Муниципальное образовательное учреждение
«Калитинская основная общеобразовательная школа»
Дополнительная общеразвивающая программа
общеинтелектуальнной направленности
«Шахматы- школе»
Срок реализации образовательной программы: 3 года
Составила:
Иванова Елена Анатольевна
педагог доп.образования
Калитино 2019 г.
Пояснительная записка
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа общеинтелектуальнной направленности «Шахматы- школе» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
При разработке дополнительной общеразвивающей программы Шахматы- школе» были использованы:
- сборники образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству культурологической и художественно-эстетической направленностей («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки», Москва, 1987 г.);
- опора на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети».
Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
- сформировать навыки запоминания;
- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Здоровьесберегающие:
- обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления;
- способствовать созданию необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
1.Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;
- в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
- в проведении педагогом инструктажей;
- в применении индивидуальных форм работы;
- в корректировке игры;
- в рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- педагогическое наблюдение;
- учет результативности участия обучаемых в районных, областных и межрегиональных соревнованиях.
2.Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
- осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
- изучении специализированной литературы;
- просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
- в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
- в проведении бесед;
- в применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
- оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
- определение уровня эрудиции обучаемых.
Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет общеинтелектуальнной направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся среднего и старшего школьного возраста (7-18 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 1 год. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
Недельная нагрузка 1 час (34 часа в год) – 1 год обучения Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебная группа состоит из 15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
- наличие единого контингента воспитанников;
- взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
- единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
- обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
- определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
- система оценок достижений обучающихся.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей от 7 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, но по справке от врача. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 20 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения, 34 часа.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.
К
практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители
(при условии предварительного консультирования с педагогом). При определении
режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1
часа с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.
Планируемые результаты после 1-го года обучения:
Объективно независимый показатель планируемых
результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более
высокую планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным
дисциплинам, особенно математического цикла.
Формы подведения итогов реализации программы
Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в
виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль
осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания. По
мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы
одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.
Формами промежуточного и итогового контроля
являются конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций,
шахматные турниры, квалификационные и командные соревнования.
Учебно-тематический план
1 год обучения
(ознакомительный и подготовительный этапы
обучения)
№ п/п |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ |
Количество часов |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
|
1.Правила игры. |
6 |
6 |
0 |
1.1. |
Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. |
1 |
1 |
0 |
1.2. |
Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. |
1 |
1 |
0 |
1.3. |
Шахматная нотация. Запись партии. |
1 |
1 |
0 |
1.4. |
Пат. Ничья. |
1 |
1 |
0 |
1.5. |
Рокировка. |
1 |
1 |
0 |
1.6. |
Превращение пешки. Взятие на проходе. |
1 |
1 |
0 |
|
2.Как научиться играть в шахматы. |
4 |
4 |
0 |
2.1. |
Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль. |
1 |
1 |
0 |
2.2. |
Как изучать миттельшпиль |
1 |
1 |
0 |
2.3. |
Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. |
1 |
1 |
0 |
2.4. |
Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. |
1 |
1 |
0 |
|
3.Особенности фигур. |
4 |
2 |
2 |
3.1. |
Ладья. Слон. Конь. |
2 |
1 |
1 |
3.2. |
Ферзь. Король. Пешка. |
2 |
1 |
1 |
|
4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте. |
10 |
6 |
4 |
4.1. |
Особенности шахматной борьбы. |
1 |
1 |
0 |
4.2. |
«Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. |
1 |
1 |
0 |
4.3. |
Оценка позиции. |
1 |
1 |
0 |
4.4. |
Вечный шах. |
1 |
1 |
0 |
4.5. |
Как правильно предлагать ничью. |
1 |
1 |
0 |
4.6. |
Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. |
1 |
1 |
0 |
4.7. |
Как заканчивается шахматная партия.
|
1 |
0 |
0 1 |
4.8. |
Шахматные разряды и звания. |
1 |
0 |
1 |
4.9. |
Задачи и этюды. |
1 |
0 |
1 |
4.10. |
Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. |
1 |
0 |
1 |
|
5.Как разыгрывать дебют. |
6 |
6 |
0 |
5.1. |
Основные цели дебюта. |
1 |
1 |
0 |
5.2. |
Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. |
1 |
1 |
0 |
5.3. |
Дебют четырёх коней. |
1 |
1 |
0 |
5.4. |
Защита двух коней. |
1 |
1 |
0 |
5.5. |
Шотландская партия. |
1 |
1 |
0 |
5.6. |
Испанская партия. |
1 |
1 |
0 |
|
6.Турниры. Подведение итогов обучения. |
4 |
1 |
3 |
6.1. |
Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) |
3 |
0 |
3 |
6.2. |
Подведение итогов обучения |
1 |
1 |
0 |
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
Содержание
1. Правила игры
Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур.
Дидактические задания и игры.
2. Как научиться играть в шахматы
Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.
Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных
задач на мат в один ход. Игровая практика.
3.Особенности фигур
Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.
Практика: Игровая практика
4.Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте
Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели.
Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика.
5.Как разыгрывать дебют
Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская партия. Французская защита. Защита Каро-Канн. Сицилианская защита. Ферзевый гамбит. Защита Нимцовича. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.
Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких
фигур. Игровая практика.
6.Турниры. Подведение итогов обучения
Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий. Подведение итогов обучения.
Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный турнир. Викторина.
Методическое обеспечение занятий (первый год обучения)
№ п/п |
Раздел или тема программы |
Формы занятий (беседа, игра, рассказ, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, уроки, групповые занятия, индивидуальные занятия, игровая деятельность, конкурсы, решения, турнирная практика, разбор партий, работа с компьютером)
|
Приёмы и методы организации образовательного процесса (метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, репродуктивные методы обучения, исследовательские методы обучения, частично-поисковые методы обучения. |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий (таблицы, схемы, плакаты, фотографии, специальная литература, компьютерные программы, и т.д.) |
Формы подведения итогов (опрос, выставка, конкурс, олимпиада, соревнование, шахматный турнир, самоанализ, педагогическое наблюдение, контрольное занятие, тестирование, анкетирование, зачет
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Правила игры |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения. |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, педагогическое наблюдение |
2 |
Как научиться играть в шахматы |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения. |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, педагогическое наблюдение |
3 |
Особенности фигур |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения. |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, педагогическое наблюдение |
4 |
Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения. |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, педагогическое наблюдение |
5 |
Как разыгрывать дебют |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, частично-поисковые методы обучения. |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, самоанализ |
6 |
Различные виды преимущества |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, тестирование |
7 |
Пешечные окончания |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, педагогическое наблюдение |
8 |
Фигура против пешки |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения |
шахматные доски, шахматная литература |
опрос, педагогическое наблюдение |
9 |
Решение шахматных задач. Мат в один ход |
беседа, рассказ, игра, групповое занятие, разбор партий |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения |
шахматные доски, шахматная литература, компьютерные программы |
опрос, самоанализ, анкетирование |
10 |
Турниры. Подведение итогов обучения |
турнирная практика, разбор партий, групповое занятие, сеанс одновременной игры |
метод упражнения, объяснительно-иллюстративные методы обучения, исследовательские методы обучения |
шахматные доски, шахматная литература, шахматные часы |
шахматный турнир, контрольное занятие, зачет |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На занятиях используются:
- шахматные часы – 2 штуки;
- таблицы к различным турнирам;
- раздаточные материалы для тренинга;
- вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
- словарь шахматных терминов;
- комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№п/п |
Контролируемые знания и умения |
Формы и приемы работы |
Сроки проведения
|
|
Первый год обучения |
|
|
1 |
Правила игры
|
опрос |
сентябрь |
2 |
Как научиться играть в шахматы |
опрос, анализ |
октябрь |
3 |
Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте |
анкетирование |
ноябрь |
4 |
Как разыгрывать дебют |
педагогическое наблюдение |
декабрь |
5 |
Различные виды преимущества |
методический анализ |
январь |
6 |
Пешечные окончания |
самостоятельная работа |
февраль |
7 |
Фигура против пешки |
игровые упражнения |
март |
8 |
Решение шахматных задач |
разбор классических партий |
апрель |
9 |
Мат в один ход |
разбор специально подобранных позиций |
май |
ЕЖЕГОДНЫЙ ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ
№п/п |
Соревнования, турниры |
Сроки проведения |
1 |
Областные соревнования. Личное первенство |
сентябрь |
2 |
Шахматный турнир (командное первенство) ДДТ. |
октябрь |
3 |
Районные соревнования по шахматам. |
ноябрь |
4 |
Внутри групповое первенство |
февраль |
5 |
Шахматный турнир (личное первенство) ДДТ. |
март |
7 |
Межрегиональный шахматный турнир имени |
август |
Список
литературы:
Для детей:
Для педагогов:
1. Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000.
2. Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000.
3. Арчаков, В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды [Текст]/ Киев: Издательство «Радяньска школа», 1985.
4. Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский, А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003.
5. Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов разрядников 1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: «Russian chess house», 2005.
8. Бондаревский, И.З. Комбинации в миттельшпиле [Текст]/ И.З.Бондаревсикй. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2001.
10. Ботвинник, М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда [Текст] / М.М.Ботвиник, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1979.
11. Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. - Николаев: Издательство «Атолл», 2003.
12. Глазков, И.Б., Эстрин Я.Б. Королевский гамбит [Текст] / И.Б.Глазков, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1988.
14. Гуфельд, Э. Староиндийская длиною в жизнь (Искусство шахмат) [Текст] / Э.Гуфельд. - М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2002.
15. Гуфельд, Э. Стецко О. Минимальное преимущество. М.,РИПОЛ классик,2003.
16. Гуфельд, Э., Стецко О. Сицилийская защита. Вариант дракона[Текст] / Э.Гуфельд, О.Стецко. - М.: Издательсто «Астрель АСТ», 2003.
17. Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад [Текст] / М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры». Выпуск 1 (1) .М.: 2000.
19. Завьялов, А. Дебютные ловушки и новинки 444+1[Текст] / А.Завьялов. - М.: Издательство «МДЦ Оригами», 2000.
21. Каленов, А. Фронтальная фигуральная атака на хорошую рокировку [Текст] / А.Каленов. - Серия «Атака», Выпуск 1.(3) М.: 2001.
23. Карпов, А. Учитель играть защиту [Текст] / А.Карпов. - М.: Серия Шахматный университет «КАРО- КАНН. Джеймс», 1999.
26. Кобленц, А. Уроки шахматной стратегии [Текст] / А.Кобленц. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1983.
27. Костров, В., Белявский Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 3. Шахматные комбинации [Текст]/ В.Костров., Б.Белявский. - С.-Петербург: «Литера», 2001.
28. Костров, В., Белявский, Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2 разряд. Часть 1.Связка. Двойной удар [Текст] / В.Костров, Б.Белявский. - С.-Петербург: Издательство «Литера», 2001.
31. Мацукевич, А. Короткие Шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А.Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002.
32. Нейштадт, Я. Шахматный практикум- 2 [Текст] / Я.Нейштадт. - Харьков: Издательство «Фолио», 1998.
34. Нейштадт, Я.И. Дебютные ошибки и поучительные комбинации [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Терра- спорт», 2003.
36. Нейштадт, Я.И. Шахматный университет Пауля Нереса [Текст] / Я.И.Нейштадт. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1982.
37. Несис, Г., Халифман, А. Тактика во французской защите [Текст] / Г.Несис, А.Халифман. - Харьков,: Издательство «Факт», 2000.
38. Нимцович, А. Моя система [Текст] / А.Нимцович. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1974.
39. Оснос, В.В. Дебют Рети [Текст] / В.В.Оснос. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1990.
40. Пак, В.Н. Истории матчей на звание чемпиона мира по шахматам [Текст] / В.Н.Пак. - М.: Издательство «АСТ – Сталкер», 2005.
44. Программа подготовки шахматистов разрядников. П – 1 разряд [Текст] / М.: Серия Шахматный университет, «Russian chess house», 2005.
46. Свешников, Е. Выигрывайте против французской защиты [Текст] / Е.Свешников. - Серия шахматный университет, «Russian chess house», 2005.
48. Стецко, О. Французская защита. Классическая система. М., Астрель АСТ,2004.
49. Суэтин, А.С. Как играть дебют [Текст]/ А.С.Суэтин. - Ростов на дону: Издательство «Феникс», 2003.
50. Суэтин, А.С. Ступени к мастерству в шахматах [Текст] / А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Новина», 1998.
51. Суэтин, А.С. Школа дебюта[Текст]/ А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Терра – Спорт», 2001.
53. Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ»,
54. Черняк, В. 1000 самых известных шахматных партий [Текст]/ В.Черняк. - М.: Издательство «Астрель АСТ», 2002.
56. Яковлев, Н.Г. Найди лучший план. С.- Петербург,2005.
57. Яковлев, Н.Г. Штурм королевских бастионов [Текст] / Н.Г.Яковлев. - С.-Петербург: 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.