Программа элективных курсов для школьников "География туризма"
Оценка 4.8
docx
15.02.2023
Элективный курс География туризма.docx
Программа
элективного курса по географии туризма для школьников в рамках профильной
подготовки.
Название:
География международного туризма
Автор:
преподаватель профессионального цикла по специальности Туризм ГПОУ ЯО
Переславский колледж им. А. Невского – Михеева Крестина Андреевна
Пояснительная
записка
Современный
туризм – важная отрасль экономики многих стран мира. Велики возможности его
развития и в России. Растет значение подготовки кадров организаторов
туризма, работников в сфере туристского бизнеса. Специалистам в области
туризма необходимы знания его географии.
Данный курс призван развить интересы к данной области знаний и повлиять в
будущем на выбор профессиональной деятельности.
Цель: изучение
основ географии международного туризма, раскрытие туристской картины мира.
Задачи:
·дать учащимся знания о природно-географической,
демографо-этноконфессиональной, культурно-исторической,
социально-географической, политико-географической составляющих
географических аспектов географии современного туризма;
·раскрыть факторы развития международного туризма;
·сформировать у учащихся представления об основных
туристско-рекреационных системах регионов и стран мира;
·раскрыть учащимся процессы формирования
туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного
использования
·показать многообразие видов туризма и их значение
в развитии личности;
·способствовать воспитанию чувств уважения к другим
народам и развитию интереса к познанию других стран;
·дать первичные представления об организации
туристической деятельности в странах и регионах мира;
·показать роль туризма в укреплении политической
стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;
·способствовать развитию умений делового общения,
коммуникативных способностей школьников.
Курс
состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы
мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в
географической науке, показываются предпосылки и факторы развития
международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов
современного международного туризма, его типов и значимости в различных
направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и
типологии туристских районов. Значительное место в программе отведено
изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для
учащихся часть курса.
Из
34 часов учебного времени более 50% времени отводится на выполнение
практических, творческих работ. Широкое применение в практике найдут уроки
с привлечением видеоматериалов, практикумы с использованием рекламных
буклетов и проспектов, литературных источников о различных туристских
районах мира, работа с географическими картами по выявлению факторов
развития района, возможностей реализации комплексных целей международного
туризма, проведение конференций, встреч с туристами, посетившими те или
иные туристские районы, организация творческих работ по проектированию
туристических маршрутов их рекламированию, применение
информационно-коммуникационных технологий.
В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать групповые и
индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий
личностно ориентированного обучения, направленные на развитие способностей,
интересов конкретной личности.
Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется
выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с
сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов
обучения будет играть работа над проектом.
Требования
к знаниям и умениям школьников:
Учащиеся
должны знать:
·содержание понятий курса: туризм, география
туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, устойчивое
развитие в туризме, историко-культурное наследие, памятники, ансамбли,
достопримечательные места, туристско-рекреационный район;
·физико-географические, экологические,
населенческие, историко-культурные, экономико-географические, политические
факторы развития туризма;
·масштабы и типы современного туризма;
·типологию туристских районов;
·главные туристские районы регионов и основных
стран мира;
·наиболее известные памятники античности,
средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие
большое внимание туристов в странах и регионах мира;
·уникальные природные объекты стран и регионов мира,
привлекающие внимание туристов из разных государств мира;
·примеры объектов Всемирного природного и
культурного наследия.
Учащиеся
должны уметь:
·устанавливать связи географии туризма с другими
географическими дисциплинами;
·выявлять природные черты природных зон и высотных
поясов, привлекательных для туристов;
·определять природные процессы, затрудняющие и
благоприятствующие туристской деятельности;
·анализировать этнический и религиозный состав
населения полиэтнических и многонациональных стран;
·составлять историко-культурную характеристику
страны, района или города;
·анализировать по видео- и иллюстративным
материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных
регионов мира;
·характеризовать объекты Всемирного природного и
культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;
·устанавливать роль рекреационных ресурсов в
природно-ресурсном потенциале страны или региона;
·выявлять зависимость развития туризма от
показателей уровня экономического развития страны, отраслевой структуры ее
хозяйства; участия страны в интеграционных группировках; уровня
внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном
уровне;
·оценивать рекреационные ресурсы туристского
района, определять преобладающие виды туризма в нем;
·давать характеристику различных типов туризма;
·выявлять на основе социологических опросов
отношение населения к тем или иным типам туризма;
·составлять (проектировать) на основе литературных,
картографических материалов гипотетические внутренние и международные
туристические маршруты разных видов;
·рассчитывать стоимость туристского продукта;
·картографировать туристские районы мира;
·классифицировать туристские районы региона по
различным признакам;
·оформлять рекламный проспект с использованием
различных средств;
·называть и показывать по карте ведущие туристские
районы и центры.
Учебно-тематический
план
№ п/п
Наименование тем
курса
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Лекции
Практикумы
Семинары
Введение. Основные
понятия туризма. Функции современного туризма.
1
1
Выборочная проверка
записи лекции.
Фронтальный опрос.
2.
Туристические
ресурсы.
1
0,5
0,5
Выборочная проверка
записи лекции.Экспертное наблюдение выполнения
практического задания.
3.
Классификация видов
современного туризма.
1
1
Проверка составления схемы «Виды
современного туризма». Экспертное наблюдение выполнения практического
задания.
4.
География основных
туристических потоков в мире. Туристско-рекреационные зоны, их география.
1
1
Проверка картосхемы
основных районов международного туризма.
5.
География туризма в
Зарубежной Европе.
1
0,5
0,5
Выборочная проверка
записи лекции.
Работа на к/к зарубежной Европы.
Проверка заполнения схемы «Виды туризма в Зарубежной Европе».
6.
География туризма в
Зарубежной Азии.
1
0,5
0,5
Выборочная проверка
записи лекции.
Работа на к/к Зарубежной Азии.
Проверка картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного
культурного и природного наследия на территории Азии.
7.
География туризма в
Австралии.
1
0,5
0,5
Выборочная проверка
записи лекции.
Проверка рабочих тетрадей. Экспертное наблюдение выполнения практического
задания.
8.
География туризма в
Латинской Америке.
1
0,5
0,5
Работа с к/к.
Самостоятельная работа.
Участие в семинаре. Экспертное наблюдение выполнения практического
задания.
9.
География туризма в
Африке. Северная Африка.
1
0,5
0,5
Работа с картой.
Участие в семинаре.
Экспертное наблюдение выполнения практического задания.
10.
География туризма в
России.
1
0,5
0,5
Выборочная проверка
записи лекции.
Работа с картой. Экспертное наблюдение выполнения практического задания.
11.
Составление
туристического маршрута.
2
1
1
Экспертное
наблюдение выполнения практического задания.
12.
Расчет стоимости туристского
продукта.
2
1
1
Экспертное
наблюдение выполнения практического задания.
13.
Туристские
формальности
1
0,5
0,5
Экспертное
наблюдение выполнения практического задания.
14.
Итоговое занятие.
2
1
1
Защита проекта.
Итого:
17
6
9
2
Содержание
программы
Занятие
1. Введение. Основные понятия туризма.
Функции современного туризма. География туризма – ветвь рекреационной
географии. Предмет исследования, значение. История туризма и развития
рекреационной географии и географии туризма. Источники информации по
географии туризма. Связи географии туризма с другими географическими
дисциплинами. Функции современного туризма.
Практические
работы. Составление схемы «Источники знаний по
географии туризма».
Занятие
2. Туристические ресурсы. Отрасли непроизводственной
сферы. Развитие туристической отрасли в настоящее время. Виды туристических
ресурсов.
Практические
работы. Составление схемы «Туристические
ресурсы».
Занятие
3. Классификация видов современного
туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное
значение туризма.
Практические
работы. Составление схемы «Виды современного
туризма». «Проведение социологического опроса товарищей, друзей,
учителей, родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения
к тем или иным видам туризма».
Занятие
4. География основных туристических
потоков в мире. Туристско-рекреационные зоны, их география. Страны-лидеры
международного туризма.
Практические
работы. Составление картосхемы основных районов
международного туризма.
Занятие
5. География туризма в Зарубежной Европе.
Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90-х годах XX
века. Регионы Зарубежной Европы. Предпосылки, объясняющие высокий уровень
развития туризма в регионе.
Практические
работы. Заполнение схемы «Виды туризма
зарубежной Европы». Работа с к/к.
Занятие
6. География туризма в Зарубежной Азии.
Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы.
Практические
работы. Работа с к/к Зарубежной Азии.
Составление схемы «Виды туризма Зарубежной Азии». Оформление картосхемы
размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного
наследия на территории Азии.
Занятие
7. География туризма в Австралии. Австралия
- природная, социально-экономическая, туристская характеристика.
Практические
работы. Заполнение визитной карточки
Австралии.
Занятие
8. География туризма в Латинской Америке.
Равнинный Восток. Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в
Латинской Америке.
Практические
работы. При помощи метода географических
зарисовок создание яркого, образного описания Бразилии.
Занятие
9. География туризма в Африке. Северная Африка.
Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной Африки.
Практические
работы. Заполнение визитной карточки Египта.
Составление туристического маршрута по арабским странам Африки. Подготовка
памятки туристам.
Занятие
10. География туризма в России. Развитие
туризма в России. Россия - природная, социально-экономическая, туристская
характеристика. Туристические районы России. Виды туризма в России.
Практические
работы. Подготовка рекламного проспекта одной
из туристических зон России.
Занятие
11. Составление туристического
маршрута. Понятие технологии и разработки туристического
продукта. Свойства и цели турпродукта. Определение базовых услуг по
заданным показателям.
Практические
работы. Составление программ тура и турпакета.
6.Даринский А.В. Туристические районы Российской
Федерации и ближнего зарубежья. – СПб.: , 2016.
7.Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география
международного туризма. – Ч.1. Страноведение и международный туризм. –
СПб., 2002
8.Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира –
Смоленск: СГУ, 2000.
9.Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География
международного туризма. – М., 2003.
10.Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система
обучения кадров предприятий обслуживания. – М., 2004.
11.Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.,
2006.
12.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т.
1-3. – Ярославль, 2002.
13.Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие.
– 1995.
14.Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная
география. – М., 2004.
15.Журнал «Вокруг света».
Список
литературы для учащихся
1.Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. –
М., 2005.
2.Географический энциклопедический словарь.
Географические названия. – М., 2003.
3.Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира –
Смоленск: СГУ, 2000.
4.Латинская Америка. Энциклопедический справочник.
Т. 1-2.- М., 2003
5.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т.
1-3. – Ярославль, 2002
6.Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. –
М., 2000.
7.Советский Союз: Географическое описание в 22
томах. – М., 1967-1982.
8.Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.
9.Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель,
2000.
10.Журнал «Вокруг света».
Программа элективного курса по географии туризма для школьников в рамках профильной подготовки
Курс состоит из двух крупных разделов:
Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом
Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов; · устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона; · выявлять…
Учебно-тематический план № п/п
География туризма в Зарубежной
Содержание программы Занятие 1
Европы». Работа с к/к. Занятие 6
Методика расчета стоимости тура
Список литературы для преподавателя 1
Программа элективного курса по географии туризма для школьников в рамках профильной подготовки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.