ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Шашки и шахматы»
Оценка 4.8

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Шашки и шахматы»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физическая культура
6 кл—10 кл
26.10.2021
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «Шашки и шахматы»
Программа по шашкам и шахматам составлена для проведения занятий спортивной секции дополнительного образования детей с обучающимися образовательных учреждений, является результатом обобщения многолетнего опыта, анализа исследований в области теории, методики и технологии проведения тренировочных занятий по шахматам.
Шахматы и шашки.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г.ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Методист Дома детского творчества Ворошиловского района г. Донецка

______________

_______________________________

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор Дома детского творчества Ворошиловского района г. Донецка

_______________

_______________________________

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

«Шашки и шахматы»

 

для обучающихся 6-10 лет

(2 года обучения)

Направленность – физкультурно-спортивная

 

 

 

 

 

 

 

педагог-организатор, руководитель кружка «Шашки и шахматы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №        от                        заседания педагогического совета Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка»

 

Донецк

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по шашкам и шахматам составлена для проведения занятий спортивной секции дополнительного образования детей с обучающимися образовательных учреждений, является результатом обобщения многолетнего опыта, анализа исследований в области теории, методики и технологии проведения тренировочных занятий по шахматам.

Программа составлена в соответствии с государственными и ведомственными нормативными документами:

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 (Постановление Народного совета Донецкой Народной Республики №I-233П-НС) (п.6 ч.3 ст.23, п.3 ч.17 ст.25, п.6 ч.2 ст.25, ст.72, п.2 ч.3 ст.81);

- Законом Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» от 24.02.2015 (Постановление Народного совета Донецкой Народной Республики №I-143П-НС);

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016г. № 310;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей» от 19.01.2015 №8;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей» от 11.08.2015 №392;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 №322 и Министерства молодежи, спорта и туризма «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащайся и молодежи» от 22.06.2015 №94 («Единый Республиканский стандарт спортивной подготовки по Каратэ»);

- Приказом «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей» от 11.08.2015 №392;

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек и шахмат, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей. С точки зрения современной концепции обучения очень важны для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления. Специальные занятия на коррекцию и развитие мышления дошкольника становятся все более популярными в практике работы детских садов. В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать.

Актуальность программы. Привлечение детей в учреждения дополнительного образования поможет занять детей, отвлечь их от негативного влияния улицы. Шашки вызывают повышенный интерес, как у взрослых, так и у детей. Это обусловлено, прежде всего, добровольностью участия, доступностью для самого широкого круга занимающихся, разных социальных групп, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, эмоциональностью проведения занятий. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности физического и умственного, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности. В основе построения данной программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у спортсменов приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения шашечного содержания. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: - принципах обучения: наглядность, индивидуальность, доступность, преемственность, результативность; - формах и методах обучения: активные методы дистанционного обучения, занятия, соревнования, экскурсии; - методах контроля и управления образовательным процессом: тестирование с помощью компьютера, анализ результатов проведенного открытого занятия;

Новизна программы состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по преподаванию шашек и шахмат, которая бы позволила получить необходимые знания и умения по курсу шашек и шахмат, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом тренеров-преподавателей. Отличительной особенностью программы является:

- больший акцент направлен на начальную подготовку детей, в основном младшего школьного возраста, начинающих с «нуля»,

- возможность заниматься данным видом спорта с любого возраста;

- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

Педагогическая целесообразность.

Программа «Шашки и шахматы» объясняется применением методики обучения игре в шашки и шахматы на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе педагогического опыта.

Занятия строятся на основе сюрпризов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). Обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами.

Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать.

Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог

Цель - использовать занятия шашками и шахматами как инструмент интеллектуально развития гармонической, творческой личности, воспитывать у учащихся характер спортсмена, умение мыслить не шаблонно, самостоятельно и ответственно принимать решения.

Задачи:

o   Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность учащихся, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.

o   Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

o   Развивающая:

Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:

- проявление индивидуальных способностей, занимающихся в непредвиденных комбинациях;

- обучение основам стратегии игры в шахматы;

- изучение преимущества в разных положениях;

- воспитание творческих способностей занимающихся.

Необходимо научить занимающихся оценивать ситуацию и просчитывать партию на многие ходы вперед.

Воспитывать нравственные и эстетические качества у занимающихся.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение детей 6-10 лет, на два года. Занятия проводятся 3 раз в неделю по 45мин, 144 часа в год.

Прогнозируемый результат

К концу первого года обучения ребенок должен:

-знать правила игры в шахматы;

-владеть шахматной нотацией (уметь записывать партию);

-знать сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);

-уметь ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей;

-знать основные принципы разыгрывания дебюта;

-уметь решать типичные комбинации в 1-2 хода (преимущественно на мат);

-уметь проводить пешку в ферзи и пользоваться правилом квадрата;

-владеть приемами борьбы ферзя против пешки;

 

По окончанию программы «Шашки и шахматы» обучающиеся будут:

знать:

-     шашечные и шахматные термины.

-     названия шашечно-шахматных фигур.

-     правила шашечно-шахматной игры.

-     расстановку шашек и шахматных фигур перед игрой.

уметь:

-     переставлять фигуры по горизонтали, вертикали и диагонали.

-     преодолевать волнения перед игрой и соревнованиями.

-     общаться и договариваться со сверстниками.

-     строить и развивать стратегические планы и читать планы противника.

-     самостоятельно следить за международными турнирами.

-     уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать.

-      осознать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться использовать ошибки соперника.

-     самостоятельно и грамотно анализировать позиции, четко направлять тактичные приемы на реализацию стратегических планов.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Шашки (первый год обучения)

№№

 

Разделы и темы

Теория

Практика

Итого

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

История развития организации турниров

3

-

3

3.

Правила игры и соревнований. Нотация.

6

8

14

4.

Первоначальные понятия

6

12

18

5.

Тактика игры

8

12

20

6.

Стратегия игры

8

12

20

7.

Эндшпиль

8

12

20

8.

Дебют

7

20

27

9.

Сеансы одновременной игры

-

8

8

10.

Соревнования

-

12

12

11.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Всего

48

96

144

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(шашки – первый год обучения)

 

Вводное занятие (1 час). Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. Практическое занятие.

Раздел 1. История развития организации турниров (3 часа)

Древность русских шашек. Распространение шашек. Культурное значение шашек. Классификационная система.

Раздел2. Правила игры и соревнований. Нотация. (14 часов)

Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и ее значение. Виды шашечных соревнований, правила их проведения.

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры.

Раздел 3. Первоначальные понятия (18 часов)

Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных сил, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество, сила дамки. значение связок, размеров, понятие оппозиции, важность расчета ходов и вариантов

Практика. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры

Раздел 4. Тактика игры (20 часов)

Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шашки, комбинационные ловушки, контрудары. Красота комбинации.

Практика. Разбор тематических позиций. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.

Раздел 5. Стратегия игры (20 часов)

Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых полей. Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение важными полями.

Раздел 6. Эндшпиль (20 часов)

Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против одной.  Борьба одной шашки против двух и более.

Практика. Разбор и развертывание с партнерами характерных тематических позиций.

Раздел 7. Дебют. (27 часов)

Основные задачи дебюта.

Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

Раздел 8. Сеансы одновременной игры (8 часов).

Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий.

Раздел 9. Соревнования (12 часов).

Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.

Итоговое занятие (1 час).

Подведение итогов работы за год, лучшие результаты, задачи на следующий учебный год, задания на лето, несколько слов по каждому обучающемуся, вручение грамот, призов.

Прогнозируемые результаты

К концу обучения дети должны:

- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- научиться простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомиться с кодексом новичка;

- знать правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;

- уметь реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы - размен;

 - знать простейшие дебютные схемы: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”; - уметь реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;

- знать основы композиционной игры;

 - овладеть навыками поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью;

- уважительным отношением к товарищу.

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Шахматы (второй год обучения)

№№

 

Разделы и темы

Теория

Практика

Итого

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

История развития организации турниров

3

-

3

3.

Правила игры и соревнований. Нотация.

6

8

14

4.

Первоначальные понятия

6

12

18

5.

Тактика игры

8

12

20

6.

Стратегия игры

8

12

20

7.

Эндшпиль

8

12

20

8.

Дебют

7

20

27

9.

Сеансы одновременной игры

-

8

8

10.

Соревнования

-

12

12

11.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Всего

48

96

144

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(шахматы - второй год обучения)

 

Вводное занятие (1 час).

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. Практическое занятие.

Раздел 1. История развития организации турниров (3 часа)

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу. Великие люди и шахматы. Правила проведения шахматных соревнований

Раздел2. Правила игры и соревнований. Нотация. (14 часов)

Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!». Полная и краткая нотация шахматных партий – 6 часов.

Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Расстановка фигур – 8 часов.

Раздел 3. Первоначальные понятия (18 часов)

Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах, относительная ценность фигуры

Практика. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных правил. Упражнения на мат различными фигурами

 

 

Раздел 4. Тактика игры (20 часов)

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, заявление, сочетание идей

Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных позициях.

Раздел 5. Стратегия игры (20 часов)

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана централизации.

Практика. Разбор специально подобранных позиций – 12 часов.

Раздел 6. Эндшпиль (20 часов)

Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат – 8 часов.

Практика. Разбор специально подобранных позиций – 12 часов.

Раздел 7. Дебют. (27 часов)

Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания.

Практика. Разбор специально подобранных позиций.

Раздел 8. Сеансы одновременной игры (8 часов).

Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий.

Раздел 9. Соревнования (12 часов). Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.

Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов работы за год, лучшие результаты, задачи на следующий учебный год, задания на лето, несколько слов по каждому обучающемуся, вручение грамот, призов.

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материальные условия реализации программы:

Оборудование для кружка: шахматы с досками, шахматные часы, аудитория для занятий, стол шахматный, шашки, шахматная литература.

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- практическая игра;
- тренировочные игры;

- игровые упражнения;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

- создание детских объединений внутри коллектива, консультирование имеющих более высокий разряд над младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района, соревнований с выездом в другие детскими учреждения родителей, спонсоров;

- связь с общественными организациями. 

Занятия по шахматам начинаются после окончания уроков, исходя из этого необходимо тщательно подбирать упражнения для первой (подготовительной) части урока.

Чтобы подготовить организм занимающихся к предстоящей умственной работе, в этой части занятия, будут включены легкодозируемые, короткие и несложные технически упражнения, не требующие длинных объяснений, проводимые живо и весело. Это объяснение и изучение различных ходов и простых комбинаций.

В первой половине основной части занятия решаются задачи разносторонней общей и специальной подготовки. Поэтому все упражнения необходимо выполнять одновременно всей группой. Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками. Во второй половине основной части занятия изучаются и совершенствуются владения основами игры в шашки, изучаются основы дебюта и эндшпиля.

В заключительной части урока постепенно снижается умственная нагрузка и подводятся итоги проделанной работы. Необходимо указать на основные ошибки занимающихся и похвалить некоторых способных учеников.

Целью занятий по шахматам является улучшение и развитие умственных способностей, занимающихся и отбор лучших, способных занимающихся на районные и окружные соревнования. Следовательно, необходимы стенды, наглядные пособия с крупными фотографиями учеников-победителей различных соревнований.

При обучении следует учитывать быструю утомляемость детей. Поэтому необходимо чередовать трудные упражнения с легкими.

Очень важно проводить показательные или открытые занятия, которые проводятся в форме отчета о проделанной работе перед родителями. Их цель – заинтересовать родителей проводимой работой с детьми и привлечь их к участию в ней. После занятия проводится беседа с родителями, в которой разбираются успехи и недостатки каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.

2.     Костров В.В., Рожков П.П. Тысяча шахматных задач Решебник в трех частях. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.

3.     Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

4.     Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

5.     Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.


 

6.    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по шашкам и шахматам составлена для проведения занятий спортивной секции дополнительного образования детей с обучающимися образовательных учреждений, является результатом обобщения многолетнего опыта,…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по шашкам и шахматам составлена для проведения занятий спортивной секции дополнительного образования детей с обучающимися образовательных учреждений, является результатом обобщения многолетнего опыта,…

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: - принципах обучения: наглядность, индивидуальность, доступность, преемственность, результативность; - формах и методах обучения: активные методы…

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: - принципах обучения: наглядность, индивидуальность, доступность, преемственность, результативность; - формах и методах обучения: активные методы…

Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода…

Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода…

Необходимо научить занимающихся оценивать ситуацию и просчитывать партию на многие ходы вперед

Необходимо научить занимающихся оценивать ситуацию и просчитывать партию на многие ходы вперед

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Шашки (первый год обучения) №№

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Шашки (первый год обучения) №№

Древность русских шашек. Распространение шашек

Древность русских шашек. Распространение шашек

Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций

Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Шахматы (второй год обучения) №№

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Шахматы (второй год обучения) №№

Раздел 4. Тактика игры (20 часов)

Раздел 4. Тактика игры (20 часов)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками

Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1