Программа "Калейдоскоп профессий" по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Оценка 4.6

Программа "Калейдоскоп профессий" по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Оценка 4.6
docx
16.12.2023
Программа "Калейдоскоп профессий" по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Программа проф.орентация.docx

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»

по формированию ранней профориентации воспитанников

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Горячкина О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

Оглавление

        Аннотация. 3

1. Целевой раздел. 4

1.1. Пояснительная записка. 4

1.2. Цели и задачи реализации Программы.. 6

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.. 7

1.4. Планируемые результаты освоения Программы.. 8

2. Содержательный раздел. 9

2.1. Формы, способы, методы, средства реализации Программы.. 9

2.2. Взаимодействие детского сада с семьёй.. 13

2.3. План мероприятий по формированию ранней профориентации воспитанников. 13

2.3. Коррекционная направленность Программы.. 17

3. Организационный раздел. 28

3.1. Условия реализации Программы.. 28

3.2. Материально – техническое обеспечение Программы.. 28

3.3. Определение эффективности реализации образовательной Программы.. 28

3.3. Результаты работы Программы «Калейдоскоп профессий». 30

Используемая литература:. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Программа «Калейдоскоп профессий» (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013) и предназначена для использования в

дошкольных образовательных организациях для формирования раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

Главной задачей Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам ДОУ организовать образовательно – воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС по формированию у детей представлений о процессе профессиональной деятельности и о роли труда в жизни человека.

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, формирование ценностных представлений дошкольников о многообразии мира профессий.

Данная Программа направлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации узнают о разных профессиях, на формирование системы знаний о профессиях и позитивное отношение к определённым видам деятельности.

Программа «Калейдоскоп профессий» учитывает то, что опыт ранней профориентации детей дошкольного возраста представлен недостаточно, а данный возрастной период является сенситивным для познавательного развития.

Данная методическая разработка поможет педагогическим работникам ДОУ осуществить ориентацию детей дошкольного возраста на профессиональное самоопределение, повлиять на выбор востребованных профессий, дать детям достаточно знаний и представлений о профессиях взрослых.


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Выбор профессии играет значительную роль в жизни человека. С рождения папы и мамы начинают задумываться о том, кем может стать их малыш. Наблюдая, как растет ребенок, отмечают его наклонности и предпочтения, стараясь предугадать его будущую профессию. Поскольку перед самим ребенком еще не стоит вопрос выбора будущей профессии и представления о профессиях у него малы, мы решили начать пропедевтическую работу со знакомства с профессиями родителей, тех людей, кто всегда рядом с ребенком и играет большую роль в его жизни – знакомство с профессиями мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитателя в детском саду, врача, военного, полицейского, продавца.

Учитывая, что опыт ранней профориентации представлен недостаточно, а данный возрастной период является сенситивным для познавательного развития, мы попытались расширить представления детей о мире профессий, разработав образовательную программу «Калейдоскоп профессий».

К сожалению, в настоящее время в дошкольных учреждениях потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере, отсутствует системность в ознакомлении детей с миром профессий. Необходима реализация преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении. Важно организовать работу так, чтобы она отражала потребности современного рынка труда.

Ознакомление с трудом взрослых начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Постепенно у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам деятельности.

Осуществить ориентацию детей на профессиональное самоопределение, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если дети будут иметь достаточно знаний и представлений о профессиях взрослых.

При формировании программы было проведено анкетирование родителей. Данные анкетирования показали, что родители плохо представляют значимость профориентационной работы в детском саду, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и кем работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребёнка интереса к выбору будущей профессии.

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30% из них имеет отчётливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40% детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети (30%) знают названия только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить, где работают родители, в чём ценность их труда, а интерес к профессиям и к труду у этих дошкольников неустойчивый.

В программе раннего профессионального самоопределения предпочтение отдано таким формам работы как экскурсии, походы и встречи с представителями тех или иных профессий. Такая работа возможна благодаря расширению социокультурного пространства МКДОУ за счёт сотрудничества с различными городскими организациями и предприятиями. Ребята узнают историю развития предприятий, знакомятся с производимой продукцией, профессиями, необходимыми на производстве. Дошкольники смогут получить представление о содержании труда разных видов специальностей, занятых на производстве.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении МДОУ «Детский сад комбинированного вида №    13» проводится работа по раннему профессиональному

самоопределению с дошкольниками. В эту работу включены не только дети, но и родители. Идёт расширение информированности наших воспитанников о профессиях, это помогает сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечить преемственность в рамках непрерывного образования в соответствии с Поручением Президента РФ (Письмо аппарата Администрации Президента РФ от 2 января 2016 года Пр -15ГС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы раннего профессионального самоопределения: создание благоприятных условий для формирования ценностных представлений дошкольников о многообразии мира профессий.

Задачи:

-      стимулировать познавательное и речевое развитие;

-      формировать представление детей о профессиях взрослых, жителей города Северск;

-      формировать у детей представление о процессе профессиональной деятельности, о роли труда в жизни человека,

-      воспитывать уважение к труду взрослых.

-      формировать осознание значимости разных профессий.

-      отрабатывать умение выражать свои профессиональные предпочтения в игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в своё время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, необходимо, чтобы наши дети:

-      понимали, что труд, работа – занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни;

-      уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

-      познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

-      были готовы трудиться сами, потому что им это нравится;

-      учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям.

Решение данных целей и задач, обозначенных в Программе, возможно только при систематической и целенаправленной работе воспитателя, поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы совместно с семьёй.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа «Калейдоскоп профессий» соответствует принципам:

Принцип личностно ориентированного взаимодействия

 Воспитатель организует образовательный процесс на основе уважения личности ребёнка, учитывает особенности его индивидуального развития и относится к нему как к полноценному участнику образовательного процесса.

Принцип доступности, достоверности и научности знаний

 Правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

Принцип открытости

 Ребёнок, имеет право участвовать или не участвовать в какой – либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда. Ребёнок имеет право предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель. Ребенок может сам принять решение о продолжении или завершении работы.

Принцип диалогичности

 Этот принцип даёт возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.

Принцип активного включения детей в практическую деятельность

Принцип рефлексивности

 Этот принцип является основой для осознания каждым ребёнком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Все эти принципы реализуются через единство подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

·        В ходе осуществления целенаправленной работы по данной программе, дошкольник насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Активизируется процесс социализации личности дошкольника средствами ознакомления с миром профессий.

·         Дети будут знать названия ряда профессий, познакомятся с пословицами и поговорками о труде, орудиях труда, смогут составить описательный рассказ о профессии. Дети станут более самостоятельными и активными в сюжетно – ролевых играх.

·         Проводимая работа позволит подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.

·        Ребёнок познакомится с назначением некоторых видов техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; называть профессии разных сфер деятельности; научится различать профессии по существенным признакам; называть отличительные качества представителей разных профессий; выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий; объяснять роль труда в благополучии человека; иметь представление о семейном бюджете и назначении денег; моделировать в игре отношения между людьми разных профессий; участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых; эмоционально- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.

·         Будет расширено взаимодействие родителей и детского сада, родители будут вовлечены в образовательный процесс МКДОУ, будут созданы условия для развития совместного детско – родительского творчества.

 

 

 

 

 

 

 



2. Содержательный раздел

       2.1. Формы, способы, методы, средства реализации Программы

С учётом данных и результатов анкетирования, была разработана программа «Калейдоскоп профессий», предназначенная для детей дошкольного возраста. Основной формой работы стали «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи с представителями разных профессий) и экскурсии.

В основе работы по раннему профессиональному самоопределению лежит системно – деятельный подход. Это позволит обеспечить социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка.

Работа с детьми планируется в основном в утренние часы и осуществляется вовремя непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности, через взаимодействие с семьей. В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса в детском саду и за его пределами через экскурсии, наблюдения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных, дидактических, подвижных игр. Очень важно, чтобы ребёнок не только наблюдал за работой взрослых, видел её особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполнял трудовые поручения и просьбы. Это будет способствовать активизации желания использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности, а именно в сюжетно – ролевой игре. В игре ребёнок сможет закрепить и расширить приобретённые знания.

Как показывает практика, одной из продуктивных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, является экскурсия. Важно отбирать для наблюдений содержания труда такие экскурсии, которые доступны для понимания детей и вызывают у них желание подражать трудовому поведению взрослых. В процессе экскурсии ребята получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления и знания о данной профессии. Интерес ребят возрастает, когда они принимают в труде взрослых хотя бы небольшое участие. При планировании экскурсию необходимо продумать, какое посильное поручение он сможет предложить детям. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, обратить внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. По возвращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное на экскурсии, нарисовать рисунки.

Материально-техническое обеспечение делает возможным проведение виртуальных экскурсий. Виртуальные экскурсии – это интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом. Преимуществами таких экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с готовыми материалами, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, фотографии с объектами и достопримечательностями города. Таким образом, использование виртуальных экскурсий воспитателем в детском саду сделал воспитательно – образовательный процесс более интересным, качественным, результативным.

Ещё одна увлекательная форма при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых - это поход. Туристический поход – это одна из активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. В непринуждённой обстановке родители в игровой форме здесь могут провести познавательные беседы о своих профессиях. Необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их. После похода провести беседу, спросить, что запомнили, что понравилось, кем бы они хотели быть из представленных профессий, почему.

Родители могут принять активное участие в реализации программы «Калейдоскоп профессий» и рассказать детям в любой форме о своей профессии: оформив презентацию, газету, организовав мастер – класс или выступив лично.

Как метод использована беседа о профессиях. Дети усваивают понятия «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии), «инструменты труда» (чем работает человек), «трудовые действия» (что делает человек), «результат труда» (что получилось), «общественная польза труда» (кому это нужно).

Непосредственно    образовательная    деятельность      сопровождается рассказом,

рассматриванием иллюстраций и изображением инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, дидактическими играми, видеороликами, песнями, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников. Изображение детьми представителей различных профессий, лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности, также будут способствовать усвоению информации о труде взрослых.

В соответствии с профессионально ориентированным сюжетом может быть организованно и выполнение физических упражнений («Садовник», «Строитель»), музыкальных игр («Моряки», «Шофёры»), формирования элементарных математических представлений (посчитай, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество расчёсок у парикмахера). Такая информация положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Осознать значимость труда взрослого помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры. Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Настольно – печатные игры бывают нескольких видов: подбор картинок по парам («Найди два одинаковых инструмента»), составление разрезных картинок на профессиональную тему, подбор картинок по общему признаку («Что нужно доктору», «Что есть в магазине»). Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности. Словесные игры, например, «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации («Научим Почемучку мыть чашку, сервировать стол, вытирать пыль»).

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня или Дня Матери, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

Спортивные праздники, Дни здоровья, ГТО – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям десяти которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку: лётчик, пожарный, полицейский, капитан, тренер и другие. Проведение тематических праздников, например, День космонавтики (12 апреля), День воспитателя (27 сентября), День учителя (5 октября), День энергетика (22 декабря), День нефтяника (3 сентября) тоже имеет место в Программе. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.

Полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно – ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Такая игра не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно – ролевых игр: воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины), принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном игровом диалоге, правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель»), называть игровые действия (я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином), передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно), самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса), договариваться в совместных действиях (давай играть с куклами, с солдатиками). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. Именно в сюжетно – ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

 

 

2.2. Взаимодействие детского сада с семьёй

Неоценимую помощь в пополнении предметно – развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. В группе создаются условия для разнообразного сотрудничества и взаимодействия с родителями детей. Привлечение пап и мам воспитанников к участию в совместных мероприятиях, организуемых в городе, в детском саду, связанных, в том числе и с профессиями взрослых даёт хороший результат, поэтому информируем родителей о мероприятиях через беседы, родительские собрания, стенды, консультации, интернет – сайт детского сада, собственный сайт, мастер – классы.

 

 

2.3. План мероприятий
по формированию ранней профориентации воспитанников

Годовая задача ДОУ: Способствовать профессиональному росту педагогов, путём внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения работу по раннему профориентированию воспитанников, посредством игровой деятельности и взаимодействию педагогов, детей и родителей с социумом.

1.     Организационно – методическая деятельность

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Разработка и утверждение Программы по формированию ранней профориентации воспитанников «Калейдоскоп профессий»

Сентябрь

 

Заведующий

Старший воспитатель

2

Педагогический совет «Организация ранней профориентации дошкольников в условиях ФОП»

 

Октябрь

 

Старший воспитатель

Воспитатели групп

 

3

Семинар-практикум «Что мы знаем о ранней профориентации дошкольников»

 

Октябрь

Старший воспитатель

4

Консультация «Ранняя профориентация

дошкольников в ДОУ»

Ноябрь

Старший воспитатель

5

Семинар-практикум «Использование ИКТ- технологий в профориентации дошкольников»

Декабрь

Воспитатель

Шеремет Т.И.

6

Смотр – конкурс «Организация развивающей предметно – пространственной среды по ранней профориентации дошкольников»

Декабрь

Старший воспитатель

 

Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»

Январь

Воспитатель

Мальцева А.В.

7

Консультация «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Февраль

Воспитатель

Гавалян О.В.

8

Создание банка презентаций для проведения занятий по ознакомлению детей с профессиями»

Март

Воспитатели групп

 

2. Профессиональная ориентационная деятельность педагогов с детьми

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Проведение занятий по ознакомлению дошкольников с профессиями

В течение года

Воспитатели групп

2

Встречи с интересными людьми разных профессий

В течение года

Воспитатели групп

3

Оформление лэпбуков «Профессии»

  Октябрь

Воспитатели групп

4

Викторина «Знатоки профессий»

   Февраль

Воспитатель

Шеремет Т.И.

Воспитатель

Гавалян О.В.

5

Выставка рисунков «Кем я хочу стать»

    Март

Воспитатель

Ольшевич Н.Н.

Воспитатель Парфиненко А.В.

 

6

Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Апрель

Воспитатели групп

7

Беседы, чтение литературы, заучивание стихов по профессиям

В течение года

Воспитатели групп

8

Экскурсии по плану (на почту, в школу, библиотеку, пожарную часть и т.д.) «Сколько профессий хороших!»

В течение года

Воспитатели групп


3

3. Информационная деятельность по профориентации

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Публикации материалов по профориентационной деятельности

Октябрь – ноябрь

Ответственный за сайт

Гусарова О.В.

Старший воспитатель

2

Издание информационных материалов (буклеты, папки-передвижки, информационные листовки и т.д.)

Февраль – май

Старший воспитатель

Воспитатели групп

3

Оформление родительских уголков информацией по профориентации дошкольников

Март

Воспитатели групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Коррекционная направленность Программы

Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжёлыми речевыми нарушениями. Нарушение речи в основном сопровождаются несформированностью психических процессов и эмоционально – волевой сферы. Такие дети конфликтны, замкнуты, нерешительны, с низкой самооценкой.

В ходе реализации программы решаются коррекционные задачи:

-закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи,

-формирование связного речевого высказывания, преодоление лексико – грамматических нарушений,обучение составлению связных описательных и творческих рассказов, умению вести диалог, -активизация словарного запаса.

 

Тематическое планирование

 

Месяц

Неделя

Тема недели

Тема занятия по

профориентации

Цель

Сентябрь

1

 

Анкетирование родителей

Выявление заинтересованности

родителей в

проведении профориентационной работы  с   детьми   в старшем дошкольном возрасте.

2

Наш детский сад

Мы - группа

Входящая диагностика

первоначальных представлений детей о профессиях

Выявление      уровня первоначальных представлений детей о трудовой деятельности взрослых

3

Осенины

Беседа «Есть много

профессий хороших и нужных»

Ознакомление детей с разнообразной трудовой

деятельностью взрослых; воспитание


 

 

 

 

доброжелательного отношения к людям

разных профессий.

4

От всей души –

День

дошкольного работника

Профессии работников детского сада.

Создание условий для формирования представлений         у

детей                      об

особенностях работы воспитателя;

расширение знаний детей о других работниках детского

сада.

Октябрь

1

Жизнь   людей   в деревне. Урожай.

Профессия

овощевод

Формирование

представлений         у

детей                      об

особенностях работы сельского труженика.

2

Жизнь   людей   в деревне. Ферма.

Профессия        фермер

Формирование

представлений         о профессии фермера

3

ОБЖ «Чтобы не попасть в беду»

Профессия спасатель

Создание условий для формирования представлений         у

детей                      об

особенностях работы спасателя.

4

Золотая осень

Профессия        садовод

Формирование

представлений об особенностях работы сельского труженика, пополнение знаний детей о том, как и где растут фрукты и как хранят                     и

заготавливают       на зиму               урожай

фруктов.

5

Дождливая осень

Путешествие    в мастерскую

сапожника. Профессия

сапожник

Формирование

представлений об особенностях работы сапожника.

Знакомство с интересными


 

 

 

 

фактами

изготовления обуви в жизни человека.

Ноябрь

1

Веселый светофор.

Правила дорожного движения.

Профессия        инспектор ГИБДД. Встреча с инспектором.

Формирование

представлений об особенностях работы инспектора ГИБДД .

2

Лес в жизни человека            и животных

Профессия        лесник

Формирование

представлений о

важности        работы лесника.

3

Большие права для маленького ребенка

Профессия- юрист

Формирование

представлений о

важности профессии юриста

4

Кто во что одет?

Мы      идём      в ателье.

Профессия        модельер, портной, швея.

Расширение знаний и представлений детей об одежде, о профессиях,

Связанных с изготовлением

одежды.

Декабрь

1

Времена       года. Календарь.

Профессия        гидрометеоролог

Формирование

представлений         о

важности        работы гидрометеоролога.

2

Новогодний

праздник.     Елка наряжается

Путешествие в мастерскую художника.

Профессия        художник.

Формирование

представлений об

особенностях и возможностях работы художника в разных сферах человеческого

общества.

3

Новогодний

праздник. Дед Мороз и Санта- Клаус.

Мы идём в театр.

Профессия        актёр

Формирование

представление о работе актёра; развитие интереса к участию в театральной деятельности.


 

4

Новогодний

праздник. Коляда

Путешествие в столовую.

Профессия повар-кондитер

Расширение знаний о профессии повар, воспитание уважения

к людям труда.

Январь

3

Цирк

Артисты цирка

Формирование

представлений о разнообразии

профессий

работников цирка и особенностях их работы.

4

Зимние    игры   и соревнования

Путешествие на детскую площадку.

Делаем снежные фигурки.

Профессия        скульптор.

Создание условий для формирования представлений об особенностях работы скульптора на

примере

изготовления

снежных фигур.

5

Путешествия на Север

Профессия       

учёный.

Создание условий для развития интереса к изучению природы, народов, традиций других стран. Формирование представление об особенностях работы учёных

исследователей природы.

Февраль

1

Путешествие на Юг

Путешествие    в ветеринарную

клинику (виртуальное)

Профессия

ветеринар.

Ознакомление с профессией ветеринара,

расширение    знаний

об уходе за животными.

2

Кто в море живет, что по морю плывет?

Путешествие на корабль.

Профессия

капитан

дальнего

плавания.

Формирование

представлений об особенностях работы представителей

морского флота.

3

Про   храбрых   и

отважных

Есть такая

профессия       

Уточнение и

обобщение знаний


 

 

 

Родину защищать. Профессия       

военный.

детей о Российской армии, воспитание уважения к солдатам

и офицерам.

Март

1

Про самых любимых

Профессия моей мамы.

Создание условий для воспитания любви и уважения к маме, бабушке, сестре; желания помогать им.

2

Здравствуй, Солнышко!

Путешествие    в цветочную

мастерскую. Профессия        цветовод.

Профессия

флорист

Формирование

представлений об особенностях работы составителя букетов.

3

Весна. Капель. Половодье.

Весна.     Прилет птиц

Расширение

представлений детей о труде строителей, уточнение знаний о профессиях маляра, плотника,

каменщика,

формирование уважительного отношения   к   труду строителей.

4

Противопожарная безопасность.

Детям спички не игрушки.

Путешествие в пожарную часть. Профессия  пожарный.

Расширение знаний детей о труде пожарных.

5

Весна.       Прилет птиц.

Профессия        учёный орнитолог.

Развитие интереса   к изучению    природы.

Формирование

представлений о

необходимости и важности работы учёных, изучающих живую природу.

Апрель

1

Камни и их свойства

Путешествие на шахту

(виртуальное).

Формирование

представлений об

особенностях и


 

 

 

Профессия –

шахтёр

необходимости

работы шахтёра

2

Праздники моей страны – День космонавтики

Путешествие    в космическом пространстве.

Профессия космонавт.

Воспитание у детей интереса к

космонавтам; расширение

представлений о

космических полетах

3

Телевидение

Профессия журналист

Создание условия для формирования представлений о

работе журналиста

4

Телевидение (продолжение)

Профессия-телеведущий

Создание      условия для     формирования

представлений         о работе телеведущего

Май

1

Моя страна

Профессии моих родителей

Воспитание интереса к истории своей семьи, желания следовать тому, что достойно подражания.

2

Москва-столица

Путешествие по семейному

альбому.

Профессии

наших   дедушек и бабушек

Формирование бережного

отношения к памяти своих предков. Воспитание гордости

и уважения к истории своей семьи

3

Путешествие    по семейному

альбому.

Профессии

наших дедушек и бабушек

Беседа «Кем я хочу быть»

Обобщение знаний о профессиях нашего региона.

4

Здравствуй, лето!

Итоговая диагностика

Выявление уровня сформированности детей о разнообразии

профессий

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

Тема занятия по профорентации

Виды деятельности

Анкетирование родителей

Выявление заинтересованности родителей в проведении профориентационной работы с детьми в старшем дошкольном возрасте.

Входящая диагностика

первоначальных представлений

детей о профессиях

Выявление уровня первоначальных представлений детей о трудовой деятельности взрослых.

Беседа «Есть много профессий хороших и нужных»

1. Беседа: «Зачем человек трудиться»;

2. Рассматривание    иллюстраций,   альбомов

различных профессий;

3. Д/И «Угадайте, что я делаю?»;

4. Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны".

Профессии работников детского сада

1.  Беседа «Кто работает в детском саду»;

2. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Профессия –  овощевод

1. Дидактическая игра «Угадай профессию»;

2. Рисование «Чудо-овощи»;

3. Чтение Г.Сапгир «садовник».

Профессия –  фермер

1. Беседа: Профессия-фермер»;

2. Рассматривание иллюстраций, альбомов о профессии;

3. Д/И «Угадайте, что я делаю?»;

4. Просмотр мультфильма «Фермер".

Профессия - спасатель

1. Беседа: «Когда случается беда»;

2. Рассматривание иллюстраций по профессии;

3. Моделирование сюжетно-ролевой игры

 «Мы-спасатели».

Профессия – садовод

1. Чтение Г.Сапгир «Садовник»;

2. Беседа «Кто такой садовод?».

Путешествие в мастерскую

сапожника

Профессия –  сапожник

1. Загадка;

2. Беседа о значении обуви»;

3. Презентация «Сапожная мастерская».

4. Дидактическая игра «Чего не хватает».

Профессия - инспектор  ГИБДД.

Встреча с инспектором.

1. Чтение     художественной   литературы     С.Михалкова «Дядя Степа»;

2. Беседа «Профессия полицейский»;

3. Моделирование сюжетно-ролевой игры

 «Я полицейский»;

4. Дидактические игра «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»;

5. Просмотр мультфильма Смешарики

«Азбука безопасности».

Профессия -  лесник

1. Просмотр презентации «Кто в лесу главный?»

2. Беседа «Знакомство с профессией лесник»

Профессия - юрист

1. Беседа «Юридическая консультация»;

2. Дидактическа игра «Подскажи нужное словечко»

Мы идём в ателье. Профессия - модельер,

портной, швея.

1. Беседа «Профессии: модельер, портной, швея»;

2. Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка»;

3. Дидактическая игра «Украсим платье».

Профессия - гидрометеоролог

1. Беседа «У погоды нет плохой погоды»;

2. Знакомство с профессией метеоролога;

3. Моделирование     сюжетно-ролевой    игры

«Прогноз погоды»

Путешествие в мастерскую художника.

Профессия –  художник.

1. Рассматривание картин и репродукций знаменитых художников;

2. Чтение художественной литературы;

3. Экскурсия в картинную галерею;

4. Беседа;

5. Дидактические игра «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»

6. Просмотр        мультфильма      «Маленький художник», «Похитители красок»;

Мы идём в театр.

Профессия - актёр

1. Беседа «Театральные профессии»;

2. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Театр»; 3. Рассматривание альбома «Профессии театра».

Путешествие в столовую.

Профессия повар - кондитер

1. Беседа «Профессия повар»;

2. Виртуальная экскурсия в столовую;

3. Моделирование        сюжетно-ролевой игры «Готовим обед»;

4. Дидактические игра «Разрезные картинки»,

 игра –  лото «Профессии»

5. Чтение стихотворения С. Михалкова: «А что у вас?»»;

Артисты цирка

1. Беседа о цирке и людях, работающих в цирке;

2. Просмотр презентации «Цирковые профессии»;

3. Моделирование     сюжетно-ролевой   игры

«На арене цирка».

Путешествие на детскую

площадку. Делаем снежные фигурки.

Профессия скульптор.

1. Рассматирвание фотовыставки «Красивые скульптуры нашего города»;

2. Работа над пословицами о труде;

3. Презентация «Кто такой скульптор?»;

4. Творческая коллективная работа на участке по изготовлению снежной скульптуры на участке.

Профессия –  учёный.

1. Презентация « История появления профессии учёного»;

2. Беседа «Кто такой учёный? Чем занимается?»;

3. Проведение опыта.

Путешествие в ветеринарную

клинику (виртуальное)

Профессия  ветеринар.

1. Отгадывание загадок;

2. Беседа «Ветеринар-врач для животных»;

3. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная лечебница»;

4. Чтение сказки К.И.Чуковского «Айболит».

Путешествие на корабль.

Профессия –  капитан

дальнего плавания.

1. Беседа «Профессия капитан корабля»;

2. Моделирование сюжетно-ролевой игры «На корабле»;

3. Дидактические игра «Что нужно моряку»;

4. Просмотр мультфильма «Катерок», «Кораблик», «Элиас»

Есть такая профессия   Родину защищать. Профессия –  военный.

1. Отгадывание загадок;

2. Беседа «Есть такая профессия - Родину защищать»;

3. Чтение    С.Сахарнов  «Два   радиста», 

Ю.Любимцева «Буду военным»;

4. Моделирование сюжетно-ролевой игры « На границе»;

5. Рассматривание альбома» Военная техника и оружие».

Профессия моей мамы.

1. Беседа «Профессии наших мам»;

2. Рассматривание альбома «женские профессии»;

3. Дидактическая игра «Кто что делает»;

4. Сюжетно – ролевая игра «Мама на работе».

Путешествие в цветочную

мастерскую.

Профессия цветовод.

Профессияфлорист.

1. Загадки о цветах;

2. Просмотр презентации «Флористика и флорист»;

3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

 

Путешествие       на стройку

(виртуальное)

Профессия –  строитель.

1. Беседа «Кто работает на стройке». Рассматривание иллюстраций, альбомов;

2. Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Кто построил этот дом?»;

3. Просмотр мультфильма «Боб строитель»;

4. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы - Строители».

Путешествие в

пожарную часть.

Профессия –  пожарный.

1. Рассматривание иллюстраций, альбомов о

пожарных;

2. Чтение    художественной   литературы

Е. Хоринского «Спичка – невеличка», «Кошкин дом»,;

3. Загадывание загадок о пожарной безопасности;

4. Беседа «Профессия пожарный»;

5. Виртуальная экскурсия в пож.часть.

 

Профессия –  учёный орнитолог.

1. Беседа «Кто такой орнитолог»;

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»;

3. Чтение А.Черпукова «Птичкина столовая».

Путешествие шахту

(виртуальное). Профессия-шахтёр

на

 

 

 

1. Презентация «профессия-шахтёр»;

2. Бескеда о труде шахтёров;  3. Чтение стихов, рассказов.

 

Путешествие на космическом

пространстве.

Профессия-космонавт.

 

1. Беседа    «Если очень захотеть – можно в космос полететь»;

2. Чтение рассказа В.Бороздин «Первый в космосе»; 3. Моделирование сюжетно-ролевой игры

« Путешествие на ракете»

Профессия - журналист

1. Беседа «профессия журналист»;

2. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Интервью»;

3. Дидактическая игра «Не ошибись».

Профессия - телеведущий

1. Загадка о телевизоре;

2. Виртуальная экскурсия на телевидение;

3. Беседа о профессии телеведущего;

Профессии моих родителей

1. Выставка фотографий о профессиях родителей группы;

2. Беседа «Где работают мои родители»;

3. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Родители на работе».

Путешествие по

Семейному альбому.

Профессии наших

дедушек и бабушек

1. С оставление рассказа «Кем трудились мои

бабушка и дедушка»;

2. Рассматривание семейных фотоальбомов.

Беседа «Кем хочу быть»

я

1. Дидактическая игра «Какой профессии это принадлежит»;

2. Загадки о профессиях;

3. Беседа. Составление рассказов «Я буду….»

4. Раскрашивание картинок - разукрашек по выбранной профессии.

Итоговая

диагностика

 


3. Организационный раздел

3.1. Условия реализации Программы

Успешная реализация программы невозможна без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям развивающей предметно-пространственной среды.

Особенности организации предметно – пространственной среды

Развивающая предметно – пространственная среда нашей группы соответствует требованиям: быть содержательно – насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически – привлекательной.

Всё это позволяет реализовать образовательную программу в дошкольном учреждении в полном объёме.

 

3.2. Материально – техническое обеспечение Программы

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в целях ранней профориентации подразумевает: подбор художественной литературы, пословиц, поговорок о труде, загадок, стихов, энциклопедий, самодельных книжек – малышек, связанных с темой «Профессии», подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор дидактических игр, подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, выпуск настенной газеты, оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей», материалы для сюжетно – ролевых игр.

 

3.3. Определение эффективности реализации

образовательной Программы

Изучение результативности работы по реализации программы по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий» проводиться с помощью:

-   наблюдения;

-   беседа;

-   мониторинг.

Критериально- диагностическим материалом для определения оценки эффективности выполнения программы является анализ сформированности первоначальных представлений о профессиональной деятельности взрослых.

 

 

 

 

Критерии

Показатели

Качественные

Для воспитанников: Сформированность первоначальных представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, о разнообразии профессий. Сформированность

чувства уважения к людям разных профессий.

 

Для педагогов: Умение организовать работу по профессиональной ориентации с детьми старшего дошкольного возраста. Создание системы работы по ранней профориентации

детей. Активизация творческого потенциала педагогов.

 

Для родителей: Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста; Активное включение в совместные с детьми мероприятия

познавательного характера.

 

Вопросы беседы на выявление представлений детей о труде взрослых

 

С детьми проводится индивидуальная беседа. Задаются вопросы:

-   Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку предлагается рассказать:

-Какими орудиями труда пользуется?

Детям предлагается объяснить процесс работы данной профессии:

Фамилия,      имя

ребёнка

Профессия

Орудия Труда

Процесс труда (что

делает человек?)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что делает человек данной профессии? Ответы детей заносятся в таблицу.


3.3. Результаты работы Программы «Калейдоскоп профессий»

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

-    понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, труд является основой нашей жизни;

-                     уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

-    познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

-    были готовы трудиться сами — не только по причине, что это им нравится и интересно, а еще и потому, что это надо;

-    учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Использование активных форм деятельности при систематической и целенаправленной работе воспитателя, поддержка педагогом различных форм детской активности и инициативы, вовлечение родителей в совместную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых даёт положительные результаты. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Родители рассказали детям о своей профессии. Ребёнок после таких встреч начинает обыгрывать данную профессию, закрепляя полученные знания.

Положительные отзывы в «Книге отзывов родителей» отражают эффективность совместных мероприятий, что даёт основание считать реализацию данной программы эффективной.


Используемая литература:

1.      Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. М., 2010

2.      Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIмеждународной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015г.). - Пермь: Меркурий, 2015. –с.97 -101

3.      Жаренкова, Н.Е. «Знакомимся с профессиями», [Текст] / Н.Е. Жаренкова, О.В.Муртазина. - «Детство – Пресс», 2014 г. 2004. — 52 с.

4.      Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель ДОУ. 2012 №2

5.      Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

6.      Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/

http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc

http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОГРАММА «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ» по формированию ранней профориентации воспитанников

ПРОГРАММА «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ» по формированию ранней профориентации воспитанников

Программа "Калейдоскоп профессий" по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Программа "Калейдоскоп профессий" по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Аннотация Программа «Калейдоскоп профессий» (далее -

Аннотация Программа «Калейдоскоп профессий» (далее -

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

В программе раннего профессионального самоопределения предпочтение отдано таким формам работы как экскурсии, походы и встречи с представителями тех или иных профессий

В программе раннего профессионального самоопределения предпочтение отдано таким формам работы как экскурсии, походы и встречи с представителями тех или иных профессий

Цели и задачи реализации Программы

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию

Принципы и подходы к формированию

Планируемые результаты освоения

Планируемые результаты освоения

Содержательный раздел 2

Содержательный раздел 2

По возвращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное на экскурсии, нарисовать рисунки

По возвращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное на экскурсии, нарисовать рисунки

Изображение детьми представителей различных профессий, лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности, также будут способствовать усвоению информации о труде взрослых

Изображение детьми представителей различных профессий, лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности, также будут способствовать усвоению информации о труде взрослых

Спортивные праздники, Дни здоровья,

Спортивные праздники, Дни здоровья,

Взаимодействие детского сада с семьёй

Взаимодействие детского сада с семьёй

Семинар-практикум «Использование

Семинар-практикум «Использование

Выставка рисунков «Кем я хочу стать»

Выставка рисунков «Кем я хочу стать»

Информационная деятельность по профориентации № п/п

Информационная деятельность по профориентации № п/п

Коррекционная направленность Программы

Коррекционная направленность Программы

От всей души – День дошкольного работника

От всей души – День дошкольного работника

Н оябрь 1 Веселый светофор

Н оябрь 1 Веселый светофор

Новогодний праздник. Коляда

Новогодний праздник. Коляда

Родину защищать. Профессия военный

Родину защищать. Профессия военный

Профессия – шахтёр необходимости работы шахтёра 2

Профессия – шахтёр необходимости работы шахтёра 2

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

Профессия - инспектор ГИБДД

Профессия - инспектор ГИБДД

Артисты цирка 1. Беседа о цирке и людях, работающих в цирке; 2

Артисты цирка 1. Беседа о цирке и людях, работающих в цирке; 2

Путешествие на стройку (виртуальное)

Путешествие на стройку (виртуальное)

Путешествие по Семейному альбому

Путешествие по Семейному альбому

Организационный раздел 3.1. Условия реализации

Организационный раздел 3.1. Условия реализации

Критерии Показатели

Критерии Показатели

Результаты работы Программы «Калейдоскоп профессий»

Результаты работы Программы «Калейдоскоп профессий»

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2023