Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2.
Программа элективного курса по географии «Природопользование»
Пояснительная записка.
Актуальность
Введения курса « Природопользованиие» в учебные планы связаны со всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды.
При его изучении учащиеся углубят свои знания об основных причинах, нарушающих устойчивость природных систем, влияющих на качественное состояние природных компонентов в природных комплексах, снижающих способность природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека, для дальнейшего развития общества.
Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, глубокого понимания ими неразрывного единства природы и общества, роли географических и других наук в оптимизации отношений личности и природы.
Курс нацелен на развитие способностей учеников оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием.
Теоретическая и практическая части курса предусматривают применение учащимися знаний, полученных при изучении географии, биологии, химии и других школьных предметов.
Проблема
Снижение интереса к изучению географии в старших классах.
Цель
· Повышение интереса учащихся старших классов к процессу усвоения географических знаний и географической науке;
· Развитие у выпускников школы экологически оправданного поведения в различных жизненных и производственных ситуациях;
· Развитие знаний о рациональном использовании ресурсов и условий окружающей среды.
· Формирование у школьников знания о влиянии окружающей среды на жизнь и деятельность человека, на состояние его здоровья;
· Умение оценивать характер изменения окружающей природной среды под воздействия различных видов природопользования.
Для реализации этих целей определены следующие задачи:
1. Ориентация на личность школьника, его потребности, ценности, с одной стороны, и отражение идей экологической науки с другой.
2. При отборе содержания важнейшими принципами стали:
2.1 Принцип междисциплинарности и комплексности.
2.2 Личностный принцип.
2.3 Деятельностный принцип.
2.4Проблемный принцип.
2.5Принцип историзма.
3. Внедрить в учебный процесс следующие формы проведения учебных занятий:
3.1 Поискового и исследовательского характера.
3.2 Самостоятельную работу учащихся с различными источниками знаний, включая дополнительную и справочную литературу, периодическую печать.
3.2 Прктические работы позволят сформировать умения по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды, выявлению путей рационального природопользования.
4. Использовать методы, которые развивают мотивационно – ценностную сферу, предполагающие осуществлять простейший прогноз воздействия человека на природу, формируют умения оценивать состояние окружающей среды, принимать решения в различных ситуациях природопользования.
Область применения полученных результатов:
Включение полученных результатов в УМК, портфолио учителя и учащихся.
Предполагаемые результаты:
Реализация проекта должна повысить интерес учащихся к учебному предмету, изменить представление школьников о неисчерпаемости природной среды.
Мониторинг успешности.
1. Анкета по выявлению интереса учащихся к учебному материалу.
2. Диагностика ЗУН по учебному материалу.
Планирование.
№ п/п |
Тема |
Форма проведения |
Дата |
|
Введение |
|
|
1 |
Для чего нужно изучать природопользование. |
Лекция |
|
2 |
Рациональное и нерациональное природопользование.
|
Лекция
|
|
|
Исторические этапы взаимодействия общества и природы. |
|
|
3 |
Разносторонняя связь человека с природой. |
Лекция
|
|
4 |
Изменения во взаимоотношении общества и природы в процессе развития цивилизации. |
Лекция |
|
5
6 |
Современный период воздействия человека на природу, его особенности.
П/р Сбор и обобщение материалов о проблемах природопользования в своей местности. |
Лекция
Практикум
|
|
|
Использование современных научных методов в природопользовании. |
|
|
7 |
Методы современных научных исследований в природопользовании. |
Семинар
|
|
|
Экологические аспекты различных видов природопользования. |
|
|
8 |
Природные ресурсы как связующее звено между природной и социально – экономическими сферами. |
Лекция |
|
9
10 |
Отраслевое природопользование.
П/Р Оценка рекреационных ресурсов населенного пункта. |
Семинар
Практикум.
|
|
|
Природопользование в России. |
|
|
11 |
Этапы развития природопользования в России. |
Лекция. |
|
12 |
Природопользование в урбанизированных районах. |
Лекция |
|
13 |
Экологическая ситуация в промышленных районах. |
Лекция |
|
14 |
Природопользование в аграрно – индустриальных районах. |
Семинар |
|
15 |
Природопользование в рекреационных районах. |
Лекция |
|
16 |
Природопользование в районах нового освоения с экстремальными природными условиями. |
Лекция |
|
17 |
Изучение народных традиций охраны природы в ХМАО. |
Практикум |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.