1. Пояснительная записка
Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики
Российского государственного педагогического университета им. А. И.
Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды Петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.
Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).
Дополнительные используемые программы: парциальная программа И. Лыковой "Цветные ладошки", региональный модуль "Мы в Мордовии живем".
При разработке программы были разработаны следующие нормативно - правовые документы:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ "Об образовании РФ".
2. ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ дошкольного образования".
4. СанПиН 2.4.1.3049-13, "Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26.
5. Образовательная программа МДОУ "Детский сад "20 комбинированного вида" на 2014 - 2015 учебный год.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи образовательной деятельности:
• Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
• Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
• Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
Реализация программы нацелена на:
— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
— обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Срок реализации: на учебный год
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Принцип активности - построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления, взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм, соблюдению общечеловеческих ценностей.
- Принцип интеграции - решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
- Принцип гуманизации - утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
- Принцип преемственности - предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания семье.
- Принцип диалогичности - предполагающий, что только в условиях субъект - субъективных отношениях возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
- Принцип культуросообразности - предпологающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.
- Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.
- Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственнообразовательной деятельности и в проведении режимных моментов.
- Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Вышеперечисленные принципы предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках НОД и при проведении режимных моментов; предполагают построение образовательного процесса на адекватных по возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и едущим видом деятельности для них является игра.
Характеристика особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста:
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
2. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по программе "Детство"
Срок реализации |
Тема |
Содержание работы |
Образователь ные области |
Форма организации детской деятельности |
Итоговы е меропри ятия |
Сентябрь
I неделя |
День знаний
1.Здравствуй школа 2.Первый звонок 3. Дружба 4.Ученые 5.Школь ные принадлежно сти |
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, социализация, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Беседы по теме. Экскурсия в школу. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание и составление загадок по теме. Проектная деятельность(выкладывание здания школы из мелких предметов).
|
Праздник «День знаний». |
II неделя |
Неделя красоты. День Республики (тематическ ий день)
1.Знаменитые художники 2. Мастерская скульпторов 3.Моя Республика 4.Достопимеч ательности |
Формировать представления о красоте, взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, социализация, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод», «Салон красоты». Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов мод, составление описательных рассказов. Беседа «Красота родной речи» (о средствах языковой выразительности). Игры-драматизации. Экспериментирование с цветом. Мастерская по декорированию предметов быта, изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Чтение художественных произведений |
Выставка «Красота в жизни, природе, искусстве » |
|
Мордовии 5.Деятели культуры Мордовии |
|
|
социально-нравственного содержания (о внутренней красоте человека), беседы о нравственных качествах человека, правилах этикета. Создание коллекций красивых предметов. |
|
III неделя |
Азбука безопасности
1. Улица
2. Городской транспорт
3. Дорожные знаки 4.Светофор
5. Юные велосипедист ы |
Учить детей правилам дорожного движения. Формировать осознанное поведение в дорожно-транспортных ситуациях. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационноуказательными знаками и знаками сервиса. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте. Расширять знания о городском транспорте. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Познакомить с правилами поведения на железной дороге. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте. |
Безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Создание игровых и практических проблемных ситуаций «Что делать?», «Как поступить?». Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игрыпутешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике. |
Выставка детского творчеств а |
IV неделя |
День дошкольног о работника
1. Наш детский сад |
Формировать представления о профессиях дошкольных работников, детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Проектная деятельность (выкладывание здания детского сада из мелких предметов). Музыкальные импровизации на темы детского сада. |
День открытых дверей Выставка рисунков «Мой |
|
(прилегающа я территория:х оздвор, овощехранил ище, огород)
2.Мед.кабине т
3.Воспитател и.
4. Повар детского сада
5.Хизнь в детском саду (пультовая, прачка) |
|
Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Тематические экскурсии по зданию детского сада, наблюдение за трудом дошкольных работников. Мастерская (продуктивная изобразительная деятельность) на тему «Мой любимый детский сад», создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.) Игры-имитации на определение профессий. отгадывание и сочинение загадок о профессиях в детском саду.
|
любимый детский сад», «Моя любимая воспитат ельница» |
Октябрь I неделя |
Осень. (В мире растений) 1.Приметы осени 2.Овощи 3.Фрукты 4. Растения Мордовии 5.Сельскохоз яйственныеп рофессии |
Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, труд, социализация |
Сюжетно-ролевые игры по темам. Проектная деятельность (создание плаката в защиту исчезающих растений. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Растения Мордовии», «Красная книга растений». Чтение художественной, научнопознавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме.
|
Праздник «Осень». Выставка детского творчеств а |
II неделя |
Осень. (В мире животных)
1.Домашние животные
2.Дикие животные
3. Птицы
4.Животные России
5. Животные Мордовии |
Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты. Обогащать представления о многообразии животных, обитающих в разных климатических условиях. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, труд, социализация |
Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием животных-персонажей. Двигательные импровизации «Угадай животное». Проектная деятельность (создание плаката в защиту животных, выкладывание из мелких предметов какого-либо животного). Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Животные России», «Животные Мордовии». Организация выставки произведений книжной графики «Художники – анималисты - детям» (Е. Чарушин, В. Ватагин, В. Чижиков и др.) Чтение художественной, научнопознавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме. Рассказы о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание («Животное, о котором я мечтаю»). |
Конкурс рисунков животны х |
III неделя |
Моя республика. 1. История Мордовии 2.Герб Мордовии 3.Флаг Мордовии 4.Гимн Мордовии |
Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей республики, страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей Мордовии, гербом и флагом, мелодией гимна.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование по теме. Игры «Найди флаг и герб Мордовии», «Кто больше назовет?» (реки, озера, праздники, известных писателей) |
Выставка детского творчеств а |
|
5.Знаменитые люди Мордовии |
|
|
|
|
IV неделя |
Моя страна. 1. Руководители нашей страны 2. Герб России 3. Флаг России 4.Гимн России 5. Знаменитые люди России |
Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Мордовию, Россию, о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы с детьми по темам. «Как работают президент и правительство России». Игра-беседа «Если бы я был президентом…», «Для чего нужен флаг и герб России». Рассматривание государственной символики, картин, фотографий, макетов, отражающих жизнь людей в разное время. |
Просмот р видеофил ьма «Прогулк а по Москве» |
Ноябрь
I неделя |
День народного единства.
1.Многонаци ональная Россия 2. История России 3.Русские богатыри 4.Народные игры 5.Дружба народов |
Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Формирование представлений о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Формирование представлений ребенка о его месте в обществе. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».Рассмотреть фото, репродукции картин, иллюстрации. Чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин». |
Спортивн ый праздник «День народног о единства ». |
II неделя |
Расту здоровым. 1. |
Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. |
здоровье, безопасность, Коммуникаци |
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «поликлиника», «Аптека». Чтение художественной литературы, |
Развлече ние «День |
|
«Здоровые зубки» 2.« Береги зрение» 3.«Наша кожа» 4.«Вредная и полезная еда» 5.День здоровья |
Формировать положительную самооценку. Ситуативные беседы об отдельных профессиональных действиях врача, об отношениях врача и пациента.
|
я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
разучивание стихов, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме. Игры-экспериментирования (с водой, зубной щеткой и пастой, мылом и т.д.). Подвижные и развивающие игры.
|
здоровья » |
III неделя |
Моя семья
1. Семья 2.Генеологич еское древо 3. Профессии взрослых 4. Члены семьи (животные) 5.Отдыхаем всей семьей |
Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста, имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду взрослых. Познакомить с праздником «День матери».
|
здоровье, безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Сюжетно – ролевые игры. Чтение художественной литературы по теме. Слушание и пение песен о маме и семье. Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.
|
Спортивн ое развлече ние «Веселые семейные старты» Выставка рисунков «Моя семья» |
IV неделя |
День матери
1. Я и моя мама 2. Профессия мамы 3. Как я маме помогаю 4.Поэты и писатели о маме |
Расширять знания о роли мамы в жизни детей и семьи, закреплять представления детей о важности внимательного, доброжелательного отношения к маме и между близкими людьми в семье, учить детей заботиться о маме, помогать ей во всем.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Рассматривание иллюстраций. Игры «Моя мама»,«Моя семья», «Профессия мамы» (где и кем работают мамы).Рассматривание фотоальбомов «Я и моя мама». Ситуативные беседы о том, как мама заботится о здоровье детей: питание, чистота, отдых, заботливое отношение. Профессии наших мам. Создание ситуаций педагогического и морального выбора, беседы о |
Оформле ние подарков – рисунков «Моя мамочка» Фотокон курс «Как мы играем |
|
5. Самые модные мамы |
|
|
взаимоотношениях с мамой. Рассказ воспитателя о своей маме. Ситуативные беседы: Чем любит мама заниматься дома. Вкусное блюдо, которое готовит моя мама. Как я маме помогаю. Загадывание загадок о семье. Рассматривание репродукций картин,иллюстраций в книгах,чтение худ.литературы. Слушание песен о маме. |
дома» |
Декабрь
I неделя |
Зима 1.Природа зимой 2.Свойства воды, снега и льда 3.Деятельнос ть людей 4.Безопасное поведение зимой 5.Зимующие птицы |
Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. |
Безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы,
|
Сюжетно-ролевые игры по темам. Экологические игры «Узнай по следу», «Спасатели». Создание и использование календаря природы, погоды. Экспериментирование с водой, снегом, льдом. |
Выставка детских рисунков «Зимушк а-зима» |
II неделя
|
1. Зимние забавы 2. Зимний лес 3.Неживая природа 4.Животные зимой 5. Стихи и песни о зиме |
Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, растений в зимний период. Знакомство с зимними забавами. Учить безопасному поведению на улице зимой.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, физическая культура |
Чтение художественной литературы по темам. Подвижные игры. Самостоятельные наблюдения детей в природе. Создание проблемных ситуаций «Что будет, если…». Беседы по темам. |
Зимние забавы и эстафеты с родителя ми |
III неделя |
В гостях у сказки. |
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать |
Коммуникаци я, познание, |
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. |
Театрали зованное |
|
1.Присказки 2.Сказки 3.Былины 4. Виды театров 5.Любимые герои сказок
|
персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный). Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. |
чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства. Чтение и рассказывание сказок, былин. |
представ ление |
IV неделя |
Новый год. Фабрика Деда Мороза
1.Украшаем елку 2.Фабрика новогодних игрушек |
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего утренника.
|
Новогодн ий утренник Конкурс «Фабрика Деда Мороза» |
|
3.Пригласиит ель билет на елку 4. Письмо Деду Морозу 5.Здравствуй Дедушка Мороз |
активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.
|
физическая культура |
|
|
Январь
I неделя |
Каникулы.
|
|
|
Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника. Чтение библейских историй о Рождестве.
|
|
II неделя |
1.Рождествен ская звезда 2. Рождество Христово 3.Калядки 4.Рождествен ский подарок 5. Крещенские морозы |
|
физическая культура, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, труд |
Развлече ние «Рождест во» |
|
III неделя
|
Зимние забавы.
1. Зимние олимпийс кие игры 2. Спортсмены 3.Хоккей и хоккеисты 4.Фигурное катание и фигуристы |
Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. Расширение представлений о закаливании. Формирование представлений об активном отдыхе.
|
Физическая культура, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
Спортивные игры, эстафеты на прогулке. Изготовление тематических альбомов «Олимпийские чемпионы». Рассказ воспитателя об истории олимпийских игр, о родине хоккея.
|
Развлече ние «Веселые старты» с участием родителе й.
|
|
5.Катание на лыжах |
|
|
|
|
IV неделя |
1. Делаем кормушку 2. Народные зимние игры 3.Мороз – красный нос (русская – народная игра) 4.Катание на санках 5. Снежные художники |
Труд, физическая культура, коммуникация , познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
Конкурс на лучшую кормушк у |
||
Февраль
I неделя |
Неделя добрых дел. 1.Положител ьные герои сказок, рассказов, мультфильмо в, кино. 2.Люди разных профессий, делающие добро 3. Настоящая дружба 4. Мои друзья в группе 5.Стихи и песни о добре |
Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле. Закрепить правила вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства, о причинах нечаянного совершения недобрых поступков, о людях разных профессий, делающих добро. Составление альбома «Наши добрые дела» (фото, рисунки). Разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений. Викторины по теме. Создание коллекции «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов» |
Конкурс «Самый вежливы й и добрый». |
II неделя
|
Лекторий «Защитники Отечества»
1.Мой папа – солдат
2.Наша Армия
3.Военная техника
4.Военные профессии
5.Подарок для папы и дедушки |
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность
|
Сюжетно-ролевые игры («Пограничники и др.»). Слушание и исполнение патриотических и военных песен, исполнение танцев. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов военной техники). Рассказы, основанные на личном опыте («Мой папа (дедушка) – военный»). Отгадывание и составление загадок по теме. Мастерская (изготовление сувениров для пап и дедушек, оформление музыкального зала, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр).
|
Выставка детского творчеств а
|
III неделя |
1. Праздник пап 2.Юные моряки 3. Граница на замке 4. Смелые танкисты 5. Стихи и песни об Армии |
Спортивн ый праздник, посвящен ный 23 февраля. |
|||
IV неделя |
Народные праздники и обычаи. 1.Праздник Масленицы |
Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями. Расширять представления о предметах быта, одежде, пище мордовского народа. Продолжать |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой |
Мордовские подвижные игры. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок. Рассматривание портретов и репродукций мордовских художников. |
Фолькло рный праздник. |
|
2.Мордовски е подвижные игры 3. Обрядовые праздники мордвы 4.Сказки мордвы 5.Художники ,композиторы , поэты и писатели Мордовии |
знакомить с мордовскими подвижными играми, с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики, с народной музыкой и произведениями мордовских композиторов. Расширять представления о календарно-обрядовых праздниках мордвы, приучать к участию в них. |
литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, здоровье
|
Знакомство с мордовскими сказками, героями. Рассказ воспитателя о праздниках мордовского народа. |
|
Март
I неделя |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. 1. Моя мама 2.Моя бабушка 3.Профессии наших мам 4.Стихи и песни о маме 5.Подарок для мамы |
Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. |
Мамин праздник, чаепитие. Выставка поделок «Мамина шкатулка » |
II неделя |
Народная культура
1.Мордовская изба 2. Мордовский |
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешка – городецкая, |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн |
Рассказы воспитателя о быте и обычаях мордовского народа. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. |
Выставка детского творчеств а |
|
национальны й костюм 3.Народные игры 4.Народные игрушки 5.Народное декоративноприкладное искусство(Го родец, ПолховМайдан, Гжель). |
богородская; бирюльки и др.). Продолжать знакомить с мордовским национальным декоративно-прикладным искусством. |
ое творчество, музыка, физическая культура |
Рассматривание декоративно-прикладное искусство разных народов (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Создать альбом «Народные игрушки России».
|
|
III неделя |
Неделя театра.
1.Театр (правила поведения, декорации, сцена и т д.) 2. Пальчиковый театр 3.Теневой театр 4.Марионетк и 5.Театральны е маски |
Приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему. Экскурсия в театр, знакомство с театром (помещения, сцена, реквизит, декорации, программки, театральный буфет.)
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Театр». Чтение художественной литературы по теме. Составление ролевых диалогов по иллюстрациям. Музыкальные, словесные импровизации. Игры-драматизации знакомых сказок. Мастерская (изготовление афиши, билетов, элементов декораций, реквизита, костюмов). Режиссерские игры, игры-превращения, театральные этюды. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов театральной маски и т.п.)
|
Театрали зованное представ ление |
IV неделя |
Книжки- на неделя
1.Детские |
Обогащать «читательский» опыт детей за счет разнообразных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии. Развивать литературно-художественный |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн |
Сюжетно-ролевые игры («Книжный магазин», «Библиотека», по сюжетам любимых детских книг). Знакомство с букварями, азбуками. |
Литерату рная викторин а |
|
писатели 2.Экскурссия в библиотеку 3.Книжкина больница 4.Умные книжки 5.Книжки - малышки |
вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность поэтических текстов. Воспитание желания и потребности читать книги, бережного отношения к ним.
|
ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Экскурсия в библиотеку. Беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты для любимых героев» и др.) Проектная деятельность (организация выставки работ детей по теме). Создание коллекции «Герои любимых детских книг». Труд в книжном уголке (ремонт книг). Слушание музыкальных произведений по мотивам литературных сюжетов. |
|
Апрель
I неделя |
Весна. День смеха (тематическ ий день). 1.День смеха 2. Перемены в природе 3.Весенняя капель 4.Первые ручьи 5.Воздух - невидимка |
Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Создать радостное настроение у детей. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) вокруг темы юмора.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
Рассказать детям о необычных и веселых традициях в разных странах, необычные факты из жизни животных и растений. Изготовление игрушек - дергунчиков для малышей. Чтение веселых художественных произведений.
|
Досуг «Звонкий смех» |
II неделя |
Неделя космоса. 1.Планета Земля 2.Первые животныекосмонавты 3.Первый космонавт 4. |
Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая |
Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль», «Космонавты». Проектная деятельность (выкладывание ракеты, космического корабля из мелких предметов). Слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки. Мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме). |
Спортивн ое развлече ние «Подгото вка космонав тов» |
|
Изобретатели космических кораблей 5.Поэты, писатели и музыканты о космосе |
|
культура, безопасность |
Беседы, рассказы воспитателя о первом космонавте планеты, о создателях космических кораблей, о названиях улиц и площадей в каждом российском городе, связанных с темой Космоса. Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме. |
|
III неделя |
Зеленая планета. 1.Мир растений 2.Правила поведения в лесу, парке, у водоема 3.Красная книга 4.Лекарствен ные растения 5.Охрана природы |
Формировать у детей осознанноположительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире. Углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных. Формировать умение заботиться об окружающей среде.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, безопасность, здоровье |
Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». Беседы по теме. Экскурсия по экологической тропе. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание и составление загадок по теме. Рассматривание гербария. Составление с детьми книги правил поведения в лесу парке, у водоема. Художественное творчество детей.
|
Выставка детского творчеств а |
IV неделя |
Они защищали Родину. 1.Никто не забыт и ничто не забыто 2. Битва за Москву 3.Дети войны 4.Партизаны 5.Стихи и песни о войне
|
Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Рассказы воспитателя о празднике.
Рассматривание иллюстраций и фотографий военных лет.
Творческое рисование на тему «Великий день Победы!», «Салют Победы».
Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, вспомнить песни военных лет.
Организовать выставку «Герои Великой Отечественной войны». |
Лекторий «Защитн ики Родины» |
Май
I неделя |
День Победы. 1.Герои Великой Отечественно й войны 2.Памятники героям Великой Отечественно й войны. 3.Вечный огонь 4.Герои Мордовии 5.Салют Победы! |
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Сюжетно-ролевые игры по теме («Разведчики»).
|
Праздник «День Победы».
|
II неделя |
Весна – красна!
1.Перемены в природе 2.Птицы 3.Звери 4.Труд взрослых 5.Стихи и песни о весне |
Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда, о весенних изменениях в природе. Формирование первичных ценностных представлений о птицах.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием птиц-персонажей. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов какой-либо птицы). Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Чтение художественной, научнопознавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме. Рассказы о домашних птицах (из личного опыта). |
Праздник «Веснакрасна».
|
III неделя |
Неделя безопасности 1.Осторожно, Огонь!
|
Закрепить основы безопасности жизнедеятельности человека. Уточнить знания о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров, о правилах поведения во время пожара. Знакомить с |
Безопасность, коммуникация , познание, чтение художественн |
Чтение стихов, пословиц, поговорок (Пожар в лесу). Игры «Откуда берется мусор?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Отыщи опасные растения». |
Викторин а «Внимате льный пешеход» |
|
2.Безопаснос ть на воде 3.Безопаснос ть в доме 4. Безопасность на улицах города 5. Службы спасения «01», «02», «03». |
работой службы спасения - МЧС. Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закрепить умения называть свой домашний адрес.
|
ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы с детьми «Почему надо охранять и беречь природу?», «Чем опасны шалости на воде?», «Службы спасения». Рассматривание репродукций картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского «Гроза».
|
, Выставка детских рисунков. |
IV неделя |
Скоро лето.
1. Перемены в природе 2. Ягоды и фрукты 3.Съедобные и ядовитые грибы 4.Жизнь животных 5.Отдых летом |
Формировать у детей обобщенных представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей.Много корма для зверей, птиц и их детенышей). Расширять представленияо съедобных и несъедобных грибах. |
Безопасность, коммуникация , познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы и наблюдения за изменениями в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Животные России», «Животные Мордовии». Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игрыпутешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике. |
Спортивн ый праздник «Здравст вуй, лето!»
|
3. Содержание программы
Перспективно-тематическое планирование по игровой деятельности
Неделя |
Тема Литература |
Программное содержание |
Материалы и оборудование |
Методы и приемы |
Совместная деятельность с детьми |
Взаимодействие с родителями |
Сентябрь 1 неделя |
День знаний Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр225
|
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения. |
Пирамидка, зеркало, Атрибуты для игры, игрушки – заместители.
|
Показ игрушек. Беседа. Самостоятельна я деятельность детей. |
1. Дидактическая игра «Пирамидки» 2.Сюжетно-ролевая игра «Школа» 3.Играэкспериментирование с солнцем. 4.Подвижная игра «Все на перегонки» |
Праздник «День знаний» |
2 неделя |
Неделя красоты. День Республики (тематически й день) А.К. Бондаренко «дидактически е игры в детском саду» стр 41
|
Формировать представления о красоте, взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.
|
Формы для песка. Аудиозапись сказки «Винни - Пух». Дидактическо е пособие. Атрибуты к игре по данной теме. |
Показ картинок. Развивать игровую деятельность детей. |
1.Дидактическая игра «Когда мы это делаем» 2.Сюжетно-ролевая игра с воспитателем «Салон красоты» 3.Игры-эксперименты с песком «Веселые машинки 4.Театрализованная игра Слушание сказки « Винни-пух» |
Выставка «Красота в жизни, природе, искусстве» |
3 неделя |
Азбука безопасности Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр163 Лещинская В.В, Развивающие игры с детьми» стр 237
|
Учить детей правилам дорожного движения. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице, Закреплять навыки поведения в общественном транспорте. Расширять знания о городском транспорте. Продолжать знакомить с дорожными знаками. |
Дидактическо е пособие, Атрибуты для игры, игрушки – заместители |
Показ игрушек. Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность. |
1.Дидактическая игра «Найди такой же знак» 2.Сюжетно-ролевая игра «Водитель автобуса» 3. Игры-эксперименты с песком. 4. Театрализованная игра «Отгадай, что я ем сладкую конфету, кислый лимон, горький перец» |
Выставка детского творчества |
4 неделя |
День дошкольного работника Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 5-6 лет стр 78 Галигузова Л.Н. «Развитие игровой деятельности» стр 49 |
Формировать представления о профессиях дошкольных работников, детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним |
Дидактически е пособия, атрибуты для игры. |
Показ воспитателя, развитие игровой деятельности. |
1.Дидактическая игра «Что изменилось». 2.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». 3. Подвижные игры «У медведя во бору» 4. Театрализованная игра « Еж и заяц»
|
День открытых дверей Выставка рисунков «Мой любимый детский сад», «Моя любимая воспитательница» |
Октябрь 1 неделя
|
Осень. (В мире растений) Лещинская В.В, Развивающие игры с детьми» стр 217
|
Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. |
Листья, муляжи овощей , фруктов; Маски по сказке «Репка»
|
Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность Показ способов выполнения игры указания, помощь |
1.Дидактическая игра «Было – будет». 2. Сюжетно-ролевая игра по теме. 3. Экологическая игра «С какого дерева листок». 4. Театрализованная игра «Репка» |
Праздник «Осень». Выставка детского творчества |
2 неделя
|
Осень. (В мире животных) Лещинская В.В, Развивающие игры с детьми» стр 154 |
Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты. Обогащать представления о многообразии животных, обитающих в разных климатических условиях. |
Иллюстрации с изображением домашних и диких животных, домашних птиц, резиновые игрушки
|
Игровая ситуация Показ способов выполнения игры указания, помощь
|
1. Дидактическая игра «Зоопарк». 2.Сюжетноролевая игра «Детский сад». 3.Пальчиковая игра парами «Как у нашей кошки 4.Подвижная игра «Угадай животное» |
Конкурс рисунков животных |
3 неделя
|
Моя республика. Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр114
|
Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей республики, страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей Мордовии, гербом и флагом, мелодией гимна. |
Игрушки заменители, дидактические пособия, картинки с изображением государственн ой символики |
Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность Показ способов выполнения игры указания, помощь |
1.Игры «Найди флаг и герб Мордовии», 2.«Кто больше назовет?» (реки, озера, праздники,) 3.Сюжетно-ролевая игра «Пожарные». 4.Играэкспериментирование «Тонет – не тонет».
|
Выставка детского творчества |
4 неделя
|
Моя страна. Бондаренко |
Знакомить с историей России, гербом и флагом, |
Кукла – |
Ознакомление с содержаним |
1.Дидактическая игра «Помоги гному выучить |
Просмотр видеофильма «Прогулка по Москве» |
|
Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр146 |
мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Мордовию, Россию, о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины. |
мордовочка,
Игрушки – животные
|
игры Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность. |
дни недели». 2.Сюжетно-ролевая игра «Если бы я был президентом…», 3. Подвижные игры «Стрельба в мишень», «Солнечный дождик». 4. Музыкально- литературный час «Люблю просторы русские» |
|
Ноябрь 1неделя |
День народного единства. Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр136 Лещинская В.В, Развивающие игры с детьми» стр 245
|
Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. |
Детский набор врача ,кукла , мыло,
|
Игровая ситуация Показ способов выполнения игры указания, помощь
|
1.Дидактическая игра «Собери бусы». 2.Сюжетно - ролевая игра «Театр» 3. Игра с крупным строительным материалом «Дом, в котором живем».
|
Спортивный праздник «День народного единства». |
2 неделя |
Моя семья Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр157 Лещинская |
Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Закреплять знание детьми своих имени, |
Куклы, игрушки, игрушки – заместители. Маски или шапочки героев сказки |
Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность Показ способов выполнения игры |
1.Дид игра «, «Сложи картинку». 2.Сюжетно-ролевая игра «Семья». 3.П/ игра «Замри» 4.театрализованная игра «Репка» 5.пальчиковая игра |
Спортивное развлечение «Веселые семейные старты» Выставка рисунков «Моя семья» |
|
В.В, Развивающие игры с детьми» стр 245 |
фамилии и возраста, имен родителей. Познакомить с праздником «День матери». |
|
указания, помощь |
«Семья» |
|
3 неделя
|
Расту здоровым.
Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр143 |
Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Ситуативные беседы об отдельных профессиональных действиях врача, об отношениях врача и пациента. |
Детский набор врача ,кукла , мыло, зубная паста. |
Игровая ситуация Показ способов выполнения игры указания, помощь |
1.Дидактическая игра «Скажи дальше». 2.Сюжетно – ролевая игра с воспитателем «Больница». 3. Пальчиковая игра «Цветок». 4.Игрыэкспериментирования (с водой, зубной щеткой и пастой, мылом и т.д.). |
Развлечение «День здоровья» |
4 неделя |
День матери
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 5-6 лет стр 76 Лещинская В.В, Развивающие игры с детьми» стр 184 |
Расширять знания о роли мамы в жизни детей и семьи, закреплять представления детей о важности внимательного, доброжелательного отношения к маме и между близкими людьми в семье, учить детей заботиться о маме, помогать ей во всем. |
Куклы, платочки, игрушки, формы для песка, игрушки заменители
|
Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность Показ способов выполнения игры указания, помощь |
1.Дид.игра «Нанижи бусы » 2.сюжетно-ролевая игра « Дочки Матери.», 3.п/игра «Белки в Лесу» 4.Речевая игра «Угадай на чем играю» 5.Игрыэкспериментирование с песком |
|
Декабрь 1неделя
|
Зима Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр155 Лещинская В.В, Развивающие игры с детьми» стр 225 |
Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.
|
Игрушки – кошка, строительный материал. Кукла, зимняя одежда для куклы.
|
Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность Показ способов выполнения игры указания, помощь |
1. Экологические игры «Узнай по следу 2..Дид игра «Что катится». 3..Сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу на прогулку» 4..П/ игра «Зайка беленький сидит » 5..Строительная игра «Домик для кошки »
|
Выставка детских рисунков «Зимушказима» |
2 неделя
|
Зима Бондаренко Т.М « Комплексные занятия в старшей группе»стр156 Лещинская В.В, Развивающие игры с детьми» стр 244 |
Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, растений в зимний период. Знакомство с зимними забавами. Учить безопасному поведению на улице зимой.
|
Игрушечный набор «Дорожное движение» Домино «Фрукты», лото «Мир животных»
|
Игровая ситуация Показ способов выполнения игры указания, помощь
|
1.Дидактическая игра «Где чей дом». 2.Сюжетно – ролевая игра с воспитателем «Дорожное движение». 3. Настольные игры домино «Фрукты», лото «Мир животных». 4.п/игра «Падают снежинки» 5..пальчиковая игра «Варежка |
Зимние забавы и эстафеты с родителями |
3 неделя
|
В гостях у сказки. А.К. Бондаренко «дидактически е игры в детском саду» стр 51 |
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. |
Атрибуты к сказкам, куклы.
|
Побуждать детей к игре, стимулировать игровую деятельность Показ способов выполнения игры указания, |
1.Дидактическая игра парами «Зоологическое домино». 2.Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в сказку». 3. Экологическая игра Лото «Кто где живет» 4. П/игра Берегись а то |
Театрализованное представление |
|
|
|
|
помощь |
заморожу 5.Театралированная игра «Зимовье» |
|
4 неделя
|
Новый год. Фабрика Деда Мороза Т.М.Бондаренк о «Комплексные занятия в старшей группе »стр 147: |
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.
|
Несколько кусочков ваты, Куклы, одежда для кукол, банты, различные праздничные аксессуары.
|
Игровая ситуация Показ способов выполнения игры указания, помощь
|
1.Дидактическая игра «Найди игрушку». 2.Сюжетно – ролевая игра «В гости к Снегурочке ». 3.Подвижная игра «Гуси – лебеди».
|
Новогодний утренник Конкурс «Фабрика Деда Мороза |
Январь 2 неделя
|
Каникулы Т.М.Бондаренк о «Комплексные занятия в пер мл группе»стр 153 |
Продолжать формировать представления детей о рождественских праздниках |
Картины «Рождество». |
Беседа с детьми «Зимние праздники».
|
1.П.и. «Снежинки и ветер». 2.П.и. «Берегись, заморожу». 3.Лепка «Снеговик» 4.Дидактическая игра «Это зима?». |
Развлечение «Рождество» |
3 неделя
|
Зимние забавы. "В гостях у снеговика"Ком плексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы |
Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. Расширение представлений о закаливании. Формирование представлений об активном отдыхе.
|
Картинки |
Рассматривание картины «Зимние забавы».. Чтение и обсуждение сказок и стихов: «Морозко», «Снегурочка», «Елка и Снеговик» |
1.Дидактическая игра «Найди похожие предметы». 2.Сюжетно – ролевая игра «Строители». 3.Игра - эксперимент «Лед – твердая вода». |
Развлечение «Веселые старты» с участием родителей |
4 неделя
|
Зимнии забавы "Зимние игры" |
Продолжать формировать представление о зимних развлечениях. |
Картинки |
Рассматривание картины «Зимние |
1.Дидактическая игра «Найди похожие предметы». |
Конкурс на лучшую кормушк |
|
Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы |
Формировать представления о безопасном поведении зимой.
|
|
забавы». |
2.Сюжетно – ролевая игра «Снежная королева». 3. Подвижные игры «Накинь кольцо». |
|
Февраль 1 неделя
|
Неделя добрых дел. " Поиграл - убери " В.В. Гербова Стр. 37
|
Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле. Закрепить правила вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
|
Показ картин с иллюстрациям и о том, как дети убираю игрушки после игр. |
Беседа "Убираемся после игр" |
1.Дидактическая игра «Найди свою пару». 2.Сюжетно – ролевая игра с воспитателем «Железная дорога». 3.Экологические игры Лото «Мир животных», «Кого не стало». 4. Игра «Кто у нас хороший»
|
Конкурс «Самый вежливый и добрый». |
2 неделя |
Лекторий «Защитники Отечества» "Их помнит Мордовия, их помнит Саранск". (конспект) |
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. |
Рассматриван ие военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника. |
Беседа "Защитники Отечества" |
1.Дидактическая игра «Найди свое место». 2. Сюжетно – ролевая игра «Пограничники». 3.Подвижная игра «Кошка и мышки».
|
Выставка детского творчества
|
3 неделя |
Защитники отечества "Их помнит Мордовия, их помнит |
Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, |
Рассматриван ие военных игрушек, изображений военной |
Беседа "Наши папы" |
1.Дидактическая игра «Времена года». 2.Сюжетно-ролевая игра с воспитателем «Защитники». |
Спортивный праздник, посвященный 23 февраля. |
|
Саранск". (конспект) |
воздушные, танковые войска), боевой техникой.
|
формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника. |
|
3.Настольно-печатная игра «Мой дом». |
|
4 неделя |
Народные праздники и обычаи. "Народные подвижные игры" «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования. |
Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями. Расширять представления о предметах быта, одежде, пище мордовского народа. |
Русские, мордовские народные песни. |
Беседа «Праздники Мордовского народа» |
1.Дидактическая игра «Времена года» 2.Сюжетно – ролевая игра «Семья». 3.Подвижная игра «Ловля мячей сачками». 4. Игра хоровод- Мы матрешки
|
Фольклорный праздник. |
Март 1 неделя |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. "Детям о празднике.". Книга Валентины Семёновой о мордовской кукле |
Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. воспитателям. |
Картины с изображением праздника. |
Беседа с детьми "Мамин день". |
1.Дидактическая игра «Чья одежда». 2.Сюжетно – ролевая игра ««Семья». 3.Подвижная игра «Сделай фигуру» |
Мамин праздник, чаепитие. Выставка поделок «Мамина шкатулка» |
2 неделя |
Народная культура
"Мордовские игры." (конспект)
|
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративноприкладным искусством. Расширять представления о народных игрушках. |
Мордовские игрушки |
Беседа «Нет краше мордовочки нашей».
|
1.Дидактическая игра «Кому что нужно». 2.Сюжетно – ролевая игра «Строительство». 3.Настольная игра «Мозаика» |
Выставка детского творчества |
3 неделя
|
Неделя театра. "Вся наша жизнь-игра" Бондаренко Т.М.« Комплексные занятия в старшей группе детского сада» стр. 63 |
Приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему. Экскурсия в театр, знакомство с театром. |
рассматривани е иллюстраций |
Рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок». |
1.Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбки». 2.Сюжетно – ролевая игра «Театр». 3. Пальчиковая игра парами «Умой зайке глазки»..
|
Театрализованное представление |
4 неделя
|
Книжки- на неделю Бондаренко Т.М.« Комплексные занятия в старшей группе детского сада» стр. 75 |
Обогащать «читательский» опыт детей за счет разнообразных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии.
|
Книги |
Книжный уголок: оформление выставки: «Наши любимые сказки» |
1.Игра – инсценировка по сказке «Теремок». 2.Дидактическая игра «Найди по описанию». |
Литературная викторина |
Апрель 1 неделя
|
Весна. День смеха (тематически й день). "Приметы весны". |
Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к |
Картины художников на тему"Весна". |
Беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем |
1.Дидактическая игра «Смотрит солнышко в окошко». 2.Сюжетно – ролевая игра «Спасатели и охранники». |
Досуг «Звонкий смех» |
|
Бондаренко Т.М.« Комплексные занятия в старшей группе детского сада» стр. 194 |
изменениям в природе. Создать радостное настроение у детей.
|
|
их»,
|
3.Игра – эксперимент «Веселые кораблики».
|
|
2 неделя |
Неделя космоса. «Космонавты» конспект
|
Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей. |
Картинки о космосе, |
Слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки.
|
1.Дидактическая игра «Сложи ракету». 2.Сюжетно – ролевая игра «Космонавты».. 3. Пальчиковая игра парами «Веселая семейка». |
Спортивное развлечение «Подготовка космонавтов» |
3 неделя |
Зеленая планета. (конспект)
|
Формировать у детей осознанно-положительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире. |
Рассматриван ие картинок на тему «Природа» |
Беседы по теме. Экскурсия по экологической тропе. |
1.Дидактическая игра «Что где растет». 2. Сюжетно – ролевая игра «Юные экологи» . 3 Подвижные игры «Футбол».
|
Выставка детского творчества |
4 неделя
|
Они защищали Родину. Бондаренко Т.М.« Комплексные занятия в старшей группе детского сада» стр. 174 |
Осуществлять патриотическое воспитание. |
Рассматриван ие картин по военной тематики, беседа |
Рассказы воспитателя о празднике.
|
1.Дидактическая игра «Что где растет». 2.Сюжетно – ролевая игра «Разведчики». 3.Игра – эксперимент «Передача солнечного зайчика». |
Лекторий «Защитники Родины» |
Май |
День Победы. |
Воспитывать детей в духе |
Рассматриван |
Беседа: «День |
1.Дидактическая игра |
Праздник «День |
1 неделя |
Бондаренко Т.М.« Комплексные занятия в старшей группе детского сада» стр. 163
|
патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. |
ие картин по теме, беседа с воспитателем |
победы» |
«Наш город Москва». 2.Сюжетно – ролевая игра «Защитники». 3.Подвижная игра «Чье звено скорее соберется?»
|
Победы».
|
2 неделя |
Весна – красна! Бондаренко Т.М.« Комплексные занятия в старшей группе детского сада» стр. 146 |
Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда, о весенних изменениях в природе. |
Картины художников на тему"Весна". |
Беседа: "Какие цветы мы знаем" |
1.Дидактическая игра «Наш город Саранск». 2.Сюжетно – ролевая игра «Животные». 3.Настольная игра «Лото цветные фигурки». |
Праздник «Веснакрасна».
|
3 неделя |
Неделя безопасности. Бондаренко Т.М.« Комплексные занятия в старшей группе детского сада» стр. 143 |
Закрепить основы безопасности жизнедеятельности человека. Уточнить знания о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров, о правилах поведения во время пожара.
|
Рассматриван ие репродукций картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского «Гроза».
|
Беседы с детьми «Почему надо охранять и беречь природу?», «Чем опасны шалости на воде?», «Службы спасения».
|
1. Игры «Откуда берется мусор?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Отыщи опасные растения» 2.Сюжетно ролевая игра «Спасатели»
|
Викторина «Внимательный пешеход», Выставка детских рисунков. |
4 неделя
|
Скоро лето. Лещинская В.В, Развивающие игры с |
Формировать у детей обобщенных представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширять и |
Беседы и наблюдения за изменениями в природе |
Беседы о безопасности на дорогах. |
1.Дидактическая игра «Спрячем и найдем». 2.Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр». |
Спортивный праздник «Здравствуй, лето!»
|
|
детьми» стр 245 |
обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. |
|
|
3.Подвижная игра «Жмурки».
|
|
4. Планируемые результаты освоения программы
• В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и пользовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками.
• Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
• Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
• Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметовзаместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей.
• Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
• Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.
• В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
• Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
5. Условия реализации рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение:
• Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды.
– СПб.: Детство-Пресс, 2012.
• Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
• Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
• Деркунская В.А., Проектная деятельность дошкольников. Учебнометодическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.:
Детство-Пресс, 2007.
Курочкина Н.А., Дети и пейзажная живопись. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
• Курочкина Н.А., Знакомство с натюрмортом. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
• Методические советы к программе «Детство». // Отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А.
Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
• Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А., Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.:
Детство-Пресс, 2012.
• Михайлова З.А., Игровые задачи для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
• Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., Математика от трех до семи. Учебнометодическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
• Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Мониторинг в детском саду Научно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г.
Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
• Новицкая В.А., Римашевкая Л.С., Хромцова Т.Г., Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для
ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. Методическое пособие. /Под ред А.Г.Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Средняя группа. Методическое пособие. / Под ред А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа. Методическое пособие. / Под ред А.Г. Гогоберидзе. – М.:
Центр Педагогического образования, 2008.
• Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа. Методическое пособие. / Под ред А.Г.
Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
• Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013. .
Учебно-наглядные пособия.
• Курочкина Н.А. Знакомим дошкольников с натюрмортом. Нагляднодидактическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
• Курочкина Н.А. Знакомим дошкольников с портретной живописью.
Наглядно-дидактическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
• Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие.
Методическое сопровождение З.А.Михайловой. – СПб.: Корвет, 1995-2011.
Цветные счетные палочки Кюизенера. наглядно-дидактическое пособие.
Методическое сопровождение З.А.Михайловой. – СПб.: Корвет, 1995-2011.
Развитие детей 5-7 лет происходит успешно при условии удовлетворения в образовательном процессе ведущих социальных потребностей дошкольников:
- потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими
(воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности;
- потребность в активном познании и информационном обмене;
-потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;
- потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
- потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.
Помещении группы старшего возраста можно создать следующие зоны:
• физического развития;
• Сюжетных игр;
• Строительных игр;
• Игр с транспортом;
• Игр с природным материалом (песком, водой).
• Творчества;
• Музыкальных занятий;
• Чтения и рассматривания иллюстрацй; Релаксации (уголок отдыха и уединения).
• Дидактические уголки
6. Список литературы
1 .Богуславская, 3, М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991.
2.Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988г.
4. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада : программа и метод, рекомендации / сост. Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И.
Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А.
Михайловой, Л. М. Гурович. -СПб.: Детство-Пресс, 2007.
6. Дошкольное воспитание: журн. - 1990. - № 10.
7. Дошкольное воспитание: журн. - 1991. - № 2.
8. Дошкольное воспитание: журн. - 1991. - № 6.
9. Дошкольное воспитание: журн. - 1991. - № 7.
10. Дошкольное воспитание: журн. - 1991. - № 10.
11. Дошкольное воспитание: журн. - 1995. - № 2.
12. Дошкольное воспитание: журн. - 1995. - № 3.
13. Дошкольное воспитание: журн. - 1995. - № 4.
14.Дошкольное воспитание: журн. - 1995. - № 5.
15. Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошкольного образования / (О.В. Бурляева и др.). – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2011
16. План - программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада / сост. В. А. Гончарова, М. В. Ионова, 3. А. Михайлова; под ред. 3. А. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. 17 . Скорлупова, О. А. Тематическое планирование воспитательнообразовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: в 2 ч. / О. А. Скорлупова. - М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
18. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет: систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб.: Смарт, 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.