Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
Номинация для педагогов № 14 «Лучшая авторская программа по духовно-нравственному воспитанию»
Тема: «Программа духовно-нравственного воспитания».
Автор программы: заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 21 Соловьёва Марина Олеговна.
Тверь, 2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
Тверь, 2017 г.
1. Историческая справка о МОУ СОШ № 21.
Нашу школу строил коллектив Вагоностроительного завода во главе с директором Липшицем Эрнестом Степановичем. 1 сентября 1935 года начался первый учебный год в средней образцовой школе № 8. Принимает школу первый директор - Фрейнберг Надежда Михайловна.
В 1949 году школа была преобразована в мужскую семилетнюю.
С 1953 года по 1964 год пост директора школы занимает Чувашов Леонид Яковлевич.
Школа получила статус средней мужской № 21 в период с 1953 по 1955 годы
В 1955 – 1958 годах в школе вводится совместное обучение мальчиков и девочек
В 1959 году школа становится восьмилетней. Директор с 1964 года по 1978 год - Алексеева Лидия Ивановна. 21 июня 1972 года вышло постановление Исполкома Калининского городского Совета депутатов трудящихся о пристройке к 8 – летней школе № 21.
В 1977 году школа становится десятилетней школой № 21.
С 1978 года по 1985 год Директор школы – Софья Борисовна Пистунович
С 1986 по 2010 годы директором школы стала заслуженный учитель России – Алексеева Тамара Леонидовна.
С 2010 года школу возглавила Савченко Галина Николаевна.
МОУ СОШ №21 сегодня – это:
2. Информационная справка о МОУ СОШ № 21.
1.Общая характеристика школы.
Средняя общеобразовательная школа № 21 расположена по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 42, т. 55-51-38. Начальная школа расположена по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 33, т. 55-43-50 . Школьные мастерские расположены по адресу Петербургское шоссе, дом 52. Директор школы – Савченко Галина Николаевна
В школе обучается 956 детей, 36 классов при двухсменном режиме работы.
2.Педагогический состав.
Сегодня в школе работает 52 педагога, их них 73% имеют квалификационные категории, в том числе:
• высшую квалификационную категорию - 21человека (40%);
• первую категорию – 14человек (26%),
• вторую категорию - 3человека 3.Материальная база.
Руководитель школы уделяет большое внимание развитию материальной базы, созданию благоприятных условий для работы педагогического и ученического коллективов. Материально-техническая база образовательного учреждения совершенствуется ежегодно.
В школе оборудовано 26 кабинетов, эстетически оформленных и оснащенных современной видео и аудиотехникой, имеются спортивные залы, актовый зал, мастерские, медицинский кабинет, компьютерный класс, библиотека, оборудованная спортивная площадка, футбольное поле.
Школьный музей МОУ СОШ № 21 в 2009/2010 учебном году признан лучшим в номинации «Историко-краеведческий музей».
3.Законодательная и нормативно-правовая база для разработки программы духовно-нравственного воспитания.
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 01.01.2011, регистрационный № 19644);
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
· Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
· Приказ министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
· «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» 2.4.4.2821-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.11.2010 №189).
· Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
· Устав образовательного учреждения.
Наименование программы.
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 21 г. Твери.
Программа духовно-нравственного воспитания определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества.
Основные задачи программы:
1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
2. формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
3. укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
4. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6. формирование основ российской гражданской идентичности;
7. пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
8. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
9. формирование отношения к семье как к основе российского общества;
10. формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Анализ воспитательной работы за 5 лет и перспективы.
Формы организации воспитательного процесса:
ü воспитание в процессе обучения
ü внеурочная деятельность
ü внешкольная деятельность
Основные формы деятельности:
ü проведение общешкольных мероприятий,
ü проведение классных часов,
ü работа МО классных руководителей,
ü контакт с учителями предметниками,
ü контакт с родителями,
ü анкетирование, анализ результатов,
ü выявление уровня воспитанности,
ü индивидуальные беседы,
ü профориентация,
ü участие в кружках, секциях
ü организация спортивных мероприятий,
ü проведение познавательных экскурсий, посещение музеев, выставок, участие в конкурсах, работа школьного музея,
ü организация походов, турслета, военно-спортивной игры «Орленок»,
ü проведение классных огоньков, тематических вечеров,
ü дежурство по школе, генеральная уборка классов, территории, закрепленной за школой, за классами,
ü организация Советов старшеклассников, Совета лидеров,
ü работа с трудными подростками (Совет профилактики),
ü поддержка традиций школы и создание новых.
В зависимости от возраста учащиеся разделены на 3 возрастные ступени: I ступень - 1 - 4 классы (начальная школа)
II ступень - 5 - 8 классы (среднее звено)
III ступень - 9 - 11 классы (старшее звено)
На каждой возрастной ступени определен доминирующий вид деятельности. В школе I ступени доминирует познавательная деятельность в рамках игры, путешествия. На II ступени приоритет отдается коллективной творческой деятельности. На III ступени - объединения клубного типа.
Девиз: «Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка».
Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формировании общественной направленности, развития личности ребёнка.
Успех воспитательной работы всей школы – синтез основных аспектов развития личности. Это У – учеба, С – социализация, П – позитивность, Е – единство, Х – харизма. Создание благоприятных условий для развития детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей школы, способных гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
За основу воспитательной работы школы берётся воспитательная программа МОУ СОШ № 21 на 2012 – 2017 уч. г.
Направления воспитательного процесса дают возможность создания единого воспитательного пространства:
ü - нравственно-эстетическое,
ü - гражданско-патриотическое,
ü - правовое,
ü - спортивно-оздоровительное,
ü - социальная работа,
ü - ученическое самоуправление.
Система работы по дополнительному образованию занимает в учебно-воспитательной деятельности школы особое место и представлена разнообразными направлениями деятельности. В сентябре - формирование кружков и секций. В этом уч. году продолжились работа студии творчества -«Мастерилки» - Щелина Н. М., занятия и инструктажи с детьми с использованием напольного автогородка в начальной школе и работа кружка «Юные регулировщики» - Домокуров Д. Е . Организация внеурочной деятельности в 5-6 классах в рамках ФГОС осуществлялась через работу кружков: «Орлята» ( Домокуров Д. Е.), «Красный крест» (Оруджева Т. А.), «Занимательная физика» (Бушмарина А. А.), «Цветоводство» (Молчанова В. С.). Работает школьный спортивный клуб «Энтузиасты».
Социальные партнёры нашей школы - Центр медико-психологической помощи «ТОКНД», Филиал № 32 библиотеки им. Герцена, Совет ветеранов Заволжского района, общество: «Дети погибших защитников Отечества», Д/К «Металлист», Воспитательный Совет «Юность», Дом ребёнка «Теремок», ТвГУ( географический факультет), Ботанический сад, Центр занятости населения г. Твери, ГИМС ( Спаса тельная станция). Налажена связь с Досуговым центром «Истоки», Городским садом, школой пос. Заволжский.
При планировании работы выбирается единая тема на конкретный месяц. Сентябрь - «За безопасность дорожного движения. Организация работы органов самоуправления». Октябрь - «Знание - сила!». Ноябрь - «Мы за здоровый образ жизни». «Дорога без опасности!». Декабрь - «Мы этой памяти верны». «Здравствуй, здравствуй, Новый Год!». Январь - «И снова – в бой! Покой нам только снится!». Февраль - «Служу Отечеству» ( Месячник военно-патриотической работы). Март - «Экология и ЗОЖ». Апрель - «Земля – дом, в котором мы живём!». Май - «Виват, Победа!».
Нравственно-эстетическое направление воспитательной работы школы. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее - День Знаний, День учителя, «Посвящение в старшеклассники» (для 9 классов), «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в первоклассники», концерт, посв. 8му марта, праздник – «Прощание с букварём», Школьная «Радуга талантов», Праздник Последнего звонка, Выпускной праздник в нач. школе, Выпускной вечер в 11х классах, Торжественное вручение аттестатов в 9х классах.
Тематические классные часы в этом уч. году планировались на каждую четверть с учётом памятных и юбилейных дат, Дням Воинской славы России, направлений ВР.
В школе проводились различные выставки. Выставка «Декоративно-прикладного искусства: «Дары осени». Стали традиционными для школы выставка детского рисунка «День Учителя», «Моей маме посвящается», выставка рисунков к Новому году, посвящённая Дню защитника Отечества, «О, женщина», «Я люблю тебя жизнь», по ПДД, ко Дню космонавтики и Дню Победы - «Виват, победа!».
Перед новым годом проводится общешкольная дискотека, утренники и огоньки в классах, поздравления детей из детского дома. Обязательно отдых учащихся – К/Т, цирк. Главная Ёлка города – для малообеспеченных детей.
Конкурс для одарённых детей – олимпиада - «Малая Русская Глаголица», «Глаголица». Отборочный тур Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», а потом и участие в городском конкурсе «Живая классика». Празднование Дня славянской письменности и культуры. Участие во 3ем конкурсе: «Мы растим Патриотов». Школьная «Радуга талантов» в этом году – большой конкурс - концерт силами учителей и учащихся, посвящённый Году Экологии - «Экологический Капустник».
Гражданско-патриотическое направление ВР. Начало уч. года - это традиционный Всероссийский урок Мира. Участие в акции «Стихи в подарок педагогу». Спланированы и проведены тематические и библиотечные уроки,; встречи с ветеранами и концерт ко Дню пожилого человека. Урок Памяти, посвящённый 72ой годовщине снятия блокады Ленинграда, 71 освобождения концлагеря Освенцим. Библиотечные уроки – Сталинградское сражение. Вахта памяти, посв. Дню освобождения Калинина и встречи с ветеранами, была особой – 75 годовщина. Уч-ие в Днях: День присвоения г. Твери «Город Воинской Славы», в мол. патриот. акции «Равнение на бессмертие» - 7е ноября. Смотр строя и песни (2 - 9 кл.). Уроки Памяти – день Юного Героя Антифашиста. Уч-ие в мол. акции «К защите Родины готов!» на Смоленском воинском захоронении. Акция «Наши герои».
Городской молодёжный форум: «Патриоты Отечества». Городской конкурс чтецов: «Была война» (2 место). День будущего Офицера. День Допризывника - «Закон о всеобщей воинской повинности» и призывника. Старт городского этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Городская олимпиада по краеведению «Вся Тверь».
Участие школы в большом количестве мероприятий города, посвящённых Дню Победы. Участие в 4ом конкурсе: «Мы растим Патриотов». Участие в шествии: «Бессмертный полк». В Городском финале ВСИ «Орлёнок – 2017» мы принимали участие третий раз (4 место). День Героев Отечества – городская молодёжно-патриотическая акция «Золотой фонд Отечества».
Молодёжно - патриотическая акция: «Мы верим в тебя, солдат!». Участие в 6ом ежегодном открытом городском молодёжном слёте: «Мы – наследники Победы!». Во Всероссийском Пушкинском Диктанте приняли участие не только учащиеся, но и учителя.
Правовое направление ВР. Организована работа отряда ЮИД для проведения мероприятий внутри школы и участия в смотре агитбригад ЮИД, городском мероприятии: «Безопасное Колесо». Акция «Засветись!» 1–2 кл. и «Единый день дорожной безопасности». Организована работа Юных инструкторов дорожного движения в нач. школе. Занятия и инструктажи с детьми с использованием напольного автогородка (нач. шк.) проводятся уже третий год. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. «Единый день безопасности» - учебная тревога.
Декада ДДБ безопасности «Внимание, дети». 4я Глобальная неделя БДД. В начальной школе чётко прослеживается работа в этом направлении, т. к. на каждый класс заполняются журналы внеурочной деятельности.
Другой блок правового направления это - встречи с представителями районного военкомата, в Учебном центре довузовской подготовки «Призыв».
Совет Профилактики. Встреча с инспектором ОДН Заволжского ОВД. Неделя профилактики несчастных случаев. Проведение смотра – конкурса внешнего вида уч-ся. Экскурсия по школе - 5 классы. Итоговые линейки и кл. часы со включением правовых вопросов.
Проведение консультаций психолога по вопросу психического состояния, межличностных взаимоотношений, разрешению конфликтных ситуаций учащихся с родителями. Круглый стол: «Права и ответственность участников ЕГЭ». Организация проведения досуга для выпускников. Всероссийская акция: «Минута детского телефона доверия». Мероприятия , посв. Всероссийской неделе финансовой грамотности. Всер. акция «час кода» (информ. технологии). Социально-психологическое тестирование уч-ся проходит в школе второй год. Всероссийская акция: «Минута детского телефона доверия». Информационная безопасность – «Сетевичок».
Спортивно-оздоровительное направление ВР. Региональный научно-практический, физкультурно-оздоровительный фестиваль «Здоровая и счастливая» (заволж. шк.). Военно – спор. игра «Мы - те, кто защитит нашу Родину! – Никто, кроме нас!» совместно с ветеранами ВОВ Заволжского района. Уч-ие в 9 фестивале «Компьютерный класс». Участие в городском молодёжном марш-броске (квесте): «Москва за нами!». Уч-ие в обл. форуме «Молодёжь выбирает здоровье». Проведение экологической акции: «Спасите ёжика».
Легкоатлетическое четырехборье «Шиповка юных» (5-7 кл.) – 2 место в районе. Баскетбол (7-11 кл.) – 3 место в районе. Мероприятия по сбережению здоровья во время каникул. Спартакиада учащихся по мини-футболу (1 – 2 места). Декада ЗОЖ. Беседа врача по теме: «Здоровье девушки». Новый год в Компьютерии. Кл. часы: «Широкая Масленица». Мероприятие по поведению у водоёмов – ГИМС. Отдых учащихся – боулинг, каток. Проведение профилактических бесед о поведении в различных жизненных ситуациях (ССК, ОБЖ). Школьный тур Президентских состязаний. Участие в городском «Дартс – фестивале – 2017». Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России – 2017».
Участие во Всероссийском субботнике. Мероприятия по сбережению здоровья во время весенних каникул. Легкоатлетическая эстафета. Президентские состязания. Классные часы по методам психологического настроя на подготовку и сдачу выпускных экзаменов (9, 11 кл.). Акция «Спорт в школы». Уч-ие в 13 Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Тестирование по ГТО. Уч-ие в гор. конференции «Человек и его здоровье». Единая акция «Зарядка для всех!». Городские соревнования санитарных постов.
Участие в олимпиаде по физической культуре. Кл. часы по методам псих. настроя на подготовку и сдачу выпускных экзаменов (9, 11 кл.). Летняя спартакиада. «Шиповка юных». Спортивная эстафета – кросс, посв. 9-у мая. Единая декада Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Работа школьного лагеря отдыха. Спортивные сборы для юношей (июнь). В этом году нашим учащимся будут вручены значки ГТО.
Ученическое самоуправление. Уч-ие в гор. конференции «Акт. проблемы шк. прессы». Игра – акция для старшеклассников: «Далёкому мужеству память храня» (6 чел.). Съёмки новой телепередачи – работа школьного телевидения. Участие в акции школ г. Твери – установка баннера на территории школы «Популяризация школы, как места военных действий во время ВОВ Уч-ие в конкурсе «Самая Танцевальная Школа». Работа школьных студий творчества – «Экологическая сказка» (5в кл.).
Мероприятия нравственно-эстетического цикла: – день знаний, «Праздник осени», посвящение в пятиклассники, День самоуправления, День Учителя, посвящение в старшеклассники, новогодняя дискотека, вечер встречи с выпускниками, 8 марта. Гражданско-патриотический цикл: День пожилого человека, освобождение Калинина, 23 февраля, школьная радуга талантов. Трудовой цикл: проведение субботников в т. ч. и Всероссийских, контроль за операцией «Чистота», контроль внешнего вида учащихся и их дежурства по школе.Проведение акций «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк». Возложение цветов к стелам Неизвестного солдата. Проведение акции: «Улицы героев». Поздравления детей из детского дома.
Трудовое направление ВР. Операция «Чистота» (уборка территории, закрепленной за классами). Организация дежурства по школе. «Тайна женского покрова» - районный конкурсе (1 – 2 места). Мастерская деда Мороза (украшение школы). Сбор макулатуры: Акция: «Сбережём лес!».
Участие в городской выставке технического и декоративно-прикладного творчества. Оформление стенда «Юный потребитель».
Участие в Межшкольном конкурсе прикладного искусства и рукоделия «Пасхальная лужайка» (2 – 3 места). Трудоустройство подростков через центр занятости. Сейчас от службы занятости оформлены на временную работу 34 учащихся. областной экологическая акция «Зелёная Весна - 2017).
Трудоустройство подростков через центр занятости. Межшк. конкурс прикладного искусства и рукоделия «Пасхальная лужайка», «Пасхальный Кролик». Сбор макулатуры, акция: «Сбережём лес!». Дни открытых дверей ВУЗы, ТВЗ, «Мой проф. выбор – защита Отечества». Организация дежурства по школе.Уч-ие в выставке «Единомышленники». Выставка рисунков ко Дню освобождения Калинина, к Новому году. Выставка боевых листков.
Положительные результаты ВР в этом уч. году: Впервые:
Проведение экологической акции: «Спасите ёжика». Уч-ие в Днях: День присвоения г. Твери «Город Воинской Славы», в мол. патриот. акции «Равнение на бессмертие» - 7е ноября. Уч-ие в гор. конференции «Акт. проблемы шк. прессы». В митинге пос. Заволжский. Игра – акция для старшеклассников: «Далёкому мужеству память храня» (6 чел.). Работа школьного телевидения. Вахта памяти, посв. Дню 75летию освобождения Калинина. Концерт, посвящённый 75летию со Дня освобождения г. Калинина. Посещение Императорского Путевого дворца. Уч-ие в конкурсе «Самая Танцевальная Школа» (2 место в городе). Работа школьных студий творчества – «Экологическая сказка» (5в кл.). Волонтёрский отряд на спортивных соревнованиях. Школьная. «Радуга талантов» - «Экологический Капустник». Посещение Императорского Путевого дворца. Уч-ие в Днях: День присвоения г. Твери «Город Воинской Славы», в мол. патриот. акции «Равнение на бессмертие» - 7е ноября. . Уроки Памяти – день Юного Героя Антифашиста.Уч-ие в мол. акции «К защите Родины готов!» на Смоленском воинском захоронении. Акция «Наши герои». День Героев Отечества – городская молодёжно-патриотическая акция «Золотой фонд Отечества». Акция «Спорт в школы». Уч-ие в 13 Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Тестирование по ГТО. Уч-ие в гор. конференции «Человек и его здоровье». Единая акция «Зарядка для всех!». Городские соревнования санитарных постов. Уч-ие в гор. конференции «Акт. проблемы шк. прессы».
Способы устранения выявленных проблем:
- Недостаточное обеспечение педагогами дополнительного образования (хореографического, театрального, эстрадного танца, бального танца и др.). Видно недостаточное обеспечение педагогами дополнительного образования (хореографического, театрального, эстрадного танца, бального танца и др.). - Открытый городской фольклорный фестиваль-конкурс «Тверские мотивы» существует, но не принимаем участия т. к. нет специально подготовленного педагога. Так же необходима система в работе школьного музея и его экспозиций.
- Большее количество учащихся могли бы посетить мероприятия, проводимые в школе при наличии хорошего актового зала и коррекции расписания.
- Информация о проводимых мероприятиях в районе или городе не всегда во время известна.
- Не достаточно активно проявляли себя штабы самоуправления. Сложно было уследить за сменной обувь и порядком в школе. Плохо налажен контроль за дежурством классов. Остаётся проблема внешнего вида в среднем и старшем звене. Организация и контроль выполнения устава школы в пункте «Внешний вид».
- Необходим поиск новых форм работы ССК.
- Всё труднее стало убедить учащихся оформиться по трудоустройству на Биржу.
- Необходима разработка личной траектория развития, личностного роста через портфолио. Но пока эта работа впереди.
- Социальные проекты – они есть. Но не достаточное количество классов принимает участие в проектах.
- Необходима «копилка» интересных кл. часов. Для совершенствования воспитательной деятельности классных руководителей необходимо спланировать и провести ряд семинаров по ознакомлению с новыми программами и методиками воспитания, а также организовать обмен опытом.
- Считаю необходимым предложить создать ещё один отряд, который мог бы проводить профилактические беседы по поведению в ЧС. А так же увеличить количество Эвакуаций учащихся и персонала школы с получением сигнала пожарной тревоги.
- Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.
- Четкое планирование воспитательной работы в классах, по параллелям.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является создание условий, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Данная цель формулируется в соответствии с национальным воспитательным идеалом, представляющим собой высшую цель современного образования – становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: в области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление основ нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование нравственного смысла учения; • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости, определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • принятие обучающимся базовых национальных ценностей национальных и этнических, духовных традиций; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; • осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры: • формирование основ российской гражданской идентичности; • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе российского общества; • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно- нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. • Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие. • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: - Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. - Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? и т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию: · общеобразовательных дисциплин; · произведений искусства; · периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; · духовной культуры и фольклора народов России; · истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; · жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей; · общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; · других источников информации и научного знания.
Решение воспитательных задач осуществляется через организацию (реализацию): · основных и вариативных предметных программ; · факультативных занятий по предметам; · внеурочной деятельности по направлениям развития личности (предметной, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, социально-педагогической, краеведческой, художественно-эстетической); · традиционных школьных дел; · классных часов, классных собраний, бесед, часов общения; · КТД; · семейных праздников; · спортивных соревнований, эстафет, игр, туристических походов; · наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; · культпоходов в театры, музеи, храмы, монастыри с последующим обсуждением; · просмотра и обсуждения кинофильмов; · экскурсий и путешествий по историческим и памятным местам города, района; · творческих конкурсов, фестивалей, акций, праздников; · уроков мужества, участия в сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания; · торжественных сборов, линеек, конференций; · встреч с интересными людьми школы (педагогами, выпускниками), района и области; и т.д., что предполагает гармоничное сочетание специальных и культурологических знаний, отражающих многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, внеучебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.
Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно- нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних. Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно- нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, 118 ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, т. е. его нравственное самосознание. Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Приоритетные формы воспитания как стратегическая линия школы:
Приоритетная форма воспитания - сбережение здоровья – Экология здоровья (физического, психического, социального) :
- развитие целостного отношения личности к миру, к другим людям, к самому себе в атмосфере уверенности и ответственности, динамике развития и позитивного отношения (обучение им!).
- деятельностный подход к обучению через применение методов проектов, научно-исследовательских работ, рефератов и т. д.
- личная траектория развития, поиск смысла жизни и личностного роста; портфолио.
- рассмотрение экологических вопросов (в том числе и экологические школьные проекты, использование информационных технологий)!!!
- организовать работу Юных инструкторов дорожного движения.
- в работе школьной газеты: продумать пропаганду Хорошего, конкретных положительных примеров из жизни школы; больше информации о проводимых мероприятиях или о будущих конкурсах.
- продумывание, чтобы большее количество учащихся могли бы посетить мероприятия, проводимые в школе при наличии хорошего актового зала и коррекции расписания.
- активизация работы ССК (штаба самоуправления).
- разработка системы кл. часов, бесед по профилактике правонарушений и суицидальных наклонностей, а так же на тему наркомании, здоровьясбережения, а так же ЗОЖ.
- система кружков и секций (проведение свободного времени).
- разработка общей программы «Здоровье», охватывающей всё выше сказанное.
Приоритетная форма воспитания - укрепление роли семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка:
- генеологическое древо семьи и гордость за него (моя семья, моя родословная).
- профориентация силами родителей.
- проведение родительского всеобуча по вопросам психолого-педагогической и социально-правовой помощи родителям в воспитании и обеспечении безопасности детей, а также обучение родителей навыкам раннего выявления признаков суицидального поведения.
- разработка системы классных родительских собраний.
- разработка и проведение семейных вечеров, спортивных эстафет (возможно, и клуба семейных увлечений).
- работа с учащимися по линии – осознанное родительство, на пороге семьи и т. д.
- мероприятия, посвящённые Дню Семьи, Дню матери.
- мероприятия - «Помогаем семье», «Радуем семью», «Отдыхаем с семьёй», «Украшаем семью» и т.д.
Приоритетная форма воспитания - милосердие, как форма самовыражения внутреннего ощущения мира; возможности подумать о том, что для всех значит добро, отзывчивость и взаимопомощь:
- мероприятия по единым названием «Наполни сердце добротой» – проведение тематических выставок творческих работ различной направленности совместно с преподавателями ИЗО, труда, кл. руководителями с дальнейшим показом (или дарением).
- создание тематических поздравительных открыток.
- конкурс стихов личного сочинения, оформленных красиво для последующего дарения (или участия в выездной выставке).
- проведение внутри школы концерта; научно-практической конференции и т.д. Дальнейший показ в запланированном месте.
Сразу возникают вопросы: Когда ездить? (идёт учебный процесс!!! И так слишком часто дети снимаются с уроков!) На что ездить? (нет денег).
Возможно, показ выставки творческих конкурсных работ на родительском собрании. Понравившиеся работы родители могут приобрести себе, а деньги пойдут на необходимые нужды.
Воспитание не может идти вперёд учёбы. Поэтому необходимо выработать в первую очередь тактику в учёбе:
1. Кабинетная система не должна нарушаться (кабинет русского, химии, биологии и т. д.). Учащиеся должны чётко знать в каком кабинете проходит данный урок.
2. Должно быть расписание, предусматривающее срочные замены уроков. Чтобы класс не «болтался» без дела. Мы должны выполнить заказ – дать образования, знания!
3. Необходимо оборудовать кабинеты техникой (компьютер, проектор).
4. Необходимо разработать цикл пропедевтических курсов: химии (с 7 кл.), биологии (с 5 кл.), физики (с 6 или 5 кл.), алгебры (с 6 кл.). Курсы могут быть прописаны в расписании и быть обязательными для посещения. Это даёт возможность проведения свободного времени с пользой. Так же разработать специальные курсы – «Экология здоровья (физического, психического, социального)». По курсам могут выставляться зачёты.
5. В дальнейшем пропедевтический курс может превращаться в факультатив или кружок. Т. Е. – идёт длинная линия предмета от пропедевтики до окончания.
6. Увеличить численность предметных кружков, факультативов. При планировании можно учесть уровень развития и запросы школьников: решение задач, исследовательские работы, проекты, написание рефератов и т.д.
7. Усилить и расширить цикл предпрофильных курсов в 9х кл.. Обязательные – математика, русский. Для «Сильных» - курсы по выбору нужного предмета. Для «слабых» - курсы по интересам (готовим по-домашнему, сувениры своими руками, резьба по дереву и т. д.)– от предложения учителей – предметников и от предварительного заказа учащихся. Те и другие курсы могут быть прописаны в расписании и быть обязательными для посещения. Можно провести предварительное анкетирование по запросу родителей и учащихся. Усиление профориентационной работы с посещение учебных заведений. Продумать возможное обучение (экскурсии) на заводе. Посещение курсов должно контролироваться. Учащиеся по ним должны иметь оценки.
8. Увеличить количество часов на профильные курсы. Посещение курсов должно контролироваться. Учащиеся по ним должны атестовываться.
9. Убрать практику по технологии, заменив её на практику по предметам, или разбросав имеющиеся часы в течении учебного года (на 11 класс (математика и русский).
10. Вернуться к физико-математическому профиль. Рассмотреть возможность Физико-технологического профиля (математика, физика, информатика).
Пути достижения реализации стратегии.
Воспитание гражданина-патриота, любящего свою семью, школу, город, край, Россию.
Учёт государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 годы» и программу «Наша победа».
Разработка общей программы «Здоровье».
Разработка поэтапной программы «Милосердие, как форма самовыражения».
Разработка программы «Укрепление роли семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка».
Учёт в данных программах систему мероприятий по годам:
2012 год – год Истории в России.
2013 год –подготовка к юбилею Победы в ВОВ в рамках государственной программы.
2014 год – олимпиада в Сочи. Подготовка к юбилею Победы в ВОВ в рамках государственной программы.
2015 год – юбилей Победы в ВОВ. Подготовка к Юбилею школы.
2016 год – юбилей школы.
2017 год – 75 лет со дня освобождения г. Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, 126 формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); • эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. – становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся.
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-
историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
• знание национальных героев и важнейших событий истории России;
• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной
ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
• ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к
героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-
психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей
среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их
роли в жизни, труде, творчестве;
• понимание нравственных основ образования;
• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-
исследовательских задач;
• самоопределение в области своих познавательных интересов;
• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• начальный опыт участия в общественно значимых делах;
• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-
психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
• сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
• общие представления о трудовом законодательстве.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному;
• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• представление об искусстве народов России;
• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.