Программа элективных курсов для школьников "География туризма"
Оценка 4.8

Программа элективных курсов для школьников "География туризма"

Оценка 4.8
docx
15.02.2023
Программа элективных курсов для школьников "География туризма"
Элективный курс География туризма.docx

Программа элективного курса по географии туризма для школьников  в рамках профильной подготовки.

Название: География международного туризма

Автор: преподаватель профессионального цикла по специальности Туризм ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского – Михеева Крестина Андреевна

Пояснительная записка

Современный туризм – важная отрасль экономики многих стран мира. Велики возможности его развития и в России. Растет значение подготовки кадров организаторов туризма, работников в сфере туристского бизнеса. Специалистам в области туризма необходимы знания его географии. 
Данный курс призван развить интересы к данной области знаний и повлиять в будущем на выбор профессиональной деятельности.

Цель: изучение основ географии международного туризма, раскрытие туристской картины мира.

Задачи:

·                     дать учащимся знания о природно-географической, демографо-этноконфессиональной, культурно-исторической, социально-географической, политико-географической составляющих географических аспектов географии современного туризма;

·                     раскрыть факторы развития международного туризма;

·                     сформировать у учащихся представления об основных туристско-рекреационных системах регионов и стран мира;

·                     раскрыть учащимся процессы формирования туристско-рекреационных зон, районов, центров и их современного использования

·                     показать многообразие видов туризма и их значение в развитии личности;

·                     способствовать воспитанию чувств уважения к другим народам и развитию интереса к познанию других стран;

·                     дать первичные представления об организации туристической деятельности в странах и регионах мира;

·                     показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;

·                     способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных способностей школьников.

Курс состоит из двух крупных разделов: География туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристских районов. Значительное место в программе отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса.

Из 34 часов учебного времени более 50% времени отводится на выполнение практических, творческих работ. Широкое применение в практике найдут уроки с привлечением видеоматериалов, практикумы с использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по выявлению факторов развития района, возможностей реализации комплексных целей международного туризма, проведение конференций, встреч с туристами, посетившими те или иные туристские районы, организация творческих работ по проектированию туристических маршрутов их рекламированию, применение информационно-коммуникационных технологий.
В ходе организации учебных занятий необходимо шире использовать групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий личностно ориентированного обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.
Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с сообщениями, докладами и рефератам. Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом.

Требования к знаниям и умениям школьников:

Учащиеся должны знать:

·                     содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, устойчивое развитие в туризме, историко-культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места, туристско-рекреационный район;

·                     физико-географические, экологические, населенческие, историко-культурные, экономико-географические, политические факторы развития туризма;

·                     масштабы и типы современного туризма;

·                     типологию туристских районов;

·                     главные туристские районы регионов и основных стран мира;

·                     наиболее известные памятники античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, привлекающие большое внимание туристов в странах и регионах мира;

·                     уникальные природные объекты стран и регионов мира, привлекающие внимание туристов из разных государств мира;

·                     примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Учащиеся должны уметь:

·                     устанавливать связи географии туризма с другими географическими дисциплинами;

·                     выявлять природные черты природных зон и высотных поясов, привлекательных для туристов;

·                     определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие туристской деятельности;

·                     анализировать этнический и религиозный состав населения полиэтнических и многонациональных стран;

·                     составлять историко-культурную характеристику страны, района или города;

·                     анализировать по видео- и иллюстративным материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных регионов мира;

·                     характеризовать объекты Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов;

·                     устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона;

·                     выявлять зависимость развития туризма от показателей уровня экономического развития страны, отраслевой структуры ее хозяйства; участия страны в интеграционных группировках; уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне;

·                     оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять преобладающие виды туризма в нем;

·                     давать характеристику различных типов туризма;

·                     выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем или иным типам туризма;

·                     составлять (проектировать) на основе литературных, картографических материалов гипотетические внутренние и международные туристические маршруты разных видов;

·                     рассчитывать стоимость туристского продукта;

·                     картографировать туристские районы мира;

·                     классифицировать туристские районы региона по различным признакам;

·                     оформлять рекламный проспект с использованием различных средств;

·                     называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практикумы

Семинары

Введение. Основные понятия туризма. Функции современного туризма.

1

1

Выборочная проверка записи лекции.

Фронтальный опрос.

2.

Туристические ресурсы.

1

0,5

0,5

Выборочная проверка записи лекции. Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

3.

Классификация видов современного туризма.

1



1



Проверка составления схемы «Виды современного туризма». Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

4.

География основных туристических потоков в мире. Туристско-рекреационные зоны, их география.

1



1



Проверка картосхемы основных районов международного туризма.

5.

География туризма в Зарубежной Европе.

1

0,5

0,5



Выборочная проверка записи лекции.
Работа на к/к зарубежной Европы.
Проверка заполнения схемы «Виды туризма в Зарубежной Европе».

6.

География туризма в Зарубежной Азии.

1

0,5

0,5



Выборочная проверка записи лекции.
Работа на к/к Зарубежной Азии.
Проверка картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.

7.

География туризма в Австралии.

1

0,5

0,5



Выборочная проверка записи лекции.
Проверка рабочих тетрадей. Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

8.

География туризма в Латинской Америке.

1



0,5

0,5

Работа с к/к.
Самостоятельная работа.
Участие в семинаре. Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

9.

География туризма в Африке. Северная Африка.

1



0,5

0,5

Работа с картой.
Участие в семинаре.
Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

10.

География туризма в России.

1

0,5

0,5



Выборочная проверка записи лекции.
Работа с картой. Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

11.

Составление туристического маршрута.

2

1

1

 

Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

12.

Расчет стоимости туристского продукта.

2

1

1

 

Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

13.

Туристские формальности

1

0,5

0,5

 

Экспертное наблюдение выполнения практического задания.

14.

Итоговое занятие.

2



1

1

Защита проекта.


Итого:


17

6

9

2

 

Содержание программы

 

Занятие 1. Введение. Основные понятия туризма. Функции современного туризма. География туризма – ветвь рекреационной географии. Предмет исследования, значение. История туризма и развития рекреационной географии и географии туризма. Источники информации по географии туризма. Связи географии туризма с другими географическими дисциплинами. Функции современного туризма.

Практические работы. Составление схемы «Источники знаний по географии туризма».

Занятие 2. Туристические ресурсы. Отрасли непроизводственной сферы. Развитие туристической отрасли в настоящее время. Виды туристических ресурсов.

Практические работы. Составление схемы «Туристические ресурсы».

Занятие 3. Классификация видов современного туризма. Влияние туризма на экономику мира и отдельных стран. Социальное значение туризма.

Практические работы. Составление схемы «Виды современного туризма».  «Проведение социологического опроса товарищей, друзей, учителей, родителей, знакомых и выявление на его основе отношения населения к тем или иным видам туризма».

Занятие 4. География основных туристических потоков в мире. Туристско-рекреационные зоны, их география. Страны-лидеры международного туризма.

Практические работы. Составление картосхемы основных районов международного туризма.

Занятие 5. География туризма в Зарубежной Европе.
Зарубежная Европа. Изменения на политической карте Европы в 90-х годах XX века. Регионы Зарубежной Европы. Предпосылки, объясняющие высокий уровень развития туризма в регионе.

Практические работы. Заполнение схемы «Виды туризма зарубежной Европы». Работа с к/к.

Занятие 6. География туризма в Зарубежной Азии.
Зарубежная Азия. Деление стран Зарубежной Азии на субрегионы. 

Практические работы. Работа с к/к Зарубежной Азии. Составление схемы «Виды туризма Зарубежной Азии». Оформление картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного и природного наследия на территории Азии.

Занятие 7. География туризма в Австралии. Австралия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Австралии. 

Занятие 8. География туризма в Латинской Америке. Равнинный Восток. Страны Равнинного Востока. Слабое развитие туризма в Латинской Америке. 

Практические работы. При помощи метода географических зарисовок создание яркого, образного описания Бразилии.

Занятие 9. География туризма в Африке. Северная Африка.
Развитие туризма в Африке. Субрегионы Африки. Страны Северной Африки.

Практические работы. Заполнение визитной карточки Египта. Составление туристического маршрута по арабским странам Африки. Подготовка памятки туристам.

Занятие 10. География туризма в России. Развитие туризма в России. Россия - природная, социально-экономическая, туристская характеристика. Туристические районы России. Виды туризма в России.

Практические работы. Подготовка рекламного проспекта одной из туристических зон России.

Занятие 11. Составление туристического маршрута. Понятие технологии и разработки туристического продукта. Свойства и цели турпродукта. Определение базовых услуг по заданным показателям.

Практические работы. Составление программ тура и турпакета.

Занятие 12.  Расчет стоимости туристского продукта. Методика расчета стоимости проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания. Методика расчета стоимости тура.  Определение цены турпродукта.

Практические работы. Калькуляция готового туристского продукта.

Занятие 13. Туристские формальности.

Практические работы. Заполнение анкеты на получение Шенгенской визы.

Занятие 14. Итоговое занятие. Защита проекта «Направления работы частной туристической фирмы». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для преподавателя

 

1.                 Ананьев М.А. Международный туризм. – М.: Инфра, 2015.

2.                 Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М.: Знание, 2016.

3.                 Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М.: Инфра-М, 2016.

4.                 География и туризм // Вопросы географии, сб. 93. – М.: Инфра, 2017.

5.                 Григорьев А.А. Природные святыни. – СПб.: Ученик, 2016.

6.                 Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. – СПб.: , 2016.

7.                 Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. – Ч.1. Страноведение и международный туризм. – СПб., 2002

8.                 Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

9.                 Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М., 2003.

10.            Квартальнов В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. – М., 2004.

11.            Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М., 2006.

12.            Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002.

13.            Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Учебное пособие. – 1995.

14.            Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 2004.

15.            Журнал «Вокруг света».

 

 

 

Список литературы для учащихся

 

1.                 Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. – М., 2005.

2.                 Географический энциклопедический словарь. Географические названия. – М., 2003.

3.                 Дмитревский Ю.Д. Туристические районы мира – Смоленск: СГУ, 2000.

4.                 Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2.- М., 2003

5.                 Максаковский В.П. Географическая картина мира. Т. 1-3. – Ярославль, 2002

6.                 Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М., 2000.

7.                 Советский Союз: Географическое описание в 22 томах. – М., 1967-1982.

8.                 Страны и народы: в 20 томах. – М., 2003.

9.                 Я познаю мир. Страны и континенты. – М., Астрель, 2000.

10.            Журнал «Вокруг света».







 


 

Программа элективного курса по географии туризма для школьников в рамках профильной подготовки

Программа элективного курса по географии туризма для школьников в рамках профильной подготовки

Курс состоит из двух крупных разделов:

Курс состоит из двух крупных разделов:

Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом

Большую роль в оценке результатов обучения будет играть работа над проектом

Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов; · устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона; · выявлять…

Всемирного природного и культурного наследия с целью выявления черт привлекательности для туристов; · устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона; · выявлять…

Учебно-тематический план № п/п

Учебно-тематический план № п/п

География туризма в Зарубежной

География туризма в Зарубежной

Содержание программы Занятие 1

Содержание программы Занятие 1

Европы». Работа с к/к. Занятие 6

Европы». Работа с к/к. Занятие 6

Методика расчета стоимости тура

Методика расчета стоимости тура

Список литературы для преподавателя 1

Список литературы для преподавателя 1

Программа элективного курса по географии туризма для школьников в рамках профильной подготовки

Программа элективного курса по географии туризма для школьников в рамках профильной подготовки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023