ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 10 класса составлена в соответствии с:
·
Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
· Основной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом МБОУ СОШ № 34;
·
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
· Учебным планом МБОУ СОШ № 34 на 2019-2020 учебный год.
Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность
образовательного процесс, а на формирование устойчивых мотивов и потребностей
школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических,
духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа
жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в
основной школе ориентируется на решение следующих задач:
-укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
-формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приёмами базовых видов спорта;
-формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
-навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре составлена в
соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных
учреждений общего образования.
Место предмета в учебном процессе.
Рабочая программа по физической культуре в 10 классах рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю , 35 учебных недель) и предназначена для обучающихся всех групп здоровья: основная, подготовительная и специальная.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
В этом разделе представлены итоговые результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку.
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения и ставить новые задачи в учебе;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: разрешать конфликты, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно – коммуникативных технологий;
- формировать и развивать экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной активности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведения здорового образа жизни.
Учащиеся научатся:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестирования физического развития и физической подготовленности.
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
- отбирать и составлять в определенной последовательности упражнения для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой, выбирать режимы нагрузок с учетом состояния здоровья и самочувствия;
- оказывать практическую помощь сверстникам при освоении новых двигательных действий и упражнений при измерении показателей физического развития и физической подготовленности;
- выполнять акробатическую комбинацию (юноши);
- выполнять композицию оздоровительной гимнастики (девушки);
- выполнять технические действия и приемы в избранном виде спорта.
- писать рефераты на темы данные в программном материале.
- составлять презентации по программному материалу.
- оказывать помощь учителю в проведении уроков, спортивных мероприятий, внутри школьных соревнований.
Учащиеся получат возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из освоенных видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
- Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
- гибкость – из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
- быстрота – скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
- выносливость – бег в спокойном темпе без учета времени или ходьба в быстром темпе;
- сила (по выбору) – прыжок в длину с места, бросок набивного мяча из положения сидя на полу.
Тематическое планирование
№п/п |
Вид программного материала |
Кол-во часов |
1. |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
2. |
Подвижные и спортивные игры |
30 |
3. |
Гимнастика с элементами акробатики |
24 |
4. |
Легкая атлетика |
33 |
5. |
Лыжная подготовка |
18 |
|
итого |
105 |
Содержание учебного предмета
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Легкая атлетика:
Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Гимнастика с основами акробатики:
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысотных брусьях (девочки).
Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. Организующие команды и приемы.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Спортивные игры:
Баскетбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Игра по правилам.
Волейбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Игра по правилам.
Гандбол.
Краткая характеристика вида спорта, требования к технике безопасности.
Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек.
Освоение ловли и передачи мяча.
Освоение техники ведения мяча.
Овладение техники бросков мяча.
Освоение индивидуальной техники защиты и нападения.
Совершенствование техники перемещений, владение мячом и развитие кондиционных и коордиционных способностей.
Освоение тактики игры.
Футбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Игра по правилам.
Приложение №1
Внедрение комплекса «ГТО»
Согласно приказу министерства образования Московской области от 26.05.2015г. №2758 при реализации Регионального базисного учебного плана необходимо использовать развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся путем внедрения Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательную деятельность.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть 24 часа с 02.09 по 25.10 |
|||
№ |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки |
Скорректиро-ванные сроки |
Раздел 1 |
Легкая атлетика 15 часов |
|
|
1 |
Техника безопасности на уроках легкой атлетики |
02.09-06.09
|
|
2 |
Стартовый разгон. |
|
|
3 |
Низкий старт. Финиширование. |
|
|
4 |
Низкий старт, бег на 100 м. |
09.09-13.09
|
|
5 |
Бег на короткие дистанции |
|
|
6 |
Техника длительного бега. |
|
|
7 |
Равномерный бег. |
16.09-20.09
|
|
8 |
Техника длительного бега. |
|
|
9 |
Техника метания гранаты (500 гр д) ,( 700 г. ю) с места |
|
|
10 |
Техника метания гранаты с места |
23.09-26.09
|
|
11 |
Техника эстафетного бега. Правила передачи палочки. |
|
|
12 |
Техника прыжка в длину с разбега способом «шагом». Разбег. |
|
|
13 |
Техника прыжка в длину - отталкивания |
30.09-04.10 |
|
14 |
Техника прыжка в длину с разбега. |
|
|
15 |
Техника метания гранаты разбега. |
|
|
Раздел 2 |
Спортивные игры(баскетбол) 9 часов |
|
|
16 |
Техника безопасности на уроках спортивных игр. |
07.10-11.10 |
|
17 |
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек в баскетболе |
|
|
18 |
Техника ведения баскетбольного мяча на месте и в движении |
|
|
19 |
Техника ведения мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
14.10-18.10 |
|
20 |
Техника ведения мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
|
|
21 |
Техника ведения баскетбольного мяча. Тактика нападения. |
|
|
22 |
Бросок двумя руками от головы в прыжке. |
21.10-25.10 |
|
23 |
Штрафной бросок |
|
|
24 |
Штрафной бросок |
|
|
2 четверть 24 часа с 04.11 по 27.12 |
|||
Раздел 3 |
Гимнастика (24часа) с 08.11 по 28.12 |
|
|
25 |
Техника безопасности на уроках гимнастики. Страховка и помощь. |
04.11-08.11 |
|
26 |
Техника выполнения строевых приёмов и выполнение команд |
|
|
27 |
Техника выполнения строевых приёмов и выполнение команд |
|
|
28 |
Техника выполнения ОРУ на месте без предмета |
11.11-15.11 |
|
29 |
Техника выполнения ОРУ на месте с предметом |
|
|
30 |
Техника выполнения висов и упоров |
|
|
31 |
Подтягивания из виса |
18.11-22.11 |
|
32 |
Техника выполнения опорных прыжков |
|
|
33 |
Техника выполнения опорных прыжков |
|
|
34 |
Техника приземления в опорных прыжках |
25.11-29.11 |
|
35 |
Техника выполнения опорных прыжков |
|
|
36 |
Техника выполнения акробатических упражнений |
|
|
37 |
Техника акробатических упражнений |
02.12-06.12 |
|
38 |
Техника акробатических упражнений |
|
|
39 |
Техника выполнения акробатических упражнений |
|
|
40 |
Техника выполнения акробатических упражнений |
09.12-13.12 |
|
41 |
Комбинации из акробатических упражнений |
|
|
42 |
Комбинации из акробатических упражнений |
|
|
43 |
Упражнения в равновесии |
16.12-20.12 |
|
44 |
Упражнения в равновесии |
|
|
45 |
Техника выполнения силовых упражнений (лазание по шесту, канату) |
|
|
46 |
Техника выполнения силовых упражнений (лазание по шесту, канату) |
23.12-27.12 |
|
47 |
Развитие гибкости и силы |
|
|
48 |
Развитие гибкости и силы |
|
|
3 четверть 27 часов с 13.01.20 по 13.03 |
|||
Раздел 4 |
Лыжная подготовка 18 часов |
|
|
49 |
Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. История возникновения лыжного спорта. |
13.01.20-17.01.20 |
|
49 |
Техника попеременного двухшажного хода |
|
|
50 |
Техника попеременного двухшажного хода |
|
|
51 |
Техника попеременного двухшажного хода |
20.01-24.01 |
|
52 |
Техника выполнения одновременных ходов. |
|
|
53 |
Техника одновременного бесшажного хода |
|
|
54 |
Техника одновременного одношажного хода |
27.01-31.01 |
|
55 |
Техника одновременного одношажного хода (стартовый вариант). |
|
|
56 |
Техника перехода с попеременного хода на одновременные ходы. |
|
|
57 |
Техника перехода с попеременного хода на одновременные ходы. |
03.02-07.02 |
|
58 |
Техника перехода с попеременного хода на одновременные ходы. |
|
|
59 |
Техника попеременного четырёхшажного хода. Правильность работы рук. |
|
|
60 |
Техника попеременного четырёхшажного хода. Согласованность работы рук и ног |
10.02-14.02 |
|
61 |
Техника попеременного четырёхшажного хода. |
|
|
62 |
Техника выполнения конькового хода. Работа рук. |
|
|
63 |
Техника выполнения конькового хода. Работа ног. |
17.02-21.02 |
|
64 |
Техника выполнения конькового хода |
|
|
66 |
Техника выполнения конькового хода. Координация движений. |
|
|
Раздел 5 |
Спортивные игры(волейбол) 9 часов |
|
|
67 |
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Техника передвижений в волейболе. |
24.02-28.02 |
|
68 |
Техника передачи мяча сверху у сетки |
|
|
69 |
Техника передачи мяча сверху у сетки. |
|
|
70 |
Техника передачи мяча сверху через сетку в прыжке. |
02.03-06.03 |
|
71 |
Техника передачи мяча сверху через сетку в прыжке. |
|
|
72 |
Техника приема мяча, отраженного сеткой. |
|
|
73 |
Техника верхней прямой подачи. Нижняя прямая подача |
09.03-13.03 |
|
74 |
Техника верхней прямой подачи. Нижняя прямая подача |
|
|
75 |
Техника передачи мяча сверху через сетку в прыжке. |
|
|
4 четверть 30 часов с 23.03 по 29.05 |
|||
Раздел 6 |
Спортивные игры (баскетбол)12 часов |
|
|
76 |
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Правила судейства. |
23.03-27.03 |
|
77 |
Техника передвижений, поворотов, остановок и стоек в баскетболе |
|
|
78 |
Техника ведения мяча с изменением высоты отскока. |
|
|
79 |
Техника ведения мяча в различных стойках на месте и в движении |
30.03-03.04 |
|
80 |
Техника передачи мяча от груди на месте, с шага с отскоком и без. |
|
|
81 |
Техника передачи мяча от груди в движении с отскоком и без. |
|
|
82 |
Техника выполнения длинных передач. Тактические действия в нападении. |
06.04-10.04 |
|
83 |
Техника выполнения длинных передач. Тактические действия в нападении. |
|
|
84 |
Техника броска мяча одной и двумя руками в прыжке. Зонная защита. |
|
|
85 |
Техника ведения баскетбольного мяча. Тактика нападения. |
13.04-17.04 |
|
86 |
Бросок двумя руками от головы в прыжке. |
|
|
87 |
Штрафной бросок |
|
|
Раздел 7 |
Легкая атлетка 18 часов |
|
|
88 |
Техника безопасности на занятиях лёгкой атлетикой. Техника низкого старта. |
20.04-24.04 |
|
89 |
Низкий старт |
|
|
90 |
Техника низкого старта, бег на 30 м. |
|
|
91 |
Техника низкого старта, бег на 100 м. |
27.04-01.05 |
|
92 |
Техника бега на длинные дистанции. |
|
|
93 |
Техника бега на длинные дистанции |
|
|
94 |
Техника метания гранаты с места (500гр и 700 гр). |
04.05-08.05 |
|
95 |
Техника метания гранаты |
|
|
96 |
Техника прыжка в длину с разбега способом «шагом». |
|
|
97 |
Техника прыжка в длину на результат. |
11.05-15.05 |
|
98 |
Техника эстафетного бега. |
|
|
99 |
Техника эстафетного бега. |
|
|
100 |
Техника метания гранаты на дальность с разбега |
18.05-22.05 |
|
101 |
Метание гранаты 500, 700 гр |
|
|
102 |
Метание гранаты на результат |
|
|
103 |
Повторение |
25.05-29.05 |
|
104 |
Повторение |
|
|
105 |
Повторение |
|
|
Итого за год 105 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения
№ |
класс |
предмет |
часы |
программа |
УМК |
1 |
10 |
Физическая культура |
105 |
ЛяхВ.И. , Зданевич А.А. “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.” |
Учебное пособие Лях В. И.,
Зданевич А. А. / Под.общ.ред. Лях В. И.
|
Скачено с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.