Методическая разработка
раздела образовательной программы
по фортепиано
«Донотный период»
Автор: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Торопова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка
|
3
|
2. |
Учебно-тематические план |
5 |
3. |
Содержание изучаемого раздела
|
6 |
4. |
Методическое обеспечение программы |
24 |
5. |
Список использованной литературы
|
25 |
Пояснительная записка
Надо ли учить ребенка музыке? Мне нравится ответ на этот вопрос А. Д. Артоболевской – выдающегося советского педагога: «Решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование. Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной ее области, которую образует музыка. Если у ребенка есть музыкальные способности, его надо учить музыке. А если способностей нет, то надо учить обязательно».
Музыкальное образование представляет собой передачу большой традиционной культуры, выработанной человеком на протяжении веков. От музыканта к музыканту, от учителя к ученику в течение столетий передается эта культура, получившая название классической.
Музыкальное воспитание – это все то, что составляет реакцию на музыкальную культуру времени, все, что впитывает человек из звучащей современной среды – будь то эстрадный концерт по телевидению или оперный спектакль. А с точки зрения музыканта-педагога музыкальное воспитание – это подготовка природных данных ученика как физиологических, так и интеллектуальных, к восприятию музыкального образования.
Когда в начальном периоде музыкальное образование начинает преобладать над музыкальным воспитанием, ученику многое становится трудным, пропадает стремление к общению с музыкой.
Чтобы ребенок мог осознать основы музыкальной грамоты, необходимо подготовить его слух, мышление, ритм, движения, внимание, память, эмоциональное восприятие.
Именно поэтому я считаю одним из самых важных этапов в работе педагога с учениками начальный период обучения игре на фортепиано. И именно поэтому я выбрала для методической разработки тему раздела дополнительной образовательной программы по классу фортепиано «Донотный период».
Это самый трудный и вместе с тем самый творческий период для педагога, потому что работа с каждым ребенком проходит по новому «сценарию», но с неизменной канвой. Работая уже 20 лет в этой профессии, я всегда нахожусь в поиске наиболее эффективных методик для постановки пианистического аппарата, освоения клавиатуры, развития восприятия музыки и музыкально - слуховых представлений. Конечно, есть в моем педагогическом арсенале и такие методы работы, которые проверены временем, опытом и действуют безотказно. Главное чтобы работа с использованием этих методов велась системно и целенаправленно.
Вот именно такие методы работы с начинающими пианистами в донотный период рассматриваются в данной работе.
Очень многие педагоги начинают обучение игре на фортепиано сразу с изучения нотной грамоты. Интерес к обучению ребенка из-за рутинности информации очень быстро иссякает. Или наоборот, период донотного музицирования сильно затягивается, и ребенок, не ощущая роста своих пианистических возможностей, опять же теряет тот «огонек» в глазах, который был в начале обучения.
Хочется еще раз подчеркнуть, что педагог не должен начинать обучение со зрительных впечатлений (изучения нотного стана, чтения нот). Основным объектом развития является слух. Воспитание слуха направлено на развитие восприятия и извлечения учеником отдельных звуков, их высоты и силы, ученик должен привыкнуть различать звуки отрывистые, связанные, короткие, легкие, тяжелые. Этот этап предшествует выработке навыков артикуляции на инструменте.
Многие современные дети с рождения страдают повышенным мышечным тонусом. Первостепенной задачей педагога в работе с организацией пианистического аппарата становится «лечение» от мышечной зажатости с помощью комплексов упражнений, о которых говорится в данной работе.
И музыкальный педагог становится педагогом – терапевтом. Это элемент здоровьесберегающей технологии в педагогике, о которой в последнее время так много сейчас говорят.
Актуальность раздела: В наше прагматичное время все возрастает необходимость в приобщении большего количества детей к воспитанию через искусство, которое обогащает душу ребенка, развивает в нем чувство прекрасного и способствует росту интеллекта. Обучение игре на фортепиано для ребенка всегда привлекательно, но сложность поставленных перед ним задач в начале обучения часто отпугивает ребенка. Данная методическая разработка раздела образовательной программы через игровой подход к начальному обучению стимулирует мотивацию ребенка к обучению.
Педагогическая целесообразность: плавный переход от игрового метода обучения к более интенсивному информативному обучению.
Цель раздела: формирование пианистического аппарата и музыкально- слуховых представлений
Задачи:
в обучении:
- знакомство с инструментом и клавиатурой
- формирование первоначальных навыков звукоизвлечения
в развитии:
- развитие основных музыкальных способностей учащегося – его ритмические и мелодические представления
- развитие мышления, воображения;
- физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка)
в воспитании:
- воспитание интереса к обучению игре на инструменте;
- воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);
Срок реализации раздела: на изучение этого раздела по программе отведено 12 часов - 1-я четверть 1-го года обучения.
Учебно-тематические план раздела
«Донотный период»
1 год обучения
№ |
Тематика занятий |
Кол-во часов |
|
теория |
практика |
||
1.1 |
Знакомство с инструментом фортепиано. Три основных жанра музыки: песня, танец, марш. |
0,5 |
0,5 |
1.2 |
Посадка за инструментом. Организация пианистического аппарата |
0,5 |
2 |
1.3 |
Звукоряд. Знакомство с клавиатурой и местонахождение на ней клавиш, соответственно нотам звукоряда |
0,5 |
1 |
1.3
|
Контрольный урок по теме «Клавиатура» |
0 |
1 |
1.4
|
Подбор на слух простейших попевок. |
0 |
4 |
1.5
|
Знаки альтерации. |
0,5 |
0,5 |
1.5 |
Контрольный урок по подбору попевок и по теме «Знаки альтерации». |
0 |
1 |
Всего |
2 |
10 |
|
12 |
Ожидаемые результаты:
В результате реализации раздела «донотный период» учащийся
· Слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
· Хорошо знает строение клавиатуры (расположение верхнего, среднего, низкого регистров фортепиано, деление на октавы, названия клавиш);
· Имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм;
· Владеет навыками звукоизвлечения разными пальцами каждой руки.
Содержание изучаемого курса
Раздел «Донотный период»
Знакомство с инструментом.
Три основных жанра музыки: марш, песня, танец.
Самый первый урок с ребенком, который пришел учиться играть на фортепиано, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Педагог добавлет, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году. На этом инструменте можно извлекать звуки громкие и тихие. И название инструмента «фортепиано» в переводе с итальянского языка означает «громко-тихо». И сразу идет запоминание первых в жизни начинающего музыканта музыкальных терминов (при этом упоминается, что все музыкальные термины звучат на итальянском языке): «форте» - громко и «пиано»- тихо. Чтобы закрепить полученную информацию, ребенку предлагается прослушать в исполнении педагога несколько музыкальных фрагментов, где задачей ученика будет определить громкость каждого из этих фрагментов, применяя термины «форте» или «пиано».
Далее, попросить его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, главное - не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.
Говоря о богатстве возможностей звучания фортепиано, заходит разговор о его звукоизобразительности. Тут же педагог играет ученику еще несколько музыкальных фрагментов, в которых ученику предлагается отгадать, какой музыкальный инструмент был представлен в каждом из них (труба, скрипка, виолончель, гитара, барабан, целый оркестр). Это задание способствует формированию у ребенка образно–слуховых представлений, что очень важно в воспитании юного музыканта.
На первом же уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Педагог убирает верхнюю стенку инструмента, показывает, как и благодаря чему, получается звук. Обращается внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по струнам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а педагогу он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.
Поскольку речь идет о ходе одного урока, то к данному моменту занятия ребенок начинает уставать. Именно в этот момент надо переключиться на тему «Три основных жанра музыки», где ученику предлагается подвигаться, но не просто, а так как диктует музыка, исполняемая педагогом.
Например:
Педагог исполняет Марш Прокофьева – ученик шагает под эту музыку по всему классу. Хлопает в ладоши. Педагог играет то быстрее, то медленнее. Ученик реагирует на темповые изменения.
- Как назвать музыку, под которую удобно шагать?
- Марш.
Далее предлагается другая мелодия – плавная песня. («Старинная французская песенка» Чайковского)
- Похоже ли это на марш? Можно ли маршировать под такую музыку?
- Эту музыку удобно петь. Это песня. У ребенка возникает еще более ясное понимание этого жанра, если назвать «колыбельная» песня.
Следующим музыкальным примером звучит Полька Чайковского. - ученик сначала пытается маршировать, потом петь, но убеждается, что это танец, и с удовольствием прыгает.
- Это танец полька. А какие танцы ты еще знаешь?
Ученик задумывается. Педагог играет вальс.
- Это тоже танец. Называется он вальс. Но под эту музыку ты не прыгаешь как зайка, а кружишься, как осенний листочек, падающий на землю.
В конце этого задания педагог и ученик вместе делают вывод, что в музыке есть три разновидности (жанра) Песня, Танец, Марш.
Важность этого задания заключается в том, что с первого урока закладывается через движение представление ритма шага, ритма пляски и ритма колыбельной песни (плавность в движении).
Посадка за инструментом.
Организация пианистического аппарата.
Одна из самых главных задач начального воспитания – воспитание правильных мышечных ощущений при игре на фортепиано.
Свободная от зажатостей рука является залогом извлечения на рояле хорошего звука. В своем труде «Искусство пения в применении на фортепиано» известный пианист XIX столетия С. Тальберг писал так: «Освобождение от всякого напряжения – одно из важнейших условий для достижения полноты звучания, красивого и разнообразного звука. Необходимо, следовательно, чтобы в предплечье, запястье и пальцах было столько же гибкости и подвижности, как в голосе искусного певца».
Игра на фортепиано требует приспособленности всего двигательного аппарата пианиста к особенностям инструмента. Следить за правильностью посадки и отсутствием лишних движений, прививать ученику верные игровые ощущения – всё это постоянно должно находиться в сфере внимания педагога. Посадка, как и положение рук на клавиатуре, во многом индивидуальна. Однако существует ряд условий, которые являются обязательными для всех учащихся. Это сохранение стройного положения корпуса, отсутствие «сковывающих» напряжений, особенно в области плечевого пояса, локтевого сустава, кисти и т.д. ; двигательная свобода, понимаемая не как безвольная расслабленность, а как готовность к самым разнообразным действиям на клавиатуре.
«Сидеть надо перед центром клавиатуры, локти должны свободно свисать и находиться чуть ближе к клавишам, чем плечи, чтобы передняя часть корпуса не могла служить препятствием для передвижения кисти и руки вдоль всей клавиатуры.
Высоту сидения необходимо приспособить к росту исполнителя. Локти должны находиться чуть выше поверхности клавиш. Более низкая посадка препятствует движениям рук и утомительна для них…
Голову и верхнюю часть корпуса следует держать прямо; надо остерегаться привычки сутулиться – это не только безобразно, но и плохо отражается на игре, а с течением времени может вредно сказаться на здоровье». (К. Черни, «Полная теоретическая и практическая фортепианная школа»). Необходимо не столько учить каким-либо движениям, сколько устранять все ненужные мышечные напряжения, мешающие ученику самому найти естественные и логичные движения, способствующие удачному воспроизведению на инструменте задуманного музыкального образа.
До первого прикосновения к клавишам с детьми разучивается комплекс упражнений на освобождение тела и рук, который выполняется на каждом занятии в начале или в середине урока как физкультминутка.
Упражнение 1. Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Покачивать руками навстречу друг другу то скрещивая, то разводя их в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению. Такое упражнение мы называем «Шалтай-Болтай»
Упражнение 2. Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляемся, принимая прежнее положение.
Упражнение 3. Встать ровно. Ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинаем раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад – вперед, как маятник. Выше! Выше! – Пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
Следующий комплекс упражнений на моторику пальцев.
Пальцевые игры
Готовим руки к игре
Выразительно читаем стихи, затем поем их песенкой, сгибая пальчики в кулачок на правой, а затем на левой руке, при этом повторяем песенку:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора. (В школу нам идти пора)
В. Цвынтарный
Пальцевые игры помогут развить все функции детского мозга, связанные с пением и речью — память, воображение, наблюдательность. Предлагаю детям изобразить пальцами рук.
Пальчики — ОЧКИ
Наши пальцы — не крючки, —
Сделай круглые очки!
Пробуем сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Читаем стихи, тренируемся изображать пальцами очки, и играем в очки, разглядывая друг друга!
Пальцы – ГРАБЛИ
Переплести пальцы ладонями к себе и прочесть:
Что за пальцы: «Ну!» и «Ну!»
Как граблями я гребу!
Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.
Пальцы – КОЛЕЧКИ
В кольцо колечко пропусти
Цепочку встретишь на пути.
Соединить в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.
Пальцы -ДОМИК
игра-загадка
Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)
Сделать ладошками домик, поставить их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь.
Пальцы - ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
Надуваем шарик... Вдруг
Лопнул он. — Какой испуг!
Сложить пальцы обеих рук словно в «щепотку» и соприкоснитесь кончиками. Теперь поиграть. Изобразить, что вы надуваете шарик и при этом постепенно придавайте пальцам форму шара. Затем на словах «Лопнул он!» — пальчики принимают исходное положение.
Пальцы - УШКИ HA МАКУШКЕ
Что у зайки на макушке?
Это серенькие ушки.
Соединить средний и безымянный пальцы с большим, а указательный и мизинец поднять как ушки и пошевелить пальчиками как ушами.
Пальцы как ЖУК
Покажи, как жук летит
И усами шевелит.
Сложить пальцы в кулачок, а указательный и мизинец развести в стороны и пошевелить ими, изображая пальцами полет жука.
Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.
На этом этапе обучения идет ознакомление детей с нумерацией пальцев. Попросить ребенка сложить ладошки вместе, разглядывая их, определить – что на руке два больших пальца, два указательных пальца, два средних, два безымянных, два мизинца. Как нельзя кстати, стихотворение из сборника
Л. Хереско “Про пять пальцев”
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой -
Называется – большой.
Палец второй -
Указчик старательный,
Не зря называют его указательный.
Третий твой палец как раз по средине
Поэтому средний – дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимый.
По счету он пятый.
Зовется мизинец.
Дети быстро и с удовольствием запоминают стихотворение, нумерацию и название каждого своего пальчика. Поскольку нужно начинать играть третьим пальцем, педагог просит ребенка называть не только номер пальчика, но и как его зовут.
Следующее упражнение, формирующее пианистически правильную кисть, можно назвать так: “Здравствуй, первый пальчик!” Все пальцы по очереди прикасаются к первому пальцу. Хорошо таким же образом, то есть двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5) брать карандаш, ручку, и другие предметы. Для формирования свода ладони очень хороша игра “Колокола”. Четырьмя или пятью пальцами разом ударяем по клавишам, имитируя звон колоколов, делаем это, не спеша и в разных регистрах. При этом педагог берет правую педаль для полноты ощущения объемности звучания инструмента (имитация звучания колоколов).
При игре на фортепиано кисть пианиста должна иметь округлую, куполообразную форму: все суставы видны, не прогибаются внутрь купола. Многие педагоги, организовывая детям кисть, советуют детям представить, что они держат яблоко. Эта ассоциация действительно помогает кисти приобрести нужную форму. Однако необходимость «держать» яблоко иногда вызывает излишние мускульные усилия, что может привести к зажатости. Существует и другой вариант организации кисти, предлагаемый Л. Баренбоймом:
Естественно свободная кисть имеет округлую форму и соответствует пианистическим требованиям ее организации. В этом можно убедиться, глядя на кисть руки, свободно висящей вдоль корпуса: пальцы полусогнуты, не напряжены, не сжаты – кисть имеет пианистически правильную форму. Эта природная организация кисти используется в упражнении у стола. Рост ребенка 6-7 лет, стоящего у стола стандартной высоты, обеспечивает естественное положение рук, лежащих на столе от локтя до кисти: локти слегка отведены от корпуса, пальцы свободной кисти всегда округлены и касаются поверхности стола «подушечками». Упражнение с выстукиванием ритма стишка всеми пятью пальцами, попеременно каждой рукой на столе можно назвать игрой в «Барабанщика».
Второй этап этого упражнения – простукивание ритма парами пальцев, т.е. всеми пальцами по очереди в соединении с первым:
1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5. Первый палец, противостоящий каждому из играющих с ним пальцев, помогает ощутить свод как пружинистую арку. Таким образом от восприятия внешней формы кисти осуществляется переход к приобретению технических ощущений.
Третий этап - выстукивание стихотворного ритма попеременно каждой рукой и разными пальцами. Здесь мы сохраняем технические ощущения без помощи первого пальца.
Упражнение может выполняться в двух вариантах: весь стишок выстукивается одинаковыми парами пальцев обеих рук. Пары пальцев меняются лишь при повторении задания. Во 2-ом, более сложном варианте аппликатура все время меняется. Например:
Вес - на, вес- на
1-5 1-5 1-4 1-4
лев. пр. лев. пр.
В лег - ком пла - тьи - це о - на
1-3 1-3 1-3 1-3 1-2 1-2 1-2
лев. лев. пр. пр. лев. лев. пр.
во втором куплете аппликатура повторяется, но в обратном порядке
Ле - то, ле - то,
1-2 1-2 1-3 1-3
лев. пр. лев. пр.
В ма - еч- ку о- де- то
1-4 1-4 1-4 1-4 1-5 1-5
лев. лев. пр. пр. лев. пр.
Выполняя это упражнение в 3-х вариантах последовательно, педагог достигает нескольких целей: определяется правильное положение локтя, формы кисти, создается первое ощущение свода (мышечная организация суставов кисти), тренируется самостоятельное движение запястья.
Чтобы выработать правильные движения рукой, можно положить карандаш на ту часть клавиатуры, в которой надо играть, взять его, остановить движение и заметить, какое положение занимает локоть.
Все эти игры даются как предварительная подготовка к постановке руки и пальцев на клавиатуре. Но эти упражнения надо продолжать делать до тех пор, пока действия ребенка на клавиатуре не станут уверенными.
Начиная ставить руку на клавиатуру, ребенок благодаря предварительным упражнениям обладает уже некоторыми двигательными навыками. Поэтому перед ребенком ставится новая слуховая задача.
После того, как ученик познакомился с клавиатурой, в работу вводится упражнение «Радуга». 3-им пальцем отдельно каждой рукой (пр. р. в верхнем регистре, а лев. р. в нижнем регистре) играются любые звуки во всех октавах. При этом ребенку можно предложить следующее образное сравнение: твоя рука – это мягкая кисть художника. И ты должен нарисовать этой кистью при переносе руки с одного звука на другой красивую цветную радугу (или мостики).
О цвете разговор идет применительно к звукоизвлечению.
Например: тихий, светлый звук – жёлтый цвет; красный – громкий, торжественный, с чёткой атакой; синий – густой, плотный и т. д. Здесь развивается ассоциативное представления цветного звука.
Серьезные трудности в пианистическом аппарате представляет организация движений 1-го пальца, от неправильных действий которого возникает целый ряд пианистических недостатков. Это связано с тем, что при естественном положении и действиях рук 1-ый палец как бы противостоит остальным пальцам и его движения направлены встречно, т.е. они работают в разных направлениях – навстречу друг другу. А у пианиста все пальцы играют в одной плоскости, что неестественно, а, следовательно, неудобно для 1-го пальца. Кроме того, в бытовых движениях 1-ый палец выполняет роль опоры и ему свойственны силовые движения – короткий, сильный, наиболее прочно связанный с рукой через запястье, и отсюда малоподвижный палец. Это создает при игре на фортепиано ряд неудобств. Очень часто ученики прижимают его к пясти, прячут под ладонь, держат перпендикулярно остальным пальцам. Плохо чувствуют ту часть «подушечки», которой 1-ый палец должен играть (она сбоку) и кладут его на клавишу полностью, всей длиной. Решение этой проблемы в игровом аппарате занимает главенствующую задачу и требует длительного кропотливого труда, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка (а иногда со стороны родителей, что дает более быстрый эффект). И в такой рутинной работе опять на помощь приходят образные игры:
1. Смелый и осторожный зайка
Осторожный зайка – Каждую ноту начинать играть 2-ым пальцем, а затем беззвучно подменивать его на 1-ый палец. Рука не должна «падать». Играть упражнение вверх и вниз по звукоряду отдельно каждой рукой.
Смелый зайка – это упражнение выполняется, когда правильно получается выполнять упражнение «осторожный зайка» – положение руки удобное, 1-ый палец не западает, а держит вместе с 1-ым единую опору, «зайка становится смелым» - пальчики смело перешагивают с клавиши на клавишу, а не «топчутся» на одном месте. Таким образом, играется звукоряд на легато вверх и вниз 1-2 пальцами отдельно каждой рукой. Главное - держать единую опору 1-го и 2-го пальцев также как и в 1-ом упражнении.
2. Игра в подпольщика (разведчика):
1-ый палец – наш разведчик, выполняющий важные задания, мы обязаны его беречь и охранять. Наш подпольщик живет в лесу, поэтому строим для него шалаш. Шалаш строится из 4-х пальцев (исключая 1-ый), которые ставятся на одну плоскость – это может быть стол или крышка инструмента. У шалаша должна быть высокая крыша – это свод кисти. Если суставы кисти не образуют свод, то разведчик не может жить в шалаше с «проваленной крышей».
1-ое задание – «разведчик выходит на связь»: первый палец проходит под ладонью и касается пальца педагога, находящегося у наружной стороны пясти ученика, «передает информацию (письмо), затем возвращается в исходное положение. Обязательным условием игры является неподвижность «шалаша», особенно его «крыши». Если при движении 1-го пальца под ладонью запястье поднимается, пропуская палец, то подпольщик может быть обнаружен – шалаш движется, значит, там кто-то есть.
При переносе этого упражнения на клавиатуру «шалаш» крепится на одной стойке – 3-ем пальце. К примеру, 3-ий палец находится на клавише «ре». 1-ый же играет поочередно «до» и «ми». При этом соблюдается условие неподвижности кисти и запястья.
2-ое задание - Продолжаем играть в разведчика. Упражнение выполняется 2-ым и 1-ым пальцами. 2-ой палец берет любую из белых клавиш. После этого 1-ый палец нажимает клавишу рядом и в этот же момент пясть и пальцы быстрым единым движением накрывают его: прячем разведчика от внезапно возникшей опасности. Накрывающее движение должно быть легким (не ушибить разведчика) и быстрым (опасность велика), так как только в этом случае кисть остается свободной. Медленно это движение можно выполнить и напряженной кистью, быстро – только свободной.
Звукоряд.
Знакомство с клавиатурой и местонахождение на ней клавиш соответственно нотам звукоряда.
Знакомство с клавиатурой начинается с того, что я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются - клавиатура. После того как ребенок хорошо рассмотрит клавиатуру, я предлагаю ему отвернуться от нее и, рассмотрев 3 картинки, найти на них клавиатуру с правильным расположением черных клавиш
Далее, делаем вывод, что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе.
Л. А. Боренбойм предлагает следующее упражнение: педагог просит ребёнка показать все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится детям. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию, ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.
Далее необходимо ввести понятие высоких и низких звуков. Ребенку легче понять звуковысотность, если объяснение будет строиться на образах, которые он наблюдает в повседневной жизни. Таким образом, играя звуки разных регистров, педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: «Чей образ он представляет, слушая эти звуки» (в качестве подсказки высокие звуки педагог может сыграть в виде трели, звуки среднего регистра певучим легато, а низкие звуки тяжелыми и медленными «шагами»). Таким образом, ребенок безошибочно (а на начальном этапе педагог должен как можно чаще создавать ситуацию успеха у ребенка, даже в самых незначительных вопросах) узнает птичек, голос (пение) человека и тяжелую поступь медведя или слона. Выполнив это задание, педагог и ученик совместно приходят к выводу: в какой части клавиатуры находятся звуки высокого, среднего и низкого регистров, подкрепляя эти выводы опять же образными сравнениями: птички живут на высоких деревьях – это высокий регистр, медведи живут в берлоге под землей – это низкий регистр, а средний регистр – это звуки, которые ты можешь спеть. И сразу делаем поправку на прежнее представление ребенка о направлении вверх и вниз (если раньше «вверх» и «вниз» было единственно верным в четырехмерном пространстве, то теперь появился вариант направления «вверх и «вниз» на клавиатуре – вправо и влево).
Далее вводится понятие октавы, говоря о том, что в переводе с итальянского языка слово октава- это всего лишь цифра 8. В музыке всего семь нот. Первая из них нота «До». Другие звуки звукоряда умышленно не называются (ниже будет пояснение, с какой целью это делается). И сразу же педагог показывает «до» на клавиатуре, относительно 2-ух черных клавиш, просит хорошо запомнить ее местоположение и предлагает найти еще такие же клавиши. Ученик находит все ноты «до». Затем, посчитав количество белых клавиш от «До» до «До», ученик делает вывод, что расстояние между ними 8 клавиш. И значит, это расстояние называется «октава». Ребенок, следуя тому, что на клавиатуре он находил клавиш «До» больше чем две, приходит к пониманию того, что клавиатура делится на несколько октав.
Деление клавиатуры на октавы проходят по следующей схеме:
Суб контр октава Неполная |
Контр октава |
Большая октава |
Малая октава |
Центр клавиатуры 1 октава |
2 октава |
3 октава |
4 октава |
Нижний регистр Пространство левой руки |
Верхний регистр Пространство правой руки |
Дальнейшее знакомство с клавиатурой и названиями клавиш начинается не по звукоряду.
Изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это не правильно, когда в поисках нужной клавиши, ученик начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эта работа проводится несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.
Итак, начинается изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:
практически – действенное;
наглядно – образное;
словесно – логическое.
Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры:
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.
Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.
Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.
У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.
Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это - Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.
- Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.
-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.
- А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?
Спрашивая, педагог достает маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.
- А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.
Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”
- У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).
- Наверное, у мышки…
- А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.
Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.
Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша - Ре.
Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендуется искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:
-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;
- У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.
В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал можно дать ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.
Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, педагог сразу пытается “ставить” ручку ребенка, то есть сразу формируютя правильные пианистические движения. Все песенки играются 3 пальчиком, ребенок под контролем педагога следит за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”, а так же за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.
Проверка знаний:
Игры-загадки.
-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями. И наоборот, педагог диктует, а ученик играет.
Затем задание усложняется. Вспоминая, как в начале знакомства с клавиатурой ученик искал с закрытыми глазами черные клавиши, так теперь он будет находить заданные белые клавиши, относительно черных.
Теперь, когда ученик знает все клавиши, можно поговорить и о звукоряде. Сначала можно петь звукоряд поступенно вверх и вниз, ассоциируя это движение с движением по лесенке, а затем сыграть звукоряд отдельно каждой рукой 3-им пальчиком. Здесь нужно ребенку напоминать, что расстояние между соседними клавишами небольшое, поэтому при переносе руки «мостики» нужно «рисовать» кистью невысокие.
Подбор на слух простейших попевок
Выдающийся советский педагог Г. Г. Нейгауз писал: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь это ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом». Поэтому первые же уроки посвящены, прежде всего, развитию музыкального слуха ребенка и формированию навыков восприятия музыки. Сейчас существует очень много нотных изданий для начинающих, где предлагается большое количество детских и народных песен. Они запоминаются ребенком и подбираются по слуху от разных клавиш. Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии. Некоторые мелодии песен исполняются педагогом с аккомпанементом, чтобы ученик сумел выявить, напеть мелодию и подобрать ее на фортепиано.
Итак, ученик уже умеет ставить 3-ий палец на клавишу, различает звуковысотность. Но еще не коснулись очень важной составляющей музыки – метроритма.
Очень эффективно подводить ребенка к этой непростой теме исследовательским путем:
Педагог играет 2 звука разной высоты и просит ученика найти различия между ними. Поскольку до этого он выполнял много заданий на звуковысотность и хорошо ориентируется в этой теме, то он быстро ответит, что эти 2 звука разной высоты. Далее играются 2 одинаковых по высоте звука, но с разной силой. Ребенок, имея уже некоторый слуховой опыт, с легкостью определит разницу звуков в громкости. И последним примером играются 2 одинаковых по высоте звука, но разной длительности. Почти всегда дети определяют, что один звук был длинным, а другой коротким. И здесь говорится о том, что оказывается музыкальные звуки имеют разную продолжительность во времени или, иначе говоря, длительность.
Далее ученик двигается под музыку, которую исполняет педагог. Звучит марш (ученик быстро понимает, что нужно четко шагать) – ребенок марширует, и хлопает в ладоши под каждый шаг. После этого задания делается вывод, что в музыке есть пульс (мы условно его называем «шаги») – это метр. В следующем задании я прошу ученика хлопать, произнося слова с разным количеством слогов: НОС – 1 хлопок, МАМА – 2 хлопка, БАБУШКА – 3 хлопка.
А теперь ученик марширует (без музыки), произнося слова, где ударный слог будет длинным. Выполнив это задание, ученик заметит, что пока он тянул длинный слог, он успел сделать 2 шага – это ритм. Потом задание усложняется тем, что он должен дублировать произносимые слоги хлопками.
По итогам этого задания вводятся первоначальное понятие метра и ритма.
Пока ребенок не знает названий и записи длительностей, их условно записывают точками и черточками.
Таким образом выученную и самостоятельно подобранную песенку можно записать. Например:
. . . . . . . .
фа фа ми ре ре до фа фа ми ре ре до
ва – си – лёк ва – си - лёк мой лю – би – мый цве - ток
Когда ученик будет играть подобранные песенки уверенно 3-м пальцем, можно переходить к игре аппликатурными позициями (к этому времени уже в работе находятся упражнения на постановку других пальцев, т.е. рука подготовлена).
Убедившись в том, что ученик:
· Слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
· Хорошо знает строение клавиатуры (расположение верхнего, среднего, низкого регистров фортепиано, деление на октавы, названия клавиш);
· Имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм;
· Владеет навыками звукоизвлечения разными пальцами каждой руки;
можно приступить к изучению нотной грамоты.
Знаки альтерации.
Когда ученик подобрал и выучил первую песенку или попевку, ученику предлагается подобрать ее от другой белой клавиши. Например, песенку «Василек», которую ребенок играет от ноты ФА, сыграть от ноты СОЛЬ. Но сначала пропеть эту песенку от тех же нот. Пропев «Василек» от обеих нот, ребенок убеждается, что, изменив высоту начала песенки, в ней ничего не меняется: ни направление движения мелодии, ни соотношение ступеней. Поэтому ребенок уверенно играет знакомую песенку от другой ноты. Но сразу слышит, что мелодия изменилась. Вот в этот момент вводится понятие знаков, изменяющих высоту ноты (знаков альтерации), но не просто дается правило, а применяется вновь исследовательский метод.
Педагог просит сыграть эту песенку еще раз и послушать внимательно, какой из звуков «не подходят» к мелодии. Ребенок находит ноту ФА. Тогда учитель предлагает заменить эту клавишу ближайшей к ней черной клавишей и попробовать сыграть еще раз песенку. Получилось! И вдруг, ребенок выясняет, что не знает, как назвать «спасительную» черную клавишу.
Я прошу внимательно изучить расстояние между клавишей ФА и «спасительной» черной клавишей. Ребенок выясняет, что это самые близкие «соседки», и между ними нет никаких больше клавиш, ни черных, ни белых. Такое расстояние называется полутон. При замене ноты ФА мы повысили ее на полтона, а такое действие в музыке обозначается знаком диез.
Педагог показывает, как этот знак изображается в записи, и здесь опять можно «зацепиться» за образное мышление ребенка, объясняя, что рисуется этот знак как лесенка, по которой можно подняться вверх.
Но если ноту можно повысить, то, следовательно, можно и понизить. Пробуем выполнить понижение ноты СОЛЬ, говоря, что знак, понижающий ноту на полтона называется бемоль. И его изображение в записи напоминает мягкое кресло, в которое можно удобно сесть (опуститься). Ученик находит СОЛЬ бемоль, и получается, что он оказался на той же «спасительной» черной клавише, а только что он ее называл ФА диез. Здесь говорится о том, что любая клавиша может иметь сразу 2 имени (н-гармоническая замена).
В заключении добавляется, что есть знак, который отменяет действие диезов и бемолей – это БЕКАР.
Затем ученику предлагается выполнить задание, которое применяли в ознакомлении с клавиатурой. С закрытыми глазами мы нащупываем заданные диезы и бемоли – играем в «жмурки». Эта игра хороша тем, что она очень полезна для освоения клавиатуры, и одновременно дети воспринимают эту игру как развлечение и с удовольствием выполняют эти задания.
Контрольные уроки по темам
Клавиатура
Подбор попевок и знаки альтерации
Контрольный урок по теме «Клавиатура» проводится в форме игры.
Предварительно, на последнем занятии перед контрольным уроком, педагог говорит ребенку, что на следующем уроке будет проводиться игра, где он будет играть роль учителя, а педагог будет «учеником». Задачей «учителя» является задача объяснить «ученику» тему Клавиатура (названия клавиш, регистры, деление на октавы). И, чтобы урок получился удачным, нужно дома потренироваться. И вот здесь происходит самое важное – дома ребенок включает в эту игру всю семью, объясняя по очереди маме, папе, бабушке, и даже коту Ваське, где на клавиатуре живет собака Рекс, где сидит лягушка, как с закрытыми глазами найти нужную клавишу и т. д. Почему это важный момент? Потому что в этот процесс включается вся семья, и ребенок горд тем, что он может чему-то научить взрослых. А это очень значимо в самооценке ребенка.
Контрольный урок по теме подбор попевок и знаки альтерации проводится в форме группового занятия всех учащихся 1-го года обучения класса педагога.
Сначала ученики попарно друг с другом выполняют задание «Диктант»: один учащийся «диктует» звуки, которые надо показать на клавиатуре (ФА диез 2-ой октавы, МИ бемоль малой октавы), а другой ученик выполняет эти задания. Потом они меняются.
Вторая часть урока проходит как концерт. Каждый ребенок исполняет подобранные и выученные попевки или песенки. Остальные слушают, а затем угадывают - какую песенку сыграл исполнитель. Здесь тренируются сценические навыки (игра на публике), а так же дети учатся внимательно слушать исполнителя, что тоже очень важно в музыкальном воспитании.
Методическое обеспечение
Раздела
«Донотный период»
№ |
Раздел, тема
|
Форма занятий |
Приемы и методы организации учебного процесса |
Методический и дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Форма подведения итогов |
1.1 |
Знакомство с инструментом. Три основных жанра: танец, песня, марш |
индивидуальная |
Рассказ, показ, слушание музыки. |
Нотная литература |
фортепиано |
опрос |
1.2 |
Посадка за инструментом. Организация пианистического аппарата. |
индивидуальная |
Показ, объяснение, упражнения |
Иллюстрации |
фортепиано |
Текущий контроль |
1.3 |
Звукоряд. Знакомство с клавиатурой и местонахождение на ней клавиш, соответственно нотам звукоряда. |
индивидуальная |
Показ, объяснение, упражнения |
Дидактические карточки |
фортепиано |
Контрольный урок |
1.4 |
Подбор на слух простейших попевок. |
индивидуальная |
Рассказ, показ, слушание музыки. |
Дидактические карточки |
фортепиано |
Контрольный урок |
1.5 |
Знаки альтерации |
индивидуальная |
Исследовательский метод |
Дидактические карточки |
фортепиано |
Контрольный урок |
Список использованной литературы
С. Альтерман 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6лет
Б. Е. Милич Воспитание ученика пианиста
Л. А. Москаленко Методика организации пианистического аппарата
Л. Баренбойм Путь к музицированию
«Я учусь играть» автор-составитель О. Сотникова
О. Геталова, О. Визная В музыку с радостью
А. Артоболевская Первая встреча с музыкой
С.А. Барсукова Пора играть, малыш.
Е. Гнесина Фортепианная азбука
Ю. Литовко Семь нот
Ю. Литовко Музыкальный букварь
Хрестоматия педагогического репертуара Веселые нотки
Учебное пособие Малыш за роялем 1 часть автор–составитель И. Лещинская, В. Пороцкий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.