МБОУ «Октябрьская начальная школа»
Открытый урок
по математике
«Таблица умножения и деления с числом 5.»
(3 класс)
Учитель: Алипова Айгуль Дикеевна
с. Октябрьское
2020 учебный год
Предмет:Математика
Тема: |
Таблица умножения и деления с числом 5 .(учебник, с. 40; рабочая тетрадь, с. 21;) |
Цель |
Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 5, |
Задачи: |
составить таблицу умножения и деления с числом 5, решать текстовые задачи арифметическим способом, развивать вычислительные навыки, логическое мышление; воспитывать любознательность. |
Планируемые |
Предметные (объем
освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять
таблицу умножения Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы,
обобщать собственные представления; Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы
и формы |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия |
Таблица умножения и деления с числом 5 |
Ход урока
Этапы
|
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность
|
Формируемые
умения |
I. Организа-ционный момент |
Эмоциональная,
психологическая и мотивационная под- |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. |
Слушают учителя. |
К –
планируют учебное
сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; проявляют инте рес к изучаемо му предмету |
II. Актуализация знаний
III. Мобилизация к деятельности уч-ся |
1. Проверка домашнего задания.
|
-Посмотрите на доску- узнаёте запись?(Это д/з) № 47 стр.22 24-6=17 4+2=2*3 4*5=14+7 36+5=42 2*8=9+7 6*3=9*2 -Что нужно было сделать в д/з? (Найти ошибки) -Какие нашли ош.? Принесите тетр., посмотрим на экране. -Чему учились, когда находили ош.? (вспоминали состав числа и табл.умн.) -Ошибки важно видеть не только у других, но и у себя. Себя нужно контролировать! -Где можно применить это умение?(на контр.работе) |
Показывают выполнен-ную домашнюю работу. |
П – проводят сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делают выводы; извлекают необходимую информацию из текстов; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
К
– применяют
Л
– осознают свои
К
– применяют вила общения; осваивают навы ки сотрудни чества в учебной деятельности. Л – осознают свои возмож ности в учении;
способны адекватно рассуждать Р
– принимают |
2.Работа в тетрадях.
|
Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов. Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов: -Какое сегодня число? 18 -Дайте полную характеристику этого числа. Это двузначное число, т к при записи этого числа используется 2 цифры: 1 и 8; состоит из 1 десятка и 8 единиц; Оно четное, т.к. делится на 2; соседи числа 17 и 19. -Скажите ребята, а число 18 встречается в изученном нами табличном умножении? Что вы можете мне сказать о словах – октябрь, работа, классная? Словарные слова. -А какими частями речи они выражены? (сущ.,прил.) -Запишите сегодняшнюю дату и классная работа. |
|
||
3. Устный счет
|
-Чтобы работать быстро и ловко, Нам нужна для ума тренировка. Разминка для ума . -Как вы думает, какое задание можно выполнить глядя на ряд чисел? 1.(Найти закономерность и продолжить ряд) (Слайд 2 )-по 6 чисел 2, 4, 6, . . . 3, 6, 9, . . . 4, 8, 12, . . . 1ряд – продолжите и запишите 1 ряд чисел, 2 ряд – запишите 2 ряд чисел, 3 ряд – вам надо продолжить 3 ряд. - Покажите, кто готов? -Проверим, как у вас получилось. ( Слайд 3). - 1 ряд, какая у вас была закономерность? ( счёт через 2). - 2 ряд, у вас какая закономерность? (счет через 3, Значение произведений таблицы умножения на 3). - 3 ряд, у вас какая закономерность? ( счет через 4). -Если будем продолжать цепочку рядов, след. какой ряд будет, кто догадался? -Ваше предположение проверим позже. -Чем отличаются ряды чисел? (1р. и 3р.- четные ;2р.- чет. и нечет.;) - Нам сегодня эти числа ещё пригодятся, мы к ним ещё вернёмся. Молодцы! Хорошо справились.
|
Внимательно слушают.
Выполняют задания по рядам |
||
Целеполага-ние. |
-Прочитать выражения используя разнообразные способы и решить примеры устно: 5х2- 5 умн.2 5х3- 1 множ-5,2 множ-3 5х4.- 5 увелич. в 4 раза -Что помогло вам быстро решить? Знание табл. на 2,3,4 Знаем таблицу умножения на 5? нет - Каким правилом воспользовались? Переместительным св-вом умножения. -Как оно звучит? -От перестановки множителей значение произв. не меняется. - Какой пример будет следующий? 5х5 - Чему будем учиться? Какую цель поставим? ( Будем учиться составлять таблицу умножения и деления числа 5. ) Тема урока - таблица умножения и деления с числом 5. -Для чего нужно знать таблицу умножения? (Знания таблицы умножения могут вам пригодиться в жизни. Везде, где придется что-нибудь считать: в магазине, в аптеке, на почте- таблица умножения просто необходима. - Где будем применять?Применять полученные знания при решении примеров и задач). (Слайд 5.) -Что нам на уроке предстоит сегодня сделать? Чему будем учиться? 1)составить таблицу умножения и деления с числом 5; 2) постараться запомнить таблицу; 3)применить ее, при решении примеров и задач. Ребята, это и будет план нашего урока. -Обязательно нужно запомнить табл.? |
Читают выражения используя разнообразные способы и решиют примеры устно. Сообщает тему и цель урока. |
||
IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения задач . |
1.Составле-ние таблицы умножения и деления с числом 5. |
-Откройте учебник на с .40. Рассмотрите 1-й столбик таблицы. -Почему таблица начинается не с умножения на 1, а с умножения на 5? (мы уже знаем, сколько будет 2х5, 3х5, 4х5). -Не зная табл. умн. на 5, как умн. 5х5. Как найдете значение этого выражения? (5 взяли 5 раз, или 4х5=20, 20+5=25). -Рассмотрите, 1 столбик примеров. Какую закономерность заметили? 1-множитель не меняется, второй множитель увеличивается на 1, а произведение увеличивается на 5. -Запишите в тетр.1 столбик. -Рассмотрите второй столбик таблицы в паре. Как он составлен? Что используют? (переместит.св- во) -Назовите это св-во. -От перестановки мест множителей произведение не меняется. -Устно назовите ответы примеров читая их по разному. У вас на партах карточки -Дополните в карточке 2 столбик- результатами. -Проверьте себя по слайду.(№) -Рассмотрите 3 столбик самостоятельно. -Каким правилом воспользовались? -Взаимосвязь компонентов. -Назовите это правило. -Если произведение разделили на первый множитель, получится второй множитель. -Повторим хором. Самостоятельно запишите результаты 3 столбика таблицы. Проверьте себя по слайду. -Рассмотрите 4 столбик. -Как он составлен? Что получится в ответе? Произведение разделили на второй множитель.Получится первый множитель. -Самостоятельно запишите ответы 4 столбика таблицы. Проверьте себя. |
Записывают
таблицу умножения пяти, начиная |
Р –ориентируют ся в учебнике; адекватно про водят оценку
результатов своей учебной деятельности; К
– применяют вила общения; осваивают навы ки сотрудни чества вучебной деятельности. Л – осознают свои возмож ности в учении;
способны адекватно рассуждать Р
– принимают |
|
Физкульт-минутка |
Организует проведение физкультминутки |
Выполняют упраж нения |
|
V.Вклю-чение нового знания в систему знаний и повторе-ний.
|
1. Запоминание таблицы.
2.Игра «Кто быстрее»
3.Работа в тетрадях на печатной основе.
4.Работа по карточкам. |
-Какой этап нашего плана мы выполнили? Мы составили таблицу. Нужно постараться ее запомнить. -Что нам предстоит сделать дальше? -Чтобы легче было запомнить таблицу, нужно ее внимательно изучить и постараться найти какую-то подсказку. - Посмотрите на карточку. Кто догадался? -Рассмотрите первый столбик нашей таблицы. Посмотрите на значения произ ведений. Что интересного заметили? Ответы заканчиваются на 0 или на 5 -При умножении на какие числа произведение заканчивается на 0? 2, 4, 6, 8, 10 -Какие это числа? -Четные -При умножении на какие числа, произведение заканчивается на 5? 1,3,5,7,9 -Какие это числа? -Нечетные. -Какой открыли маленький секрет таблицы умножения на 5, который нам поможет ее быстрее запомнить? Если умножаем на четное число, то получаем ответ, оканчивающийся 0, а если умножаем на нечетное число, то получаем ответ, оканчивающийся на 5. Н-Р: 5х8? На какую цифру будет оканчиваться произведение? 5х7? -Дома с родителями каким секретом поделитесь? (табл. х на 5) Вы проверите помнят ли они этот секрет. -Постарайтесь запомнить первый столбик таблицы. Закройте ладошкой, попробуйте повторить. -Сейчас мы проверим, как у вас получилось запомнить таблицу.
Мы поиграем. Работаем в группах. На партах карточки с примерами на умножение . По очереди берете каточку и называете ответ. Если ответ верный, то карточка выбывает из игры. Если ответ неверный, вы ее кладете вниз стопки и продолжаете играть. Самостоятельно себя контролируете. -Кому удалось с первого раза правильно назвать все ответы? Кому еще нужно потренироваться? Молодцы! -На каком этапе нашего плана мы с вами находимся? Запоминание таблицы. -Мы сделали очередной шаг к нашему спеху, это наша маленькая удача. С маленькой удачи начинаются большие успехи. -Что нам предстоит сделать дальше? Применить таблицу при решении примеров и задач.
Работа в П. т.стр.24- 25-Задание по выбору Посмотрите на задания № 50 и № 53 -Выберите то задание, которое вам по силам и выполните его. Начнём с более лёгкого.-Кто выполнял № 53? Проверим на экране. Просигнальте карт. Справился или нет? -Кто выбрал более сложное задание № 50? Проверим на экране. Просигнальте карт.
-Работа в группах. -На партах карточки. Что записано на карточке? Кто догадался?(краткая запись задачи.) -Какое задание можно выполнить? (составить задачу и решить) Было-35 Продали-? в 5 раз меньше. Какая группа готова? Проверим. –Какую задачу составили? -Назовите ответ. -След. группа- Какую задачу составили?Ответ?...... -Что заметили? (Задачи разные, решение одинак.) -Какие знания пригодились? (табл.: на 5) -Смогли бы решить задачу, если бы не знали табл. на 5? (нет) - Какой пункт нашего плана мы сейчас выполняли? |
Ответы уч-ся
Рассматри-вают первый столбик таблицы
Делают вывод
Работают в группах.
Дифференцированновыполняют задание.
Работают в группах. |
П – осуществля ют логические действия; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели.
Р
осуществляют
К
– умеют слушать друг друга, строить Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связы вая успехи с усилиями, трудолюбием;осознают ответст венность за общее дело. |
V. Итоги урока.
Рефлексия деятель- |
Обобщение полученных на
уроке Заключительная беседа. Выставление оценок |
-Какие задачи мы перед собой ставили? Что вы можете сказать о них? -Как нам удалось их достичь? -Вернёмся к ряду чисел в начале урока. Оправдались предположения в том, что след ряд должен быть на увеличение на 5?(да) -На уроке вы дружно работали. Оцените себя, используя лесенку успеха. -Кто себя поставил на 1 ступень? Почему? Какой вывод для себя сделаете?........... -Спасибо за работу. -Я тоже оценю вашу работу, посмотрев ваши тетради после урока. -Какие задачи поставим на следующий урок? |
Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения Оценивают себя |
Р
– оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету |
VI. Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Учебник с. 40, выучить таблицу, № 2 или № 3 (на выбор).
|
Записывают домашнее задание |
Р
– принимают |
Карточки
— Было-35 — Продали-? в 5 раз меньше. |
5 х 5 = |
- - - - - - - |
25 : 5 = |
- - - - - - - - - |
5 х 6 = |
6 х 5 = |
30 : 5 = |
30 : |
5 х 7 = |
7 х 5 = |
35 : 5 = |
35 : |
5 х 8 = |
8 х 5 = |
40 : 5 = |
40 : |
5 х 9 = |
9 х 5 = |
45 : 5 = |
45 : |
СОСТАВИТЬ
ЗАПОМНИТЬ
ПРИМЕНИТЬ
24 – 6 = 17
36 + 5 = 42
4 + 2 = 2 х 3
2 х 8 = 9 + 7
4 х 5 = 14 + 7
6 х 3 =9 х 2
Дома: Учебник с.40 выучить таблицу,
№ 2 или № 3
(на выбор)
5 х 2 =
5 х 3 =
5 х 4 =
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.