Программа дополнительного образования
«Выживание в условиях автономного
существования в природе»
Программа курса «Выживание в условиях автономного существования в природе» разработана в рамках «Государственной целевой программы обучения населения, подготовки специалистов органов государственного управления Российской Федерации и аварийно- спасательных сил к действиям в чрезвычайных ситуациях», в соответствии с требованиями законов Российской Федерации « Об образовании», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Программа рассчитана на 1 год обучения. Состав занимающихся: учащиеся в возрасте 11-16 лет, группа 10-15 человек. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год. Практическая часть программы составляет 80%.
Занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают знания о своем крае, технике и тактике туризма, ориентированию на местности, действию в экстремальных ситуациях природного характера, оказанию доврачебной помощи.
Содержание программы основывается на цикличности познавательного тренировочного процесса, по принципу ролевой системы творческого самоуправления.
Курс предполагает четыре основных направления в воспитательном, образовательном и тренировочном процессе:
Для эффективного усвоения учебного материала, развития жизненных навыков необходимо организовать практическую деятельность занимающихся преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, сборов, соревнований.
Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки и проведения походов, соревнований. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в экстремальных ситуациях.
Обучение детей безопасному поведению на природе, формирование у учащихся чувства уверенности и защищенности в природной среде, воспитание личности безопасного типа.
Ÿ научить навыкам автономного существования человека в природе;
Ÿ расширить знания учащихся о растительном и животном мире Сибири;
Ÿ дополнить и углубить знания в топографии;
Ÿ способствовать развитию наблюдательности, внимательности в условиях природы;
Ÿ формировать стереотип безопасного поведения;
Ÿ воспитывать психическую устойчивость и готовность к действиям в природных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Личное и групповое снаряжение (4 часа).
2. Подготовка к походу (1 час).
3. Питание в туристическом походе (3 часов).
4. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий (5 часа).
5. Техника и тактика в туристском походе (3 часа).
1. Понятие о топографических и спортивных картах. Условные топографические знаки (3 часов).
2. Компас. Ориентирование с помощью компаса (4 часа).
3. Ориентирование на местности по карте (40 часов).
№
|
Тема
|
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Экскурсии |
||
I |
Основы туристической подготовки |
|
|
|
1 |
Личное и групповое снаряжение |
2 |
2 |
|
2 |
Подготовка к походу |
1 |
|
|
3 |
Питание в туристском походе |
1 |
2 |
|
4 |
Техника безопасности в туристском походе, занятий |
2 |
3 |
|
5 |
Техника и тактика в туристском походе |
1 |
2 |
|
II |
Топография и ориентирование |
|
|
|
1 |
Понятие о топографических и спортивных картах. Условные топографические знаки. |
1 |
2 |
|
2 |
Компас. Ориентирование с помощью компаса |
|
4 |
|
3 |
Ориентирование на местности по карте |
|
40 |
|
III |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
|
|
|
1 |
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний |
1 |
|
|
2 |
Походная медицинская аптечка |
1 |
|
|
3 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Зеленая аптека |
3 |
6 |
|
4 |
Приемы транспортировки пострадавшего |
|
2 |
|
5 |
Способы самоконтроля физического состояния |
1 |
1 |
|
IV |
Организация туристического быта |
|
|
|
1 |
Организация туристского бивака |
1 |
1 |
|
2 |
Виды костров. Способы разведения костров |
|
5 |
|
3 |
Сооружение временного жилище |
1 |
6 |
|
V |
Выживание в условиях автономного существования |
|
|
|
1 |
Психологические аспекты взаимоотношений в группе |
1 |
2 |
|
2 |
Действие группы в аварийных ситуациях. Поисково- спасательные мероприятия. |
1 |
4 |
|
3 |
Преодоление естественных препятствий |
|
13 |
|
4 |
Причины возникновения аварийных ситуаций в походах и меры их предупреждения |
2 |
6 |
|
VI |
Контрольные упражнения |
|
|
|
1 |
Походы |
|
48 |
|
2 |
Походы- экскурсии |
|
|
19 |
3 |
Туристические соревнования |
|
20 |
|
4 |
Туристические старты |
|
8 |
|
Итого: |
20 |
140 |
19 |
|
Общий итог: 216 часов |
№ |
Название соревнования |
Сроки проведения |
Ответственные за проведения соревнования |
1 |
Соревнования «Школа безопасности». |
Сентябрь Октябрь |
|
2 |
Соревнования по технике пешеходного туризма. |
Ноябрь |
|
3 |
Поход-экскурсия. |
Ноябрь |
|
4 |
Туристические старты. |
Декабрь |
|
5 |
Ориентирование по маркированной трассе. |
Февраль |
|
6 |
Соревнования по спортивному ориентированию. |
Апрель |
|
7 |
Поход-экскурсия. |
Май |
|
8 |
Соревнования среди школ региона «Школа безопасности». |
Май |
|
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Рюкзак |
4 шт. |
2 |
Компас (жидкостный) |
12 шт. |
3 |
Костровой набор |
2 комплекта |
4 |
Страховочная система |
12 шт. |
5 |
Карабин |
24 шт. |
6 |
Коврик туристский |
12 шт. |
7 |
Спортивный зал |
2 |
8 |
Спортивная площадка |
1 |
9 |
Тренажерный зал |
1 |
10 |
Палатка |
3 шт |
По окончанию курса 100% учащихся владеют достаточным и необходимым комплексом ЗУНов, по выживанию в природе, и готовы применить их в конкретных жизненных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
необходимое оборудование для похода, планирование однодневного и многодневного туристического похода, технику безопасности при проведение туристических походов и занятий, знаки топографических и спортивных карт, способы ориентирования на местности, целебные растения региона, как оказывать доврачебную помощь пострадавшему, способы транспортировки пострадавшего, признаки утомления организма, особенности организации туристского бивака, различные варианты разведения костра, виды и типы временных жилищ, причины возникновения нестандартных походных ситуаций, действия в аварийных ситуациях, психологические особенности поведения человека в быту и экстремальных ситуациях, как преодолеть естественные препятствия.
После прохождения практических занятий по курсу туризма учащиеся должны уметь: организовывать туристические походы, предвидеть и избегать опасные ситуации в походе, ориентироваться на местности, оказывать доврачебную помощь, сооружать средства переноски для пострадавшего, выбирать место для туристического бивака, разводить костер в любую погоду и время года, сооружать временное жилища, действовать в аварийной ситуации, организовывать поисковые мероприятия, преодолевать естественные препятствия, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья.
Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование». Издательство Москва «Просвещение» 1990 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.