ГБОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении
« Далматовская санаторная школа-интернат»
Утверждено_______________
Директор школы___________________
Приказ №____ от _____________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: РАЗНОУРОВНЕВЫЙ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:7-11 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
МУКОМОЛОВА И.В.
ПЕДАГОГ ДОП.ОБРАЗВАНИЯ
ДАЛМАТОВО
2021
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора программы |
Мукомолова Инна Владимировна, педагог дополнительного образования |
Учреждение |
ГБОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении « ДСШИ» |
Название программы |
« Весёлые нотки» |
Тип программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Направленность |
Художественная |
Образовательная область |
Искусство |
Вид программы |
Авторская, адаптированная |
Возраст учащихся |
7-11 лет |
Цель программы |
Формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки; формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей. |
С какого года реализуется программа |
с 2021 г |
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка. Актуальность темы
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Общая характеристика программы
1.4.Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
1.5. Содержание программы
1.6. Учебно-тематическое планирование
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Условия реализации программы
2.2.Форма аттестации, контроля
2.3.Нормативно - правовое обеспечение программы
2.4.Перечень информационных ресурсов
|
|
|
|
|
|
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
|
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них» В.Г. Белинский. |
Занятие детей в кружке «Весёлые нотки» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью творческого самовыражения.
Актуальность программы
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.
Педагог музыки, являясь носителем культуры, образцом эстетического вкуса и идеала, передает все самое лучшее, своим подопечным. Знание, опыт и интуиция помогают педагогу убрать детскую зажатость и равнодушие. «Музыка, в ее духовном аспекте, способна творить чудеса - способствовать «раскрепощению созидательных сил ребенка» (Л. Г. Дмитриева). Каждое занятие музыкой несет в себе оздоровительный психологический эффект, препятствует развитию переутомления, разгружает эмоциональную сферу. Эта особенность отличает занятие музыкой от других. Огромную радость испытываешь, глядя на детей, показывающих свою индивидуальность, желающих действовать и общаться.
Наблюдая за детьми во время занятий, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Музыка будит дарованные человеку природой высокие чувства. В процессе активного слушания, ядром которого является переживание - главная составляющая музыкальности человека - у ребенка пробуждаются эстетические образы, сочувствие, способность искренне радоваться за других, стремление сделать мир красивее и гармоничнее.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве, овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
-развивать эмоционально-осознанное отношение к музыкальным произведениям;
-понимать их жизненное и духовно-нравственное содержание;
-осваивать музыкальные жанры – простые (песня, танец, марш) и более сложные (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
-изучать особенности музыкального языка;
-формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческие способности детей.
1.3.Общая характеристика программы
Рабочая программа кружка «Весёлые нотки» направлена на приобщение учеников к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.
Программа дополнительного образования по музыке для обучающихся начального звена включает в себя три основных вида деятельности:
1. Слушание музыки.
2. Вокально-хоровая работа.
3. Пластическое интонирование.
Слушая музыку, дети получают нравственный опыт через постижение глубины содержания музыки разных направлений: классическая, духовная и фольклорная музыка. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
При реализации программы у детей улучшается чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Постижение музыкального искусства учащимися во внеурочной деятельности подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой. Предпочтительными формами организации на занятиях являются: групповая и коллективная. Предполагается индивидуальная работа с детьми.
В соответствии с планом работы ОУ в 1-4 классах на кружок «Весёлые нотки» отводится 1 час в неделю. Тематический план разработан: в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах 34 часа в год в каждом классе соответственно. Всего 135 часов.
1.4.Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Планируемые личностные результаты освоения программы «Весёлые нотки»:
- мотивационная основа деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в художественной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагога, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
- развитие этических чувств – достоинства, справедливости, отзывчивости, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять поставленную задачу;
- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые предметные результаты:
- понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира;
- постигать и осмысливать явления музыкальной культуры;
- воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
-воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах;
- узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;
- определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр;
- иметь представление об интонации в музыке, о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа;
- грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием;
- знать о способах и приемах выразительного музыкального пластического интонирования;
- соблюдать при пении певческую установку;
- использовать в процессе пения правильное певческое дыхание;
- иметь представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др;
- уметь исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях;
- знать основы музыкальной грамотности (понятие о звуке и его свойствах, мелодии, метроритме, ладе);
- распознавать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и музыкальные формы.
1.5. Содержание программы
Реализация программы решает перечисленные выше задачи, которые помогают ребёнку обрести уверенность в своих художественных способностях в области музыкального искусства. Используя системно-деятельностный подход, педагог помогает раскрыться каждому ребёнку. Слушание классических музыкальных произведений помогает детям понять реальность окружающего мира во всем его разнообразии. Программа содержит здоровье-сберегающие технологии, направлена на развитие координации и мышечных тренировок для пластического интонирования и развития вокальных данных. Эстетическая направленность занятий помогает воспитать в ребёнке гармоничную личность, уважающую общество и традиции. При работе над голосовым аппаратом улучшается музыкально-исполнительская деятельность ребёнка. На занятиях дети учатся работать с техникой (микрофонами, компьютером, фонограммами и т.д.) музыкальными инструментами.
Вокальная педагогика пытается решить эти задачи комплексно. Прежде всего, поющему ребенку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос – огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его. Педагоги – вокалисты должны обеспечить естественное, постепенное, спокойное формирование певческих навыков, развитие певческого голоса у каждого обучающегося, не нанося при этом ни физического, ни морального ущерба ребенку. В связи с этим очень помогает в работе фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Например, с помощью артикуляционной гимнастики почти у всех детей снимается челюстно-лицевой зажим, а некоторые дети на первых занятиях даже рот открывать не могут. Необходимо работать с детьми в соответствующем их индивидуальным особенностям диапазоне.
Хорошее исполнение, осмысленное пение возможны лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками:
- пением на дыхании;
- активной артикуляцией;
- звуковедением;
- дикцией;
- интонированием.
Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание, как таковое, обучающимся не дается.
Занятие предполагает подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.
Ожидаемые результаты вокально-хоровой работы:
В течение первого года обучения ребенок должен приобрести:
- певческую установку;
- рефлекторные навыки дыхания и укрепление дыхательной мускулатуры;
- работу гортани в пении;
- пение легато, нон легато;
- активную артикуляцию;
- округлое формирование гласных звуков;
- развитый гармонический слух;
- чистое интонирование тона, полутона, интервалов;
- пение форте и пиано;
- пение в вокальном ансамбле в унисон.
В течение второго года обучения ребенок закрепляет и приобретает следующие навыки и умения:
- навык дыхания и опора звука;
- приемы, помогающие достигнуть опёртого голосообразования;
- понимание музыкальной фразировки и пропевание ее на одном дыхании;
- умение пользоваться атакой звука;
- прием звуковедения – легато;
- прием звуковедения – нон легато;
- овладение пением стаккато;
- осознанная артикуляция;
- четкая дикция (вокальная речь);
- устойчивое интонирование при пении с аккомпанементом;
- устойчивое интонирование при пении с фонограммой.
В течение третьего года обучения ребенок закрепляет и приобретает следующие навыки и умения:
- короткое и активное дыхание в быстрых произведениях;
- типы дыхания;
- приемы, помогающие достигнуть опёртого голосообразования;
- развитие дикционных навыков в быстрых темпах;
- развитие дикционных навыков в медленных темпах;
- осознанная артикуляция;
- головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов;
- пение дуэтов, т.е. двухголосия.
В течение четвертого года обучения ребенком закрепляются все приобретенные знания, умения и навыки и вырабатываются новые:
- спокойное, но также активное дыхание в медленных произведениях;
- исполнение продолжительных музыкальных фраз на одном дыхании;
- темп в вокальном исполнении;
- пение в простых размерах с простыми длительностями;
- умение переключаться с одного динамического оттенка на другой;
- свобода и подвижность артикуляционного аппарата;
- умение передавать содержание песни с помощью звуковедения;
- умение передавать содержание песни с помощью дикции;
- умение передавать содержание песни с помощью нюансировки и штрихов.
Слушание музыкальных произведений помогает ребёнку понять всю ценность музыкального искусства. Занятия музыкой, как и художественное образование в целом, предоставляет всем детям возможность для культурной и творческой деятельности, позволяет сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Понимая, что музыка является духовным наследием человечества, у ребёнка формируется опыт эмоционально-образного восприятия. Через эмпатию, эиоционально-эстетический отклик на музыку вырастает культурная личность, способная
сопереживать, встать на позицию другого человека. Музыка открывает перед детьми возможность для познания чувств и мыслей, помогает сотрудничать со сверстниками и взрослыми, учит быть толерантным.
Пластическое интонирование - познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания: секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.
Содержание занятий отвечает всем требованиям и способствует развитию художественно-творческой деятельности учащихся.
1.6. Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
«Как зародилась музыка?» |
1 |
2 |
«Голосовые игры» |
1 |
3 |
«Сказка о музыкальных капельках» |
1 |
4 |
Легенда о «Трёх китах» |
1 |
5 |
«Голосовые игры» |
1 |
6 |
«Здравствуй, Осень» |
1 |
7 |
Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка» |
1 |
8 |
Пластическое интонирование. « К нам гости пришли» |
1 |
9 |
«Осенние забавы» |
1 |
10 |
«Весёлые нотки» |
1 |
11 |
«Голосовые игры» |
1 |
12 |
«Музыкальные инструменты» |
1 |
13 |
«Зачем у флейты дырочка?» |
1 |
14 |
Разыграй песню. «Раз морозною зимой» |
1 |
15 |
Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка» |
1 |
16 |
«Зимние забавы» |
1 |
17 |
П.И Чайковский «Детский альбом» |
1 |
18 |
Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков» |
1 |
19 |
«Голосовые игры» |
1 |
20 |
П.И Чайковский «Болезнь куклы» |
1 |
21 |
П.И Чайковский «Новая кукла» |
1 |
22 |
Музыкальные портреты. «Три подружки» |
1 |
23 |
Разыграй песню «Антошка» |
1 |
24 |
Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга» |
1 |
25 |
«Голосовые игры» |
1 |
26 |
«Весенние забавы» |
1 |
27 |
П.И Чайковский «Песня жаворонка» |
1 |
28 |
«Голосовые игры» |
1 |
29 |
Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик» |
1 |
30 |
«Путешествие по музыкальной лесенке» |
1 |
31 |
Разыграй песню «Львёнок и черепаха» |
1 |
32 |
«Голосовые игры» |
1 |
33 |
«Здравствуй, лето!» |
1 |
Итого |
|
33ч |
2 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Певческое поле мира. Знакомство с голосовым аппаратом |
1 |
2 |
Дыхание. Артикуляция. Дикция. Атака звука |
1 |
3-4 |
Подготовка к празднику «День Учителя» |
2 |
5-6 |
Детские песни в нашей жизни. Песня «Осень». Пластическое интонирование |
2 |
7 |
«Голосовые игры» |
1 |
8-11 |
Подготовка к празднику «День Матери». Песни о маме |
4 |
12-15 |
Подготовка к празднику «Новый год». Песни о зиме. Пластическое интонирование |
4 |
16-17 |
Песни о «Рождестве Христовом» |
2 |
18 |
Слушание духовной музыки |
1 |
19 |
Разыграй песню о зиме |
1 |
20 |
Пластическое интонирование под песню «Выходили красны девицы » |
1 |
21-23 |
Подготовка к празднику «23 февраля», «8 Марта». Песни о папе, маме |
3 |
24 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
25 |
Пластическое интонирование знакомых песен |
1 |
26 |
«Весенние забавы». Календарь народных праздников. «Масленица» |
1 |
27 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
28-29 |
Песни к празднику «День Победы» |
2 |
30 |
Пластическое интонирование под музыку композиторов-классиков |
1 |
31-32 |
Песни из мультфильмов. Разыграй песню |
2 |
33-34 |
«Здравствуй, лето!». Песни летних календарных праздников |
2 |
Итого |
|
34ч |
3 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Певческое поле мира. Знакомство с голосовым аппаратом |
1 |
2 |
Дыхание. Артикуляция. Дикция. Атака звука |
1 |
3-4 |
Подготовка к празднику «День Учителя» |
2 |
5-6 |
Детские песни в нашей жизни. Песня «Осень». Пластическое интонирование |
2 |
7 |
«Голосовые игры» |
1 |
8-11 |
Подготовка к празднику «День Матери». Песни о маме |
4 |
12-15 |
Подготовка к празднику «Новый год». Песни о зиме. Пластическое интонирование |
4 |
16-17 |
Песни о «Рождестве Христовом» |
2 |
18 |
Слушание духовной музыки |
1 |
19 |
Разыграй песню о зиме |
1 |
20 |
Пластическое интонирование под песню «Выходили красны девицы » |
1 |
21-23 |
Подготовка к празднику «23 февраля», «8 Марта». Песни о папе, маме |
3 |
24 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
25 |
Пластическое интонирование знакомых песен |
1 |
26 |
«Весенние забавы». Календарь народных праздников. «Масленица» |
1 |
27 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
28-29 |
Песни к празднику «День Победы» |
2 |
30 |
Пластическое интонирование под музыку композиторов-классиков |
1 |
31-32 |
Песни из мультфильмов. Разыграй песню |
2 |
33-34 |
«Здравствуй, лето!». Песни летних календарных праздников |
2 |
Итого |
|
34ч |
4 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Певческое поле мира. Знакомство с голосовым аппаратом |
1 |
2 |
Дыхание. Артикуляция. Дикция. Атака звука |
1 |
3-4 |
Подготовка к празднику «День Учителя» |
2 |
5-6 |
Детские песни в нашей жизни. Песня «Осень». Пластическое интонирование |
2 |
7 |
«Голосовые игры» |
1 |
8-11 |
Подготовка к празднику «День Матери». Песни о маме |
4 |
12-15 |
Подготовка к празднику «Новый год». Песни о зиме. Пластическое интонирование |
4 |
16-17 |
Песни о «Рождестве Христовом» |
2 |
18 |
Слушание духовной музыки |
1 |
19 |
Разыграй песню о зиме |
1 |
20 |
Пластическое интонирование под песню «Выходили красны девицы » |
1 |
21-23 |
Подготовка к празднику «23 февраля», «8 Марта». Песни о папе, маме |
3 |
24 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
25 |
Пластическое интонирование знакомых песен |
1 |
26 |
«Весенние забавы». Календарь народных праздников. «Масленица» |
1 |
27 |
Слушание и анализ музыки композиторов-классиков |
1 |
28-29 |
Песни к празднику «День Победы» |
2 |
30 |
Пластическое интонирование под музыку композиторов-классиков |
1 |
31-32 |
Песни из мультфильмов. Разыграй песню |
2 |
33-34 |
«Здравствуй, лето!». Песни летних календарных праздников |
2 |
Итого |
|
34ч |
Итого за 4 года |
|
135ч |
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы:
Основными при реализации программы являются системно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы.
На музыкальных занятиях используются такие технологии, как:
- технология развития процессов восприятия;
- технологии развития певческой культуры;
- технологии детского музицирования;
- технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьсбережения;
- технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников;
-ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации;
- технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников;
- информационно-коммуникационные технологии.
Все эти технологии обеспечивают реализацию развивающих задач и способствуют формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных, информационных.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядно-слуховой;
- сравнения;
- анализа музыки;
- создание ситуации успеха;
- эмоционального воздействия;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- эмоционального воздействия;
- игры и драматизации и др.
Основными общедидактическими методами обучения вокальным навыкам являются:
- голосовой (демонстрация педагогом изучаемого материала);
- словесный (устное объяснение).
На этапе обобщения полученных знаний и рефлексии используются такие приемы обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Формы организации занятий могут быть разные. Они зависят от вида деятельности, темы, сложности, способности и возможности усвоения материала каждым ребенком:
- конкурсы (например, «Блестящая парочка», «Рыцарский турнир») предлагают массовую форму;
- концерты и праздники (например «Музыкальный подарок», «Литературная гостиная», «Ярмарка», «Масленица пришла», «Чудеса продолжаются» и др.) – массовая форма;
- «Сценическая культура», «Создание творческого образа» - групповую;
- «Певческая техника вокала» - групповую и индивидуальную.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям;
- фортепиано;
- столы со стульями для детей и педагога;
- компьютер или ноутбук;
- медиа проектор;
- СD диски с записями музыкальных произведений;
- демонстрационный экран;
- аудиоаппаратура;
- музыкальные инструменты (ложки, барабаны, трещетки, металлофон и др.);
- маски для обыгрывания песен и театральных постановок;
- Интернет-ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умение создавать комфортные условия для успешного развития личности учащегося;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности детей;
- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня
квалификации по специальности.
2.2. Формы аттестации, контроля
Процесс обучения предусматривает следующие виды аттестации и контроля:
- входной контроль – диагностика музыкальных способностей ребёнка проводится в начале учебного года (сентябрь);
- текущий контроль проводится для оценки степени и качества усвоения нового материала на каждом занятии в форме опроса, тестирования;
- промежуточная аттестация осуществляется при выступлении на календарных праздниках в течение учебного года, а так же при участии детей в городских, районных и областных мероприятиях;
- итоговая аттестация проводится после завершения всей программы обучения в конце каждого учебного года - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества (май).
2.3.Нормативно - правовое обеспечение программы
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция Российской Федерации.- М.: Приор, 2001.-32с.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
- Концепция дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41.
- Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17.06. 2015 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки России; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи №09-3242 от 18.11.2015 г.)
2.4. Перечень информационных ресурсов
Список литературы для педагогов:
1. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
2. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
3. Далецкий О. Н. «О пении»
4. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
5. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
6. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
7. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
8. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
9. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
10. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
11. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.
12. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
13. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
14. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
15. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
16. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
17. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
18. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
19. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
20. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
21. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
22. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
23. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
24. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
25. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
26. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
27. Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.
28. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.
29. Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
30. Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
Сборники:
1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.
3. «Детям нужен мир». М. 1982г.
4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
17. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986.–68 с.
20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М. Я. ,
23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
24. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с.
27. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
28. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с
29. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.