Программа "Гончарная мастерская"

  • docx
  • 27.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала гончарная мастерская.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Чебоксары Чувашской Республики

 

 

 

 

Протокол            педагогического совета от

«      »                  20     г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДО ЦДТ

                            Н.В. Алексеева приказ                от                     20     г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)   программа

творческого объединения

«Глиняная фантазия»

(Обучение лепке из глины, гончарному мастерству.)

Направленность: художественная

Для детей от 6 до 18 лет Срок реализации 2 года (лет)

Отдел ЦДТ – Декоративно-прикладной

 

 

 

 

 

 

 

г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

 

1


ВВЕДЕНИЕ

 

Глина. Керамика. Гончарное дело.

Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный чело- веком. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах, и это не считая до- мов из обожженных кирпичей. Из глины делают не только стены, но и полы с крышами.

Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит бе- лая глина. Первые фигурки из глины появились в древние времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появились и глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину. Об- жиг – является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый

фазовый состав, и все важнейшие свойства керамики. Керамика – материал из неоргани- ческих неметаллических материалов (глины) и их смесей с минеральными добавками, об- разуемый под воздействием высокой температуры (обжиг). Керамические материалы обычно непрозрачны, но в последнее время создана керамика специальной структуры, об- ладающая высокой прозрачностью. Различными видами керамики являются: терракота,

майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Изделия из керамики находят самое широкое применение в быту, несут в себе утилитарные и декоративные функции. Керамика обла- дает безграничными пластическими, конструктивно – пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Одно из са- мых веселых и увлекательных хобби, с возможностью заняться керамикой недалеко от дома является гончарное дело. Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело – одно из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нем самом, оно может также помочь в общении с другими людьми. Проявить себя в творчестве, показать свою индивидуальность через собственные работы, а также порадовать близких и знакомых подарком ручной работы.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность программы. Настоящая программа направлена на эмо- циональное и эстетическое развитие ребѐнка, на развитие творческой деятельности в об- ласти народного и декоративно прикладного искусства (художественная обработка кера- мика – лепка, роспись, декорирование глиняных изделий).

 

Актуальность программы. Актуальность данной программы состоит в об- ращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, тра- дициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отноше- ние к труду и творчеству других людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нем дети развивают мелкую моторику руки, творческое вооб- ражение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.

 

Назначение. Программа «Глиняная фантазия» посвящена сохранению и разви- тию искусства глиняных народных промыслов. Еѐ назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творче- ству, дать определѐнные навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетиче- скую ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их интересной работой.

 

Особенности программы. Знакомство и приобщение школьников разных возрастов к народному творчеству имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. В конечном счете, за- нятия в творческом объединении ''Глиняная фантазия'' способствуют формированию и развитию творческих способностей,   самостоятельности и трудолюбия учащихся. Одной из задач кружка является передача ребятам профессиональных навыков, выработанных не одним поколением российских гончаров, обучение основным приѐмам лепки и росписи, т.е. заключается в преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций.

В процессе обучения в кружке учащиеся проходят начальный курс скульптуры. Знакомятся как с круглой скульптурой, так и с различными формами рельефа. Учатся ра- ботать как в объѐме, так и на плоскости. Осваивают гончарный промысел.

Программа составлена на основе «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»   , а также разработок из ''Книга для учителей. Из опыта работы'' Н. М. Конышевой, ''Лепка в начальных классах'', ''Послушная глина'' Г. Я. Федотова, ''Ручная лепка'' Хоакима Чаварра и др.

Программа носит вариативный характер и может изменяться, дополняться в зависимости от новых требований, социального заказа, от материально-технической базы, от уровня подготовки детей, а также в связи с местными условиями работы.

 

Нормативно-правовая база программы

§  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ

§  Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 1726-р


§  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и ор- ганизации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

§  СанПиН 2.4.4.3172-14

§  Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 41

§  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Поря- док организации и осуществления образовательной деятельности по дополни- тельным общеобразовательным программам)

§  Устав МБОУДО «Центр детского творчества» г. Чебоксары

 

Цель программы.

Формирование творчески мыслящей личности, обогащѐнной знанием народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, знанием основ скульптуры и умением реализовать на практике свои художественные идеи.

 

Задачи:

·                     Обучить детей основным приѐмам и навыкам работы с глиной;

·                     Познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России;

·                     Познакомить детей с различными материалами для лепки (глина, шамот, фарфор и т.д.), и техникой работы с ними;

·                     Развивать наблюдательность; научить замечать красоту ;

·                     Научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять про- порции изображаемого объекта;

·                     Научить при росписи работать со всей палитрой красок, знать основы цветовидения;

·                     Научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;

·                     Воспитывать аккуратность и самостоятельность;

·                     Приобщение детей к искусству, в том числе и к народному;

·                     Развить интерес к самостоятельной деятельности;

·                     Стимулировать творческую активность каждого ребѐнка, развить индивидуальные задатки и способности;

·                     Развить мелкую моторику рук и пространственное воображение учащихся.

·                     Создать условия для самореализации детей.

 

Возраст учащихся и сроки реализации программы.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

 

Календарный учебный график.

Календарный учебный график на учебный год утверждается ежегодно приказом директо- ра МБОУ ДО «Центр Детского Творчества» г.Чебоксары, календарный учебный график вноситься в рабочую программу творческого объединения.

 

Режим занятий в объединении:

Группы первого года обучения состоят из 10-15 человек и посещают занятия два раза в неделю. Продолжительность занятий 2 часа. Программа для 1-го года обучения рассчитана на 144 учебных часов в год.

Группы второго года обучения состоят из 10-12 человек и посещение ими занятий два раза в неделю по 3 часа. Программа рассчитана на 216 учебных часов в год.


Кроме учебных часов программой предусматриваются часы для работы над выста- вочными композициями и творческими проектами, а так же часы, отведѐнные на воспита- тельную работу.

Данная программа предполагает обучение на ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ УРОВНЕ. После окончания обучения учащиеся имеют возможность продолжить обучение по про- грамме спецкурса, рассчитанного на 3-х летнее обучение.

Количество часов в год, а так же продолжительность занятий и их количество в не- делю могут варьироваться в зависимости от базы проведения занятий и других местных условий.

 

Направления программы.

Программа реализуется по следующим направлениям:

·         Знакомство с материалом глиной. Еѐ свойствами и технологией обработки, с ус- ловиями хранения и приготовления.

·         Изучение и овладение методикой изготовления художественных изделий из глины.

·         Изучение и применение на практике основ цветоведения.

·         Овладение азами изограмотности (композиция, пропорции, перспектива) и скульп- туры.

·         Знакомство с гончарным ремеслом и обучением ему.

·         Знакомство с историей искусств России и мировой художественной культурой.

·         Ознакомление с различными народными промыслами России, выполняемыми из глины, изучение истории их возникновения, отличительных особенностей, как в лепке, так и в росписи, умение применять полученные знания на практике.

·         Практические занятия по изготовлению различных изделий из глины, а также ра- бота за гончарным кругом.

 

Психологическая поддержка программы.

Программа первого и второго годов обучения в основном рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, прежде всего, характеризуется тем, что дети не научились работать в коллективе, внимательно и усидчиво слушать и полностью вос- принимать учебный материал, а так же тем, что недостаточно развита моторика рук и умение выражать свои творческие способности. Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время получали необходимый объѐм знаний, умений и навыков, чередуются практические и теоретические виды занятий, делаются физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания.

 

Пути реализации и формы организации педагогического процесса.

Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, экскурсий, конкурсов.

Практические занятия проводятся в форме коллективной, групповой, парной, индивиду- альной в зависимости от вида деятельности и поставленных задач.

 

Условия реализации программы.

Успешное выполнение программы в значительной мере зависит от полноценного материально-технического обеспечения.

Оно предполагает наличие светлого и просторного кабинета на 10-15 рабочих мест, подсобного помещения для хранения глины и размещения лакировочного стола, а так же соответствующего оборудования, включающего в себя следующее:

·         Две муфельных печи: одну большего и одну меньшего размера рабочей камеры;

·         ѐмкости для хранения и обработки глины (вѐдра, бачки, кастрюли);

·         шкафы-стелажи для сушки и хранения готовых работ;


·         место для хранения необходимых отделочных материалов и инструментов;

·         витрины для выставки образцов сувениров-игрушек, выставочных композиций;

·         шкаф для наглядных пособий, книг, таблиц и другой методической литературы;

·         лакировочный стол;

 

Для выполнения практических заданий программы необходимы следующие инст- рументы и материалы:

1.      пластические материалы: глина нескольких видов,шликер.

2.      краски: гуашь, акриловые, колер, водоэмульсионная;

3.      бумага: ватман, альбомная, обои, декоративная, картон, калька;

4.      графические материалы: карандаши, фломастеры;

5.      инструменты: стеки, ножи, скалки, пластмассовые кольца-формы, чесноко- давка, чайное ситечко, расчѐска, рельефные пуговицы, зубочистки . леска губка;

6.      другие материалы: клей ПВА, лак, разбавитель для лака, гипсовые и пласти- ковые формы, канцелярский нож, линейка, булавки, кисти, проволока, золо- тая фольга, кафельная плитка, кусочки цветного стекла, баночки для воды, тряпочки, и др.;

7.      оборудование: гончарный круг, муфельная печь;

 

При работе с глиной важно, чтобы умывальник находился в рабочем кабинете не далеко от рабочих мест учащихся.


Прогнозируемые результаты реализации программы.

 

Год обучения

 

Знания

 

Умения и навыки

Формы

контроля результатов

Первый год     обу- чения

Учащиеся знают:

·   правила Т.Б. при работе с ин- струментами для лепки;

·   виды пластических материа- лов, используемых на практи- ческих занятиях, их происхо- ждение и свойства;

·   основные и дополнительные цвета, тѐплые и холодные цве- та, правила смешения красок;

·   азы композиции: понятия симметрия и асимметрия, ди- намика и статика, пропорция;

·   правила работы за станком

Учащиеся умеют:

·   правильно организовывать своѐ рабочее место;

·   приготовить    для    работы глину и сохранить еѐ;

·   работать за гончарным станком создавая простые формы;

·   лепить и расписывать по образцу простые игрушки;

·   Воплощать в материале объекты своего воображе- ния (лепка на свободную тему и по представлению) и

расписывать

Проведение различных кон- курсов в нутрии объединения; Промежуточных просмотров;

Второй год     обу- чения

·         формы скульптуры барель- еф и горельеф;

·         элементарные правила ком- позиции в скульптуре;

·         основы цветоведения, поня- тия «контраст», «нюанс»,

«гармония цвета»;

·         виды и особенности народ- ных промыслов;

·         Простые приѐмы гончарной лепки простых сосудов

·         лепить по образцу рельеф- ные и объѐмные сувениры;

·         правильно передавать об- щую форму и основные пропорции сосуда на гон- чарном станке;

·         расписывать,   гармонично подбирая цвета.

·         применять приѐмы ручной лепки сосудов;

Проведение различных кон- курсов в нутрии объединения; Промежуточных просмотров; Участие   в    от- чѐтных выстав- ках ЦДТ;

 

Способы оценки качества реализации программы. Основным показателем уровня качества знаний и умений учащихся является итоговая выставка детских работ, организуемая в конце учебного года.

После завершения каждого блока тем педагогом проводятся мини-выставки для просмот- ра и анализа всех выполненных работ. Учащимся даѐтся возможность сравнить, самостоя- тельно оценить свою работу, еѐ результат, видеть достоинства и недостатки.

В учебном процессе оправдан опыт участия ребят в конкурсах различного вида, что явля- ется не только хорошим стимулом для учащихся, но и позволяет объективно оценивать итоги усвоения программы.

В целях наиболее успешного усвоения материала и стимулирования творческих способ- ностей учащихся, ребятам предлагается самим определить темы, разработать и предста- вить рефераты и практические работы, как формы проектной и учебно-исследовательской деятельности, на различных конференциях по декоративно-прикладному творчеству.

На основании письма Минобразования России от 21.05.2001г. №511/13-13 выдаются сви- детельства учащимся объединения о получении специальности «Изготовитель художест- венных изделий» (керамика, народная игрушка) с указанием проведѐнных часов (576 ча- сов) по специализации.


Формы и сроки аттестации обучающихся.

Основными формами аттестации учащихся являются участие их работ в мини-выставках и конкурсах в рамках объединения, в ежегодной отчѐтной выставке ЦДТ, а так же в конфе- ренциях, конкурсах, выставках различного уровня.

Аттестация проходит два раза в год приурочена к окончаниям полугодий: первое полуго- дие – ноябрь-декабрь; второе – апрель, май.

 

Оценка и контроль результатов усвоения программы.

Аттестация проводится в виде самостоятельной работы, во время которой оценивается уровень усвоения материала и умение применить полученные знания на практике, так же в форме доклада или рассказа о выполняемой работе, еѐ особенностях и исторических корнях (для народных промыслов).

Выполненные работы оцениваются по трѐм критериям :

-    «отлично» - работа выполнена аккуратно по всем правилам, слеплена и расписана с творческим подходом и фантазией;

-    «удовлетворительно» - работа выполнена с техническими неточностями и без фанта- зии, не достаточно аккуратно слеплена и расписана;

-   «неудовлетворительно» - при выполнении допущены грубые технические ошибки, ра- бота вылеплена и расписана не аккуратно и небрежно.

 

2.      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На 2 года обучения

тема

1 г./ об.

2 г./ об.

Вс.

Т.

П.

Вс.

Т.

П.

 

1

Вводное занятие. Инструктаж Т.Б

 

2

 

2

 

-

 

3

 

3

 

-

2

Лепка из пласта

 

32

 

16

 

16

 

6

 

2

 

4

3

Роспись изделия из пласта

 

12

 

3

 

9

 

6

 

2

 

4

4

Лепка сосуда из жгута

 

14

 

7

 

7

 

36

 

12

 

24

5

Роспись сосуда из жгута

 

12

 

4

 

8

 

21

 

5

 

16

6

Лепка из цельного куска глины

16

8

8

12

3

9

7

Роспись     лепки из цельного куска глины

 

16

 

8

 

8

 

6

 

1

 

5

8

Знакомство с гончарным кру- гом. ,Практичесое занятие

 

18

 

1

 

17

 

30

 

1

 

29

9

Роспись гончарного изделия

 

18

 

2

 

16

 

15

 

2

 

13

10

Работа за гончарным кругом (солонка)

 

 

 

 

30

 

10

 

20

11

Роспись гончарной солонки

 

 

 

 

21

 

6

 

15

12

Новогодний сувенир

 

 

 

9

2

7

13

Роспись новогоднего сувенира

 

 

 

 

9

 

3

 

6

14

Лепка с образца

 

 

 

 

6

 

2

 

4

15

Лепка мелкой пластики

 

 

 

 

 

 

16

Работа за гончарным кругом

 

 

 

 

 

 


17

Заключительное занятие

 

2

 

2

 

-

 

3

 

3

 

-

18

Промежуточная аттестация

 

2

 

-

 

-

 

3

 

-

 

-

 

Всего часов

144

 

 

3.                                                                                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для 1-го года обучения

 

 

ТЕМА

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

2

2

-

2

Лепка из пласта

32

16

16

3

Роспись лепки из пласта

12

3

9

4

Лепка из жгута

14

7

7

5

Роспись лепки из жгута

12

4

8

6

Лепка из цельного куска глины

16

8

8

7

Роспись лепки из куска

16

8

8

8

Знакомство с гончарным кругом, практи-

ческое занятие

18

1

17

9

Роспись гончарного изделия

18

2

16

10

Заключительное занятие

2

2

-

11

Промежуточная аттестация

2

-

-

 

Всего часов:

144

52

92

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для 1 – го года обучения

 

ТЕМА 1.              Вводное занятие / 2 часа./

Знакомство с детьми, проведение анкетирования. Ознакомле- ние учащихся объединения с их правами и обязанностями, с планом работы объеди- нения на учебный год, а также с режимом работы объединения. Знакомство с необходи- мыми для работы материалами и оборудованием. Инструктаж по технике безопасности труда и по противопожарной безопасности, а также изучение путей эвакуации в чрезвы- чайных случаях.

Беседа на тему:    Значение глины в современной жизни. Виды глины. Глина и что из неѐ делают.

 

ТЕМА 2.                 Лепка из пласта. / 32 часа. /

Беседа по темам: Как приготовить глину для работы и сохранить еѐ рабочие качества. Передача различной фактуры на глине. Трансформация объѐмного мо- дуля в плоскую форму: шар – ''блинчик''; ''капелька'' — плоская ''капелька''. Сочетание мо- дулей, как разного размера, так и разной формы.

 

ТЕМА 3.                Роспись сувенира из пласта. / 12 часов./

Беседа на тему: ''Связь цвета и формы''.

Знакомство с азами цветоведения: основные, составные цвета; цвета спектра , теплохо- лодность. Знакомство с основным материалом, используемым в росписи гуашь. Осо-


бенности материала, его приготовление для росписи, хранение. Роспись готовых изделий с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию.

ТЕМА 4.               Лепка сосуда из жгута. / 14 часов./

Беседа на тему: чувство обьема и влияния пропорций на характер и предназначение будущего сосуда.

 

ТЕМА 5.               Роспись авторского сосуда из жгута. / 12 часов./

Беседа на тему: правильное по компазиции расположение орнамента. Научить их гармонично подбирать цвета для росписи, правильно передавать цвет отдель- ных элементов росписи, а также его оттенки, композиционно правильно располагать от- дельные элементы росписи, выдерживая при этом пропорции каждого элемента, а также не допускать «наползания» одного элемента на другой..

 

ТЕМА 6.               Лепка из куска глины . / 16 часов./

Беседа на тему: Как правильно определять пропорции отдельных элементов, соотношение их друг с другом, а также правильно переносить эти соотноше- ния в свою работу. Особенности пропорций животных

 

ТЕМА 7.               Роспись лепки из куска. / 16 часов./

Беседа на тему: Особенности окраски животных и основные приемы росписи при передаче фактуры.

 

ТЕМА 8.               Знакомство с гончарным кругом,практическое занятие. / 18 часов./ Данная тема предназначена познакомить ребят с работой за гончар-

ным кругом, научить основным технологическим приемам гончарного мастерства .

 

ТЕМА 9.               Роспись гончарного изделия. /18 часов./

Как и предыдущая тема направлена на развитие творческих способ- ностей и фантазии. Беседа о связи формы и цвета, о красящих материалах и применении их в декоративно-прикладном искусстве, при отделке или росписи керамики.

 

ТЕМА 10.              Заключительное занятие. / 2 часа./

Подведение итогов года. Определение лучших работ, награждение наиболее актив- ных учащихся объединения почѐтными грамотами и подарками. Посещение отчѐтной вы- ставки Центра Детского Творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для 2-го года обучения

 

 

ТЕМА

 

Всего часов

 

Теория

 

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

3

3

-

2

Лепка колокольчика на гончарном круге

6

2

4

3

Роспись колокольчика

6

2

4

4

Лепка свистульки

36

12

24

5

Роспись свистульки

21

5

16

6

Лепка подсвечника

12

3

9

7

Роспись подсвечника

6

1

5

8

Лепка на свободную тему

30

1

29

9

Роспись лепки на свободную тему

15

2

13

10

Лепка чувашского оберега

30

10

20

11

Роспись чувашского оберега

21

6

15


12

Панно натюрморт

9

2

7

13

Лепка копилки

9

3

6

14

Роспись копилки

6

2

4

15

Заключительное занятие

3

3

-

16

Промежуточная аттестация

3

-

-

 

Всего часов:

216

57

159

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для 2 го года обучения.

 

ТЕМА 1.                 Вводное занятие. / 3 часа./

Уточнение анкетных данных учащихся объединения. Отчѐт о резуль- татах работы объединения в прошлом учебном году. Ознакомление учащихся с планом и программой работы на второй год обучения, необходимыми материалами, с возможным изменением расписания работы объединения, с требованиями к посещающим объедине- ние. Инструктаж по противопожарной безопасности и по технике безопасности труда.

 

ТЕМА 2.                 Лепка колокольчика на гончарном круге. / 6 часов./

Повторение тем пройденных в прошлом учебном году: Как пригото- вить глину для работы и сохранить еѐ рабочие качества. Симметрия и асимметрия. Соче- тание одного модуля разной величины. Трансформация одного модуля в другой: шар – овал; шар ''капелька''; ''капелька'' ''запятая''; шар ''колбаска''; ''колбаска'' ''пирожок''. Трансформация объѐмного модуля в плоскую форму: шар ''блинчик''; ''капелька'' — плоская ''капелька''. Сочетание модулей, как разного размера, так и разной формы. Определение и сохранение пропорций между составляющими игрушку деталями. (Выполняются игрушки более сложной формы и с большим количеством деталей, чем на первом году обучения).

ТЕМА 3.                 Роспись гончарного колокольчика. / 6 часов./

Повторение тем пройденных в прошлом учебном году: ''Связь цвета и формы''. Повторение основ цветоведения: основные, составные цвета; цвета спектра, те- плохолодность. Знакомство с понятиями: цветовой тон, насыщенность и светлота. Зна- комство с пространственными свойствами цвета. Повторение особенностей приготовле- ния и хранения основного материала используемого в росписи глиняных игрушек гуаши. Знакомство с новым материалом для росписи темперой. Особенности материала, его приготовление для росписи, хранение и приѐмы росписи. Роспись готовых игрушек с использованием полученных знаний, как по применению материала, так и по цветоведе- нию.

 

ТЕМА 4.                Лепка свистульки. / 36 часов./

Беседа на тему: происхождение свистульки ее значение,основные особенности при изготовлении.

ТЕМА 5.               Роспись свистульки. / 21 час./

Беседа на тему: ''Значение цвета в восприятии окружающих нас ве- щей. Открытые и пастельные тона. Гармония цвета и формы''. Роспись готовых работ с использованием наглядных пособий и образцов, а также эскизов выполненных самими учащимися.

 

ТЕМА 6.                 Лепка подсвечника. / 12 часов./


Лепка по образцам методического фонда Закрепление умений пра- вильно определять пропорции отдельных элементов, соотношение их друг с другом, а также правильно переносить эти соотношения в свою работу.

ТЕМА 7.               Роспись подсвечника / 6 часов./

Данная тема предназначена продолжать развивать навыки в работе с основными материалами по росписи. Роспись подсвечника разработанного учащимися узорами и мативами . Развивает пространственно-образное мышление.

ТЕМА 8.              Лепка на свободную тему. / 30 часов./

Данная тема призвана развивать творческую фантазию ребят. Обучить их умению, передавать свои мысли в материале. Беседа о современной скульптуре. В кон- це каждого занятия подведение итогов с оцениванием выполненных работ: что уда¬лось, а что нет; какие были допущены ошибки и какие удачные решения были найдены

ТЕМА 9.                Роспись лепки на свободную тему. /15 часов./

Как и предыдущая тема направлена на развитие творческих способ- ностей и фантазии. Беседа о связи формы и цвета, о красящих материалах и применении их в декоративно-прикладном искусстве, при отделке или росписи керамики, а также в малой настольной скульптуре. Роспись готовых работ слепленных на свободную тему.

 

ТЕМА 10.               Лепка чувашского оберега /30 часов./

Беседа на тему: история возникновения чувашского народа ,символика чуваш и ее значе- ние.

 

ТЕМА 11.               Роспись чувашского оберега. / 21 час. /

Беседа на тему: симетрия чувашского орнамента,основные цвета ор- намента в чувашской вышивки.

ТЕМА 12.              Лепка панно натюрморт. / 9 час./

Беседа на тему: правила компазиционного располажения предметов при составлении натюрморта и их пропорционального соотношения.

ТЕМА№13.                 Лепка копилки/ 9 часов./

Данная тема призвана развивать творческую фантазию ребят. Обучить их умению, пере- давать свои мысли в материале. Беседа о современной скульптуре. В конце каждого заня- тия подведение итогов с оцениванием выполненных работ: что удалось, а что нет; какие были допущены ошибки и какие удачные решения были найдены

ТЕМА 14.                    Роспись копилки. / 6 часов. / Продолжение беседы на тему: ''Значение

цвета в восприятии окружающих нас вещей. Гармония цвета и формы''. Приѐмы отделки изделий различными видами глазури. Приѐмы имитации глазури цветными лаками, а так- же способы приготовления цветных лаков. Роспись готовых работ красками или цвет- ными ангобами, или покрытие их глазурью, или выполнение имитации глазури цветными лаками.

 

ТЕМА 15.              Заключительное занятие. / 3 часа./

Подведение итогов года. Определение лучших работ, награждение наиболее активных учащихся объединения почѐтными грамотами и подарками. Посеще- ние отчѐтной выставки Центра Детского Творчества. Обсуждение достигнутых результа- тов.


4.          МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

Программа реализуется по следующим принципам: целесообразность подбора заданий, тем в зависимости от педагогических задач и возможностей учащихся; постепенное ус- ложнение заданий от простого к сложному. Одновременно учитываются индивидуальные особенности детей, подбор учебного материала проводится в соответствии с возможно- стями и уровнем подготовки воспитанников. При реализации программы используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), а так же и их сочета- ния. Так каждое занятие перед практической работой сопровождается беседой, цель кото- рой не только разъяснение задания, но и вовлечение ребят в диалог, в соучастие происхо- дящих событий, в налаживание психологического контакта, а также создание непринуж- дѐнной творческой атмосферы. Кроме этого часто используется рассказ, который сопро- вождает как новые темы, так и демонстрации различных образцов, репродукций, схем и т.д. Основная часть времени отведѐнного на темы – это практическая работа. Практиче- ские занятия проводятся в форме лепки, росписи, работы с гипсовыми формами, занятий за гончарным кругом, экскурсий, конкурсов. В течении всего учебного года ребята посте- пенно по ходу занятий осваивают приѐмы лепки и приемы гончарного мастерства, изуча- ют основные свойства глины. Все сведения учащиеся получают непосредственно в про- цессе практической работы над изделием, на каждом занятии эти знания пополняются и совершенствуются.

Одним из важных моментов обучения является работа по образцу. В работе, как над лепкой, так и над росписью сначала ребятам предлагается повторить формы или росписи несложных образцов. Что позволяет обучать их наиболее простым и эффективным приѐ- мам лепки или росписи. Ведь зачастую сама форма изделия или несложная как в компози- ционном, так и в цветовом решении роспись ставит их в тупик, независимо от возраста. Приобретѐнный ими в предыдущее время опыт рисования на плоскости подводит даже самых аккуратных и внимательных детей.


1.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Список использованной литературы.

Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. М., 2000. Образовательные программы дополнительного образования детей (выпуск 1 и 2).    Ред. Клѐнова Н.В. - М., 2006

Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. - М., 1990. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М., 1991.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., 1985. Лихолат К.В. В творческой мастерской П.К.Ваулина – М., 2013. Альбом. Чувашское народное искусство. Ч.,1981

Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. – Ч., 1960 Рубцова Е.С. Фантазии из глины. М., 2007

Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987

Баранов С.И. Русский изразец. Записки музейного хранителя – М., 2011. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами.- М.: Мысль. 1994

Джеки Эткин Керамика для начинающих. Создание декорирование и обжиг изделий из глины М. 2005

Каталог. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Рус- ского музея. Составитель – Григорьева Н.С. – Л. Отделение «Искуство»-1987.

Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999

Долорос Рос. Керамика: техника, приемы, изделия М., 2003

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся.

Морган Стейси Научитесь лепить подарки. Мн., 2003.

Ритч Гейл Научитесь лепить миниатюрные деревушки. Мн., 2002.

Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. автора. – М.: Дет. лит., 1986. Александр Поверин Гонарное дело. Энциклопедия.- М.,2007.


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

·         Актуальность программы.

·         Особенности программы.

·         Нормативно-правовая база.

·         Цель программы

·         Задачи

·         Возраст учащихся и сроки реализации программы

·         Календарный учебный график

·         Режим занятий в объединении

·         Направления программы

·         Психологическая поддержка программы

·         Пути реализации и формы организации педагогического процесса.

·         Условия реализации программы.

·         Прогнозируемые результаты реализации программы

·         Способы оценки качества реализации программы

2.   УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ(по годам обучения)

4.   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

5.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы