МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
г.о. Мытищи Московская область
141021, Московская область, г. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А, тел. (498)785-72-41
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №32
____________Н.В.Шмелева
Приказ по МБОУ СОШ №32
от «_____» августа 2021 года.
Рабочая программа
по истории
10 класс
2021-2022 учебный год
Составитель:
Буланов К.В.,учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
Рабочая программа по истории разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования,Примерных программ по учебным предметам:История 10-11класс/Стандарты второго поколения/
М:Просвещение,2018г.Учебники:.10класс:учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях:часть1.Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева под ред. Торкунова А.В. История России М.: «Просвещение», 2018г., часть2 Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева под ред. Торкунова А.В. История России М.: «Просвещение», 2018г
Согласно базисному учебному плану 2004 года на изучение истории России в10 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.За счет часов компонента образовательного учреждения,учебного плана МБОУ СОШ №32,количество часов на изучение предмета увеличено в объеме 1час в неделю.Таким образом на изучение истории России в10 классе отводится 2часа в неделю,68часов в год.
Цели и учебного предмета:
-воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессовсовременного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи учебного предмета:
-формирование систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащение социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.
-помочь учащемуся выработать историческое мышление — подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, в опреде ленном историческом контексте и в связи с конкретным историческим опытом;
-показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее гуманитарные аспекты;
-расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним;
-способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа;
-помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту других народов, цивилизаций, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся то лерантности.
-способствовать анализу роли человеческого фактора в истории; уметь опреде лять позиции и мотивы действий участников исторических процессов; на базе исторических знаний выработать навыки социальной ориентации в условиях динамичных перемен современности.
Основное содержание
ИСТОРИЯ РОССИИ 10 класс
История России – часть всемирной истории Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии.Источники по истории отечества. Народы и древнейшие государства на территории России Переход от присваивающего хозяйства к производящему.Скотоводы и земледельцы.Великое переселение народов и его влияние наформирование праславянского этноса. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.Русь в IX – начале XII вв.Происхождение государственности увосточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси.Культура Древней Руси. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Причины распада Древнерусского государства. Образование Монгольского государства.Нашествие на Русь. Золотая Орда.Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.Зарождение национального самосознания на Руси..Великое княжество Московское в системе международных отношений.Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв.Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Москва как центр развития культуры великорусской народности.Российское государство во второй половине XV – XVII вв.Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России..Установление царской власти . Реформы середины XVI в. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.Расширение территории Российского государства в17 веке. Церковный раскол и его значение. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Формирование национального самосознания.Реформы Петра-1,значение реформ для страны.Внешняя политика.Северная война. .Внутренняя и внешняя политика России во 2 половине 18века. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка.Превращение России в мировую державу.Россия в войнах 18века. Реформы Александра-1.Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Россия во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Политика контрреформ.Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота Реформы С.Ю. Витте. Россия в конце 19века.
По окончании 10 класса обучающиеся должны знать:
-даты и хронологические рамки значимых событий, их этап- места, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-основные факты, процессы и явления отечественной истории,
- место и роль России во всемирно-историческом процессе,
- понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
-иметь представление об основных трактовках ключевых проблем отечественной истории, высказывать собственное суждение по данным вопросам;
- уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями; реконструировать исторические события; давать характеристику историческим деятелям, составлять их биографии.
По окончании 10 класса обучающиеся должны уметь:
-составлять хронологические и синхронистические
таблицы;
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
-классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
-объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
-излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
-объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
-излагать различные оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История России
| 
 Наименование разделов, количество часов  | 
 Основное содержание по темам  | 
 Основные виды деятельности (на уровне учебных действий)  | 
| 
 Введение.Древнерусское государство в 9-13вв.-8ч  | 
 Народы и древнейшие государства на территории России. Русь в IX – начале XII вв. Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Принятие христианства.Нашествие монголо-татар на Русь.  | 
 Знакомятся с теориями происхождения русского государства,причинами и последствиями принятия христианства, работают с картой,знать даты и события,персоналии.  | 
| 
 Образование единого Русского государства в 14-15вв.-3ч  | 
 Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель..Великое княжество Московское в системе международных отношений.Образование единого государства.  | 
 Находят в учебнике причины возвышения Москвы, отслеживают ход образования единого государства, работают с картой,учебником,дополнительной литературой,выполняют творческие задания.  | 
| 
 Россия в 16-17вв.-7ч  | 
 Реформы середины XVI в, причины,ход реформ,итоги,значение для страны. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы  | 
 Используя учебник находят причины,ход,итоги, последствия реформ.  | 
| 
 Россия в эпоху Петра Великого-4  | 
 Реформы Петра-1,значение реформ для страны.Внешняя политика.Северная война.  | 
 Используя учебник находят причины,ход,итоги, последствия реформ,анализируют деятельность Петра-1,составляют таблицу «Сражения Северной войны «,работают с картой,даты и события.  | 
| 
 Россия в середине и второй половине 18 в.-6ч  | 
 Внутренняя и внешняя политика России во 2 половине 18века.  | 
 Работают с картой,учебником,дополнительной литературой,выполняют задания,записывают информацционный материал в тетрадь,даты и события.  | 
| 
 Россия в 1 половине 19 века-8ч  | 
 Реформы Александра-1.Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.  | 
 Используя учебник находят причины,ход,итоги,последствия реформ,работают с картой,выполняют задания.  | 
| 
 Россия во 2 половине 19 века-24ч  | 
 Россия во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Политика контрреформ.Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота Реформы С.Ю. Витте.  | 
 Используя учебник,дополнительную литературу анализируют развитие России во 2 половине 19века.Работают с документами,составляют таблицу,находят причины реформ С.Ю.Витте.  | 
| 
 Итоговое повторение-8ч 
 
 
  | 
 Повторение ключевых тем курса.  | 
 тестирование  | 
Итого-68ч
ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История России
| 
 № п/п  | 
 Наименование разделов  | 
 Всего часов  | 
 тесты  | 
| 
 1  | 
 Введение.Древнерусское государство в 9-13вв.  | 
 8  | 
 1  | 
| 
 2  | 
 Образование единого Русского государства в 14-15вв.  | 
 3  | 
 
  | 
| 
 3  | 
 Россия в 16-17вв.  | 
 7  | 
 
  | 
| 
 4  | 
 Россия в эпоху Петра Великого  | 
 4  | 
 
  | 
| 
 5  | 
 Россия в середине и второй половине 18 в.  | 
 6  | 
 1  | 
| 
 6  | 
 Россия в 1 половине 19 века  | 
 8  | 
 
  | 
| 
 7  | 
 Россия во 2 половине 19 века  | 
 24  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Итоговое повторение 
 
 Итого:  | 
 8 
 
 
 
 68  | 
 1 
 
 
 
 3  | 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История России
1 полугодие
| 
 № п/п  | 
 Наименование разделов 
  | 
 Название темы  | 
 Кол-во часов  | 
 Дата проведения 
 план  | 
 Дата проведения 
 факт  | 
| 
 1  | 
 Раздел 1. Древнерусское государство в IX – XIII веках – 7 часов 
  | 
 Введение  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 
  | 
 Восточные славяне в IV – IX веках. Образование древнерусского государства  | 
 1 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3  | 
 
  | 
 Киевская Русь. Первые князья.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4  | 
 
  | 
 Культура Киевской Руси 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 5  | 
 
  | 
 Русские земли в XII – XIII веках 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 6  | 
 
  | 
 Культура Руси XII – XIII веков  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 7  | 
 
  | 
 Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Орды  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 8  | 
 
  | 
 Тестовая работа «Древнерусское государство в IX – XIII веках». Обобщение по теме.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 9  | 
 Раздел 2. Образование единого Русского государства в XIV – XV веках – 3 часа  | 
 Усиление Московского княжества в XIV- первой половине XVв.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 10  | 
 
  | 
 Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV- начало XVIв.)  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 11 
  | 
 
  | 
 Культура Руси в XIV – XV вв.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 12  | 
 Раздел 3. Россия в XVI – XVII веках – 7 часов 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Россия в XVI столетии 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 13  | 
 
  | 
 Русская культура в XVI столетии  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 14  | 
 
  | 
 Смутное время 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 15  | 
 
  | 
 Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 16  | 
 
  | 
 Внешняя политика России в XVII веке  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 17  | 
 
  | 
 Культура России в XVII столетии.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 18  | 
 
  | 
 Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 19  | 
 Раздел 4. Россия в эпоху Петра Великого - 4 часа  | 
 Начало правления Петра I.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 20  | 
 
  | 
 Реформы Петра I.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 21  | 
 
  | 
 Внешняя политика Петра I  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 22  | 
 
  | 
 «Культурная революция» в России в начале XVIII в.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 23  | 
 Раздел 5. Россия в середине и второй половине XVIII века – 6 часов.  | 
 Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 24  | 
 
  | 
 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 25  | 
 
  | 
 Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 26  | 
 
  | 
 Внешняя политика России в XVIII веке  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 27  | 
 
  | 
 Царствование Павла I  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 28  | 
 
  | 
 Культура России в XVIII веке. Тест «Россия в XVIII веке»  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 29  | 
 Раздел 6. Россия в первой половине XIX века – 8 часов  | 
 Экономическое развитие в конце XVIII – первой половине XIX века  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 30  | 
 
  | 
 Реформы Александра I  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 31  | 
 
  | 
 
 Борьба с Наполеоном 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 32  | 
 
  | 
 Период реакции. Декабристы.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
2 полугодие
| 
 33  | 
 
  | 
 Внутренняя политика Николая I 
  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 34  | 
 
  | 
 Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 35  | 
 
  | 
 Общественное движение в годы царствования Николая I  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 36  | 
 
  | 
 Культура России первой половины XIX века.  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 37-39  | 
 Раздел7. Россия во второй половине XIX века –24часов  | 
 Начало правления Александра II. Крестьянская реформа. 
  | 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 40-41  | 
 
  | 
 Социально-экономическое развитие пореформенной России  | 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 42-44  | 
 
  | 
 Реформы 60 – 70 гг. XIX века  | 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 45-47  | 
 
  | 
 Общественное движение середины 50-60 –х гг. XIX в.  | 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 48-51  | 
 
  | 
 Противостояние власти и революционеров в 70- х –начале 80-х гг. XIX в.  | 
 4  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 52-54  | 
 
  | 
 Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III  | 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 55-57  | 
 
  | 
 Внешняя политика России во второй половине XIX века  | 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 58-60 
 
 6168  | 
 
  | 
 Русская культура второй половины XIX века 
 
 
 
 
 Итоговое повторение.(тест) Защита рефератов.  | 
 3 
 
 
 
 
 
 
 
 8  | 
 
  | 
 
  | 
Всего:68ч
Учебно-методическое обеспечение
1.Примерной программы :История 10-11класс,М:Просвещение,2018г.
2.Н.М. Арсентьев, Данилов А.А и др. под редакцией А.В. Торкунова.
История России.Учебник для общеобразовательных организаций.
в2 ч./ М., «Просвещение», 2018 г 10класс
Дополнительная литература для учителя:
1.Важенин А.Г.История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС-пресс, 2019 год.
2.Шамрай Ю.В., Ткачук И.И. История России. XIX век 10 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов -на-Дону, ЛЕГИОН, 2019г.
3.Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. - М: Вентана-Граф, 2018 год.
Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2019 год
Дополнительная литература для обучающихся:
1.Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 2018;
2.История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 2018;
3.Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2018;
4.Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 9 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 2018;
Интернет-ресурсы.
CD-ROM Уроки отечественной истории Кирила и Мефодия
Программный учебный комплекс История отечества CD-ROM часть4.
CD-ROM Вехи истории энциклопедия
CD-ROM История нового времени 8 класс. Образовательная коллекция 1С
CD-ROM Энциклопедия история России 862-1917
CD-ROM История тестовый контроль 9 классы
CD-ROM Русский музей живопись
РАССМОТРЕНО
Методическое объединение
протокол от «______» августа 2021года №
Руководитель МО ____________ /__________________/
(подпись) (расшифровка)
Лист корректировки программы
I полугодие
| 
 Название раздела, темы  | 
 Сроки проведения по плану  | 
 Дата проведения по факту  | 
 Причина корректировки  | 
 Корректирующие мероприятия  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
 
  | 
Лист корректировки программы
II полугодие
| 
 Название раздела, темы  | 
 Сроки проведения по плану  | 
 Дата проведения по факту  | 
 Причина корректировки  | 
 Корректирующие мероприятия  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
 
  | 
Программа по учебному предмету « » за курс ____________ класса пройдена в полном объеме.
_______________________ /___________________________________/
(подпись) (расшифровка)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.