Программа для учителя.ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Оценка 5

Программа для учителя.ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оценка 5
Документация
doc
классное руководство
28.01.2020
Программа для учителя.ДЕТСКИЙ  КОЛЛЕКТИВ  КАК  ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Программа учителя.doc

 

ДЕТСКИЙ  КОЛЛЕКТИВ  КАК  ЦЕЛЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.

         Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищёно, ибо не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей. Для того, чтобы эффективно использовать потенциал коллектива, надо иметь представление о его сущности, свойствах, условиях эффективного функционирования.

         Проблема детского коллектива в педагогике – это, в конечном счёте, проблема управления им: процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и на каждого в отдельности. Процессы эти взаимообусловлены и неразрывны, они связаны с включением ребят в целеполагание, в совместную деятельность и расширение её видов, с формированием общественного мнения, утверждающего общечеловеческие ценности, с созданием ситуаций, корректирующих отношения детей в коллективе, с оказанием им помощи в самопознании и самореализации. Реализуя эти функции в управлении детским коллективом, педагогический коллектив выступает в качестве субъекта воспитания. Функции эти непрерывно расширяются в связи с тем, что детский коллектив становится всё более сложным и всё более ответственные задачи возникают перед ним.

         Результатом благоприятного развития коллектива должно стать возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив», что создаёт условия для идентификации личности ребёнка с классом и обособления его в коллективе класса.

Существенную роль в формировании коллектива играет возраст учащихся. Для младших школьников характерна слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности, имеющей для них привлекательные формы (это, прежде всего, связано с игрой), стремление к подражанию классам других возрастов.

При всём при этом учитель, классный воспитатель – самая авторитетная личность для младших школьников. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. Таким образом, и в коллективе дети смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил воспитатель.

В более старших классах большое влияние на сплочённость и жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В процессе деятельности, общения спонтанно возникают группировки, имеющие сходство взглядов, симпатий, общие интересы. В этом неформальном объединении подросток стремится занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Отсюда вытекает важнейшая задача педагога – добиться того, чтобы группа с наиболее высокими духовными ценностями стала самой авторитетной в классе.

Но для того, чтобы строить работу по формированию и развитию коллектива в нужном русле, необходимо знать исходное положение данного коллектива, его особенности, необходимо отслеживать динамику его развития. Для это работы существуют эффективные диагностические методики,  предложенные  такими авторами, как Роговым Е.И., Лутошкиным А.Н., Щурковой Н.Е.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Социометрия

В психологической литературе имеется так называемая социометрическая методика выявления взаимоотношений личности и коллектива. Она проста, доступна каждому педагогу и позволяет получить многомерную характеристику коллектива. По показателям социометрии можно судить о влиянии актива и его авторитета среди учеников. Обнаруживается также группа игнорируемых и изолируемых учеников. Эти ученики, может быть, и не осознают свою «изолируемость», но они испытывают эмоциональный дискомфорт.

Выявив причину изолированности, а то и отверженности детей, нетрудно найти пути его сближения с товарищами. И сделать это можно, организуя совместную деятельность детей, совместное проведение досуга, наладив взаимную помощь, поставив ребят в положение взаимной зависимости. Например, один помогает другому в учёбе, второй помогает первому в чём-либо другом. Надо учить детей чаще обращаться за помощью к товарищам и самим оказывать помощь, а не требовать и ждать этого от педагога.

Коллектив сплочён, а общественное мнение весомо для каждого его члена только в том случае, когда учащийся имеет возможность реализовать в коллективе свои способности. Поэтому необходимо найти каждому члену коллектива дело по душе.

Кооперация взаимодействия налаживается и оказывает воспитательное влияние на детей только к коллективе, где авторитетен актив, где царит глубоко нравственная атмосфера. С этой целью педагог должен упорно и настойчиво способствовать созданию в коллективе обстановки непримиримости к нарушению моральных норм. Он приучает воспитанников бороться с несправедливостью, нечестностью, думать не только о себе, но и об интересах товарищей, стремиться, чтобы собственные интересы совпадали с мнением коллектива, если, конечно, он, учащийся, с этим мнением согласен, и отстаивать свою позицию, если убеждён в своей правоте.

СПЛОЧЁННОСТЬ ГРУППЫ

 

Одной из важнейших характеристик группы является то, что обычно называют сплочённостью, то есть характеристикой взаимного тяготения членов группы друг к другу  к группе в целом. (Рогов Е.И.).

Сплочённость группы  проявляется прежде всего в эмоциональной сфере. Общность эмоциональных переживаний, даже просто нахождение членов группы в одной эмоциогенной ситуации создают условия для тесных взаимоотношений, снимают психологические барьеры. Способствуют сплочению.

Группа, имеющая богатый опыт межличностного общения, вполне развитые взаимоотношения, как правило, показывает единство в проявлении эмоциональных  реакций, адекватно реагирует на эмоциогенные ситуации. Чем сплочённее группа, тем большими  потенциальными возможностями она обладает в эмоциональной активизации личности. Сплочённая группа поощряет своих членов использовать социальные умения и проявлять эмоции, которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях как в группе, так  и за её пределами. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить внутриличностные конфликты.

Сплочённость группы можно определить с помощью ряда диагностик:

1.     Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора (см. приложение 1)

2.     Исследование ценностно – ориентационного единства как показателя сплочённости группы (см приложение 2)

3.     Экспертная оценка сплочённости группы (см приложение 3)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ГРУППЫ

 

Любая группа отличается спецификой отношений, традициями, тем, что называется психологическим климатом. Симпатии, дружба, встречи во внеурочное время играют очень большую роль. По мнению А.С. Макаренко отличительными признаками благоприятной атмосферы  в коллективе являются:

 

 

1.     Гармонизирование личных и коллективных целей.

2.     Отношения ответственной зависимости между членами коллектива, которые определяются общим участием в работе.

3.     Готовность к действиям интересным и полезным. Мажорное, бодрое настроение.

4.     Особое положение личности в коллективе, её духовное здоровье, комфорт, возможность самореализации.

5.     Защищённость.

6.     Способность к торможению. Уступки друг другу.

7.     Уверенность в будущем. Эстетическая привлекательность коллектива.

Психологический климат группы – не просто фон, сопровождающий групповую деятельность, он пронизывает ход всех групповых процессов. Климат оказывает самое непосредственное влияние на самочувствие членов группы, на выработку, принятие и достижение ими групповых целей, на достижение максимальной эффективности в совместной деятельности.

Как правило, исследование психологического климата проводится на основе целого комплекса разнообразных методик, позволяющих получить как субъективную информацию в виде оценок, мнений и суждений членов изучаемой группы, так и информацию объективного характера.

 

 

1.     «В нашем классе…» исследование (см. приложение 4).

2.     «Моё отношение к группе» (см. приложение 5).

3.     «Моё самочувствие в группе» (см. приложение 7).

4.     «Взаимоотношения в группе» опросник (см. приложение 8).

В младших классах мной проводились следующие исследования:

1.     «Я – позиция» по Щурковой Н.Е.

Цель – выявить отношение испытуемого к коллективу. Разновидность графического теста. Его схематическое вычерчивание самое разнообразное: рисуется фигура (круг), обозначающая коллектив и по отношению к ней располагается «Я» респондента.

 

2.     Опрос «Самочувствие в классе»

Предлагается продолжить предложения:

«Мне хорошо  в классе, когда…»

«Мне плохо в классе, когда…»

 

3.     «Картина взаимоотношений в классе» по Щурковой Н.Е.

Цель: выявить реальную картину взаимоотношений каждого ученика со всеми членами группы и с воспитателями.

Знаковый рисунок вычерчивает испытуемый, перед ним поставлена задача: отразить положение дел в группе с его точки зрения. При этом ему предлагаются условные значки, воспользовавшись которыми он мог бы обрисовать реальное положение дел (кружочками – дети, полумесяцами – воспитатели).

Картина, созданная испытуемым говорит о многом: дистанция детей между собой, дистанция педагога по отношению к ним и т.д.

Несмотря на то, что такие картины будут самыми разнообразными, мы всё-таки получим нечто общее, характерное для всех, кто пытается в этом задании представить картину взаимоотношений в группе.

 

4.     Диагностика межличностных отношений в группе «Недописанный тезис»

Самый близкий мне человек в группе…»

«Ребята, с которыми мне приятно общаться…»

Данная диагностика позволяет  учителю получить картину самочувствия детей в классе, а также факторы, влияющие на самочувствие детей данной группы.

 

5.     Ранжирование класса

Цель выявить, кто из детей является предпочитаемым, кто изгой в  классе .

Эта методика позволяет выявить степень личностной значимости детей для каждого ребёнка.

 

6.     Опрос

«Что мне нравится в нашем классе »

«Что мне не нравится в нашей классе ».

Цель: выявить отношение детей к  классу в целом.

Несмотря на многообразие различных диагностик, исходным является не сама программа диагностик с её методиками диагностирования, а программа воспитания школьников, задающая профессиональную необходимость в достижении запланированных и профессионально желательных результатов. Программа изучения развития коллектива, как составляющая программы воспитания необходима воспитателю, чтобы выявить степень эффективности своей профессиональной деятельности по реализации воспитательной программы. То есть данные диагностики, в первую очередь, должны быть направлены на выявление, уточнение характеристик ключевых ценностных отношений в группе. Сам процесс диагностирования, коллективное и индивидуальное обсуждение данных  пробуждает духовно – интеллектуальную активность каждого воспитанника, направляет его внимание на ценность некоторых объектов мира и жизни, а также на ценность его собственной личности, содействует его развитию.

 

 

Список литературы

 

1.     Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192с.

2.     Рогов Е.И. психология группы / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 430 с.

3.     Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. Кн. для преподавателя и воспитателя.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-384с.

4.      Щуркова Н.Е. классное руководство: рабочие  диагностики. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Определение сплочённости группы  с помощью

индекса групповой сплочённости Сишора

(по Рогову Е.И.)

 

Назначение и инструкция. Групповую сплочённость можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма «+19», минимальная «-5»). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1.     Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

а) чувствую себя членом, частью коллектива

б) участвую в большинстве видов деятельности

в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

г) не чувствую, что являюсь членом коллектива

д) живу и существую отдельно от неё

е) не знаю. Затрудняюсь ответить

2.     Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?

а) да, очень хотел бы перейти

б) скорее перешёл бы, чем остался

в) не вижу никакой разницы

г) скоре всего остался бы в своей группе

д) очень хотел бы остаться в своей группе

е) не знаю, трудно сказать

3.     Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

а) лучше, чем в большинстве коллективов

б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов

в) хуже, чем в большинстве коллективов

г) не знаю, трудно сказать

4.     Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

а) лучше, чем в большинстве коллективов

б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов

в) хуже, чем в большинстве коллективов

г) не знаю, трудно сказать

5.     Каково отношение к делу (учёбе и т.п.) в вашем коллективе?

а) лучше, чем в большинстве коллективов

б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов

в) хуже, чем в большинстве коллективов

г) не знаю, трудно сказать

Уровни групповой сплочённости

15 баллов и выше – высокая                     4-6 баллов – ниже средней

11 – 15 баллов – выше средней                4 и ниже - низкая

7-11 баллов – средняя

 

 

 

 

Приложение 2

Исследование ценностно-ориентационного

единства как показателя сплочённости группы

(по Е.И. Рогову)

Ценностно-ориентированное единство (ЦОЕ) членов группы выступает одним из основных факторов, определяющих сплочённость малой группы, и выражается совпадением мнений членов группы относительно значимых для неё ценностей. Отсюда вытекает то, что группы с более высоким ЦОЕ будет более эффективно функционировать, так как будут отличаться более высокой устойчивостью относительно групп с низким ЦОЕ. Однако важно подчеркнуть, что ценностное единство не может быть абсолютно относительным всех ценностей, которые имеют место в жизнедеятельности человека. Речь ведётся о ценностях, жизненно важных для группы в целом, - о нравственных ориентирах (добро и зло, и т.д.), об оценке целей и задач функционирования группы в социуме, о перспективах группового развития и т.п. следовательно, это не имеет ничего общего с предпринимаемыми некоторыми руководителями попытками нивелировать индивидуальные вкусы и интересы членов группы, что при условии «успешного» решения этой задачи неизбежно ведёт к потере их личности.

 

Назначение работы – определить степень и характер ЦОЕ изучаемой группы.

Инструкция. Каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.

 

Опросник

1.     Дисциплинированность

2.     Эрудированность

3.     Сознание общественного долга

4.     Сообразительность

5.     Начитанность

6.     Трудолюбие

7.     Идейная убеждённость

8.     Умение контролировать работу

9.     Моральная воспитанность

10. Самокритичность

11. Отзывчивость

12. Общественная активность

13. Умение работать с книгой

14. Любознательность

15. Умение планировать работу

16. Целеустремленность

17. Коллективизм

18. Прилежание

19. Требовательность к себе

20. Критичность

21. Духовное богатство

22. Умение объяснить задачу

23. Честность

24. Инициативность

25. Внимательность

26. Чувство ответственности

27. Принципиальность

28. Самостоятельность

29. Общительность

30. Рассудительность

31. Скромность

32. Осведомлённость

33. Справедливость

34. Оригинальность

35. Уверенность в себе

 

 

Ключ по 35 качествам личности

и их распределение по сферам деятельности:

 

1.                 Отношение к учёбе:

Дисциплинированность

Целеустремлённость

Внимательность

Прилежание

Трудолюбие

2.     Общий стиль поведения и деятельности:

Общественная активность

Сознание общественного долга

Принципиальность

Идейная убеждённость

Моральная воспитанность

3.     Качества, характеризующие знания:

Осведомлённость

Начитанность

Любознательность

Эрудированность

Духовное богатство

4.     Качества ума

Оригинальность

Сообразительность

Инициативность

Рассудительность

Критичность

5.     Качества, характеризующие учебно-организационные умения:

Умение контролировать работу

Умение работать с книгой

Умение объяснить задачу

Умение планировать работу

Чувство ответственности

6.     Отношение к товарищам:

Общительность

Честность

Справедливость

Самостоятельность

Уверенность в себе

Требовательность к себе

7.     Отношение к себе:

Самокритичность

Скромность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Требовательность к себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Экспертная оценка сплочённости группы детей

(по Рогову Е.И.)

 

Назначение. Методика предназначена для определения групповой сплочённости ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Инструкция. В методике даётся семь психологических характеристик группы. Тестируемые воспитатели выбирают одно из трёх предлагаемых утверждений (а, б, в), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплочённости группы (класса) должны быть заняты все воспитатели, работающие с группой детей.

Оцениваемые психологические характеристики  учебных групп или классов:

 

1.     а) Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей.

б) Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса.

в) Есть в классе одинокие ребята.

2.     а) В основном ребята дорожат классом.

б) Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни.

в) Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.

3.     а) Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.

б) Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах.

в) Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели внутренние – защита каждого ученика.

4.     а) Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.

б) Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами.

в) Полагаю, что она требует коренного изменения.

5.     а) Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие дела.

б) Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.

в) Новые коллективные творческие дела классу не нужны.

6.     а) Думаю, что в классе есть основа для дружбы.

б) В основном дружат группами, общего не получается.

в) Дружба всех в классе невозможна.

7.     а) Думаю, что большинство ребят проявляют свои способности и интересы в классе.

б) В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.

в) Есть много ребят в классе, способности и интересы которых ещё не раскрыты.

Обработка и интерпретация данных

1.       Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы.

Оценка результатов

 

       № п/п

Ответы в баллах

 

             А

            Б

           В

         1

 

 

 

         2

 

 

 

         3

 

 

 

         4

 

 

 

         5

 

 

 

         6

 

 

 

         7

 

 

 

 

2.       Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей суммой баллов может быть 100, наименьшей – 65.

 

Высокий уровень групповой сплочённости  76 – 100 баллов. Имеется сплочённый коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают        положительное воздействие на окружающих.

 

Средний уровень групповой сплочённости   46 – 75 баллов. В классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим  интересам и т.д., позитивная деятельность учащихся ограниченна только рамкам  своего класса.

 

Низкий уровень групповой сплочённости   30  - 45 баллов.  Учащиеся разобщены, имеются лишь отдельные  лидеры, подавляющие личности остальных, коллективные дела  проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния ни на учащихся данного класса, ни на окружающих.

 

Критический уровень групповой сплочённости   ниже 30 баллов.  Учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых – воспитателей, учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Продолжи предложение:

В нашем классе…_________________________________________________________

_______________________________________________________________

  О нашем классе говорят, что…______________________________________

__________________________________________________________________

        О нас никогда не говорят, что мы…__________________________________________

___________________________________________________________________

        Нашему классу хотелось бы, чтобы…_______________________________________

____________________________________________________________________

        Нашему классу не хотелось бы, чтобы…______________________________________

_____________________________________________________________________

        В нашем классе все ребята…_______________________________________________

____________________________________________________________________

        Наш класс отличается от  других классов тем, что…____________________________

____________________________________________________________________

        Наш класс не отличается от других классов тем, что…_________________________

___________________________________________________________________

      Нам обидно, когда…______________________________________________________

__________________________________________________________________

      Нам доставляет удовольствие, когда…_______________________________________

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Анкета «Моё отношение к группе» (по Рогову Е.И.)

 

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг  о друге,  ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. в качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять  не только межличностные отношения, но  и отношение индивида к группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи  с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процесса.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

 

ТИП 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

 

ТИП 2.  Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим»

 

ТИП 3.  Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

 

На основании трёх описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определённый «тип» восприятия индивидом группы (а именно – учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определённому типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учётом специфики учебных групп.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К  классу »

Внимательно прочитайте утверждения. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б, В. Из ответов на каждый пункт - утверждение выберите тот вариант, который наиболее точно выражает вашу очку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

 

1.     Лучшими партнёрами в группе я считаю тех, кто:

А – знает больше, чем я

Б – все вопросы стремится решать сообща

В – не отвлекает внимания преподавателя

 

2.     Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход

Б – создают условия для помощи со стороны других

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться

 

3.     Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов

В – помогают другим, когда представится случай

 

4.     Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать

Б – не мешают при выполнении задачи

В – остальные слабее подготовлены, чем я

 

 

5.     Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других

Б – мои усилия достаточно вознаграждены

В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех

 

6.     Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач

 

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А – создают дух соперничества между учениками

Б – не уделяют им достаточного внимания

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8.                 Больше всего удовлетворение в жизни даёт:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает

Б – возможность получения новой информации от других людей

В – возможность сделать полезное другим людям

 

 

 

9.     Основная роль преподавателей должна заключаться:

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими

Б – в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми

 

10.  Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы

 

11.  Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха

 

12.  Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии добиться самостоятельно успеха

Б – чувствуешь себя ненужным в группе

В – тебе не помогают окружающие

 

13. Больше всего я ценю:

А личный успех, в котором есть доля заслуги моих товарищей

Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий

 

14.  Я хотел бы:

А – работать в коллективе, в котором применяются основные методы и приёмы совместной работы

Б – работать индивидуально с преподавателем

В – работать со сведущими в данной области людьми

 

 

 

 

 

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчёт баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трём типам восприятия  для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия обозначатся буквой «И», «прагматический» – буквой «П», «коллективистический» – буквой «К». результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

 

 

Приложение 6

Анкета «Моё самочувствие в группе»

1.     Бывают ли конфликты с воспитателями?

Часто

Редко

Иногда

2.     Бывают ли конфликты с одноклассниками?

Часто

Редко

Иногда

3.     Какую роль играют в группе воспитатели?

Контроль за успеваемостью

Вторая мама

Организатор досуга

Помощник в трудных обстоятельствах

Старший товарищ

Что чаще всего воспитатели делают по отношению к тебе?

Хвалят

Подбадривают

Помогают в трудных ситуациях

Делают замечания

Ругают

Жалуются родителям

Всегда недовольны

4.     Что тебе хотелось бы перенять от воспитателей?

Манеру поведения

Умение всегда хорошо выглядеть

Разносторонние знания

Добрый характер

Понимание

Ничего

5.     Ты считаешь, что твой класс:

Сплочён  и дружен

Разбит на группы

Каждый живёт сам по себе

6.     Можешь ли ты сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

Да

Нет

7.     Если бы была такая возможность перевестись в другой класс, перешёл бы ты в него?

Да

Нет

 

 

 

 

 

Приложение 7

Опросник

«Взаимоотношения в классе»

 

Кто мне нравится больше всего –

Кто мне совсем  не нравится –

Кого я люблю –

Кого я не люблю –

С  кем я больше всего общаюсь –

С кем я вообще не хотел бы общаться –

Кого я боюсь –

Кого я уважаю –

Кто мне интересен –

Кто мне совсем не интересен –

С  кем мне приятно общаться –

С кем мне не приятно общаться –

Кто мне всегда поможет –

Кому я могу довериться –

Кто меня всегда удивляет –

С кем мне всегда комфортно –

С кем мне всегда весело –

К кому я чаще всего обращаюсь за помощью –

Кто меня дразнит –

Кому я больше всего доверяю –

Для кого я готов на всё –

С кем я хотел бы подружиться –

Кому я не доверяю –

Кому я могу рассказать самый большой секрет –

Кто меня может обидеть –

Кто для меня является примером во всём –

Что я вообще думаю о нашем классе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

1.     «Я – позиция» по Щурковой Н.Е.

Цель – выявить отношение испытуемого к коллективу. Разновидность графического теста. Его схематическое вычерчивание самое разнообразное: рисуется фигура (круг), обозначающая коллектив и по отношению к ней располагается «Я» респондента (вверху круга, внизу, справа, слева, вне круга).

 

2.     Опрос «Самочувствие в классе»

Предлагается продолжить предложения:

«Мне хорошо  в классе, когда…»

«Мне плохо в классе, когда…»

 

3.     «Картина взаимоотношений в классе» по Щурковой Н.Е.

Цель: выявить реальную картину взаимоотношений каждого ученика со всеми членами группы и с воспитателями.

Знаковый рисунок вычерчивает испытуемый, перед ним поставлена задача: отразить положение дел в группе с его точки зрения. При этом ему предлагаются условные значки, воспользовавшись которыми он мог бы обрисовать реальное положение дел (кружочками – дети, полумесяцами – воспитатели).

Картина, созданная испытуемым говорит о многом: дистанция детей между собой, дистанция педагога по отношению к ним и т.д.

Несмотря на то, что такие картины будут самыми разнообразными, мы всё-таки получим нечто общее, характерное для всех, кто пытается в этом задании представить картину взаимоотношений в группе.

 

4.   Диагностика межличностных отношений в группе «Недописанный тезис»

Самый близкий мне человек в группе…»

«Ребята, с которыми мне приятно общаться…»

Данная диагностика позволяет воспитателю получить картину самочувствия детей в группе, а также факторы, влияющие на самочувствие детей данной группы.

 

5.   Ранжирование класса

Цель вывить, кто из детей является предпочитаемым, кто изгой в  группе.

Эта методика позволяет выявить степень личностной значимости детей для каждого ребёнка.

 

6.   Опрос

«Что мне нравится в нашей группе»

«Что мне не нравится в нашей группе».

Цель: выявить отношение детей к группе в целом.

 

 

 

 

 

 

 


ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК

В этом неформальном объединении подросток стремится занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности

В этом неформальном объединении подросток стремится занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности

Способствуют сплочению. Группа, имеющая богатый опыт межличностного общения, вполне развитые взаимоотношения, как правило, показывает единство в проявлении эмоциональных реакций, адекватно реагирует на эмоциогенные ситуации

Способствуют сплочению. Группа, имеющая богатый опыт межличностного общения, вполне развитые взаимоотношения, как правило, показывает единство в проявлении эмоциональных реакций, адекватно реагирует на эмоциогенные ситуации

В нашем классе…» исследование (см

В нашем классе…» исследование (см

Программа изучения развития коллектива, как составляющая программы воспитания необходима воспитателю, чтобы выявить степень эффективности своей профессиональной деятельности по реализации воспитательной программы

Программа изучения развития коллектива, как составляющая программы воспитания необходима воспитателю, чтобы выявить степень эффективности своей профессиональной деятельности по реализации воспитательной программы

Приложение 1 Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости

Приложение 1 Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости

Приложение 2 Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплочённости группы (по

Приложение 2 Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплочённости группы (по

Честность 2. Инициативность 3

Честность 2. Инициативность 3

Отношение к товарищам : Общительность

Отношение к товарищам : Общительность

Приложение 3 Экспертная оценка сплочённости группы детей (по

Приложение 3 Экспертная оценка сплочённости группы детей (по

Обработка и интерпретация данных 1

Обработка и интерпретация данных 1

Приложение 4 Продолжи предложение:

Приложение 4 Продолжи предложение:

Приложение 5 Анкета «Моё отношение к группе» (по

Приложение 5 Анкета «Моё отношение к группе» (по

На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения

На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения

АНКЕТА «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К классу »

АНКЕТА «МОЁ ОТНОШЕНИЕ К классу »

Основная роль преподавателей должна заключаться:

Основная роль преподавателей должна заключаться:

Приложение 6 Анкета «Моё самочувствие в группе» 1

Приложение 6 Анкета «Моё самочувствие в группе» 1

Приложение 7 Опросник «Взаимоотношения в классе»

Приложение 7 Опросник «Взаимоотношения в классе»

Приложение 8 1. «Я – позиция» по

Приложение 8 1. «Я – позиция» по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020