Программа дополнительного образования "Заговори, чтоб я тебя увидел..." для 10-11 классов.

  • docx
  • 20.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Заговори, чтоб я тебя увидел» для 10-11 классов.
Иконка файла материала Заговори, чтоб я тебя увидел 24.docx

МБОУ Орловская СОШ Азовского района

 

 

 

 

ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического /                                      Директор МБОУ Орловской СОШ

методического совета                                                       __________ Полухина Д.В

Протокол от «___» ______ 202_ г.                                  Приказ от «___» ______ 2024 г. 

№ ____                                                                               №____ 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-гуманитарной направленности

«Заговори, чтоб я тебя увидел»

 

 

 

Подвид программы: модульная

Уровень программы: базовый

Целевая группа (возраст): 15-17лет

Срок реализации: 1 год, 36 часов

Форма обучения : очная

Разработчик: Цомая Е,В,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Орловка, 2024 г.

 

 

 

Содержание

 

1.   Комплекс основных характеристик программы.. 3

1.1.   Пояснительная записка. 3

1.2.   Цель и задачи программы.. 5

1.3.   Планируемые результаты освоения программы.. 6

1.4.   Учебно-тематический план. 7

1.5.   Содержание учебно-тематического плана. 7

2.   Комплекс организационно-педагогических условий. 10

2.1.   Календарный учебный график. 10

2.2.   Формы аттестации/контроля. 12

2.3.   Оценочные материалы.. 12

2.4.   Методическое обеспечение программы. 12

2.5.   Условия реализации программы.. 12

2.6.   Воспитательный компонент. 13

3.   Список литературы.. 14

 


 

1.     КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.            Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Заговори, чтоб я тебя увидел» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации МБОУ Орловская СОШ;

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ Орловская СОШ;

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБОУ Орловская СОШ;

 

Направленность (профиль): социально-гуманитарная

 

Актуальность программы: определяется прежде всего тем, что необходимо воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, нужно научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Полученные знания формируют умение добывать, обрабатывать информацию и грамотно ею пользоваться; умение точно оценить образовательный уровень и социальный статус собеседника по его речи; представление о правилах использования языка в различных сферах, знание жанровых особенностей. Владение культурой устной и письменной речи, искусством общения, навыками активного речевого воздействия  может быть необходимым во многих современных профессиях.

Грамотная, убедительная и выразительная речь, умение выступать перед аудиторией и воздействовать на нее своим словом, возможность непринужденно общаться с другими людьми – вот важнейшие качества, которые необходимы каждому, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе, кто хочет добиться успехов в профессиональной деятельности.

Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, выпускникам школы необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, правильно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности, уметь убеждать собеседника.

Отличительные особенности программы в практической направленности курса, в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа материалов (средств массовой информации, речи в повседневном общении, языка виртуального общения, языка современных художественных произведений), при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

Новизна программы в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа; в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий.

 

Адресат программы: программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 15-17 лет. В этом возрасте подводится своеобразный итог изучения языка в школе.

 

Уровень освоения программы: базовый

Наполняемость группы: 11 человек

Объем программы: 36часов

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут

Форма(ы) обученияочная

Особенности организации образовательного процесса: при реализации программы используется в основном групповая форма организации образовательного процесса, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Состав группы является постоянным.

 

1.2.            Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенций, воспитание вежливого и тактичного собеседника; содействие в  формировании толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.

Задачи программы:

Образовательные: обобщить знания учащихся о нормах литературного языка, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете; выявить современные проблемы культуры русской речи.

 

Развивающие:

- развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

- формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля;

- помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы с информацией;

- овладение умением проводить отбор языкового материала и его лингвистический и стилистический анализ.

 

Воспитательные:

- воспитание сознательного, ответственного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к русскому языку;

- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- выработать нетерпимость к «порче» языка, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля.

 

1.3.            Планируемые результаты освоения программы

Предметные образовательные результаты:  сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение знаниями о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; сформированность умения анализировать единицы различных языковых уровней; владение комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции десятиклассников; вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения; отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения; ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения; определять причины коммуникативных удач и неудач; уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата; высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении; адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные средства общения; соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

 

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

Личностные результаты:  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;  эстетическое отношение к миру; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

 

1.4.            Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

 

1.1.

Тема 1. Цели и задачи курса. «Языковой вкус эпохи».

1

1

 

Наблюдение, анкетирование, анализ

1.2.

Тема 2. Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся

1

 

1

Анализ допущенных ошибок

2.

Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка

14

8

6

 

2.1

Тема 1. Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина

1

1

 

План лекции

2.2

Тема 2. Язык и речь. Уровни владения языком. Основные единицы речевого общения.

1

1

 

Таблица

2.3

Тема 3. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи.

1

1

 

Обобщающая таблица «Качества хорошей речи»

2.4

Тема 4. Литературная норма. Система норм.

2

1

1

Словарь «Речевые ошибки и их преодоление» .

2.5

Тема 5. Орфоэпические нормы русского языка.

2

1

1

Материалы для упражнений со скороговорками.

2.6

Тема 6. Морфологические нормы русского языка. Ошибки в морфологических формах.

2

1

1

Анализ текстов; решение лингвистических задач, редактирование текстов.

2.7

Тема 7. Синтаксические нормы русского языка

2

1

1

Редактирование текстов

2.8

Тема 8. Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов

2

1

1

Текст на основе лексических ассоциаций.

2.9

Тема 9. Практикум по теме: «Культура речи: общие понятия».

1

 

1

Сообщения учащихся. Оценивание выступлений.

3.

Стилистика

8

5

3

 

3.1

Тема 1. Судьба функциональных стилей в современной языковой ситуации. Стилистические ресурсы языка.

1

1

 

Комплексный анализ текста, подбор доказательств по тексту

3.2

Тема 2. Художественный стиль. Основные виды тропов. Стилистические фигуры

2

1

1

Составленные самостоятельно тропы и фигуры языка.

3.3

Тема 3. Официально-деловой стиль речи Деловые бумаги

1

1

 

Деловые бумаги

3.4

Тема 4. Научный стиль. Научно-популярный стиль Жанры научных текстов: аннотация, рецензия, реферат

1

1

 

Аннотация на книгу.

3.5

Тема 5. Публицистический стиль. Языковые средства публицистического стиля

2

1

1

Анализ текстов СМИ; создание текста публицистического стиля

3.6

Тема 6. Практикум «Секреты стилистики»

1

 

1

Оценивание работ групп

4.

Риторика

11

6

5

 

4.1

Тема 1. Из истории развития риторики

1

1

 

Сообщения учащихся о древнегреческих ораторах

4.2

Тема 2. Речь как показатель социального статуса говорящего. Язык повседневного общения.

1

1

 

Мини-тест, вопросы для самоконтроля

4.3

Тема 3. Речевое воздействие. Основные факторы речевого воздействия. Формулы речевого этикета.

2

1

1

Моделирование речевых ситуации, словарь основных формул речевого этикета.

4.4

Тема 4. Классификация выступления с точки зрения их основной цели. Развлекательное, агитационное, информативное выступление.

2

1

1

Текст юмористического характера на заданную тему. Выступление на заданную тему.

4.5

Тема 5. Язык публичного выступления

2

1

1

Сообщение-доклад по теме «Секрет словесного воздействия…» с использованием тропов и стилистических фигур.

4.6

Тема 6. Особенности общения в Интернете.

1

 

1

Анализ контента.

4.7

Тема 7. Дискутивно-полемическая речь

2

1

1

Анализ эпизодов художественных произведений, содержащих спор

5.

Обобщение и систематизация

1

 

1

 

5.1

Итоговое занятие – круглый стол. «Как говорит современный подросток».

1

 

1

Моделирование ролевых ситуаций

 

ИТОГО

36

24

12

 

 

1.5.            Содержание учебно-тематического плана

 

Введение (2ч)

Тема 1. Цели и задачи курса. «Языковой вкус эпохи».

Теория: презентация курса: цели, задачи, формы работы, требования, прогнозируемый результат. Отечество. Язык. Культура. Мотивы к овладению высоким уровнем культуры речи.

Практика: наблюдение, анкетирование, анализ, деловая игра.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран, репродукции картин, тексты.

Тема 2. Диагностика культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся.

Теория: нет.

Практика: тестирование, анализ допущенных ошибок.

Оборудование: распечатанные тесты.

 

Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка (14ч)

Тема 1. Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина.

Теория: литературный язык и его признаки. Нормированность как основная качественная характеристика литературного языка. Понятие нормы и правила. Развитие языка и изменчивость норм. Язык как система и речь как опыт владения языком. Понятие культуры речи.

Практика: план лекции.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран, книги по культуре речи, словари.

Тема 2. Язык и речь. Уровни владения языком. Основные единицы речевого общения.

Теория: основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет.

Речевой акт. Речевая роль. Основные формы речи. Сферы и среды речевого общения. Речевая ситуация (говорящий – слушающий; пишущий – читающий; предмет речи; условия речевого общения). Основные единицы речевого общения

Практика: составление таблицы.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран, отрывок из книги Б. Акунина «Сказки для идиотов»

Тема 3. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи.

Теория: речевое общение. Речевое поведение, речевой этикет.  Речевая ситуация как основа функционирования речевого общения. Национальная специфика речевого этикета.

Практика: моделирование речевых ситуаций.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 4. Литературная норма. Система норм.

Теория: литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Система норм. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Динамический характер нормы. Варианты и речевая ошибка. Просторечие как источник речевых ошибок.

Практика: редактирование текстов прессы, современных художественных произведений.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран, текст Т. Устиновой «Персональный ангел», словари.

Тема 5. Орфоэпические нормы русского языка.

Теория: современные нормы произношения. Акцентологические и орфоэпические нормы. Виды ударения в русском языке. Орфоэпические словари. Произношение гласных и согласных звуков. Ударные гласные. Редукция. Безударные гласные. Сильная и слабая позиции звуков. Произношение иностранных слов. Техника речи. Звуки и скороговорки. Произношение звукосочетаний и некоторых грамматических форм. Произношение окончаний имён прилагательных в безударном положении сегодня и в прошлом. Произношение отдельных форм глаголов. Техника речи. Скороговорки, помогающие улучшить свою речь. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечия и диалектов.

Практика: выразительное чтение стихотворения, практическая работа с орфоэпическим словарём.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 6. Морфологические нормы русского языка. Ошибки в морфологических формах.

Теория: ошибки в морфологических формах. Число существительных. Варианты падежных окончаний. Определение рода имен существительных. Склонение географических наименований и собственных имен. Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола.

Практика: анализ текстов; решение лингвистических задач, редактирование текстов.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 7. Синтаксические нормы русского языка.

Теория: синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении. Прямой и обратный порядок слов в предложениях. Инверсия как средство выразительности речи. Анализ поэтических текстов с использованием инверсий. Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. Риторические вопросы. Риторические восклицания и обращения. Параллелизм. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Лексический повтор. Градация. Многосоюзие. Эллипсис. Парцелляция. Практическая работа по определению фигур речи.

Практика: выполнение упражнений, заданий, применение на практике полученных знаний.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 8. Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.

Теория: лексическое значение слова. Словесные ассоциации. Лексика  русского языка с точки зрения происхождения, активного (пассивного) запаса, сферы употребления. Стилистическая окраска лексики. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Крылатые слова. Лексические ошибки. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

Практика: составление текста на основе лексических ассоциаций, редактирование текста.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 9. Практикум по теме: «Культура речи: общие понятия».

Теория: нет.

Практика: сообщения учащихся. Оценивание выступлений. Выполнение упражнений.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран, раздаточный материал.

 

Стилистика (8ч)

Тема 1. Судьба функциональных стилей в современной языковой ситуации. Стилистические ресурсы языка.

Теория: основания классификации функциональных стилей.

Практика: комплексный анализ текста, подбор доказательств по тексту.

Оборудование: распечатанные тексты. ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 2. Художественный стиль. Основные виды тропов. Стилистические фигуры.

Теория: лексические, морфологические и синтаксические средства художественного стиля.

Практика: комплексный анализ текста, составление самостоятельных тропов и фигур.

Оборудование: распечатанные тексты. ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 3. Официально-деловой стиль речи Деловые бумаги

Теория: лексические, морфологические и синтаксические средства официально-делового стиля.

Практика: составление деловых бумаг.

Оборудование: распечатанные тексты. ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 4. Научный стиль. Научно-популярный стиль Жанры научных текстов: аннотация, рецензия, реферат.

Теория: лексические, морфологические и синтаксические средства научного стиля.

Практика: создание аннотации на книгу.

Оборудование: распечатанные тексты. ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 5. Публицистический стиль. Языковые средства публицистического стиля.

Теория: лексические, морфологические и синтаксические средства публицистического стиля.

Практика: анализ текстов СМИ; создание текста публицистического стиля

Оборудование: распечатанные тексты. ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 6. Практикум «Секреты стилистики».

Теория: нет.

Практика: работа в группах.

Оборудование: распечатанные тексты.

 

Риторика (11ч)

Тема 1. Из истории развития риторики.

Теория: предмет риторики. Древняя Греция - колыбель риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима. Виды ораторского искусства: монологические/диалогические, эмоциональные/рациональные. Основные этапы развития западноевропейской риторики. Софистика и ее эволюция. Развитие риторических традиций в России. Риторика Древней Руси и доломоносовская риторика.

Практика: сообщения учащихся о древнегреческих ораторах.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 2. Речь как показатель социального статуса говорящего. Язык повседневного общения.

Теория: условия эффективности разговора. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи. Диалектизмы. Жаргонизмы. Иллюзия понятности речи. Выразительность речи

Практика: мини-тест, вопросы для самоконтроля.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 3. Речевое воздействие. Основные факторы речевого воздействия. Формулы речевого этикета.

Теория: формулы речевого этикета. Тактичность. Речевая агрессия и речевая манипуляция.

Практика: моделирование речевых ситуации, составление словаря основных формул речевого этикета.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 4. Классификация выступления с точки зрения их основной цели. Развлекательное, агитационное, информативное выступление.

Теория: развлекательное выступление. Информационное выступление. Агитационное выступление. Информационная стратегия. Информационный бюллетень. Пресс-релиз.

Практика: составление текстов юмористического характера на заданную тему. Выступление на заданную тему; сравнительный анализ текстов

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 5. Язык публичного выступления.

Теория: оратор и его аудитория. Композиция публичного выступления. Приемы изложения и объяснения содержания речи. Аргументация в ораторской речи. Контакт оратора с аудиторией. Как готовиться к выступлению

Практика: сообщение-доклад по теме «Секрет словесного воздействия…», использование тропов и стилистических фигур в публичном выступлении. Произнесение краткой речи на заданную тему.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

Тема 6. Особенности общения в Интернете.

Теория: особенности общения в Интернете. Язык виртуального общения. Чат, форум, электронная переписка. Правила общения в Интернете. Аргументы ЗА и ПРОТИВ грамотности в сети. Слоган. Выразительные средства слоганов.

Практика: анализ контента.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран, смартфоны.

Тема 7. Дискутивно-полемическая речь.

Теория: диалог как основная форма устноязычного общения. Характеристика полилога. Правила для говорящих и слушающих. Понятие о споре. Типы споров. Ведение спора. Доказательства в споре. Опровержение точки зрения оппонента. Непозволительные уловки. Поведение во время спора. Языковые способы выражения говорящим оценки.

Практика: организация дискуссии на заданную тему. Анализ эпизодов художественных произведений, содержащих спор.

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

 

Обобщение и систематизация (1ч)

Тема 1. Итоговое занятие – круглый стол. «Как говорит современный подросток».

Теория: нет.

Практика: моделирование ролевых ситуаций

Оборудование: ПК, принтер, аудиоаппаратура, экран.

 

 

 

 

 


2.     КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.            Календарный учебный график

Место проведения: МБОУ Орловская СОШ

Время проведения занятий: пятница, 14-50 – 15-35

Год обучения: 2024-2025

Количество учебных недель: 36

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата

Введение 2ч

1

Тема 1. Цели и задачи курса. «Языковой вкус эпохи».

1

Деловая игра

Наблюдение, анкетирование, анализ

6.09.

2

Тема 2. Диагностика культуроведческой и коммуникативной  компетенции учащихся

1

Тестирование

Анализ допущенных ошибок

13.09.

Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка 14ч

3

Тема 1. Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина

1

Лекция с элементами беседы, работа с иллюстративным материалом

План лекции

20.09.

4

Тема 2. Язык и речь. Уровни владения языком. Основные единицы речевого общения.

1

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Таблица

27.09.

5

Тема 3. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи.

1

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Обобщающая таблица «Качества хорошей речи»

4.10.

6-7

Тема 4. Литературная норма. Система норм.

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Словарь «Речевые ошибки и их преодоление» .

11.04.

18.09.

8-9

Тема 5. Орфоэпические нормы русского языка.

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Работа в малых группах

Собственное решение проблемы. Материалы для упражнений со скороговорками.

25.04.

1.11.

10-11

Тема 6. Морфологические нормы русского языка. Ошибки в морфологических формах.

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Работа в малых группах

Анализ текстов; решение лингвистических задач, редактирование текстов.

8.11.

15.11.

12-13

Тема 7. Синтаксические нормы русского языка

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Работа в малых группах

Редактирование текстов

22.11.

29.11.

14-15

Тема 8. Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Работа в малых группах

Текст на основе лексических ассоциаций.

6.12.

13.12.

16

Тема 9. Практикум по теме: «Культура речи: общие понятия».

1

Работа на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

Сообщения учащихся. Оценивание выступлений.

20.12.

Стилистика 8ч

17

Тема 1. Судьба функциональных стилей в современной языковой ситуации. Стилистические ресурсы языка.

1

Лекция с элементами беседы

Представление системы функциональных стилей в виде схемы, сочинение «Особенности речи представителей моей будущей профессии»

26.12.

18-19

Тема 2. Художественный стиль. Основные виды тропов. Стилистические фигуры

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Работа в малых группах

Составленные самостоятельно тропы и фигуры языка.

10.01.

17.01.

20

Тема 3. Официально-деловой стиль речи Деловые бумаги

1

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Деловые бумаги

24.01.

21

Тема 4. Научный стиль. Научно-популярный стиль Жанры научных текстов: аннотация, рецензия, реферат

1

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Аннотация на книгу.

31.01.

22-23

Тема 5. Публицистический стиль. Языковые средства публицистического стиля

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Работа в малых группах

Анализ текстов СМИ; создание текста публицистического стиля

7.02.

14.02.

24

Тема 6. Практикум «Секреты стилистики»

1

Коллективная работа в группах: мини-доклады. Выводы и обобщения учителя

Оценивание работ групп

21.02.

Риторика 11ч

25

Тема 1. Из истории развития риторики

1

Лекция

Сообщения учащихся о древнегреческих ораторах

28.02.

26

Тема 2. Речь как показатель социального статуса говорящего. Язык повседневного общения.

1

Лекция с элементами беседы, организация аналитической деятельности учащихся

Мини-тест, вопросы для самоконтроля

7.03.

27-28

Тема 3. Речевое воздействие. Основные факторы речевого воздействия. Формулы речевого этикета.

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Моделирование речевых ситуации, словарь основных формул речевого этикета.

14.03.

21.03.

29-30

Тема 4. Классификация выступления с точки зрения их основной цели. Развлекательное, агитационное, информативное выступление.

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Текст юмористического характера на заданную тему.

Выступление на заданную тему.

28.03.

4.04.

31-32

Тема 5. Язык публичного выступления

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Сообщение-доклад по теме «Секрет словесного воздействия…» с использованием тропов и стилистических фигур.

11.04.

18.04.

33

Тема 6. Особенности общения в Интернете.

1

Организация беседы Исследование

Анализ контента.

25.04.

34-35

Тема 7. Дискутивно-полемическая речь

2

Обучение на основе опыта и сотрудничества

Анализ эпизодов художественных произведений, содержащих спор

16.05.

23.05.

Обобщение и систематизация 1ч

36

Итоговое занятие – круглый стол. «Как говорит современный подросток».

1

Круглый стол

Моделирование ролевых ситуаций

 

 

 

Программа рассчитана  на 36 часов, но в связи с тем, что 2.05. и  9.05. – праздничные дни, запланированы 35 часов.


2.2.            Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

- текущий контроль (беседы с обучающимися по содержанию изученных тем, рецензирование ответов обучающихся);

- тематический контроль (практические работы, письменные опросы, тестирование  по отдельным темам.);

- обобщающий контроль (реферативное сообщение, самоанализ).

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств: наблюдение, беседа, анкетирование.

Особенности организации аттестации/контроля: текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня освоения теоретических знаний по темам программы, их практических умений и навыков в виде системы вопросов, составления сравнительных таблиц и сочинений, а также самоконтроля по образцу.

 

2.3.            Оценочные материалы

Творческий проект, конспект, тезисы, создание рекламного продукта, сочинение.

2.4.            Методическое обеспечение программы

Методические материалы:

http://nsc.1september.ru/urok/

http://do2.rcokoit.ru

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ruВ

https://uchebnik.mos.ru/catalogue

https://mogu-pisat.ru/

https://onlinetestpad.com/ru/tests/russian/9class

https://ipk74.ru/upload/iblock/c75/c759f2cae044acedca53be4aeee6dd33.pdf

 

Методики и технологии: обучение на основе опыта и сотрудничества, с учетом индивидуальных пожеланий и потребностей учащихся, интерактивность (ролевые игры, тренинги, проекты)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся

- Метод словесной передачи информации (лекция, рассказ, беседа, дискуссия, доклад, инструктаж., чтение с остановками, ролевые игры);

- Метод наглядной передачи информации и (наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст), презентация);

- Метод передачи информации с помощью практической деятельности (практические упражнения, различные виды разбора, анализ и переработка текста, создание синквейна, «кластера», ведение «двойного дневника», составление таблиц, проект).

 

Методы стимулирования и мотивации ученика

- Познавательный (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, организация исследовательской работы, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);

- Волевой (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности).

 

Технологии:

- технологии исследовательской деятельности учащихся;

- технологии проблемного обучения;

- технология РКМЧП.

Краткое описание работы с методическими материалами:

Работа в методическими материалами зависит от целей конкретного занятия.

Например, встречаясь с новым языковым явлением, школьники, осознают мотив и определяют цель предстоящей деятельности, планируют этапы своей деятельности, отбирают необходимые для нее средства, осуществляют эту деятельность и сравнивают полученный результат с ожидаемым. Такое сходство этапов познавательной и речевой деятельности говорит о возможности компетентностного подхода при совершенствовании речевой деятельности старшеклассников

 

При самостоятельном анализе текста предполагается работа с текстом в группах по алгоритму: нахождение ключевых слов, подбор заголовка, поиск ответа на вопросы, определение основного содержания текста. Ученикам предлагается пройти путь от слова к тексту – от частного к целому, от понимания значения отдельных слов и выражений до целостного восприятия текста. Большое внимание уделяется работе с изобразительно-выразительными средствами, что способствует пониманию художественного текста, его образной природы, формирует эстетический вкус, обогащает речь. На занятиях организуется групповая работа, включающая учащихся в процесс коммуникации, позволяющая создать атмосферу сотрудничества, творчества и совместного интеллектуального поиска.

 

При создании собственного текста на занятиях стимулируется способность учиться у знаменитых мастеров. Для устного высказывания используется методический ресурс дикторского текста как стимула для развития видов речевой деятельности учащихся и средства слуховой и мультимедийной наглядности.

 

2.5.            Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

- наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 11 человек и отвечающего правилам СанПин;

- наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

- наличие необходимого оборудования согласно списку;

- наличие учебно-методической базы: научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.

 

Материально-техническое обеспечение программы:

 

Наименование

Количество

Область применения

ПК

1 шт.

Используется для проведения каждого занятия

Проектор

1 шт.

Используется для проведения каждого занятия

Экран

1 шт.

Используется для проведения каждого занятия

Аудиоколонки

1 шт.

Используется для проведения каждого занятия

 

Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

 

2.6.            Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

Воспитать любовь и уважение к родному языку и отечественной культуре.

Задачи воспитательной работы

- развивать творческие способности, воображение, аналитическое и образное мышление; 
- формировать умение отстаивать свою точку зрения, свою гражданскую позицию; 
- формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Приоритетные направления воспитательной деятельности

гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, культурологическое и эстетическое воспитание

Формы воспитательной работы

беседа, дискуссия, конференция, деловая игра, сюжетно-ролевая игра,

Методы воспитательной работы

беседа, дискуссия, диспут, пример, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности,

Планируемые результаты воспитательной работы

Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

 

Календарный план воспитательной работы

 

№ п/п

Название мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Участие в творческих конкурсах и конкурсах сочинений

Формирование потребности к самореализации.

Очная и дистанционная

В течение всего учебного года

2

Участие в выступлениях на школьных мероприятиях

Формирование потребности к самореализации, развитие сценической речи.

Очная

В течение всего учебного года

 

3.     Список литературы

для педагога:

 

1)      Элисон Бейверсток. Заставьте слово работать на себя. –  М, 2004 г.

2)      Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. –  Ростов- на-Дону,  2002 г.

3)      Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов- на-Дону,  1996 г.

4)      Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся / Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, - 224 с.

5)      Далецкий Ч. Практикум по риторике.  – М., 1996 г.

6)      Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. –  М., 2002г.

7)      Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М., 2006 г.

8)      Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия – практикум. - М.: Дрофа, 2017г.

9)      Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород, 1992 г.

10)  Розентать Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.,  2003 г.

 

для обучающихся:

 

1)      Галлингер И.В. Культура речи: нормы современного русского литературного языка. – М., 1994

2)      Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. – М., 2006 г.

3)      Розенталь Д.Э А как сказать лучше? – М.: 1979.

4)      Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.,  2003 г.

5)      Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2004 г.

6)      Бирюкова В.Т.   Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. –  М., 2006 г.

7)      Бурцева В.В. Словарь иностранных слов. – М., 2005 г.

8)      Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. – М.-Л.: 1998.

9)      Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.- М.: Русское слово, 2004г.

10)  Солганик Г.Я. Стилистика русского языка 10-11 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2016г.

11)  Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия - практикум.  -М.: Дрофа, 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Информация для карточки в Навигаторе

 

Полное название: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Заговори, чтоб я тебя увидел…»

 

Публичное название: Заговори, чтоб я тебя увидел…

 

Краткое описание:
Программа направлена на формирование умений добывать, обрабатывать информацию и грамотно ею пользоваться; умения точно оценить образовательный уровень и социальный статус собеседника по его речи; на развитие культуры устной и письменной речи, навыков активного речевого воздействия; на воспитание
любви к русскому слову, к Родине; на создание условий для развития творческих способностей учащихся.

 


 

Скачано с www.znanio.ru