МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Обсуждена и согласована на педагогическом совете Протокол №1 от 28 августа 2018 года
|
«Утверждаю» Директор МКОУ «Ильинская СОШ» _____________О.В. Оноева Сентябрь 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Практическая грамотность»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(общеинтеллектуальное направление)
для учащихся 9 «Б»класса
Программу составила:
Шарова Л.В.
учитель русского языка и литературы
п. Ильинский, 2018 г.
Кружок по русскому языку в 9 классе «Практическая грамотность»
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку учащихся к овладению нормами современного русского языка, основам культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- овладеть основными нормами русского литературного языка;
- создать прочную, надежную базу орфографических навыков;
- совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучать анализу текста, его интерпретации;
- формировать языковую и лингвистическую компетенции;
- формировать умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение,
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка
Принципы, лежащие в основе программы:
· доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
· наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
· демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
· научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
· «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
· фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
· индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
· групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
• Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
• Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Прогнозируемые результаты освоения программы
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии
В результате изучения курса «Практическая грамотность» обучающиеся на ступени основного общего образования
1.получат возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на русский язык как значимую сферу человеческой жизни;
2. получат возможность для формирования УУД:
· Личностных универсальных учебных действий:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· Регулятивных универсальных учебных действий:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
· Познавательных универсальных учебных действий:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· Коммуникативных универсальных учебных действий:
· адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся должны знать и уметь:
Речевая деятельность:
понимать основное содержание небольшого по объему научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурировать части исходного текста.
Чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы.
Говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинений и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Формы контроля и подведения итогов
Использовать индивидуальный, групповой, фронтальный, взаимо- и самоконтроль. Итоги подвести в форме создания тестов собственного сочинения.
Тема 1. Фонетика/ Орфоэпия (3)
Речь устная и письменная. Смыслоразличйтельная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными'. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие елова- ри, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значений, в художественном тексте (тропов): Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов:
Тема 3. Словообразование (2 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (4 ч)
Система частей речи, в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Тема 5. Орфография (12 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/ИК; -К-/-СК-; -Я-/-ЯЯ- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Простое предложение (6 ч)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (1 ч)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Текст и его особенности (3 ч)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Тематическое планирование см. (Приложение 1.)
Список литературы и МТО
Учебно-методическое обеспечение
Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 2013г.
Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Баронова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к ГИА/ М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2016.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
http://gramota.ru/
http://www.fipi.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.