СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Принято»
на заседании педагогического совета протокол № 1_от
30.08.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Робототехника»
Возраст обучающихся: 10-14 лет Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: учитель информатики
Елкова Н.Л.
с. Екимовичи
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института), производителя конструктора «Базовый набор LEGO® Education SPIKE™ Prime набор 45678» компании LEGO System A/S, в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность программы Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.
Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.
Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.
Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.
Нормативно правовое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы на 2022-2023 учебный год.
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (с изменениями).
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 403-ФЗ.
3. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).
5. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)
6. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. 1726-р.
7. Федеральный проект Патриотического воспитания граждан Российской Федерации от
01.01.2021 г.
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196).
9. 06 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об Целевой модели развития региональных систем утверждении дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
11, Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
12. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11,12, 2006 №06-1844).
13. Устав СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель Программы: создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей Задачи Программы: Личностные
воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;
• воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой деятельности;
• формирование уважительного отношения к труду;
• развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей. метапредметные
• умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;
• умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, Интернет источники);
• умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания; умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля.
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
• точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• понимание основ физики и физических процессов взаимодействия элементов конструктора.
предметные
• познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime;
• научить самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные
• знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
• научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу,
• научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных роботов;
• уметь демонстрировать технические возможности роботов.
Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.
Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению.
Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой.
Программа рассчитана на мальчиков и девочек 10-14 лет, проявивших интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.
На обучение отводится 35 часов - 1 занятие в неделю по 1 часу (60 мин).
В течение года учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают
интеллектуальные и командные игры роботов.
Форма обучения очная.
Форма проведения занятий планируется как для всей группы (групповая) - для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и мелкогрупповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию. Методические материалы. Содержание Программы может быть скорректировано в зависимости от уровня подготовки учащихся. Некоторые темы взаимосвязаны с курсом «Программирование», изучаемым в школе и могут с одной стороны служить пропедевтикой, с другой стороны опираться на него. Например, передаточные отношения связаны с обыкновенными дробями, которые изучаются во второй половине 5 класса. В процессе обучения используются разнообразные методы обучения. Традиционные:
• объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
• репродуктивный метод;
• метод проблемного изложения;
• частично-поисковый (или эвристический) метод;
• исследовательский метод.
Современные:
• метод проектов:
• метод обучения в сотрудничестве;
• метод портфолио;
• метод взаимообучения.
В Программу включены содержательные линии:
• аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
• чтение - осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
• говорение - умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
• пропедевтика - круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
• творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 1 час, в соответствии с нормативными требованиями, с чередованием подвижных и малоподвижных видов деятельности.
Планируемые результаты.
В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности.
- личностные результаты:
• проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;
• проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности;
• проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
- метапредметные результаты:
• умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации;
• умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения;
• проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать;
• умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность;
• умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
- предметные результаты:
• знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики)
• знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач;
• умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом;
• владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime;
• понимает принципы устройства робота как кибернетической системы;
• умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания; • умеет демонстрировать технические возможности роботов.
Учащийся должен знать / понимать:
• влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
• область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
• основные источники информации;
• виды информации и способы её представления;
• основные информационные объекты и действия над ними;
• назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
• создавать и запускать программы для забавных механизмов, в рамках электронного конструктора LEGO Education SPIKE Prime;
• применять основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.
Формы контроля и аттестации:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащихся практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по робототехнике, представлении итоговой работы.
Способы проверки знаний учащихся: педагогическое наблюдение, опрос, зачет, практические занятия, викторины, беседы, анализ творческих работ, участие во внутри школьных турнирах/соревнованиях и других мероприятиях.
Способы определения результативности заключаются в следующем:
• работы учащихся будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике.
• фото и видео материалы по результатам работ учащихся будут размещаться на официальном сайте школы и в группе в социальных сетях.
• фото и видео материалы по результатам работ учащихся будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки учащихся, массовость и активность участия учащихся в мероприятиях данной направленности.
Контрольно-оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в процессе или по окончании ее изучения. Контроль – в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности обучающихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый педагогом) и внутренней обратной связи (самоконтроль обучающегося). Оценивание – процесс интерпретации полученных результатов.
Контрольно-оценочные материалы – это методические материалы, которые нормируют процедуры оценивания результатов обучения с целью установления их соответствия требованиям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Задачи, которые выполняют контрольно-оценочные материалы:
− установление фактического уровня предметных знаний (теоретического, терминологического, практического) и личностного развития обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе для дальнейшего проектирования индивидуального обучения и развития;
− повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самопознанию, самоанализу, умению планировать свою дальнейшую деятельность;
− принятие педагогических решений по коррекции учебно-воспитательного процесса.
Наименование оборудования |
Кол-во шт |
Моноблок с предустановленной операционной системой МФУ Магнитно-маркерная доска Стол преподавателя, кресло компьютерное Ноутбуки ученические Стол ученический, стул ученический Тележка для хранения ноутбуков Базовый набор LEGO Education SPIKE Prime по робототехнике ( с 10 лет) Ресурсный набор LEGO Education SPIKE Prime по робототехнике (с 10 лет) Базовый набор LEGO Education SPIKE Start по робототехнике (с 6 лет) Базовый и Ресурсный набор по робототехнике (с 10 лет) Веб-камера и штатив Стеллаж для хранения Набор полей для соревнования роботов Стенд магнитно-маркерный Фотофон белый, Фотофон зеленый Система установки фона Зеркальная фотокамера Отражатель круглый Цветной принтер для печати фотографий Интерактивный мобильный кульман Фон хромакей-трансформер Набор ПИКТОМИР Планшет Микрофон для интервью Интерактивный комплект |
1 1 1 2/2 10 5/10 1 5 5 5 5/5 1/1 4 2 1 1/1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Информационное обеспечение:
• -Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники.
• Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация: образовательная программа, дидактические материалы).
• Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
Опрос |
2. |
Основы конструирования |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
3. |
Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime |
6 |
1 |
5 |
Зачет |
4. |
Основы управления роботом |
5 |
1 |
4 |
Практическое задание, состязания роботов |
5. |
Состязания роботов. Игры роботов. |
10 |
3 |
7 |
Практическое задание, турнир |
6. |
Творческие проекты |
6 |
1 |
5 |
Практическое задание, состязания роботов |
7. |
Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ |
3 |
1 |
2 |
Викторина на знание ПДД Беседы, зачет |
8. |
Внутри школьный турнир/соревнование |
1 |
|
1 |
Зачет |
9. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Итоговая аттестация |
|
Итого |
35 |
9 |
26 |
|
1. Вводное занятие:
Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ.
2. Основы конструирования
Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей.
Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести.
Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения.
3. Введение в робототехнику
Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.
Практика: Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Кегельринг
4. Основы управления роботом
Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями.
Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик
5. Состязания роботов. Игры роботов.
Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы).
Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы».
Управляемый футбол роботов. Теннис роботов
Теория: Использование микроконтроллера Smart hub.
Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Сумо. Перетягивание каната.
Кегельринг. Следование по линии. Слалом. Лабиринт) Регулярные поездки.
6. Творческие проекты
Теория: Одиночные и групповые проекты.
Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека. Роботы-артисты
7. Безопасное поведение на дорогах.
Теория: Беседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств.
Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Мы спешим в школу», «Веселый пешеход»).
ОБЖ. Темы бесед.
1. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
2. Профилактика ДДТП
3. Поведение во время пожара.
4. О терроризме
5. Поведение на водоеме.
Инструктаж по ТБ.
Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере.
Практика: Зачёт по прослушанному материалу.
Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация
изготовленных конструкций.
Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.
№ п/п |
Дата |
Время |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема |
Место проведения |
Форма контроля\ аттестации |
Вводное занятие |
|||||||
1 |
01.09 |
15.20-16.20 |
Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора |
1 |
Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы. |
Каб.32 |
Ответы на вопросы во время беседы. Зачет по ТБ |
|
Основы конструирования |
||||||
2 |
08.09 |
15.20-16.20 |
Беседа, видеоролики, демонстрация проекта |
1 |
Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта. |
Каб.32 |
Индивидуальный, фронтальный опрос |
3 |
15.09 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП |
1 |
Ознакомление с визуальной средой программирования Scratch. Интерфейс. Основные блоки. |
Каб.32 |
Индивидуальный, фронтальный опрос |
Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime |
|||||||
4 |
22.09 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация модуля EV3 |
1 |
Обзор модуля Smart hub. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты. |
Каб.32 |
Практическая работа |
5 |
29.09 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация сервомоторов EV3 |
1 |
Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы. |
Каб.32 |
Индивидуальный, фронтальный опрос |
6 |
06.10 |
15.20-16.20 |
Беседа, Демонстрация конструктора |
1 |
Сборка модели робота по инструкции. |
Каб.32 |
Практическая работа |
7 |
13.10 |
15.20-16.20 |
Беседа, Демонстрация датчика |
1 |
Обзор датчика касания. Устройство, режимы работы. |
Каб.32 |
Практическая работа |
|
Основы управления роботом |
|
|
||||
8 |
20.10 |
15.20-16.20 |
Беседа, Демонстрация датчика |
1 |
Обзор гироскопического датчика. Устройство, режимы работы. |
Каб.32 |
Практическая работа |
9 |
27.10 |
15.20-16.20 |
Беседа, Демонстрация датчика |
1 |
Обзор датчика света. Устройство, режимы работы |
Каб.32 |
Практическая работа |
10 |
03.11 |
15.20-16.20 |
Беседа, Демонстрация датчика |
1 |
Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы. Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов" |
Каб.32 |
Проверочная работа |
11 |
10.11 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Движения по прямой траектории. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
12 |
17.11 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Точные повороты. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаем ые действия |
|
Состязания роботов. Игры роботов. |
|
|
||||
13 |
24.11 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
14 |
01.12 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Игра "Весёлые старты". Зачет времени и количества ошибок |
Каб.32 |
Соревнование роботов |
15 |
08.12 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
14
16 |
15.12 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Решение задач на движение с использованием датчика касания. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
17 |
22.12 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Решение задач на движение с использованием датчика света. Изучение влияния цвета на освещенность |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
18 |
19.01 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Решение задач на движение с использованием гироскопического датчика. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
19 |
26.01 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Решение задач на движение с использованием ультразвукового датчика расстояния. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
20 |
02.02 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация робота |
1 |
Программирование с помощью интерфейса модуля. Контрольный проект на тему: "Разработка сценария движения с использованием нескольких датчиков". |
Каб.32
|
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
21 |
09.02 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация |
1 |
Битва роботов |
Каб.32 |
Соревнования роботов |
22 |
16.02 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП, робота |
1 |
Многозадачность. Понятие параллельного программирования. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
23 |
02.03 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП, робота |
1 |
Оператор цикла. Условия выхода их цикла. Прерывание цикла. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
Творческие проекты |
|||||||
24 |
16.03 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП, робота |
1 |
Оператор выбора (переключатель). Условия выбора. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
25 |
23.03 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП, робота |
1 |
Многопозиционный переключатель. Условия выбора. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
26 |
30.03 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП, робота |
1 |
Многопозиционный переключатель. Условия выбора. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
27 |
06.04 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП, робота |
1 |
Многопозиционный переключатель. Условия выбора. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
28 |
13.04 |
15.20-16.20 |
Беседа, демонстрация СП, робота |
1 |
Динамическое управление |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
29 |
20.04 |
15.20-16.20 |
Беседа |
1 |
Битва роботов |
Каб.32 |
Соревнование роботов |
30 |
27.04 |
15.20-16.20 |
Беседа, видеоролики |
1 |
Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
31 |
04.05 |
15.20-16.20 |
Беседа, видеоролики |
1 |
Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Творческие задания |
32 |
|
15.20-16.20 |
Беседа, видеоролики |
1 |
Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
33 |
11.05 |
15.20-16.20 |
Беседа, видеоролики |
1 |
Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер. |
Каб.32 |
Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия |
34 |
18.05 |
15.20-16.20 |
Беседа |
1 |
Планирование творческих проектов учащихся. Разбор различных готовых проектов. Программирование и испытание собственной модели робота. |
Каб.32 |
Практическая работа |
35 |
25.05 |
15.20-16.20 |
Беседа |
1 |
Подготовка докладов, презентаций, стендовых материалов для итоговой конференции. |
Каб.32 |
Практическая работа |
|
Итоговое занятие |
|
|||||
36 |
31.05 |
15.20-16.20 |
Конференция |
1 |
Защита проекта «Мой собственный уникальный робот» |
Каб.32 |
Выступление с защитой собственного проекта |
Список использованной литературы. I. Литература для педагога.
1. Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос, 2018.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017г.
3. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение, 2016.
4. Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского
института). 2019г.
5. Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г.
II. Специальная литература.
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.
2. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3,
Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», 2016. -300с.
3. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс].
4. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks
5. Программы для робота [Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2
Интернет-ресурс:
1. http://www.mindstorms.su
2. https://education.lego.com/ru-ru
3. http://robototechnika.ucoz.ru
4. http://www.nxtprograms.com/projects1.html
5. http://www.prorobot.ru/lego.php
6. https://education.lego.com/ru-ru/lessons?pagesize=24
7. https://robot-help.ru/lessons/lesson-1.html
8. http://www.prorobot.ru
1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.
2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018
3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017.
Ресурсы сети Internet по профилю
1. Russian software developer network // Русское сообщество разработчиков программного обеспечения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nnxt.blogspot.ru/
2. Каталог программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legoengineering.com/category/support/building-instructions/, http://nnxt.bl ogspot.ru/search/label/
3. RoboLab developer network // Сообщество разработчиков RoboLab [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legoengineering.com/
4. Сообщество разработчиков ТРИК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.trikset.com/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.