Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы и Россия»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: • изучить нормативную базу, подзаконные акты. • разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. • проанализировать материально-технические условия реализации программы. • подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
Иконка файла материала ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.docx

 Колледж НКАИДХ

«Утверждаю»

зам. директора по ВР

__________________О.А. Рыкова

«____»__________2020 г.





Программа

гражданско-патриотического воспитания «Мы и Россия»  

на 2020 - 2021 годы









Программу разработала:

 Гармашова О.В., 

воспитатель I категории



Новосибирск 2020 г.

1 Паспорт программы

 

 

Разделы паспорта программы

 

Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа гражданско-патриотического воспитания  

«Мы и Россия»

на 2020 - 2021 годы

2. Сроки реализации

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

·         изучить нормативную базу, подзаконные акты.

·         разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

·         проанализировать материально-технические условия реализации программы.

·         подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы и Россия»

Задачи:

·         отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

·         разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;

·         расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования и культуры;

·         проводить мониторинг реализации программы;

·         принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

·         обобщить результаты работы учреждения;

·         провести коррекцию затруднений в реализации программы;

·         спланировать работу на следующий период.

3. Основание для создания программы

·         Конвенция о правах ребенка;

·         Декларация прав ребенка;

·         Конституция РФ;

·         Закон РФ «Об образовании»;

·         Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

·         Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 г»;

4. Содержание программы

·         Паспорт программы.

·         Пояснительная записка.

·         Целевой блок.

·         Механизм реализации программы.

·         Диагностика эффективности содержания деятельности.

·         Оценка эффективности реализации программы. Прогнозируемый результат.

·         Список литературы.

5. Аннотация программы

Программа гражданско - патриотического воспитания «Мы и Россия» на 2020 - 2021 годы составлена с учетом конкретных условий общежития, особенностей коллектива проживающих, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа рассчитана на проживающих от 15до 23 лет.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности проживающих: познавательную, трудовую, краеведческую - направленные на усвоение проживающими патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

Программа основана на реализации разнообразных интересов, творческого потенциала проживающих, на стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности проживающего.

6. Предполагаемый результат

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем проживающих, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание себя как россиян, определяющих будущее России:

·         в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

·         в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·         в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

·         в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

2 Пояснительная записка

Программа гражданско– патриотического воспитания «Мы и Россия» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2019 – 2020 г».

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в общежитии НКАиДХ по ул. Зорге, 6.

Программа ориентирована на учащихся среднего профессионального образования, определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в СПО и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитание молодежи на сегодняшний день очевидна.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной системы образования. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания обучающихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.

 

Педагогические ценности, анализ материалов позволяют определить образ обучающегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

 

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

3 Целевой блок

Цель программы:

создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

 

 

Задачи программы:

·         формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

·         развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся;

·         создать условия для реализации каждым проживающим собственной гражданской позиции через деятельность органов самоуправления;

·         развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

·         формировать у ребят чувства гордости за героическое прошлое своей родины;

·         физическое развитие проживающих, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;

·         методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;

·         воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

Принципы:

·         системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию проживающего;

·         адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей ребят;

·         подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения обучающихся и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

·         универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

·         учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю.

 

4. Механизм реализации программы

         Воспитатели определяют содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организуют их выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

         Основными исполнителями мероприятий Программы являются воспитатели и проживающие.

 

Поэтапное содержание реализации программы

Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Участники

деятельности

Сроки

I этап  (проектный)

 Обсуждение и утверждение программы

Замдиректора по ВР,

воспитатели

Июнь

2020г.

 Изучение научно-методической литературы

 воспитатели

Август 2020г.

 Организация работы по теории и практике патриотического воспитания

  Психолог, воспитатели, соц. педагог

2020-2021 г.

II  этап (практический)

 Создание мониторинга развития личности

  Психолог, воспитатели, соц. педагог

2020г.

 Ежегодное исследование эффективности программы

Замдиректора по ВР

 2020-2021 г.

 Обобщение педагогического опыта по гражданско- патриотическому воспитанию подростков

 воспитатели

 2020-2021 г.

 Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с совершенствованием содержания воспитания проживающих

Замдиректора по ВР

воспитатели

 2020-2021 г.

 Внедрение программы «Мы и Россия» в воспитательную работу общежития.

   Психолог, воспитатели, соц. педагог

Сентябрь 2020г.

 Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках «НКАиДХ», бойцах «горячих точек».

 Воспитатели,

 проживающие

 

 2020-2021 г.

 Формирование гражданско-патриотической позиции подростков через систему традиционных дел.

   Воспитатели,

 проживающие

2020-2021 г.

 

III этап (аналитический)

 Создание банка инновационных технологий гражданско- патриотического воспитания.

 Воспитатели

 

Апрель 2021г.

Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания.

 Психолог, воспитатели, соц. педагог

 Май

2021г.

Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы

 Психолог, воспитатели, соц. педагог

 Май

2021г.

Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития программы «Мы и Россия».

 Психолог, воспитатели, соц. педагог

Июнь 2021г.

 

Основные мероприятия Программы

№п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

 

Проведение «Единого информационного часа» с целью ознакомления с локальными документами

сентябрь

Воспитатели

 

Проведение бесед о решениях Правительства РФ, Законах РФ, законах Новосибирской области

В течение года

Воспитатели, соц. педагог

 

Организация встречи-беседы для проживающих первого курса со специалистами правоохранительных органов по теме «Ты и закон»

октябрь-ноябрь

Воспитатели

 

Обсуждение случаев нарушения норм морали и дисциплины с использованием силы воздействия общественного мнения на заседаниях старостата, Совета профилактики правонарушений, Совета общежития

В течение всего периода обучения

Воспитатели,

Совет профилактики правонарушений Совет общежития

 

Организация работы правового лектория

В течение учебного года

Воспитатели, соц. педагог

 

Проведение информационных часов по подготовке к выборам в органы законодательной и исполнительной власти

В зависимости от даты выборов

Воспитатели

 

Проведение бесед гражданственности: - «Конституция РФ – основной закон нашей жизни»;

 - «День народного единства»;

 

- «День России»

 

12 декабря

4 ноября

12 июня

Воспитатели

 

Проведение консультаций, родительских собраний по вопросам профилактики вредных привычек, административной и уголовной ответственности молодежи

В течение года

Психолог, воспитатели, соц. педагог

 

Проведение мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне:

- участие в митинге на мемориале;

 - участие во всероссийской акции «Бессмертный полк»;

- творческий проект «У войны не женское лицо»

 - выставка-рекомендация «Ничто не забыто, никто не забыт»;

 - проведение уроков мужества, памяти;

 - классные часы «Познакомимся с ветеранами Великой Отечественной войны»;

 - участие в районной акции «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти»

По плану воспитательной работы

Воспитатели, соц. педагог

 

Проведение мероприятий, посвященных Дню России:

- выставка-ознакомление «Символы России»;

 - информационный часы по следующей тематике: «Я – гражданин России», «Государственные символы России», «России славные сыны», «Их имена прославили Россию» и др.;

 - организация и проведение фотовыставки «Милый сердцу уголок России»

По плану воспитательной работы

Воспитатели, соц. педагог

 

Проведение мероприятий, посвященных Дню защитников Отечества:

- встречи проживающих с участниками локальных конфликтов (в Афганистане, Чеченской Республике);

 - информационные часы «Есть такая профессия - Родину защищать»

 

По плану воспитательной работы

Воспитатели, соц. педагог, психолог

 

Организация показа и последующего обсуждения научно-популярных, документальных и художественных   фильмов на военно-исторические темы

По плану воспитательной работы

Воспитатели, Совет общежития

 

 

Проведение тематических информационных часов «Почетные граждане города Новосибирска»

В течение учебного года

Воспитатели, Совет общежития

 

Посещение музея, районной библиотеки.

В течение учебного года

Воспитатели, Совет общежития

 

Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:

Системой мер по информационному обеспечению в области гражданско-патриотического воспитания предусматривается:

  • поддержка и содействие расширению гражданско-патриотической тематики в средствах массовой информации;
  • расширение информационного пространства через сайт колледжа.

5 Диагностика эффективности содержания деятельности

 

§  наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

§  система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);

§  участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;

§  участие (результаты) проживающих в муниципальных, краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.

6 Прогнозируемый результат

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

·         сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

·         формирование позиций гражданина-патриота России;

·         стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

·         готовности к защите Отечества;

·         гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

·         волонтерское движение (численность проживающих);

·         историко-патриотические стенды и выставки;

·         выступления и беседы на гражданско-патриотическую тему;

·         участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

·         шефство за памятниками участников войны;

·         организация военно-спортивных игр;

·         оформление газет, информационных бюллетеней гражданско-патриотической направленности.

Результативность реализации Программы измеряется стремлением проживающих к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

7 Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012 г.;

2. Конвенция о правах ребенка;

3. Конституция РФ;

 4. Семейный кодекс РФ;

5. ФГОС среднего профессионального образования;

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».


 

Посмотрите также