Программа дополнительного образования
«Выживание в условиях автономного
существования в природе»
Программа курса «Выживание в условиях автономного существования в природе» разработана в рамках «Государственной целевой программы обучения населения, подготовки специалистов органов государственного управления Российской Федерации и аварийно- спасательных сил к действиям в чрезвычайных ситуациях», в соответствии с требованиями законов Российской Федерации « Об образовании», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Программа рассчитана на 1 год обучения. Состав занимающихся: учащиеся в возрасте 11-16 лет, группа 10-15 человек. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год. Практическая часть программы составляет 80%.
Занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают знания о своем крае, технике и тактике туризма, ориентированию на местности, действию в экстремальных ситуациях природного характера, оказанию доврачебной помощи.
Содержание программы основывается на цикличности познавательного тренировочного процесса, по принципу ролевой системы творческого самоуправления.
Курс предполагает четыре основных направления в воспитательном, образовательном и тренировочном процессе:
Для эффективного усвоения учебного материала, развития жизненных навыков необходимо организовать практическую деятельность занимающихся преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, сборов, соревнований.
Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки и проведения походов, соревнований. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в экстремальных ситуациях.
Обучение детей безопасному поведению на природе, формирование у учащихся чувства уверенности и защищенности в природной среде, воспитание личности безопасного типа.
Ÿ научить навыкам автономного существования человека в природе;
Ÿ расширить знания учащихся о растительном и животном мире Сибири;
Ÿ дополнить и углубить знания в топографии;
Ÿ способствовать развитию наблюдательности, внимательности в условиях природы;
Ÿ формировать стереотип безопасного поведения;
Ÿ воспитывать психическую устойчивость и готовность к действиям в природных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Личное и групповое снаряжение (4 часа).
2. Подготовка к походу (1 час).
3. Питание в туристическом походе (3 часов).
4. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий (5 часа).
5. Техника и тактика в туристском походе (3 часа).
1. Понятие о топографических и спортивных картах. Условные топографические знаки (3 часов).
2. Компас. Ориентирование с помощью компаса (4 часа).
3. Ориентирование на местности по карте (40 часов).
№
|
Тема
|
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Экскурсии |
||
I |
Основы туристической подготовки |
|
|
|
1 |
Личное и групповое снаряжение |
2 |
2 |
|
2 |
Подготовка к походу |
1 |
|
|
3 |
Питание в туристском походе |
1 |
2 |
|
4 |
Техника безопасности в туристском походе, занятий |
2 |
3 |
|
5 |
Техника и тактика в туристском походе |
1 |
2 |
|
II |
Топография и ориентирование |
|
|
|
1 |
Понятие о топографических и спортивных картах. Условные топографические знаки. |
1 |
2 |
|
2 |
Компас. Ориентирование с помощью компаса |
|
4 |
|
3 |
Ориентирование на местности по карте |
|
40 |
|
III |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
|
|
|
1 |
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний |
1 |
|
|
2 |
Походная медицинская аптечка |
1 |
|
|
3 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Зеленая аптека |
3 |
6 |
|
4 |
Приемы транспортировки пострадавшего |
|
2 |
|
5 |
Способы самоконтроля физического состояния |
1 |
1 |
|
IV |
Организация туристического быта |
|
|
|
1 |
Организация туристского бивака |
1 |
1 |
|
2 |
Виды костров. Способы разведения костров |
|
5 |
|
3 |
Сооружение временного жилище |
1 |
6 |
|
V |
Выживание в условиях автономного существования |
|
|
|
1 |
Психологические аспекты взаимоотношений в группе |
1 |
2 |
|
2 |
Действие группы в аварийных ситуациях. Поисково- спасательные мероприятия. |
1 |
4 |
|
3 |
Преодоление естественных препятствий |
|
13 |
|
4 |
Причины возникновения аварийных ситуаций в походах и меры их предупреждения |
2 |
6 |
|
VI |
Контрольные упражнения |
|
|
|
1 |
Походы |
|
48 |
|
2 |
Походы- экскурсии |
|
|
19 |
3 |
Туристические соревнования |
|
20 |
|
4 |
Туристические старты |
|
8 |
|
Итого: |
20 |
140 |
19 |
|
Общий итог: 216 часов |
№ |
Название соревнования |
Сроки проведения |
Ответственные за проведения соревнования |
1 |
Соревнования «Школа безопасности». |
Сентябрь Октябрь |
|
2 |
Соревнования по технике пешеходного туризма. |
Ноябрь |
|
3 |
Поход-экскурсия. |
Ноябрь |
|
4 |
Туристические старты. |
Декабрь |
|
5 |
Ориентирование по маркированной трассе. |
Февраль |
|
6 |
Соревнования по спортивному ориентированию. |
Апрель |
|
7 |
Поход-экскурсия. |
Май |
|
8 |
Соревнования среди школ региона «Школа безопасности». |
Май |
|
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Рюкзак |
4 шт. |
2 |
Компас (жидкостный) |
12 шт. |
3 |
Костровой набор |
2 комплекта |
4 |
Страховочная система |
12 шт. |
5 |
Карабин |
24 шт. |
6 |
Коврик туристский |
12 шт. |
7 |
Спортивный зал |
2 |
8 |
Спортивная площадка |
1 |
9 |
Тренажерный зал |
1 |
10 |
Палатка |
3 шт |
По окончанию курса 100% учащихся владеют достаточным и необходимым комплексом ЗУНов, по выживанию в природе, и готовы применить их в конкретных жизненных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
необходимое оборудование для похода, планирование однодневного и многодневного туристического похода, технику безопасности при проведение туристических походов и занятий, знаки топографических и спортивных карт, способы ориентирования на местности, целебные растения региона, как оказывать доврачебную помощь пострадавшему, способы транспортировки пострадавшего, признаки утомления организма, особенности организации туристского бивака, различные варианты разведения костра, виды и типы временных жилищ, причины возникновения нестандартных походных ситуаций, действия в аварийных ситуациях, психологические особенности поведения человека в быту и экстремальных ситуациях, как преодолеть естественные препятствия.
После прохождения практических занятий по курсу туризма учащиеся должны уметь: организовывать туристические походы, предвидеть и избегать опасные ситуации в походе, ориентироваться на местности, оказывать доврачебную помощь, сооружать средства переноски для пострадавшего, выбирать место для туристического бивака, разводить костер в любую погоду и время года, сооружать временное жилища, действовать в аварийной ситуации, организовывать поисковые мероприятия, преодолевать естественные препятствия, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья.
Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование». Издательство Москва «Просвещение» 1990 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.