Программа формирования универсальных учебных действий как форма заявления новых образовательных результатов.
Оценка 4.9

Программа формирования универсальных учебных действий как форма заявления новых образовательных результатов.

Оценка 4.9
doc
30.10.2020
Программа формирования универсальных учебных действий как форма заявления новых образовательных результатов.
Статья Программа формирования УУД для публикации..doc

К.А. Сиухина

МАОУ «Гимназия №3» г. Пермь

 

Программа формирования универсальных учебных действий как форма заявления новых образовательных результатов.

 

В основе современных стандартов нового поколения начальной школы лежат следующие категории: развитие, субъектность, деятельность. Планируемые результаты образовательного процесса включают в себя не только освоение предметных знаний, но и развитие личности ребёнка, овладение им универсальных учебных действий (УУД). В совокупности планируемые результаты, реализуемые в рамках деятельностного подхода, помогут сформироваться ключевой образовательной компетенции «умению учиться».

Разработка программы формирования универсальных учебных действий позволяет:

- конкретизировать требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- учитывать существующий педагогический и воспитательный потенциал образовательного учреждения, его традиции и опыт;

- комплексно подходить к созданию условий развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

- планировать события школьной жизни, с учётом востребованности формируемых результатов и личностного опыта учащегося;

- создавать систему психологической и педагогической диагностики развития универсальных учебных действий в начальной школе.

Начиная работу над программой формирования универсальных учебных действий важно разобраться в понятийном аппарате и соотнести существующий опыт и педагогическую систему со Стандартами начального общего образования. Реализуя программу развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с 1992 года образовательным учреждением накоплен опыт развития учащихся по трём направления:

- личностное развитие учащегося (развитие мотивационной сферы, формирование позиции школьника, формирование нравственных ценностей, развитие самооценки);

- интеллектуальное развитие (формирование теоретического мышления, развитие действий анализа, планирования, рефлексии);

- коммуникативное развитие (умение учиться при помощи взрослого, сверстника и себя, изучение социометрического статуса в детском коллективе и формирование дифференцированного восприятия сверстников, овладение групповыми способами решения учебной задачи).

Таким образом, новые стандарты дополняют и конкретизируют уже существующие в гимназии ориентиры образовательной программы и позволяют обогатить педагогическую деятельность за счёт внесения в предметные программы планируемых результатов формирования универсальных учебных действий. Создаются дополнительные программы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности, цель которых создать условия для обогащения личностного опыта учащегося и реализации им уже сформированных универсальных учебных действий.

Следующим этапом в разработке программы может стать выделение на основе соответствия возрасту основных результатов УУД. Так, например, на конец первого класса у ребёнка должно сформироваться положительное отношение к школе, которое можно выявить педагогическими и психологическими методиками. Педагог может использовать метод наблюдения или, предлагаемую методику «Беседа о школе» из книги А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», а психолог применить методику Н.Г. Лускановой. Результаты исследования являются основанием для коррекции педагогических и воспитательных программ, а так же включение в работу с ребёнком узких специалистов. Совместная деятельность специалистов создаёт единое образовательное пространство, целью которого является полноценное развитие субъекта образовательной деятельности. В нашем случае, формирование позитивного отношения первоклассника к школе и учебному процессу.

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плановый переход от игровой к учебной деятельности. Поэтому очень активно идёт формирование всех видов универсальных учебных действий.

Для педагогов, работающих в «пилотном» режиме и внедряющих в этом году стандарты нового поколения была разработана таблица, помогающая конкретизировать, что в первом классе формируется из УУД и какими педагогическими приемами, методами и способами можно сформировать.

УУД

Что формируется в 1 классе

Способы формирования

Диагностика

Личностные действия

а) самоопределение

 

 

 

 

 

 

б) смыслообразование

 

Формирование позиции школьника, через принятие норм и правил школьной жизни.

 

 

 

 

Гражданская идентичность

Связь между целью и результатом.

·    Вводный курс К. Н.Поливановой, Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь» или образовательный модуль «Первый раз в первый класс»

·    Систематическое использование практикоориентированных исследовательских заданий, предполагающих совместную работу учеников

Программа «Маленький пермяк»

 

Систематическое сопоставление поставленных классом задач (вопросов)  и достигнутых результатов.

Мотивация Гинзбург

Регулятивные действия

Целеполагание.

 

Планирование.

 

 

Контроль.

 

 

 

 

Оценка.

Постановка учебной цели на основе того, что знаю и что ещё не знаю.

Последовательность действий.

 

 

Сличение результата с образцом.

 

 

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить.

Анализ результатов и сформулировать новые цели («линеечки», «лесенки»).

 

Сначала всем классом под руководством учителя, затем в группе, в парах, индивидуально.

 

Сравнить свой результат с результатами других учеников (цель – обнаружить отличие). Постраничная самопроверка выполнения задания. Контрольное списывание.

Система заданий, в которых ученику предлагается высказывания других детей, работы учеников «другого класса».

Диагностика развития произвольной сферы.

Диагностика действий анализа, планирования. Рефлексии.

Познавательные действия

Общеучебные универсальные действия.

Поиск и выделение необходимой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

Логические действия.

 

 

Выделение познавательной цели.

 

Информационный поиск.

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральное учебное действие в системе РО (Э – Д).  Фиксация способа действия в схеме (модели).

 

 

 

 

Анализ, синтез, прчинно-следственные связи, конструирование, классификации и т.д.

Начинает формироваться в 1 классе.  Постановка познавательного вопроса ш?л (шёл), ш?в (шов). Дети учатся находить проблему.

 

Способы получения информации:

- чтение (1 класс);

- спрашивание у взрослого (1 класс);

- наблюдение (1 класс);

Пользуемся в 1 классе и анализируем уместность данного способа при поставленной задаче.

- справочная литература (2-4 класс);

- Интернет (3-4 класс)

 

Знак.

Схема.

Модель.

Решение задач через моделирование формирует иное восприятие и мышление, т.к. способствует выделению существенных признаков объектов.

 

Блоки заданий в УМК.

Решение задач на часть и целое.

Классические методики на выявление уровня развития интеллектуальной сферы.

Коммуникативные действия.

 

Обеспечение социальной компетентность.

 

 

Слушать друг друга.

 

Если ребёнок возражает или поддерживает мнение другого.

Смех над глупостью.

Ошибка.

 

Преодоление боязни ответить не правильно.

Организация групповой работы требует от учителя:

Ввод групповой работы. Задания, где необходимо удерживать несколько позиций: исполнитель, контролёр, хранитель времени и т.д.

Учитель не должен повторять сказанное ребёнком.

Необходимо следить, чтобы он обращался к тому, кто отвечает, держать контакт глазами. «Ира, я с тобой не согласен».

Демонстрировать равноценность всех мнений.

Ошибочное мнение подталкивает к правильному ответу.

Благодарить за ошибку, вызывать к доске «группу поддержки».

1.     Продумать задание (чётко и точно).

2.     Чёткая инструкция к задаче, требования к способу работы и характер результата (выбрать единое решение, договориться кто будет отвечать, знаком показать готовность группы)

3.     продумать в какой момент и чем закончиться работа группы (когда все группы покажут свою готовность).

4.     Продумать в какой форме провести обсуждение результатов групповой работы.

Методики «Рукавички»,  «Письмо вождя», «Лабиринт»

 

Всё вышесказанное, позволяет сделать вывод, что работая над программой формирования универсальных учебных действий, школа переориентирует собственную деятельность на развитие личности ребёнка, формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, то есть переходит на реализацию новых образовательных стандартов.


К.А. Сиухина МАОУ «Гимназия №3» г

К.А. Сиухина МАОУ «Гимназия №3» г

Стандартами начального общего образования

Стандартами начального общего образования

Совместная деятельность специалистов создаёт единое образовательное пространство, целью которого является полноценное развитие субъекта образовательной деятельности

Совместная деятельность специалистов создаёт единое образовательное пространство, целью которого является полноценное развитие субъекта образовательной деятельности

Формирование позиции школьника, через принятие норм и правил школьной жизни

Формирование позиции школьника, через принятие норм и правил школьной жизни

Моделирование.

Моделирование.

Коммуникативные действия.

Коммуникативные действия.

переориентирует собственную деятельность на развитие личности ребёнка, формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, то есть переходит на реализацию новых образовательных стандартов.

переориентирует собственную деятельность на развитие личности ребёнка, формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, то есть переходит на реализацию новых образовательных стандартов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020