Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 35»
Согласовано: Утверждаю:
Протокол МО №_____ Директор МБОУ «Лицей №35»
«____»_____________20__ г. И.А.Шибаев _______________
«___»_____________ 20__ г.
Программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
для обучающихся от 9(7) до 10 лет
«Тайны природы»
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: Вишняк Ольга Вячеславовна,
учитель начальных классов
Новокузнецк
2012
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
Содержание программы………………………………………………………….7
Учебно-тематический план………………………………………………………8
Методическое обеспечение……………………………………………………..14
Глоссарий………………………………………………………………………...15
Список литературы для учителя.……………………………………………….20
Список литературы для обучающихся………………………………………....20
Приложение………………………………………………………………………21
Пояснительная записка
Природа, окружающая маленького жителя планеты Земля, знакомит с разнообразным миром животных и растений, удивительными процессами и явлениями действительности.
Младший школьный возраст - это благоприятный период для развития у обучающихся основ экологической культуры, способствующей познавательной направленности на изучение окружающего мира.
Актуальность программы состоит в том, что у младших школьников закладывается фундамент экологической культуры, а знания об особенностях природы дают возможность видеть и находить взаимосвязи в природе. Программа предполагает, что у обучающихся должны формироваться не только знания и умения, но и определенные качества личности (забота и бережное отношение к природным богатствам, разумное использование природных ресурсов, чувство восхищения прекрасным).
Изучение данного курса тесно связано с учебной дисциплиной, как «Ознакомление с окружающим миром»» за счет введения дополнительных сведений об объектах живой и неживой природы и имеет общеинтеллектуальное направление.
Программа «Тайны природы» педагогически целесообразна, т.к. способствует расширению кругозора и познавательной активности младших школьников, развитию творческих способностей.
В ходе изучения программы обучающиеся посещают занятия, участвуют в исследовательской деятельности, выполняют внеурочные домашние задания.
Программа предусматривает проведение как традиционных занятий, так и КВН, игру-путешествие, экскурсий, турниров, викторин, практических занятий, конкурсов, акций.
Особенности организации внеурочных занятий
Программа адресована обучающимся 2 класса, а также может быть частично использована в 1 или в 3 классах.
Таблица 1
Объём и сроки изучения программы
Класс |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
Кол-во человек |
2 (1;3) |
2 |
72 |
8-10 |
Курс рассчитан на 72 занятия во 2 классе, которые проходят в рамках внеурочной деятельности.
Продолжительность занятий – 40-45 минут.
Программа «Тайны природы» имеет цель: формирование у младших школьников современной экологической картины окружающего мира и ответственного отношения к природе.
В ходе её достижения решаются задачи:
1. Углублять и расширять систему экологических знаний обучающихся о природе, её взаимосвязях.
2. Совершенствовать умения видеть, замечать и ценить природную красоту.
3. Развивать познавательную, творческую активность младших школьников в ходе экологической деятельности.
4. Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе.
В основе организации и проведения занятий используются методы:
v словесный;
v наглядный;
v наблюдение;
v групповой;
v практический;
v частично-поисковый.
Формы занятий могут быть:
v практические;
v самостоятельные;
v индивидуальные;
v поисково-исследовательские.
В структуре изучаемой программы выделяют основные разделы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
№ п/п |
Название раздела |
1 |
Введение |
2 |
В мире растений |
3 |
Таинственный мир грибов |
4 |
Мир насекомых |
5 |
Царство пернатых друзей |
6 |
Эти удивительные животные |
7 |
Жизнь водоёма |
8 |
Необычное рядом |
9 |
Заключение |
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
v расширение знаний младших школьников об окружающем мире;
v формирование навыков правильного отношения к окружающей среде;
v воспитание у обучающихся экологической культуры;
второго уровня:
v участие младших школьников во внутриклассных, внутришкольных олимпиадах, праздниках, мероприятиях по окружающему миру;
v осознание обучающимися экологической картины мира;
третьего уровня:
v участие в районных и городских экологических мероприятиях, научно-исследовательских конференциях;
v обоснованное поведение в окружающей среде.
Формы проверки результатов обучения
При подведения итогов реализации данной программы предполагаются разнообразные формы, при этом обучающийся может представить свою работу в виде альбома, сборника или журнала, придумать и написать экологическую сказку, составить памятку, оформить листовку, предусматривается организация выставок работ обучающихся и т.д..
В конце изучения каждого раздела программы используются следующие этапы контроля в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Этапы педагогического контроля
№ п/п |
Название раздела |
Какие знания, умения, навыки контролируются |
Форма подведения итогов |
1 |
Введение |
Выявление уровня знаний обучающихся об окружающем мире |
Викторина «Природа вокруг нас» |
2 |
В мире растений |
Происхождение и многообразие растений. Правильный уход за ними. |
Изготовление листовки «Растения Кузбасса» |
3 |
Таинственный мир грибов |
Строение грибов. Их виды. Понятие о грибном календаре. |
Практическая работа. Памятка для грибника |
4 |
Мир насекомых |
Виды насекомых. Польза и вред насекомых. |
Экскурсия в краеведческий музей |
5 |
Царство пернатых друзей |
Умения различать группы птиц. Знание птиц родного края. |
Сборник рисунков «Птицы Кузбасса» |
6 |
Эти удивительные животные |
Происхождение и многообразие животных. Животные родного края. |
Конкурс листовок «Мир животных» |
7 |
Жизнь водоёма |
Различие обитателей водоемов. Умение предвидеть и решать экологические проблемы. |
Презентация альбома «Обитатели водоемов» |
8 |
Необычное рядом |
Неожиданные природные явления. Взаимосвязи в природе. |
Сборник экологических сказок |
9 |
Заключение |
Выполнение проектной работы. |
Проектная работа |
Курс завершается проектной работой в конце учебного года.
В процессе изучения программы «Тайны природы» осуществляется три формы проверки результатов обучения:
v стартовая (представлена в виде викторины «Знаешь ли ты природу?» См. Приложение 7);
v текущая (представлены в таблице 3);
v итоговая (проектная работа в конце учебного года).
Результаты знаний младших школьников оформляются в Портфолио в разделе «Оценка результатов программы внеурочной деятельности «Тайны Природы».
Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство с героями-помощниками. Краткий обзор изучаемых тем. Что такое экология.
Викторина «Природа вокруг нас».
В мире растений (15 часов)
Откуда появились растения. Многообразие растений. Практическая работа с гербарием. Почему растения так назвали. Для чего растениям нужны корни. Есть ли листья у кактусов? Как растут цветы. Практическая работа с комнатными растениями. Растения, которые нас кормят. Конкурс листовок «Сохраним ёлочку!» Растения, которые нас одевают. Лекарственные растения. Экскурсия в аптеку. Значение растений в природе. Экскурсия в парк. Акция «Внимание, первоцветы!» Растения из Красной книги.
Изготовление листовки «Растения Кузбасса».
Таинственный мир грибов (5 часов)
Грибы - это что? Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Практическая работа с муляжами. Грибной календарь. Необычные грибы. О роли грибов природе.
Практическая работа: составление памятки для грибника.
Мир насекомых (8 часов)
От чего насекомых так назвали? Какие бывают насекомые. Практическая работа с коллекцией насекомых. Понятие об энтомологии. Значение насекомых в природе. Вредные и полезные насекомые. Интересные факты о насекомых. Роль насекомых в экологическом равновесии.
Экскурсия в краеведческий музей.
Царство пернатых друзей (12 часов)
Кто такие птицы? Происхождение птиц. За что птицы получили такие названия. Группы птиц. Перелёты птиц. Роль птиц в природе. Маленькие и большие птицы. КВН «Птицы родного края». Экскурсия в краеведческий музей. Конкурс рисунков «Зимующие птицы Кузбасса». Акция «Птичья столовая». Любопытные факты о птицах. Международный День птиц.
Сборник рисунков «Птицы Кузбасса»
Эти удивительные животные (15 часов)
Признаки животных. За что животных так назвали. Группы животных. Животные родного края. Всемирный День защиты животных. Животные в природе. Экскурсия в краеведческий музей. Взаимосвязь растений и животных. Животные, занесённые в Красную книгу. Самые умные животные в мире. Самые крупные и мелкие животные. Экскурсия в зоопарк. Животные Кузбасса. Копилка интересных фактов.
Конкурс листовок «Мир животных».
Жизнь водоёма (7 часов)
Происхождение рыб. Условия обитания рыб. Пресноводные рыбы. Обитатели водоёмов. Рыбы и другие жители морских глубин. Загрязнение и очистка водоёмов. Экологические проблемы водоёмов. Экскурсия на экологическую станцию. Всемирный День воды. Экскурсия на водоём.
Презентация альбома «Обитатели водоемов».
Необычное рядом (7 часов)
Времена года. Неожиданные явления природы. Ах, снег-снежок! Вселенная. Планеты. Экскурсия в планетарий. Международный День Земли. Виды водоёмов. Приливы и отливы. Чтение и анализ экологических сказок. День окружающей среды. Экскурсия на станцию юных натуралистов.
Сборник экологических сказок.
Заключение (2 часа)
Подводим итоги работы.
Защита проектов. Выставка работ.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела, темы программы |
Количество часов |
||
Практика |
Теория |
Всего |
||
1 |
Введение |
|||
1.1 |
Что такое экология. Викторина «Природа вокруг нас». |
0,5 |
0,5 |
1 |
Итого: |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
2 |
В мире растений |
|||
2.1 |
Откуда появились растения. Почему растения так назвали. |
0 |
1 |
1 |
2.2 |
Многообразие растений. Практическая работа с гербарием. |
1 |
0 |
1 |
2.3 |
Для чего растениям нужны корни. Есть ли листья у кактусов? |
0 |
1 |
1 |
2.4 |
Как растут цветы. Практическая работа с комнатными растениями. |
1 |
0 |
1 |
2.5 |
Растения, которые нас кормят. |
0 |
1 |
1 |
2.6 |
Конкурс листовок «Сохраним ёлочку!» (начало работы) |
1 |
0 |
1 |
2.7 |
Конкурс листовок «Сохраним ёлочку!» (завершение работы) |
1 |
0 |
1 |
2.8 |
Растения, которые нас одевают. |
0 |
1 |
1 |
2.9 |
Лекарственные растения. |
1 |
0 |
1 |
2.10 |
Экскурсия в аптеку. |
1 |
0 |
1 |
2.11 |
Значение растений в природе. Экскурсия в парк. |
1 |
0 |
1 |
2.12 |
Акция «Внимание, первоцветы!» |
1 |
0 |
1 |
2.13 |
Растения из Красной книги Кузбасса.
|
1 |
0 |
1 |
2.14 |
Изготовление листовки «Растения Кузбасса» (начало работы). |
1 |
0 |
1 |
2.15 |
Изготовление листовки «Растения Кузбасса» (завершение работы). |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
11 |
4 |
15 ч |
|
3 |
Таинственный мир грибов |
|||
3.1 |
Грибы - это что? Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. |
0 |
1 |
1 |
3.2 |
Практическая работа с муляжами. Игра «Съедобный-несъедобный» |
1 |
0 |
1 |
3.3 |
Понятие о грибном календаре. |
0 |
1 |
1 |
3.4 |
Существуют ли необычные грибы? О роли грибов природе. |
0 |
1 |
1 |
3.5 |
Практическая работа: составление памятки для грибника. |
1 |
0 |
1 |
|
Итого: |
2 |
3 |
5 ч |
4 |
Мир насекомых |
|||
4.1 |
От чего насекомых так назвали? |
0 |
1 |
1 |
4.2 |
Какие бывают насекомые. Практическая работа с коллекцией насекомых. |
1 |
0 |
1 |
4.3 |
Понятие об энтомологии. |
0 |
1 |
1 |
4.4 |
Значение насекомых в природе. Вредные и полезные насекомые. |
0 |
1 |
1 |
4.5 |
Интересные факты о насекомых (работа в группе) (начало работы). |
1 |
0 |
1 |
4.6 |
Интересные факты о насекомых. (работа в группе) (завершение работы). |
1 |
0 |
1 |
4.7 |
Роль насекомых в экологическом равновесии. |
0 |
1 |
1 |
4.8 |
Экскурсия в Новокузнецкий краеведческий музей. |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
4 |
4 |
8 ч |
|
5 |
Царство пернатых друзей |
|||
5.1 |
Кто такие птицы? |
0 |
1 |
1 |
5.2 |
Происхождение птиц. За что птицы получили такие названия. |
0 |
1 |
1 |
5.3 |
Группы птиц. Перелёты птиц. |
1 |
0 |
1 |
5.4 |
Роль птиц в природе. |
0 |
1 |
1 |
5.5 |
Маленькие и большие птицы. |
0 |
1 |
1 |
5.6 |
КВН «Птицы родного края». |
1 |
0 |
1 |
5.7 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
0 |
1 |
5.8 |
Конкурс рисунков «Зимующие птицы Кузбасса». |
1 |
0 |
1 |
5.9 |
Акция «Птичья столовая». |
1 |
0 |
1 |
5.10 |
Любопытные факты о птицах. Международный День птиц. |
0 |
1 |
1 |
5.11 |
Сборник рисунков «Птицы Кузбасса» (начало работы). |
1 |
0 |
1 |
5.12 |
Сборник рисунков «Птицы Кузбасса» (завершение работы). |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
7 |
5 |
12 ч |
|
6 |
Эти удивительные животные |
|||
6.1 |
Признаки животных. За что животных так назвали. |
0 |
1 |
1 |
6.2 |
Группы животных. |
1 |
0 |
1 |
6.3 |
Животные родного края. |
1 |
0 |
1 |
6.4 |
Всемирный День защиты животных. |
1 |
0 |
1 |
6.5 |
Животные в природе. |
0 |
1 |
1 |
6.6 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
0 |
1 |
6.7 |
Взаимосвязь растений и животных. |
0 |
1 |
1 |
6.8 |
Животные, занесённые в Красную книгу. |
0 |
1 |
1 |
6.9 |
Самые умные животные в мире. |
0 |
1 |
1 |
6.10 |
Самые крупные и мелкие животные. |
0 |
1 |
1 |
6.11 |
Экскурсия в зоопарк. |
1 |
0 |
1 |
6.12 |
Животные Кузбасса. |
0 |
1 |
1 |
6.13 |
Копилка интересных фактов. |
1 |
0 |
0 |
6.14 |
Конкурс листовок «Мир животных» (начало работы). |
1 |
0 |
0 |
6.15 |
Конкурс листовок «Мир животных» (завершение работы). |
1 |
0 |
0 |
Итого: |
8 |
7 |
15 ч |
|
7 |
Жизнь водоёма |
|||
7.1 |
Происхождение рыб. Условия обитания рыб. |
0 |
1 |
1 |
7.2 |
Пресноводные рыбы. Обитатели водоёмов. |
0 |
1 |
1 |
7.3 |
Игра-путешествие «Рыбы и другие жители морских глубин» |
1 |
0 |
1 |
7.4 |
Загрязнение и очистка водоёмов. Экологические проблемы водоёмов. |
0 |
1 |
1 |
7.5 |
Экскурсия на экологическую станцию. |
1 |
0 |
1 |
7.6 |
Всемирный День воды. Экскурсия на водоём. |
1 |
0 |
1 |
7.7 |
Презентация альбома «Обитатели водоемов». |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
4 |
3 |
7 ч |
|
8 |
Необычное рядом |
|||
8.1 |
Времена года. Неожиданные явления природы. Ах, снег-снежок! |
1 |
0 |
1 |
8.2 |
Вселенная. Планеты. Экскурсия в планетарий. |
1 |
0 |
1 |
8.3 |
Международный День Земли. |
0 |
1 |
1 |
8.4 |
Виды водоёмов. Приливы и отливы. |
0 |
1 |
1 |
8.5 |
Чтение и анализ экологических сказок. День окружающей среды. |
0 |
1 |
1 |
8.6 |
Экскурсия на станцию юных натуралистов. |
1 |
0 |
1 |
8.7 |
Презентация сборника экологических сказок. |
1 |
0 |
1 |
Итого: |
4 |
3 |
7 ч |
|
9 |
Заключение |
|||
9.1 |
Выполнение и корректировка проектов. |
1 |
0 |
1 |
9.2 |
Защита проектов. Выставка работ. |
1 |
0 |
1 |
|
Итого: |
2 |
0 |
2 ч |
Планируемые результаты освоения курса к концу обучения
Личностные результаты:
v проявление уважительного отношения к мнению одногруппников;
v осуществление навыков сотрудничества в малой группе, в коллективе;
v осознание собственной ответственности за успешность общего дела;
v оказание посильной помощи при решении различных вопросов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
v составлять план действий, придерживаться его;
v выполнять учебные действия и анализировать их;
v предвидеть результат своей работы;
v осуществлять контроль, вносить коррективы в свою работу;
v уметь контролировать свои эмоции и силу воли.
Познавательные УУД:
v применять правила работы для решения учебной задачи;
v осуществлять рефлексию собственных действий;
v выполнять задания творческого, исследовательского характера;
v производить сбор информации из разных источников;
v анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
v оценивать информацию, строить рассуждения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
vфиксировать информацию.
Коммуникативные УУД:
vформулировать свое мнение,
vуметь договариваться в малой группе, в коллективе;
vслушать и слышать собеседника;
vуметь вести диалог, строить монологическое высказывание;
vосуществлять взаимоконтроль;
vадекватно оценивать действия и пути достижения учебной задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
vразрешать спорные вопросы;
vучитывать интересы всех одногруппников.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
vобъяснять происхождение объектов живой природы;
vразбираться разнообразии животного и растительного мира;
vработать с экологическим, грибным и «снежным» календарями;
vобъяснять нарушения во взаимосвязях между объектами живой и неживой природы в результате деятельности человека;
vобосновывать роль природы в жизни человека;
vориентироваться в системе экологических знаний;
vсоблюдать правила организации наблюдения за объектом;
vприменять полученные знания на практике;
vпроводить исследования и выполнять проекты;
vоформлять результаты своих работ;
vприменять правила общения с природой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
vработать с дополнительными источниками информации;
vпроводить мероприятия природоохранительной деятельности.
Методическое обеспечение
-Аудио - и видеозаписи;
-мультимедиа;
-иллюстрации, картины, фото;
-раздаточный и демонстрационный материалы;
-занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
-гербарий;
-муляжи грибов;
-коллекция насекомых;
-справочники и энциклопедии по окружающему миру и др.
Глоссарий
Акция – это мероприятие, обязательным компонентом которого является какое-либо действие, проявление активности. Это могут быть открытые уроки, театрализованные представления, посвященные данной тематике, или распространение листовок, сбор подписей в поддержку.
Альбом - 1. Переплетенные в виде книги или тетради чистые листы, предназначенные для рисования, записи стихотворений, для хранения коллекций марок, открыток и т.п.
2. Книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.
Водоём - постоянное или временное скопление стоячей или со сниженным стоком воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды и т. д.). Изучением водоёмов занимается наука гидрология.
Времена года (весна, лето, осень, зима), установившееся издавна деление года на периоды в соответствии с видимым движением Солнца по звёздному небу и сезонными изменениями в природе.
Вселенная — это весь окружающий нас материальный мир, в том числе и то, что находится за пределами Земли — космическое пространство, планеты, звезды. Это материя без конца и края, принимающая самые разнообразные формы своего существования.
Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.
Грибной календарь – календарь с более или менее точными астрономическими датами роста грибов (условия роста грибов неодинаковы в разных местностях и в разные годы).
Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) — царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных. Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, поскольку ранее грибы относили к царству растений.
Животные - не относящиеся к растениям разнообразные организмы, исключая (с точки зрения права) человека.
Загадка - может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры.
Земля - 1. Верхний слой коры третьей от Солнца планеты Солнечной системы; почва, грунт.
2. Поверхность, на которой стоим, по которой ходим.
3. Суша (в отличие от водного или воздушного пространства).
4. Территория какой-либо страны, государства и т.п.
5. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-либо пользовании.
Земля́ - третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
Игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое проходит в форме путешествия с использованием разнообразных форм: инсценирование, игра,викторина и др..
КВН (Клуб Весёлых и Находчивых) — популярные телевизионные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (учебных заведений, вузов, предприятий и т. д.) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.
Коллекция 1. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
2. Совокупность предметов, растений, животных, представляющая внутреннюю целостность.
Комнатные растения - растения, выращиваемые в жилых комнатах или общественных помещениях для декоративных целей. Происходят комнатные растения из тропических и субтропических областей земного шара.
Корень – это осевой орган тела растения, не имеющий листьев и почек.
Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Кроссворд (англ. crossword) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Ли́ст - в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез.
Листовка, печатный листок с текстом (изображением) агитационно-политического или информационного характера.
Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает.
Муляж - слепок, модель предмета из гипса, воска и т.п., точно передающие форму предметов, строение их поверхности, окраску.
Насекомые (Insecta) - класс беспозвоночных животных типа членистоногих.
Окружающая среда — это более научное понятие. Оно характеризует естественные природные условия и экологическое состояние определенной местности. Обычно этот термин используется для описания природных условий на поверхности Земли, включая живую и неживую природу, а также их взаимодействие с организмом человека.
Памятка - 1. То, что служит напоминанием о ком-либо, о чем-либо. 2. Объединенные какой-либо темой репродукции, чертежи, фотографии и т.п. (обычно с пояснительным текстом), изданные в виде книги.
Парк - большой сад для гуляния, нередко с различным оборудованием, предназначенным для отдыха посетителей.
Первоцветы – это раннецветущие растения, зацветающие самой ранней весной, среди них много редких и охраняемых видов.
Планета – это небесное тело, которое должно удовлетворять четырем условиям:
vтело должно обладать достаточной гравитацией, чтобы иметь сферическую или близкую к ней форму;
vтело должно обращаться вокруг звезды (например, вокруг Солнца);
vтело не должно быть звездой.
vтело не должно иметь вблизи своей орбиты других крупных тел;
Пресноводные рыбы - рыбы, обитающие в пресной воде, в реках, озерах и прочих водоемах.
Прили́в и отли́в — периодические вертикальные колебания уровня океана или моря, являющиеся результатом изменения положений Луны и Солнца относительно Земли вкупе с эффектами вращения Земли и особенностями данного рельефа и проявляющееся в периодическом горизонтальном смещении водных масс
Природа - это все то, что не сотворено руками человека.
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Пти́цы (лат. Aves) — класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных, представители которого характеризуются тем, что тело их покрыто перьями и передние конечности видоизменены в органы полёта — крылья.
Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя, в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы.
Ре́бус - загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.
Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Современный зоопарк — это оазис живой природы для посетителей и родной, уютный дом — для его питомцев, где выгулы и вольеры органично вписаны в природный пейзаж.
Сте́бель — удлинённый побег высших растений, служащий механической осью, также выполняет роль производящей и опорной базы для листьев, почек, цветков.
Устный журнал – комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу. Главная отличительная особенность, специфика любого периодического издания – отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. В форме устного журнала может быть представлена информация о новинках отраслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. Устный журнал может быть и тематическим. Устный журнал может иметь и периодичность (например, первый вторник каждого месяца). Методика подготовки достаточно проста, и её можно свести к нескольким этапам.
Факт - 1. Действительное явление, событие, происшествие; то, что произошло на самом деле.
2.То, что является материалом для какого-либо заключения, вывода или служит проверкой какого-либо предположения.
Фотосинтез — это образование органических веществ зелеными растениями и некоторыми бактериями с использованием энергии солнечного света. В ходе фотосинтеза происходит поглощение из атмосферы диоксида углерода и выделение кислорода.
Цветок - 1. Часть растения, обычно имеющая вид венчика из лепестков, окружающих пестик с тычинками, и являющаяся органом размножения.
2. Травянистое растение, имеющее органом размножения цветки.
Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем (ландшафтов) и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям.
Экологические сказки – сказки, которые несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Экологическое равновесие — это состояние экосистемы, при котором состав и продуктивность биотической части (растений, животных, грибов, бактерий, водорослей ) в каждый конкретный момент времени наиболее полно соответствует абиотическим условиям — почве и климату. Главная особенность экологического равновесия экосистемы — его подвижность.
Эколо́гия (от др.- греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».
Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.
Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Энтомология (от греч. έντομον — насекомое и λόγος — слово, учение) — раздел зоологии, изучающий насекомых.
Список литературы для учителя
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения [Текст]: пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
2. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
3. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников [Текст]. // Начальная школа». 2000. - № 7 – с. 85.
4. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. кл. [Текст] / Мн.: ООО «Современная школа», 2005. – 512 с.
5. Первоцветы весны (Вик Михай) / стихи / Проза.ру - национальный
сервер...[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.proza.ru/2009/02/17/861
Список литературы для обучающихся
1. Букобза, Л. Детская энциклопедия «Животные» [Текст] / Л. Букобза, А. Мулинье. - ООО «Издательская Группа Аттикус», «МАХАОН», 2008. - 128с.
2. Гурьева, И. Юному сборщику [Текст] / И. Гурьева, Н. Линник.- Калининград: «Калининградская правда», 1988. – 160 с.
3. Леокум, А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» [Текст] /Авторизованный перевод Я. И А. Агуреевых. – М.: Джулия, 1992. – 334[2] с.
4. Ликум, А., Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст] / А. Ликум. – Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ-С», 1993. – 512 с.
5. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.
6. Эйнар, Г., Детская энциклопедия «Мир леса» [Текст] / Г. Эйнар. - ООО «Издательская Группа Аттикус», «МАХАОН», 2008. - 128с.
Приложение 1
Экологический календарь
(экологические акции представлены выборочно)
Дата |
Название акции |
22 марта |
Всемирный день Воды (охрана водных ресурсов) |
1 апреля |
Международный день птиц |
22 апреля |
Международный День Земли |
5 июня |
Всемирный день окружающей среды |
26 сентября |
День моря |
4 октября |
День защиты животных |
Приложение 2
Грибной календарь
Месяц сбора |
Виды грибов |
Особенности сбора |
Январь |
Вешенка |
Для грибников самый пустой месяц, в лесу искать практически нечего. Но если зима выдалась теплая, можно обнаружить свежие вешенки. Вешенки обычно растут на деревьях, шляпка такого гриба однобокая или округлая, пластинки сбегают на ножку, как бы прирастая к ней. Отличить вешенку от несъедобных грибов несложно — она имеет совершенно некожистую на ощупь шляпку. |
Февраль |
Вешенка, древесные грибы |
Если не наступила оттепель, искать в лесу практически нечего
|
Март |
Вешенка, древесные грибы, говорушка |
Грибов практически нет. |
Апрель |
Вешенка, древесные грибы, говорушка, сморчок, строчок |
Достаточно часто встречаются грибы-подснежники – сморчки и строчки
|
Май |
Сморчок, строчок, масленок, вешенка |
Больше всего грибов можно найти не под деревьями, а на полянах, в густой траве.
|
Июнь |
Масленок, подберезовик, подосиновик, вешенка, сморчок, опенок, лисичка, белый гриб |
В июне начинают появляться грибы высшей категории.
|
Июль |
Масленок, подберезовик, подосиновик, вешенка, сморчок, опенок, лисичка, белый гриб, моховик |
Грибов уже достаточно много – и на полянах, и под деревьями. |
Август |
Масленок, подберезовик, подосиновик, вешенка, сморчок, опенок, лисичка, белый гриб, моховик |
В это время грибы можно найти практически везде: в траве, под деревьями, возле пней, в канавах и на деревьях и даже в городских скверах и на обочинах автодорог.
|
Сентябрь |
Масленок, подберезовик, подосиновик, вешенка, сморчок, опенок, лисичка, белый гриб, моховик, вешенка |
Сентябрь самый урожайный грибной месяц. Но нужно быть внимательным: в леса приходит осень, а в яркой листве трудно разглядеть разноцветные шляпки грибов. |
Октябрь |
Валуй, вешенка, рыжик, опенок, шампиньон, подосиновик, белый гриб, груздь, моховик, сыроежка |
Число грибов на полянах начинает уменьшаться. В октябре искать грибы лучше возле пней и под деревьями.
|
Приложение 3
Технологическая карта
внеурочного занятия «Тайны Природы»
«Ах, снег-снежок!»
Раздел «Необычное рядом»
Тема «Неожиданные явления природы»
Цель: расширение представлений обучающихся о снеге и его применении.
Этапы занятия |
Задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 |
Организационный момент. Эмоционально психологический настрой группы |
- Загадывание загадок; - Вопрос: какие чувства испытываете при виде снега? Почему? |
-Отгадывание загадок; -Рассуждения на поставленный вопрос |
2 |
Обобщение знаний обучающихся об образовании и свойствах снега. |
- Показ слайдов о снеге и видах снежинок; - Беседа о свойствах снега
|
-Рассказ об образовании снега; - Личные наблюдения о строении снежинок |
3 |
Постановка проблемных вопросов |
- Может ли снег быть цветным в природе? - Показ слайдов о разноцветном снеге - От чего скрипит снег?
-Является ли снег скользким? |
- Смешивание снега с красками; поиск ответа на вопрос;
-Выход на улицу, топтание на снегу, формулировка гипотез; -Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях про катание на лыжах |
4 |
Знакомство обучающихся с применением снега: -понятие о снегомелиорации; -снег как строительный материал; -искусственный снег |
- Как человек может использовать снег? - Демонстрация иллюстраций жилища эскимосов, катка, снегомелиорации
|
-Ознакомление с применением снега; -Анализ иллюстраций, формулировка выводов |
5 |
Понятие о снежном «календаре» |
-Рассказ о чтении снежного покрова в срезе
|
-Схематическая зарисовка снежного «календаря» |
6 |
Систематизация знаний обучающихся. Рефлексия |
-Закрепление полученных знаний;
-Выявление степени удовлетворенности |
-Обобщение знаний;
-Высказывание обучающихся о проведенном занятии |
Загадки о снеге и снежинке
Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит, При солнце, при месяце Серебром блестит
|
На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые.
|
Вся сверкает, серебрится Эта чудо-крошка. Но в дождинку превратится, На твоей ладошке. |
Приложение 4
Технологическая карта
внеурочного занятия «Тайны Природы»
Акция «Внимание, первоцветы!»
Раздел «В мире растений»
Тема Конкурс листовок «Сохраним первоцветы!»
Цель: знакомство обучающихся с разнообразием первоцветов.
Этапы занятия |
Задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 |
Организационный момент. Эмоционально психологический настрой группы |
- Чтение стихотворения;
- Вопрос: что вы почувствовали, слушая стихотворение? |
- Слушание стихотворения; - Высказывание мнений, анализ прочитанного |
2 |
Знакомство обучающихся с понятием «первоцветы», с причинами их уменьшения численности |
- Вопрос: что называют первоцветами? - Почему их численность на Земле уменьшается? |
- Рассуждение о первоцветах; - Размышления и предполагаемые гипотезы |
3 |
Расширение представлений обучающихся о первоцветах |
- Показ слайдов о первоцветах; - Обобщение знаний обучающихся |
- Чтение и анализ материалов |
4 |
Практическая работа обучающихся
|
- Постановка цели акции; - Последовательность выполнения работы |
- Осмысление цели практической работы; - Разработка эскиза и рисование листовки |
5 |
Выставка листовок обучающихся. «Внимание, первоцветы!» |
- Анализ выполненных работ; |
- Самоанализ работ |
6 |
Рефлексия |
-Выявление степени удовлетворенности |
-Мнения обучающихся о проделанной работе |
Первоцветы весны
Вик Михай
Снег сошел, пашня кочками всклочена,
Поседевшими, вдруг поутру.
Просыпается волглая вотчина,
Плечи ёжит на стылом ветру.
Поле голым леском оторочено,
Режет шлях пополам колея,
Зрит природа на мир озабочено
В первородстве всего бытия.
Где вороньи гнездовья колышутся,
В недрах серой ветвистой стены,
Ей неймется и ветрено дышится
На застывшем кочевье зимы.
Прело, тянет замшелым валежником.
Средь отрепья забытой листвы,
Стынут хрупкие губы подснежников –
Первоцветов грядущей весны.
Приложение 5
Внеклассное занятие во 2 классе
Цель: расширение знаний обучающихся о птицах.
Форма проведения: КВН
Оборудование:
- фотографии птиц;
- набор канцелярских товаров;
- карточки с загадками;
- аудиозапись «Голоса птиц»;
- карточки с описанием птиц;
- набор кормов для птиц;
- карточки с «рассыпанными буквами»;
- вымпел «Знатоки птиц»
Ход мероприятия
1. Представление команд
ü выбор капитана;
ü придумывание название команды, девиза
2. Разработка эскиза эмблемы
Участникам за определённый период времени необходимо разработать эмблему, используя подручные средства (цветная бумага, картон, фломастеры, клей, ножницы, набор картинок с птицами, цветные карандаши)
3. Конкурс «Доскажи словечко!»
Каждой команде нужно отгадать загадки про птиц.
ü Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока.
Когда трещит …. (сорока)
ü Зимой на ветках – яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)
ü И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
ü На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться-
Два могучие крыла
У хозяина … (орла)
ü Не боясь пурги, метелей
Прилетели, засвистели,
Хохолками завертели,
Узнаёте? (свиристели)
ü Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (ворона)
4. Конкурс «Угадай-ка!»
Игрокам предлагается прослушать аудиозапись «Голоса птиц» и отгадать, какой птице принадлежит пение. (Каждая команда прослушивает по 2 записи). После угадывания голоса птицы показываются фотографии этих «певцов».
- Как вы думаете, о чём поют птицы?
5. Конкурс «Узнай птицу»
Капитаны команд получают конверты с описанием двух птиц. За определённое время игроки должны сказать, о какой птице идёт речь.
ü Эта птица размером со скворца, считается самой красивой птицей нашей области. У неё перья на голове удлинены и образуют хохол, который птица то опускает и прижимает к затылку, то поднимает. Птица очень прожорлива и глотает ягоды целиком. (Свиристель.)
ü Эта птичка – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой? Благодаря цепким, круто загнутым когтям. Жилое гнездо этой птички опознать просто – вход в него обычно замазан землёй или глиной, лишь в середине оставлено круглое отверстие под размер тельца. (Поползень.)
ü Своё название птица получила за «уши», которые образованы перьями. Зимой птицы собираются в стаи и сидят в парке или в лесу, а ночью разлетаются на охоту. Основной корм этой птицы – мелкие грызуны, иногда землеройки. (Ушастая сова.)
ü Эта птица селится в дупле, которое выдалбливает сама. С помощью крепкого клюва, по форме похожего на долото, птица легко добирается до ходов личинок и взрослых насекомых, обитающих под корой и в древесине. Длинным языком, снабжённым щетинками, достаёт добычу. (Дятел.)
- По каким признакам догадались, что речь идёт о той или иной птице
6.Конкурс «Подбери корм птичке»
Каждой команде предлагается по очереди выбрать фотографию птицы и из предложенного набора кормов, назвать тот, который птица употребляет.
7. Конкурс «Собери и покажи»
Каждая команда получает конверт, в котором лежат рассыпанные буквы. Из этих букв нужно собрать название птицы и без слов изобразить её, так чтобы команда соперников угадала, о ком идёт речь.
ü ЯЛЕДТ (дятел)
ü ИИФНЛ (филин)
Подведение итогов, награждение победителей,
вручение вымпела «Лучшие знатоки птиц»
Список используемой литературы
1. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.
2. Трафимова, Г.В. Наши пернатые друзья. Природоведческая игротека. [Текст] // Начальная школа. 1994. № 5. – с. 80.
Приложение 6
Авторы-составители:
Моргун Екатерина,
Долгов Максим,
обучающиеся 3 – а класса
Руководитель:
Вишняк О.В.,
учитель начальных классов
Интересная птичка - обыкновенный поползень
Поползень издает неожиданно громкий для своего роста свист-позывку. За это он получил своё второе название - "ямщик".
Пойманных насекомых поползень расклевывает, прижав своей изящной лапкой, а крупные семена вставляет в трещины коры и разбивает ударом своего мощного клюва. Кроме этого поползень мощным клювом дробит жёлуди, орехи.
Поползень имеет обыкновение уменьшать входное отверстие своего дупла, обмазывая края глиной или грязью.
В холодный период поползни ночуют в дуплах, но у самца и самки - дупла разные.
За что люди обязаны лягушке?
Лягушка "пьет" кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу.
Рань, когда не было холодильников, для того, чтобы молоко не прокисло, в сосуд с молоком запускали лягушку.
Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, лапки её были долгие годы электроизмерительными приборами физиков. Один из памятников лягушке сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в девятнадцатом столетии. Поставлен он (как предполагают) по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Так отблагодарил ученый своих подопытных животных. Ведь им он был обязан рядом важнейших открытий.
Второй - воздвигнут в Токио студентами-медиками в честь миллионной лягушки, использованной для нужд медицины.
Почему бурый медведь сосёт лапу?
Медведи зимой спят в берлогах. Подошвы лап бурого медведя голые, лишенные волосяного покрова, покрыты толстой грубой кожей. В течение всей жизни зверя кожа непрерывно нарастает и при холоде постоянно снашивается. Медведю можно позавидовать - на ногах у него вечные подошвы, не требующие ремонта. Но это все происходит у медведя, если он ведет активный образ жизни. В период зимнего сна грубый наружный слой не снашивается, а внутренний слой продолжает нарастать. Лежа в берлоге, медведь обсасывает растрескивающуюся кожу, отстающую иногда целыми лоскутьями и объедает ее. Отсюда и пошло поверье, что медведь с голоду лапу сосет. Сосет, но не с голоду.
За что рысь получила своё название?
Рысь — дикая лесная кошка. Возможно, так в древности славяне представляли себе кота Баюна, который, как и птица Гамаюн, служил Коляде в Ирии.
Имя свое Рысь получила за рыжий (русый) цвет шерсти. Это имя родственно самоназванию Руси, а также древнему имени святой земли (острова, горы, реки), где поклонялись богу Солнца Ра, его потомкам — Раде и Радунице (супруге Коляды).
Потому предки ряда славянских родов себя именовали русью и рысичами. И не только за рыжий цвет волос, но и потому, что они почитали Родину, Рода, бога Солнца Ра, Раду и Радуницу, а также Русь-Рысь.
Из-за остроты зрения, в честь рыси было названо созвездие Яном Гевелием в 1690 году. Гевелий так комментировал выбор названия: «В этой части неба встречаются только мелкие звёзды, и нужно иметь рысьи глаза, чтобы их различить и распознать».
Какую роль играет хвост белки?
Среди лесных зверей белка наиболее приспособлена к жизни на деревьях. Она хорошо лазит по стволам деревьев и может делать большие, затяжные прыжки. Белка пользуется своим пушистым хвостом как парашютом. Когда она прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой хвост, который поддерживает ее в воздухе и помогает сохранить равновесие.
Для чего зайцу длинные уши?
Слух у зайцев превосходный.
Но длинные уши служат ему не только для слуха. Весь день заяц прячется где-нибудь под кустиком и, благодаря ушам, его не очень мучает жажда, ведь не надо потеть, чтобы спастись от перегрева: лишнее тепло уходит через горячие тонкие ушные раковины. Если бы у зайца не было ушей, его летом просто-напросто хватил бы тепловой удар. Потовых желез на теле у зайцев нет, они на подошвах лап (смачивают их при беге и не дают зимой налипать снегу), и если затаившийся зайчонок лапы под себя подобрал, то его не унюхаешь.
Почему в сказках лису называют Патрикеевна?
Не многих животных величают по имени-отчеству. А вот лисицу часто величают именно так. Да еще и отчество у нее необычное - Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей изворотливостью и хитростью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то и наследница знаменитого князя получила отчество Патрикеевна.
Список используемой литературы
1. Букобза, Л. Детская энциклопедия «Животные» [Текст] / Л. Букобза, А. Мулинье. - ООО «Издательская Группа Аттикус», «МАХАОН», 2008. - 128с.
2. Леокум, А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» [Текст] /Авторизованный перевод Я. И А. Агуреевых. – М.: Джулия, 1992. – 334[2] с.
3. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.
4. «Фото животных» - ресурсы Интернет.
5. Эйнар, Г., Детская энциклопедия «Мир леса» [Текст] / Г. Эйнар. - ООО «Издательская Группа Аттикус», «МАХАОН», 2008. - 128с.
Приложение 7
Викторина «Знаешь ли ты природу?»
ФИ обучающегося__________________________________________________
1.Кто в ряду лишний? Зачеркни его.
Бельчонок, котенок, рысенок, волк, тигренок, медвежонок.
1 балл
2.Какой пищей питается слон?
а) животной;
б) растительной;
в) как растительной, так и животной.
1 балл
3.Как понимаете выражение «волка ноги кормят»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла
4.Каким образом птицы помогают деревьям?
а) вьют гнёзда;
б) съедают плоды;
в) спасают от вредителей
1 балл
5.О каком понятии говорят: дышит, питается, растет, размножается, умирает?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1 балл
6. Составьте как можно больше слов из словосочетания «окружающий мир».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждое правильно составленное слово по 1 баллу
7. Какое растение называют ранник, порезник: мать-и-мачеха, подорожник, осока? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла
8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет?
__________________________________________________________________
1 балл
9.Полосатые родственники кошки и лошади.
__________________________________________________________________
1балл
10.Можно ли в зимнем лесу встретить ежа? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла
11.Какие деревья вечнозеленые и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла
12.Какое дерево «плачет»?
__________________________________________________________________
1 балл
13. Почему заяц гложет кору осины, ведь она горькая?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла
14. Соедините начало и конец пословиц:
Здоровое дерево |
а весной расцветает. |
Зимой земля отдыхает, |
лучше зеленая клетка. |
Не нужна соловью золотая ветка, |
дятел не долбит. |
3 балла
15.Какая перелетная птица не строит гнезда? (кукушка)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1 балл
- Подсчитай количество баллов и подумай, какое место ты занял при работе с викториной?
От 10 до 15 баллов – 3 место;
от 15 до 20 – 2 место;
от 20 и выше – 1 место.
Твои баллы ______
Твое место ______
Ответы на викторину «Знаешь ли ты природу?»
1.Кто в ряду лишний? Зачеркни его.
Бельчонок, котенок, рысенок, волк, тигренок, медвежонок.
1 балл
2.Какой пищей питается слон?
а) животной;
б) растительной;
в) как растительной, так и животной.
1 балл
3.Как понимаете выражение «волка ноги кормят»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 балла
4.Каким образом птицы помогают деревьям?
а) вьют гнёзда;
б) съедают плоды;
в) спасают от вредителей
1 балл
5.О каком понятии говорят: дышит, питается, растет, размножается, умирает? (о понятии «живая природа»)
1 балл
6. Составьте как можно больше слов из словосочетания «окружающий мир».
Щи, кора, рак, рок, мак, кожа, мука, жар и др.
За каждое правильно написанное слово по 1 баллу
7. Какое растение называют ранник, порезник: мать-и-мачеха, подорожник, осока? Почему?
Так называют подорожник, т.к. чистый лист прикладывают к ране для остановки кровотечения. 2 балла
8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет?
Осенью. 1 балл
9.Полосатые родственники кошки и лошади.
Тигр и зебра.
1балл
10.Можно ли в зимнем лесу встретить ежа? Почему?
Ежа в зимнем лесу встретить нельзя, т.к. он в это время спит.
2 балла
11.Какие деревья вечнозеленые и почему?
Ель, сосна, кедр, т.к. они меняют хвою не каждую осень, а через несколько лет.
2 балла
12.Какое дерево «плачет»?
«Плачет» плакучая ива, т.к. она растет, склонившись над рекой.
1 балл
13. Почему заяц гложет кору осины, ведь она горькая?
В осиновой коре содержится 10% жира.
2 балла
14. Соедините начало и конец пословиц:
Здоровое дерево |
а весной расцветает. |
Зимой земля отдыхает, |
лучше зеленая клетка. |
Не нужна соловью золотая ветка, |
дятел не долбит. |
3 балла
15.Какая перелетная птица не строит гнезда?
Кукушка.
1 балл
Примечание:
v если обучающийся занял 1 место, то он смог достичь высокого уровня;
v если обучающийся занял 2 место, то он смог достичь среднего уровня;
v если обучающийся занял 3 место, то он смог преодолеть низкий уровень.
Ответы на вопросы, содержащие 2 и 3 балла должны быть полными и обоснованными.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.