Программа дополнительного образования "Культурный Нижний"
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования "Культурный Нижний"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитание
6 кл
01.10.2022
Программа дополнительного образования "Культурный Нижний"
Программа дополнительного образования "Культурный Нижний", 1 час в неделю. Общее количество часов -34 часа. Театры и экскурсии, виртуальные путешествия. Для дополнительного образования в школе, группе продленного дня, в школе-интернате.
программа ДОП - Культурный Нижний.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

 

Государственное  казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа - интернат №65»

пр. Гагарина, д.10, г. Нижний Новгород, 603022, , тел./факс (831) 433-62-91, 433-66-47

e-mail: shkola65nn@yandex.ru

 

 

 

ПРИНЯТО                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                          

На педагогическом совете                  Директор ГКОУ «Школа-интернат №65»

протокол № ___                                     _____________ /А.В. Веселкин/

от « __» _____ 202__ г.                         Приказ от ________ №_____

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционно – развивающему  курсу

 «Культурный Нижний »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2022

 

1.    Планируемые результаты освоения  коррекционно-развивающего курса «Культурный Нижний»

 

Личностные результаты

  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
  • повышение общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников

 

Предметные результаты

 

  • сформировать у школьников представление о Нижнем Новгороде ;
  • пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
  • приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться иуглубляться в  дальнейшем;
  • воспитание гражданина России, знающего и любящего свой город, его традиции, памятникиистории и культуры;
  • раскрытие доступных для понимания учащимися  связей, существующих в большом городе — природа ипланировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи итрадиции предков и современная культура;
  • создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

 

Метапредметные результаты

 

·           развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

 

·           развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного     мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.

Регулятивные  УУД

·          планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

·           заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

·           различать способ и результат действия;

·           вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД

·          ориентироваться в музейной терминологии;

·         определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические      периоды;

·           составлять план поисково-исследовательского проекта;

·           находить и обрабатывать информацию;

·           анализировать объекты, выделять главное;

·          проектировать простую экспозицию;

·           комплектовать материал для выставки;

·           составлять текст экскурсии к выставке;

·            ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве

Коммуникативные УУД

·           описывать конкретные экспонаты и события;

·           правильно задавать вопросы респондентам;

·          договариваться, приходить к общему решению;

·          работать в группе;

·           высказывать суждения, аргументировать.

Учащиеся научатся

Знаниям  об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Учащиеся получат возможность научиться:

Самостоятельно  взаимодействовать  с одноклассниками и взрослыми; посещать

культурно-образовательных   учреждений,   сбор   и   обработки   историко-географической  информации.

 

Содержание учебного курса.

Введение .

О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека.

Правила поведения юных экскурсантов.

Техника безопасности во время экскурсий. Посещение этнографического музея Экскурсия в Игра- путешествие по Нижегородским музеям исторический  музей Музей хлеба

Итоговое занятие. Поделки из  солёного теста. Беседы  по впечатлениям от экскурсий

Игра – путешествие  по Кремлю.Практическое занятие. Экскурсия в музей.

Виртуальное   путешествие  по Нижегородскому Кремлю. Практическое занятие. Экскурсия в исторические музеи Нижнего Новгорода Виртуальная экскурсия в  Музей Этнографический

Итоговое занятие. Мы рисуем Нижний Новгород.

Посещение парка Победы.

Театр Кукол.

Итоговое занятие. Оформление  открыток,,   посвящённых нашим защитникам.

Практическое занятие. Экскурсия по улицам Н.Новгорода.

Зоологический музей в НГПУ им. Лобачевского.

Практическое занятие. Экскурсия экологической направленности.

Экскурсия по ул. Рождественской, Б.Покровской

Практическое занятие. Экскурсия на предприятие.

 

Тематическое планирование

 

Тема

Содержание занятий

1

Введение

О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека.

Владеть информацией об основных понятиях и терминах музееведения

Познакомить с историей становления и развития экскурсионной деятельности

 

2

Правила поведения юных экскурсантов.

Техника безопасности во время экскурсий

Уметь работать с различными источниками информации

Обобщить правила поведения во время экскурсий; составить памятку экскурсанта. Разучивание гимна  Нижнего Новгорода.

3

Экскурсия в художественный музей

Познакомить с   экспозициями музея; рассказать о развитии музея, о том, как пополняется музей

4

Посещение этнографического музея

Познакомить детей с   обычаями и традициями русского народа, с традиционными русскими игрушками и народными промыслами.

 

5

Музей хлеба

 

познакомить детей с технологией хлеба, экспонатами музея

6

Игра- путешествие по Нижегородским музеям.

Познакомить учащихся с буквами русского алфавита, выполненными в необычной форме, старинными учебными принадлежностями.

 

 

7

Практическое занятие. Экскурсия в музей.

Виртуальная экскурсия по городу многолюдному: "Мой город – Нижний Новгород"

8

Итоговое занятие. Поделки из  солёного теста по впечатлениям от экскурсий.

Закрепить знание народных сказок, первичные понятия о народных промыслах.   Научить приёмам работы с солёным тестом.  Выразить в работах впечатления от экскурсий.

 

9

Игра – путешествие  по Кремлю.

Попробовать себя в роли экскурсовода. Ролевая игра «Мой город».

10

Виртуальное   путешествие  по Нижегородскому Кремлю

Виртуальная экскурсия.

11

Виртуальная экскурсия в  Музей исторический.

Виртуальная  "Обзорная экскурсия по музею". Викторина.

12

Практическое занятие. Экскурсия в исторические музеи Нижнего Новгорода

Экскурсия в Исторический музей

13

Итоговое занятие. Мы рисуем Нижний Новгород .

Научиться называть объекты Кремля средствами рисования выражать отношение к ним

14

Мемориал в Кремле

Литературная мини- композиция «Поклонимся великим тем годам». Прослушивание песен на военную тематику. Просмотр видеофрагмента "Вечный огонь у стен Кремля".

15

Виртуальная  экскурсия по Художественному музею

Познакомить с музеем изобразительного искусства. Музей изобразительного искусства.

16

Виртуальная  экскурсия по худ. музею

Познакомить с музеем изобразительного искусства. Музей изобразительного искусства.

17

Экскурсия по башням Нижегородского Кремля

Познакомить с музейными экспозициями. Башни Нижегородского Кремля.

18

Экскурсия в музей фотодела

Познакомить с музейными экспозициями

19

Виртуальное путешествие в Дом – музей А.Пешкова

Познакомить с музейными экспозициями. Биографией А.Пешкова. Жизнь и творчество М.Горького.

20

Практическое занятие. Экскурсия в художественный музей.

Экскурсия в художественный музей

21

Итоговое занятие.     Подготовка проекта «Художественные музеи Нижнего Новгорода глазами учеников»

Уметь защищать проекты на итоговых мероприятиях

Устно описывать музейные экспонаты, называя автора, определяя тему и настроение

22

Посещение театров. Театр Драмы

История театра и спектакль.

23

Театр Юного Зрителя. ТЮЗ

История театра и спектакль.

24

Театр Кукол

История театра и спектакль.

25

Посещение парка Победы

События ВОВ. Экспозиции Парка Победы.

26

Итоговое занятие. Оформление  открыток,  посвящённых нашим защитникам

 

Умение составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору. Формирование навык работы в группах. Формировать художественный вкус и умение с помощью имеющихся материалов и приёмов выражать идею своей работы. Воспитывать чувство уважения и благодарности к героям войны.

27

  Практическое занятие. Экскурсия по улицам Н.Новгорода

Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

 

28

Подведение итогов.  

Повторение и обобщение знаний. Профессия экскурсовода.

29

Зоологический музей в НГПУ им. Лобачевского.

Знакомство с современными и древними видами животных.

30

Экскурсия по Б.Покровке.

Экскурсия.

31

Практическое занятие. Экскурсия экологической направленности

Экскурсия.

32

Экскурсия по ул. Рождественской.

Экскурсия.

33

Практическое занятие. Экскурсия на предприятие.

Расширить кругозор о мире профессий, заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,   способность добывать новую информацию из различных источников

34

Подводим итоги.

Спортивно- познавательная игра «Все профессии нужны».

Учить детей брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры, обогащение социально-игрового опыта,уточнять и расширять словарь  и речевой материал .

 

   Итого:

 

34 часа

 

Контрольно-измерительные материалы по предмету  

Викторина по истории Нижегородского края

  1. В каком году, кем и с какой целью был основан г.Нижний Новгород?

                                                 (Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар.)

  1. Какое животное изображено на гербе Нижнего Новгорода?

                                                                                          (Олень)

  1. Почему на гербе Нижнего Новгорода изображён олень?

(Согласно одной из легенд в одно утро, когда ничего не предвещало ни бед, ни трагедий, когда нижегородцы занимались своими повседневными делами, к воротам города прибежал олень. Жители города сразу подумали о том, что появление оленя не принесёт ничего хорошего. Очевидно оленя что-то сильно испугало, раз он прибежал к людям. Горожане на всякий случай решили запереть крепостные ворота. Вскоре к Нижнему Новгороду подошло войско монголо-татар. Но в город ворваться неприятель не смог, т.к. ворота были закрыты. Постояв под стенами города монголо-татары ушли ни с чем.

Так олень спас Нижний Новгород. С тех пор жители стали почитать оленя и изображать его на гербе города. В геральдике олень считается символом чистоты, благородства, мудрости.)

  1. В 1767г. Нижний посетила Екатерина ||, здесь она познакомилась с механиком-самоучкой и после делилась восторгом о его чуде-часах и электронной машине. Позже она вручила ему золотую медаль.

Много легенд ходит об этом механике. Однажды в Россию были привезены часы английского механика Д.Кокса. Часы были привезены в разобранном виде и никто не мог их собрать, т.к. самые мелкие части были утеряны. Наш механик-самоучка собрал их и заново повторил изобретение Кокса.  Кто этот механик?

                                                                         (Иван Кулибин)

  1. Давным-давно шли через эти места басурмане, взяли в плен одного русского воина. Русский не выдал врагам, где находится его рать. Тогда басурмане разожгли костёр на высоком берегу и бросили в него несчастного. Тут появились дятлы, пожалели беднягу и решили помочь. Всей огромной стаей метнулись к Волге-реке, коснулись крыльями воды и вылили капля за каплей на пламя. Костёр погас. А басурмане в страхе бежали.   О каком месте идёт речь?    

                                                                                        (Дятловыми горами)

  1. Недалеко от Керженца расположен и самый загадочный водоем России. Находится он близ села Владимирское Воскресенского района. Чистейшая вода озера, которая может храниться несколько лет и не портиться, таит в себе много загадок и легенд. С высоты птичьего полета это озеро  выглядит как огромное блюдо среди девственных лесов. Хранит свято озеро свои тайны. Самая, пожалуй, притягательная из них – это тайна его происхождения. Говорят, под водами этого озера скрылся город Китеж, не пожелав сдаться врагу. И теперь в самые тихие дни и ночи свято верующие люди могут услышать перезвон колоколов китежских церквей, а на дне озера можно увидеть кресты колоколен города. Что это за озеро?

                                                                                             (Озеро Светлояр)

  1. Большое Болдино - маленькое чудо Нижегородской земли. Это одно из немногих мест, где замирает сердце от ощущения остановившегося времени, а в душе воцаряется глубокое спокойствие от магической тишины и лирической красоты. Болдино – это место, где живут сказки и исполняются желания. С именем какой знаменитой личности связано это место?

                                                                           (С именем А.С.Пушкина)

  1.   28 мая 1722 года во время Персидского похода в Нижний Новгород прибыл Петр Первый. 30 мая он отпраздновал здесь свой день рождения. Сколько лет исполнилось Петру Первому?

                                                                                                  (Пятьдесят)

  1. Как в настоящее время называется Благовещенская площадь?

                                                                                                     (пл. Минина)

  1. Дважды, в 1238 и 1239 года, Нижний Новгород был сожжён. Кем был сожжён город?

                                                                                             (Полчищами Батыя)

  1. В сентябре 1611 в Н. Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения Родины; грамоты с призывом к сбору народа были разосланы в др. города; в ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и средние дворяне. Военным руководителем был приглашен князь Д. М. Пожарский. Основные силы были сформированы в городах и уездах Поволжья; вместе с русским народом в нём участвовали марийцы, чуваши, коми и др. народности Поволжья и Севера. Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от интервентов и создании нового правительства. От каких интервентов надо было освобождать Родину?

                                                                (От польско-литовских интервентов)

  1. В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и в начале апреля прибыло в город, куда подошли отряды из др. городов и уездов. Здесь был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. О каком городе идёт речь?

                                                                                                   (Ярославль)

  1. В Нижнем Новгороде начали каменщики строить кремль. На следующий день утром пришли и увидели, что все сделанное ими развалилось. Удивились каменщики, покачали головами, но продолжили работу. А на другой день увидели снова все развалившимся. Решили каменщики обратиться к старикам за советом. И старики сказали: чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.

Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну. Взяла она ведра и коромысло, спустилась к речке, набрала полные ведра и стала подниматься с ними на крутую гору, И увидела Алена, что около места постройки кремля стоят люди и чего-то ждут. Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом.

Плакали строители, замуровывая женщину, но ничего не поделаешь…Зато стоял Нижегородский кремль крепко – на страх врагам. Больше никогда его не брали ни приступом, ни долгой осадой. С какой башней кремля связана легенда?

                                                                          (Коромыслова башня)

  1. Какая другая легенда связана с этой башней?

                                     (Осадила Нижний Новгород несметная вражья сила. День за днем отбивали нижегородцы тяжелые приступы врага, и начали таять их силы. В городе кончались запасы продовольствия, а главное - не хватало воды. Начали думать защитники о том, что придется сдаваться на милость победителя. Среди осажденных нашлась одна храбрая девушка. Она вызвалась принести воду из речки Почайны. Рано утром под покровом тумана спустили ее со стены. Осторожно миновала она татарские патрули, спустилась к Почайне, напилась сама, набрала полные ведра воды и стала подниматься с ними в крутую гору. И были уже близко дружеские руки, готовые подхватить ее, как появился татарский патруль. Враг поднял тревогу. Между татарами и девушкой завязалась ожесточенная схватка, в которой она оборонялась своим коромыслом. Девушка убила им несколько татар, но и сама была убита. Храбрость девушки смутила врагов. Они рассуждали: "Если в этой крепости такие храбрые женщины, что одна из них без оружия убила несколько наших воинов, то каковы же должны быть мужчины?" Осада была снята. Убитую девушку с почестями похоронили под башней, положив с ней и ведра с коромыслом.)

  1. В 1943 году была заложена мемориальная Чкаловская лестница. Строили её немецкие военнопленные в 1949 году. Лестница связывает верхнюю часть города с Нижнее Волжской набережной. В 1985 году у подножия Чкаловской лестницы  установили катер “Герой”, входивший в состав Волжской военной флотилии и в годы Великой Отечественной войны участвовавший в Сталинградской битве. Так что уже третье десятилетие лестница тянется от одного “Героя” до другого — Героя Советского Союза Валерия Чкалова. В честь какого события была заложении эта лестница?

                                                                 (В честь победоносного завершения Сталинградской битвы)

  1. Сколько ступенек насчитывает Чкаловская лестница?

                                                               (560 ступенек)

  1. 30 ноября 2007 года в Нижнем Новгороде появился самый необычный памятник. Он находится на главной площади Сормовского района. Он представляет собой круг диаметром 1,2 метра, выполненный из чугуна и окрашенный специальным составом под бронзу.

(Памятник Пятаку. В основу памятника была взята монета достоинством в пять копеек времен Николая Второго (1916 год) без обозначения монетного двора.)  

  1. Назовите настоящее имя М.Горького.

                                                        (Алексей Пешков)

  1. Знаменитый советский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР (1963), вратарь сборной СССР и горьковского «Торпедо» (1956—1972), двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы. Хоккейное прозвище — «русский медведь». Родился в Горьком.

                                                                (Ви́кторСерге́евичКонова́ленко)

  1. Русский советский композитор. Родился в Нижнем Новгороде.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1948) за песни «Заветный камень», «Одинокая гармонь», «Песня о родной земле» и «Хороши весной в саду цветочки» . Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962 год)

                                                                       (Борис Андреевич Мокроусов)

  1. Родился в селе Владимирском Нижегородской области, что совсем рядом с овеянным легендами озером Светлояр. Наверное, поэтому он и начал собирать сказки, которые в нашем краю бабушки издавна рассказывали своим внукам. Его книги: «Сказы и сказки нижегородской земли», «У голубого Светлояра», «Сказки лесного Заволжья». О каком писателе речь?

                                                                 (Сергей Афоньшин)

  1. Пожалуй, этого писателя нельзя напрямую назвать нашим земляком – он родился в городе Луганске. Но с 1849 года автор знаменитого толкового словаря жил в Нижнем и даже управлял здесь удельной конторой – это учреждение ведало удельными крестьянами, землями и имуществом, так что примеров «живого великорусского» писатель и ученый слышал достаточно. Неслучайно именно в нашем городе он завершил свою многолетнюю работу «Сборник пословиц», а обработку словаря довел до буквы "П". О ком речь?

                                                                                    (Владимир Даль) 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Культурный

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Культурный

Учащиеся научатся Знаниям об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих…

Учащиеся научатся Знаниям об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих…

Музей хлеба познакомить детей с технологией хлеба, экспонатами музея 6

Музей хлеба познакомить детей с технологией хлеба, экспонатами музея 6

Итоговое занятие. Подготовка проекта «Художественные музеи

Итоговое занятие. Подготовка проекта «Художественные музеи

Контрольно-измерительные материалы по предмету

Контрольно-измерительные материалы по предмету

Давным-давно шли через эти места басурмане, взяли в плен одного русского воина

Давным-давно шли через эти места басурмане, взяли в плен одного русского воина

В сентябре 1611 в Н. Новгороде земский староста

В сентябре 1611 в Н. Новгороде земский староста

Осадила Нижний Новгород несметная вражья сила

Осадила Нижний Новгород несметная вражья сила

Николая Второго (1916 год) без обозначения монетного двора

Николая Второго (1916 год) без обозначения монетного двора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2022