Программа "Изучаем родной край"
Оценка 4.7

Программа "Изучаем родной край"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
естествознание
5 кл—9 кл
29.11.2022
Программа "Изучаем родной край"
Изучение курса “Изучаем родной край” представляется целесообразным, т.к. музей позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал.
Программа Изучаем родной край.doc

Пояснительная записка.

Изучение курса “Изучаем  родной край” представляется целесообразным, т.к. музей позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал.

Кроме того, курс “Изучаем родной край” может быть востребован и с практической точки зрения, потому что в МКОУ «Ольховецкая ООШ» создана музейная комната истории школы и деревни Ольховец. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать актив музея, объединять детский коллектив.

Программа дополнительного образования предназначена для   учащихся 5-9-х классов малокомплектной школы.

Цели программы.

 Содержание  курса “ Изучаем  родной край” позволит:

·        углубить представления о Тульском крае;

·        развивать краеведческое движение;

·        познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

  • дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
  • побудить учащихся к созидательной деятельности;
  •  расширению кругозора школьников.

Задачи программы  состоят в том, чтобы учащиеся:

  • составили целостное представление о многогранности музейного мира;
  • исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности;

Формы и методы преподавания. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы.

В основу реализации программы  «Изучаем  родной край» может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки). Такой метод преподавания позволит уч-ся актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа).

Объем программы составляет 70 часов.

Тематическое планирование курса  «Изучаем  родной край»

Тема

Количество часов

 

Всего

Теоретических

Практических

Тульская область – наш родной край.

3

3

-

Направления краеведческого движения

10

1

 

Этнография

1

 

Наши славные земляки

1

 

Некрополь

1

 

Археологическое краеведение

1

 

Естественно-географическое краеведение

1

 

Архитектурное краеведение

1

 

Книга Памяти

1

 

Летопись

1

 

История народного образования Тульского края

1

 

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.

2

2

-

Актив школьного музея, его функции

3

2

1

Сбор и оформление краеведческого материала: фотолетопись, встреча, экскурсия

3

3

-

 Музей как социокультурное явление

1

1

-

 Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.

1

1

-

 Научно-исследовательская работа музеев

2

1

1

Фондовая работа музеев

2

2

 

Экспозиционно-выставочная работа музеев

4

2

2

Культурно-просветительная работа музеев

4

2

2

Где и как собирать материалы для музея

4

2

2

Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном крае

4

2

2

Родной край в литературе и искусстве

4

2

2

Изучение биографии

3

1

2

Как записывать воспоминания

2

 

2

Изучение архивных документов

2

 

2

Учет и хранение собранного материала

5

2

3

 Как оформить выставку, музейную экспозицию

4

2

2

Как подготовить сообщение, экскурсию по школьному музею

5

1

4

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

70

41

29

Содержание курса

 Предмет и задачи курса. Понятия: музей — музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура курса.

  Музей как социокультурное явление  

Понятие “музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции.

Учащиеся должны знать:

  • основную музейную терминологию;
  • функции и задачи музея.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в музейной терминологии.

  Этнография

Изучение местных традиций, народного фольклора: сказок, легенд, песен, преданий, праздников, обрядов, игр и т.д. Возрождение забытых промыслов, ремесел. Создание на этой основе свода под названием «Народная энциклопедия»

Наши славные земляки.

Информация о людях, прославивших наш Тульский край, создание издание о них «Наши славные земляки».

Некрополь

Изучение местной некрополи (кладбища). Выявление могил и захоронений наших славных земляков. Принятие участия в благоустройстве захоронений.

Археологическое краеведение

Работа летних археологических лагерей, помощь археологам-профессионалам, знакомство с тайнами истории, которые хранит земля.

Естественно-географическое краеведение

Наиболее актуальное -  экологическое направление.  Создание оперативных групп по выявлению фактор нарушения экологического равновесия в природе. Проведение паспортизации рек, водоемов, лесов. Выявление мест сброса вредных веществ, стихийных свалок. Подготовка экологических карт мест проживания и путешествий. Прием участия в благоустройстве городов, сел. Деревень, в восстановлении старинных садов, парков, рощ.

Топонимический словарь

Красная книга исторических названий. Сохранение в нашей памяти исчезнувшие деревни, старинные усадьбы. Изучение старых названий всех населенных пунктов, лесов, полей, рек, оврагов. Создание топонимического словаря тульской области.

Архитектурное краеведение

Выявление названий и истории разрушенных и запущенных памятников, в т.ч. памятников архитектуры.

Книга Памяти

Оказание посильной помощи в создании областной Книги Памяти. Восстановление забытых захоронений.

Летопись

Создание семейной летописи. Восстановление своей родословной, семейных преданий. Создание летописи сел. Деревень. Городов.

История народного образования Тульского края.

Создание летописи школ. Написание биографий знаменитых педагогов и их учеников.

Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.  

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Иркутский музей и начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитарного общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталитаризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в посттоталитарном обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня. Перспективы развития музеев России.

Учащиеся должны знать:

  • этапы становления и развития музеев России.

Учащиеся должны уметь:

  • определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
  • работать с таблицей “Музеи России. История развития”.

  Научно-исследовательская работа музеев  

Музей как научно-исследовательское учреждение. Направления и тематика научно-исследовательской работы музеев.

Организация научно-исследовательской работы музеев. Научная концепция музея. Изучение музейных материалов. Экспозиции и выставки как главный итог музейной работы. Их роль в социокультурной деятельности музея.

Практическое занятие — работа над созданием научной концепции выставки.

Учащиеся должны знать:

  • цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;
  • роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться музейной терминологией;
  • работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки.

  Фондовая работа музеев  

Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов. Их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Организация и проведение полевых экспедиций. Их роль в формировании фондов. Научная концепция комплектования фондов. Ее реализация. Работа фондово-закупочной комиссии. Фондовый учет музейных предметов. Юридическое закрепление их за музеем. Фондовая документация. Учетная документация. Инвентаризация музейных предметов. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практическое занятие — комплектование и обработка материалов для выставки.

Учащиеся должны знать:

  • структуру фондов и фондовую документацию;
  • особенности хранения и экспонирования музейных предметов.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
  • атрибутировать материалы для выставки.

  Экспозиционно-выставочная работа музеев  

Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения.

Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок

Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Художественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Строительство экспозиций и выставок.

Практическое занятие — проектирование выставки.

Учащиеся должны знать:

  • характеристику музейной экспозиции;
  • особенности экспозиционно-выставочной работы;
  • основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.

Учащиеся должны уметь:

  • умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
  • работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.

  Культурно-просветительная работа музеев  

Роль культурно-просветительной работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности.

Практическое занятие — написание текста обзорной экскурсии к выставке.

Учащиеся должны знать:

  • виды культурно-просветительной деятельности музея;
  • правила написания, подготовки и проведения экскурсии.

Учащиеся должны уметь:

  • грамотно пользоваться письменной речью;
  • учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.

Итоговое занятие. Подведение итогов курса  

Зачет. Проведение учащимися экскурсий по созданным ими экспозициям.

Учащиеся должны знать:

  • механизм проведения экскурсий;
  • правила поведения экскурсовода.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
  • строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

Пояснительная записка. Изучение курса “Изучаем родной край” представляется целесообразным, т

Пояснительная записка. Изучение курса “Изучаем родной край” представляется целесообразным, т

Такой метод преподавания позволит уч-ся актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях

Такой метод преподавания позволит уч-ся актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях

Научно-исследовательская работа музеев 2 1 1

Научно-исследовательская работа музеев 2 1 1

Этнография Изучение местных традиций, народного фольклора: сказок, легенд, песен, преданий, праздников, обрядов, игр и т

Этнография Изучение местных традиций, народного фольклора: сказок, легенд, песен, преданий, праздников, обрядов, игр и т

Оказание посильной помощи в создании областной

Оказание посильной помощи в создании областной

Музей как научно-исследовательское учреждение

Музей как научно-исследовательское учреждение

Учащиеся должны уметь: работать с основной документацией на стадии комплектования материалов; атрибутировать материалы для выставки

Учащиеся должны уметь: работать с основной документацией на стадии комплектования материалов; атрибутировать материалы для выставки

Практическое занятие — написание текста обзорной экскурсии к выставке

Практическое занятие — написание текста обзорной экскурсии к выставке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022