Программа формирования экологической культуры
Оценка 4.6

Программа формирования экологической культуры

Оценка 4.6
docx
05.05.2020
Программа формирования экологической культуры
Программа формирования экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни.docx

 

 

 

 

 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования школы (далее – Программа) составлена на основе Примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования школы являются:

-       Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;

-       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-       СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189);

 

Цель и задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования

 

Цель программы  -  комплексное формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

-       сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

-       пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

-       сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

-       сформировать установку на использование здорового питания;

-       использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

-       формировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания;

-       сформировать умения противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

-       сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,  состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

-       сформировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

-       сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

-       неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

-       факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

-       чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

-       активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

-       особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

 

Результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся

 

-       формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

-        пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

-       формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

-       формирование установок на использование здорового питания;

-       использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

-       соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

-       формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

-       становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

-       формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

-       формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

-       формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 

Модель организации работы школы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Этапы

Мероприятия

Первый этап (организационный)

Анализ состояния и планирование работы по:

-       организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

-       организации просветительской работы с учащимися и родителями (законными представителями);

-       выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап

Организация просветительской работы

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

-        внедрение в систему работы дополнительных общеразвивающих программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

-        лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

-        проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей:

-       проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;

-       привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Третий этап

(аналитический)

-        анализ результатов работы, корректировка методик, разработка методических рекомендации по организации формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

-        формирование   банка   методических разработок   уроков, внеклассных мероприятий,     классных часов, валеологического направления.

 

Структура системной работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

 

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в виде блоков – направлений:

I.     Cоздание здоровье-сберегающей инфраструктуры

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие  завтраки и обеды в урочное время.

Охват  обучающихся  начальных классов горячим  питанием 100%.

В школе имеется:

1) оснащенный спортивный зал, спортивная площадка, которые оборудованы необходимым игровым и спортивным инвентарём.

2) медицинский кабинет.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.

II.  Рациональная организация  учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе:

Программа   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов  УМК  «Школа России». Система учебников формирует установку школьников на  безопасный,  здоровый   образ   жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы  и  темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью  жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках выделена целая глава «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность»,  основными разделами которой являются:

- Условия, необходимые для жизни человека.

- Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость.

- Режим школьника.

- Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья.

- Правила организации домашней учебной работы.

- Личная гигиена.

- Предупреждение простудных заболеваний.

На отдельных уроках учебник помогает детям понять, что главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. Красочные рисунки иллюстрируют, кто и как заботиться о здоровье детей. Самое важное - в этих рисунках подчеркнуты две мысли:

1) о здоровье детей заботятся взрослые, например, родители, врачи, учителя, директор школы, работники школьной столовой;

2) очень важно, чтобы и сами  дети заботились о своем здоровье каждый день. Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила  безопасной  работы с ним.

Каждый компонент УМК «Школа России» отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (формат, вес, шрифт, система выделений, иллюстрации, качество бумаги).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Организация учебного процесса

 

Соблюдение норм СанПиНа.

-            смена видов деятельности

-            учет периодов работоспособности детей на уроках (период высокой и низкой работоспособности с признаками утомления);

-            учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях;

-            наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-            чередование позы с учетом видов деятельности;

-            использование физкультурных пауз на уроках

-            зарядка перед уроком

-            подвижные игры на переменах

-            строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

-            включение элементов игры в учебный процесс и прогулки.

Работа кружков и секций, курсов внеурочной деятельности

- Секция «Плавание»

- Танцевальная студия «Грация»

- Общая физическая подготовка

- Курс внеурочной деятельности «Мы растём»

Работа Школьного спортивного клуба «Факел», центра «Здоровье» ДОО «Лидер»

День здоровья.

Праздник, посвященный Дню защитников Отечества.

Зимние олимпийские игры.

Турниры по мини-футболу.

Кроссы, лыжные походы.

III.            Эффективная организация  физкультурно – оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

-        полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

-        рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

-        организацию занятий по лечебной физкультуре;

-        организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

-        организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

-        организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

-        регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Малые олимпийские игры по 4-х -борью, Весёлые старты с детскими садами в рамках операции «Радость малышам», Дни здоровья, походы с ориентированием на местности, с изучением азбуки туриста, следопытов и искателей, соревнования и конкурсы различного уровня)

IV.   Просветительская работа с родителями

Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

-  просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения

(проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.);

-       привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований

 

 

 

Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся


        Основные результаты реализации программы  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.

№ п.п.

Процедуры мониторинга

Сроки

Ответственные

1

Медосмотр обучающихся

Медосмотр педагогов

 

Ведение мониторинга здоровья.

Мониторинг физических достижений.

Октябрь

Март

 

В течение года

В течение года

 

Узкие специалисты, врачи  поликлиники

 

Заместитель директора по ВР

Учитель физической культуры

2

Организация деятельности психологической службы школы:

-       диагностика;

-       психологическое просвещение учителей, обучающихся, родителей по организации ЗОЖ;

-       коррекционно – развивающая работа с обучающимися, требующими особого внимания.

В течение года

Заместитель директора по ВР

 

4

Проверка уровня компетенций обучающихся в области здоровьсбережения

В течение года в процессе урочной и внеурочной работы, анкетирование детей и родителей

Учителя, педагоги дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности

5

Совершенствование материально – технической базы учреждения.

В течение года

Администрация школы

 

Критерии, показатели эффективности деятельности

образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся

 

 

-            Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико - педагогического сопровождения обучающихся.

-            Сформированность у обучающихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих успешность обучения и воспитания.

-            Стабилизация здоровья детей, снижение количества случаев травматизма в школе и дома.

-            Снижение  заболеваемости всех участников образовательного процесса.

-            Повышение  уровня знаний обучающихся  по вопросам здоровья и его сохранения.



 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: -…

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: -…

Модель организации работы школы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Модель организации работы школы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

I. C оздание здоровье - сберегающей инфраструктуры

I. C оздание здоровье - сберегающей инфраструктуры

На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и…

На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и…

I. Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы

I. Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы

Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико - педагогического сопровождения обучающихся

Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико - педагогического сопровождения обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020