Программа для внеурочной деятельности "Практическая грамотность"
Оценка 5

Программа для внеурочной деятельности "Практическая грамотность"

Оценка 5
docx
15.11.2023
Программа для внеурочной деятельности "Практическая грамотность"
Прогр Практическая грам Внеур.docx

МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Обсуждена и согласована на

педагогическом совете

Протокол №1

от 28 августа 2018 года

 

 

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Ильинская СОШ»

_____________О.В. Оноева

Сентябрь 2018 г.

 

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Практическая грамотность»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 9  «Б»класса

 

 

 

 

Программу составила:

Шарова Л.В.

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

п. Ильинский, 2018 г.

 

Кружок по русскому языку в 9 классе «Практическая грамотность»

Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку учащихся к овладению нормами современного русского языка, основам культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

-   овладеть основными нормами русского литературного языка;

-   создать прочную, надежную базу орфографических навыков;

-   совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; 

-   обучать анализу текста, его интерпретации;

-   формировать языковую и лингвистическую компетенции;

-   формировать умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение,

 использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство  языка

 Принципы, лежащие в основе программы:

·         доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

·         наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

·         демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

·         научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

·         «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).

 

 

            Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

·         фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

·         индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

·         групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

 

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

      Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

      Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Прогнозируемые результаты освоения программы

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии

 В результате изучения курса «Практическая грамотность» обучающиеся на ступени основного общего образования

1.получат возможность для формирования:

·         внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·         выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·         устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

·         адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·         осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на русский язык как значимую сферу человеческой жизни;

2. получат возможность для формирования УУД:

·         Личностных универсальных учебных действий:

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·         ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·         способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·         Регулятивных универсальных учебных действий:

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·         различать способ и результат действия.

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

·         Познавательных универсальных учебных действий:

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·         строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

·         проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·         устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·         строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·         Коммуникативных универсальных учебных действий:

·         адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·         допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         задавать вопросы;

·         использовать речь для регуляции своего действия;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащиеся должны знать и уметь:

Речевая деятельность:

понимать основное содержание небольшого по объему научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

выделять основную мысль, структурировать части исходного текста.

 

Чтение:

владеть техникой чтения;

выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

правильно расставлять логические ударения, паузы.

 

Говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя;

подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

 

Письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

создавать письменные высказывания разных типов речи;

 составлять план сочинений и соблюдать его в процессе письма;

определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

делить текст на абзацы;

писать небольшие по объему тексты;

пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

выражать свое отношение к предмету речи;

находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

 

Формы контроля и подведения итогов

Использовать индивидуальный, групповой, фронтальный, взаимо- и самоконтроль. Итоги подвести в форме создания тестов собственного сочинения.

 

Содержание курса

 

Тема 1. Фонетика/ Орфоэпия (3)

Речь устная и письменная. Смыслоразличйтельная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными'. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие елова- ри, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значений, в художественном тексте (тропов): Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов:

Тема 3. Словообразование (2 ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

 Тема 4. Морфология (4 ч)

Система частей речи, в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Тема 5. Орфография (12 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/ИК; -К-/-СК-; -Я-/-ЯЯ- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Простое предложение (6 ч)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (1 ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Текст и его особенности (3 ч)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

 

Тематическое планирование см.  (Приложение 1.)

 

Список литературы и МТО

 

Учебно-методическое обеспечение

 

    Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

 

    Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

 

    Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

 

    Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

 

    Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

 

    Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

 

    Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 2013г.

 

    Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

 

    Баронова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к ГИА/ М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.

 

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

 

 

    http://school-collection.edu.ru/

    http://gramota.ru/

    http://www.fipi.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Кружок по русскому языку в 9 классе «Практическая грамотность»

Кружок по русскому языку в 9 классе «Практическая грамотность»

Интернет и др.), решение тестов на заданное время, написание текстов по заданной проблеме

Интернет и др.), решение тестов на заданное время, написание текстов по заданной проблеме

Коммуникативных универсальных учебных действий: · адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе…

Коммуникативных универсальных учебных действий: · адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе…

Формы контроля и подведения итогов

Формы контроля и подведения итогов

Особенности связи слов в словосочетаниях

Особенности связи слов в словосочетаниях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023