ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Рисовашки» 6-7 лет
Оценка 4.9

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Рисовашки» 6-7 лет

Оценка 4.9
docx
14.10.2022
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Рисовашки» 6-7 лет
Программа Рисовашки 6-7 лет.docx

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 902 «Диалог»»

(ГБОУ Школа № 902 «Диалог»)

РАССМОТРЕНО:

Старший методист ДО _________________Г.А.Савостина

Протокол №   от «    »                     20____ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №902 «Диалог» __________________________А.В.Ильяшенко

Приказ №                  от «     »            20_____г.

ПРИНЯТО:

Председатель методического совета _______Е.В.Никогосян

Протокол №    от «     »            20_____ г.

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(
внебюджетная основа)

«Рисовашки»

 

 

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: ознакомительный

НАПРАВЛЕННОСТЬ: Художественно – эстетическое развитие

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 6 – 7 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

 

 

 

 

ПЕДАГОГ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ПРОГРАММУ:

Григорьева Е.В.

 

 

 

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования изостудия «Рисовашки» разработана  для использования в дошкольных образовательных организациях. Данная программа носит художественную  основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена направленность .

Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка - непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая больше ему нравится. 

Проблема и актуальность программы

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения изобразительному искусству принадлежит особая роль. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. 

Педагогическая целесообразность.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала. Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие. Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества. В различных исследованиях вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей. Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.  Важное условие развития ребенка - не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.   С этой целью была создана программа по нетрадиционной технике рисования (образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»)  

Цели и задачи реализации программы

Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе работы нетрадиционными способами рисования, формирование всех психических процессов, развитие мелкой моторики, художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира. Поставленная цель программы определяет следующие

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- Закрепить теоретические знания

- Совершенствовать технологии работы с бумагой, красками и другими материалами

- Давать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий

- Учить изображать реальные и фантазийные образы

- Совершенствовать различные художественные навыки во всех видах изобразительной деятельности

Развивающие:

- Развивать творческие способности : чувство цвета, композиции, вкус и т.д.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений.

- Развивать воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление

- Развивать эмоциональную отзывчивость

- Рассказывать о средствах выразительности и изобразительности, жанре и тематике, о замысле художника и влиянии произведений искусства на человека

- Знакомить с композицией и ее законами

- Развивать творческие способности : чувство цвета, композиции, вкус и т.д.

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений.

- Развивать воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление

- Развивать эмоциональную отзывчивость

- Рассказывать о средствах выразительности и изобразительности, жанре и тематике, о замысле художника и влиянии произведений искусства на человека

- Знакомить с композицией и ее законами.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность и усидчивость

- Воспитывать осознанное бережное отношение к окружающему миру

- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

- Прививать ответственность и самостоятельность в достижении своих целей

- Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, толерантности.

Отличительная особенность программы в использовании нетрадиционных техник рисования.                                                       Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.  Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На занятиях по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений

Адресат программы:  дети  дошкольного возраста

Форма обучения очная. Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость группы – 10-15 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Состав группы постоянный, но возможен добор новых обучающихся на место выбывших

          

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет 

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы.  При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации.  Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ — логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство — слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства — картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6—7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».                                                                                                                                                                                                                                   Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек — это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека. Ребёнок может выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями о своей гендерной принадлежности, начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится, как можно больше, узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Развитие общения детей со взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой — очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.                                                                                                                     Продуктивная деятельность                                                                                                                                                                                               В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный). В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.                                       Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

 

 

Содержание программы

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

В ходе реализации программы дети знакомятся  со следующими нетрадиционными техниками рисования: 

 - рисование ладошкой, пальчиками; 

- печатание листьями;  

- рисование жесткой кистью – тычок;

 - рисование по мятой бумаге; 

- кляксография;  

- рисование восковыми карандашами+акварель; 

- монотипия;  

- ниткография;  

- пластилинография; 

- рисование по-мокрому; 

- рисование поролоном; 

- рисование путем разбрызгивание краски;

 - граттаж;  

- рисование свечей; 

- рисование ватными палочками; 

- рисование расчесывание;  

- рисование печатками.

-бумагопластика

-аппликация, мозайка обрыванием

 

 

Методические приёмы:

- Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.

- Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).

- Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия.

- Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

- Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.

-  Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов Севера.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); 

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);

- Принцип интегративности (синтез искусств).

             Подходы:Культурно-исторический (определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С. Выготский).

- Личностный (в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счет личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребенка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребенка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.).

-  Деятельностный (деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев).

 

 

Объем образовательной нагрузки

 

Возрастная категория детей

 

Количество занятий в неделю/ месяц/ год

 

Продолжительность одного занятия

 

Срок реализации программы

Количество детей в группе

 

6 - 7 лет

2/8/72

30 минут

1 год

До 10 человек

 

 

Схема и методика  проведения занятий по образцу.

Часть 1. Вводная

Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя.  Мотивация к деятельности.

Часть.2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла. На каждом занятии проводится физкультминутка по теме занятия.

Элементы занятий: - элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста); - игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.). - рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.

Часть 3. Заключительная

Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования.  Цель этой части занятия закрепление полученных знаний и положительных эмоций от работы на занятии. Организуется мини-выставка творческих работ. Уборка рабочего места.

 

Планируемые результаты

 

1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

2. Расширение и обогащение знаний художественно-эстетической культуры.

3. Ознакомление с разнообразными видами нетрадиционных техник рисования

 4. Умение самостоятельно и инициативно решать поставленные живописные задачи

5. Умение самостоятельно выбирать цвета и оттенки, строить композицию, уверенно пользоваться различными живописными материалами, техниками, их сочетанием 

6. Умение создавать яркие выразительные образы и выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.

        

Формы аттестации

Оценка результативности программы проводится  по методике Т.С. Комароваой. Выделяются показатели, по которым можно отнести продукцию детей к творчеству (заполнение диагностических карт):

1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.

2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

3. Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

 Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты можно оценивать по следующей системе: сформирован - 3 балла; на стадии формирования - 2 балла; не сформирован - 1 балл.

Система  педагогической  диагностики  (мониторинга)  достижения  детьми  планируемых результатов освоения программы

 

Срок

Название методики

Цель

6 – 7 лет

Сентябрь

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества

 

Выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности

 

Апрель

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества  (Т.С.Комарова)

 

Определить уровень полученных знаний и умений 

 

Май

Портрет художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (Т.Г.Казакова, И.А.Лыкова)

 

Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности. Выявить возможности интеграции видов изобразительной деятельности в ситуации свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, содержания (замыслов), способов изображения.

 

 

 

Уровень подготовки знаний дошкольников

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)

 

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Форма:

- 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

- 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;

- 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция:

- 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

- 2 балла- на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

- 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет:

- 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

- 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков

- 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна:

- 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;

- 2 балла – справляется при помощи взрослого;

- 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Изобразительные навыки:

- 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;

- 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;

- 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

2. Регуляция деятельности:

- 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу;

- 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;

- 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности, творчества:

- 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;

- 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

- 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Общие показатели развития детского творчества:

- компетентность (эстетическая компетентность);

- творческая активность;

- эмоциональность (возникновение умных эмоций);

- креативность (творческость)

- производительность и свобода поведения;

- инициативность;

- самостоятельность и ответственность;

- способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.

2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.

3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.

5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

6. Общая ручная умелость.

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1.   Творческие отчеты – организация выставки работ кружка, презентации, открытый показ.

           2.Оформление альбомов детских рисунков (по теме…)

3. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. 

 

 

Календарный план работы с детьми 6 до 7 лет

 

Месяц

Число

Время проведения занятия

 

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Цель занятия

1

Октябрь

5

30 мин

Групповое

30 мин

Знакомство Игра-беседа «Условия безопасной работы». Исходная диагностика. Знакомство с детьми.

-Повторение правил техники безопасности при работе.

 -Выяснение первоначальных знаний и умений детей в изобразительной деятельности

2

Октябрь

7

30 мин

Групповое

30 мин

«Отражение в воде» (монотипия)

-Продолжать учить детей определять цветовую гамму осенней природы.

 -продолжать учить детей рисовать осенний пейзаж, используя технику монотипия.

3

Октябрь

12

30 мин

Групповое

30 мин

«Осенние листья» (пластилинография)

-Закреплять умение  детей работать в технике пластилинография.

-продолжать учить детей смешивать цвета.

4

Октябрь

14

30 мин

Групповое

30 мин

Осенние пейзажи(рисование по сырому)

- отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники.

-Развивать чувство композиции, развивать умение работать в разных техниках.

5

Октябрь

19

30 мин

Групповое

30 мин

«Осенняя сказка» (тычок, набрызг)

-продолжать учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники.

-Развивать чувство композиции.

-Развивать умение работать в различных техниках.

6

Октябрь

21

30 мин

Групповое

30 мин

«Ветка рябины» (кляксография)

-продолжать учить детей использовать технику (кляксография).

-Развивать воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

7

Октябрь

26

30 мин

Групповое

30 мин

«Волшебное дерево» (бумагопластика)

- Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. – Закреплять умение работать с бумажными полосками, придавая им нужную форму.

- Развивать чувство цвета, использовать в данной работе холодные оттенки.

- Развивать чувство композиции.

8

Октябрь

28

30 мин

Групповое

30 мин

«Волшебное дерево» (бумагопластика)

Продолжение работы

9

Ноябрь

2

30 мин

Групповое

30 мин

«Фруктовая мозаика»  (восковые мелки, акварель)

-Учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке.

-Закреплять умение  аккуратно закрашивать изображения фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

10

Ноябрь

9

30 мин

Групповое

30 мин

«Морская черепаха» (акварель + соль)

- Продолжить знакомство с техникой рисования «акварель + соль».

-продолжать учить выполнять рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

11

Ноябрь

11

30 мин

Групповое

30 мин

«Морская черепаха» (акварель + соль)

Продолжение работы

12

Ноябрь

16

30 мин

Групповое

30 мин

«Корзина с яблоками». (Печать)

- продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Печать», дать представление о том, что можно использовать различные материалы для печати.

- Развивать фантазию, творчество, воображение.

-Воспитывать аккуратность, усидчивость. 

-Развивать мелкую моторику рук. 

13

Ноябрь

18

30 мин

Групповое

30 мин

«Пейзаж» (рисование по мокрому, кляксография)

- детей с техникой рисования кляксография и рисование по мокрому.

-Развивать фантазию, творчество, воображение.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость. 

14

Ноябрь

23

30 мин

Групповое

30 мин

«Пейзаж» (рисование по мокрому, кляксография)

Продолжение работы

15

Ноябрь

25

30 мин

Групповое

30 мин

«Превращение ладошки» (рисование ладошками)

-Закреплять умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

-Развивать воображение и творчество.

16

Ноябрь

30

30 мин

Групповое

30 мин

«Превращение ладошки» (рисование ладошками)

Продолжение Работы

17

Декабрь

2

30 мин

Групповое

30 мин

«Зимнее дерево».

-Создание композиции «Зимнее дерево» в нетрадиционной технике рисования.

-Расширить кругозор воспитанников, через получение теоретических знаний о новой технике рисования;

-способствовать в воспитании у детей чувства прекрасного и любви к природе;

-содействовать в развитие творческого воображения и фантазии;

18

Декабрь

7

30 мин

Групповое

30 мин

«Нетрадиционная техника рисования натюрморта».

Цели: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, учить детей рисовать букет цветов с помощью техники «Набрызг»,

 учить изображать яблоко с помощью ватного диска;

 развивать творческие способности, формировать пространственное мышление, воспитывать художественно-эстетические чувства.

19

Декабрь

9

30 мин

Групповое

30 мин

«Северное сияние»

Граттаж с элементами аппликации

-продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой граттаж, упражнять в работе с клеем, ножницами;

развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность, мелкую моторику рук;

закреплять знания о природе и животных севера.

20

Декабрь

14

30 мин

Групповое

30 мин

«Северное сияние»

Граттаж с элементами аппликации

Продолжение работы

21

Декабрь

16

30 мин

Групповое

30 мин

«Снегири на ветке рябины» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование манной мукой)

- Продолжать знакомство  дошкольников с нетрадиционными приёмами рисования с использованием манной крупы.

- Развивать творческие способности детей.

-продолжать учить рисовать с использование манной крупы, трафаретов,  быть последовательным и аккуратным при выполнении работы.

Продолжать формировать навыки работы с гуашью.

Воспитывать любовь к изодеятельности.

22

Декабрь

21

30 мин

Групповое

30 мин

«Снегири на ветке рябины» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование манной мукой)

Продолжение работы

23

Декабрь

23

30 мин

Групповое

30 мин

«Новогодний снеговик» с использованием нетрадиционных техник.

Изготовление рисунка с использованием нетрадиционных техник рисования.

-Формировать навыки  детей рисовать снеговика, передавая его характерные особенности.

-Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, инициативу, формировать эстетический вкус.

24

Декабрь

28

30 мин

Групповое

30 мин

«Шарики на елочке» (акварель, соль, масляные мелки)

-Продолжать учить детей работать с акварелью и солью.

-Развивать чувство композиции.

25

Декабрь

30

30 мин

Групповое

30 мин

«Елочки». Клей ПВА и акварель.

-Формировать навыки различными способами рисовать ели ;

 -развитие композиционных навыков, фантазии и воображения; - освоение техники работы с клеем и акварелью;

-воспитание любви к родной природе.

26

Январь

11

30 мин

Групповое

30 мин

«Елочки». Клей ПВА и акварель.

Продолжение работы

27

Январь

13

30 мин

Групповое

30 мин

«Мороз рисует на окне» (Клей ПВА+манка)

- Побудить детей к наблюдениям за морозным окном. 

-Вызвать желание нарисовать клеем ПВА морозные узоры на шаблоне окна  посыпать манкой. 

-Развивать память, воображение. 

28

Январь

18

30 мин

Групповое

30 мин

«Совы Арктики» (Рисование поролоновой губкой)

Продолжить знакомство детей с новым способом изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.

29

Январь

20

30 мин

Групповое

30 мин

«Дворец Деда Мороза» (граттаж)

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

30

Январь

25

30 мин

Групповое

30 мин

«Дворец Деда Мороза» (граттаж)

Продолжение работы.

31

Январь

27

30 мин

Групповое

30 мин

«Деревья в снегу». Нетрадиционное рисование с детьми в технике клеевой витраж.

 

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «клеевой витраж»;  учить детей выполнять витраж на бумаге с помощью клея ПВА; учить наносить клей по контуру рисунка однородной тонкой линией из флакона с дозированным носиком;

 продолжать учить детей работать с красками;

формировать способность передавать в рисунке особенности зимнего пейзажа;

закреплять навык изображения заснеженных деревьев; развивать чувство композиции, творческое воображение, координацию движения руки и глаза; воспитывать аккуратность в работе, интерес к выполнению творческих заданий.

32

Февраль

1

30 мин

Групповое

30 мин

«Деревья в снегу». Нетрадиционное рисование с детьми в технике клеевой витраж.

Продолжение работы

33

Февраль

3

30 мин

Групповое

30 мин

«Белая берёза под моим окном» (свеча + акварель)

Развитие творческих способностей при рисовании эмоционально-выразительных образов с использованием художественных средств;

формировать умение детей варьировать средствами изображения зимних деревьев различными материалами и техниками;

34

Февраль

8

30 мин

Групповое

30 мин

«Снегирь на ветке рябины» (пуантилизм)

Цель: продолжать знакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм». Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи  -  «пуантилизмом»; обучать созданию композиции «Снегирь на ветке рябины» в технике «пуантилизм»; развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей; воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

35

Февраль

10

30 мин

Групповое

30 мин

«Снегирь на ветке рябины» (пуантилизм)

Продолжение работы

36

Февраль

15

30 мин

Групповое

30 мин

«Снегирь на ветке рябины» (пуантилизм)

Продолжение работы

37

Февраль

17

30 мин

Групповое

30 мин

"Парашютисты" (Восковые  карандаши +  акварель)

Цель: Рисование нетрадиционным способом в смешанной технике:восковые мелки и акварель.
Учить рисовать детей различными графическими и живописными материалами.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, творческие способности.
Воспитывать гордость,уважение к воинам Российской Армии.

38

Февраль

22

30 мин

Групповое

30 мин

«Коллаж 23 февраля» (Граттаж и техника торцевания)

Цель: Изготовить коллаж для своих пап и дедушек на праздник 23 февраля. Прививать детям интерес к изготовлению поздравительного коллажа своими руками. 
Закрепить знание детей техники граттаж;

Развить творческие способности у детей; Совершенствовать технику торцевания; Развивать мелкую моторику рук; Развивать воображение и фантазию у детей.

39

Февраль

24

30 мин

Групповое

30 мин

«Коллаж 23 февраля» (Граттаж и техника торцевания)

Продолжение работы 

40

Март

1

30 мин

Групповое

30 мин

«Коллаж 23 февраля» (Граттаж и техника торцевания)

Продолжение работы 

41

Март

3

30 мин

Групповое

30 мин

 

«Астры». Рисование восковыми мелками и акварелью.

Цель: выполнить рисунок цветов, передав их фактуру и характерные особенности. Научить сочетать в рисунке акварельную технику и восковые мелки. Развивать композиционные навыки

Воспитывать любовь к природе

Развивать эстетический вкус.

Получить радость творчества

42

Март

10

30 мин

Групповое

30 мин

«Подарок маме» Аппликация из ватных дисков « «Комнатный цветок – женское счастье».

Цель: воплощение в художественной форме представления о характерных особенностях внешнего строения комнатного цветка « женское счастье», в технике – «пластилинография».

43

Март

15

30 мин

Групповое

30 мин

«Подарок маме» Аппликация из ватных дисков «Комнатный цветок – женское счастье».

Продолжение работы

44

Март

17

30 мин

Групповое

30 мин

«Букет незабудок для мамы. Рисование ватными палочками»

Цель: научиться рисовать мелкие цветы при помощи ватной палочки

Научить рисовать гуашью с помощью ватной палочки. Учить смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного

45

Март

22

30 мин

Групповое

30 мин

«Букет незабудок для мамы. Рисование ватными палочками»

Продолжение работы

46

Март

24

30 мин

Групповое

30 мин

Веточка мимозы (Рисование  пальчиками)

Упражнять в рисовании пальчиками.   Развивать чувство композиции.   Воспитать у ребенка художественный вкус. 

47

Март

29

30 мин

Групповое

30 мин

«Подснежники» (рисование гуаш + соль)

Цель: выполнение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования; формировать умение создавать с помощью нетрадиционных техник рисования изображение подснежников;  развивать чувство композиции, умение замечать и отражать в рисунке красоту природы;

развивать мелкую моторику пальцев;

развивать творческие способности детей; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

48

Март

31

30 мин

Групповое

30 мин

 «Ёжик на опушке» (техника прикладывания).

Цель: развитие творческих способностей, развитие понимания окружающей красоты, получение детьми новых умений и навыков. Творческий подход к каждой работе.

49

Апрель

5

30 мин

Групповое

30 мин

"Пасхальный цыпленок" (пастель+акварель)

Цель:

 Развивать творческое воображение, фантазию, цветового восприятия; Развивать мелкую моторику рук, глазомер; Воспитание старательности, аккуратности, внимания учащихся.

50

Апрель

7

30 мин

Групповое

30 мин

«Пасхальные яйца»

(клеевой витраж) 

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «клеевой витраж»;

продолжать учить детей выполнять витраж на бумаге с помощью клея ПВА; наносить клей по контуру рисунка однородной тонкой линией из флакона с дозированным носиком;

 продолжать учить детей работать с красками;

формировать способность передавать в рисунке особенности украшения узорами пасхальных яиц;

развивать чувство композиции, творческое воображение, координацию движения руки и глаза; воспитывать аккуратность в работе, интерес к выполнению творческих заданий.

51

Апрель

12

30 мин

Групповое

30 мин

«Пасхальные яйца»

(клеевой витраж) 

Продолжение работы

52

Апрель

14

30 мин

Групповое

30 мин

«В глубинах космоса». Нетрадиционная техника рисования. Работа с трафаретами.

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с использованием трафаретов;

закрепить умения и навыки работы с красками, кистями; развивать художественно-творческие способности детей; развивать мелкую моторику, абстрактное мышление, чувство композиции; развивать воображение, интерес к изобразительному творчеству.

53

Апрель

19

30 мин

Групповое

30 мин

«В глубинах космоса». Нетрадиционная техника рисования. Работа с трафаретами.

Продолжение работы

54

Апрель

21

30 мин

Групповое

30 мин

«Весенний букет» выполненный в нетрадиционной технике (рисование овощами)

Цель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования.

Продолжать знакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками штампов и ватных палочек);

развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; формировать интерес к занятиям по изодеятельности; формировать элементарные экологические представления; вызвать эмоциональный отклик, желание запечатлеть красоту природы, оставив её нетронутой; воспитывать любовь к природе; воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы

55

Апрель

26

30 мин

Групповое

30 мин

 «Подводное царство». Ниткография

Цель: развитие творческих способностей. Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования - кляксография с нитью;

показать детям возможность получения изображения с помощью нити;

сформировать у детей технические навыки рисования;

воспитывать интерес к художественному творчеству;

вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

56

 Апрель

28

30 мин

Групповое

30 мин

«Салют Победы над Москвой». (рисование акварель + соль); Тычок жесткой кистью

Цель: Научить изображать салют, используя нетрадиционные техники рисования. Продолжать знакомить детей с техникой «рисование солью». Развивать творческое воображение, фантазию; Развивать композиционные навыки, пространственные представления; Формировать патриотические чувства.

57

Май

5

30 мин

Групповое

30 мин

«Салют Победы над Москвой». (рисование акварель + соль); Тычок жесткой кистью

продолжение

58

Май

10

30 мин

Групповое

30 мин

   «Рисуем пчёлку. (масляная пастель + акварель)

Цель: научить детей рисовать забавную пчёлку. Продолжать знакомить детей с техникой рисования масляными мелками и акварелью; показать последовательное рисование пчёлки

59

Май

12

30 мин

Групповое

30 мин

 «Одуванчики». (рисование верёвочкой)

Цель: заинтересовать и побудить дошкольников к рисованию с помощью верёвочки, что развивает зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.

60

Май

17

30 мин

Групповое

30 мин

«Одуванчики». (рисование верёвочкой)

Продолжение работы

61

Май

19

30 мин

Групповое

30 мин

«Весенний луг»

Техника рисования мятой бумагой.

Цель: Продолжать знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста; Воспитывать бережное отношение к природе; Развитие внимания, мышления и вкуса; Воспитание аккуратности.

62

Май

24

30 мин

Групповое

30 мин

«Сказочный цветок-ладошка»

Цель: Создать рисунок сказочного цветка из ладошки на мятой бумаге. Знакомство с понятием «кракелюр».

Повторение и закрепление последовательности цветов радуги

Развитие фантазии и воображения

Совершенствование практических навыков владения восковыми мелками и гуашью

63

Май

26

30 мин

Групповое

30 мин

«Ветка сирени» (нетрадиционная техника рисования)

Цель: создание картины своими руками. Продолжать знакомить с техникой рисования- рисование мятой бумагой;

развитие мелкой моторики рук; создание весеннего настроения.

64

Май

31

30 мин

Групповое

30 мин

«Березовая роща» техника с использованием изоленты

Цель: Формировать навыки у детей выполнения рисунка березовой рощи по образцу, эмоционально откликаться на красоту русской природы.

 

 

 

 

Описание материально-технического обеспечения Программы

 

v Ноутбук 

v  CD - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», Классическая и инструментальная музыка.

v Магнитофон

v Мультимедийный каталог презентаций.

v Иллюстрации известных художников.

v  Репродукции картин художников;

v  Художественная литература;

 

Материалы для непосредственной работы с детьми

v Ватман;

v Листы бумаги, ф. А3, А4

v Обои;

v Фломастеры;

v Акварель, гуашь, баночка для воды;

v  Кисти разных размеров и мягкости;

v Печати – клише;

v Трафареты

v Пластилин, стеки;

v Цветные восковые карандаши, 

v Цветная бумага, ножницы, 

v Палитра, салфетки. 

v Осенние сухие листья; 

v «Инструменты» для рисования нетрадиционными способами; 

v Бусинки, пуговицы;

v Лоскутки ткани;

v Пробки;

v Свечи;

v Нитки, вата;

v Воск (свеча); 

v  Разнообразный сыпучий материал; 

v Трубочки для коктейля; 

v Ватные палочки; 

v Кусочки поролона;

v Клей ПВА; 

v Манная крупа;

 

 

Методическое обеспечение  программы

1. И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. С.К. Кожохина Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.

3. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.

4. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.

5. Е.П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с.

6. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

7. Л.П.Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма» Издатеьство АСТ», 1999.-48с

8.   Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

9. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – СПб.: КАРО, 2008..; 

10. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007..; 

11. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007

 

 

 

 



 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования города

Департамент образования города

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования изостудия «Рисовашки» разработана для использования в дошкольных образовательных организациях

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования изостудия «Рисовашки» разработана для использования в дошкольных образовательных организациях

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству

Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования

Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования

Знакомить с композицией и ее законами -

Знакомить с композицией и ее законами -

Форма обучения очная . Ведущей формой организации является групповая

Форма обучения очная . Ведущей формой организации является групповая

Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям…

Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям…

Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические…

Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические…

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой

Методические приёмы: - Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом

Методические приёмы: - Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом

Культурно - историческая теория развития психики и развития личности

Культурно - историческая теория развития психики и развития личности

Педагог помогает детям в осуществлении их замысла

Педагог помогает детям в осуществлении их замысла

Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов…

Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов…

Уровень подготовки знаний дошкольников

Уровень подготовки знаний дошкольников

Уровень самостоятельности, творчества: - 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; - 2 балла – требуется…

Уровень самостоятельности, творчества: - 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; - 2 балла – требуется…

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества

Октябрь 19 30 мин

Октябрь 19 30 мин

Ноябрь1830 минГрупповое30 мин«Пейзаж» (рисование по мокрому, кляксография)- детей с техникой рисования кляксография и рисование по мокрому

Ноябрь1830 минГрупповое30 мин«Пейзаж» (рисование по мокрому, кляксография)- детей с техникой рисования кляксография и рисование по мокрому

Продолжать знакомство дошкольников с нетрадиционными приёмами рисования с использованием манной крупы

Продолжать знакомство дошкольников с нетрадиционными приёмами рисования с использованием манной крупы

Январь2730 минГрупповое30 мин«Деревья в снегу»

Январь2730 минГрупповое30 мин«Деревья в снегу»

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, творческие способности

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, творческие способности

Март 22 30 мин

Март 22 30 мин

Апрель 14 30 мин

Апрель 14 30 мин

Май 5 30 мин

Май 5 30 мин

CD - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы»,

CD - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы»,

Клей ПВА; v Манная крупа;

Клей ПВА; v Манная крупа;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2022