ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ГЕОМЕТРИЯ В АРХИТЕКТУРЕ»
«Я думаю, что никогда
до настоящего времени
мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия»
Ле Корбюзье
Пояснительная записка.
Образовательная область - математика, предмет изучения - раздел аналитической геометрии - кривые и поверхности второго порядка.
К 16-17 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности, поэтому профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок старшекласников.
Элективный курс «Геометрия в архитектуре» позволит расширить возможности социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовит выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования.
Так, учащиеся, которые видят себя в будущем в качестве архитекторов, воспринимают архитектуру как искусство и не хотят видеть в избранной профессии математики. Однако в настоящее время всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики.
В базовом школьном курсе геометрии практически не изучаются кривые и поверхности второго порядка - разделы аналитической геометрии. Предлагаемое в элективном курсе изучение свойств и форм линий и поверхностей второго порядка позволит расширить рамки математических знаний учащихся, позволит взглянуть по-новому на практическое применение математики, на её связь с другими отраслями знаний. Школьникам будет интересно узнать об оптических свойствах эллипса, гиперболы, параболы, об архитектурных возможностях линейчатых поверхностей, чтобы в дальнейшем эти знания можно было использовать при проектировании зданий.
Место курса в учебном плане:
Данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). В программе
приводится распределение учебного времени, включающее план занятий.
Цели данного курса: создание учащимся условий для
самореализации и самоопределения в профессиональном выборе на основе расширения
и углубления знаний при изучении курса
Задачи курса:
- Обеспечить формирование коммуникативной компетентности учащихся, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
- расширить представления учащихся о широких возможностях применения геометрии в жизни человека;
- способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей
учащихся, их потребности в исследовании и преобразовании;
- развивать конструкторскую смекалку, точность, аккуратность при построении геометрических фигур; научить изображать фигуры на нелинованной бумаге, используя геометрические инструменты;
- научить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира.
Подходы и принципы:
· Принцип курса – метод геометрической наглядности.
· Принцип научности позволяет сформировать четкую систему по практической геометрии.
· Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом.
· Практико-ориентированная направленность основана на научных знаниях и применяется как форма познания.
· Принцип гумманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее страны.
· Принцип деятельности включает ребёнка в учебно – познавательную деятельность. Самообучение является деятельностным подходом.
· Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся.
· Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессобразующих факторов учебного процесса.
Методы обучения:
· Словесный
· Наглядный
· Поисковый
· Исследовательский
· Проблемный
· Проектно-исследовательский.
Формы обучения:
· Индивидуальный
· Групповой
· Коллективный
· Фронтальный
Формы организации учебного процесса:
· Лекции
· Семинары
· Творческий урок
· Беседа
· Практические занятия
· Презентация
· Объяснение
Особенности программы
Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления учащихся, обеспечивает достижение необходимого уровня математических знаний, формирует целостное представление о геометрии,ее месте в научной картине мира и в практической деятельности.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных геометрических понятий и способствует формированию эволюционного мышления.
Значительное место в программе отведено практической работе. Это дает возможность направлено воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность, обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету.
Учащиеся изучают, систематизируют, исследуют материалы по геометрии.
Работа на уроках строится как исследовательская: учащиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, познают геометрические закономерности.
При реализации курса целесообразно выделить следующее:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
· Вести наблюдения, поиск, сбор нужного материала (внимательно читать текст, находить ответ на вопрос, четко и полно оформлять запись найденного решения, контролировать выполненные действия).
· Выделять главное, проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, делать выводы, правильно формулировать вопросы и т.д.
· Осуществлять постановку вопроса к данному условию задачи, составлять математическую модель, владеть основными арифметическими и алгебраическими способами решения задач и др.
· Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов.
· Владеть приемами моделирования в решении практических задач.
· Принимать участие в совместной деятельности, работать в парах, в малых группах, вести диалог с учителем, с товарищами.
Ожидаемый результат:
· формирование ключевых компетенций;
· участие в научно-практических конференциях;
· личностный рост учеников.
В области учебных компетенций:
уметь:
В области исследовательских компетенций:
уметь:
знать:
В области коммуникативных компетенций:
В области информационных компетенций:
уметь:
Требования к усвоению курса
Данный курс предполагает систематизацию и обобщение по теме «Решение треугольников» и «Подобие фигур», « «Комбинации тел в пространстве», «Линии второго порядка», применение тригонометрии к решению практических задач, а также связь с другими науками (географией, геодезией, астрономией). В программу курса включены вопросы решения прямоугольных и разносторонних треугольников, применение тригонометрии и подобия к решению задач на местности. Включенный в программу материал представляет познавательный интерес и может применяться для разных групп учащихся, а также для тех, чей выбор профессии будет связан с различными работами на местности. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводятся на занятиях в виде практических и зачетных работ. Формой итоговой отчетности учащихся являются творческие проекты, по выбранной тематике. Итоговое занятие - конференция, где учащиеся выступают с презентациями своих работ по курсу «Геометрия в архитектуре». На этом занятии также подводятся итоги работы по выбранному курсу, обобщается и систематизируется изученный геометрический материал, уделяется особое внимание вопросам практического применения полученных знаний.
Используемая литература и интернет- ресурсы
Учебно-тематический план.
№ п/п
|
Тема занятия
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия
|
§1 |
Кривые второго порядка. (18 ч.) |
|
|
1 |
Вводная лекция "Нужна ли архитектору математика?" Знакомство с аналитическим методом исследования форм геометрических линий. |
2 |
|
2 |
Вывод уравнения эллипса и его исследование. |
2 |
|
3 |
Решение задач на проектирование эллиптических свойств. |
|
2 |
4 |
Вывод уравнения гиперболы и его исследование. |
2 |
|
5 |
Решение задач на проектирование гиперболических свойств. |
|
2 |
6 |
Вывод уравнения параболы и его исследование. |
2 |
|
7 |
Решение задач на проектирование параболических форм. |
|
2 |
8 |
Лабораторно-практическая работа "Изучение дополнительных сведений о кривых второго порядка". |
|
2 |
9 |
Творческая работа "Кривые второго порядка" |
|
2 |
§2 |
Поверхности второго порядка. (16ч.) |
|
|
1 |
Знакомство с некоторыми общими сведениямио поверхностях. Вывод уравнения эллипсоида и его исследование. |
2 |
|
2 |
Однополостный и двуполостный гиперболоиды. Эллиптический параболоид. |
2 |
|
3 |
Решение задач. |
|
2 |
4 |
Гиперболический параболоид. Конус второго порядка. Цилиндрические поверхности. |
2 |
|
5 |
Решение задач. |
|
2 |
6. |
Лабораторно-практическая работа "Применение линейчатых поверхностей в архитектуре". |
|
2 |
7. |
Зачетная работа. |
|
2 |
8. |
Защита творческого проекта. |
|
3 |
|
Итого: |
14 |
21 |
Всего: 35часов
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
По плану |
Фактически |
§1 |
Кривые второго порядка. (18 ч.) |
|
|
1 |
Вводная лекция "Нужна ли архитектору математика?" |
03.09 |
|
2 |
Знакомство с аналитическим методом исследования форм геометрических линий. |
10.09 |
|
3 |
Вывод уравнения эллипса. |
17.09 |
|
4 |
Исследование уравнения эллипса. |
24.09 |
|
5 |
Решение задач на проектирование эллиптических свойств. |
01.10 |
|
Решение задач на проектирование эллиптических свойств. |
|||
6 |
День здоровья. |
08.10 |
|
7 |
Вывод уравнения гиперболы и его. |
15.10 |
|
8 |
Исследование уравнения гиперболы. |
22.10 |
|
9 |
Решение задач на проектирование гиперболических свойств. |
29.10 |
|
10 |
Решение задач на проектирование гиперболических свойств. |
05.11 |
|
11 |
Вывод уравнения параболы и его исследование. |
12.11 |
|
12 |
Исследование уравнения параболы. |
26.11 |
|
13 |
Решение задач на проектирование параболических форм. |
03.12 |
|
14 |
Решение задач на проектирование параболических форм. |
10.12 |
|
15 |
Лабораторно-практическая работа "Изучение дополнительных сведений о кривых второго порядка". |
17.12 |
|
16 |
Лабораторно-практическая работа "Изучение дополнительных сведений о кривых второго порядка". |
24.12 |
|
Лабораторно-практическая работа "Изучение дополнительных сведений о кривых второго порядка". |
|||
17 |
День семьи |
31.12 |
|
18 |
Творческая работа "Кривые второго порядка" |
14.01 |
|
§2 |
Поверхности второго порядка. (16ч.) |
|
|
19 |
Знакомство с некоторыми общими сведениямио поверхностях. |
21.01 |
|
20 |
Вывод уравнения эллипсоида. |
28.01 |
|
21 |
Исследование уравнения эллипсоида |
04.02 |
|
22 |
Однополостный и двуполостный гиперболоиды. |
11.02 |
|
23 |
Эллиптический параболоид. |
25.02 |
|
24 |
Решение задач. |
03.03 |
|
25. |
Гиперболический параболоид. |
10.03 |
|
26 |
Конус второго порядка. |
17.03 |
|
27 |
Цилиндрические поверхности. |
24.03 |
|
28 |
Решение задач. |
31.03 |
|
29 |
Лабораторно-практическая работа "Применение линейчатых поверхностей в архитектуре". |
14.04 |
|
30 |
Лабораторно-практическая работа "Применение линейчатых поверхностей в архитектуре". |
21.04 |
|
31 |
Зачетная работа. |
28.04 |
|
32 |
Зачетная работа. |
05.05 |
|
33 |
Защита творческого проекта. |
12.05 |
|
34 |
Защита творческого проекта. |
19.05 |
|
|
Защита творческого проекта. |
26.05 |
|
«Я думаю, что никогда
до настоящего времени
мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия»
Ле Корбюзье
Пояснительная записка.
Образовательная область - математика, предмет изучения - раздел аналитической геометрии - кривые и поверхности второго порядка.
К 16-17 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности, поэтому профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок старшекласников.
Элективный курс «Математика в архитектуре» позволит расширить возможности социализации учащихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовит выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования.
Так, учащиеся, которые видят себя в будущем в качестве архитекторов, воспринимают архитектуру как искусство и не хотят видеть в избранной профессии математики. Однако в настоящее время всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики.
В базовом школьном курсе геометрии практически не изучаются кривые и поверхности второго порядка - разделы аналитической геометрии. Предлагаемое в элективном курсе изучение свойств и форм линий и поверхностей второго порядка позволит расширить рамки математических знаний учащихся, позволит взглянуть по-новому на практическое применение математики, на её связь с другими отраслями знаний. Школьникам будет интересно узнать об оптических свойствах эллипса, гиперболы, параболы, об архитектурных возможностях линейчатых поверхностей, чтобы в дальнейшем эти знания можно было использовать при проектировании зданий.
Место курса в учебном плане:
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю). В программе
приводится распределение учебного времени, включающее план занятий.
Цели данного курса: создание учащимся условий для
самореализации и самоопределения в профессиональном выборе на основе расширения
и углубления знаний при изучении курса
Задачи курса:
- Обеспечить формирование коммуникативной компетентности учащихся, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
- расширить представления учащихся о широких возможностях применения геометрии в жизни человека;
- способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей
учащихся, их потребности в исследовании и преобразовании;
- развивать конструкторскую смекалку, точность, аккуратность при построении геометрических фигур; научить изображать фигуры на нелинованной бумаге, используя геометрические инструменты;
- научить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира.
Подходы и принципы:
· Принцип курса – метод геометрической наглядности.
· Принцип научности позволяет сформировать четкую систему по практической геометрии.
· Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом.
· Практико-ориентированная направленность основана на научных знаниях и применяется как форма познания.
· Принцип гумманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее страны.
· Принцип деятельности включает ребёнка в учебно–познавательную деятельность. Самообучение является деятельностным подходом.
· Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся.
· Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессобразующих факторов учебного процесса.
Методы обучения:
· Словесный
· Наглядный
· Поисковый
· Исследовательский
· Проблемный
· Проектно-исследовательский.
Формы обучения:
· Индивидуальный
· Групповой
· Коллективный
· Фронтальный
Формы организации учебного процесса:
· Лекции
· Семинары
· Творческий урок
· Беседа
· Практические занятия
· Презентация
· Объяснение
Особенности программы
Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления учащихся, обеспечивает достижение необходимого уровня математических знаний, формирует целостное представление о геометрии, ее месте в научной картине мира и в практической деятельности.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных геометрических понятий и способствует формированию эволюционного мышления.
Значительное место в программе отведено практической работе. Это дает возможность направлено воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность, обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету.
Учащиеся изучают, систематизируют, исследуют материалы по геометрии.
Работа на уроках строится как исследовательская: учащиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, познают геометрические закономерности.
При реализации курса целесообразно выделить следующее:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
· Вести наблюдения, поиск, сбор нужного материала (внимательно читать текст, находить ответ на вопрос, четко и полно оформлять запись найденного решения, контролировать выполненные действия).
· Выделять главное, проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, делать выводы, правильно формулировать вопросы и т.д.
· Осуществлять постановку вопроса к данному условию задачи, составлять математическую модель, владеть основными арифметическими и алгебраическими способами решения задач и др.
· Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов.
· Владеть приемами моделирования в решении практических задач.
· Принимать участие в совместной деятельности, работать в парах, в малых группах, вести диалог с учителем, с товарищами.
Ожидаемый результат:
· формирование ключевых компетенций;
· участие в научно-практических конференциях;
· личностный рост учеников.
В области учебных компетенций:
уметь:
В области исследовательских компетенций:
уметь:
знать:
В области коммуникативных компетенций:
В области информационных компетенций:
уметь:
Требования к усвоению курса
Данный курс предполагает систематизацию и обобщение по теме «Решение треугольников» и «Подобие фигур», « «Комбинации тел в пространстве», «Линии второго порядка», применение тригонометрии к решению практических задач, а также связь с другими науками (географией, геодезией, астрономией). В программу курса включены вопросы решения прямоугольных и разносторонних треугольников, применение тригонометрии и подобия к решению задач на местности. Включенный в программу материал представляет познавательный интерес и может применяться для разных групп учащихся, а также для тех, чей выбор профессии будет связан с различными работами на местности. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводятся на занятиях в виде практических и зачетных работ. Формой итоговой отчетности учащихся являются творческие проекты, по выбранной тематике. Итоговое занятие - конференция, где учащиеся выступают с презентациями своих работ по курсу «Геометрия вокруг нас». На этом занятии также подводятся итоги работы по выбранному курсу, обобщается и систематизируется изученный геометрический материал, уделяется особое внимание вопросам практического применения полученных знаний.
Используемая литература и интернет- ресурсы
Учебно-тематический план.
№ п/п
|
Тема занятия
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия
|
§1 |
Кривые второго порядка. (9 ч.) |
|
|
1 |
Вводная лекция "Нужна ли архитектору математика?" Знакомство с аналитическим методом исследования форм геометрических линий. |
1 |
|
2 |
Вывод уравнения эллипса и его исследование. |
1 |
|
3 |
Решение задач на проектирование эллиптических свойств. |
|
1 |
4 |
Вывод уравнения гиперболы и его исследование. |
1 |
|
5 |
Решение задач на проектирование гиперболических свойств. |
|
1 |
6 |
Вывод уравнения параболы и его исследование. |
1 |
|
7 |
Решение задач на проектирование параболических форм. |
|
1 |
8 |
Лабораторно-практическая работа "Изучение дополнительных сведений о кривых второго порядка". |
|
1 |
9 |
Творческая работа "Кривые второго порядка" |
|
1 |
§2 |
Поверхности второго порядка. (8ч.) |
|
|
1 |
Знакомство с некоторыми общими сведениямио поверхностях. Вывод уравнения эллипсоида и его исследование. |
1 |
|
2 |
Однополостный и двуполостный гиперболоиды. Эллиптический параболоид. |
1 |
|
3 |
Решение задач. |
|
1 |
4 |
Гиперболический параболоид. Конус второго порядка. Цилиндрические поверхности. |
1 |
|
5 |
Решение задач. |
|
1 |
6. |
Лабораторно-практическая работа "Применение линейчатых поверхностей в архитектуре". |
|
1 |
7. |
Зачетная работа. |
|
1 |
8. |
Защита творческого проекта. |
|
1 |
|
Итого: |
7 |
10 |
Всего: 17 часов
Клендарно-тематический план
№ п/п
|
Тема занятия
|
По плану |
Фактически |
§1 |
Кривые второго порядка. (9 ч.) |
|
|
1 |
Вводная лекция "Нужна ли архитектору математика?" Знакомство с аналитическим методом исследования форм геометрических линий. |
05.09 |
|
2 |
Вывод уравнения эллипса. Исследование уравнения эллипса. |
12.05 |
|
3 |
Решение задач на проектирование эллиптических свойств. |
19.05 |
|
4 |
Вывод уравнения гиперболы и его. Исследование уравнения гиперболы |
26.09 |
|
5 |
Решение задач на проектирование гиперболических свойств. |
03.10 |
|
6 |
Вывод уравнения параболы и его исследование. Исследование уравнения параболы. |
17.10 |
|
7 |
Решение задач на проектирование параболических форм. |
24.10 |
|
8 |
Лабораторно-практическая работа "Изучение дополнительных сведений о кривых второго порядка". |
31.10 |
|
9 |
Творческая работа "Кривые второго порядка" |
07.11 |
|
§2 |
Поверхности второго порядка. (8ч.) |
|
|
10 |
Знакомство с некоторыми общими сведениямио поверхностях. Вывод уравнения эллипсоида. Исследование уравнения эллипсоида |
14.11 |
|
11 |
Однополостный и двуполостный гиперболоиды. Эллиптический параболоид. |
28.11 |
|
12 |
Решение задач. |
05.12 |
|
13 |
Гиперболический параболоид. Конус второго порядка. Цилиндрические поверхности. |
12.12 |
|
14 |
Решение задач. |
19.12 |
|
15 |
Лабораторно-практическая работа "Применение линейчатых поверхностей в архитектуре". |
26.12 |
|
16 |
Зачетная работа. |
11.01 |
|
17 |
Защита творческого проекта. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.