«Центр детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики
Протокол № педагогического совета от « » 20 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУДО ЦДТ Н.В. Алексеева приказ № от 20 г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Глиняная фантазия»
(Обучение лепке из глины, гончарному мастерству.)
Направленность: художественная
Отдел ЦДТ – Декоративно-прикладной
1
Глина. Керамика. Гончарное дело.
Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный чело- веком. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах, и это не считая до- мов из обожженных кирпичей. Из глины делают не только стены, но и полы с крышами.
Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит бе- лая глина. Первые фигурки из глины появились в древние времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появились и глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину. Об- жиг – является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый
фазовый состав, и все важнейшие свойства керамики. Керамика – материал из неоргани- ческих неметаллических материалов (глины) и их смесей с минеральными добавками, об- разуемый под воздействием высокой температуры (обжиг). Керамические материалы обычно непрозрачны, но в последнее время создана керамика специальной структуры, об- ладающая высокой прозрачностью. Различными видами керамики являются: терракота,
майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Изделия из керамики находят самое широкое применение в быту, несут в себе утилитарные и декоративные функции. Керамика обла- дает безграничными пластическими, конструктивно – пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Одно из са- мых веселых и увлекательных хобби, с возможностью заняться керамикой недалеко от дома является гончарное дело. Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело – одно из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нем самом, оно может также помочь в общении с другими людьми. Проявить себя в творчестве, показать свою индивидуальность через собственные работы, а также порадовать близких и знакомых подарком ручной работы.
Направленность программы. Настоящая программа направлена на эмо- циональное и эстетическое развитие ребѐнка, на развитие творческой деятельности в об- ласти народного и декоративно прикладного искусства (художественная обработка кера- мика – лепка, роспись, декорирование глиняных изделий).
Актуальность программы. Актуальность данной программы состоит в об- ращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, тра- дициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отноше- ние к труду и творчеству других людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нем дети развивают мелкую моторику руки, творческое вооб- ражение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.
Назначение. Программа «Глиняная фантазия» посвящена сохранению и разви- тию искусства глиняных народных промыслов. Еѐ назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творче- ству, дать определѐнные навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетиче- скую ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их интересной работой.
Особенности программы. Знакомство и приобщение школьников разных возрастов к народному творчеству имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. В конечном счете, за- нятия в творческом объединении ''Глиняная фантазия'' способствуют формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности и трудолюбия учащихся. Одной из задач кружка является передача ребятам профессиональных навыков, выработанных не одним поколением российских гончаров, обучение основным приѐмам лепки и росписи, т.е. заключается в преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций.
В процессе обучения в кружке учащиеся проходят начальный курс скульптуры. Знакомятся как с круглой скульптурой, так и с различными формами рельефа. Учатся ра- ботать как в объѐме, так и на плоскости. Осваивают гончарный промысел.
Программа составлена на основе «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» , а также разработок из ''Книга для учителей. Из опыта работы'' Н. М. Конышевой, ''Лепка в начальных классах'', ''Послушная глина'' Г. Я. Федотова, ''Ручная лепка'' Хоакима Чаварра и др.
Программа носит вариативный характер и может изменяться, дополняться в зависимости от новых требований, социального заказа, от материально-технической базы, от уровня подготовки детей, а также в связи с местными условиями работы.
§ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
§ Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р
§ Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и ор- ганизации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
§ СанПиН 2.4.4.3172-14
§ Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
§ Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Поря- док организации и осуществления образовательной деятельности по дополни- тельным общеобразовательным программам)
§ Устав МБОУДО «Центр детского творчества» г. Чебоксары
Формирование творчески мыслящей личности, обогащѐнной знанием народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, знанием основ скульптуры и умением реализовать на практике свои художественные идеи.
· Обучить детей основным приѐмам и навыкам работы с глиной;
· Познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России;
· Познакомить детей с различными материалами для лепки (глина, шамот, фарфор и т.д.), и техникой работы с ними;
· Развивать наблюдательность; научить замечать красоту ;
· Научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять про- порции изображаемого объекта;
· Научить при росписи работать со всей палитрой красок, знать основы цветовидения;
· Научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;
· Воспитывать аккуратность и самостоятельность;
· Приобщение детей к искусству, в том числе и к народному;
· Развить интерес к самостоятельной деятельности;
· Стимулировать творческую активность каждого ребѐнка, развить индивидуальные задатки и способности;
· Развить мелкую моторику рук и пространственное воображение учащихся.
· Создать условия для самореализации детей.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 18 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Календарный учебный график на учебный год утверждается ежегодно приказом директо- ра МБОУ ДО «Центр Детского Творчества» г.Чебоксары, календарный учебный график вноситься в рабочую программу творческого объединения.
Группы первого года обучения состоят из 10-15 человек и посещают занятия два раза в неделю. Продолжительность занятий 2 часа. Программа для 1-го года обучения рассчитана на 144 учебных часов в год.
Группы второго года обучения состоят из 10-12 человек и посещение ими занятий два раза в неделю по 3 часа. Программа рассчитана на 216 учебных часов в год.
Кроме учебных часов программой предусматриваются часы для работы над выста- вочными композициями и творческими проектами, а так же часы, отведѐнные на воспита- тельную работу.
Данная программа предполагает обучение на ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ УРОВНЕ. После окончания обучения учащиеся имеют возможность продолжить обучение по про- грамме спецкурса, рассчитанного на 3-х летнее обучение.
Количество часов в год, а так же продолжительность занятий и их количество в не- делю могут варьироваться в зависимости от базы проведения занятий и других местных условий.
Программа реализуется по следующим направлениям:
· Знакомство с материалом – глиной. Еѐ свойствами и технологией обработки, с ус- ловиями хранения и приготовления.
· Изучение и овладение методикой изготовления художественных изделий из глины.
· Изучение и применение на практике основ цветоведения.
· Овладение азами изограмотности (композиция, пропорции, перспектива) и скульп- туры.
· Знакомство с гончарным ремеслом и обучением ему.
· Знакомство с историей искусств России и мировой художественной культурой.
· Ознакомление с различными народными промыслами России, выполняемыми из глины, изучение истории их возникновения, отличительных особенностей, как в лепке, так и в росписи, умение применять полученные знания на практике.
· Практические занятия по изготовлению различных изделий из глины, а также ра- бота за гончарным кругом.
Программа первого и второго годов обучения в основном рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, прежде всего, характеризуется тем, что дети не научились работать в коллективе, внимательно и усидчиво слушать и полностью вос- принимать учебный материал, а так же тем, что недостаточно развита моторика рук и умение выражать свои творческие способности. Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время получали необходимый объѐм знаний, умений и навыков, чередуются практические и теоретические виды занятий, делаются физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания.
Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, экскурсий, конкурсов.
Практические занятия проводятся в форме коллективной, групповой, парной, индивиду- альной в зависимости от вида деятельности и поставленных задач.
Успешное выполнение программы в значительной мере зависит от полноценного материально-технического обеспечения.
Оно предполагает наличие светлого и просторного кабинета на 10-15 рабочих мест, подсобного помещения для хранения глины и размещения лакировочного стола, а так же соответствующего оборудования, включающего в себя следующее:
· Две муфельных печи: одну большего и одну меньшего размера рабочей камеры;
· ѐмкости для хранения и обработки глины (вѐдра, бачки, кастрюли);
· шкафы-стелажи для сушки и хранения готовых работ;
· место для хранения необходимых отделочных материалов и инструментов;
· витрины для выставки образцов сувениров-игрушек, выставочных композиций;
· шкаф для наглядных пособий, книг, таблиц и другой методической литературы;
· лакировочный стол;
1. пластические материалы: глина нескольких видов,шликер.
2. краски: гуашь, акриловые, колер, водоэмульсионная;
3. бумага: ватман, альбомная, обои, декоративная, картон, калька;
4. графические материалы: карандаши, фломастеры;
5. инструменты: стеки, ножи, скалки, пластмассовые кольца-формы, чесноко- давка, чайное ситечко, расчѐска, рельефные пуговицы, зубочистки . леска губка;
6. другие материалы: клей ПВА, лак, разбавитель для лака, гипсовые и пласти- ковые формы, канцелярский нож, линейка, булавки, кисти, проволока, золо- тая фольга, кафельная плитка, кусочки цветного стекла, баночки для воды, тряпочки, и др.;
7. оборудование: гончарный круг, муфельная печь;
При работе с глиной важно, чтобы умывальник находился в рабочем кабинете не далеко от рабочих мест учащихся.
Год обучения |
Знания |
Умения и навыки |
Формы контроля результатов |
Первый год обу- чения |
Учащиеся знают: · правила Т.Б. при работе с ин- струментами для лепки; · виды пластических материа- лов, используемых на практи- ческих занятиях, их происхо- ждение и свойства; · основные и дополнительные цвета, тѐплые и холодные цве- та, правила смешения красок; · азы композиции: понятия симметрия и асимметрия, ди- намика и статика, пропорция; · правила работы за станком |
Учащиеся умеют: · правильно организовывать своѐ рабочее место; · приготовить для работы глину и сохранить еѐ; · работать за гончарным станком создавая простые формы; · лепить и расписывать по образцу простые игрушки; · Воплощать в материале объекты своего воображе- ния (лепка на свободную тему и по представлению) и расписывать |
Проведение различных кон- курсов в нутрии объединения; Промежуточных просмотров; |
Второй год обу- чения |
· формы скульптуры – барель- еф и горельеф; · элементарные правила ком- позиции в скульптуре; · основы цветоведения, поня- тия «контраст», «нюанс», «гармония цвета»; · виды и особенности народ- ных промыслов; · Простые приѐмы гончарной лепки простых сосудов |
· лепить по образцу рельеф- ные и объѐмные сувениры; · правильно передавать об- щую форму и основные пропорции сосуда на гон- чарном станке; · расписывать, гармонично подбирая цвета. · применять приѐмы ручной лепки сосудов; |
Проведение различных кон- курсов в нутрии объединения; Промежуточных просмотров; Участие в от- чѐтных выстав- ках ЦДТ; |
Способы оценки качества реализации программы. Основным показателем уровня качества знаний и умений учащихся является итоговая выставка детских работ, организуемая в конце учебного года.
После завершения каждого блока тем педагогом проводятся мини-выставки для просмот- ра и анализа всех выполненных работ. Учащимся даѐтся возможность сравнить, самостоя- тельно оценить свою работу, еѐ результат, видеть достоинства и недостатки.
В учебном процессе оправдан опыт участия ребят в конкурсах различного вида, что явля- ется не только хорошим стимулом для учащихся, но и позволяет объективно оценивать итоги усвоения программы.
В целях наиболее успешного усвоения материала и стимулирования творческих способ- ностей учащихся, ребятам предлагается самим определить темы, разработать и предста- вить рефераты и практические работы, как формы проектной и учебно-исследовательской деятельности, на различных конференциях по декоративно-прикладному творчеству.
На основании письма Минобразования России от 21.05.2001г. №511/13-13 выдаются сви- детельства учащимся объединения о получении специальности «Изготовитель художест- венных изделий» (керамика, народная игрушка) с указанием проведѐнных часов (576 ча- сов) по специализации.
Основными формами аттестации учащихся являются участие их работ в мини-выставках и конкурсах в рамках объединения, в ежегодной отчѐтной выставке ЦДТ, а так же в конфе- ренциях, конкурсах, выставках различного уровня.
Аттестация проходит два раза в год приурочена к окончаниям полугодий: первое полуго- дие – ноябрь-декабрь; второе – апрель, май.
Аттестация проводится в виде самостоятельной работы, во время которой оценивается уровень усвоения материала и умение применить полученные знания на практике, так же в форме доклада или рассказа о выполняемой работе, еѐ особенностях и исторических корнях (для народных промыслов).
Выполненные работы оцениваются по трѐм критериям :
- «отлично» - работа выполнена аккуратно по всем правилам, слеплена и расписана с творческим подходом и фантазией;
- «удовлетворительно» - работа выполнена с техническими неточностями и без фанта- зии, не достаточно аккуратно слеплена и расписана;
- «неудовлетворительно» - при выполнении допущены грубые технические ошибки, ра- бота вылеплена и расписана не аккуратно и небрежно.
На 2 года обучения
№ |
тема |
1 г./ об. |
2 г./ об. |
||||
Вс. |
Т. |
П. |
Вс. |
Т. |
П. |
||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж Т.Б |
2 |
2 |
- |
3 |
3 |
- |
2 |
Лепка из пласта |
32 |
16 |
16 |
6 |
2 |
4 |
3 |
Роспись изделия из пласта |
12 |
3 |
9 |
6 |
2 |
4 |
4 |
Лепка сосуда из жгута |
14 |
7 |
7 |
36 |
12 |
24 |
5 |
Роспись сосуда из жгута |
12 |
4 |
8 |
21 |
5 |
16 |
6 |
Лепка из цельного куска глины |
16 |
8 |
8 |
12 |
3 |
9 |
7 |
Роспись лепки из цельного куска глины |
16 |
8 |
8 |
6 |
1 |
5 |
8 |
Знакомство с гончарным кру- гом. ,Практичесое занятие |
18 |
1 |
17 |
30 |
1 |
29 |
9 |
Роспись гончарного изделия |
18 |
2 |
16 |
15 |
2 |
13 |
10 |
Работа за гончарным кругом (солонка) |
|
|
|
30 |
10 |
20 |
11 |
Роспись гончарной солонки |
|
|
|
21 |
6 |
15 |
12 |
Новогодний сувенир |
|
|
|
9 |
2 |
7 |
13 |
Роспись новогоднего сувенира |
|
|
|
9 |
3 |
6 |
14 |
Лепка с образца |
|
|
|
6 |
2 |
4 |
15 |
Лепка мелкой пластики |
|
|
|
|
|
|
16 |
Работа за гончарным кругом |
|
|
|
|
|
|
17 |
Заключительное занятие |
2 |
2 |
- |
3 |
3 |
- |
18 |
Промежуточная аттестация |
2 |
- |
- |
3 |
- |
- |
|
Всего часов |
144 |
|
№ |
ТЕМА |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. |
2 |
2 |
- |
2 |
Лепка из пласта |
32 |
16 |
16 |
3 |
Роспись лепки из пласта |
12 |
3 |
9 |
4 |
Лепка из жгута |
14 |
7 |
7 |
5 |
Роспись лепки из жгута |
12 |
4 |
8 |
6 |
Лепка из цельного куска глины |
16 |
8 |
8 |
7 |
Роспись лепки из куска |
16 |
8 |
8 |
8 |
Знакомство с гончарным кругом, практи- ческое занятие |
18 |
1 |
17 |
9 |
Роспись гончарного изделия |
18 |
2 |
16 |
10 |
Заключительное занятие |
2 |
2 |
- |
11 |
Промежуточная аттестация |
2 |
- |
- |
|
Всего часов: |
144 |
52 |
92 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА № 1. Вводное занятие / 2 часа./
Знакомство с детьми, проведение анкетирования. Ознакомле- ние учащихся объединения с их правами и обязанностями, с планом работы объеди- нения на учебный год, а также с режимом работы объединения. Знакомство с необходи- мыми для работы материалами и оборудованием. Инструктаж по технике безопасности труда и по противопожарной безопасности, а также изучение путей эвакуации в чрезвы- чайных случаях.
Беседа на тему: Значение глины в современной жизни. Виды глины. Глина и что из неѐ делают.
ТЕМА № 2. Лепка из пласта. / 32 часа. /
Беседа по темам: Как приготовить глину для работы и сохранить еѐ рабочие качества. Передача различной фактуры на глине. Трансформация объѐмного мо- дуля в плоскую форму: шар – ''блинчик''; ''капелька'' — плоская ''капелька''. Сочетание мо- дулей, как разного размера, так и разной формы.
ТЕМА № 3. Роспись сувенира из пласта. / 12 часов./
Беседа на тему: ''Связь цвета и формы''.
Знакомство с азами цветоведения: основные, составные цвета; цвета спектра , теплохо- лодность. Знакомство с основным материалом, используемым в росписи – гуашь. Осо-
бенности материала, его приготовление для росписи, хранение. Роспись готовых изделий с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию.
ТЕМА № 4. Лепка сосуда из жгута. / 14 часов./
Беседа на тему: чувство обьема и влияния пропорций на характер и предназначение будущего сосуда.
ТЕМА № 5. Роспись авторского сосуда из жгута. / 12 часов./
Беседа на тему: правильное по компазиции расположение орнамента. Научить их гармонично подбирать цвета для росписи, правильно передавать цвет отдель- ных элементов росписи, а также его оттенки, композиционно правильно располагать от- дельные элементы росписи, выдерживая при этом пропорции каждого элемента, а также не допускать «наползания» одного элемента на другой..
ТЕМА № 6. Лепка из куска глины . / 16 часов./
Беседа на тему: Как правильно определять пропорции отдельных элементов, соотношение их друг с другом, а также правильно переносить эти соотноше- ния в свою работу. Особенности пропорций животных
ТЕМА № 7. Роспись лепки из куска. / 16 часов./
Беседа на тему: Особенности окраски животных и основные приемы росписи при передаче фактуры.
ТЕМА № 8. Знакомство с гончарным кругом,практическое занятие. / 18 часов./ Данная тема предназначена познакомить ребят с работой за гончар-
ным кругом, научить основным технологическим приемам гончарного мастерства .
ТЕМА № 9. Роспись гончарного изделия. /18 часов./
Как и предыдущая тема направлена на развитие творческих способ- ностей и фантазии. Беседа о связи формы и цвета, о красящих материалах и применении их в декоративно-прикладном искусстве, при отделке или росписи керамики.
ТЕМА № 10. Заключительное занятие. / 2 часа./
Подведение итогов года. Определение лучших работ, награждение наиболее актив- ных учащихся объединения почѐтными грамотами и подарками. Посещение отчѐтной вы- ставки Центра Детского Творчества.
№ |
ТЕМА |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. |
3 |
3 |
- |
2 |
Лепка колокольчика на гончарном круге |
6 |
2 |
4 |
3 |
Роспись колокольчика |
6 |
2 |
4 |
4 |
Лепка свистульки |
36 |
12 |
24 |
5 |
Роспись свистульки |
21 |
5 |
16 |
6 |
Лепка подсвечника |
12 |
3 |
9 |
7 |
Роспись подсвечника |
6 |
1 |
5 |
8 |
Лепка на свободную тему |
30 |
1 |
29 |
9 |
Роспись лепки на свободную тему |
15 |
2 |
13 |
10 |
Лепка чувашского оберега |
30 |
10 |
20 |
11 |
Роспись чувашского оберега |
21 |
6 |
15 |
12 |
Панно натюрморт |
9 |
2 |
7 |
13 |
Лепка копилки |
9 |
3 |
6 |
14 |
Роспись копилки |
6 |
2 |
4 |
15 |
Заключительное занятие |
3 |
3 |
- |
16 |
Промежуточная аттестация |
3 |
- |
- |
|
Всего часов: |
216 |
57 |
159 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА № 1. Вводное занятие. / 3 часа./
Уточнение анкетных данных учащихся объединения. Отчѐт о резуль- татах работы объединения в прошлом учебном году. Ознакомление учащихся с планом и программой работы на второй год обучения, необходимыми материалами, с возможным изменением расписания работы объединения, с требованиями к посещающим объедине- ние. Инструктаж по противопожарной безопасности и по технике безопасности труда.
ТЕМА № 2. Лепка колокольчика на гончарном круге. / 6 часов./
Повторение тем пройденных в прошлом учебном году: Как пригото- вить глину для работы и сохранить еѐ рабочие качества. Симметрия и асимметрия. Соче- тание одного модуля разной величины. Трансформация одного модуля в другой: шар – овал; шар – ''капелька''; ''капелька'' — ''запятая''; шар – ''колбаска''; ''колбаска'' — ''пирожок''. Трансформация объѐмного модуля в плоскую форму: шар – ''блинчик''; ''капелька'' — плоская ''капелька''. Сочетание модулей, как разного размера, так и разной формы. Определение и сохранение пропорций между составляющими игрушку деталями. (Выполняются игрушки более сложной формы и с большим количеством деталей, чем на первом году обучения).
ТЕМА № 3. Роспись гончарного колокольчика. / 6 часов./
Повторение тем пройденных в прошлом учебном году: ''Связь цвета и формы''. Повторение основ цветоведения: основные, составные цвета; цвета спектра, те- плохолодность. Знакомство с понятиями: цветовой тон, насыщенность и светлота. Зна- комство с пространственными свойствами цвета. Повторение особенностей приготовле- ния и хранения основного материала используемого в росписи глиняных игрушек — гуаши. Знакомство с новым материалом для росписи темперой. Особенности материала, его приготовление для росписи, хранение и приѐмы росписи. Роспись готовых игрушек с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию.
ТЕМА № 4. Лепка свистульки. / 36 часов./
Беседа на тему: происхождение свистульки ее значение,основные особенности при изготовлении.
ТЕМА № 5. Роспись свистульки. / 21 час./
Беседа на тему: ''Значение цвета в восприятии окружающих нас ве- щей. Открытые и пастельные тона. Гармония цвета и формы''. Роспись готовых работ с использованием наглядных пособий и образцов, а также эскизов выполненных самими учащимися.
ТЕМА № 6. Лепка подсвечника. / 12 часов./
Лепка по образцам методического фонда Закрепление умений пра- вильно определять пропорции отдельных элементов, соотношение их друг с другом, а также правильно переносить эти соотношения в свою работу.
ТЕМА № 7. Роспись подсвечника / 6 часов./
Данная тема предназначена продолжать развивать навыки в работе с основными материалами по росписи. Роспись подсвечника разработанного учащимися узорами и мативами . Развивает пространственно-образное мышление.
ТЕМА № 8. Лепка на свободную тему. / 30 часов./
Данная тема призвана развивать творческую фантазию ребят. Обучить их умению, передавать свои мысли в материале. Беседа о современной скульптуре. В кон- це каждого занятия подведение итогов с оцениванием выполненных работ: что уда¬лось, а что нет; какие были допущены ошибки и какие удачные решения были найдены
ТЕМА № 9. Роспись лепки на свободную тему. /15 часов./
Как и предыдущая тема направлена на развитие творческих способ- ностей и фантазии. Беседа о связи формы и цвета, о красящих материалах и применении их в декоративно-прикладном искусстве, при отделке или росписи керамики, а также в малой настольной скульптуре. Роспись готовых работ слепленных на свободную тему.
ТЕМА № 10. Лепка чувашского оберега /30 часов./
Беседа на тему: история возникновения чувашского народа ,символика чуваш и ее значе- ние.
ТЕМА № 11. Роспись чувашского оберега. / 21 час. /
Беседа на тему: симетрия чувашского орнамента,основные цвета ор- намента в чувашской вышивки.
ТЕМА № 12. Лепка панно натюрморт. / 9 час./
Беседа на тему: правила компазиционного располажения предметов при составлении натюрморта и их пропорционального соотношения.
ТЕМА№13. Лепка копилки/ 9 часов./
Данная тема призвана развивать творческую фантазию ребят. Обучить их умению, пере- давать свои мысли в материале. Беседа о современной скульптуре. В конце каждого заня- тия подведение итогов с оцениванием выполненных работ: что удалось, а что нет; какие были допущены ошибки и какие удачные решения были найдены
ТЕМА № 14. Роспись копилки. / 6 часов. / Продолжение беседы на тему: ''Значение
цвета в восприятии окружающих нас вещей. Гармония цвета и формы''. Приѐмы отделки изделий различными видами глазури. Приѐмы имитации глазури цветными лаками, а так- же способы приготовления цветных лаков. Роспись готовых работ красками или цвет- ными ангобами, или покрытие их глазурью, или выполнение имитации глазури цветными лаками.
ТЕМА № 15. Заключительное занятие. / 3 часа./
Подведение итогов года. Определение лучших работ, награждение наиболее активных учащихся объединения почѐтными грамотами и подарками. Посеще- ние отчѐтной выставки Центра Детского Творчества. Обсуждение достигнутых результа- тов.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа реализуется по следующим принципам: целесообразность подбора заданий, тем в зависимости от педагогических задач и возможностей учащихся; постепенное ус- ложнение заданий от простого к сложному. Одновременно учитываются индивидуальные особенности детей, подбор учебного материала проводится в соответствии с возможно- стями и уровнем подготовки воспитанников. При реализации программы используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), а так же и их сочета- ния. Так каждое занятие перед практической работой сопровождается беседой, цель кото- рой не только разъяснение задания, но и вовлечение ребят в диалог, в соучастие происхо- дящих событий, в налаживание психологического контакта, а также создание непринуж- дѐнной творческой атмосферы. Кроме этого часто используется рассказ, который сопро- вождает как новые темы, так и демонстрации различных образцов, репродукций, схем и т.д. Основная часть времени отведѐнного на темы – это практическая работа. Практиче- ские занятия проводятся в форме лепки, росписи, работы с гипсовыми формами, занятий за гончарным кругом, экскурсий, конкурсов. В течении всего учебного года ребята посте- пенно по ходу занятий осваивают приѐмы лепки и приемы гончарного мастерства, изуча- ют основные свойства глины. Все сведения учащиеся получают непосредственно в про- цессе практической работы над изделием, на каждом занятии эти знания пополняются и совершенствуются.
Одним из важных моментов обучения является работа по образцу. В работе, как над лепкой, так и над росписью сначала ребятам предлагается повторить формы или росписи несложных образцов. Что позволяет обучать их наиболее простым и эффективным приѐ- мам лепки или росписи. Ведь зачастую сама форма изделия или несложная как в компози- ционном, так и в цветовом решении роспись ставит их в тупик, независимо от возраста. Приобретѐнный ими в предыдущее время опыт рисования на плоскости подводит даже самых аккуратных и внимательных детей.
Список использованной литературы.
Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. – М., 2000. Образовательные программы дополнительного образования детей (выпуск 1 и 2). Ред. Клѐнова Н.В. - М., 2006
Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. - М., 1990. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М., 1991.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М., 1985. Лихолат К.В. В творческой мастерской П.К.Ваулина – М., 2013. Альбом. Чувашское народное искусство. – Ч.,1981
Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. – Ч., 1960 Рубцова Е.С. Фантазии из глины. – М., 2007
Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987
Баранов С.И. Русский изразец. Записки музейного хранителя – М., 2011. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами.- М.: Мысль. 1994
Джеки Эткин Керамика для начинающих. Создание декорирование и обжиг изделий из глины – М. 2005
Каталог. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Рус- ского музея. Составитель – Григорьева Н.С. – Л. Отделение «Искуство»-1987.
Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
Долорос Рос. Керамика: техника, приемы, изделия – М., 2003
Морган Стейси Научитесь лепить подарки. – Мн., 2003.
Ритч Гейл Научитесь лепить миниатюрные деревушки. – Мн., 2002.
Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. автора. – М.: Дет. лит., 1986. Александр Поверин Гонарное дело. Энциклопедия.- М.,2007.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
· Особенности программы.
· Цель программы
· Возраст учащихся и сроки реализации программы
· Режим занятий в объединении
· Психологическая поддержка программы
· Условия реализации программы.
· Способы оценки качества реализации программы
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ(по годам обучения)
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.