Балинова Елена Васильевна, учитель математики МБОУ «Пинежская СШ № 117»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Решение задач повышенной сложности»
Направление: естественнонаучное
Класс:11
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности» естественнонаучной направленности. Данная программа создает условия творческой самореализации личности обучающегося, интеграции содержания разных предметных областей, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии. Программа способствует формированию и развитию творческих способностей обучающихся, развитию и поддержке талантливых школьников, проявивших выдающиеся способности в области математической деятельности раскрытию, развитию у детей интереса к познанию.
Авторская программа для одиннадцатиклассников рассчитана на 26 часов, предполагает работу в аудитории и домашнюю самостоятельную работу.
Для реализации программы используются различные формы организации занятий: лекция, семинар, групповая, индивидуальная работа и работа в мини группах, практикум, консультации.
Формами подведения итогов реализации программы являются: практические и самостоятельные работы, решение тестов, КИМов.
Предусматриваются различные формы работы: лекции, практикумы, семинары.
Цель программы: создание благоприятных условий для углублённого изучения математики, математических приемов и методов решения задач.
Задачи:
Образовательные:
· формировать знаний и умений по применению нестандартных методов решения, как к стандартным задачам, так и к нестандартным;
· развивать грамотной математической речи;
· осваивать межпредметные понятия, связанных с математикой;
· развивать умения устанавливать связи между понятиями, систематизировать их на уровне представлений;
· развивать умения самостоятельно выделять свойства, существенные для геометрических объектов и мысленно оперировать геометрическими фигурами.
Развивающие:
· развивать умение создавать образы математических объектов;
· развивать вариативность мышления и критического мышления;
· развивать интерес к решению неоднозначных задач;
· развивать наблюдательность, стремление к точности выражения своих мыслей, внимательное отношение к тексту задачи.
Воспитательные: формировать общую культуру личности человека, способствующей адаптироваться в современном обществе.
Результативность
В результате освоения данной программы обучающиеся овладевают нестандартными методами решения задач. Диагностика осуществляется через решение соответствующих заданий и включает также задачи на проверку развития рефлексивных способностей и определение эмоционального отношения к обучению.
Учащиеся овладевают обобщенными представлениями о процессах и явлениях, имеющих в том числе, вероятностный характер, умением составлять вероятностные модели по условию задачи и исследованию случайных величин.
В процессе реализации программы у обучающихся развивается продуктивное мышление за счет специальным образом подобранных задач и методики организации учебной деятельности.
Ожидаемые результаты изучения программы
Личностные результаты: |
|
Обучающиеся научатся |
Обучающиеся получат возможность |
Осознавать значимость геометрических знаний для познания окружающего мира и ориентации в нем |
Осознать ценность логических знаний для развития мышления и изучения математики |
Осознавать свои умственные и практические действия, связанные с восприятием пространственных фигур |
Научиться оперировать пространственными образами на 3 уровне развития пространственного мышления |
Осознавать свои умственные и практические действия, связанные с оперированием абстракциями высокого уровня. |
Научиться осознавать свои умственные и практические действия, связанные с восприятием пространства, и действия других |
Осознавать значимость математики для дальнейшего обучения и развития своих умственных действий. |
Развить творческие способности, вариативность мышления, критическое мышление |
Метапредметные результаты |
|
Распознавать геометрические фигуры и отношения в окружающем мире |
Научиться ориентироваться в окружающем пространстве |
распознавать межпредметные понятия (термины которых используются в геометрии), видеть разные смыслы и значения |
Научиться выделять общее и специфическое в предметных понятиях, межпредметных понятиях |
Выделять существенные свойства понятий, находить ошибки в выполненных логических универсальных учебных действий |
Научиться выполнять классификацию и другие логические универсальные учебные действия , а также моделировать |
Ставить цели и планировать свою деятельность |
Развить коммуникативные умения |
Овладеть общими приемами решения задач |
Научиться решать задачи нестандартными методами |
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы
По изученным темам обучающиеся выполняют контрольные работы, построенные по принципу возрастания сложности. Задания контрольных работ представляют собой стандартные и нестандартные задачи и упражнения, олимпиадного уровня.
Определение с помощью специально составленных тестов и контрольных работ способности обучающегося выполнять учебную деятельность на том или ином уровне позволяет оценивать результаты обучения.
Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Содержание
1. Тригонометрические уравнения:
Тригонометрия. Определения тригонометрических функций. Теоремы сложения. Преобразование суммы в произведение и обратно. Универсальная тригонометрическая подстановка. Обратные тригонометрические функции. Различные методы решения уравнений. Преобразования обратных тригонометрических функций. Отбор корней уравнений. Иррациональные тригонометрические уравнения. Решение неравенств. Тригонометрические задачи с параметрами. Решение систем. Область определения, область значений, промежутки знакопостоянства, монотонность, четность-нечетность, преобразования графиков.
2. Стереометрия.
Задачи на построение сечений многогранников и вычисление их компонентов многогранников. Способы вычисления угла между прямыми, вычисление угла между прямой и плоскостью, нахождение угла между плоскостями. Формулы нахождения расстояния от точки до плоскости, между прямыми, между прямой и плоскостью.
3 Логарифмические и показательные уравнения и неравенства:
Логарифмическая функция как обратная к показательной. Логарифмы. Свойства логарифмической функции. Решение уравнений. Решение неравенств. Показательно-логарифмические уравнения. Логарифмические задачи с параметрами.
Тематическое планирование
|
Наименование разделов, тем |
Количество часов, 26 |
1. |
Тригонометрические уравнения: Различные методы решения уравнений. Универсальная тригонометрическая подстановка. |
5 |
Отбор корней уравнений. Нахождение корней уравнения на заданном промежутке различными способами. Работа с единичной окружностью. Иррациональные тригонометрические уравнения. |
4 |
|
2. |
Стереометрия: вычисление угла между прямыми, вычисление угла между прямой и плоскостью, нахождение угла между плоскостями. |
4 |
Вычисление: расстояния от точки до плоскости, между прямыми, между прямой и плоскостью. |
4 |
|
3 |
Логарифмические и показательные уравнения и неравенства: Логарифмическая функция как обратная к показательной. Логарифмы. Свойства логарифмической функции. |
3 |
Алгебраические свойства логарифмов. Преобразование выражений. Решение уравнений. Решение неравенств. Показательно-логарифмические уравнения. Логарифмические задачи с параметрами. |
6 |
Рекомендации по использованию информационных технологий.
Обучающимся рекомендуется при самоподготовке использовать многочисленные ресурсы Интернет, в том числе такие как:
http://www.mccme.ru/ - Портал Московского центра непрерывного математического образования содержит информацию о математических кружках, олимпиадах для школьников, свободно распространяемые издания и, конечно, архив номеров научно-популярного физико-математического журнала «Квант».
http://www.etudes.ru/ - На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.
http://mathege.ru - Открытый сегмент федерального банка тестовых материалов по математике, который содержит материалы для подготовки к экзамену: с его помощью можно сориентироваться в типах заданий, повторить материал или ликвидировать пробелы в школьных знаниях.
Список литературы
Рекомендуемая литература (для учителя).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.