Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
doc
04.03.2020
Статья
Всероссийский Педагогическая статья.doc

 

 

МКОУ «Каргалинская основная

общеобразовательная школа»

Томской области, Шегарского района

 

 

 

Формирование учебной мотивации

у младших школьников.

 

 

 

                                                                              Ефимова

                                                                       Татьяна Васильевна

                                                         учитель начальных классов

 

 

 

 

 

с. Каргала - 2014 год

 

                            

    В современной школе, в связи с переходом на новые стандарты,  вопрос о мотивации учения без преувеличения  назван центральным. Особую тревогу у учителей вызывают дети с трудностями в обучении.

Исследования показали, что интерес школьников к учёбе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Необходимо поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения, так как мотивация является победителем активности и успешности в обучении.

В этой связи стоит вспомнить В.Ф.Шаталова. Его главная заслуга, по мнению многих, не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязательно приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной деятельности. В свое время Л.Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.

Задача учителя, прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.

Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

    Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может  посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

 

Функции учебных мотивов

Можно выделить следующие функции учебных мотивов:

а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Источники учебной мотивации

Учебная деятельность имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности:

*       внутренние;

*       внешние;

*       личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности.
Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотек и т.д.). Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.

Развитие мотивов учения

В психологии известно, что развитие мотивов учения идёт двумя путями:

1.через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2.через саму деятельность учения школьника, которая должна чем – то заинтересовать его;

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.

Уровни развития учебной мотивации

Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих  неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Неустойчивость мотивов.

Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в
учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности, большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя обнаружить ее и найти способы коррекции.

Изучение учебной мотивации

Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого, необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.
Основой для этого служит целенаправленное наблюдение учителей за деятельностью учащихся:

Ø Имеется ли у ученика интерес к учебно-воспитательному процессу.

Ø К чему именно в этом процессе имеется наибольший интерес.

Ø Имеется ли у него интерес к данному учебному предмету.

Ø Что именно интересует ученика в нем:

содержание учебного предмета;

методы открытия новых знаний;

методы решения задач;

внешние результаты - оценки, престиж и т.д.

Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.
          Можно использовать и некоторые
методики более объективного характера. Л.М. Фридман приводит следующие методики.

Методика "свободных заданий". В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого освоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.
          Очевидно, что выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к данному учебному предмету. Если такие свободные задания применять нечасто, но систематически, то по их результатам можно с большой надежностью установить характер мотивации учащихся.
          Методика прерывания процесса решения задач. Она предполагает, что самостоятельный возврат ученика к нерешенной задаче осуществляется при наличии у него внутренней мотивации, обнаруживая у него одно из проявлений познавательного мотива - стремление к завершенности учебных действий. Эту методику можно применять в двух вариантах.
          Первый вариант. В процессе урока учитель ставит перед учащимися какую-то достаточно сложную задачу. После обсуждения различных способов ее решения учитель, убедившись, что задача понятна и учащиеся смогут ее решить, специально уходит из класса, находя какой-либо предлог для этого. Выходя, он не дает никаких указаний учащимся. Минут через 10-15 учитель возвращается и, обойдя учащихся, фиксирует, кто решал задачу, а кто занимался совсем иным делом. Тем самым он выявляет наличие у учащихся стойких
учебно-познавательных мотивов.
          Второй вариант этой методики состоит в том, что учитель рассчитывает время урока таким образом, чтобы учащиеся успели лишь разобрать предложенную задачу, но не завершить ее решение. Когда раздается звонок, учитель никакого задания учащимся не дает. А на следующем уроке фиксирует, кто из учащихся продолжил решение задачи или даже полностью ее решил.
          Методика составления задач и вопросов. Перед завершением очередной темы учитель обращается к классу: "Мы заканчиваем изучение темы. Для того, чтобы обобщить пройденный учебный материал и установить уровень его усвоения каждым из вас, выявить те вопросы, которые остались недостаточно усвоенными, мы проведем обобщающий урок (зачетный урок, письменную работу и т.д., в зависимости от специфики учебного предмета). Для этого прошу, кто желает, можно по группам, составить набор вопросов (вариант письменной работы и т.д.), по которым мы проведем обобщение темы. Ваши предложения мы обсудим на следующем уроке".
          Собрав предложения учащихся, учитель по характеру и оригинальности этих предложений может судить об интересах учащихся, о характере их мотивации.

                    Повышение интереса к учебному материалу.

         Привлекательная цель

     Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

         Удивляй!

      Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

         Отсроченная отгадка

      В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

     Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

         Лови ошибку!

     Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

    Ученик получает текст (разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть поработает учителем.

         Практичность теории

    Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.    

         Пресс – конференция

    Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

         Вопрос к тексту

    Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Коррекционная работа

Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, - это вселит в него дух уверенности.

Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему лучше понять материал, успешно выполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появится стремление еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, например, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги, а затем придумать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает необходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Если задачи понравятся детям, следует объявить их автора. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, к учению в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.

Этапы формирования мотивации

Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – понимание и постановку учениками целей и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.
Соответственно, выделяются следующие этапы формирования мотивации;
– этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений,  усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);
– этап усиления  возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);
– этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления).

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”.
Эта работа включает следующие направления:
– восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач;
– ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему);
– укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Следует особо подчеркнуть, что развитию мотивационно - познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Педагогу необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции  (“живое созерцание” при наблюдении, абстрактное мышление при использовании словесных методов, осуществление практических действий), характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию. Исходя из потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать следующий вариант классификации методов обучения и их дидактических характеристик.

Формирование учебно – познавательной мотивации учащихся

1.Использование дидактических средств.

Печатные учебные материалы позволяют  повысить уровень информированности, расширить кругозор учащихся, дают возможность постоянного использования в качестве  хранителей информации.                                                                                     Натуральные объекты позволяют актуализировать внимание школьников, вызывают их удивление, любопытство, заинтересованность.                                        Макеты и модели задействуют ассоциативную память учащихся, вызывают восхищение творением рук человеческих, любознательность, интерес, желание изготовить что-либо собственными руками.                                                                        С помощью лабораторных устройств и материалов развиваются практические умения, навыки, что усиливает значимость детей в собственных глазах; формируются их созидательные способности и значимость деятельности.
Аудиторные средства обучения развивают умение слушать и слышать, формируют музыкальную культуру, интерес к технике, позволяют углубить чувство прекрасного и сделать доступными произведения искусства, уникальные рисунки и фотографии.                                                                                                                 Аудиовизуальные средства позволяют формировать всестороннюю культуру, целостность мировосприятия, расширяют познавательные умения и навыки.        Дидактические средства обеспечивают развитие познавательных способностей учащихся, овладение конкретными знаниями, самоконтролем и самокоррекцией своих действий, компонентами учебной деятельности.
Компьютеры позволяют поддерживать интерес учащихся к достижениям
современности, стремление к овладению электронной техникой, с помощью которой возможны быстрота и качество расчетов, набор и оформление текстов, знакомство с развивающими играми, программами; осуществляется определенная ориентация в профессиональной сфере.                                                                   Средства массовой информации повышают информированность школьников, развивают их общую культуру, знакомят с разнообразными подходами к ряду проблем.
Эффективность используемых учителем дидактических методов и средств для развития мотивационной сферы учащихся во многом зависит от численности обучаемых,  обеспечивается умелым выбором организационных форм.

     Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.

     Через мотивацию педагогические цели превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного, в том числе для интеллектуального развития ребёнка; с помощью побуждающих функций, средств в педагогической коммуникации актуализируются и осваиваются учебные ситуации; систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Каргалинская основная общеобразовательная школа»

МКОУ «Каргалинская основная общеобразовательная школа»

В современной школе, в связи с переходом на новые стандарты , вопрос о мотивации учения без преувеличения назван центральным

В современной школе, в связи с переходом на новые стандарты , вопрос о мотивации учения без преувеличения назван центральным

Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива; в) регулирующую функцию , суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего,…

Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива; в) регулирующую функцию , суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего,…

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют

Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей

Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей

Повышение интереса к учебному материалу

Повышение интереса к учебному материалу

Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему лучше понять материал, успешно выполнять задания

Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему лучше понять материал, успешно выполнять задания

Исходя из потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать следующий вариант классификации методов обучения и их дидактических характеристик

Исходя из потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать следующий вариант классификации методов обучения и их дидактических характеристик

Через мотивацию педагогические цели превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного,…

Через мотивацию педагогические цели превращаются в психические цели обучаемых; через содержание формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020