Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№125» Советского района г. Казани
«Рассмотрено» Руководитель МО Верёвкина Н.М
Протокол № ___ от «____»__________2018 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УР Хакимова Р.И.
«____»______________2018г.
|
«Утверждено» Директор МБОУ «Гимназия №125» ________________С.В. Волобуева
Приказ № ___ от «___»_______________ 2018г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тарасовой Ангелины Владимировны
Ф.И.О. педагога, квалификационная категория
по элективному курсу
«Избранные вопросы математики»
предмет
в 9А классе
класс, группа
базовый
___________________________________________________________________
уровень изучения учебного предмета
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Избранные вопросы математики» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с модулями и параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике.. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Изучение элективного курса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.
Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого ученика посредством системно-деятельного подхода к ведению занятий.,не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала.
Цели и задачи обучения.
· углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
· расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
· повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
· развитие навыков исследовательской деятельности,
· обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
1. Место предмета в учебном плане лицея.
Рабочая программа разработана на 17 часов из расчета 1 час в неделю.
1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с модулем и параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер.
Содержание курса (17 ч., 1 час в неделю)
1. Решение задач с модулем. (8 часов).
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
2. Решение задач с параметрами. (7 часов).
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры. (3 часов)
Графические и аналитические методы.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
· понятие параметра
· прочно усвоить понятие модуль числа;
· алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
· зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
· свойства решений уравнений, неравенств ;
· свойства функций в задачах с параметрами.
Учащиеся должны уметь:
· уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
· уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
· строить графики уравнений, содержащие модули;
· уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
· уметь решать неравенства с параметром;
· находить корни квадратичной функции;
· строить графики квадратичных функций;
· исследовать квадратный трехчлен;
· знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Дата проведения |
Примечания |
|
План |
Факт |
Корректировка |
||
|
I. Решение задач с модулем. |
|
|
|
1 |
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация |
1 неделя сентября |
|
|
2 2 |
Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. |
2 неделя сентября |
|
|
3 |
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем. |
3 неделя сентября |
|
|
4 |
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. |
4 неделя сентября |
|
|
5 |
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация. |
5 неделя сентября |
|
|
6 |
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация. |
2 неделя октября |
|
|
7 |
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений |
3 неделя октября |
|
|
8 |
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений |
4 неделя октября |
|
|
II. Знакомство с параметром. Задачи с параметром |
|
|
|
|
1 |
Понятие параметра. Исследование уравнений, содержащих параметры |
5 неделя октября |
|
|
2 |
Поиск решений линейных уравнений, содержащих параметры |
2 неделя ноября |
|
|
3 |
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в. |
3 неделя ноября |
|
|
4 |
Поиск квадратных уравнений, содержащих параметры |
4 неделя ноября |
|
|
5 |
Поиск решений неравенств, содержащих параметры |
1 неделя декабря |
|
|
6 |
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. |
2 неделя декабря |
|
|
III.Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств, содержащих модули и параметры |
|
|
|
|
1 |
Графические и аналитические методы |
3 неделя декабря |
|
|
2 |
Графические и аналитические методы |
4 неделя декабря |
|
|
3 |
Итоговое занятие. Защита проектов. |
5 неделя декабря |
|
|
Список литературы.
для учителя:
1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
2. Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами.
3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.
4. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
5. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
6. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
7. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
8. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
9. Программа Р.В.Чумариной, Смаркиной учителей СОШ№130 г. казани и методиста ИРО РТ Кадырова Ф.К.
для учащихся:
1. Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре
8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.