Программа "Гончарная мастерская"
Оценка 4.8

Программа "Гончарная мастерская"

Оценка 4.8
docx
27.10.2023
Программа "Гончарная мастерская"
гончарная мастерская.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики

 

 

 

 

Протокол            педагогического совета от

«      »                  20     г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДО ЦДТ

                            Н.В. Алексеева приказ                от                     20     г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)   программа

творческого объединения

«Глиняная фантазия»

(Обучение лепке из глины, гончарному мастерству.)

Направленность: художественная

Для детей от 6 до 18 лет Срок реализации 2 года (лет)

Отдел ЦДТ – Декоративно-прикладной

 

 

 

 

 

 

 

г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

 

1


ВВЕДЕНИЕ

 

Глина. Керамика. Гончарное дело.

Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный чело- веком. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах, и это не считая до- мов из обожженных кирпичей. Из глины делают не только стены, но и полы с крышами.

Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит бе- лая глина. Первые фигурки из глины появились в древние времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появились и глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину. Об- жиг – является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый

фазовый состав, и все важнейшие свойства керамики. Керамика – материал из неоргани- ческих неметаллических материалов (глины) и их смесей с минеральными добавками, об- разуемый под воздействием высокой температуры (обжиг). Керамические материалы обычно непрозрачны, но в последнее время создана керамика специальной структуры, об- ладающая высокой прозрачностью. Различными видами керамики являются: терракота,

майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Изделия из керамики находят самое широкое применение в быту, несут в себе утилитарные и декоративные функции. Керамика обла- дает безграничными пластическими, конструктивно – пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Одно из са- мых веселых и увлекательных хобби, с возможностью заняться керамикой недалеко от дома является гончарное дело. Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело – одно из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нем самом, оно может также помочь в общении с другими людьми. Проявить себя в творчестве, показать свою индивидуальность через собственные работы, а также порадовать близких и знакомых подарком ручной работы.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность программы. Настоящая программа направлена на эмо- циональное и эстетическое развитие ребѐнка, на развитие творческой деятельности в об- ласти народного и декоративно прикладного искусства (художественная обработка кера- мика – лепка, роспись, декорирование глиняных изделий).

 

Актуальность программы. Актуальность данной программы состоит в об- ращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, тра- дициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отноше- ние к труду и творчеству других людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нем дети развивают мелкую моторику руки, творческое вооб- ражение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.

 

Назначение. Программа «Глиняная фантазия» посвящена сохранению и разви- тию искусства глиняных народных промыслов. Еѐ назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творче- ству, дать определѐнные навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетиче- скую ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их интересной работой.

 

Особенности программы. Знакомство и приобщение школьников разных возрастов к народному творчеству имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. В конечном счете, за- нятия в творческом объединении ''Глиняная фантазия'' способствуют формированию и развитию творческих способностей,   самостоятельности и трудолюбия учащихся. Одной из задач кружка является передача ребятам профессиональных навыков, выработанных не одним поколением российских гончаров, обучение основным приѐмам лепки и росписи, т.е. заключается в преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций.

В процессе обучения в кружке учащиеся проходят начальный курс скульптуры. Знакомятся как с круглой скульптурой, так и с различными формами рельефа. Учатся ра- ботать как в объѐме, так и на плоскости. Осваивают гончарный промысел.

Программа составлена на основе «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»   , а также разработок из ''Книга для учителей. Из опыта работы'' Н. М. Конышевой, ''Лепка в начальных классах'', ''Послушная глина'' Г. Я. Федотова, ''Ручная лепка'' Хоакима Чаварра и др.

Программа носит вариативный характер и может изменяться, дополняться в зависимости от новых требований, социального заказа, от материально-технической базы, от уровня подготовки детей, а также в связи с местными условиями работы.

 

Нормативно-правовая база программы

§  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ

§  Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 1726-р


§  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и ор- ганизации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

§  СанПиН 2.4.4.3172-14

§  Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 41

§  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Поря- док организации и осуществления образовательной деятельности по дополни- тельным общеобразовательным программам)

§  Устав МБОУДО «Центр детского творчества» г. Чебоксары

 

Цель программы.

Формирование творчески мыслящей личности, обогащѐнной знанием народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, знанием основ скульптуры и умением реализовать на практике свои художественные идеи.

 

Задачи:

·                     Обучить детей основным приѐмам и навыкам работы с глиной;

·                     Познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России;

·                     Познакомить детей с различными материалами для лепки (глина, шамот, фарфор и т.д.), и техникой работы с ними;

·                     Развивать наблюдательность; научить замечать красоту ;

·                     Научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять про- порции изображаемого объекта;

·                     Научить при росписи работать со всей палитрой красок, знать основы цветовидения;

·                     Научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;

·                     Воспитывать аккуратность и самостоятельность;

·                     Приобщение детей к искусству, в том числе и к народному;

·                     Развить интерес к самостоятельной деятельности;

·                     Стимулировать творческую активность каждого ребѐнка, развить индивидуальные задатки и способности;

·                     Развить мелкую моторику рук и пространственное воображение учащихся.

·                     Создать условия для самореализации детей.

 

Возраст учащихся и сроки реализации программы.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

 

Календарный учебный график.

Календарный учебный график на учебный год утверждается ежегодно приказом директо- ра МБОУ ДО «Центр Детского Творчества» г.Чебоксары, календарный учебный график вноситься в рабочую программу творческого объединения.

 

Режим занятий в объединении:

Группы первого года обучения состоят из 10-15 человек и посещают занятия два раза в неделю. Продолжительность занятий 2 часа. Программа для 1-го года обучения рассчитана на 144 учебных часов в год.

Группы второго года обучения состоят из 10-12 человек и посещение ими занятий два раза в неделю по 3 часа. Программа рассчитана на 216 учебных часов в год.


Кроме учебных часов программой предусматриваются часы для работы над выста- вочными композициями и творческими проектами, а так же часы, отведѐнные на воспита- тельную работу.

Данная программа предполагает обучение на ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ УРОВНЕ. После окончания обучения учащиеся имеют возможность продолжить обучение по про- грамме спецкурса, рассчитанного на 3-х летнее обучение.

Количество часов в год, а так же продолжительность занятий и их количество в не- делю могут варьироваться в зависимости от базы проведения занятий и других местных условий.

 

Направления программы.

Программа реализуется по следующим направлениям:

·         Знакомство с материалом глиной. Еѐ свойствами и технологией обработки, с ус- ловиями хранения и приготовления.

·         Изучение и овладение методикой изготовления художественных изделий из глины.

·         Изучение и применение на практике основ цветоведения.

·         Овладение азами изограмотности (композиция, пропорции, перспектива) и скульп- туры.

·         Знакомство с гончарным ремеслом и обучением ему.

·         Знакомство с историей искусств России и мировой художественной культурой.

·         Ознакомление с различными народными промыслами России, выполняемыми из глины, изучение истории их возникновения, отличительных особенностей, как в лепке, так и в росписи, умение применять полученные знания на практике.

·         Практические занятия по изготовлению различных изделий из глины, а также ра- бота за гончарным кругом.

 

Психологическая поддержка программы.

Программа первого и второго годов обучения в основном рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, прежде всего, характеризуется тем, что дети не научились работать в коллективе, внимательно и усидчиво слушать и полностью вос- принимать учебный материал, а так же тем, что недостаточно развита моторика рук и умение выражать свои творческие способности. Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время получали необходимый объѐм знаний, умений и навыков, чередуются практические и теоретические виды занятий, делаются физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания.

 

Пути реализации и формы организации педагогического процесса.

Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, экскурсий, конкурсов.

Практические занятия проводятся в форме коллективной, групповой, парной, индивиду- альной в зависимости от вида деятельности и поставленных задач.

 

Условия реализации программы.

Успешное выполнение программы в значительной мере зависит от полноценного материально-технического обеспечения.

Оно предполагает наличие светлого и просторного кабинета на 10-15 рабочих мест, подсобного помещения для хранения глины и размещения лакировочного стола, а так же соответствующего оборудования, включающего в себя следующее:

·         Две муфельных печи: одну большего и одну меньшего размера рабочей камеры;

·         ѐмкости для хранения и обработки глины (вѐдра, бачки, кастрюли);

·         шкафы-стелажи для сушки и хранения готовых работ;


·         место для хранения необходимых отделочных материалов и инструментов;

·         витрины для выставки образцов сувениров-игрушек, выставочных композиций;

·         шкаф для наглядных пособий, книг, таблиц и другой методической литературы;

·         лакировочный стол;

 

Для выполнения практических заданий программы необходимы следующие инст- рументы и материалы:

1.      пластические материалы: глина нескольких видов,шликер.

2.      краски: гуашь, акриловые, колер, водоэмульсионная;

3.      бумага: ватман, альбомная, обои, декоративная, картон, калька;

4.      графические материалы: карандаши, фломастеры;

5.      инструменты: стеки, ножи, скалки, пластмассовые кольца-формы, чесноко- давка, чайное ситечко, расчѐска, рельефные пуговицы, зубочистки . леска губка;

6.      другие материалы: клей ПВА, лак, разбавитель для лака, гипсовые и пласти- ковые формы, канцелярский нож, линейка, булавки, кисти, проволока, золо- тая фольга, кафельная плитка, кусочки цветного стекла, баночки для воды, тряпочки, и др.;

7.      оборудование: гончарный круг, муфельная печь;

 

При работе с глиной важно, чтобы умывальник находился в рабочем кабинете не далеко от рабочих мест учащихся.


Прогнозируемые результаты реализации программы.

 

Год обучения

 

Знания

 

Умения и навыки

Формы

контроля результатов

Первый год     обу- чения

Учащиеся знают:

·   правила Т.Б. при работе с ин- струментами для лепки;

·   виды пластических материа- лов, используемых на практи- ческих занятиях, их происхо- ждение и свойства;

·   основные и дополнительные цвета, тѐплые и холодные цве- та, правила смешения красок;

·   азы композиции: понятия симметрия и асимметрия, ди- намика и статика, пропорция;

·   правила работы за станком

Учащиеся умеют:

·   правильно организовывать своѐ рабочее место;

·   приготовить    для    работы глину и сохранить еѐ;

·   работать за гончарным станком создавая простые формы;

·   лепить и расписывать по образцу простые игрушки;

·   Воплощать в материале объекты своего воображе- ния (лепка на свободную тему и по представлению) и

расписывать

Проведение различных кон- курсов в нутрии объединения; Промежуточных просмотров;

Второй год     обу- чения

·         формы скульптуры барель- еф и горельеф;

·         элементарные правила ком- позиции в скульптуре;

·         основы цветоведения, поня- тия «контраст», «нюанс»,

«гармония цвета»;

·         виды и особенности народ- ных промыслов;

·         Простые приѐмы гончарной лепки простых сосудов

·         лепить по образцу рельеф- ные и объѐмные сувениры;

·         правильно передавать об- щую форму и основные пропорции сосуда на гон- чарном станке;

·         расписывать,   гармонично подбирая цвета.

·         применять приѐмы ручной лепки сосудов;

Проведение различных кон- курсов в нутрии объединения; Промежуточных просмотров; Участие   в    от- чѐтных выстав- ках ЦДТ;

 

Способы оценки качества реализации программы. Основным показателем уровня качества знаний и умений учащихся является итоговая выставка детских работ, организуемая в конце учебного года.

После завершения каждого блока тем педагогом проводятся мини-выставки для просмот- ра и анализа всех выполненных работ. Учащимся даѐтся возможность сравнить, самостоя- тельно оценить свою работу, еѐ результат, видеть достоинства и недостатки.

В учебном процессе оправдан опыт участия ребят в конкурсах различного вида, что явля- ется не только хорошим стимулом для учащихся, но и позволяет объективно оценивать итоги усвоения программы.

В целях наиболее успешного усвоения материала и стимулирования творческих способ- ностей учащихся, ребятам предлагается самим определить темы, разработать и предста- вить рефераты и практические работы, как формы проектной и учебно-исследовательской деятельности, на различных конференциях по декоративно-прикладному творчеству.

На основании письма Минобразования России от 21.05.2001г. №511/13-13 выдаются сви- детельства учащимся объединения о получении специальности «Изготовитель художест- венных изделий» (керамика, народная игрушка) с указанием проведѐнных часов (576 ча- сов) по специализации.


Формы и сроки аттестации обучающихся.

Основными формами аттестации учащихся являются участие их работ в мини-выставках и конкурсах в рамках объединения, в ежегодной отчѐтной выставке ЦДТ, а так же в конфе- ренциях, конкурсах, выставках различного уровня.

Аттестация проходит два раза в год приурочена к окончаниям полугодий: первое полуго- дие – ноябрь-декабрь; второе – апрель, май.

 

Оценка и контроль результатов усвоения программы.

Аттестация проводится в виде самостоятельной работы, во время которой оценивается уровень усвоения материала и умение применить полученные знания на практике, так же в форме доклада или рассказа о выполняемой работе, еѐ особенностях и исторических корнях (для народных промыслов).

Выполненные работы оцениваются по трѐм критериям :

-    «отлично» - работа выполнена аккуратно по всем правилам, слеплена и расписана с творческим подходом и фантазией;

-    «удовлетворительно» - работа выполнена с техническими неточностями и без фанта- зии, не достаточно аккуратно слеплена и расписана;

-   «неудовлетворительно» - при выполнении допущены грубые технические ошибки, ра- бота вылеплена и расписана не аккуратно и небрежно.

 

2.      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На 2 года обучения

тема

1 г./ об.

2 г./ об.

Вс.

Т.

П.

Вс.

Т.

П.

 

1

Вводное занятие. Инструктаж Т.Б

 

2

 

2

 

-

 

3

 

3

 

-

2

Лепка из пласта

 

32

 

16

 

16

 

6

 

2

 

4

3

Роспись изделия из пласта

 

12

 

3

 

9

 

6

 

2

 

4

4

Лепка сосуда из жгута

 

14

 

7

 

7

 

36

 

12

 

24

5

Роспись сосуда из жгута

 

12

 

4

 

8

 

21

 

5

 

16

6

Лепка из цельного куска глины

16

8

8

12

3

9

7

Роспись     лепки из цельного куска глины

 

16

 

8

 

8

 

6

 

1

 

5

8

Знакомство с гончарным кру- гом. ,Практичесое занятие

 

18

 

1

 

17

 

30

 

1

 

29

9

Роспись гончарного изделия

 

18

 

2

 

16

 

15

 

2

 

13

10

Работа за гончарным кругом (солонка)

 

 

 

 

30

 

10

 

20

11

Роспись гончарной солонки

 

 

 

 

21

 

6

 

15

12

Новогодний сувенир

 

 

 

9

2

7

13

Роспись новогоднего сувенира

 

 

 

 

9

 

3

 

6

14

Лепка с образца

 

 

 

 

6

 

2

 

4

15

Лепка мелкой пластики

 

 

 

 

 

 

16

Работа за гончарным кругом

 

 

 

 

 

 


17

Заключительное занятие

 

2

 

2

 

-

 

3

 

3

 

-

18

Промежуточная аттестация

 

2

 

-

 

-

 

3

 

-

 

-

 

Всего часов

144

 

 

3.                                                                                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для 1-го года обучения

 

 

ТЕМА

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

2

2

-

2

Лепка из пласта

32

16

16

3

Роспись лепки из пласта

12

3

9

4

Лепка из жгута

14

7

7

5

Роспись лепки из жгута

12

4

8

6

Лепка из цельного куска глины

16

8

8

7

Роспись лепки из куска

16

8

8

8

Знакомство с гончарным кругом, практи-

ческое занятие

18

1

17

9

Роспись гончарного изделия

18

2

16

10

Заключительное занятие

2

2

-

11

Промежуточная аттестация

2

-

-

 

Всего часов:

144

52

92

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для 1 – го года обучения

 

ТЕМА 1.              Вводное занятие / 2 часа./

Знакомство с детьми, проведение анкетирования. Ознакомле- ние учащихся объединения с их правами и обязанностями, с планом работы объеди- нения на учебный год, а также с режимом работы объединения. Знакомство с необходи- мыми для работы материалами и оборудованием. Инструктаж по технике безопасности труда и по противопожарной безопасности, а также изучение путей эвакуации в чрезвы- чайных случаях.

Беседа на тему:    Значение глины в современной жизни. Виды глины. Глина и что из неѐ делают.

 

ТЕМА 2.                 Лепка из пласта. / 32 часа. /

Беседа по темам: Как приготовить глину для работы и сохранить еѐ рабочие качества. Передача различной фактуры на глине. Трансформация объѐмного мо- дуля в плоскую форму: шар – ''блинчик''; ''капелька'' — плоская ''капелька''. Сочетание мо- дулей, как разного размера, так и разной формы.

 

ТЕМА 3.                Роспись сувенира из пласта. / 12 часов./

Беседа на тему: ''Связь цвета и формы''.

Знакомство с азами цветоведения: основные, составные цвета; цвета спектра , теплохо- лодность. Знакомство с основным материалом, используемым в росписи гуашь. Осо-


бенности материала, его приготовление для росписи, хранение. Роспись готовых изделий с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию.

ТЕМА 4.               Лепка сосуда из жгута. / 14 часов./

Беседа на тему: чувство обьема и влияния пропорций на характер и предназначение будущего сосуда.

 

ТЕМА 5.               Роспись авторского сосуда из жгута. / 12 часов./

Беседа на тему: правильное по компазиции расположение орнамента. Научить их гармонично подбирать цвета для росписи, правильно передавать цвет отдель- ных элементов росписи, а также его оттенки, композиционно правильно располагать от- дельные элементы росписи, выдерживая при этом пропорции каждого элемента, а также не допускать «наползания» одного элемента на другой..

 

ТЕМА 6.               Лепка из куска глины . / 16 часов./

Беседа на тему: Как правильно определять пропорции отдельных элементов, соотношение их друг с другом, а также правильно переносить эти соотноше- ния в свою работу. Особенности пропорций животных

 

ТЕМА 7.               Роспись лепки из куска. / 16 часов./

Беседа на тему: Особенности окраски животных и основные приемы росписи при передаче фактуры.

 

ТЕМА 8.               Знакомство с гончарным кругом,практическое занятие. / 18 часов./ Данная тема предназначена познакомить ребят с работой за гончар-

ным кругом, научить основным технологическим приемам гончарного мастерства .

 

ТЕМА 9.               Роспись гончарного изделия. /18 часов./

Как и предыдущая тема направлена на развитие творческих способ- ностей и фантазии. Беседа о связи формы и цвета, о красящих материалах и применении их в декоративно-прикладном искусстве, при отделке или росписи керамики.

 

ТЕМА 10.              Заключительное занятие. / 2 часа./

Подведение итогов года. Определение лучших работ, награждение наиболее актив- ных учащихся объединения почѐтными грамотами и подарками. Посещение отчѐтной вы- ставки Центра Детского Творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для 2-го года обучения

 

 

ТЕМА

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

3

3

-

2

Лепка колокольчика на гончарном круге

6

2

4

3

Роспись колокольчика

6

2

4

4

Лепка свистульки

36

12

24

5

Роспись свистульки

21

5

16

6

Лепка подсвечника

12

3

9

7

Роспись подсвечника

6

1

5

8

Лепка на свободную тему

30

1

29

9

Роспись лепки на свободную тему

15

2

13

10

Лепка чувашского оберега

30

10

20

11

Роспись чувашского оберега

21

6

15


12

Панно натюрморт

9

2

7

13

Лепка копилки

9

3

6

14

Роспись копилки

6

2

4

15

Заключительное занятие

3

3

-

16

Промежуточная аттестация

3

-

-

 

Всего часов:

216

57

159

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для 2 го года обучения.

 

ТЕМА 1.                 Вводное занятие. / 3 часа./

Уточнение анкетных данных учащихся объединения. Отчѐт о резуль- татах работы объединения в прошлом учебном году. Ознакомление учащихся с планом и программой работы на второй год обучения, необходимыми материалами, с возможным изменением расписания работы объединения, с требованиями к посещающим объедине- ние. Инструктаж по противопожарной безопасности и по технике безопасности труда.

 

ТЕМА 2.                 Лепка колокольчика на гончарном круге. / 6 часов./

Повторение тем пройденных в прошлом учебном году: Как пригото- вить глину для работы и сохранить еѐ рабочие качества. Симметрия и асимметрия. Соче- тание одного модуля разной величины. Трансформация одного модуля в другой: шар – овал; шар ''капелька''; ''капелька'' ''запятая''; шар ''колбаска''; ''колбаска'' ''пирожок''. Трансформация объѐмного модуля в плоскую форму: шар ''блинчик''; ''капелька'' — плоская ''капелька''. Сочетание модулей, как разного размера, так и разной формы. Определение и сохранение пропорций между составляющими игрушку деталями. (Выполняются игрушки более сложной формы и с большим количеством деталей, чем на первом году обучения).

ТЕМА 3.                 Роспись гончарного колокольчика. / 6 часов./

Повторение тем пройденных в прошлом учебном году: ''Связь цвета и формы''. Повторение основ цветоведения: основные, составные цвета; цвета спектра, те- плохолодность. Знакомство с понятиями: цветовой тон, насыщенность и светлота. Зна- комство с пространственными свойствами цвета. Повторение особенностей приготовле- ния и хранения основного материала используемого в росписи глиняных игрушек гуаши. Знакомство с новым материалом для росписи темперой. Особенности материала, его приготовление для росписи, хранение и приѐмы росписи. Роспись готовых игрушек с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию.

 

ТЕМА 4.                Лепка свистульки. / 36 часов./

Беседа на тему: происхождение свистульки ее значение,основные особенности при изготовлении.

ТЕМА 5.               Роспись свистульки. / 21 час./

Беседа на тему: ''Значение цвета в восприятии окружающих нас ве- щей. Открытые и пастельные тона. Гармония цвета и формы''. Роспись готовых работ с использованием наглядных пособий и образцов, а также эскизов выполненных самими учащимися.

 

ТЕМА 6.                 Лепка подсвечника. / 12 часов./


Лепка по образцам методического фонда Закрепление умений пра- вильно определять пропорции отдельных элементов, соотношение их друг с другом, а также правильно переносить эти соотношения в свою работу.

ТЕМА 7.               Роспись подсвечника / 6 часов./

Данная тема предназначена продолжать развивать навыки в работе с основными материалами по росписи. Роспись подсвечника разработанного учащимися узорами и мативами . Развивает пространственно-образное мышление.

ТЕМА 8.              Лепка на свободную тему. / 30 часов./

Данная тема призвана развивать творческую фантазию ребят. Обучить их умению, передавать свои мысли в материале. Беседа о современной скульптуре. В кон- це каждого занятия подведение итогов с оцениванием выполненных работ: что уда¬лось, а что нет; какие были допущены ошибки и какие удачные решения были найдены

ТЕМА 9.                Роспись лепки на свободную тему. /15 часов./

Как и предыдущая тема направлена на развитие творческих способ- ностей и фантазии. Беседа о связи формы и цвета, о красящих материалах и применении их в декоративно-прикладном искусстве, при отделке или росписи керамики, а также в малой настольной скульптуре. Роспись готовых работ слепленных на свободную тему.

 

ТЕМА 10.               Лепка чувашского оберега /30 часов./

Беседа на тему: история возникновения чувашского народа ,символика чуваш и ее значе- ние.

 

ТЕМА 11.               Роспись чувашского оберега. / 21 час. /

Беседа на тему: симетрия чувашского орнамента,основные цвета ор- намента в чувашской вышивки.

ТЕМА 12.              Лепка панно натюрморт. / 9 час./

Беседа на тему: правила компазиционного располажения предметов при составлении натюрморта и их пропорционального соотношения.

ТЕМА№13.                 Лепка копилки/ 9 часов./

Данная тема призвана развивать творческую фантазию ребят. Обучить их умению, пере- давать свои мысли в материале. Беседа о современной скульптуре. В конце каждого заня- тия подведение итогов с оцениванием выполненных работ: что удалось, а что нет; какие были допущены ошибки и какие удачные решения были найдены

ТЕМА 14.                    Роспись копилки. / 6 часов. / Продолжение беседы на тему: ''Значение

цвета в восприятии окружающих нас вещей. Гармония цвета и формы''. Приѐмы отделки изделий различными видами глазури. Приѐмы имитации глазури цветными лаками, а так- же способы приготовления цветных лаков. Роспись готовых работ красками или цвет- ными ангобами, или покрытие их глазурью, или выполнение имитации глазури цветными лаками.

 

ТЕМА 15.              Заключительное занятие. / 3 часа./

Подведение итогов года. Определение лучших работ, награждение наиболее активных учащихся объединения почѐтными грамотами и подарками. Посеще- ние отчѐтной выставки Центра Детского Творчества. Обсуждение достигнутых результа- тов.


4.          МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

Программа реализуется по следующим принципам: целесообразность подбора заданий, тем в зависимости от педагогических задач и возможностей учащихся; постепенное ус- ложнение заданий от простого к сложному. Одновременно учитываются индивидуальные особенности детей, подбор учебного материала проводится в соответствии с возможно- стями и уровнем подготовки воспитанников. При реализации программы используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), а так же и их сочета- ния. Так каждое занятие перед практической работой сопровождается беседой, цель кото- рой не только разъяснение задания, но и вовлечение ребят в диалог, в соучастие происхо- дящих событий, в налаживание психологического контакта, а также создание непринуж- дѐнной творческой атмосферы. Кроме этого часто используется рассказ, который сопро- вождает как новые темы, так и демонстрации различных образцов, репродукций, схем и т.д. Основная часть времени отведѐнного на темы – это практическая работа. Практиче- ские занятия проводятся в форме лепки, росписи, работы с гипсовыми формами, занятий за гончарным кругом, экскурсий, конкурсов. В течении всего учебного года ребята посте- пенно по ходу занятий осваивают приѐмы лепки и приемы гончарного мастерства, изуча- ют основные свойства глины. Все сведения учащиеся получают непосредственно в про- цессе практической работы над изделием, на каждом занятии эти знания пополняются и совершенствуются.

Одним из важных моментов обучения является работа по образцу. В работе, как над лепкой, так и над росписью сначала ребятам предлагается повторить формы или росписи несложных образцов. Что позволяет обучать их наиболее простым и эффективным приѐ- мам лепки или росписи. Ведь зачастую сама форма изделия или несложная как в компози- ционном, так и в цветовом решении роспись ставит их в тупик, независимо от возраста. Приобретѐнный ими в предыдущее время опыт рисования на плоскости подводит даже самых аккуратных и внимательных детей.


1.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Список использованной литературы.

Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. М., 2000. Образовательные программы дополнительного образования детей (выпуск 1 и 2).    Ред. Клѐнова Н.В. - М., 2006

Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. - М., 1990. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М., 1991.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., 1985. Лихолат К.В. В творческой мастерской П.К.Ваулина – М., 2013. Альбом. Чувашское народное искусство. Ч.,1981

Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. – Ч., 1960 Рубцова Е.С. Фантазии из глины. М., 2007

Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987

Баранов С.И. Русский изразец. Записки музейного хранителя – М., 2011. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами.- М.: Мысль. 1994

Джеки Эткин Керамика для начинающих. Создание декорирование и обжиг изделий из глины М. 2005

Каталог. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Рус- ского музея. Составитель – Григорьева Н.С. – Л. Отделение «Искуство»-1987.

Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

Долорос Рос. Керамика: техника, приемы, изделия М., 2003

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся.

Морган Стейси Научитесь лепить подарки. Мн., 2003.

Ритч Гейл Научитесь лепить миниатюрные деревушки. Мн., 2002.

Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. автора. – М.: Дет. лит., 1986. Александр Поверин Гонарное дело. Энциклопедия.- М.,2007.


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

·         Актуальность программы.

·         Особенности программы.

·         Нормативно-правовая база.

·         Цель программы

·         Задачи

·         Возраст учащихся и сроки реализации программы

·         Календарный учебный график

·         Режим занятий в объединении

·         Направления программы

·         Психологическая поддержка программы

·         Пути реализации и формы организации педагогического процесса.

·         Условия реализации программы.

·         Прогнозируемые результаты реализации программы

·         Способы оценки качества реализации программы

2.   УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ(по годам обучения)

4.   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

5.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» города

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» города

ВВЕДЕНИЕ Глина. Керамика

ВВЕДЕНИЕ Глина. Керамика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и ор- ганизации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей §

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и ор- ганизации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей §

Кроме учебных часов программой предусматриваются часы для работы над выста- вочными композициями и творческими проектами, а так же часы, отведѐнные на воспита- тельную работу

Кроме учебных часов программой предусматриваются часы для работы над выста- вочными композициями и творческими проектами, а так же часы, отведѐнные на воспита- тельную работу

Для выполнения практических заданий программы необходимы следующие инст- рументы и материалы: 1

Для выполнения практических заданий программы необходимы следующие инст- рументы и материалы: 1

Прогнозируемые результаты реализации программы

Прогнозируемые результаты реализации программы

Формы и сроки аттестации обучающихся

Формы и сроки аттестации обучающихся

Заключительное занятие 2 2 - 3 3 - 18

Заключительное занятие 2 2 - 3 3 - 18

Роспись готовых изделий с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию

Роспись готовых изделий с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию

Панно натюрморт 9 2 7 13

Панно натюрморт 9 2 7 13

Лепка по образцам методического фонда

Лепка по образцам методического фонда

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Список использованной литературы

СОДЕРЖАНИЕ: 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ: 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023