Пояснительная записка
В связи с реализацией ФГОС возникла необходимость в дополнительном развитии детей, осуществляемом во внеурочное время. Программа духовно-нравственного развития МКОУ «Покоснинская СОШ» содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Программа внеурочной деятельности «Хочу быть воспитанным» разработана на основе «Этической программы в начальной школе» А.И.Шемшуриной. –Ленинград, 1992 год.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.
Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).
Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как. Данная программа внеурочной деятельности поможет обучающимся плавно подойти в 4 классе к изучению курса «Основы светской этики»
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.); расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Данная программа занятий рассчитана на один год обучения детей в возрасте 8 -10 лет (3 класс),
34 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Продолжительность занятия – 35-40 минут.
Цели:
- формирование адекватного коммуникативного поведения.
- развитие и совершенствование нравственных качеств;
- ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи:
- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
- обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
Воспитательный аспект программы
На занятиях дети учатся обыгрывать ситуации. Правильное общение воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность. Осваивая данную программу, дети знакомятся с русской культурой, с которой могут соприкоснуться. В этом воспитывается патриотизм и нравственность молодого поколения. Поэтому организация всего учебно-воспитательного процесса направлена на раскрытие подлинных человеческих качеств, приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям.
Учебно – тематический план
№ |
Название раздела |
Кол-во часов за год |
1 |
Речевой этикет |
10 |
2 |
Культура поведения |
10 |
3 |
Я и общество |
14 |
|
Итого: |
34 |
Содержание программы.
Раздел I «Речевой этикет» (10 ч)
1. Введение.
Знакомство с планом работы на год. Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.
2. Этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.
Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону. Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.
Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.
Раздел I I «Культура поведения» (10 ч)
1. Хорошие манеры.
Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.
Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.
Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.
Варианты вежливого выражения просьбы.
Слова и выражения согласия.
Слова и выражения вежливого отказа.
Ролевые игры, «маленький классный театр».
Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.
Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения.
Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.
Раздел I I I «Я и общество» (14 ч)
1. Среди людей.
Знакомство с правилами поведения в школе, на переменах, в столовой, за столом, в гостях, в транспорте, в театре, кино, музее, библиотеке, Храме, чужом городе.
Правила поведения и общения с иностранцами, с людьми ограниченными возможностями.
2. Подведение итогов.
Анкетирование, диагностика.
Ожидаемые результаты:
Личностные (формирование у детей мотивации к обучению; развитие познавательных навыков учащихся, развитие умений ориентироваться в информационном пространстве) .
Регулятивные (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату) .
Познавательные (развивать умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)
Коммуникативные (учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; умение координировать свои усилия с усилиями других.; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве)
Учебно - методическое обеспечение программы
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, познание, учение, общение, творчество.
Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование презентаций повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Практические работы.
При проведении практических работ дети разыгрывают сценки « Как бы ты поступил?
Основная форма организации образовательного процесса - учебное занятие.
В проведении занятий используются формы индивидуальной и коллективной работы. Коллективная работа вводится с целью сплоченности детского коллектива, создания атмосферы сотрудничества.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. На занятиях дети, обучающиеся под руководством педагога, последовательно, соответственно программе, приобретают теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
Личностные (формирование у детей мотивации к обучению; развитие познавательных навыков учащихся, развитие умений ориентироваться в информационном пространстве) .
Регулятивные (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату) .
Познавательные (развивать умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)
Коммуникативные (учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; умение координировать свои усилия с усилиями других.; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве)
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.
После изучения программы с целью подведения итога проводится анкетирование родителей, обучающихся (Приложение №1), диагностика (Приложение №2)
В книге «Воспитание личности в коллективе» М., 2001 г. - авторов Я. Г. Плинер и В. А. Бухвалова предлагается градация критериев оценки уровня нравственности и культуры поведения.
Оптимальный или очень высокий – характер общения и поступки учеников соответствуют всем нравственным принципам.
Высокий - характер общения и поступки учеников соответствуют части нравственных принципов.
Хороший - характер общения и поступки учеников соответствуют части нравственных принципов.
Удовлетворительный - характер общения и поступки учеников соответствуют отдельным нравственным принципам.
Неудовлетворительный - характер общения и поступки учеников не соответствуют нравственным принципам.
Материально – техническое обеспечение программы.
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками этикета. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
Календарно -тематическое планирование
на 34 часа (по 1 часу неделю)
№ |
Название разделов, тем |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Сроки проведения |
|||
Раздел I . Речевой этикет (10 ч) |
||||||||
1. |
Введение. |
1ч |
|
|
|
|||
1.1 |
Введение. Роль мимики жестов и позы в общении. |
|
1 |
|
|
|||
2. |
Этикет. |
9ч |
|
|
|
|||
2.1 |
Что такое этикет. Вежливые слова. Применение. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.2 |
Правила приветствия, прощания. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.3 |
Прощание, пожелание при прощании. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.4 |
Извинение. Обида. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.5 |
Правила благодарности, отказа. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.6 |
Звонок по телефону. Как вести себя во время разговора. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.7 |
Правила знакомства.
|
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.8 |
Я знакомлюсь сам. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2.9 |
Я знакомлю разных людей. |
|
|
|
|
|||
|
Итого: |
10 ч |
5 ч |
4 ч |
|
|||
Раздел II . Культура поведения ( 10 ч) |
||||||||
№ |
Название разделов, тем |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Сроки проведения |
|||
1. |
Хорошие манеры. |
10ч |
|
|
|
|||
1.1 |
Комплимент и ответ на него. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.2 |
Приглашение и ответ на него. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.3 |
Письменное приглашение. Приглашение по телефону. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.4 |
Просьба, предложение. Скрытая просьба. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.5 |
Согласие в ответ на просьбу, приглашение. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.6 |
Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.7 |
Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.8 |
Поздравление и пожелание. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.9 |
Извинение и ответ на него. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
1.10 |
Жалоба и утешение. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
|
Итого: |
10 ч |
5 ч |
5 ч |
|
|||
Раздел III. Я и общество (14 ч) |
||||||||
№ |
Название разделов, тем |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Сроки проведения |
|||
1. |
Среди людей. |
13ч |
|
|
|
|||
1 |
Я в гостях. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2 |
Я за столом. Простейшие столовые приборы. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
3 |
Я в школе. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
4 |
Я в транспорте. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
5 |
Я в театре, кино. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
6 |
Я в магазине. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
7 |
Я в больнице. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
8 |
Я в библиотеке. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
9 |
Я в Храме. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
10 |
Я в музее. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
11 |
Я в чужом городе. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
12 |
Я и иностранцы. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
13 |
Я и люди с ограниченными возможностями. |
|
0.5 |
0.5 |
|
|||
2. |
Подведение итогов. Тесты. |
1ч |
1 |
|
|
|||
|
Итого: |
14 ч |
7.5 ч |
6.5 ч |
|
|||
Литература для учителя
образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6. Косачѐва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения
и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7. Костылѐва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ.
пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для
учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
11. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
12. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
13. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
14. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства:
“Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Литература для обучающихся:
“Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
2. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
3. Барто А.Л. В театре.
4. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.:Укитувчи. 1989.
5. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст.
Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.