МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, но при этом меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в учебный процесс, наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
В государственном образовательном стандарте для предметов образовательной области «Музыка» приводятся рекомендации по использованию инновационных компьютерных технологий в образовательном процессе. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации образования, призванное изменить роли и функции участников образовательного процесса, а также повышать качество обучения.
Преимущество преподавания предметов художественно-эстетического цикла с использованием информационно-коммуникационных технологий в настоящее время уже стало очевидным и не требует доказательств. Одним из условий успешного обучения на уроках музыки в школе, несомненно, является качество используемых аудио - и видеоматериалов. С появлением ИКТ в образовании перед учителями музыки открылись новые возможности.
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Информатизация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях, в том числе и таких как «Музыка». В настоящее время современные мультимедийные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании предмета.
Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Предлагаемый вам сегодня материал нацелен на то, чтобы показать положительные стороны использования ИКТ непосредственно при изучении музыкального искусства.
Интересно ли детям на уроках? Почему встречаем безразличное отношение и отсутствие интереса у детей? Почему высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей? Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?
Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
ü Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
ü Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
ü Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио - и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т. д.) позволяет добиться желаемого результата.
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Использование ИКТ на уроках музыкального искусства позволяет мне:
По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;
ü Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
ü Активизировать творческий потенциал ребенка.
ü Воспитывать интерес к музыкальной культуре.
ü Формировать духовный мир ребенка.
Предварительно с ребятами я проводила анкетирование, целью которого было узнать отношение учащихся к урокам с применением мультимедийных технологий не только музыки, но и по другим предметам. Анализ результатов анкетирования учащихся, проведенного мною, показал, что в результате использования на уроках ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования.
При проведении уроков музыки в комплексе я использую ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;
Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии
4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных
понятий программы того или иного класса.
5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, викторины, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
8. Физкультминутки.
9. Виртуальные путешествия в мир музеев изобразительного искусства, мастерскую художника, в музей музыкальных инструментов. Осуществить такое путешествие возможно благодаря различным электронным пособиям, таким как, «Учимся понимать музыку», «Музей музыкальных инструментов», «Шедевры музыки» и др. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Так на уроках музыки дети, знакомясь с музыкальными тембрами, могут не только увидеть музыкальный инструмент, услышать его звучание, но и увидеть то, как на нём играет музыкант-исполнитель.
Использование мультимедийных технологий на разных этапах урока
Этап «объяснение». Цветные рисунки, фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.
Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.
Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т. д.)
Вспомогательный материал – сюда можно отнести обобщающие таблицы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока.
Этап «закрепление». Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из-за предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, мелодии, а также фотографии, видео – и анимационные фрагменты.
Вспомогательный материал – обобщающие таблицы и т. п. могут быть использованы и на этапе закрепления
Этап «контроль». Викторины, задания с выбором ответа, с использованием фото, видео и анимации, все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля.
Важным направлением в использовании ИКТ является интернет – обучение школьников. К сожалению, учебники по музыке у нас отсутствуют. Но необходимую информацию учащиеся могут найти в интернете.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.
Хочу более подробно остановиться на мультимедийных презентациях.
Мультимедиа презентации.
Одним из инструментов внедрения всех перечисленных цифровых средств является программа Power Point, которую я продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета.
При воспроизведении этой программы я использую компьютер и мультимедийный проектор.
При составлении презентаций я беру материалы CD и Интернет ресурсы, а также возможности компьютера, прикладных программ и приложений.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Это и:
ü музыкальные проигрыватели,
ü программы для пения караоке,
ü музыкальные конструкторы,
ü музыкальные энциклопедии,
При изучении любой темы презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ картинами, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя.
Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведению музыкально-сценического жанра. Например, при изучении тем: «Опера», «Балет», «Мюзикл».
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
Создавая мультимедиа презентации учителю необходимо помнить об требованиях, предъявляемых к презентации. Основные их них приведены ниже.
Требования к содержанию:
– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
Требования к визуальному и звуковому ряду:
– соответствие изображений содержанию;
– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов.
Требования к эффективности использования презентации:
– педагогическая целесообразность использования презентации;
– учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);
– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;
– творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.
Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе прежде всего музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.
В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.
При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах. Так, готовя урок по теме «Мюзикл», большой пласт информации нашла на сайте мюзикла «Кошки» (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии).
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале.
Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.
· 1.http://www.belcanto.ru/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- новости оперной жизни в России и за рубежом;
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;
- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;
- записи великих классических произведений в формате mp3;
- каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
· 2. http://www.classic-music.ru/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;
- крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3.
- все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;
- словарь музыкальных терминов и инструментов;
- ссылки на сайты о классической музыке.
· 3. http://www.fedorov.ws/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;
- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;
-каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
· 4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views
Фото известных композиторов, портеры композиторов.
· 5. http://www.maam.ru/
Вашему вниманию предлагаются:
- музыкальные ребусы для детей;
- материалы для педагогов начальных классов. Все для обучения детей школьного возраста.
· 6. http://www.ermolov.ru/
Официальный сайт композитора Александра Ермолова.
Вашему вниманию предлагаются:
- музыка;
- минусовки;
- тексты песен;
- ноты.
· 7. http://mults.info/mults/
Сайт мультфильмов.
Большой выбор различных русских мультфильмов и на разные темы.
· 8. http://pedsovet.su/load/244
Педсовет.ру
Сайт физкультминуток на разные темы и для разных уроков.
· 9. http://easyen.ru/load/muzyka/31
Современный учительский портал
Все для начальной школы, а так же по урокам различным и музыка в частности, презентации к темам и конспекты.
· 10. http://galusikn.ucoz.net/load/video/prezentacii/38-3-2
Музыка звучит.
Вашему вниманию предлагаются:
- презентации;
- конспекты уроков;
- видео к урокам;
- истории музыкальных шедевров;
- оперы, балеты, мюзиклы;
- фильмы о композиторах;
- классика в мультфильмах;
- история песен;
- музыкальные инструменты ит.д.
· 11. http://festival.1september.ru/music/page-4
Сайт преподавание музыки.
Вашему вниманию предлагаются:
- преподавание урока музыки;
- различные разработки уроков и внеурочной деятельности в презентациях.
· 12. http://www.muz-urok.ru/velik_muz_velik_gorod.htm
Сайт Детям о музыке.
Вашему вниманию предлагаются:
- видео-уроки музыки;
- видео-рассказы для уроков;
- музыка в мультфильмах;
- музыканты шутят;
- игры на уроках музыки;
- фильмы о композиторах;
- музыка на других уроках;
- интересные уроки.
· 13. http://svlkmuusika.blogspot.ca/
Сайт Мир музыки.
Песенки с видеоматериалом и плюс и минус, и слова.
Собственный опыт:
Сейчас я хочу рассказать и показать как я сама, все, о чем рассказала, использую на своих уроках музыки.
Работать я начала сразу по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Я все искала в Интернете, по тем сайтам, которые вам перечислила.
Используя возможности программы Power Point, мной были разработаны презентации ко всем классам и по всем темам уроков.
Детям сразу это понравилось, не просто я рассказывала про композитора, а еще и фрагмент фильма из его жизни показывала, не просто говорила о мюзикле или балете, а видео представила в хорошем качестве, не просто читала физкультминутку, а дети ее делали сами под видеоматериал и т.д.
Сразу скажу, что созданные мною данные уроки требуют от учителя умения пользоваться компьютерной техникой, скачивания определенного материала и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Физкультминутка.
Викторина «Угадай мелодию»
Результативность использования ИКТ
В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока
Таким образом, применение ИКТ делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным.
Заключение
Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.
В своей работе попыталась обобщить опыт педагогической деятельности по данной тематике и попыталась доказать необходимость применения ИКТ в музыкальном образовании учащихся общеобразовательных школ.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки
- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;
- повысить качество обучения предмету;
- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
- выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений музыкального искусства и, самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий.
А интерес является прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса к урокам развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.
При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…
Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус школьника в коллективе.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Следовательно, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе; продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Мультимедийные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература и Интернет – источники
1. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия
«Модернизация общего образования». - СПб., 2004
2. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования //
Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От
компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А.
Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996
3. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение,
1963
4. Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд.центр
«Академия», 2003
6. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового
инструментария // Искусство в школе. – 2005
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под
ред. Е.С. Полат. - М., 2000
7. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
8. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=1326&showentry=12022
9. http://knowledge.allbest.ru/programming/d-2c0a65625a2ac78b5d43a89521316c27.html
10. http://festival.1september.ru/articles/310931/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.