Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заворонежская средняя общеобразовательная школа»
«ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ»
(дополнительная образовательная программа
для детей младшего школьного возраста,
срок реализации – 2 года)
Составитель:
учитель начальных классов высшей категории
Касторнова Тамара Александровна
с. Заворонежское, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Современные учебники русского языка явно обделили вниманием орфоэпию, вообще правильную и красивую звучащую речь. За ошибку в написании идет наказание, а ошибки в произношении даже не замечаются и не исправляются. Современное общество плохо относится к речевой культуре».
Лекант П.А.
Программа «Звуковая культура речи» предназначена для дополнительного развития навыков правильного общения детей и грамотного письма.
Актуальность программы не оставляет сомнений ввиду того, что, во-первых, многие школы, особенно сельских районов, не укомплектованы учителями-логопедами и ответственность за грамотное письмо и чтение ложится на плечи учителя начальных классов, хотя ошибки у детей вызваны несформированностью устной речи как результат нарушения или отклонения в психическом развитии; во-вторых, правильно организованная совместная деятельность учителя начальных классов и педагога дополнительного образования, по преодолению специфических ошибок письма и чтения позволит существенно сократить сроки формирования звуковой культуры речи.
Данная программа позволяет проводить работу с детьми, имеющими нарушения в речевой, познавательной деятельности, а также активизировать двигательную сферу ребенка. Эта работа включает как сами занятия, так и детские игры.
Программа «Звуковая культура речи» дает возможность не только красиво и правильно говорить, но и развивает способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию – важные условия и показатели общекультурного развития ребенка.
Специальные игры и подвижные физические упражнения в сочетании с речевым материалом помогают устранению двигательных расстройств, развитию осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук.
При выполнении различных упражнений пальчиковой гимнастики кисти и пальцы рук ребенка приобретают большую подвижность, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие.
Пропедевтическая помощь данной программы носит дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
В программе предусмотрено проведение логопедических и психолого-педагогических мероприятий длительно и систематически. При этом условии пропедевтическая работа дает большинству детей с нарушениями чтения и письма определенный успех.
Обучение развернутости ответов, способности аргументировать свое мнение являются важными критериями усвоения знаний. С этой целью развиваются речевые навыки ребенка, расширяется его словарный запас, который необходим для выработки умения говорить публично, что возникает у школьников легко и естественно в отличие от взрослой речи.
Программа дополнительного образования «Звуковая культура речи» повышает эффективность и качество обучения учащихся общеобразовательных школ, предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Она предполагает высокий результат устранения собственных речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности. Дополнительное образование по развитию речи и исправлению звукопроизношения у отдельных учащихся, нуждающихся в данной коррекции, позволяет правильно и квалифицированно выявлять имеющиеся дефекты устной речи и организовывать адекватную дефекту работу по предупреждению появления у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных проявлений по отношению к устной речи, не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку и общему речевому развитию.
Цель программы - формирование у детей младшего школьного возраста первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, способов использования языковых знаний для позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
Эта цель не ограничена постановкой узкопрактических задач по формированию основ предметных знаний, а решает целый комплекс взаимосвязанных задач по развитию познавательного интереса, коммуникативных навыков, способности к адаптации в социуме, создание условий для проявления инициативы, самостоятельности, активности, аккуратности.
И реализуется через решение конкретных задач.
Задачи программы:
обучающие
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
воспитательные
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
развивающие
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
Отличительные особенности программы «Звуковая культура речи»
Значимость и важность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие, коррекцию и восполнение пробелов у детей в области лингвистических знаний, где речь, как особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку, не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
В данной программе предусмотрено развитие таких функций речи, как коммуникативная, познавательная и регулирующая.
Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками). Для обмена информацией дети используют речь. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Благодаря речи развиваются представления - память о предметах и явлениях окружающего мира. Речь позволяет представить мир в более символической, абстрактной форме, а также классифицировать объекты, относить их к различным категориям. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.
Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.
В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.
Таким образом, коррекция нарушений формирования устной и письменной речи у детей является основным направлением данной программы.
Возрастная группа детей – 7-9 лет
Данная программа рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа с группами по 10 -15 человек. Общее количество часов – 144 в год.
Ожидаемые результаты
По итогам занятий по программе «Звуковая культура речи» обучающиеся должны
знать: уметь:
- нормы литературного языка; - отличать на письме буквы,
- звуки и буквы русского близкие по акустико-артику-
алфавита; ляционным свойствам;
- характеристику языковой - давать характеристику зву-
единицы (звук, морфема, слово, кам;
предложение); - наблюдать, сравнивать, ана-
лизировать, обобщать
синтез слова; - правильно произносить
звуки.
В ходе реализации программы используются различные группы методов обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, диалог.
2. Наглядные: просмотр иллюстраций, рисунков, книг, альбома логопеда.
3. Практические: творческие задания, пальчиковая гимнастика, игры, лепка, слуховые и зрительные диктанты.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план (144 часа)
№ п/п
|
Название тем |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
|
1. |
Фронтальное обследование |
8 |
|
8 |
|
|
2. |
Формирование операций фонематического восприятия |
|
|
|
|
|
|
Тема 1.Звуки |
8 |
|
8 |
|
|
|
Тема 2. Звуковой состав слова |
12 |
2 |
10 |
|
|
|
Тема 3. Дифференциация гласных |
20 |
2 |
18 |
|
|
|
Тема 4. Дифференциация согласных |
32 |
2 |
30 |
|
|
3. |
Формирование звуко-буквенного анализа |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Алфавит |
4 |
1 |
3 |
|
|
|
Тема 2. Запись слова |
8 |
2 |
6 |
|
|
|
Тема 3. Правила правописания |
4 |
|
4 |
|
|
4. |
Формирование операций лексико-синтаксического анализа предложений |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Предложение |
8 |
1 |
7 |
|
|
5. |
Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Слоговой анализ и синтез |
8 |
|
8 |
|
|
|
Тема 2. Фонематический анализ и синтез |
8 |
|
8 |
|
|
|
Тема 3. Дифференциация фонем |
2 |
|
2 |
|
|
6. |
Развитие психологической базы речи |
22 |
|
22 |
|
|
|
Всего часов |
144 |
10 |
134 |
|
|
|
|
|||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Фронтальное обследование речи детей. Работа с диагностическими картами.
Формирование операций фонематического восприятия.
Тема 1. Звуки.
Звуки речевые и неречевые. Гласные звуки. Согласные звуки. Фонемная структура слова на слух. Определение позиции звука. Слово как линейная последовательность фонем. Первый звук в слове. Определение позиции звука в слове. Игры «На один звук», «Эхо», «Путаница» «Починим испорченный телефон» используются для развития фонематического слуха, выразительной речи и представления о структуре языка.
Тема 2. Звуковой состав слова.
Гласные звуки и буквы. Характеристика гласных. Словообразующая роль гласных. Деление на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова. Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Ударение в словах с выделенными гласными.
Для развития фонематического слуха, звукового анализа языка и развития литературной памяти используются игры «Кукольные звуки», «Незнакомый язык», «Бывает ли так?», «Крякающий почтовый ящик», «Отгадай, что задумили?», «Замени звук», «Подбери звук».
Тема 3. Дифференциация гласных.
Звуковой состав слова. Дифференциация гласных А-О, О-У, Ы-И, Е-Ю, Е-Я. Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова. Работа с парами А-Я, О-Е, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Для правильного произнесения гласных звуков и их дифференциации предлагаются упражнения – тесты «Внятная речь», «Скороговорки», «Веселые гласные», «Фокус».
Тема 4. Дифференциация согласных.
Звуковой состав слова. Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных. Дифференциация согласных П-Б, Т-Д, В-Ф, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ш-С, Ч-Ш, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Щ-СЬ, Ц-С, Ц-Т, Ц-Ч, Р-Л, М-Н.
Игры «Живая азбука», «Одними словами о разном», «Отгадай-ка», «Озорной котенок» используются для развития памяти, внимания, дифференциации согласных в речи.
Формирование звуко-буквенного анализа.
Тема 1. Алфавит.
Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв. Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв. Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв.
Для обогащения словарного запаса, воспитания творческого воображения, речевой реакции и памяти используются игры «Бесконечная история», «Замени слово», «Заколдованное слово», «Веселый алфавит».
Тема 2. Запись слова.
Запись слов с помощью моделей. Обучение умению записывать слова графическими знаками.
Игры для развития пространственного воображения, установления понятийных связей и способности к анализу предлагаются следующие игры: «Лягушата», «Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых», «Нитка и клубок».
Тема 3. Правила правописания.
Узловые правила правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличка животных и т.д. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧН-ЧК, ЧУ-ЩУ. Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.
Использование стихов и рифм для запоминания под рубрикой «Сказки нужны детям»
Формирование операций лексико-синтаксического анализа предложений.
Тема 1. Предложение.
Предложение как линейная последовательность слов. Первое слово в предложении. Представления о законах предложения. Определение позиции слов в предложении по отношению к его началу, концу. Количество слов в предложении. Анализ структуры предложения.
Игры для упражнения способности к синтезу и свободы речи «Придумай предложение!», «Сочини историю!», «Камешки».
Предупреждение дислексии и дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.
Тема 1. Слоговой анализ и синтез.
Узнавание звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова. Дифференциация фонем. Дифференциация смешиваемых детьми фонем.
Игры «Два гнома», «И я там был».
Тема 2. Фонематический анализ и синтез.
Два способа обозначения мягкости согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный мягкий знак.
Игры «На витрине магазина», «Любитель-рыболов», «Рядом, но не вместе».
Тема 3. Дифференциация фонем.
Дифференциация твердых и мягких согласных. Формирование фонематического восприятия.
Игры «Спрячем слово», «Повторюшка», «Веселые картинки», «Кто быстрее соберет?», «Отгадай-ка».
Развитие психологической базы речи.
Психогимнастика. Релаксация. Театральные и ролевые игры. Конструирование. Художественная вышивка. Изобразительная деятельность. Логоритмика. Артикуляционная гимнастика. Подготовка и постановка спектакля «Большое и маленькое». Конкурс « Самый лучший скороговорщик». Сделаем книжку своими руками. Праздник красивой и правильной речи.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Календарно-тематический план к программе
«Звуковая культура речи» 2011-2012 учебный год
Месяц |
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Сентябрь |
1. |
Вводное занятие. Фронтальное обследование |
8 |
|
8 |
2. |
Звуки речевые и неречевые. Игра «На один звук» |
2 |
|
1 |
|
3. |
Гласные звуки. Игра «Эхо» |
2 |
|
1 |
|
4. |
Согласные звуки. Игра «Путаница» |
2 |
|
1 |
|
5. |
Фонемная структура слова на слух. «Починим испорченный телефон» |
2 |
|
2 |
|
6. |
Определение позиции звука. |
2 |
|
2 |
|
Октябрь |
1. |
Гласные звуки и буквы. Игра «Кукольные звуки» |
2 |
1 |
1 |
2. |
Характеристика гласных. Игра «Незнакомый язык» |
1 |
|
1 |
|
3. |
Словообразующая роль гласных. |
1 |
|
1 |
|
4. |
Деление на слоги. Игра «Бывает ли так?» |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Выделение гласных из слов в различных позициях. |
2 |
|
2 |
|
6. |
Выделение ударной гласной из начала слова. |
1 |
|
1 |
|
7. |
Выделение гласного звука с конца слова. |
1 |
|
1 |
|
8 |
Выделение гласного звука из середины слова. Игра «Крякающий почтовый ящик». |
1 |
|
1 |
|
9. |
Ударение в словах с вы- |
|
|
|
|
|
|
деленными гласными. Игра «Замени звук». |
1 |
|
1 |
10. |
Звуковой состав слова. Скороговорки. |
2 |
1 |
1 |
|
11. |
Дифференциация гласных А-О |
2 |
|
2 |
|
Ноябрь |
1. |
Дифференциация гласных О-У. Игра «Веселые гласные» |
2 |
|
2 |
2. |
Дифференциация гласных Ы-И. |
2 |
|
2 |
|
3. |
Дифференциация гласных Е-Ю |
2 |
|
2 |
|
4. |
Диффернциация гласных Е-Я |
2 |
|
2 |
|
5. |
Характеристика согласных. |
2 |
1 |
1 |
|
6. |
Выделение согласных из начала, конца, середины слова. Игра «Внятная речь». |
4 |
|
4 |
|
7. |
Работа с парами А-Я, О-Е |
2 |
|
2 |
|
Декабрь |
1. |
Работа с парами У-Ю, Ы-И |
1 |
|
1 |
2. |
Работа с парами Э-Е. Игра «Фокус» |
1 |
|
1 |
|
3. |
Дифференциация согласных |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Звуковой состав слова |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Согласные звуки и буквы |
2 |
|
2 |
|
6. |
Дифференциация твердых и мягких согласных. Игра «Живая азбука» |
2 |
|
2 |
|
7. |
Дифференциация согласных П-Б |
1 |
|
1 |
|
8. |
Дифференциация согласных Т-Д |
2 |
|
2 |
|
9. |
Дифференциация согласных В-Ф |
2 |
|
2 |
|
10. |
Дифференциация согласных К-Г |
1 |
|
1 |
|
Январь |
1. |
Дифференциация согласных С-З |
2 |
|
2 |
2. |
Дифференциация согласных Ш-Ж |
2 |
|
2 |
|
3. |
Дифференциация согласных Ш-С |
2 |
|
2 |
|
4. |
Дифференциация согласных Ч-Ш |
2 |
|
2 |
|
5. |
Дифференциация согласных Ч-ТЬ |
2 |
|
2 |
|
6. |
Дифференциация согласных Ч-Щ |
2 |
|
2 |
|
7. |
Дифференциация согласных Щ-СЬ |
1 |
|
1 |
|
8. |
Дифференциация согласных Ц-С |
1 |
|
1 |
|
9. |
Дифференциация согласных Ц-Т |
1 |
|
1 |
|
10. |
Дифференциация согласных Ц-Ч |
1 |
|
1 |
|
11. |
Дифференциация согласных Р-Л |
1 |
|
1 |
|
12. |
Дифференциация согласных М-Н |
1 |
|
1 |
|
Февраль |
1. |
Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. |
1 |
1 |
|
2. |
Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв. |
1 |
|
1 |
|
3. |
Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв. |
1 |
|
1 |
|
4. |
Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв |
1 |
|
1 |
|
5. |
Запись слов с помощью моделей |
2 |
1 |
1 |
|
6. |
Обучение умению записывать слова графическими знаками |
2 |
1 |
1 |
|
7. |
Игры для развития пространственного воображения, установления понятийных связей |
2 |
|
2 |
|
|
8. |
Запись слов. |
2 |
|
2 |
9. |
Узловые правила правописания |
1 |
|
1 |
|
10. |
Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных |
1 |
|
1 |
|
11. |
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн |
1 |
|
1 |
|
12. |
Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов |
1 |
|
1 |
|
13. |
Предложение как линейная последовательность слов |
2 |
1 |
1 |
|
14. |
Первое слово в предложении |
2 |
|
2 |
|
Март |
1. |
Представления о законах предложения |
1 |
|
1 |
2. |
Определение позиции слов в предложении по отношению к его началу, концу |
2 |
|
2 |
|
3. |
Количество слов в предложении |
2 |
|
2 |
|
4. |
Анализ структуры предложения |
2 |
|
2 |
|
5. |
Узнавание звука на фоне слова. Игра «Два гнома» |
2 |
|
2 |
|
6. |
Выделение первого и последнего звука из слова. Игра « И я там был» |
2 |
|
2 |
|
7. |
Дифференциация фонем. Игра «Камешки» |
2 |
|
2 |
|
8. |
Дифференциация смешиваемых детьми фонем |
2 |
|
2 |
|
9. |
Два способа обозначения мягкости согласных |
2 |
|
2 |
|
10. |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
2 |
|
2 |
|
|
11. |
Мягкий знак |
1 |
|
1 |
Апрель |
1. |
Дифференциация твердых и мягких согласных |
2 |
|
2 |
2. |
Игры «Спрячем слово», «Повторюшка» |
2 |
|
2 |
|
3. |
Формирование фонематического восприятия. Игра «Кто быстрее соберет?» |
2 |
|
2 |
|
4. |
Развитие психологической базы. Творческие работы |
4 |
|
4 |
|
5. |
Конструирование из букв. |
4 |
|
4 |
|
6. |
Игра-конкурс «Отгадай-ка» |
2 |
|
2 |
|
7. |
Логоритмика |
4 |
|
4 |
|
Май |
1. |
Театральные и ролевые игры |
6 |
|
6 |
2. |
Художественная вышивка |
4 |
|
4 |
|
3. |
Подготовка и постановка спектакля «Большое и маленькое» |
4 |
|
4 |
|
4. |
Конкурс «Самый лучший скороговорщик» |
2 |
|
2 |
|
5. |
Сделаем книжку своими руками |
2 |
|
2 |
|
6. |
Праздник красивой и правильной речи |
2 |
|
2 |
|
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Учебно-тематический план (144 часа)
|
|||||
№ п/п |
Название тем |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
1. 08.09. 15.09. 22.09.
29.09. 06.10. 13.10.
20.10. 27.10. 10.11.
17.11. 03.11. 01.12 08.12.
15.12. 22.12. |
Лексико-грамматический строй речи: |
|
|
|
|
Тема 1. Именительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 2. Родительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 3. Дательный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 4. Винительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 5. Творительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 6. Предложный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тестирование |
4 |
|
4 |
||
Тема 7. Именительный падеж множественного числа |
4 |
|
4 |
||
Тема 8. Родительный падеж множественного числа |
4 |
|
4 |
||
Тема 9. Дательный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 10. Винительный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 11.Творительный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 12. Предложный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
||
Тестирование. Работа над деформированным текстом. |
4 |
|
4 |
||
Игра «Умники и умницы». |
4 |
|
4 |
||
2. 29.12. 29.12. |
Словоизменение имен прилагательных: |
|
|
|
|
Тема 1. Род имен существительных |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 2. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде |
2 |
1 |
1 |
||
12.01.
19.01.
26.01. 26.01. 26.01.
|
Тема 3. Образование имен прилагательных по заданным признакам |
2 |
1 |
1 |
|
Тема 4. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 5. Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям |
2 |
|
2 |
||
Тестирование |
1 |
|
1 |
||
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
||
3. 02.02. 02.02.
02.02.
09.02. 09.02. 09.02. |
Словоизменение глаголов: |
|
|
|
|
Тема 1. Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе |
1 |
|
1 |
||
Тема 2. Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам |
1 |
|
1 |
||
Тема 3. Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде |
2 |
|
2 |
||
Тема 4. развитие связной речи. Рассказ по серии картинок |
1 |
|
1 |
||
Тестирование |
1 |
|
1 |
||
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
||
Игра «Умники и умницы» |
1 |
|
1 |
||
09.02. 4. 16.02. 16.02. 23.02.
23.02.
16.02. |
Словообразование. Однокоренные слова: |
|
|
|
|
Тема 1. Понятие об однокоренных словах |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 2. Однокоренные слова и омонимы |
2 |
|
2 |
||
Тема 3. Происхождение слов |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 4. Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам |
2 |
|
2 |
||
|
|
|
|
||
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
||
|
|
|
|
|
|
5. 02.03.
09.03. 09.03. 09.03. |
Суффиксальное словообразование: |
|
|
|
|
Тема 1. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий |
4 |
2 |
2 |
||
Тема 2. Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок |
2 |
|
2 |
||
Тема 3. Суффиксы прилагательных |
1 |
|
1 |
||
Тестирование |
1 |
|
1 |
||
|
|
|
|
||
6. 23.03.
30.03. 06.04. 06.04. 06.04. |
Приставочное словообразование: |
|
|
|
|
Тема 1. Приставки пространственного, временного значения. Многозначные приставки. |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 2. Развитие связной речи. Деформированный текст |
4 |
|
4 |
||
Тема 3. Приставки и предлоги |
2 |
1 |
1 |
||
Тестирование |
1 |
|
1 |
||
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
||
7. 13.04. 20.04. |
Состав слова: |
|
|
|
|
Тема 1. Разбор слов по составу |
4 |
|
4 |
||
Тема 2. Составление слов из морфем |
4 |
|
4 |
||
|
|
|
|
||
8. 27.04. 04.05. 11.05.
|
Однозначные и многозначные слова: |
|
|
|
|
Тема 1. Однозначные и многозначные слова |
4 |
|
4 |
||
Тема 2. Прямое и переносное значение многозначных слов |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 3. Фразеологизмы и свободные сочетания |
4 |
1 |
3 |
||
|
|
|
|
||
9. |
Синонимы: |
|
|
|
|
18.05. 18.05. 18.05. 18.05. |
Тема 1. Синонимы и однокоренные слова |
1 |
|
1 |
|
Тема 2. Использование синонимов в речи |
1 |
|
1 |
||
Тема 3. Подбор синонимов к заданным словам |
1 |
|
1 |
||
Тема 4. Грамматическая сочетаемость синонимов |
1 |
|
1 |
||
|
|
|
|
||
10. 25.05. 25.05. 25.05. 25.05.
|
Антонимы: |
|
|
|
|
Тема 1. Нахождение антонимов в текстах |
1 |
|
1 |
||
Тема 2. Подбор антонимов к словам различных частей речи |
1 |
|
1 |
||
Тема 3. Подбор антонимов к многозначным словам |
2 |
|
2 |
||
Тестирование |
3 |
|
3
|
||
Резервные занятия на отработку трудных тем |
4 |
|
4 |
||
|
Всего: |
144 |
22 |
122 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Лексико-грамматический строй речи
В устной и письменной речи младших школьников встречаетсч много ошибок, связанных со словоизмененнием основных частей речи – так называемые аграмматизмы.
В устной речи младших школьников встречаются ошибки, связанные с недостаточным усвоением грамматического строя языка, особенно в части вариантов и исключения из правил.
Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи единственного и множественного чисел. Тестирование.
Игры «Умники и умницы».
Словоизменение имен прилагательных
Наиболее стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования. Имена прилагательные, в отличие от имен существительных, имеющих родовую принадлежность, изменяются по родам, и правильно употреблять окончания прилагательных нужно только умея определять род существительных.
Род имен существительных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде. Образование имен прилагательных по заданным признакам. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. Развитие связной речи. Составление рассказов по опорным словосочетаниям. Тестирование. Слуховой диктант.
Словоизменение глаголов
Дети с нарушениями письма часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допускают ошибки в согласовании. И даже если в устной речи таких ошибок может и не обнаружиться много, то на письме ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде – довольно частое явление. В роде с существительными согласуются и глаголы прошедшего времени. Трудности согласования глаголов аналогичны трудностям, возникающим при согласовании прилагательных.
Согласование глаголов настоящего, прошедшего времени с именами существительными в числе и роде. Развитие связной речи. Составление рассказов по серии картинок. Тестирование. Слуховой диктант. Игра «Умники и умницы»
Словообразование. Однокоренные слова
Понятие об однокоренных словах. Омонимы. Происхождение слов. Развитие связной речи. Составление рассказов по опорным словам. Тестирование. Слуховой диктант. Игра «Умники и умницы».
Суффиксальное словообразование
Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Развитие связной речи. Суффиксы прилагательных. Тестирование. Игра «Умники и умницы»
Приставочное словообразование
Приставки пространственного, временного значения. Многозначные приставки. Приставки и предлоги. Развитие связной речи. Деформированный текст. Тестирование. Слуховой диктант.
Состав слова
Дети должны свободно ориентироваться в составе слова, знать место в слове той или иной его части, не искать суффикс в начале слова, а приставку в конце. Задания на разбор слов по составу, на подбор слов к заданным схемам способствует развитию пространственного мышления, помогаю осознанно относиться к предъявляемому материалу.
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. Тестирование.
Однозначные и многозначные слова
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов. Фразеологизмы и свободные сочетания. Тестирование.
Синонимы
Синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Это является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других высказываний.
Синонимы и однокоренные слова. Использование синонимов в речи. Подбор синонимов к заданным словам. Грамматическая сочетаемость синонимов. Тестирование.
Антонимы
Работа с антонимами тоже основана на принципе от простого к сложному.
Нахождение антонимов в текстах. Подбор антонимов к словам различных частей речи. Подбор антонимов к многозначным словам. Фразеологизмы-антонимы. Тестирование.
Приложение
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Месяц |
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Сентябрь |
1. |
Именительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
2. |
Родительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
|
3. |
Дательный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
|
4. |
Винительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
|
Октябрь |
1. |
Творительный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
2. |
Предложный падеж единственного числа |
4 |
1 |
3 |
|
3. |
Тестирование |
1 |
|
1 |
|
4. |
Именительный падеж множественного числа |
4 |
|
4 |
|
Ноябрь |
1. |
Родительный падеж множественного числа |
4 |
|
4 |
2. |
Дательный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
|
3. |
Винительный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
|
Декабрь |
1. |
Творительный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
2. |
Предложный падеж множественного числа |
4 |
1 |
3 |
|
2. |
Тестирование. Работа над деформированным текстом |
4 |
|
4 |
|
3. |
Игра « Умники и умницы» |
4 |
|
4 |
|
4. |
Род имен существительных |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде |
2 |
1 |
1 |
|
Январь |
1. |
Образование имен прилагательных по заданным признакам |
2 |
1 |
1 |
2. |
Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам |
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям |
2 |
|
2 |
|
4. |
Тестирование |
1 |
|
1 |
|
5. |
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
|
Февраль |
1. |
Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе |
1 |
|
1 |
2. |
Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам |
1 |
|
1 |
|
3. |
Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде |
2 |
|
2 |
|
4. |
Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок |
1 |
|
1 |
|
5. |
Тестирование |
1 |
|
1 |
|
6. |
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
|
7. |
Игра « Умники и умницы» |
1 |
|
1 |
|
8. |
Понятие об однокоренных словах |
2 |
1 |
1 |
|
9. |
Однокоренные слова и омонимы |
2 |
|
2 |
|
10. |
Происхождение слов |
2 |
1 |
1 |
|
11. |
Развитие связной речи |
2 |
|
2 |
|
|
Рассказ по опорным словам |
|
|
|
|
12. |
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
|
Март
|
1. |
Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий |
4 |
2 |
2 |
2. |
Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок |
2 |
|
2 |
|
3. |
Суффиксы прилагательных |
1 |
|
1 |
|
4. |
Тестирование |
1 |
|
1 |
|
5. |
Приставки пространственного, временного значения. Многозначные приставки |
4 |
1 |
3 |
|
6. |
Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок |
4 |
|
4 |
|
Апрель |
1. |
Приставки и предлоги |
2 |
1 |
1 |
2. |
Тестирование |
1 |
|
1 |
|
3. |
Слуховой диктант |
1 |
|
1 |
|
4. |
Разбор слов по составу |
4 |
|
4 |
|
5. |
Составление слов из морфем |
4 |
|
4 |
|
6. |
Однозначные и многозначные слова |
4 |
|
4 |
|
Май |
1. |
Прямое и переносное значение многозначных слов |
4 |
1 |
3 |
3. |
Фразеологизмы и свободные сочетания |
4 |
1 |
3 |
|
5. |
Синонимы и однокоренные слова |
1 |
|
1 |
|
1. |
Использование синонимов в речи |
1 |
|
1 |
|
2. |
Подбор синонимов к заданным словам |
1 |
|
1 |
|
3. |
Грамматическая сочетаемость синонимов |
1 |
|
1 |
|
4. |
Антонимы в текстах |
1 |
|
1 |
|
5. |
Подбор антонимом к словам различных частей речи |
1 |
|
1 |
|
6. |
Подбор антонимов к многозначным словам |
2 |
|
2 |
|
7. |
Тестирование |
3 |
|
3 |
|
8. |
Праздник «Культура речи» |
4 |
|
4 |
|
|
|
144 |
22 |
122 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ
СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ
1-й КЛАСС ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Кот (Ш—Ж)
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. (20 слоя)
Снежная баба (С—3)
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба. (15 слов)
Зима (Твердые и мягкие согласные)
Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло. (20 слов)
Осень (Твердые и мягкие согласные)
Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер. Улетели на юг ласточки и журавли. Над садами кричат галки. В школу идут школьники. (22 слова)
Зимние забавы (Т—Д)
Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катались на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе. (21 слово)
Кормушка (Ш—Ж)
Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки. (28 слов)
Пришла весна (3—Ж)
Потемнели дороги. Посипел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли. (18 слов)
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Весна (Ц—Ч)
На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики. (25 слов)
Собака Боб (П—Б)
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости. (29 слов)
2—3 КЛАССЫ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Осень (Проверочный в начале учебного года)
Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы. (32 слова)
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Твердые и мягкие согласные звуки
Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)
На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь. (36 слов)
Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)
Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул. (41 слово)
На катке (Мягкий знак в середине слова)
Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)
На елке (Мягкий знак в середине слова)
В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 слова)
Ребята играли (А—Я)
Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)
Во дворе (О—Ё)
Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Володя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша.. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня. (34 слова)
Тетерка (О—ё)
По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она отводила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед. (43 слова)
Жеребенок (О—Ё)
Девочки побежали на конюшню смотреть маленького жеребеночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребенок. Жеребенок с белой звездочкой на лбу косился на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький. (46 слов)
Как устраивают гнезда (У-Ю)
Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут такую кучку, вытопчут ямку и покроют ее своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть. (56 слов)
Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)
Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лед. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лед крепкий. Дети рады.
На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой! (43 слова)
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
Глухие и звонкие согласные
Булька (П—Б)
У меня была собака Булька. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.
Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой. (4-8 слов)
Родник (Т—Д, сильная позиция)
День был теплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед. (43 слова)
Отдых (Т—Д)
Выдался на редкость хороший денек. Мы отправились за город. Старый дед дал нам лодку. Мы переехали на другой берег реки. Там росли крупные незабудки. Ребята забрались на душистый стог сена. Алла и Римма спустились в овраг и нарвали диких роз. (41 слово)
Зима в лесу (С—3, сильная позиция, П — Б, сильная позиция, оглушение)
Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую шубку. Весело резвятся они в зимнем лесу. (44 слова)
Гроза (С—3)
После дождей наступила засуха. Река мелела с каждым днем. Наконец пришла сильная гроза. Все небо затянулось тучами. Замолчали лягушки и птицы. Через лес прокатился первый гром. Заскрипели старые березы. Раздался страшный треск. За первыми каплями дождя хлынул ливень. (40 слов)
Была зима (С—3)
На улице мороз, а Наташе в доме тепло. Весело сидеть у окна и смотреть на узоры. За ночь мороз расписал на стеклах разные узоры. Тут и звездочки, и кружочки, и завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело. (43 слова)
Весна-красна (С—3)
Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года! (38 слов)
Плохой поступок (С—3)
Из деревни до леса дорога шла через поле. У дороги росла зеленая береза. В жару многие отдыхали под березой.
Однажды осенью мальчишки уселись под березой, развели костер и стали печь картошку.
Пришла весна. Все кругом зацвело, зазеленело. И только одна береза не покрылась зеленой листвой. (47 слов)
Весной (С—3, сильная позиция, оглушение)
Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.
С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.
Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, зазвенит. (59 слов)
Коршун (К—Г, сильная позиция, оглушение)
Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила когтями грызуна.
Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждет добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей. (43 слова)
Испугались волка (К—Г)
Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой. (43 слова)
Первый космонавт (К—Г)
Человек полетел в космос и вернулся на родную землю. Этот подвиг совершил русский человек — Юрий Гагарин. Чудесная весть облетела все страны. Народы мира гордятся славным подвигом русского пилота. Ликует и радуется вся наша страна.
Честь и слава первому космонавту Юрию Гагарину! (43 слова)
Пришла весна (Ш—Ж)
К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. Зацвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники. (30 слов)
Зима (Ш—Ж)
Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы. (36 слов)
Варежки (Ш—Ж)
Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание. (42 слова)
Тетя Шура (Ш—Ж)
Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колеса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колес. Девочку спасла тетя Шура. Так ласково называют Александру Ивановну Шилову. (43 слова)
Еж (Ш—Ж, сильная позиция, оглушение)
У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)
На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)
Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки, березки, липки. (49 слов)
На озере (Оглушение)
Вокруг озера растут березки и низкие кусты. Вода в пруду чистая и гладкая. У берега к дереву привязана лодка. В лодке сидит мальчик. Он ловит рыбку удочкой. Мальчик ловко закинул 15 воду гибкую удочку. Но робкие рыбки не подплывают близко. (42 слова)
Зима (Оглушение)
На дворе сильный мороз. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лед. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима пришла. (49 слов)
Зимой (Оглушение)
На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе колючий еж. Птицы давно улетели на юг. (35 слов)
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Свистящие и шипящие, аффрикаты
Зима в шкафу (С—Ш)
В углу коридора стоит белый шкаф. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.
В тепле молоко, сливки, мясо быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного кваса, намазать хлеб свежим душистым маслом. (41 слово)
Была трава (С—Ш)
Росла, росла трава и выросла Насте по пояс. Дедушка взял косу и пошел траву косить. Была трава — стало сено. Настя тоже пошла косить, но дедушка дал внучке грабли и показал, как лучше сено ворошить. А когда сено подсохло, дедушка сметал стожок. (43 слова)
Птицы зимой (С—Ш)
Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, рас пушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)
Первый снег (С—Ш)
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! (44 слова)
На заводе (С—Ш)
У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает. (42 слова)
На лугу (С—Ц)
Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)
Птицы (С—Ц)
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34 слова)
Скворцы (С—Ц)
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)
Весна (Ц—Ч)
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)
Птицы (Ц—Ч)
В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.
Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.
Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок. (52 слова)
Находчивость (Ц—Ч)
Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Произошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.
Правильно говорят, что собака — друг человека. (44 слова)
Злая мачеха (Ц—Ч)
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.
В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)
Насекомые (Ц—Ч)
Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.
Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях. (35 слов)
Новый город Чулак (Ц—Ч)
Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.
Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев. (56 слов)
Весной в роще (Ч — Щ)
Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)
Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)
Сонорные согласные звуки
Черепаха и орел (Р—Л)
Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)
Лен (Р—Л)
Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вырастить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины.
С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна. (47 слов
КОНСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗВУКИ И БУКВЫ ИГРА -СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД. 2-Й КЛАСС
ХОД ЗАНЯТИЯ 4 Оргмомент Дети распределяются на две команды. 4 Вступление Ведущий. Отгадайте загадку: Они, как я заметила, Везде и всюду есть: В руке их только четверо. Зато в кармане — шесть. Я шесть их вижу в радуге И, если сосчитать, То сразу сами скажете, Что их в арбузе — пять! (Буквы, звуки) |
Цель: закрепить умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры, дифференцировать термины «звук» и «буква», расширять словарный запас школьников, развивать кратковременную и долговременную память, воспитывать чувство товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.
Как выдумаете, какая тема нашей игры?
T Разминка
Игра «Перекличка». По очереди команды называют слова, обозначающие съедобные предметы (1 команда — начинающиеся на звук М, 2 команда — на звук К).
T Анаграммы
Предъявляются на слух, а наборы букв даны на доске. За два правильно отгаданных слова дается два очка, за одно — одно очко. Если одна команда не дает ответа, другая имеет возможность решить анаграмму соперника.
1) П, Л, И , А Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои —
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа — пила)
2) Н, С, А, С, О Я — дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне —
И воду подавать я буду.
(Сосна — насос)
3) И, К, Т Знают все, что я такое:
Я животное морское.
И когда с конца прочтешь,
Мной матрацы обобьешь.
(Кит — тик)
4) О, Н, С Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но, если ты прочтешь меня с копия,
Во мне увидишь что угодно.
(Нос — сон)
5) Т, А, Р, К, Е Кто по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе — прекратится
Он в детский лагерь, что в Крыму.
(Катер — Артек)
6) П, А, Л, Ш, А Лежу я на земле.
Прибитая к железу,
Но буквы переставь —
В кастрюлю я полезу.
(Шпала — лапта)
7) А, О, М, К, Р Меня найдешь на корабле
Я — слово, издавна знакомое.
По буквы переставь во мне,
И ты получишь насекомое.
(Корма — комар)
8) Л, А, Т, А, С Географию со мной
Изучают дети.
Дай порядок букв иной —
И найдешь меня в буфете.
(Атлас — салат)
9) Р, А, Н, О Взгляни на карту — ты узнаешь,
Что я французская река.
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Арно — нора)
10) И, Б. Г, Р За мною в лес идешь ты летнею порою.
Там много нас пред осенью встречается.
Но буквы переставь, и сразу пред тобою
Судно под парусами закачается.
(Гриб — бриг)
T Работа в командах
Каждая команда получает по 3 карточки с написанными словами. За определенное время нужно подобрать к данным словам парные, добавив одну букву в любое место в слове.
Карточка для команды № 1
1)овцы 2)село 3)банк
роза остов сор
лень здание вол
игры кошка зуб
точка катер пол
ром овал рыба
Карточка для команды № 2
1)кол 2) ком 3)зал
ров сон пар
тес сук бра
лещ кот спор
мех щеки стол
лен блок верста
T Конкурс капитанов
Викторина
1) Сколько в русском алфавите гласных букв? (10)
2) Сколько в русском языке ударных гласных звуков?(6)
3) Что общего у звуков ж, ш, ц? (Непарные твердые)
4) Что общего у звуков ч, щ, й? (Непарные мягкие)
5) Назовите все свистящие звуки. (с—с', з—з', ц)
6) Какие звуки всегда звонкие? (л—л',м—м', н—н', р—р', й)
7) Чем отличаются буквы Ь и Ъ от остальных? (Не обозначают звуков.)
8) Есть мягкие звуки в словах (даны на доске): машина, шелк, рожь?(Нет)
T Картинный диктант
Ведущий предъявляет картинки. Первая команда записывает названия картинок, у которых букв больше, чем звуков; вторая команда — названия, у которых букв меньше, чем звуков. Не объявляется, что есть лишние картинки.
(Лишние картинки: обезьяна, платье).
T Подведение итогов игры
ТЕМА 2. Организация внеурочной деятельности школьников на начальной ступени обучения.
ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» во втором классе
по русскому языку, проводимая в рамках предметной
недели «Начальная школа».
Цель: развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление; воспитывать умение играть по правилам.
Ход игры:
1. Организационный момент
Объяснение правил игры «Умники и умницы». Представление участников: ведущего, жюри, теоретиков, агонистов.
Игра «Умники и умницы» состоит из трех частей — трех агонов. Перед первым и вторым агонами происходит отбор участников (агонистов) в количестве трех человек. Ими становятся те, кто быстрей всех правильно ответят на вопросы ведущего. Агонисты становятся на дорожки красного, желтого и зеленого цвета по выбору (первый агонист выбирает дорожку первым, затем возможность выбора получает второй агонист, третьему достается последняя, свободная дорожка). На зеленой дорожке можно сделать до двух ошибок на четыре предложенных вопроса (дорожка из 4 квадратиков), на желтой — имеется право на одну ошибку из трех вопросов (дорожка из 3 квадратиков), на красной дорожке нет права на ошибку (дорожка из 2 квадратиков, предъявляется два вопроса). Остальные участники находятся на своих местах — они теоретики. Они могут отвечать на те вопросы, на которые затрудняются ответить агонисты. В случае правильного ответа теоретик получает орден. В третьем, финальном агоне, принимает участие теоретик, набравший наибольшее количество орденов. Также в финале участвуют победители двух предварительных агонов.
2.Отбор участников первого агона
Ведущий. Отгадайте загадки. В отгадке должен быть мягкий звук на конце слова.
I). Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
2). Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не бывает.
(Огонь)
3). Спит или купается,
Все не раздевается.
Целый день на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)
3. Первый агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове « Юлия »? (3)
Желтая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Евгения»? (4)
Красная дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Эмилия»? (3)
Задание 2
Зеленая дорожка. Измените слово так, чтобы время года стало игрой. (Слово «лето» — на наборном полотне. Участник должен заменить букву, чтобы получилось слово «лото».)
Желтая дорожка. Что нужно сделать, чтобы имя девочки стало небесным телом? (Лена — луна.)
Красная дорожка. Что нужно сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест — шесть).
Задание 3
Зеленая дорожка. Назовите слово, оканчивающееся на -ль из 4 букв, означающее «летний месяц». (Июль)
Желтая дорожка. Назовите слово, оканчивающееся на ль из 4 букв, означающее необходимая приправа к пище». (Соль)
Красная дорожка. Назовите слово, оканчивающееся на -ль из 4 букв, означающее «часть автомобиля». (Руль)
4.
Объявление победителя первого агона (победителя
может и не быть, если агонисты сошли со своих до
рожек, сделав больше ошибок, чем допущено).
5. Отбор участников второго агона
1)
Назовите слово, в котором все согласные звуки
твердые.
2)
Назовите слово, в котором все согласные звуки
мягкие.
3)
Назовите слово, в котором первый согласный звук
твердый, а
второй мягкий.
6. Второй агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Какими звуками различаются слова «лук — люк»?
Желтая дорожка. Какими звуками различаются слова «мышка — мишка»?
Красная дорожка. Какими звуками различаются слова «нос — нес»?
Задание 2
Зеленая дорожка. Заполните таблицу: «помещение для приготовления еды» (Кухня)
Желтая дорожка. Заполните таблицу: «музыкальное произведение» (Песня)
Красная дорожка. Заполните таблицу: «след, накатанный лыжами» (Лыжня)
Задание 3
Зеленая дорожка. Отгадайте слово по описанию и скажите, какое несоответствие есть между написанием и произношением: «Сквозной проезд под землей в горах». (Туннель)
Желтая дорожка. Отгадайте слово по описанию и скажите, какое несоответствие есть между написанием и произношением. «Приспособление для улавливания радиоволн» (Антенна).
Красная дорожка. Найдите ошибку в произношении:
В воскресный день
С сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музЭй, —
Сказала мне сестра.
7. Объявление победителя второго агона (победителя может и не быть, если агонисты сошли со своих дорожек, сделав больше ошибок, чем допущено).
8. Отбор участников финального агона
Финалистами становятся победители предварительных агонов и теоретик, получивший наибольшее количество орденов. Первым выбирает дорожку первый финалист, вторым — второй, а теоретику достается последняя свободная дорожка. Если в предварительных агонах победителей выявлено не было, в финал выходят только теоретики (по количеству орденов). Выбор дорожек происходит в соответствии с количеством орденов.
9. Финальный
агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»?
Лебеда, собака, лисица, рябина.
Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?
Линия, деньги, белье, антенна.
Красная дорожка. Какое слово «лишнее»?
Бабочка, ромашка, катушка, корова.
Задание 2
Зеленая дорожка. Прослушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный звук встречается в стихотворении два раза:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Копи эти рыжи,
А зовут их лыжи. (Ж)
Желтая дорожка. Послушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный звук встречается в стихотворении три раза:
Белка с ветки
В свой домишко
Перетаскивала
Шишки.(Ш)
Красная дорожка. Послушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный звук встречается в стихотворении два раза:
Бегают две курицы
Прямо на улице. (Ц)
Задание 3
Зеленая дорожка. Знайте слово по описанию и заполните таблицу.
Водоплавающая птица. (Чайка)
Желтая дорожка. Узнайте слово по описанию и заполните таблицу.
Летняя трикотажная рубашка без рукавов. (Майка)
Красная дорожка. Подберите слово из четырех звуков, в котором первый согласный звук был бы мягкий, а второй твердый. (Мята, липа, зима.)
10. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
ЛИТЕРАТУРА
Бельчиков Ю. А. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. Словарь-справочник. М, 1969.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,1991.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. М., 1987.
Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.
Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.
Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками. Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К',Г,Г',Ярославль,2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Л, Л', Р, Р'. Ярославль. 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П, И', В, Б'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С, С', 3, 3'. Ярославль, 2004.
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 1999.
Козырева Л. М. Как научиться читать. Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова. Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. (Читай четко, громко, выразительно). М., Издат-школа, 2000.
Козырева Л. М. Логопедическая программа коррекции звуковой стороны речи для детей с задержкой психического развития. 2—3 классы. Смоленск, 2003.
Козырева Л. М. Логопедическая работа в классах коррекции. Смоленск, 1997.
Козырева Л. М. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2000.
Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5 — 7 .лет. Ярославль, 2002.
Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль,
1999.
Козырева Л. М. Расширяем словарь малышей. Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Развиваем речь малышей. Ярославль, 2006.
Козырева Л. М. Тайны твердых и мягких согласных. Ярославль, 1999.
Козырева Л. М. Читаем и играем. Ярославль, 2006.
Козырева Л. М Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль. 2006.
Козырева Л. М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2000.
Кустарева М.А. Русское слово в школе. Смоленск. 1974.
Крестинская Т. П. Как пользоваться словом. М., 1968. Логопедия. Под редакцией Волковой Л. С. М., 1989.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов. М.,1980.
Остапенков В. И. В помощь школьнику. (Прилагательное). М. 1985
Розен таль Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968
Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день. М., 1976
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983.
Ушаков Н. И. и др. Путешествие по стране слов. М., 1992.
Шанский II. М. В мире слов. М., 1985.
Язовицкий Н. Б. Говорите правильно. М., 1969.
Якубовская Э. В. и др. Дидактические игры. М., 1991.
Ястребова А. Н. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Марчин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок, М., Тв. центр, 2005 г.
Сухин И. Г. 200 школьных кроссвордов (1-2 кл.), М., Тв. центр, 2002 г.
Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы, М., Учитель - АСТ, 2005 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.