МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
|
Отделение (номинация): философии и
обществоведения |
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА КОГНИТИВНУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА
|
Работу выполнила: ГБОУ СОО ЛНР «Свердловская Гимназия №1» |
|
Научный руководитель: Педагог-организатор |
Свердловск,
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ -3
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА НА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ -7
1.1. Психологические эффекты современного телевидения и мультипликации-7
1.2. Влияние современной мультипликации на развитие ребёнка -14
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА КОГНИТИВНУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА -21
2.1. Описание выбранных методов, методик и исследовательской базы -21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов -23
2.3. Психологический анализ современной мультипликации на примере мультсериала «Рик и Морти» -25
ВЫВОДЫ -30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ -32
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Детство — очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Многие ученые (А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Л. К. Семенова, Д. Н. Крылов др.) получили большое количество данных, показывающих, что детские годы - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека. Идеалы создают устойчивую систему нравственных стремлений ребёнка, которая определяет и контролирует его поведение и является образцом и ориентиром в жизни [6]. Представления детей о том, какими они хотели бы быть, складываются приблизительно к концу начальной школы. Моделью идеального Я может служить человек, которым ребёнок восхищается. Иногда идеал Я реалистичен, иногда является чистой фантазией [4]. В число мощных средств формирования (воспитания) идеалов у ребёнка входят сказки и мультипликационные фильмы. Идентификация ребёнка с героями способствует лучшему пониманию себя, своих чувств, эмоций, желаний, а также сопереживанию другому, что помогает ему подготовиться к жизни [6].
Развитие современного ребёнка происходит под мощным влиянием информационной среды. Мультипликация как вид киноискусства является эффективным способом психологического воздействия на ребёнка. Педагогические наблюдения и специальные исследования показали исключительную силу воздействия экранных образов на детское сознание, не только вследствие особых технических эффектов, но и в силу повышенной возрастной сензитивности, способствующей эффективности формирования социальных установок и мотивации поведения [1]. Дети очень чувствительны к экранным образам и многому обучаются из того, что видят, подражая героям, поскольку зрительные образы играют важную роль в «научении через наблюдение» [2]. Экран информирует ребёнка, расширяет кругозор и является источником построения и конструирования картины мира, программирует образ жизни, мораль и систему ценностей, в мультфильмах ребёнку предоставляется модель окружающего мира и способы поведения в нем [1].
Любимый герой мультфильма может служить ребёнку образцом поведения в различных ситуациях. Таким образом, мультфильмы и сказки оказывают в чем-то похожее воздействие на ребёнка, развивают его интеллектуально и морально, формируют идеалы и представления о мире. Их герои несут в себе качества и ценности, которые ребёнок впитывает, считая этих героев примером для подражания, ориентиром и опорой в различных ситуациях своей жизни.
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм.
Общеизвестно, что киноискусство – это творческое отражение, интерпретация, авторское видение нашей жизни, окружающей нас действительности. В различных его формах (художественные и документальные фильмы, мультипликационные фильмы, научно-методические и научно-популярные фильмы, видеосюжеты из семейных архивов и т. п.) можно найти образное, творческое описание психологических явлений. Несмотря на то, что творческое описание действительности средствами киноискусства однозначно не привязано к какому-либо психологическому феномену, в нём всё-таки можно выделить центральную психологическую закономерность.
Мультфильмы направлены на широкую возрастную аудиторию: от детей до пожилых людей. Но всё-таки самая обширная зрительская аудитория мультипликационных фильмов – это дети. И авторы мультфильмов, сознательно или интуитивно, учитывают это, отражая в своих произведениях детское мировосприятие, особенности психического и личностного развития детей.
Просмотр мультфильмов - наиболее распространенное занятие детей, начиная с раннего возраста. По данным социологов, от 20% до 40% всего свободного времени ребёнок проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Просмотр мультфильмов носит в наши дни своего рода «тотально-веерный» характер: новый полнометражный мультфильм или мультсериал смотрят практически все в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в Интернете. Таким образом, большинство детей оказываются включёнными в просмотр одних и тех же мультфильмов. Они становятся темой для обсуждения в группе сверстников, сюжетом игры и средством приобщения ребёнка к культуре. Следует подчеркнуть особую чувствительность дошкольников к информационной продукции. Они не просто воспринимают ту или иную информацию, они формируются и развиваются в атмосфере определенной детской субкультуры, созданной взрослыми. В этот период закладываются базовые представления о мире, первичные эстетические и этические инстанции, общие установки, складывается отношение к себе и другим людям. Любые впечатления, в особенности художественные, оказывают определенное влияние на становление основ личности ребёнка. Впечатления, полученные ребенком, всегда отражаются на его развитии и мировоззрении: они либо способствуют развитию, либо тормозят его. При этом под развитием подразумевается не усвоение знаний, а активизация внутренней жизни ребёнка – стимуляции его сопереживания, воображения, интереса, эмоций, смеховых проявлений и пр. Информационные продукты для детей, к которым относятся, прежде всего, мультфильмы, могут стать эффективным средством детского развития, а могут деформировать или затормозить его. Мультипликация объединяет реальность и вымысел, музыкальное сопровождение и видеоряд, слова и действия и создает, таким образом, особый комплекс воздействий, который может стать эффективным средством развития и воспитания ребёнка. В то же время, мультфильмы, особенно низкого качества и сомнительного содержания, при их чрезмерном потреблении, могут нанести серьезный вред формированию личности ребёнка. В особенности это относится к детям младенческого и раннего дошкольного возраста.
К тому или иному возрастному этапу, конкретный фильм может иметь максимальный развивающий потенциал. Психологический анализ продуктов кинематографии позволяет решить эту задачу.
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что переоценить значимость и оказанное влияние мультфильмов на развитие ребёнка достаточно сложно. Поэтому, нам так важно изучить влияние, которое мультипликация оказывает на психику детей, а конкретно на ее когнитивную и эмоциональную составляющую.
Цель: выявить и изучить особенности влияния современной мультипликации на когнитивную и эмоциональную сферу ребёнка.
Объект: когнитивная и эмоциональная сфера ребёнка.
Предмет: особенности влияния современной мультипликации на когнитивную и эмоциональную сферу ребёнка.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- выявить степень значимости и оказываемого влияния современного мультипликационного искусства на индивида;
- провести анализ когнитивной и эмоциональной сферы детей;
- осуществить анализ современного мультипликационного продукта.
Методы исследования:
- анализ научных источников,
- систематизация изученного материала;
- обобщение изученного материала.
Методики исследования:
- анкетирование;
- проективная методика «Кактус»;
- методика диагностики кратковременной памяти;
- методика диагностики текстовой памяти;
Теоретическое и практическое значение заключаются в том, что была изучена и описана современная мультипликация и её исследование в психологии; были систематизированы знания по данной теме. Также была проведена комплексная диагностика когнитивной и эмоциональной сферы детей, находившихся в разных условиях (различная увлеченность просмотром мультипликации). Результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей, прежде всего, родителям и воспитателям детских воспитательных учреждений.
РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА НА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Психологические эффекты современного телевидения и мультипликации
Проанализировав научные источники, касающиеся данной темы, было выделено несколько основных психологических эффектов, которые обеспечивают высокую заинтересованность зрителем телевизионными продуктами.
Эффект «Запретного плода». Столько бы не разоблачали телевидение, не раскрывали секреты иллюзий, вера в иллюзорный придуманный мир пересилит все попытки самых изощренных критиков. В конце концов, и сам критик — только эпизодическая фигура в этом карнавале экранной жизни. Хочет он того или нет, но своими возгласами негодования или призывами выключить телевизор, он только стимулирует интерес аудитории. Срабатывает эффект запретного плода. Как только получаешь команду не думать о чем-либо, как сознание включается на полную мощность. Сигнал об опасности активизирует мозг [6].
Эффект «Тамагочи». Как маленькая электронная игрушка, телевизор теряет свою сущность, если его систематически не включать. Точно так же неясно, как, то ли быстро формируется привыкание к его голосу, то ли быстро формируется страх, что он без нас может угаснуть, сникнуть, но между зрителем и телевизором возникает что-то вроде простой первородной связи — как между матерью и ребенком. Именно поэтому среди зрителей всех возрастов больше женщин, которые всегда более заботливы, ответственны и жалостливы. Даже если им не очень нравится то, что им показывают, они не плюнут на пол и не погасят экран. Они ждут в надежде на резкую смену кадра.
Эффект «брачного привыкания». Телевизор стал «членом семьи». Социологи знают, что традиция просмотра телевидения насколько сильна, что во многих домах он работает фоном. Во время телефонных вопросов такие пассивные зрители честно отвечают, что телевизор включен, но что именно по нему показывают, неизвестно. И все-таки — телевизор как старая жена или поднадоевший муж. Все уже видели сто раз, обо всем поговорили, прожили вместе целую жизнь. А расстаться не хватит ни сил, ни характеру. Уже в шестидесятые годы, телевизор пришел в каждый дом. С ним было много мороки, потому что антенны отличались чувствительностью к помехам. Всей семьей нащупывали наиболее благоприятные места расположения для антенны и самого телевизора. Так формировался «советский телевизионный фэншуй». Но наличие телевизора в семье не только облегчает общение с родственниками, знакомыми и создает ощущение включенности в жизнь общества. Телевизор может быть способом избегания общения в семье. Когда вместо застольного разговора, все смотрят праздничную программу, потому что не о чем говорить. Может получиться, что весь совместный опыт проживания событий в семье будет сводиться только к телепрограммам, а в остальных вопросах семья поведет себя безразлично, без ожидаемой консолидации и совместной поддержки. Сегодня телевизор редко собирает семью. Скорее он решает проблему одиночества. У большинства одиноких людей или людей, вынужденных проводить время в изоляции или в условиях монотонного труда и ожидания телевизор работает беспрерывно, с утра до вечера, создавая иллюзию присутствия других, близких людей [10].
Эффект «воспитания». Эмоциональный фон восприятия телевизионных программ закладывается в детстве.
Эффект «Ореола» заключается в том, что люди, достигшие определенного уровня популярности, становятся для нас абсолютными телевизионными авторитетами. Что бы они ни сказали, как бы ни поступили, все это будет вызывать безусловный интерес и восторг публики.
Эффект «Зеркала», влияния проекции своего собственного «Я». Звезд лучше не знать в реальной жизни. Они неизбежно разочаровывают. Это как любовь вслепую. Зритель любит не столько звезду, сколько свою проекцию, свою фантазию «по поводу». Мы любим в других себя, а больше всего мы любим свои мечтания о том, какими бы мы могли быть. Телевизионные персонажи специально дразнят нас своим сходством с нами. Наиболее подвержены этому обману подростки, которые, в силу возраста, настроены на поиск своего идеального, звездного «Я». Они отказываются признавать свое сходство с родными и близкими, но вы не найдете лучшего комплимента, чем указать на их сходство с героем сериала или одичавшим участником какой-либо популярной передачи.
Эффект «давления значимой группы». Телевидение — способ поддержать свою социальную сеть. Если большинство окружения посмотрели ту или иную передачу или фильм, то Вы, скорее всего, будете некомфортно себя чувствовать и обязательно посмотрите тоже.
Эффект «Крысы Скиннера». Крысы в науках о человеке сыграли особую роль подопытных существ, чей мозг по сложности сравним с мозгом человека. Крыса — создание благородное и ученое, хотя бы потому, что послужила науке. Суть эксперимента американца Скиннера состояла в том, что каждый раз при нажатии педали, животному раздражали центр удовольствия. По законам образования условных рефлексов, открытых на наших собаках нашим же Павловым, американская крыса быстро научалась получать наслаждение, изо всех сил давя на педаль. Так и зритель может ловить наслаждение, используя простое нажатие кнопки пульта. Трагедия крысы состоит в том, что она никогда не может остановиться, доводя себя до полного психического, а потом и физического истощения. И в этом мы конечно, чаще всего превосходим своих братьев меньших. Только 2-3% зрителей являются телеманами, демонстрируя эффекты «крысы Скиннера».
Эффект «усиления пола». Более точно, эффекты «усиления идентичности». Мы не очень уверены в себе, а телевидение как бы говорит: «Да! Давай! Ты такой крутой! Ну же! Мы знаем, что ты — звезда!» Что-то в этом духе. Но человеку не удается отрешиться от своего пола. Поэтому всякая женщина мечтает быть супер-женщиной, а не просто сверх-человеком. А мужчина — суперменом.
Эффект «глянца» или «парикмахерской». Глянец и гламур возникли именно в телевидении. В телевизоре все прекрасно, по моде одеваются. У всех дикторш хорошие, на показ костюмы, стильные прически. Не слышно только, каким парфюмом они пользуются. Мужчины-ведущие — тоже как с картинки. Сегодня эффекты «огламуривания» активно используется в программах-трансформациях. В таких программах зрителя вначале знакомят с несчастной девушкой, которую бросил муж, предала подруга. В добавок ко всему, героиня потеряла работу и прописку. Из-за сильных душевных волнений и непрерывных терзаний героиня, по телеверсии, стала похожа на «драную кошку». Такой зритель и видит ее вначале. Но опытные стилисты берутся за дело и на наших глазах, девушка покрывается толстым слоем макияжа, лака для волос. Конечно, ее одевают по последнему писку моды. Потом выполняют одно из заветных желаний и назначают свидание с одним из самых желанных мужчин на свете. Последние кадры: она королева. А королевы, как известно просто обречены на принцев. Вот такую легенду нам предлагает телевидение [6].
Эффект «усиления интеллекта». С появлением и развитием телевидения человечество значительно расширило кругозор и укрепило свои познавательные возможности — память, внимание, мышление. Когда-то экпериментально было доказано, что объем кратковременной памяти человека равен от 5 до 9 единиц информации. Теперь, в телевизионную эру стало очевидно, что даже пожилые люди запоминают десятки имен персонажей, помнят их биографии, помнят актеров, которые играют в сериалах, режиссеров, которые их снимают. Любители спорта запоминают целые футбольные команды, пассы и голы в персоналиях, лидеров гонок, судей с трудными иностранными фамилиями. Появляются телеманы с феноменальными математическими способностями. Они помнят аббревиатуры акций и их котировки по дням. Развивая познавательные способности, тренируя память и внимание, телевидение не может сформировать одного — критического отношения к самому себе. Уровень критичности человека, с другой стороны, не может определяться только телевидением. Он или есть, и тогда касается всех сфер жизни, или его нет, и человек так и «застревает» на инфантильной, детской фазе развития, воспринимая телевизор как игрушку, которая иногда надоедает, иногда «не слушается», иногда ломается [6]. В основном сегодня телевидение — это аттракцион, тренирующий пассивные познавательные процессы, к которым как раз и относятся память и внимание. Творческие способности телевизор подавляет. Эксперименты на детях показали, что те, кто много смотрит телевизор, хуже справляется с новыми, нетрадиционными задачами. Их мышление убито телевизионными стереотипами [10].
Эффект «увеличения символического капитала». С точки зрения социальной психологии, эфирное время стало «символическим капиталом». Помимо денег, которые мы можем заработать или получить в наследство, то есть экономического капитала, есть еще и символический — наше имя, возможность влиять на других. Вот откуда возникает чувство повышения своего статуса и психологического веса тех, кто был «там», на съемках, хотя бы в качестве публики. Чем чаще ты мелькаешь на экране, тем весомей твоя репутация [12].
Эффект «удлинения жизни». Пережитая вместе с героями фильма или сериала жизнь совсем незнакомых людей может показаться привлекательней и веселее своей собственной. В кино события сменяются одно другим, герои быстро перемещаются, женятся, разводятся, рожают детей. Кажется, что телевизионное время сконцентрировано. И мы получаем этот концентрат. У психологического времени есть способность сгущаться вокруг значимых событий. Чем больше значимых, важных для человека событий произойдет, тем насыщенней кажется в этом месте жизнь и тем быстрее мчится время. Вы же знаете, если ничего не происходит, возникает ощущение скуки, пустоты, уныния. Время течет медленней. Закономерности психологического времени были открыты отечественным психологом Александром Кроником. Они объясняют, в частности, как возникает ощущение полноты и насыщенности жизни у зрителя, который в реальной жизни каждый вечер просто лежит на диване. Плотность событий на многоканальном телевидении гораздо выше плотности жизни отдельного человека. Форматы сегодняшних программ соревнуются в скорости подачи информации. Старое, черно-белое кино сегодня уже кажется слишком медленным. Оно давало возможность почувствовать героя, насытиться его эмоциями, переживать, плакать. Сегодня мы только отслеживаем внешнюю канву событий. Основной акцент сегодня делается не на чувствах, а на визуальной картинке. Телевидение становится все более рациональным, холодным, активным, напористым и беспощадным. А наше восприятие все более поверхностным, «клиповым» [10].
Эффект «трэша». «Трэш» — это мусор на экране. То, что не прилично, не принято показывать. Ненормальные, изуродованные, просто неэстетичные люди, редкие, но пугающие события, грязные подворотни, дикие комментарии и т.д. Есть лица, которые нельзя показывать по телевидению. Их изображение нарушает элементарную санитарную норму и приводит, фигурально выражаясь, к тяжелым инфекционным заболеваниям головного мозга. Телевидение было с самого начала глянцевым, показывало нам приукрашенную действительность, и таким образом, несло в себе высокую норму внешней красоты. Однако в условиях быстро нарастающей конкуренции, телевидение стало гнаться за новыми форматами, темами, и снижать планку. Новизна и необычность стали цениться больше, чем красота и традиционность. Шоковые события вызывают выброс адреналина — одного из сильнейших внутренних, вырабатываемых самим организмом наркотиков. Скучная жизнь — благоприятный фон для возникновения приступа наркотического голода.
Эффект «разрушения самоконтроля». То, что психиатры называют снижением критики, точнее порога критического отношения к себе и реальности связано с постепенным разрушением внутреннего контроля человека, таких «контролирующих наше поведение» инстанций как совесть, стыд, стеснение. Контроль, если пользоваться терминологией всем известного Эрика Берна, писавшего про игры, в которые мы играем, символизирует Взрослого в каждом из нас. Взрослый не дает вырываться и реализовываться детским желаниям напрямую. Если Взрослого изгнать из психики, то есть впасть в детство, уже не мы играем в игры, а игры начинают играть нами [12]. Ребёнок переживает огромное удовольствие, радость то того, что удалось «оторваться», «кайф» непроизвольной активности. Такое не забудешь. И если за бурей несдерживаемых эмоций не последовало наказание, Ребёнок снова будет требовать своей дозы радости. Каждый раз, требуя добавки. Удовольствие может сыграть злую шутку, сделав нас рабами собственных желаний.
Эффект «навязывания сценариев и стереотипов». Споры об отрицательном влиянии телевидения ведутся вокруг опасных образцов поведения, которые зритель усваивает, просматривая криминальные хроники, скандальные ток-шоу, откровенные выпуски новостей, а также боевики. Но с одинаковым успехом усваиваются не только плохие, но и хорошие модели поведения. Работает механизм идентификации с героями программ. Если зритель чувствует сходство, он с внутренним энтузиазмом «проживает» с таким персонажем его жизнь, и потом может подражать ему в реальности. Иногда сам того не подозревая.
Эффект «телевизионной моды». Какие бы ни были стереотипы, предлагаемые телевидением, — позитивные или негативные, их вмешательство в наше сознание стирает индивидуальность. Программирует нас на одинаковость, универсальность [6].
Эффект «наркотической зависимости». Химическая траектория телевизионной зависимости сродни любовной. Она развивается по тем же законам. Вначале восторг и изумление, выделение гормонов адреналиновой группы, эндорфина, допамина, то есть гормонов счастья. Потом наступает положительное привыкание, и начинает выделяться более слабый, но не менее приятный стимулятор — серотонин. Достаточно понаблюдать за бурной вегетативной реакцией на лицах людей, чтобы понять, какой силы химические реакции происходят внутри их организмов. Повышается кровяное давление, учащается сердцебиение [12].
Психотерапевтическая роль телевидения состоит в том, что оно:
1) В значительной мере решает проблему досуга для большинства населения. Те, кто не может попасть на концерт или пойти в клуб, могут это делать у себя дома.
2) Телевизор создает иллюзию общения, спасает от одиночества. Зрителю приятно, что рядом с ним кто-то есть, и этот кто-то к нему обращается.
3) Для людей, прикованных к постели или к инвалидному креслу, телевизор действительно остается чуть ли не единственным окном в мир. Для стариков — это тоже спасительное средство от одиночества.
4) Показ любовных историй и мелодраматических сериалов помогает человеку пережить катарсис, очищение, которого трудно добиться даже во время психотерапевтических сеансов.
Телевизор сегодня — это тест на интеллект, чувство юмора, личностную зрелость, социальную мобильность, идеологическую ангажированность. Рассказать о том, что смотрит семья по телевизору, это значит сдать всех. Их вкусы, привычки, живые спонтанные реакции, ночные кошмары, томительные ожидания и верования. Человек — то, что он смотрит по телевизору [6].
1.2. Влияние современной мультипликации на развитие ребёнка
Как показали исследования, современные дети в среднем начинают смотреть мультфильмы в 18 месяцев, а для некоторых этот возраст составляет 6-7 месяцев. При этом малыши смотрят те фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и возможностям детей раннего возраста. Очевидно, что вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит – если малыш смотрит, значит ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста [18]. Тем более, что наша индустрия предлагает широкий ассортимент фильмов для младенцев, в особенности «развивающих» и обучающих. Обучающие видео- и компьютерные методики и развивающие программы с каждым годом снижают возрастные адресации. Нижняя возрастная планка опустилась до рекордной отметки - фильмы маркированы отметкой 0+ - то есть, рекомендованы для обучения детей с момента рождения. На сегодняшний момент нет полномасштабных и междисциплинарных исследований влияния «развивающих» фильмов, компьютерных, телевизионных программ на ребёнка первого года жизни. Однако ни один педиатр, психолог или физиолог не может рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста. Дается множество рекомендаций о дозировании экранного времени, которое в реальности более чем затруднительно. С «молодежной аудиторией в подгузниках» активно работает видеоиндустрия США [10].
Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент - младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком - эффект воздействия был одинаковым. Мозг человека - чрезвычайно гибкая система. Гиперстимуляция запускает компенсаторные механизмы, и спустя некоторое время человек адаптируется к чрезмерным воздействиям окружающей среды. А вот дальше действует механизм естественного отбора. Сильнейшие адаптируются, и требуют увеличения дозы стимула, более слабые включают механизмы защиты. То есть, одни дети, с младенчества привыкшие к подобным гиперстимуляциям требуют все большего потока стимулов. В случае дефицита гиперстимуляции, переходят на искусственную, химическую стимуляцию (акселерация, синдром «псевдогениальности», либо алкоголь, наркотики и т.п). Другие наоборот, с годами игнорируют избыточные стимулы и все больше уходят от окружения (задержки психического развития, синдромы гиперактивности, депрессии, аутизм). Все это красноречиво рисует картину современных отклонений психического развития [10].
Ни один самый быстрый родитель не в состоянии предъявить 165 предметов окружающей среды и 30 действий с ними за 20 минут (как это происходит в мультипликационных фильмах). В этом конечно гениальная возможность телевидения и современного кинематографа. Но важно понять физиологический механизм данной активности. Есть достаточно серьезные отличия восприятия младенцем реальных предметов и их восприятия на экране:
1) Данные физиологии свидетельствуют о том, что в норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению.
2) Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению - как глаза, так и нервной системы, и в итоге к ухудшению зрения.
3) Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки.
4) В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 180 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза.
5) При формировании непрерывного изображения используется не столько инерционное свойство глаза, сколько инерционное свойство сознания - мозг синтезирует непрерывное изображение из отрывочных кадров. Это приводит к перегрузке нервной системы, которая, благодаря обратным связям между мозгом и глазом, негативно сказывается на зрении. Именно эти факты лежат в основе запретов просмотра ТВ-продукции, включая мультфильмы, детям до 3 летнего возраста.
И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до 3-х лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Это подтверждает и всемирная организация здравоохранения, однако данная рекомендация повсеместно нарушается. В этом контексте маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм. Любая видеоинформация для детей этого возраста наносит вред здоровью и развитию детей. После 3-х лет, когда ребёнок уже владеет речью, начинает самостоятельно играть и постигать социальную ситуацию, мультфильмы могут использоваться как средство развития и знакомства с миром. В этой связи особое значение приобретает вопрос о психологической экспертизе произведений для детей, которая оценивает их развивающий потенциал [18].
Оценить степень морального вреда для ребёнка невозможно на основе перечня каких-либо определенных действий или поступков. Достаточно вспомнить, что практически во всех детских сказках есть моменты вражды, агрессии, обмана, воровства и прочих морально недопустимых поступков. Именно эти действия создают интригу, моменты противостояния героев, без которых невозможен интересный сюжет и формирование ценностных установок. Курящий волк («Ну погоди») никак не станет для малыша образцом для подражания, т.к. он – существо в высшей степени условное, пародийное и может в лучшем случае вызвать смех или удивление. Практически по всех сказках и произведениях для детей присутствует непослушание родителям, нарушение тех или иных норм поведения, уход за пределы дома, в которых можно усмотреть неуважение к родителям, отрицание семейных ценностей или призывы к бродяжничеству. Однозначные критерии, типа перечня запрещенных действий здесь неприменимы. Важно оценивать не что показывают, а как, в каком контексте, для чего и в каком масштабе осуществляется то или иное действие. Очевидно, что натуралистически, подробно и детально показанные сцены насилия, смерти, кровопролития, унижения могут оказать вредное влияние на ребёнка. Причем характер такого вреда может быть различным. У одних детей такие произведения могут вызвать стресс, ужас, стать причиной неврозов и устойчивых страхов, у других – вызвать привыкание к насилию, которое становится для них нормой жизни и общепринятой формой проявления человеческих отношений. Равнодушие к сценам жестокости и насилия – не менее вредное последствие, чем страх и отвращение. Но могут быть дети, на которых подобная информация не окажет сильного воздействия. Все зависит не только от возраста ребёнка, но и от его индивидуальных характеристик, объема потребления подобной информации, общего контекста его жизни, и других факторов, учесть которые невозможно. Однозначно определить степень и характер влияния произведения на ребёнка практически невозможно, поскольку помимо фильма на психику ребёнка воздействует бесчисленное множество факторов. Мы можем говорить лишь о вероятности вредных воздействий, об определенном риске для здоровья и развития, который несет информация. Этот риск можно выявить только через экспертную оценку специалистов и тщательный анализ конкретного фильма [5]. Однако существует и другой подход к экспертизе произведений для детей, а именно и выявление тех, которые обладают высокой психолого-педагогической ценностью и могут стать средством эффективного развития для детей в определенном возрасте. Эти произведения могут быть рекомендованы психологами для детей определенного возраста. Вопрос о психологической экспертизе произведений для детей не сводится к наличию «вредных» действий героев и даже к их этической оценке (хотя она, безусловно, нужна). Эта проблема значительно шире, поскольку включает целый круг вопросов, связанных с соответствием произведения возрастным особенностям детей. Важно подчеркнуть, что речь идет не об оценке художественного уровня книги или фильма, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того или иного возраста. Особенно актуальной такая экспертиза является для детей дошкольного возраста. В этот период художественное впечатление оказывает серьезное влияние на становление основ личности ребёнка. Кроме того этот период особенного интенсивного психического развития, когда каждый год отличается специфическими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.
Накопление опыта восприятия. В будущем ребёнок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребёнок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультипликационный персонаж, они постараются в точности передать копию [1].
Развитие мозга. Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребёнка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребёнка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» - жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса). При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что: не работают основные виды восприятия; зрительное восприятие пассивно; информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров); мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно; при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон [1].
Обработка информации в мозгу. Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребёнок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность [1].
При просмотре мультфильмов ребёнок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются [5].
Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции [10].
Пассивное времяпровождение, привычка к «уходу в другую реальность». Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребёнка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.
Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребёнка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Очень часто родители боятся, что ребёнку «мало» предоставлено впечатлений. Но необходимо понимать и помнить, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество.
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА КОГНИТИВНУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА
2.1. Описание выбранных методов, методик и исследовательской базы
Для проведения исследования были выбраны следующие методики исследования:
1) Анкетирование. Анкетирование проводилось для выявления количества времени, проводимое детьми за просмотром мультфильмов. А также для выяснения наиболее популярных мультфильмов среди современных детей.
Анкета была составлена на основе нескольких подобных образцов взятых в интернете. Бланк анкеты см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
2) Методика «Кактус». Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее, он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует: отношение к миру; своё место среди окружающих его людей; сформированное мировоззрение; уровень умственного развития; психофизическое состояние. Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, мы сможем сделать вывод, является ли ребенок целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или демонстративным.
3) Для изучения кратковременной и долговременной вербальной памяти использовалась методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия. Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Никакого специального оборудования не требуется. Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
4) Определение объема кратковременной памяти проводилось по методу Джекобсона с использованием методики «Числовые ряды». Цель данной методики: определить объем кратковременного запоминания.
Исследование проходило на базе ГБОУ СОО ЛНР «Свердловской гимназии №1». В исследовании приняло участие 93 ребёнка в возрасте от 10 до 17 лет (учащиеся с 5-го по 10 класс). Все виды диагностики проводились в групповом варианте. При необходимости, с испытуемыми индивидуально проводилась беседа с занесением в протокол беседы.
Первым этапом эмпирического исследования было проведение анкетирования. После чего, в зависимости от полученных ответов, ученики были разделены на две группы. В первую группу вошли те учащиеся, которые проводят за просмотром видео-контента больше 4-х часов в сутки (59 респондентов). Во вторую (контрольную) – те, кто проводит за просмотром видео-контента минимальное количество времени (34 респондента).
Далее, результаты двух групп по каждому из показателей сравнивались между собой.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что наиболее популярным занятием во время использования сети интернет является просмотр видео-контента, мультфильмов, анимации. А именно, 68% учащихся отметили просмотр видео-контента как наиболее предпочитаемого занятия. Более того, 71% школьников утверждают, что не придерживаются возрастных ограничений и запретов при просмотре видео материалов. Наиболее популярными мультфильмами среди молодого поколения стали: «Фиксики», «Маша и Медведь», «Губка Боб», «Смешарики» для возрастной категории детей 10-12 лет и «Гравити Фолз», «Рик и Морти», «Симпсоны», «Защитники Олуха» для учащихся возрастом от 12 до 17 лет. Кадры из данных мультфильмов вы можете посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Не требуется детальный психологический анализ для того, чтобы определить, что такие мультфильмы как «Гравити Фолз», «Рик и Морти», «Симпсоны», «Губка Боб» не предназначены для детей. Достаточно одного взгляда на некоторые кадры из данных мультфильмов, чтобы понять, что данные мультипликационные сериалы должны иметь ограничение 18+. Данные мультфильмы перенасыщены сценами насилия, откровенными сценами, извращенными откровенными сценами, чёрным юмором, демонстрацией алкоголя, наркотиков и курения, ненормативной лексикой и т.д. Более того, вышеперечисленное поведение персонажей в этих мультфильмах является не осуждаемым, а общепринятым.
Данные мультфильмы находятся в общем доступе. Это значит, что дети любого возраста могут посмотреть их в интернете, более того «Симпсоны» и «Губка Боб» транслируются по телевидению в дневное время.
Как мы уже выяснили, проанализировав различную литературу, просмотр подобных мультфильмов негативно сказывается на развитии психики ребенка. Что именно происходит с процессами запоминания, памятью в целом, вниманием и эмоциональной сферой детей мы выяснили, проанализировав результаты исследования.
Итак, уровень развития такой когнитивной составляющей психики, как память, у учащихся первой и второй группы имеет существенные различия (для удобства сравнения, показатели по всем параметрам были переведены в 5 уровней: «высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий»; в сводных таблицах результатов «5, 4, 3, 2, 1» соответственно; процентные показатели округлены).
Показатели кратковременной памяти второй группы достаточно высокие: высокий уровень – 14%, уровень выше среднего – 56% детей, средний – 30%. Результаты первой группы незначительно отличаются, несколько ниже: высокий уровень – 8%, уровень выше среднего – 53%, средний – 31%, ниже среднего – 8%.
Показатели текстовой памяти первой группы: высокий уровень – 9%, выше среднего – 15%, средний – 48%, ниже среднего – 28%. Результаты второй группы отличаются в большую сторону: высокий уровень – 12%, выше среднего – 34%, средний – 50%, ниже среднего – 4%. Также было отмечено, что учащимся второй группы данное задание далось проще, орфографических и лексических ошибок было гораздо меньше.
Показатели числовой оперативной памяти первой группы: высокий уровень – 0%, выше среднего – 0%, средний – 24%, ниже среднего – 69%, низкий – 7%. Результаты второй группы: высокий уровень – 0%, выше среднего – 9%, средний – 11%, ниже среднего – 74%, низкий – 6%. Результаты данной методики вызвали у меня заинтересованность, поскольку оказались очень низкими.
Что же касается эмоциональной сферы, то анализируя рисунки кактуса учащихся, было выявлено, что в первой группе у 78% детей наблюдается агрессивность, у 90% - эгоцентризм и стремление к домашней защите, 32% детей демонстрируют признаки тревожности. Во второй группе, агрессивность наблюдается у 52% респондентов, эгоцентризм также занимает высокую отметку – 87% учащихся, 60% стремятся к домашней защите, тревожность выявлена у 30% детей.
Исходя из вышеперечисленных процентных соотношений, мы можем сделать вывод, что когнитивная сфера учащихся со второй группы (которые уделяют минимум времени просмотру видео-контента) развита несколько лучше: более высокий процент детей имеют уровень запоминания выше среднего, ими качественнее усваивается текст со смысловой нагрузкой. Диагностика эмоциональной сферы показала, что учащиеся из первой группы более агрессивны и эгоцентричны.
Причинами таких различий является само содержание мультфильма. Далее приведен пример анализа, которому, по моему мнению, должен подвергаться весь видео-контент и соответственно наносится определенные ограничения просмотра детьми данного материала.
2.3. Психологический анализ современной мультипликации на примере мультсериала «Рик и Морти»
Вид информационного продукта на разных носителях – сеть интернет, телевидение.
Характеристики объекта: «Рик и Морти» (англ. Rick and Morty) — американский комедийный научно-фантастический анимационный сериал, созданный Джастином Ройландом и Дэном Хармоном и выпускаемый на телеканале Cartoon Network. Премьера сериала состоялась в декабре 2013 года; на 2017 год были выпущены три сезона сериала.
Сериал «Рик и Морти» посвящен приключениям безумного учёного Рика, циника и алкоголика, и его наивного и неуверенного в себе внука Морти; создатель сериала Ройланд озвучивает обоих. Сериал, выросший из хулиганской анимационной пародии на серию фильмов «Назад в будущее», получил чрезвычайно высокие отзывы критики, особо отмечавшей его оригинальность, креативность и чувство юмора
Язык оригинала – английский.
Переодичность показа - ежедневно по будням.
Тип и вид информационного продукта – мультипликационный сериал, рисованная анимация.
Жанр – чёрная комедия.
Телеканалы трансляции – 2х2.
Таблица 2.1.
Психологический анализ мультсериала «Рик и Морти»
№п/п |
Критерии |
|
Описание особенностей восприятия детьми определённой возрастной категории информации |
||
1 |
Когнитивная характеристика 1. Адекватность когнитивной (познавательной) сложности информационного продукта возрасту ребёнка: - до 6 лет – однозначность поведения и мотивации персонажей, соответствие мотивов, целей и средств их достижения, однозначно стабильная картина мира; - от 6 до 12 – Возможны отдельные конфликты и несоответствия мотивов и поведения, отдельные факты непредсказуемости, случайности; - 12-16 – Возможны многочисленные противоречия, неоднозначность мотивации героев, хаотичность поведения, возможны неоднократные проявления нестабильности, непредсказуемости, случайности в картине мира; 2. Скорость предъявления видео ряда - Медленная - Быстрая - Средняя - Меняющаяся - Постоянная 3. Скорость предъявления звукоряда - Медленная - Быстрая - Средняя 4. Характеристика музыкального сопровождения: - Дисгармоничное - Гармоничное - Минорное - Мажорное |
|
2 |
Эмоциональная характеристика восприятия: 1. Преобладающая эмоция - позитивная, - нейтральная - негативная Интенсивность эмоций, переживаемых персонажами - слабая - умеренная - сильная |
|
3 |
Наличие нравственной оценки автором происходящих событий, поведения персонажей. |
Нет |
4 |
Усвоение моральных норм, ценностей, этических представлений: 1. Является ли поведение героев асоциальным или антисоциальным? 2. Выходит ли победителем герой, выполняющий моральные нормы? 3. Выходит ли победителем герой, нарушающий моральные нормы? 4. Привлекателен ли герой, нарушающий моральные нормы для зрителя? 5. Есть ли выбор между альтернативными моральными нормами (если герой следует одной норме, то при этом нарушает другую норму)? 6. Одобряется ли поведение героя при нарушении им моральных норм? |
Да
Да
Да
Да
Да
Да |
Анализ содержания (контента) информационного продукта с точки зрения наличия вреда для здоровья и развития ребёнка |
||
5 |
Виды насилия: - физическое - психологическое - сексуальное |
Присутствуют все перечисленные виды |
6 |
Демонстрация, изображение, описание жестокости: · Демонстрация, изображение, описание пыток, истязаний, мучений человека · Демонстрация, изображение, описание способов нанесения увечий человеку · Демонстрация, изображение, описание способов лишения жизни человека · Демонстрация, изображение, описание действий, причиняющих физические или психические страдания человеку · Демонстрация, изображение, описание действий, причиняющих физические или психические страдания животному · Демонстрация, изображение, описание надругательства над телами умерших людей и местами их захоронения |
Присутствуют все перечисленные виды |
7 |
Демонстрация, изображение, описание насилия: - Лишение жизни человека - Лишение жизни животного - Умышленное причинение вреда здоровью человека - Оскорбление и унижение достоинства человека - Натуралистическое изображение трупов людей - Натуралистическое изображение трупов животных - Натуралистическое изображение кровопролития людей - Натуралистическое изображение кровопролития животных - Жестокое избиение человека - Жестокое избиение животных |
Присутствуют все перечисленные виды |
8 |
Степень воздействия насилия на ребёнка зависит от того, каковы последствия агрессивного поведения персонажей, вознаграждается оно или наказывается: 1. Демонстрируется ли агрессивное поведение на экране как адекватное, обоснованное? 2. Демонстрируется ли агрессивное поведение на экране как вознаграждаемое? 3. Обоснована ли агрессия необходимостью спасения жизни людей, защиты от агрессора? 4. Терпит ли агрессор поражение? 5. Несёт ли агрессор наказание за акт агрессии? 6. Совершается ли насилие положительным персонажем? 7. Носит ли изображение насилия выраженный натуралистический характер? |
Да
Нет
Да
Не всегда Не всегда Да Да |
9 |
Дискредитация социальных институтов семьи: 1. Отрицание института семьи, семейных ценностей 2. Отрицание значимости, дискредитация семьи 3. Принижение значимости семьи 4. Принижение значимости семьи, брака 5. Выраженное неуважение к родителям, старшим членам семьи, младшим членам семьи |
Присутствуют все перечисленные виды |
10 |
1. Суицидальное поведение (не путать с самопожертвованием!!!) 2. Членовредительство показано как социально одобряемое поведение 3. Искусственное прерывание беременности без медицинских показаний 4. Использование веществ, опасных для жизни (взрывчатых, ядовитых, радиоактивных) в целях нанесения вреда кому- либо 5. Поощряемое участие в азартных играх 6. Действия, поощряющие и/или призывающие детей к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья: · наркотические средства, · табачные изделия · алкогольная продукция (включая пиво) |
Да
Да
Нет
Да
Да Да
|
11 |
Информация, поощряющая и/или призывающая детей к антиобщественным и/или противоправным действиям: 1. Занятие проституцией 2. Бродяжничество 3. Попрошайничество 4. Совершение актов вандализма и надругательства над предметами религиозного культа 5. Совершение актов вандализма и надругательства над государственными символами. 6. Описание или демонстрация приготовления наркотических веществ 7. Совершение действий, грубо нарушающих права и законные интересы других лиц кража, грабёж, похищение детей, похищение взрослых людей, терроризм, экстремизм, любая незаконная дискриминация 8. Призыв к административно и уголовно наказуемым деяниям 9. Романтизация и/или героизация ценностей криминального мира |
Да Нет Нет Да
Да
Да
Да
Да
Нет |
12 |
Порнография: 1. Изображение или имитация действий сексуального характера по отношению к ребёнку либо персонажу, идентичному как несовершеннолетний ребёнок, когда ребёнок выступает объектом сексуального действия. 2. Изображение половых органов ребёнка либо персонажа, идентичного как несовершеннолетний ребёнок, как объектов сексуальных действий. 3. Изображение участия ребёнка в сексуальных действиях. |
Присутствуют все перечисленные виды |
Итак, в данном мультсериале присутствует информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью; информация, поощряющая или призывающая детей на антиобщественные и противоправные действия; информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; информация порнографического характера. Употребляется ненормативная лексика.
Некоторые кадры, доказывающие наличие сцен жестокости, насилия и т.д. в популярном среди детей мультфильме «Рик и Морти» вы можете увидеть в Приложении 2.
ВЫВОДЫ
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения.
Следует отметить, что если физиологический вред или пользу от просмотра мультфильмов можно определить общим для всех фильмов, мультфильмов, передач. С моральными же показателями вреда и пользы дело обстоит совершенно иначе. Именно для этого проводится психологический анализ данной продукции киноиндустрии. Также, к тому или иному возрастному этапу, конкретный фильм может иметь максимальный развивающий потенциал. Психологический анализ продуктов кинематографии позволяет решить эту задачу.
В качестве основных линий психологического анализа содержания художественного мультфильма следует учитывать следующие показатели:
1. Морально-нравственный аспект: соответствие требованиям закона ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», этическая определенность событий и персонажей, возможность сопереживания главным персонажам.
2. Когнитивный аспект: наличие внятной для ребёнка завязки, кульминации, соотношение количества сюжетных линий, временная и логическая последовательность событий общий тематический контекст, доступность понимания юмора.
3. Эмоциональный аспект: уровень сложности ключевых переживаний, степень их глубины, модальность общего эмоционального фона, модели поведения персонажей, узнаваемость персонажей, их психологический возраст, динамика внутренних изменений главного персонажа на протяжении, фильма содержание поступков персонажей, целенаправленность поведения, открытость мотивов их поступков, смыслов и ценностей, и пр.
Диагностика показала, что когнитивная сфера учащихся, которые уделяют минимум времени просмотру видео-контента, развита несколько лучше: более высокий процент детей имеют уровень запоминания выше среднего, ими качественнее усваивается текст со смысловой нагрузкой. Диагностика эмоциональной сферы показала, что учащиеся, которые много времени уделяют просмотру мультфильмов, более агрессивны и эгоцентричны.
Причинами таких различий является само содержание мультфильма. Поэтому весь видео-контент должен быть строго разделен возрастными показателями и должны строго соблюдаться возрастные ограничения.
Проанализировав содержание популярного на сегодняшний день среди детей мультсериала, можно сказать, что мультсериал «Рик и Морти» не рекомендован к просмотру лицам, не достигшим совершеннолетия, поскольку он несёт разрушительно влияние, как на психику, так и на не сформировавшуюся систему ценностей ребёнка. Сцены насилия, пропаганда алкоголя и наркотиков и т.д. не допустимы в информационных продуктах, предназначенных для детей и находящихся в свободном доступе. Нельзя допустить идентификации ребёнка с героями подобного рода мультфильмов, поскольку это сформирует у него искажённый образ идеального Я, что в свою очередь повлечёт за собой не правильный процесс социализации, дезадаптацию, агрессивное поведение и т.д.
Итак, цель, выявить и изучить особенности влияния современной мультипликации на когнитивную и эмоциональную сферу ребёнка, данной исследовательской работы была выполнена, что в свою очередь, не ставит точку в изучении этого направления, а наоборот, открывает дальнейшие перспективы работы над данной проблемой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие / В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2008. – 750с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 352с.
5. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 6 – с. 85-88.
6. Вильямс М., Телемания: болезнь или страсть. 2007. – 214с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя / Л.С Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224с.
9. Дикман, Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. / Х. Дикман; Пер. с англ. Г.Л. Дроздецкой; Под ред. В.В. Зеленского; Предисл. Б.Беттельхейм.– СПб.: Академический Проект, 2000. – 256с.
10. Лемиш Дафна. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. Пер. с англ. С. Д. Тереховой – М.: Поколение, 2007. – 304 с.
11. Нескрябина,О.Ф. Медиапсихология и медиаэтика: монография / О.Ф.Нескрябина. – Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России, 2008. – 180 с.
12. Мельник Г. С. Теленасилие как фактор влияния на агрессивное поведение //Альманах «Акценты. Новое в массовой коммуникации». Воронеж, 2009. № 7-8. С. 7-18.
13. Подольский, А. И. Подражание / А.И. Подольский // Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – с. 65
14. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психологическая экспертиза художественных произведений для детей //Вопросы психологии, 2012 г. №6. – с.18.
15. Теоретико-методологические ресурсы культурологической экспертизы - Культурологический журнал, 2012 № 3.УДК 008:001.89154. – с.34-38.
16. Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Сарычев С. В., Корнев А. В., Дымов Е. И. Технологии в изучении психологии. – М.: Педагогическое общество, 2003. – 256с.
17. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2007. – 384 с.
18. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей М, 1994 г. – 461с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1. Сколько времени вы проводите в интернете или за просмотром телевизора?
2. Какой вид деятельности в интернете вы предпочитаете:
a. просмотр фильмов/ мультфильмов/ сериалов/ видеороликов/ видеоклипов;
b. общение/ посещение социальных сетей;
c. самообразование/ чтение книг/ использование для обучения;
d. играть в онлайн игры.
3. Какой видео-контент вы просматриваете:
a. мультфильмы/ мультсериалы/ анимации;
b. фильмы;
c. вайны/ лайфхаки/ пранки/ блоги;
d. обучающие видео/ онлайн-курсы/ мастер-классы;
4. Какой ваш любимый мультфильм?
5. Придерживаетесь ли вы возрастных ограничений при просмотре мультфильмов?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Кадры из мультфильмов, которые по данным социологического опроса пользуются популярностью среди детей
1. «Фиксики».
2. «Смешарики».
3. «Губка Боб».
4. «Маша и Медведь».
5. «Рик и Морти».
6. «Гравити Фолз».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.