ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №5 им. К.П. Феоктистова
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 ________/__________/ «__»____________20___г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 _____________/.__________________/ Приказ № ___ от «__»____20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
(внеурочная деятельность)
«Волейбол»
6 класс
Составитель:
Баткова Вера Альбертовна
учитель ВКК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система физического воспитания в нашей стране
имеет многолетний опыт
становления и направлена на решение основных социально значимых
задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и
воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность.
В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая про грамма внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительной
направленности «Волейбол» для учащихся
5-6 классов разработана на основе:
- Учебника ФГОС «Физическая культура» 5*6*7 под редакцией M.Я. Виленского(2012г.)
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов
образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г)
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов , соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
· способствовать всестороннему физическому развитию;
· способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Основные задачи:
1.0здоровительuая задача.
· У крепление здоровья.
· Совершенствование
физического развития.
2.Развuвающая задача.
· Развитие
интеллектуальных способностей учащихся через освоение
основ
техники и тактики игры волейбол.
·
Развитие основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости;
З.Воспитательная задача.
· Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
· Воспитание моральных и волевых качеств.
·
·
Программа «Волейбол»
направлена на реализацию следующих принципов:
- nрuнциn .модификаиuи, основанный
на выборе средств, методов и форм
организации занятий, учитывающих возрастно
- половые и индивидуальные
особенности детей.
-nринциn сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения 1< выполнению поставленных задач.
-nринциn доступности, основанный
на индивидуальном подходе к ученикам.
который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности
обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного
материала оцениваются по двум базовым уровням и
представлены соответственно личностными
и
метапредметными.
Личностные резvльтаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Данная программа делает акцент на формирование у vчащuxся активистской культуры здоровья и предполагает:
• потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в
спортивных соревнованиях, стремление
показывать как можно более высокие
результаты на соревнованиях;
• умение использовать полученные
знания для успешного выступления на
соревнованиях;
• спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
· стремление индивида вовлечь 13 занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, одноклассников и т.д.).
Содержание nрограммы.
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.
Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой И дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают
подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического
зрения, ориентировке в пространстве.
Развивается двигательная
реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра
в волейбол требует от занимающихся максимального
проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма,
скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются пять разделов:
1. Основы знаний по волейболу.
2. Общая физическая подготовка.
3. Специальная подготовка.
4. Техническая подготовка.
5. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общей физической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общая физическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствуюший обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «технической подготовки» учащиеся обучаются техническим элементам игры «волейбол» .
В разделе «примерные показатели двигательной подготовленности: приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
· Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
· Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90% представлена практическими действиями -- физическими упражнениями.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом правил техники безопасности на занятиях, необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов.
Два раза в год должны про водиться контрольные испытания по общей, специальной и технической подготовке.
Место nрограммы в vчебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта второго поколения и представляет
собой вариант программы организации внеурочной деятельности
учащихся 5-6 классов. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим. занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей - учащиеся 5-6 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья - основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся -не более 15 человек.
Формы занятий - в форме выполнения физических упражнений, игры, беседы.
Формы контроля - опрос, тесты-практикумы, соревнования.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
|
Программный материал |
Количество часов |
1 |
Теоретические сведения |
2 |
2 |
Техническая подготовка |
28 |
3 |
Общефизическая подготовка |
10 |
4 |
Специально физическая подготовка |
16 |
5 |
Подвижные и спортивные игры |
10 |
6 |
Контрольные испытания |
2 |
|
итого |
68 |
|
|
, |
• Тематическое планирование см. Приложение 1
Теоретические
и nрактические
занятия, общеразвивающие
u специальные
уnражнения.
>- Значение волейбола
в общеобразовательной системе, общеразвивающих и
специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
» Место и время проведения
общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий.
» Подбор упражнений и составление
комплекса общеразвивающих
и
специальных упражнений для различных видов спорта.
~ Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание
и развитие основных
физических качеств:
>- Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,
снарядах и со снарядами в парах.
~ Для развития быстроты-упражнения
на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных
игр.
~ Для развития выносливости
- длительный бег умеренной и переменной
интенсивности.
~ Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими
требованиями к координации
и амплитуде движений.
>- Для развития точности.
Планируемый результат
освоения программы
«Волейбол».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
· положительное отношение к систематическим занятиям волейболом;
· понимание роли волейбола в укреплении здоровья.
· Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.
· Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ.
Учащиеся научатся:
· Следовать при выполнении задания инструкциям учителя:
· Понимать цель выполняемых действий;
· Различать подвижные и спортивные игры;
· Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· Рассказывать об истории развития волейбола в России;
· Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма:
· Самостоятельно организовывать игры во внеурочное время.
Маmерuально-mехнuческое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
1. Сетка волейбольная 2 штуки
2. Стойки волейбольные 2 штуки
3. Гимнастическая стенка
4. Гимнастические маты 4 штуки
5. Скакалки 12 штук
6. Мячи волейбольные 15 штук
7. Мячи
набивные (масса 1кг) 5 штук
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
· Основы истории развития волейбола в России;
• Сведения о строении и функциях организма человека;
• Правила игры в волейбол (пионербол);
• Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
· Строевые упражнения;
• Гимнастические упражнения;
• Легкоатлетические упражнения;
• Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
· Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
• Подвижные игры;
• Упражнения для развития прыгучести;
• Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
• Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
· Перемещения и стойки;
• Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
·
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком. сочетание способов
перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
· Индивидуальные действия
• Командные действия
Тактика защиты:
· Индивидуальные действия
• Командные действия
Контрольные игры и
соревнования:
теоретическая часть
· Правила соревнований
Практическяя часть:
• Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола.
• Учебно-тренировочные игры.
Физическая подготовленность
№ п/п |
Содержание требований (виды испытаний) |
Мальчики |
Девочки |
||
5 кл |
6 кл |
5 кл. |
6 кл. |
||
1. |
Бег 30м с высокого старта (с) |
5.4 |
5.3 |
5.7 |
|
2. |
Челночный бег 30м (3*10) (с) |
8.3 |
8.2 |
8.7 |
|
3. |
Прыжок в длину с места (см) |
1.70 |
1.80 |
1.60 |
|
4. |
Прыжок через скакалку (раз) |
80 |
90 |
90 |
100 |
Техническая nодготовленность.
№ п/п |
Содержание требований (виды испытаний) |
Количественный показатель |
|
1. |
Передача над собой (раз) |
5-10 |
7-10 |
2. |
Подача нижняя прямая |
3 из 10 |
5 из 10 |
3. |
Прием снизу (раз) |
5-8 |
7-9 |
Список литературы
8. Волейбол в школе. Железняк Ю.Д.,Слупский Л.Н. Москва«Просвещение»,1989г.
9. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.- Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов,
Москва «Просвещение»2011г.
1 О. Волейбол Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. - Москва «Физкультура и спорт» 1983г
11. Волейбол. Программа для СДЮШОР. Москва «Советский спорт» 2003г
12. Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ, Воспитание» В.Д.
Ковалева - Москва-Просвещение» 1988г.
13. Урок физкультуры в современной школе – Москва «Физкультура и спорт» 2002г.
14. «Комплексная программа физического
воспитания учашихся 1-11 классов
образовательных учреждений» под
редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.),
допущенная Министерством образования и
науки Российской Федерации.
*Приложение №1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N~ |
Наименование разделов и тем |
Дата |
|||||
1 |
Волейбол - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, |
сентябрь |
|||||
|
разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, |
|
|||||
|
подвижные игры. Контрольные испытания. |
|
|||||
2 |
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность |
|
|||||
|
прыжков. ОРУ, стойка волейболиста. Специально беговые упражнения, |
|
|||||
|
подвижные игры. |
|
|||||
3 |
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, стойка |
- |
|||||
|
волейболиста, передвижение. ору Пионербол |
|
|||||
4 |
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, передвижения, |
|
|||||
|
верхняя передача мяча. Стрелковая подготовка. |
|
|||||
5 |
Разновидность Прыжков. ОРУ. Специально прыжковые |
октябрь |
|||||
|
упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола. |
|
|||||
6 |
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ Специально прыжковые упражнения, |
|
|||||
|
пионербол |
|
|||||
7 |
Медленный бег, разновидность бега. Верхняя передача мяча. |
|
|||||
|
Пионербол |
|
|||||
8 |
Упр. на осанку, передача в парах ору Специально прыжковые |
|
|||||
|
упражнения, пионербол .Стрелковая подготовка. |
|
|||||
9 |
Медленный бег, разновидность бега, элементы гимнастики, |
|
ноябрь |
||||
|
акробатические элементы. ору в парах, маховые движения рук. |
|
|
||||
10 |
Медленный бег, разновидность бега, ору. Толчок с двух ног с |
|
|
||||
|
места, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами |
|
|
||||
|
гимнастики и волейбола |
|
|
||||
11 |
Прыжок с двух ногой с места, с З-х. б-и беговых шагов. Элементы |
|
|
||||
|
спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнении |
|
|
||||
12 |
Гимнастические упражнения, подвижные игры. Стрелковая подготовка. |
|
|||||
13 |
Элементы волейбола верхняя, нижняя передача, нижняя подача мяча. |
декабрь |
|||||
14 |
Прыжок с двух ног с места, с 3-х, б-и беговых шагов. Элементы |
|
|
||||
|
спортивных игр, подвижные игры |
|
|
||||
15 |
Прыжок с двух ног с места, с 3-х, б-и беговых шагов. Элементы |
|
январь |
||||
|
спортивных игр, подвижные игры |
|
|
||||
16 |
Медленный бег, разновидность бега. ору Толчок с двух ног с |
|
|
||||
|
места, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами |
|
|
||||
|
гимнастики и волейбола. Стрелковая подготовка. |
- |
|
||||
17 |
Разновидность прыжков. ору Специально прыжковые |
|
|
||||
|
упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. |
|
|
||||
18 |
Упр. на осанку, бег, метания. ору. Специально прыжковые упражнения, |
|
|||||
|
пионербол. Стрелковая подготовка. |
|
|
||||
19 |
Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча. |
|
февраль |
||||
i |
Пионербол |
|
|
||||
20 |
Разновидность прыжков. ору. Специально прыжковые |
|
|
||||
|
упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. |
|
|
||||
21 |
Упр, на осанку, бег, метания. ору. Специально прыжковые упражнения, |
|
|||||
|
пионербол |
|
|
||||
22 |
Медленный бег, разновидность бега Нижняя передача мяча .пионербол. |
|
|||||
23 |
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, ра.1НОВИДНОСТЬ |
|
март |
||||
|
прыжков. ору, передачи мяча. Специально беговые упражнения, |
|
|
||||
|
подвижные игры. Стрелковая подготовка. |
|
|
||||
|
24 |
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, стойка |
|
||||
|
|
волейболиста, передвижение. ору. Пионербол |
|
|
|||
|
25 |
Медленный бег, разновидность бега ору в парах, передвижения, |
|
||||
|
|
верхняя передача мяча |
.. |
|
|||
|
26 |
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые |
|
||||
|
|
упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. |
|
||||
|
27 |
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, |
апрель |
||||
|
|
пионербол. Стрелковая подготовка. |
|
|
|||
|
28 |
Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча |
|
||||
|
|
пионербол. Нижняя подача. |
|
|
|||
|
29 |
Медленный бег, разновидность бега, ору. Толчок с двух ног с |
|
||||
|
|
места, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами |
|
||||
|
|
гимнастики и волейбола |
|
|
|||
|
30 |
Разновидность прыжков. ОРУ Специально прыжковые |
|
||||
|
|
упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. |
|
||||
|
31 |
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, |
май |
||||
|
|
пионербол. Нижняя подача. Стрелковая подготовка. |
|
||||
|
32 |
Медленный бег, разновидность бега. Нижняя и верхняя |
|
||||
|
|
передача мяча. Пионербол. |
|
|
|||
|
33 |
Разновидность прыжков. ОРУ. |
|
|
|||
|
|
Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с |
|
||||
|
|
элементами волейбола. Стрелковая подготовка. |
|
|
|||
|
34 |
Разновидность прыжков, ору, Специально прыжковые |
|
||||
|
|
упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. |
|
||||
|
|
Контрольные испытания. |
|
|
|||
|
|
~--"_ ... |
|
||||
|
|
Итого: |
68 |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.