РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной программе
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
на 2017-2018 учебный год
Автор программы -Е.В.Жарова
Составитель: учитель музыки,
Ищишина Е.В.
2017-2018учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Раздел программы |
Страница |
1. |
Пояснительная записка |
Стр. 4 |
2. |
Планируемые результаты |
Стр. 7 |
3. |
Содержание программы |
Стр. 7 |
4. |
Календарно-тематическое планирование |
Стр. 11 |
5. |
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса |
Стр. 15 |
6. |
Описание системы оценки результатов освоения программы |
Стр. 17 |
7. |
Список литературы |
Стр. 19 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое пение» имеет художественную направленность.
Данная программа является модифицированной. В еѐ основе лежит программа по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Е.В.Жаровой (М.: Просвещение, 1986 г.)
Обоснование актуальности программы:
Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Музыка имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а для детей становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Занятия хоровым пением создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.
Хоровое пение имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Во-первых – это действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Во-вторых хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. В третьих важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.
Отличительные особенности программы:
Новизна программы состоит в том, что в программе “Хоровое пение” делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В.Емельяному (1-й цикл – артикуляционная гимнастика, 2-й цикл — интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой, увеличено количество часов на вокальную работу, составлен собственный репертуар. Отличительной особенностью данной Программы является и то, что она ориентирована на воспитание у учащихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках (мюзикл, детская опера, музыкальный спектакль), а так же предполагает совместные выступления со школьным хором преподавателей.
В основе реализации программы лежат следующие принципы:
1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, современных композиторов, народная песня, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
- развитие музыкально-певческих навыков;
- развитие творческих способностей и возможности для выступления на сцене;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества;
- воспитание чувства сопричастности к прекрасному;
Адресат Программы: учащиеся 11-17 лет.
Объем Программы –70 часов за два учебных года (35 учебных недель в каждой группе учащихся с учетом каникулярного времени) по 1 часу в неделю.
Формы организации образовательного процесса - групповые и индивидуальные.
Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
· вокально-хоровая работа;
· восприятие (слушание) музыки;
· дыхательная гимнастика;
· артикуляционные упражнения;
· пластическое интонирование;
· разучивание танцевальных движений;
Виды занятий
· теоретические занятия (лекции, беседы)
· практическое вокально-хоровое занятие;
· репетиции на сцене
Срок освоения программы – 2 года
Цель: содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению музыкального кругозора через хоровое пение.
Задачи программы
Обучающие:
· формирование певческих умений и навыков;
· овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату.
Развивающие:
· становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма;
· развитие памяти, внимания, мышления;
· формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку.
Воспитательные:
· воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;
· формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества;
· воспитание эмоционально положительного отношения к хоровому пению как одному из видов музыкального искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знания, умения и навыки детей, приобретаемые в процессе обучения по данной программе.
Общие:
· внимание;
· эмоциональная отзывчивость;
· быстрота реакции;
· чувство коллективизма;
· организованность и сознательная дисциплина;
· интерес к хоровому пению;
· развитый художественный вкус;
· навык концертно-исполнительской деятельности.
Специальные:
· координация слуха и голоса;
· повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха;
· улучшение интонации;
· развитие чувства ритма, музыкальной памяти;
· появление чувства ансамбля;
· формирование чувства лада;
· овладение певческим дыханием, активной артикуляцией, четкой дикцией;
· умение петь по фразам;
· развитие музыкальности ребенка.
К концу 1-го года обучающиеся учащиеся:
ЗНАЮТ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· физиологические особенности голосового аппарата;
· некоторые основы нотной грамоты.
УМЕЮТ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
· петь короткие фразы на одном дыхании;
· в подвижных песнях делать быстрый вдох;
· петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
ПОНИМАЮТ / МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
· элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох;
У УЧАЩИХСЯ СФОРМИРОВАНЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры русского народа, своего края;
· уважительное отношение к культуре своего народа;
К концу 2-го года обучающиеся учащиеся:
ЗНАЮТ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· особенности и возможности певческого голоса;
основные жанры песенного искусства;
УМЕЮТ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· петь легким звуком, без напряжения;
· петь выразительно, осмысленно.
ПОНИМАЮТ / МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· начало звукоизвлечения и его окончание);
· место дикции в исполнительской деятельности.
У УЧАЩИХСЯ СФОРМИРОВАНЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· эстетические потребности, ценности и чувства;
· развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
· развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены хориста.
Формирование первоначальных слуховых представлений. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или ниже. Постепенно сопоставляемые звуки сближаются. В этой работе целесообразно знакомить детей с другими музыкальными инструментами. Учащиеся должны научиться выделять качество высоты звука из разных тембров. Это важно для развития анализирующей способности слуха. Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.
Характер произведения. Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками.
Элементарное сольфеджио. Знакомство с нотами, длительностями. Детям показывают и объясняют, что звуки в музыке имеют разную длительность (долготу звучания). Знакомство с музыкальными терминами.
Работа по развитию ритмических навыков. Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование детских музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.).
Работа над координацией слуха и голоса. Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора.
Работа над репертуаром.
«Для того, чтобы развить голос, надо начать учиться петь».
Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки.
Концертная деятельность. Воспитательный характер исполнительской культуры в коллективе. Чувство ответственности за выполняемую работу. Эмоциональный отклик и прочувствованность. Умение передать характер и содержание произведения. Развитие слуховых навыков.
Отчетные мероприятия. Открытое занятие хорового объединения для родителей учащихся. Участие в отчетном концерте.
Итоговое занятие. Подведение итогов реализации Программы.
Контролируемые умения и навыки:
— Формирование первоначальных слуховых навыков
— Развитие слуховых навыков
— Интонированное пение
— Знание текста и мелодии
— Умение передать характер произведения
— Культура исполнения
Репертуар.
1. Русская народная песня «Земелюшка-чернозём»
2. Русская народная песня «Осень»
3. Украинская народная песня «Веснянка»
4. Русская народная песня «Как у наших у ворот»
5. Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
6. В.-А. Моцарт «Весенняя песня»
7. Т. Попатенко «Грибники»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ |
Тема |
Теория (часов) |
Практика (часов) |
Всего (часов) |
|
1 |
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с режимом работы. Правилами личной гигиены хориста. |
1 |
|
1 |
|
2 |
Вводное занятие. Знакомство с Программой, основными темами. |
1 |
|
1 |
|
3 |
Понятие о звуке. Звуковысотность. |
1 |
|
1 |
|
4 |
Низкие и высокие певческие голоса. |
1 |
|
1 |
|
5-6 |
Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих регистров. |
|
2 |
2 |
|
7-8 |
Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. |
|
2 |
2 |
|
9 |
Выделение качество высоты звука из разных тембров. Правильное певческое дыхание. Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест. |
|
1 |
1 |
|
10 |
Характер музыкального произведения. Лад. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Знакомство с нотами, длительностями |
1 |
|
1 |
|
12 |
Движения под музыку. Ритмические упражнения. |
1 |
|
1 |
|
13-14 |
Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. |
1 |
1 |
2 |
|
15-16 |
Культура поведения и исполнения в хоре. «Певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. |
1 |
1 |
2 |
|
17 |
Ансамблевая работа в группе хора |
|
1 |
1 |
|
18-19 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
20-21 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
22-23 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
24-25 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
26-27 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
28-29 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
30-31 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
32-33 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
34 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
1 |
1 |
|
35 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
всего |
35 |
9 |
26 |
35 |
|
2 год обучения
№ |
Тема |
Теория (часов) |
Практика (часов) |
Всего (часов) |
|
1 |
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с режимом работы. Правилами личной гигиены хориста. |
1 |
|
1 |
|
2 |
Вводное занятие. Знакомство с Программой, основными темами. |
1 |
|
1 |
|
3 |
Понятие о звуке. Звуковысотность. |
1 |
|
1 |
|
4 |
Низкие и высокие певческие голоса. |
1 |
|
1 |
|
5-6 |
Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих регистров. |
|
2 |
2 |
|
7-8 |
Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. |
|
2 |
2 |
|
9 |
Выделение качество высоты звука из разных тембров. Правильное певческое дыхание. Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест. |
|
1 |
1 |
|
10 |
Характер музыкального произведения. Лад. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Знакомство с нотами, длительностями |
|
|
1 |
|
12 |
Движения под музыку. Ритмические упражнения. |
1 |
|
1 |
|
13-14 |
Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. |
1 |
1 |
2 |
|
15-16 |
Культура поведения и исполнения в хоре. «Певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. |
1 |
1 |
2 |
|
17 |
Ансамблевая работа в группе хора |
|
1 |
3 |
|
18-19 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
20-21 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
22-23 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
|
4 |
|
24-25 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
|
4 |
|
26-27 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
1 |
3 |
|
28-29 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
30-31 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
32-33 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
2 |
2 |
|
34 |
Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. |
|
1 |
1 |
|
35 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
|
всего |
35 |
9 |
26 |
35 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Организационно-методические:
· связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы;
· постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена методическими находками, проведения творческих встреч коллективов;
· возможность выступать в концертных залах.
2. Кадровое:
· руководитель хора;
3. Материально - технические:
· просторное, хорошо освещенное помещение для занятий;
· отдельное место для каждого ребенка;
· музыкальный инструмент (фортепиано);
· учебные пособия и репертуарные сборники;
· аудио- и видеоаппаратура для записей, просмотра и анализа выступлений;
· наглядные пособия: столбицы, лесенки, нотный стан;
· стенд для отражения событий, происходящих в коллективе.
· компьютер;
· акустические колонки;
· мультимедийный проектор;
· экран для мультимедийного проектора;
· музыкальные инструменты.
Методические материалы
Теоретические знания проверяются в форме собеседования, тестов, а проверка практических умений – на музыкально-слуховых упражнениях и на музыкальных фрагментах разучиваемых произведений.
В каждой из групп работа ведется с учетом их возрастных особенностей: игра, беседа, викторина, тест, концерт, фестиваль, конкурс.
Данные формы работы обусловлены развитием интереса к вокально-хоровому творчеству у детей. Особенно это необходимо в репетиционный период, в который от каждого ребенка требуется максимальная сосредоточенность и слуховой контроль над певческим строем в хоре (хоровом объединении).
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах необходимо для профессионального роста детского коллектива и объективной оценки его возможностей.
Дидактический материал, необходимый для реализации программы:
В работе с хором необходимы: хоровая хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальная энциклопедия, вокально-хоровой словарь, нотные таблицы, схемы, портреты композиторов и т.п.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Открытые занятия для педагогов.
2. Открытые занятия для родителей.
3. Концерты, творческие встречи.
4. Постановка музыкальных композиций, детских опер, сказок.
5. Творческие отчеты школы.
6. Участие детей в хоровых конкурсах и фестивалях.
По программе «Хоровое пение» осуществляются следующие виды контроля:
· предварительный – выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей;
· текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения,
· итоговый контроль – чистота интонирования на концертных мероприятиях, праздниках;
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся получили следующие вокально-интонационные навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.
2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от ре¹ - ре² октавы.
4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
5. Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции.
6. Выразительностью исполнения:
- выражение глаз, лица, мимика.
- многообразие тембровых красок голоса,
- точная и выразительная фразировка,
- соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
7. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
8. Сольфеджирование доступных по трудности песен.
9. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, трезвучий, звукорядов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. М.:2005.
2. Жарова Е.В. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967.
3. Жарова Е.В. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором .М.: Музыка, 1975.
4. Жарова Е.В. Программа для общеобразовательных школ «Хор», М. Просвещение 1985 г.
5. В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. 1996.
6. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 2002.
7. Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 2014. С. 43-77.
8. Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе.
9. Вып. 12. М.: Музыка, 2017. С. 23-33
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.