
основы деятельности…………..…..4
1.3 Механизм реализации программы……………………………………………..……..7
1.4 Организация самоуправления в детском объединении……………….…….…….....9
1.5 Схема сотрудничества детского объединения……………………………….…...….11
Список использованных источников и литературы…………………………………..….22
Пояснительная записка
В МКОУ СОШ №8 средней школе обучается 120 учащихся. Успешно развивается воспитательная система школы, частью которой является деятельность объединений дополнительного образования, детских общественных объединений.
В начальной школе обучается 55 учащихся. Родители проявляют заботу о своих детях, интересуются школьной жизнью, создают условия для всестороннего развития ребенка, но не все. Есть семьи, где учащиеся, оказались в трудной жизненной ситуации, это семьи с низким материальным достатком или семьи, где родители не всегда добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей.
Большинство ребят имеют хорошую и отличную успеваемость (18 человек), остальные дети имеют некоторые трудности в обучении.
Основной мотив деятельности ребенка в начальной школе - установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками, желание быть признанным близкими. Поэтому так важно организовать совместную содержательную и интересную деятельность по принципу «жить общей жизнью», в которой бы каждый участник почувствовал свою значимость и уникальность. В младшем школьном возрасте кристаллизуются интересы детей, они становятся более устойчивыми, избирательными. Важно создать условия для выбора воспитанником полезной, развивающей деятельности, актуализации «нужных» интересов у ребенка. Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, любознательностью, активностью, имеет вполне устойчивое представление о себе, знают, какими качествами они обладают и чем отличаются от других. Важно формировать не только интерес к различным видам деятельности, но и адекватную оценку своих возможностей. Максимум эмоций, активности детей в разных ее проявлениях, плюс интересная и доступная информация - вот основные правила и слагаемые методики работы с младшими школьниками.
Программа «Испытатели» предназначена для работы с коллективом воспитанников 8-11 летнего возраста, рассчитана на 3 года.
1.2 Актуальность программы и концептуальные основы деятельности
Каждый человек, для того чтобы стать достойным гражданином своей страны обязан знать и уважать историю и культуру своей Родины, бережно относится к природе родного края.
Чугуевский район расположен на востоке, территория района не имеет большого количества промышленных объектов, поэтому можно говорить о сравнительно благоприятной экологической обстановке. Главными экологическими проблемами района являются утилизация бытового мусора и загрязнение водоемов и рек бытовыми отходами. На территории района располагается 2 памятника природного культурного и исторического наследия.
Теоретической основой при разработке программы стало педагогическое наследие И.П.Иванова и В.А. Сухомлинского. В работе активно используется методика КТД, социального проектирования. Поддерживая идеи Сухомлинского о том, что школа для детей должна быть непременно «Школой радости», а главным воспитателем в ней должна стать природа, выбрана концепция детского общественного объединения, деятельность которого предполагает соблюдение следующих принципов и подходов:
Принцип природособразности - учет психологических и возрастных особенностей детей.
Принцип культуросообразности - воспитание ребенка в диалоге с национальной культурой и традициями.
Принцип творчества - игра и творческий подход в организации деятельности младших школьников способствуют решению важных воспитательных задач, позволяют ребенку проявить свои способности, стимулируют к дальнейшим действиям.
Принцип совместной деятельности - вместе планируем, вместе организуем, вместе анализируем. Ничего не делать за детей, только вместе с ними. Доверие рождает самостоятельность.
Гуманистический и индивидуальный подход - построение уважительных отношений в коллективе, внимательное, чуткое отношение к каждому ребенку. Все это создает психологический комфорт, а также закладывает основы нравственности в ребенке.
Программа деятельности ДО «Испытатели» разработана на основе изучения интересов и потребностей детей с учетом положительного опыта накопленного в школе по воспитанию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственности, уважения к прошлому, на основе изучению истории и культуры малой родины, формированию здорового образа жизни учащихся посредством привлечения их к занятиям туризмом.
Программой определены четыре основных направления работы:
¾ Экология
¾ Краеведение
¾ Туризм и формирование здорового образа жизни
¾ Формирование коммуникативных навыков у детей, создание дружного коллектива
Историю родного края ребята изучают на местном краеведческом материале, активно сотрудничают с сельским краеведческим музеем, подключают к работе членов своих семей, бабушек и дедушек - именно это поддерживает интерес к изучению культуры и традиций. Экологическое воспитание младшего школьника является эффективным, так как ставятся задачи не только изучения окружающего мира, но и прежде всего вовлечение ребят в практическую природоохранную деятельность, в решение экологических проблем своего региона. Туризм ребята изучают не по картинкам, а на природе у костра и палатки, понимая, что знания, полученные на туристических занятиях, обязательно пригодятся в жизни.
Особое внимание в программе уделено работе по формированию сплоченного коллектива и воспитанию в детях тех нравственных качеств, которые необходимы при общении со своими сверстниками. Программой предусмотрены занятия, развивающие в ребенке умения распознавать различные эмоциональные состояния других людей и адекватно вести себя в данной ситуации, способности к сопереживанию, состраданию и инициативной действенной помощи нуждающимся, преодолению своих страхов и слабостей, умению дружно работать в группе.
Особой ценностью программы является и то, что ребятам будет предложена возможность продолжения самосовершенствования в выбранном направлении в клубах средней и старшей школы. Вхождение ребенка в деятельность этих объединений будет более уверенным и эффективным.
Структура программы
Лесная школа
«В кругу друзей» «Школа спасателей» «Экологическая тропа» «Моя малая Родина»
Социально-значимые КТД, акции, проекты
«В кругу друзей» - цикл занятий по формированию коммуникативных навыков младших школьников и формирование ученического коллектива детей.
«Экологическая тропа»- цикл занятий по изучению природы и экологии младших школьников.
«Моя малая Родина»- цикл занятий по истории родного края младших школьников.
«Школа спасателей»- цикл занятий по туризму и формированию здорового образа жизни младших школьников.
Цель: создание условий для духовно-нравственного совершенствования ребенка, на основе формирования и развития интереса учащихся к природе, истории и культуре родного края.
Задачи:
1 Определить значение детской общественной организации в воспитании младшего
школьника.
2 Разработать программу деятельности детской общественной организации младших
школьников «Искатель».
3 Воспитывать потребность в здоровом образе жизни через занятия туризмом.
1.3 Механизм реализации программы
Система работы по программе предполагает проведение теоретических и практических занятий, организацию социально-значимых акций, проектов, коллективно-творческих дел и праздников.
Игровая модель программы:
ребята отправляются в путешествие по сказочному лесу, на пути у них 4 тропинки. Помогают ребятам не сбиться с верного пути 4 клубочка
1 клубочек (оранжевого цвета) – символизирует направление «Мы вместе!» Занятия и тренинги, игры и творческие конкурсы помогают ребятам лучше узнать друг друга, научиться дружить, работать в команде.
2 клубочек (зеленого цвета) – «Экологическая тропа» - помогает ребятам познавать и улучшать окружающий мир, родную природу.
3 клубочек (красного цвета)- «Моя малая родина» позволяет ребятам открыть тайны прошлого, знакомит школьников с историей и культурой родного края.
4 клубочек (желтого цвета) - «Школа спасателей» помогает ребятам освоить туристические навыки, стать настоящими спасателями, показывает ценность собственного здоровья, учит правильным действиям в различных жизненных ситуациях, в том числе и правилам поведения в природе.
Путешествие по тропинкам проходит в виде занятий в «Лесной школе».
Расписание занятий
в Лесной школе:
1 неделя – «В кругу друзей»
2 неделя - «Экологическая тропа»
3 неделя - «Моя малая Родина»
4 неделя - «Школа спасателей»
Занятия в Лесной школе рассчитаны на 3 года, их должен посещать каждый член детского объединения. При зачислении в Лесную школу ребенок получает билет ученика Лесной школы, куда заносятся отметки об успешном окончании курса и переходе на новый курс обучения.
При условии успешного освоения программы «Лесной школы» ребенок может получить грамоту и звание «Отличника лесной школы»
Помогают ребятам учиться в лесной школе Умная Сова, Ученый кот, Старичок Лесовичок и веселый Родничок - главный друг девчонок и мальчишек.
1.4 Организация самоуправления в детском объединении
Младший школьный возраст - особый самоценный период, в котором развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого необходимо педагогически грамотно выстроить включение детей в самоуправление. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручения, но, получив его, многие быстро утрачивают интерес к нему. Бесспорно, это часто тормозит развитие самостоятельности у детей. Одновременно с этим дети младшего школьного возраста отличаются огромным зарядом активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного поручения, они открыты для общения.
Самостоятельность- качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинить свое поведение собственным взглядам без опоры на постороннюю помощь. А как понимают слово «сам» младшие школьники?
Сам- это когда дети все делают сами, без взрослых, одни…
Когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает…
Как захотел, так и сделал...
Суть понятия дети улавливают хорошо. Но представления о конечном результате, ответственность за него у них еще не достаточно сформирована, да и навыков организации совместной деятельности недостаточно. Включение ребят в деятельность органа самоуправления имеет цель самореализации личности в процессе совместной деятельности, воспитание ответственности у ребят и формирование навыков планирования, подготовки и анализа коллективного дела.
Процесс воспитания самостоятельности, самодисциплины, личной ответственности можно разделить на следующие этапы:
1. Этап подражания
2. Этап частичной самостоятельности
3. Этап более полной самостоятельности
4. Самоуправление
Структура самоуправления объединения
|
|
Высшим органом детского самоуправления является общий сбор. Исполнительным органом, который организует деятельность объединения, является Лесной Совет. Из членов Лесного совета избирается командир. Все ребята распределяются в три отряда: Краеведы, Экологи, Туристы-спасатели, в зависимости от желания ребенка. Поручения каждый месяц передаются другим детям, что позволяет ребятам попробовать свои силы, побыть в роли организатора и в роли исполнителя.
Координирует деятельность Лесного Совета Лесная Фея (старшая вожатая)
С членами детского объединения ежемесячно проводятся занятия по формированию и развития лидерских навыков.
1.5 Схема сотрудничества детского объединения
Тематический план занятий в «Лесной школе»
1 год обучения
месяц |
Теоретические и практические занятия |
|||
«В кругу друзей» |
«Экологическая тропа» |
«Моя малая родина» |
«Школа спасателей» |
|
Воспитательная задача |
Изучение интересов и потребностей ребят, формирования основных коммуникативных навыков |
Расширение кругозора учащихся, формирование интереса к природе и природным явлениям |
Расширение кругозора учащихся Знакомство с историей родного поселка |
Формирование интереса к занятиям туризмом, формирование простейших туристических навыков |
Сентябрь |
Занятие «Давайте познакомимся!» Игра «Добро пожаловать!» (изучение интересов воспитанников)
|
«С любовью к природе» ( беседа об отношении школьников к природе) конкурс рисунков «Природа- мой друг!» |
«Мой родной поселок» Легенды и факты. |
Беседа «Я и мое здоровье» Игра «Дом моего здоровья» |
Октябрь |
Игра «Я сам!» (комплекс игровых методик по изучению своего «я») |
Проект « Разведка осенних примет» |
Экскурсия «Улицы и переулки Воротынца» |
Игра «Со Свистулькиным по улицам солнечного города» ( о правилах безопасного движения по дорогам) |
Ноябрь |
Тренинг «Твори, выдумывай пробуй!» |
«Осенняя фантазия» (выставка поделок из природного материала) |
Памятники истории поселка |
Кто такие туристы. Законы и правила туристов. |
Декабрь |
Игровое занятие «Я и моя семья» |
Экскурсия в зимний лес «Спит ли лес зимой?» |
Воротынец всех кормилец |
Правила безопасного поведения в природе
|
Январь |
Работа в группах «Мастерская Деда мороза» |
«Можно ли есть снег?» Практическая работа |
«Воротынские посиделки» (занятия наших предков) |
Что прячется в рюкзаке? (индивидуальное снаряжение туриста) |
Февраль |
Соревнования «Веселые старты» |
«Мы - друзья птиц» |
Игра «Создаем карту поселка Воротынец» |
«Узловязы» (изучение простейших туристических узлов) |
Март |
Конкурсная программа « Мальчишки и девчонки» ( о культуре отношений между мальчиками и девочками) |
«Тайны Воротынского леса» Конкурс рисунков «В гости к лесу!» |
Воротынец- день сегодняшний. |
Занятие в туристическом зале «Навесная переправа» |
Апрель |
« Путешествие в страну Вообразилию» ( выявление и развитие воображения и творческих способностей воспитанников) |
Экскурсия в весенний лес «Голоса природы» |
Викторина «Знаешь ли ты родной поселок?» |
«гори, гори ясно! (типы костров и правила разведения их в природе) |
май |
Игра «Какой мы коллектив?» |
Экскурсия в лес «Наш зеленый друг» Правила поведения в лесу |
Экскурсии в организации и предприятиях родного поселка. |
Выход в лес (преодоления спуска и подъема) Правила установки туристической палатки. |
Предполагаемый результат (знания, умения и навыки) |
Знание основных правил общения друг с другом. Выявление интересов и творческих способностей ребят |
Умение наблюдать за природными явлениями Умение изготавливать простейшую кормушку, заготавливать корм для птиц |
Знание истории своего поселка
|
Знание типов костров, правил укладки рюкзака, 3-х туристических узлов Умение ставить палатку, Навыки преодоления природных препятствий
|
КТД и социально-полезные акции и проекты
Тематический план занятий в «Лесной школе»
2 год обучения
месяц |
Теоретические и практические занятия |
|||
«В кругу друзей» |
«Экологическая тропа» |
«Моя малая родина» |
«Школа спасателей» |
|
Воспитательная задача |
формирования коммуникативных навыков, формирование сплоченного коллектива |
Формирование интереса к природе и природным явлениям Формирование знаний о лесе и лесных обитателях Воспитание бережного отношения к лесу и его обитателям |
Знакомство с историей и культурой Воротынского района |
Формирование интереса к занятиям туризмом, формирование простейших туристических навыков |
Сентябрь |
Игровое занятие «Все начинается с интереса» |
«Русский лес»
|
Воротынский район на карте области. |
«В гостях у Робинзона» игровая программа на лесной поляне. Туристические песни у костра. |
Октябрь |
«Что такое дружба?» |
Экскурсия в осенний лес. Растения леса. Конкурс аппликаций из листьев «Все краски осеннего леса» |
Экскурсия в село Быковка. (посещение памятника природы ворот района) |
Индивидуальное и групповое снаряжение туриста. |
Ноябрь |
«Ты и твои права» |
«Лесные обитатели» |
Заочная экскурсия «Серебряное колечко Земли Воротынской» |
«Вредные привычки и твое здоровье»
|
Декабрь |
«Почему мы ссоримся» (как избежать конфликтов) |
«В лесу родилась елочка» (конкурс –акция «Сбережем елочку!» |
Крестьянская изба. |
Школа узловяза |
Январь |
«Жить для радости людей!» |
Лыжная прогулка «В зимнем лесу» |
«Из бабушкиного сундука» |
Просмотр видеофильма «Мы-туристы» |
Февраль |
«Пусть миром правит Доброта» ( о добром отношении и добрых поступках) |
Экологическая сказка «Как синичка в гости летала» |
«Бабушкины сказки» (сбор легенд и сказок жителей разных сел Воротынского района» |
Правила движения в походе. Преодоление препятствий. Страховка и самостраховка. Занятия в туристическом зале. |
Март |
«Встречают по одежке, а провожают…» ( о культуре внешнего вида) |
Сказки «Старичка-лесовичка» |
«Народные игры и гуляния» (традиции Воротынского района) |
Компас и карта. Практическая работа на местности. |
Апрель |
« Ее величество игра» (правила поведения во время игр) |
Лесные первоцветы. |
Василь на Суре. |
Топографические знаки |
май |
Игры на сплочение коллектива на свежем воздухе |
«Человек и лес: друзья или враги?» |
«Путешествие в прошлое» (посещение дворянской усадьбы князя Оболенского) |
Ориентирование на местности |
Предполагаемый результат (знания, умения и навыки) |
Знание правил организации и проведения игр, правил безконфликтного поведения. |
Знание растений и животных леса, экологических проблем леса и пути их решения. |
Знание истории Воротынского района, названий сел и деревень, особенностей природы и культуры района Знание исторических и природных памятников |
Умение ориентироваться на местности, умение пользоваться компасом и картой, Умение выполнять самостраховку Знание 5 туристических узлов Знание 10 топографических знаков |
Коллективно творческие дела и социально-значимые проекты и акции:
Тематический план занятий в «Лесной школе»
3 год обучения
месяц |
Теоретические и практические занятия |
|||
|
«В кругу друзей» |
«Экологическая тропа» |
«Моя малая родина» |
«Школа спасателей» |
Воспитательная задача |
Формирование сплоченного коллектива Воспитание ответственности ребенка за личные поручения и коллективные дела |
Формирование знаний о водных объектах и экологических проблемах водоемов |
Знакомство с интересными людьми поселка Воротынец и Воротынского района |
Формирование интереса к занятиям туризмом, формирование основных туристических навыков |
Сентябрь |
«Игровой калейдоскоп» Игры на сплочение и знакомство. |
«Вода – источник жизни» ( о роли и значении воды в жизни человека) |
История нашего края в лицах. (Князь Воротынский Адмирал Головин, помещик Демидов) |
Соревнования по спортивному ориентированию» |
Октябрь |
«Кто такой лидер?» |
Реки, пруды и озера Воротынского района |
Народные умельцы. Знакомство с мастерами. Воротынского района |
Правила оказания первой помощи пострадавшему |
Ноябрь |
«Что значит самостоятельность?» |
Обитатели водоемов |
Воротынская земля в произведениях поэтов. Писателей и художников. |
Школа узловяза |
Декабрь |
Правила коллективного труда Что такое социальный проект? |
«Чистота наших рек. От чего она зависит». Анкета среди местных жителей «Экологические проблемы наших рек» |
Легенды родного края ( о чем говорят названия сел) |
Правила организации туристического быта. |
Январь |
«Что такое хорошо и что такое плохо» (учимся оценивать результаты и подводить итоги) |
«Ледяное зеркало» ( О правилах безопасного посещения водоемов зимой) |
Воротынский район в годы Великой Отечественной войны. |
Питание в походе. |
Февраль |
« Друг в беде не бросит, лишнего не спросит» ( о дружбе и взаимовыручке) |
Встреча с руководителем экологического клуба. О проблемах рек нашего района. |
Наши земляки-Герои Советского Союза |
Правила безопасной работы со спичками, туристическим топориком, пилой, ножом |
Март |
Игра «Наш выбор» |
Игра по станциям «Подводное царство» |
«Моя семья в истории моего района» |
Элементы горного туризма. Упражнения на туристической стенке. |
Апрель |
Коммуникативная игра « Морской бой» |
Игра- викторина «Знатоки природы» |
«Изучая предков мы изучаем самих себя» |
Правила стрельбы из пневматической винтовки, соревнования по стрельбе |
май |
Познавательная игра «Крестики-нолики» |
«Посмотри и отпусти!» изучение прибрежной флоры и фауны |
Экскурсия в село Семьяны «Святой ключ» |
Соревнования «веревочный городок» |
Предполагаемый результат (знания, умения и навыки) |
Первоначальные умения планирования и анализа деятельности группы
|
Знание названий водных объектов Воротынского района, водных обитателей, значение воды в жизни человека, правил безопасного повеления на воде, на льду, способов борьбы с загрязнением рек
|
Знание известных людей Воротынского района |
Знание правил организации туристического быта, правил оказания первой помощи пострадавшему Знание не мене 7 туристических узлов Умение самостоятельно выполнять самостраховку |
Коллективно творческие дела и социально-значимые
проекты и акции:
Предполагаемые результаты и способы их измерения
Задача |
Показатели результативности |
Способы измерения результатов |
Способствовать формированию в ребенке основных нравственных качеств, коммуникативных навыков
|
Повышения уровня развития коммуникативных навыков у ребенка Сформированность основных нравственных качеств в ребенке Сплоченность коллектива |
Тест «Умеем ли мы общаться» Наблюдения Адаптированный тест для младших школьников «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова Социометрия Методика Лутошкина «Какой мы коллектив» Наблюдения, оценка активности участие детей в социально-полезных акциях. |
Воспитывать у ребенка интерес и уважение к истории и культуре родного края.
|
Знание детьми истории и культуры своей малой родины Наличие устойчивого интереса ребенка к прошлому Родного края |
Тест «История родного края» Познавательные викторины и игры Наблюдение, собеседование с детьми |
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни через занятия туризмом
|
Отсутствие у детей вредных привычек Сформированность интереса к занятиям туризмом Сформированность первоначальных туристических навыков |
Тест «Вредные привычки» Наблюдение Участие ребенка в походах и экскурсиях |
Способствовать формированию экологической культуры ребенка
|
Сформированность интереса ребенка к объектам окружающей среды (неживой природе. Растениям, животным Эмоциональное реагирование ребенка при встрече с живым окружающим миром Сформированность у воспитанников простейших природоохранных навыков |
Наблюдение
Участие ребенка в практической природоохранной деятельности |
Материально-техническое обеспечение программы
Список использованных источников и литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.