Рабочая программа элективного курса по русскому языку
«Совершенствование языковой грамотности обучающихся»
для 10 класса
Количество часов в год 34
в неделю 1час.
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Грищук Наталья Евгеньевна
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками являются:
1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Содержание тем учебного курса
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Типология заданий ЕГЭ.
2. Орфоэпия.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.
3. Лексика и фразеология.
Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.
4. Словообразование.
Основные способы словообразования частей речи.
5. Морфология.
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.
6. Грамматические нормы.
Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).
7. Орфография.
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.
8. Пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
9. Синтаксис.
Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.
10. Синтаксические нормы русского языка.
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
11. Работа с текстом.
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.
12. Анализ языковых средств выразительности.
Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
13. Подготовка к написанию сочинения.
Знакомство с критериями оценки сочинения. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата по плану |
Факт. дата |
1 |
Типология заданий ЕГЭ. |
|
|
2 |
Современные орфоэпические нормы |
|
|
3 |
Основные способы словообразования частей речи. |
|
|
4 |
Урок-практикум по теме «Основные способы словообразования частей речи» |
|
|
5 |
Лексические нормы современного русского языка. |
|
|
6 |
Употребление синонимов и антонимов. |
|
|
7 |
Употребление паронимов и омонимов. |
|
|
8 |
Употребление фразеологизмов, заимствованных слов, архаизмов. |
|
|
9 |
Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. |
|
|
10 |
Правописание сложных имён существительных. |
|
|
11 |
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных |
|
|
12 |
Употребление числительных. Склонение сложных количественных числительных. |
|
|
13 |
Правописание наречий. |
|
|
14 |
Правописание и употребление предлогов. |
|
|
15 |
Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление. |
|
|
16 |
Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи. |
|
|
17 |
Образование форм повелительного наклонения глаголов. |
|
|
18 |
Образование форм деепричастий. |
|
|
19 |
Употребление некоторых форм глаголов, причастий и деепричастий. |
|
|
20 |
Образование форм местоимений. |
|
|
21 |
Употребление местоимений |
|
|
22 |
Принципы русской орфографии. |
|
|
23 |
Типы орфограмм и принципы проверки. |
|
|
24 |
Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. |
|
|
25 |
Чередующиеся гласные в корне слова. |
|
|
26 |
Правописание гласных в приставках. |
|
|
27 |
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий. |
|
|
28 |
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов. |
|
|
29 |
Согласные в корнях, приставках, суффиксах. |
|
|
30 |
Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. |
|
|
31 |
Употребление ь и ъ. |
|
|
32 |
Слитное, раздельное, дефисное написание слов. |
|
|
33 |
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. |
|
|
34 |
Диагностическая работа за курс 10 класса |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.