Программа дополнительного образования "Шахматы"
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования "Шахматы"

Оценка 4.8
Документация
docx
преподавание
1 кл—11 кл
28.04.2020
Программа дополнительного образования "Шахматы"
Программа дополнительного образования "Шахматы"
программа шахматы Калитино.docx

Муниципальное  образовательное учреждение

 «Калитинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая  программа

общеинтелектуальнной направленности

«Шахматы- школе»

 

                   

Срок реализации образовательной  программы: 3 года

 

 

 

                                                                        

Составила:

Иванова Елена Анатольевна

педагог доп.образования

                                              

 

 

 

                      

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калитино 2019 г.

 

Пояснительная записка

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеразвивающая программа общеинтелектуальнной направленности «Шахматы- школе» разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы Шахматы- школе»   были использованы:

сборники образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству культурологической и художественно-эстетической направленностей («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки», Москва, 1987 г.);

- опора на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».

Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Обучающие:

-  познакомить  с историей шахмат;

-  обучить правилам игры;

-  дать учащимся теоретические знания по шахматной игре,  познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

-  развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

-   способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и  к сопернику;

-   сформировать навыки запоминания;

- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

 - привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

- прививать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Здоровьесберегающие:

- обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления;

- способствовать созданию необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни. 

    В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Предметные компетенции обучающихся:

1.Техническая,  формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

- в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

- в проведении педагогом инструктажей;

- в применении индивидуальных форм работы;

- в корректировке игры;

- в рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции  являются:

-  педагогическое наблюдение;

- учет результативности участия обучаемых в районных, областных и межрегиональных соревнованиях.

 

2.Интеллектуальная,  формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

- осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

- изучении специализированной литературы;

- просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

 

Компетентностный подход выражен:

- в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

- в проведении бесед;

- в применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами  отслеживания роста предметной компетенции  являются:

- оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

 - определение уровня эрудиции обучаемых.

       Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет общеинтелектуальнной направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся  среднего и старшего  школьного возраста (7-18 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 1 год. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

       Недельная нагрузка 1 час (34 часа в год) – 1 год обучения Занятия проводятся  1 раз в неделю. Учебная группа состоит из 15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, находчивость, сосредоточенность, благородство.

        Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

      Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; 

-  актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.  

Показателями эффективного функционирования  шахматного объединения служат:

-  наличие единого контингента воспитанников;

-  взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;

-  единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности,  доступности, увлекательности, результативности;

- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

- обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;

- определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста

- система оценок достижений обучающихся.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей от 7 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, но по справке от врача. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 20 человек.

Сроки реализации программы 

Программа рассчитана на один год обучения, 34 часа.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом). При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часа с перерывом 10 минут. 
Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.

Планируемые результаты после 1-го года обучения: 

  1. Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах). 
  2. Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества обучающихся. 
  3. Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти. 
  4. Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма). 
  5. Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка. 

Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным дисциплинам, особенно математического цикла. 


Формы подведения итогов реализации программы

Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.
Формами промежуточного и итогового контроля являются конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные турниры, квалификационные и командные соревнования. 

Учебно-тематический план 

1 год обучения 

(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)

 

№ п/п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

 

 

Всего

Теория

Практика

 

1.Правила игры.

6

6

0

1.1.

Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры.

1

1

0

1.2.

Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. 

1

1

0

1.3.

Шахматная нотация. Запись партии. 

1

1

0

1.4.

Пат. Ничья. 

1

1

0

1.5.

Рокировка. 

1

1

0

1.6.

Превращение пешки. Взятие на проходе. 

1

1

0

 

2.Как научиться играть в шахматы.

4

4

0

2.1.

Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль. 

1

1

0

2.2.

Как изучать миттельшпиль

1

1

0

2.3.

Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.

1

1

0

2.4.

Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. 

1

1

0

 

3.Особенности фигур.

4

2

2

3.1.

Ладья. Слон. Конь. 

2

1

1

3.2.

Ферзь. Король. Пешка.

2

1

1

 

4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте.

10

6

4

4.1.

Особенности шахматной борьбы. 

1

1

0

4.2.

«Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. 

1

1

0

4.3.

Оценка позиции. 

1

1

0

4.4.

Вечный шах.

1

1

0

4.5.

Как правильно предлагать ничью.

1

1

0

4.6.

Шахматные часы. Контроль. Цейтнот.

1

1

0

4.7.

Как заканчивается шахматная партия.

 

1

0

0

1

4.8.

Шахматные разряды и звания.

1

0

1

4.9.

Задачи и этюды.

1

0

1

4.10.

Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью.

1

0

1

 

5.Как разыгрывать дебют.

6

6

0

5.1.

Основные цели дебюта. 

1

1

0

5.2.

Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. 

1

1

0

5.3.

Дебют четырёх коней. 

1

1

0

5.4.

Защита двух коней. 

1

1

0

5.5.

Шотландская партия.

1

1

0

5.6.

Испанская партия.

1

1

0

 

6.Турниры. Подведение итогов обучения.

4

1

3

6.1.

Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) 

3

0

3

6.2.

Подведение итогов обучения 

1

1

0

 

ИТОГО:

34

 

 

 

Содержание
1. Правила игры

Теория.  История возникновения шахмат.  Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур.  Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактические задания и игры. 
2. Как научиться играть в шахматы

Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.

Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика. 
3.Особенности фигур

Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.

Практика: Игровая практика

4.Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте

Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели.

Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика. 
5.Как разыгрывать дебют

Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская партия. Французская защита. Защита Каро-Канн. Сицилианская защита. Ферзевый гамбит. Защита Нимцовича. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.

Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких фигур. Игровая практика. 
6.Турниры. Подведение итогов обучения

Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий. Подведение итогов обучения.

Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный турнир. Викторина.

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение занятий (первый год обучения)

 

п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

(беседа, игра, рассказ,  сеанс одновременной игры, шахматная викторина, уроки,

 групповые занятия,  индивидуальные занятия, игровая деятельность,

конкурсы, решения, турнирная практика, разбор партий, работа с компьютером)

 

Приёмы и методы организации образовательного процесса

(метод упражнения,

объяснительно-иллюстративные методы обучения, репродуктивные методы обучения, исследовательские методы обучения, частично-поисковые методы обучения.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий (таблицы, схемы, плакаты, фотографии, специальная литература, компьютерные программы, и т.д.)

Формы подведения итогов  (опрос,  выставка, конкурс, олимпиада, соревнование,

шахматный турнир, самоанализ,

педагогическое наблюдение, контрольное занятие, тестирование, анкетирование, зачет

 

1

2

3

4

5

6

1

Правила игры

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения.

шахматные доски, шахматная литература

опрос,

педагогическое наблюдение

2

Как научиться играть в шахматы

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения.

шахматные доски, шахматная литература

опрос,

педагогическое наблюдение

3

Особенности фигур

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения.

шахматные доски, шахматная литература

опрос,

педагогическое наблюдение

4

Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения.

шахматные доски, шахматная литература

опрос,

педагогическое наблюдение

5

Как разыгрывать дебют

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения.

шахматные доски, шахматная литература

опрос,

самоанализ

6

Различные виды преимущества

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения

шахматные доски, шахматная литература

опрос, тестирование

7

Пешечные окончания

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения

шахматные доски, шахматная литература

опрос,

педагогическое наблюдение

8

Фигура против пешки

беседа, рассказ, игра, групповое занятие

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения

шахматные доски, шахматная литература

опрос,

педагогическое наблюдение

9

Решение шахматных задач. Мат в один ход

беседа, рассказ, игра, групповое занятие, разбор партий

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения

шахматные доски, шахматная литература, компьютерные программы

опрос,

самоанализ,

анкетирование

10

Турниры. Подведение итогов обучения

турнирная практика, разбор партий, групповое занятие, сеанс одновременной игры

метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения

шахматные доски, шахматная литература, шахматные часы

шахматный турнир, контрольное занятие, зачет

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На занятиях используются:

- шахматные часы – 2 штуки;

- таблицы к различным турнирам;

- раздаточные материалы для тренинга;

- вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

- словарь шахматных терминов;

- комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.

 

                      ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

№п/п

Контролируемые знания и умения

Формы и приемы работы

Сроки проведения

 

 

Первый год обучения

 

 

1

Правила игры           

 

опрос

сентябрь

2

Как научиться играть в шахматы

опрос, анализ

октябрь

3

Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте

анкетирование

ноябрь

4

Как разыгрывать дебют

педагогическое наблюдение

декабрь

5

Различные виды преимущества

методический анализ

январь

6

Пешечные окончания

самостоятельная работа           

февраль

7

Фигура против пешки

игровые упражнения  

март

8

Решение шахматных задач

разбор классических партий           

апрель

9

Мат в один ход        

разбор специально подобранных позиций        

май

 

 

ЕЖЕГОДНЫЙ ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ

 

№п/п

Соревнования, турниры

Сроки проведения

1

Областные соревнования. Личное первенство

сентябрь

2

Шахматный турнир (командное первенство) ДДТ.

октябрь

3

Районные соревнования по шахматам.    

ноябрь

4

Внутри групповое первенство

февраль

5

Шахматный турнир (личное первенство) ДДТ.

март

7

Межрегиональный шахматный турнир имени

август

 

Список литературы: 
Для  детей: 

  1. Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. – М.: Издательство «Тера спорт», 2000. 
  2. Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство [Текст] / Ю.Авербах, М.Бейлин. – М.: «Физкультура и спорт», 1998. 
  3. Блох, М.В. Учебник шахмат [Текст] / М.В.Блох.- М.: «Ассоциация учителей физики», 1997. 
  4. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая школа», 1984. 
  5. Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы [Текст] / Учебное пособие А.Я.Габбазова. -. Ульяновск: Издательство «УлГТУ», 2002. 
  6. Гершунский, Б.С., Косьев, А.Н. Шахматы – школе [Текст] / Б.С.Гершунский, А.Н.Косьев. - М.: «Педагогика», 1991. 
  7. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002. 
  8. Губницкий, С.Б., Хануков, М.Г., Шедей, С.А. Полный шахматный курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков [Текст] / С.Б. Губницкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей.- Харьков: «АСТ», 1999.
  9. Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991. 
  10. Костоев, А.Н. Учителю о шахматах [Текст] / Пособие для учителя/ А.Н.Костоев. - М.: «Просвещение», 1986. 
  11. Майзелис, И., Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург: «Респекс», 1960. 
  12. Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997. 
  13. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004. 
  14. Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002. 
  15. Хенкин, В., Шахматы для начинающих [Текст] / М.: В.Хенкин. – «Астрель АСТ», 2002. 
  16. Юдович, М. Занимательные шахматы [Текст] / М.Юдович. - М.: «Физкультура и спорт», 1976. 

Для педагогов: 

1.      Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000. 

2.      Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000. 

3.      Арчаков, В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды [Текст]/ Киев: Издательство «Радяньска школа», 1985. 

4.      Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский, А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003. 

5.      Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: «Russian chess house», 2005. 

  1. Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005. 
  2. Болеславский, М., Болеславский, Л. 1000 вопросов шахматиста [Текст] / М.Болеславский, Л.Болеславский. - М.: «Астрель», 2003. 

8.      Бондаревский, И.З. Комбинации в миттельшпиле [Текст]/ И.З.Бондаревсикй. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2001. 

  1. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая школа», 1984. 

10.  Ботвинник, М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда [Текст] / М.М.Ботвиник, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1979. 

11.  Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. - Николаев: Издательство «Атолл», 2003. 

12.  Глазков, И.Б., Эстрин Я.Б. Королевский гамбит [Текст] / И.Б.Глазков, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1988. 

  1. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –Днепропетровск: «Cir», 2002. 

14.  Гуфельд, Э. Староиндийская длиною в жизнь (Искусство шахмат) [Текст] / Э.Гуфельд. - М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2002. 

15.  Гуфельд, Э. Стецко О. Минимальное преимущество. М.,РИПОЛ классик,2003. 

16.  Гуфельд, Э., Стецко О. Сицилийская защита. Вариант дракона[Текст] / Э.Гуфельд, О.Стецко. - М.: Издательсто «Астрель АСТ», 2003. 

17.  Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад [Текст] / М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры». Выпуск 1 (1) .М.: 2000. 

  1. Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991. 

19.  Завьялов, А. Дебютные ловушки и новинки 444+1[Текст] / А.Завьялов. - М.: Издательство «МДЦ Оригами», 2000. 

  1. Завьялов, А. Дебютные ловушки новинки 444+1 [Текст] / Альманах / А.Завьялов. - М.: Издательство «Ревизия шахмат». Выпуск 12, 2000. 

21.  Каленов, А. Фронтальная фигуральная атака на хорошую рокировку [Текст] / А.Каленов. - Серия «Атака», Выпуск 1.(3) М.: 2001. 

  1. Калиниченко, Н. Дебютный репертуар атакующего шахматиста [Текст] / Н.Калиниченко. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005. 

23.  Карпов, А. Учитель играть защиту [Текст] / А.Карпов. - М.: Серия Шахматный университет «КАРО- КАНН. Джеймс», 1999. 

  1. Карпов, А., Гик, Е. Все о шахматах [Текст] / А.Карпов, Е.Гик. - М.: Издательство «ТД Гранд», 2005. 
  2. Карпов, А., Мацукевич, Б. Оценка позиций и план [Текст] / А.Карпов, Б.Мацукевич. - Можайск: Издательство «Джеймс», 1999. 

26.  Кобленц, А. Уроки шахматной стратегии [Текст] / А.Кобленц. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1983. 

27.  Костров, В., Белявский Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 3. Шахматные комбинации [Текст]/ В.Костров., Б.Белявский. - С.-Петербург: «Литера», 2001. 

28.  Костров, В., Белявский, Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 1.Связка. Двойной удар [Текст] / В.Костров, Б.Белявский. - С.-Петербург: Издательство «Литера», 2001. 

  1. Майзелис, И. Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург: «Респекс», 1960. 
  2. Мацукевич, А. Короткие шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А.Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002. 

31.  Мацукевич, А. Короткие Шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А.Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002. 

32.  Нейштадт, Я. Шахматный практикум- 2 [Текст] / Я.Нейштадт. - Харьков: Издательство «Фолио», 1998. 

  1. Нейштадт, Я.И. Дебютные ошибки и поучительные комбинации [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Тера-спорт», 2003. 

34.  Нейштадт, Я.И. Дебютные ошибки и поучительные комбинации [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Терра- спорт», 2003. 

  1. Нейштадт, Я.И. Шахматный университет Пауля Нереса [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1982. 

36.  Нейштадт, Я.И. Шахматный университет Пауля Нереса [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1982. 

37.  Несис, Г., Халифман, А. Тактика во французской защите [Текст] / Г.Несис, А.Халифман. - Харьков,: Издательство «Факт», 2000. 

38.  Нимцович, А. Моя система [Текст] / А.Нимцович. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1974. 

39.  Оснос, В.В. Дебют Рети [Текст] / В.В.Оснос. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1990. 

40.  Пак, В.Н. Истории матчей на звание чемпиона мира по шахматам [Текст] / В.Н.Пак. - М.: Издательство «АСТ – Сталкер», 2005. 

  1. Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997. 
  2. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004. 
  3. Программа подготовки шахматистов разрядников П- 1 разряд. М., Серия Шахматный университет, «Russian chess house» ,2005. 

44.  Программа подготовки шахматистов разрядников. П – 1 разряд [Текст] / М.: Серия Шахматный университет, «Russian chess house», 2005. 

  1. Ройзман, А.Я. Шахматные миниатюры 400 комбинационных партий [Текст] / А.Я.Ройзман. - Минск: Издательство «Полымя», 1978. 

46.  Свешников, Е. Выигрывайте против французской защиты [Текст] / Е.Свешников. - Серия шахматный университет, «Russian chess house», 2005. 

  1. Славин, И.Л. Учебник- задачник шахмат [Текст] / И.Л.Славин. - Архангельск, 2002. 

48.  Стецко, О. Французская защита. Классическая система. М., Астрель АСТ,2004. 

49.  Суэтин, А.С. Как играть дебют [Текст]/ А.С.Суэтин. - Ростов на дону: Издательство «Феникс», 2003. 

50.  Суэтин, А.С. Ступени к мастерству в шахматах [Текст] / А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Новина», 1998. 

51.  Суэтин, А.С. Школа дебюта[Текст]/ А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Терра – Спорт», 2001. 

  1. Хенкие, В,. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2002. 

53.  Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ»,  

54.  Черняк, В. 1000 самых известных шахматных партий [Текст]/ В.Черняк. - М.: Издательство «Астрель АСТ», 2002. 

  1. Эстрин, Я.Б. , Калиниченко, Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс [Текст] / Я.Б.Эстрин, Н.М.Калиниченко. - М.: Издательство «ФАИР – ПРЕСС», 2003. 

56.  Яковлев, Н.Г. Найди лучший план. С.- Петербург,2005. 

57.  Яковлев, Н.Г. Штурм королевских бастионов [Текст] / Н.Г.Яковлев. - С.-Петербург: 1997. 


 

Муниципальное образовательное учреждение «Калитинская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение «Калитинская основная общеобразовательная школа»

Пояснительная записка I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности

Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат: - наличие единого контингента воспитанников; - взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности; - единый образовательный процесс,…

Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат: - наличие единого контингента воспитанников; - взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности; - единый образовательный процесс,…

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации программы

Как заканчивается шахматная партия

Как заканчивается шахматная партия

Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе

Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе

Особенности фигур беседа, рассказ, игра, групповое занятие метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения

Особенности фигур беседа, рассказ, игра, групповое занятие метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения

Турниры. Подведение итогов обучения турнирная практика, разбор партий, групповое занятие, сеанс одновременной игры метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения шахматные доски, шахматная литература,…

Турниры. Подведение итогов обучения турнирная практика, разбор партий, групповое занятие, сеанс одновременной игры метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения шахматные доски, шахматная литература,…

Межрегиональный шахматный турнир имени август

Межрегиональный шахматный турнир имени август

Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников 1 разряд –

Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников 1 разряд –

Мацукевич, А. Короткие Шахматы

Мацукевич, А. Короткие Шахматы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020