Программа для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 10-11 классов

  • docx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа для УНИКУМА по математике 10-11 классы.docx

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУДО «ИМЦ»

городского округа г.Стерлитамак РБ

_____________ Иванова Н.Б.

«___»_____________ 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного  образования 

по математике

в профильном лагере «Уникум»

«Готовимся к олимпиадам по математике»

для учащихся 10-11 классов

 

 

 

 

Составитель программы -

учитель математики МАОУ «СОШ № 15»

Дергачева Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

            Занятия рассчитаны на ученика, который желает углубить знание предмета, научиться лучше  решать задачи, в том числе олимпиадного уровня. Поэтому данная программа содержит вопросы программы основной школы, однако глубина изучения предложенных тем призвана дать возможность ученику выйти на более высокий уровень математического развития, чем тот, которого он может достигнуть на уроках. В целях формирования интереса к математике содержание занятий может включать оригинальный материал, существенно углубляющий содержание школьной программы. Большое внимание уделяется углублению школьной программы по геометрии. Одна из актуальных проблем школьного курса математики – формирование интереса к изучению геометрии. Ведь математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Порой бывает так, что, изучив геометрию, ученик так и не приобретает интереса к ней. Поскольку красивых задач и фактов по геометрии очень много, то очевидна необходимость проведения дополнительных занятий с целью их изучения. Это поможет вызвать у учащихся интерес к изучению геометрии.

В алгебре внимание акцентируется на методах решения уравнений, неравенств и систем уравнений (метод замены, графический, функциональный, использование классических неравенств и т.д.).

            Занятия по этой программе помогают решать следующие задачи: реализация учеником интереса к выбранному предмету; уточнение готовности и способности осваивать математику на данном уровне;  создание условий для подготовки к ЕГЭ по математике на профильном уровне. Также занятия рассчитаны на увлекающихся математикой школьников, желающих расширить свои знания по математике, для тех, кто готовится к выступлениям на математических соревнованиях различного уровня  от школьных до международных. Учащихся знакомят с рядом новых математических фактов, а также классических теорем, играющих значительную роль в олимпиадной математике; раскрывают школьникам красоту   и разнообразие математических идей и методов, с которыми они не сталкивались на уроках,      помогают по-новому взглянуть на многие стандартные факты и задачи школьного курса  математики. 

 

Цели:

1. Расширение знаний учащихся через изучение дополнительных тем школьного курса математики.

2. Углубление знаний учащихся по математике.   

3.Развитие логического мышления.

4. Развитие творческих способностей и исследовательских умений. 5.Воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности.

 

Реализации целей:

1. Изучение дополнительных тем школьного курса математики.

2.Обучение стандартным методам решения нестандартных задач.

3.Различные формы проведения занятий.

 

Количество часов: 30 часов.

 

Ожидаемые результаты:

 

-развитие интереса и познавательных способностей учащихся,    углубление и расширение их знаний;

-овладение стандартными методами решения нестандартных задач;

-создание условий для подготовки к участию в математических соревнованиях различного уровня от школьного до международного;

-получение опыта творческой и исследовательской деятельности.

 

 

 

 

Содержание программы

 

 

 

                  Тема

К-во часов

1

Входное тестирование на выявление уровня знаний обучающихся

1

2

Метод математической индукции, разновидности

3

3

Основы теории чисел

6

4

Методы решения олимпиадных задач

6

5

Элементы перечислительной комбинаторики

4

6

Многочлены

3

7

Аналитические методы в геометрии

3

8

Неравенства

3

9

Итоговое тестирование

1

 

Итого

30

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

                  Тема

Кол-во часов

Дата

1

Входное тестирование на выявление уровня знаний обучающихся.

1

 

2

Задачи комбинаторно-логического характера

1

 

3

Доказательство тождеств, неравенств

1

 

4

Принцип наименьшего элемента

1

 

5

Простые числа. Алгоритм Евклида. Основная теорема арифметики

1

 

6

Линейные диофантовы уравнения. Системы линейных диофантовых уравнений

1

 

7

Простейшие диофантовы уравнения второй степени.

1

 

8

Пифагоровы тройки

1

 

9

Элементы теории сравнений

1

 

10

Малая теорема Ферма, теорема Эйлера, теорема Вильсона

1

 

11

Принцип Дирихле

1

 

12

Правило крайнего

1

 

13

Инварианты

1

 

14

Четность, нечетность

1

 

15

Игры, турниры, стратегии и алгоритмы

1

 

16

Задачи на раскраски, укладки, замощения

1

 

17

Основные комбинаторные принципы.

1

 

18

Формула суммы и формула произведения

1

 

19

Перестановки, размещения, сочетания, сочетания с повторениями

1

 

20

Бином Ньютона

1

 

21

Делимость многочленов. Корни многочленов

1

 

22

Теорема Безу. Теорема Виета для многочленов произвольных степеней

1

 

23

Основная теорема арифметики многочленов. Основная теорема алгебры

1

 

24

Метод координат

1

 

25

Векторы и их применения

1

 

26

Геометрия масс

1

 

27

Классические неравенства о средних

1

 

28

Неравенство Коши-Буняковского

1

 

29

Геометрические неравенства

1

 

30

Итоговое тестирование

1

 

 

Итого

30

 

 

Рекомендуемая литература:

1.      Н.Б.Васильев, А.А.Егоров «Задачи всесоюзных математических олимпиад».

2.      Д.Полиа, Сеге «Задачи и теоремы анализа».

3.      Д.Ф.Базылев «Диофантовы уравнения».

4.      И.Н.Сергеев «Международные математические олимпиады».

5.      Ш.Х.Михелович «Теория чисел».

6.      Виленкин, Шварцбурд «Алгебра и начала анализа 11 класс».

7.      Д.О.Шклярский. Н.Н.Ченцов, И.М. Яглом «Избранные задачи и теоремы элементарной математики».

8.      Д.О.Шклярский. Н.Н.Ченцов, И.М. Яглом «Геометрические оценки и задачи из комбинаторной геометрии».

9.      Д.О.Шклярский. Н.Н.Ченцов, И.М. Яглом «Геометрические неравенства и задачи на максимум и минимум».

10.  В.А.Садовничий, А.Л.Григорян, С.В.Конягин «Задачи студенческих математических олимпиад».

11.  И.М.Яглом, В.Г.Болтянский «Выпуклые фигуры».

12.  С.М.Кокстер. С.Л.Грейтцер «Новые встречи с геометрией».

13.  Г.Н. Яковлев, Л.П.Купцов, С.В.Резниченко, П.Б Гусятников «Всероссийские математические олимпиады школьников».

14.  Г.А.Гальперин, А.К Толпыго «Московские математические олимпиады».