Программа деятельности стажировочной площадки «Совершенствование навыков чтения как социально значимого культурного действия»

  • doc
  • 11.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа работы стажировочной площадки МБОУ ССШ2 Лизякина(1).doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя школа №2

 

 

 

 

 

 

Программа деятельности стажировочной площадки

 «Совершенствование навыков чтения как социально значимого культурного действия»

 

 

 

Тема: «Создание оптимальных условий для педагогов, испытывающих трудности в организации работы по совершенствованию навыков продуктивного чтения обучающихся»

 

 

 

 

 

Руководитель: Лизякина И.К., учитель высшей квалификационной категории

Научные руководители: Чеснокова А.В., Кочедыкова Л.И.

 

Целевая аудитория стажеров: учителя русского языка, литературы, МХК Сосновского района

 

Срок реализации:  2 года

 

 

 

 

20__ г.

 

Пояснительная записка.

 

 

               Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Чтение – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс, будет доставлять ему, мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению по другими предметам, так как чтение – навык общеучебный. чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка. его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развитие эстетических чувств.

                  Навык чтения как социально значимое культурное действие развит слабо, данную проблему выявил анализ ВПР обучающихся 5 классов, средние показатели обучающихся района на ГИА по русскому языку, а также введение в ГИА по русскому языку устной части.

                  Наличие в МБОУ Сосновской СШ №2 положительного опыта внедрение инновационных технологий по совершенствованию навыков чтения позволяет педагогам распространить, внедрить свои разработки, научить коллег оптимальному алгоритму по улучшению данной ситуации.

           Цель работы стажировочной площадки: создание оптимальных условий для повышения квалификации педагогов в вопросах совершенствования навыков чтения обучающихся как социально значимого культурного действия.

Задачи:

Создать условия:

-  для овладения педагогами района инновационными методами, приемами и технологиями (прием театрализации, лингвокультурологического анализа текста; прием наблюдения за читательским развитием ребенка; смысловое чтение);

- приобретения практического опыта взаимодействия с социумом и учреждениями культуры и образования Сосновского муниципального района для интенсификации читательского развития;

- овладение педагогами навыками технологии «музейная педагогика».

 

Ключевые идеи опыта:

- обеспечение совершенствования навыков чтения в организации работы с обучающимися среднего и старшего школьного возраста.

- популяризация чтения как социально значимого культурного действия;

- музейная  педагогика как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду;

- заинтересованность педагогов в обеспечении улучшения качества продуктивного чтения обучающимися ОУ.

 

Содержательный блок Программы стажировки включает в себя четыре направления.

 

Направление 1: интенсификация читательского развития.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме  совершенствования навыков чтения в организации работы с обучающимися среднего и старшего школьного возраста.

 

Занятие 1. Входная диагностика. Представление инновационного педагогического опыта «Интенсификация читательского развития».  Конференция. 8 ноября 2017 г. Ответственные: Лизякина И.К.

 

Занятие 2. Мастер – классы «Использование приема театрализации в урочной и внеурочной деятельности», “Совместное чтение»   23 января 2018 г. Анализ увиденных  занятий, соотнесение теории с ситуациями реальной педагогической практики. Смарченкова Е.Д., Кальмина Т.В.

 

Занятие 3.  Дистанционное с применением технологии веб.2.0. Совместная презентация «Организация работы ОУ по совершенствованию навыков чтения». Зачетная работа. Февраль 2018 г. Лошкарева В.В., Лизякина И.К.

 

Направление 2:  популяризация чтения как социально значимого культурного действия.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме  популяризации чтения как социально значимого культурного действия.

 

Занятие 1.  Мастер — класс «Разработка заданий по развитию и совершенствованию навыков чтения обучающихся  5 — 9 классов» . Апрель  2018 г. Лошкарева В.В., Кальмина Т.В.

 

 

Занятие 2. Мастер — класс « Читательская конференция как наиболее эффективная форма развития интереса к чтению». Читательская конференция с привлечением обучающихся 10 -11 классов ОУ района. Подразумевает  активное включение в ее работу стажеров. Весенние каникулы. Апрель 2018 г. Лизякина И.К., Лошкарева В.В., Кальмина Т.В., Смарченкова Е.Д.

 

Направление 3:  музейная  педагогика как инновационная технология.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации занятий с использованием технологии «Музейная педагогика»

 

Занятие 1.  Обучающий семинар «Организация внеурочной деятельности и урока с применением технологии «музейная педагогика».  Сентябрь 2018 г. Лизякина И.К., Кузнецова С.Н.

 

 

Занятие 2. Открытый показ занятия в 6 классе «Музей литературного героя».  Открытый показ уроков литературы в 6-7 классах по творчеству А.П.Чехова и др.. Ноябрь 2018 г. Анализ увиденных занятий, соотнесение теории с ситуациями реальной педагогической практики. Кальмина Т.В., Смарченкова Е.Д., Лошкарева В.В.

 

Занятие №3.  Самостоятельная работа стажера по разработке сценария занятия с использованием технологии «Музейная педагогика».  Стажеры самостоятельно проводят занятие на базе своего ОУ. Дистанционное зачетное занятие «Применение музейной педагогики в преподавании уроков русского языка и литературы». Декабрь 2018 г. Лизякина И.К.

 

Занятие №4. Круглый стол «Музейная  педагогика -  инновационная технология, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду». Январь 2019 г. Лизякина И.К., Лошкарева В.В., Кальмина Т.В., Смарченкова Е.Д., Кузнецова С.Н.

 

 

Направление 4: обеспечение улучшения качества продуктивного чтения обучающимися ОУ.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в  обеспечении улучшения качества продуктивного чтения обучающимися ОУ.

 

Занятие 1.  Практикум «Приемы и задания продуктивного чтения». Март  2019 г. Лизякина И.К., Кальмина Т.В.

 

 

Занятие 2. Итоговое. Защита самостоятельной работы стажера (презентация опыта). Итоговая диагностика.  По результатам стажировки стажеры получают сертификат. Лизякина И.К., Лошкарева В.В., Кальмина Т.В., Смарченкова Е.Д.

 

 

 Круглый стол «Итоги работы стажировочной площадки». Май 2019 г.

 

 

Формы обучения: конференция, мастер — классы, семинары, открытый показ занятий, презентации педагогического передового опыта, групповые и индивидуальные консультации. Предусматривается организация входной и итоговой диагностики, отработка навыка продуктивного чтения, самостоятельная работа по разработке модели интенсификации читательского развития и сценария  занятия по технологии «музейная педагогика». 

 

Кадровый состав:

Лошкарева В.В.,  учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Лизякина И.К.,  учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Кальмина Т.В.,  учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Смарченкова Е.Д., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Кузнецова С.Н., учитель ИЗО первой квалификационной категории

 

Планируемые результаты реализации программы:

в результате стажировки педагоги:

- познакомятся с передовым инновационным опытом по совершенствованию навыков чтения как социально значимого культурного действия;

- изучат и получат навыки применения инновационных технологий, приемов и методик:  прием театрализации, лингвокультурологического анализа текста; прием наблюдения за читательским развитием ребенка; смысловое чтение; технология «Музейная педагогика»;

- приобретут  практический опыт взаимодействия с социумом и учреждениями культуры и образования Сосновского муниципального района для интенсификации читательского развития.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

 

1. Реализация плана графика стажировки в рамках повышения квалификации педагогов.

2. Обобщение и тиражирование опыта работы рабочей группы.

3.Освоение  стажерами  теоретико-методологической основы деятельностного подхода к совершенствованию навыков чтения учащихся,  принципов  и методов организации комплексной программы.

4. Определение механизмов переноса разработанных способов в практику собственного образовательного учреждения или апробация, если это возможно, данных способов в условиях собственного образовательного учреждения.

5. Совершенствование профессиональной  компетенции педагогических  кадров ОУ района.

6. Повышение профессионального уровня педагогов МБОУ Сосновской СШ №2.

 

 

 

 

 

Перспективы развития стажировочной площадки: представить опыт работы стажировочной площадки  на региональном уровне, продолжить работу по совершенствованию навыков чтения обучающихся как социально значимого культурного действия, а также по интенсификации читательского развития.


Скачано с www.znanio.ru