Программа клуба "Семейный мир"

  • docx
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа клуба Семейный мир.docx

Департамент общего образования томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19

 Телефоны (факс):   (83822) 43-54-53; 43-26-69; 43-36-88.

E-mail:  sch15@mail2000.ru

Сайт:   http://si15.tomsk.ru/

 

 

 

 

 

Программа клуба по взаимодействию педагога, родителей и детей

«Семейный мир»

 

Автор:

Моисеева Раиса Ивановна

Соавторы:

родители (законные представители)

 

 

 

Семья и школа – два наиболее важных института социализации школьников, призванных современностью к тесному сотрудничеству, взаимодействию. Каждый имеет свои особо значимые функции по воспитанию и образованию подрастающего поколения. Однако, имея свои функции, они не могут заменить друг друга,  поэтому сотрудничество и взаимодействие между педагогом и родителями выступают неотъемлемой частью в воспитании и образовании детей.  

Семейный клуб создан как консультативно-информационный орган, объединяющий усилия педагога, психолога, социальных и медицинских работников, родителей.

Цель. Создание условий для взаимодействия и сотрудничества педагога и родителей по организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

 

Задачи:

ü    создать соуправление класса под девизом: «Никогда не будет тины на борту у Бригантины!»;

ü    выстроить единое методическое, образовательное пространство для родителей, законных представителей;

ü организовать работающую просветительскую систему эффективного взаимодействия с семьями обучающихся отделения слабослышащих детей;

ü вовлекать родителей, законных представителей в орбиту психолого-педагогической, коррекционной деятельности;

ü формировать компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку;

ü повышать родительскую ответственность в вопросах обеспечения физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей, понимания внутреннего мира ребёнка, выработки навыков взаимодействия, коммуникативных функций в семье.

Принципы гуманистического воспитания базируются на ориентации развития личности ребёнка, его потребностях и возможностях, суверенитете, независимо от его индивидуальных особенностей.

 

Главные принципы клуба по взаимодействию «Семейный мир»

1. Принцип непрерывного общего развития личности – ведущий принцип.

2. Принцип свободной личности, способной к самореализации своего творчества.

3. Принцип учёта целостной природы ребёнка: физиологических, психологических, возрастных, генетических, национальных, региональных и других особенностей.

4. Принцип признания ребёнка активным субъектом воспитательного процесса – индивидуально-личностного воспитания. 

5.   Принцип создания условий для получения ребёнком смысла своей жизнедеятельности – ценностно-смысловой направленности воспитания, чтобы каждый ребёнок в совместной деятельности приобретал собственные ценности.

6.   Принцип сотрудничества, партнёрства. Родители, педагог актуализируют, стимулирую обучающегося к саморазвитию, создают условия для самодвижения в различных видах деятельности.

8. Принцип создания условий для творческого развития личности в атмосфере сотрудничества и сотворчества – индивидуально-творческого подхода.

9. Принцип тесного взаимодействия и сочетания учебного и воспитательного процессов, усилий различных институтов - семьи, школы, общественных союзов, т.е. принцип комплексности.

Все принципы равнозначны. Одинаковое внимание ко всем принципам исключает возможные нарушения протекания воспитательного процесса, они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Просвещая родителей, мы получаем уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и делаем организацию образования в области семейного воспитания в образовательной организации обоюдно интересной.

Долгосрочный проект  «Мы вместе всё преодолеем!» осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: информирование, педагогическое  и психологическое просвещение, обучение родителей, обсуждение проблемных вопросов, разработка совместных проектов.

Заседания клуба «Семейный мир» проводим с периодичностью 1 раз в квартал, продолжительность - 1,5 - 2 часа. О работе клуба оповещаем родителей заранее, по почте с рассылкой красиво оформленных пригласительных билетов, с помощью красиво оформленной афиши, также напоминаем по телефону.

 

Обязательные рекомендации-задачи по проведению заседаний клуба по взаимодействию «Семейный мир»

1.     Проводить заседания в спокойной форме и дружеской обстановке.

2.     Разослать красивые персональные приглашения.

3.     Повесить красочное объявление, с указание темы заседания и вопросов, которые будут обсуждаться.

4.     Привлекать к подготовке постоянных членов клуба из числа родителей.

5.     Использовать наглядные средства: фотографии, видеоматериалы, магнитофонные записи, презентационные материалы.

6.     Слушать внимательно  выступающих.

7.     Давать родителям возможность высказать своё мнение и делиться опытом.

8.     Оставлять время для общения родителей между собой.

9.     Проводить заседание как встречу друзей.

 

Положение клуба по взаимодействию «Семейный мир»

 

I        Общие положения деятельности семейного клуба

1.1.  Семейный клуб создан с целью установления сотрудничества школы и семьи в вопросах образования, воспитания и коррекции развития особенных детей.

1.2.  Семейный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, уставом ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», настоящим Положением.

1.3.  Участниками семейного клуба являются  родители, педагог, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, школьный врач-педиатр.

1.4.  Основными принципами работы семейного клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

 

II     Основные направления деятельности семейного клуба

2.1.  Оказание психолого-педагогической, социальной, медицинской, коррекционной помощи родителям.

2.2.  Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2.3.  Поддержка инициатив в области родительского просвещения.

2.4.   Повышение педагогических знаний родителей.

2.4.   Укрепление партнёрских отношений

2.5.  Поддержка инновационных форм и решений по вовлечению родителей в образовательный процесс.

 

III     Права и обязанности участников семейного клуба

        Родители (законные представители) имеют право:

3.1.  на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребёнка в образовательной организации;

3.2.  на получение практической помощи в организации жизнедеятельности детей в домашних условиях; 

3.3.  на выражения собственного мнения по воспитанию детей и его коррекцию.

Образовательная организация имеет право:

3.4.  на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

3.5.  на внесение корректировки в план работы семейного клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.

Образовательная организация имеет обязательства:

3.6.  организовывать работу семейного клуба в соответствии с планом и учётом интересов и потребностей родителей;

3.7.  предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям (законным представителям).

3.8.  Планировать работу семейного клуба по результатам опроса родителей (законных представителей).

P13401183.9.  На итоговом заседании коллективно обсуждать результаты работы семейного клуба и его эффективность на практике.

 

IV Формы организации работы семейного клуба: 

родительские собрания, родительские вечера, психолого-педагогические тренинги, практикумы, проблемные педагогические ситуации, передача опыта семейного воспитания, индивидуальные консультации-собеседования, круглый стол, беседы, конференции, видео-просмотры  организации жизни детей в образовательной организации, участие родителей в праздничных мероприятиях, организация выставок, выбор и определение направления внеурочной деятельности по проведению совместных мероприятий.

 

V Формы организации работы семейного клуба во внеурочной деятельности

Формы коллективной познавательной деятельности: дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, совместные викторины, выпуск предметных стенгазет, плакатов.

Формы коллективной трудовой деятельности: уборка и оформление школьного кабинета, благоустройство пришкольного участка, создание выставок совместных творческих работ.

 

VI Формы коллективного досуга семейного клуба: организация, проведение и распространение совместных семейных праздников, подготовка к концертам и спектаклям, пошив костюмов, изготовление декораций, организация экскурсий, семейное участие в конкурсах.

 

VII Формы процесса взаимодействия педагога, родителей и воспитанников осуществляются через организацию активных видов деятельности

Традиционные

Инновационные

Родительские собрания – 4 раза в год

Самоуправление класса – работает +

День открытых дверей – постоянно

Семинары для родителей – организуем +

Совместные дела семьи и школы – по плану

Групповые тренинги – проводим  +

Опосредованное взаимодействие – общение по телефону, ч/з компьютерные линии связи

Семейный клуб – постоянно действующий орган  +

Родительские конференции – по плану

Родительский клуб – работает +  

Консультации – по требованию, плану

(тематические и индивидуальные)

Круглый стол – организуем   +

Педагогический треугольник – в плане

Семейные праздники – традиционно

Социально-психологические тренинги +

Посещение на дому – по плану

Диспут-размышление +

Анкетирования родителей – по плану

Творческие встречи педагогов и родителей+

 

VIII Организация мероприятий по «Системе развивающей работы» (развитию общения младших школьников и их родителей)

В существующих моделях психолого-коррекционной помощи детям, имеющим дефицитарное развитие (нарушения слуха), не уделяется должного внимания формированию навыкам общения, а без этого невозможно успешное решение задач коррекционно-развивающего обучения. Взаимодействие первичного дефекта (нарушения в работе слухового анализатора) и вторичного отклонения (речевого развития) изменяют структуру познавательной деятельности, оказывают отрицательное влияние на формирование личности. Возникают сложности становления высших психических функций. Коррекционная помощь, выстраиваемая нами посредством взаимодействия с родителями, создаёт благоприятную атмосферу общения:

объединяет детей и родителей общими мыслями, делами, идеями;

помогает в установлении контактов в процессе любой деятельности;

снимает эмоциональное напряжение, располагает к сближению;

улучшает психофизическое состояние, активизирует речевое развитие;

помогает настроиться на интенсивную работу, добиваться высоких результатов.

Мероприятия данной тематики направлены на формирование у слабослышащих подростков положительной установки к правилам этикета. Широкий спектр общепринятых норм поведения показывается ненавязчиво и наглядно, выступает как наиболее оптимальный вариант общения в типичных жизненных ситуациях. Темы мероприятий подбирали с учётом психофизиологических данных учеников с образовательными нуждами.

Поскольку у детей отмечается несформированность языковых средств в структуре основного дефекта, с нашей стороны формулировки проблем продумывались так, чтобы они были понятны участникам действий. Для развития активного словаря мы включили общепринятые популярные, но мало употребляемые слабослышащими подростками термины и обозначения: коллектив, личность, мечта, надежда, ложь, комплимент, похвала, обида и т.д.

Давали возможность понять ученикам и их родителям, что проблемы не могут существовать только внутри нас, потому что само наше существование происходит в мире людей. Наш опыт подсказывает, что подобного рода мероприятия успокаивают детей, которым не хватает обратной связи и поддержки со стороны родителей, которым дают возможность более полно узнать особенности развития своего ребёнка, его внутренний мир, потребности о которых он не может поведать.

Продолжительность мероприятий – 35-40 минут

Оптимальная периодичность встреч участников мероприятий – 1-2 раза в месяц (вторая половина дня)

Количество учеников (воспитанников) – 6-8 человек (наполняемость класса слабослышащего отделения)

Количество родителей (законных представителей) – 12-14 человек

Место проведения – классная комната, рекреация, игровая, спортивный зал (в зависимости от вида деятельности)

Предшествующая работа: предварительные беседы с родителями о приобретении специальных книг по культуре поведения, о подготовке конкретных заданий по темам, о контроле выполнения основных правил этикета в семье, и, по возможности, поддержания их выполнения всеми членами семьи. Объясняем родителям, что весьма важно, когда дети имеют возможность обсудить с близкими людьми в кругу семьи те или иные правила этикета использовать эти правила в повседневной жизни, поэтому прямое включение в мероприятия родителей (законных представителей), воспитателя, классного руководителя, библиотекаря, школьного врача выступает особенно важным этапом.

Совместная деятельность детей, родителей, педагога – очень перспективное и эффективное направление в работе, которое решает ряд актуальных комплексных задач развития и обучения. От того, на сколько грамотно будут поставлены нами задачи, разработанные мероприятия, общение на одном языке, доверие друг к другу и будет зависеть успех выполняемых мероприятий, в целом сотрудничество.

План мероприятий по «Системе развивающей работы» в рамках функционирования клуба «Семейный мир»

Этап

Форма

Мероприятия

Цель

Задачи

Участники

1.

Беседа

Как мы общаемся?

Человек живёт среди людей.

Как я умею разговаривать и др.

Создать условия для ознакомления с курсом мероприятий

Дать представления о значении общения в жизни человека;

Принять правила проведения мероприятий;

Мотивировать на серьёзную глубокую работу

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети

2.

Игра-познание

Познаю самого себя.

Я и мои внутренние переживания.

Мои потребности и др.

Освоить представления о себе

Создать мотивацию на познание самого себя; способствовать самопознанию и рефлексии учащихся, их родителей; расширить личностной пространство

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети,

доктор

3.

Игра-дискуссия

Оцениваю самого себя. Как я понимаю самого себя.

Я могу понять себя?

Усвоить понятия самооценки человеческого «Я»

Продолжать развивать навык самоанализа, самооценки; дать новый опыт переживания, поведения, понимания себя

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети

4.

Круглый стол

Кто такой друг?

Если друга рядом нет…

Старый друг лучше новых двух.

Дорожите дружбой и др.

Углубить процессы самораскрытия

Способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения; развивать коммуникативные навыки, готовность к сотрудничеству, социальное воображение

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети, педагог-психолог

5.

Конфликтная ситуация

Худой мир лучше доброй ссоры.

Если я поссорился с другом…

Осмыслить понятие «конфликт»

Определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучить способам выхода из конфликтной ситуации: развивать навык планирования деятельности, рефлексии, саморефлексии

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети, педагог-психолог

6.

Игра-утверждение

Конфликт и его устранение.

Организация моделирования проблемы с целью закрепления правил поведения в конфликтной ситуации

Развивать социальную и личностную критичность, учит соотносить свою деятельность с деятельностью других людей; развивать готовность к совершению выбора

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети, педагог-психолог,

библиотекарь

7.

Беседа-диалог

Для чего человеку слух?

Если человек не слышит…

Как научиться свободно говорить?

Послушай меня

Расширить представления о мире человеческих возможностей

Показать значимость собственного «Я»; подвести к пониманию того, что жить в согласии с другими, понимать других важно для самого себя

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети, педагог-психолог

 

8.

Игра-проблема

Пойми и прими меня. Я тебя понимаю

Предоставить возможность для осмысления нового опыта по умению понимать и принимать друг друга

Развивать внутреннюю гибкость в разработке и изменении плана действий; стимулировать поведенческие изменения; активизировать на овладение новыми способами поведения

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети, педагог-психолог,

библиотекарь

 

9.

Психологическая ситуация

Проблемы в жизни человека. Почему возникают проблемы?

Понять значение выражения «проблема»

Отработать навык решения проблем; формировать позицию «правильного» отношения к мероприятию

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети

10.

Проблемная ситуация

Обида и её последствия

Понять значение выражения «обида»

Выйти на решение способов умения справляться с обидой

Дети, родители, классный руководитель

11.

Беседа-рассуждение

Мои привычки. Мои увлечения.

Мои желания

Создать условия для осознания детьми положительных и отрицательных привычек

Формировать навыки самоанализа по отличию положительных и отрицательных привычек

Классный руководитель, дети

12.

Ситуация уверенности

Я верю в себя

Создать условия для осознания личностных изменений

Закрепить полученные знания; помочь поверить в свои силы

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети

13.

Беседа о вежливости

Ежели вы вежливы

Организовать ситуацию жизнедеятельности и общения с целью осмысления своего отношения к окружающим

Активизировать к конструктивному общению, вырабатывать навыки культуры общения, познакомить с основами этикета

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети, педагог-психолог

14.

Ситуация этикета

Этикет всегда и везде

Создать условия для усвоения общепринятых норм поведения

Формировать положительные установки к этикету

Классный руководитель, родители, дети

15.

Игра-выбор

Речевой этикет

Создать условия для усвоения правил культуры приветствия

Познакомить с необходимыми правилами приветствия

Классный руководитель, родители, дети

16.

Круглый стол

Беседа, как её вести?

Знание правил в процессе беседы

Расширять индивидуальный поведенческий опыт младших подростков; показать учащимся

Классный руководитель, родители,  дети, педагог-психолог

17.

Ролевая игра

У меня зазвонил телефон …

К нам гости пришли, дорогие пришли …

Мы с тобой друзья-товарищи и др.

Создать условия для усвоения правил ведения телефонного разговора

Подвести к осознанию необходимости выполнения тех или иных правил культуры поведения во время телефонного разговора

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети

18.

Родительское собрание

Встреча друзей за чашкой чая.

Встреча единомышленников.

Поговорим об успехах и др.

Выполнение усвоенных навыков, решение проблем

Активизировать к сотрудничеству

Классный руководитель, родители, воспитатель, дети

 

 

IX План работы клуба «Семейный мир» по взаимодействию на 2016-2017 год

Месяц, год

Содержание работы

Сентябрь 2016

Беседа. Анкетирование родителей «Мой ребёнок». Тест для родителей «Как я понимаю своего ребёнка?».  Выставка-фотоколлаж «Мы ученики», «Это Я и моя семья!». Классный час «Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха» + презентация.  Коллективный выход в сад им. А.С. Пушкина. Фотосессия на природе «Наша дружная семья». Игра-познание

Октябрь - 2016

Психологическая ситуация. «Дары осени». Изготовление поделок из овощей и гербария (совместная работа родителей и ребёнка). Выставка поделок на конкурс «Осенняя ярмарка». Выполнение праздничной открытки ко Дню учителя, Дню старшего поколения. Участие в конкурсах. Родительское собрание.

Ноябрь – 2016

Ролевая игра. Разучивание стихов на осеннюю тематику «Осенняя пора, очей очарованье …». Классный час. Приготовление костюмов к празднику осени. Обобщение по теме «Осенний калейдоскоп» (рисунки, фотографии, поделки из гербария). Школьная выставка «Наше домашнее творчество». Беседа

Декабрь – 2016

Игра-утверждение. Коллективная работа на пришкольной территории: поделки из снега, ледяная горка. Разучивание стихов к новогоднему празднику. Изготовление новогодних гирлянд, снежинок из бумаги, ёлочных игрушек «Семейная мастерская». Организация и проведение Новогоднего праздника (пошив костюмов, разучивание песен, стихов, танцев, хороводов). Участие в конкурсах. Ролевая игра. Конфликтная ситуация. Родительское собрание

Январь – 2017

Круглый стол. Изготовление кормушек для птиц, заготовка корма. Экскурсия в сад им. А.С. Пушкина, поддержка и сопровождение родителей, наблюдения за природой (следы на снегу, снежинки, деревья вокруг нас хвойные и лиственные). Оформление выставки в классной комнате «Зима на окошке». Участие в конкурсах

Февраль – 2017

Участие родителей и детей в спортивном празднике «Папа, мама и я – спортивная семья!». Участие в конкурсе «покормите птиц зимой». Ролевая игра. Игра-выбор

Март – 2017

Круглый стол. Ситуация выбора. Подготовка к встрече масленицы (коллективное участие в празднике). Экскурсия в парк им. А.С. Пушкина. Наблюдения за природой («чёрный снег», сосульки, капель).  Изготовление пасхальных игрушек. Посадка рассады овощей (дома совместно с родителями). Родительское собрание

Апрель – 2017

Оформление выставки «Светлая пасха». Участие в конкурсе «Светлая пасха». Экскурсия в сад им. А.С. Пушкина. Наблюдения в природе (набухание почек и появление зелёных листочков на деревьях и кустарниках). Поиск «зелёных островков» (проталины, первая зелень); «жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы); первые цветы «мать и мачеха»; скворцы прилетели. Трудовая деятельность на пришкольном участке. Игра-дискуссия. Ролевая игра. Круглый стол

Май - 2017

Беседа. Организация экскурсии в Лагерный сад к мемориалу Подготовка к празднику «Поздравляем, дети, вас, с переходом в пятый класс!»  (разучивание стихов, театральных сценок, песен, составление презентации, подбор праздничной одежды при активном участии родителей). Анкета для родителей «Мой ребёнок самый-самый!». Игра-проблема. Родительское собрание. Беседа-диалог.  Задания, рекомендации, поручения, советы  на летние каникулы

 

 

 

Формы работы с родителями – стержень клуба «Семейный мир»

 

 

Таблица 5

Формы работы с родителями – основа клуба «Семейный мир» по взаимодействию ,Коллективные,Индивидуальные,Групповые,Творческие мероприятия

,Дни открытых дверей,Родительские собрания,Поручения, рекомендации,Посещения на дому,Беседы, консультации,Круглые столы,Тренинги,Вечера вопросов и ответов,Повышение активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе,Семейные экскурсии

,Семейные права и обязанности

,Семейные развлечения
Семейные конкурсы

Семейный отдых

Семейные игры
Семейные традиции

,Семейные выходные

,Семейные праздники
Пропаганда опыта семейных форм работы на базе клуба «Семейный мир» по взаимодействию
(передача опыта по семейному воспитанию)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Коррекционная помощь детям с особыми образовательными потребностями»

 

Автор: Моисеева Раиса Ивановна, соавтор: Чечегова Татьяна Александровна

 

Полное название образовательного учреждения: Департамент общего образования Томской Области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Томск, ул. Дзержинского, дом 19, sch15@mail2000.ru

 

Аннотация:

Информационное родительское собрание в отделении слабослышащих детей направлено, прежде всего, на ориентирование в подходах воспитания, на оказание родителям коррекционной помощи в работе с детьми младшего школьного возраста. Посещение ребёнком специализированного учреждения, не освобождает родителей от обязанностей по воспитанию и обучению детей в домашних условиях, наоборот, родители должны активно закреплять полученные в школе знания, умения и навыки в домашних условиях. В связи с этим, родители нуждаются в получении определённых методик коррекционной педагогики, чтобы процесс воспитания, развития и реабилитации проходил в комфортных для детей условиях, был непрерывен и давал наилучшие результаты.

 

Мероприятие, в рамках которого будет реализовано собрание:

Родительское собрание 27.12.2016

 

Предмет (направленность): коррекционная педагогика

 

Группа участников: родители, законные представители

Присутствовали:

Александрова А.А.

Александров А.А.

Белик М.А.

Белик И.П.

Багаева А.С.

Багаев В.П.

Качаева Н.Н.

Кабанов В.С.

Морозова А.С.

Каличкин А.А.

Шилова С.А.

 

Название собрания: «Коррекционная помощь детям с особыми образовательными потребностями».

 

(Слайд №2) Цель:

познакомить родителей с учебными успехами детей 1-ой и 2-ой четверти 2016-2017 учебного года, результатами общественной жизни, досуговой деятельностью обучающихся.

 

(Слайд №3) Задачи:

1.   Формировать у родителей представление о работе педагога, методах и приёмах коррекционной педагогики, сурдопедагогики, психологии.

2.   Выявить заинтересованность и желание родителей принять активное участие в учебной деятельности детей.

3.   Рассмотреть возможные способы по оказанию посильной коррекционной помощи.

4.   Развивать инициативу, активизировать желание поддерживать режим в домашних условиях, который соблюдал в школе.

5.   Формировать положительное отношение к ребёнку, его деятельности, времяпровождение в каникулярное время.

6.   Формировать чувство гордости, уважения к своему ребёнку, его успехам.

7.   Способствовать сплочению семьи, установлению сердечного взаимопонимания родителей и детей.

 

Подготовительный этап:

Родительское собрание – это маленький праздник, чтобы он прошёл удачно, необходимо к нему подготовиться.

1-ое – определили с Татьяной Александровной тему, и основные задачи собрания.

2-ое – продумали ход собрания.

3-е – разослали родителям приглашения, в качестве дополнительного аспекта – позвонили.

4-ое – приготовили демонстрационный, выставочный и информационный материал.

5-ое – продумали оформление класса, внешний вид детей, свой внешний вид.

6-ое – договорились о ведении собрания без употребления специальной коррекционной терминологии, непонятной родителям.

7-ое – составили рекомендации (представлены в приложении).

 

Оформление класса:

Класс оформили шарами, детскими работами предметно-практической и художественно-эстетической направленности, на партах разместили: портфолио учебных достижений, портфолио творческих работ, тетради, дневники.

 

Ведущие, выступающие и помощники:

Моисеева Раиса Ивановна – классный руководитель высшей квалификационной категории

Чечегова Татьяна Александровна – воспитатель высшей квалификационной категории

Белик Мария Анатольевна – мама, председатель родительского комитета

Александрова Алёна Анатольевна – мама, секретарь

 

Время реализации:

продолжительность родительского собрания – 60 минут; 30 минут для решения индивидуальных вопросов.

 

Авторский медиапродукт:

1.   PowerPoint

2.   Презентация

Необходимое оборудование и материалы: экран, проектор, компьютер, колонки, портфолио детей, тетради, дневники.

(Слайд №4) План родительского собрания

1.   Освещение итогов 1-2-ой четверти 2016-2017 учебного года.

2.   Рекомендации родителям по системе коррекционной помощи детям во время новогодних каникул.

3.   Реализация индивидуального подхода к учащимся младшего школьного возраста.

4.   Разное.

 

Ход собрания

1.                     Освещение итогов 1-2-ой четверти учебного года

Моисеева Раиса Ивановна – классный руководитель:

Уважаемые родители, папы и мамы, здравствуйте! Рады Вас видеть. Нам приятно, что сегодня мы собрались одной большой семьёй, а это бывает не так часто, в силу сложившихся определённых обстоятельств.

Ваши дети проучились две учебные четверти, и теперь они уходят на новогодние каникулы. Что можно сказать по результатам 1-ой и 2-ой учебной четверти? Откройте дневники и посмотрите, как оценена учебная деятельность Ваших дети по общеобразовательным предметам. Итоги первой и второй четверти удовлетворительные. Также на партах представлены тетради, портфолио учебных и внеурочных достижений детей, с которыми Вы ознакомились.

В меру своих особенностей и возможностей каждый ребёнок старался быть хорошим учеником, примерным помощником нам, педагогам, активным участником во всех классных и внеклассных делах, а также внешкольных мероприятий (концерты, выставки, конкурсы, декада ОБЖ, декада русского языка). У многих из Вас не было возможности видеть своих детей ежедневно, некоторые не видели детей с августа месяца. Дети подросли, окрепли, повзрослели, поэтому позвольте представить Вам ваших замечательных детей.

(Родителям представляются слайды, даётся устная положительная психолого-педагогическая характеристика каждого ребёнка)

(Слайд №5) Семён – озорной, весёлый, жизнерадостный, весьма чувствительный и любознательный ребёнок. Подрос на два сантиметра, поправился на два килограмма. Ему до всего есть дело. Хорошо понимает и чувствует отношение к себе окружающих. В процессе общения проявляет некоторую сдержанность, осторожность. Сёмочка – самый чуткий и внимательный мальчик. Физкультура –  любимый предмет. Подрос на три сантиметра.

(Слайд №6) Артём весьма подвижный, задорный, дисциплинированный молодой человек. Настроение у него всегда приподнятое. Стремится показать себя с лучшей стороны, уважительно относится к окружающим, проявляет чуткость, внимательное отношение, сопереживание к чужим проблемам. Артём поправился на один килограмм и подрос на один сантиметр. Успешно преодолевает трудности в речевой деятельности.

(Слайд №7) Владислав дружелюбен, исполнителен, аккуратен. Его творческие работы отличаются продуманностью, необычным сочетанием форм и цвета. Любит животных и маленьких детей. Мальчик открыт и активен при посторонних людях и потому часто производит впечатление избалованности. Во внешних проявлениях своих чувств наблюдается открытость. Прибавил в весе пятьсот грамм, а вот подрос на полтора сантиметра.

(Слайд №8) Виолетта поступила в наш класс в октябре 2016 года. Ей всего 8 лет. Всегда открыта для общения. С большим удовольствием посещает школу, ей всё нравится. Очень любит заниматься предметно-практическим творчеством. Чуткая и внимательная девочка. Виолетта высоко ценит тех, кто оказывает ей внимание, поддержку, кто с ней дружит. Поправилась на 700 грамм, подросла на один сантиметр.

(Слайд №9) Екатерина энергичная, весёлая, смешливая, общительная. Настроение всегда приподнятое, тянется к сверстникам, предпочитает всегда находиться в компании. Своим танцем она завораживает, очаровывает любого зрителя. Ей необходимо чувствовать свою причастность к любому делу. Катя подросла на один сантиметр, но в весе не прибавила.

(Слайд №10) Валерия – звёздочка нашего класса. Она легко устанавливает контакты с детьми, стремится везде и всегда быть лидером. Обходительна, артистична, весьма уважительно относится к окружающим, способна увлечь товарищей неординарностью мышления и поступков. Имеет высокие притязания на признание. Всегда проявляет готовность к восприятию нового учебного материала. Трудолюбие и упорство проявляет во всех делах. Подросла на два сантиметра, прибавила два килограмма.

(Слайд №11) Виктория – дружелюбная, контактная, аккуратная девочка с выраженными жестами и мимикой. Очень любит заниматься творческой деятельностью, лучше всех справляется с заданиями по сложению бумаги в технике оригами. Очень скромная, воспитанная девочка, не стремится произвести на окружающих впечатление. Поправилась на один килограмм, подросла на два сантиметра.

Уважаемые родители, вот такими повзрослевшими стали Ваши дети за две учебные четверти. Конечно же, они многому научились за это время, стали более активными, особенно в речевой деятельности, хотя некоторые испытывают ещё большие трудности: не могут самостоятельно формулировать ответы на вопросы, затрудняются поддерживать диалог с учителями, друг с другом, с гостями.

(Слайд №12) В жизни ребят большое значение занимает общение с друзьями из Педагогического университета. Ваши дети являются участниками проекта «Мюзикл-спектакль Кошкин дом», организатор – Томский Государственный Педагогический Университет. Один раз в неделю к нам в гости приходили друзья – студенты 2-ого курса Педагогического факультета, обучающиеся в ТГПУ. Совместно с детьми готовили интерактивное мероприятие – игру-представление (спектакль) по произведению С.Я. Маршака «Кошкин дом». Такие моменты всегда наполняют детские души радостью, желанием достигать более высоких результатов в общественной и учебной деятельности.

(Слайд №13) Стоит отметить, наши ребята являются шефами малышей-дошкольников. Для них приготовили и показали игру-драматизацию «Портфель теремок».

Театр, словно чародей, волшебник, своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля.

Вся театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог), что очень важно для детей с нарушениями слуха.

(Слайд №14) Все ребята класса любят заниматься творческой деятельностью Вот таких замечательных птиц ребята выполнили с большой любовью и старанием.

(Слайд №15) Каждый праздник Ваши дети ждут с нетерпением, ответственно готовятся к нему: учат стихи, шлифуют танцы, мастерят поздравительные открытки, выполняют рисунки, плакаты для школьных выставок, которыми украшают актовый зал. Все дети принимают участие в конкурсах различных уровней, гордятся успехами, наградами.

 

(Слайд №16) Уровень личностного развития и творческих достижений обучающихся (воспитанников)

Участие обучающихся  (воспитанников) во внеклассных формах работы

Класс 4,

Год

Награды

Урок информатики в рамках акции «Час кода 2016» «Тренажёр-художник»

09.10.16

Сертификаты всем участникам

Всероссийская Олимпиада «Математика – царица наук»

19.10.16

Дипломы 2 и 3 степени

Межрегиональный фотоконкурс «Осенний марафон»

26.10.16

2 Диплома 1 степени

 

Конкурс для детей с ОВЗ «Радуга творчества»

06.11.16

Дипломы 2 и 3 степени

Конкурс экологических плакатов «Сохраним Томское Заповедное» Коллективная работа

01.11.16

Диплом 1 степени

Международная дистанционная олимпиада «Мега-талант» по предметам начальной школы

05.11.16

Дипломы, Сертификаты

Международный конкурс «Лисёнок»

11.11.16

Дипломы 1 и 3 степени

Конкурс ко Дню матери «Мега-талант»

01.12.16

Дипломы, Сертификаты

Всероссийский конкурс «Мир без опасности»

05.12.16

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

Природоохранная акция «Елочка, живи!»

16.12.16

Результаты в феврале 2017

Как мы видим из таблицы, в течение 1-ой и 2-ой четверти, классная и внеурочная деятельность детей была активной, насыщенной радостными событиями, яркими впечатлениями, хотелось бы, чтобы и Новогодние каникулы дети провели с пользой дела.

Больше гуляйте с детьми на свежем воздухе, общайтесь, обговаривайте всякую ситуацию в общественном месте. Пожалуйста, побуждайте своих детей оречевлять каждое движение, выводите детей на диалог, при этом, обязательно используйте дактильную азбуку, ведь только с помощью дактиля Вы можете корректировать речь детей, устранять аграмматизмы, правильно употреблять предлоги, строить предложения.

Предлагаю Вам вместе с детьми заполнить весёлую анкету «Мои зимние каникулы» в последние дни зимних каникул. Содержание данной анкеты поможет Вашим детям принять в третьей четверти участие в диалогах с товарищами, отвечать на вопросы учителей, написать рассказ на тему «Как я провёл зимние каникулы».

(Родители получают анкеты). Если нет вопросов, позвольте перейти к следующему вопросу.

 

2.                 Рекомендации родителям по системе коррекционной помощи детям во время новогодних каникул

Чечегова Татьяна Александровна - воспитатель:

Уважаемые родители, многие из Вас не видели детей длительный период. Все новогодние каникулы дети будут отдыхать рядом с Вами. Со своей стороны прошу поддерживать тот режим в домашней обстановке который организован в школе-интернате, это важно для здоровья Ваших детей.

Вам необходимо составить план  организации комплексного взаимодействия со своим ребёнком, план работы комплексной помощи в социально-бытовом направлении. При этом прошу учитывать индивидуальные особенности, работоспособность и состояние здоровья Вашего ребёнка. В индивидуальном порядке мы поможем решить этот вопрос тем, кто испытывает затруднения в этом направлении. После собрания мы решим трудности, которые Вы испытываете при составлении плана.

Также рекомендуем провести консультативное обследование ребёнка у врача педиатра или психоневролога по месту жительства. Рекомендации специалистов помогут избежать трудностей, которые могут возникнуть в дальнейшем, в процессе обучения, ведь после каникул Вы надолго расстанетесь со своими детьми, а мы будем следовать рекомендациям специалистов.

Сформулируйте для себя, что вы хотите изменить, чего хотите достичь за определённый период (за каникулярное время в зимний период), выбирайте реальные цели и задачи. Для тех, кто затрудняется, предлагаю рекомендации, разработанные профессором Марьяной Михайловной Безруких (родители получают брошюрки).

1.                 Вы не должны ограничиваться только контролем за выполнением любой деятельности детей.

2.   Вам необходимо знать, как наиболее целесообразно организовать досуг, как взаимодействовать с ребёнком, а именно:

Ø начинайте любое дело с ребёнком, прежде всего с игровых упражнений;

Ø не привлекайте к деятельности ребёнка, если он очень устал, утомлён или произошли какие-либо события;

Ø если вы организовываете какие-либо занятия, то не работайте по воскресеньям, а в остальное время регулярно и ежедневно;

Ø во время занятий каждые 10-15 минут обязательно проводите динамические паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;

Ø используйте принцип положительного подкрепления – «Видишь, как хорошо всё получилось!», «Ты сегодня молодец, у тебя всё хорошо получается!», «Ты вполне самостоятельно справился, молодец!»

Если кто-то из Вас, уважаемые родители, испытывает трудности, опять же в индивидуальном порядке мы найдём выход. Прошу перейти к следующему, третьему пункту нашего собрания.

 

 

 

3.                 Реализация индивидуального подхода к учащимся младшего школьного возраста

Моисеева Раиса Ивановна:

Уважаемые мамы и папы, хочу внести предложение и получить Ваше согласие на изменение стиля и тактики работы по рекомендации профессора Марьяны Михайловны Безруких. Мне необходима Ваша помощь и поддержка в процессе педагогической деятельности. Ведь вашим детям ещё учиться два с половиной года. Вы помните, что дети обучаются по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, вариант 2. За 6 лет они проходят программу начального звена. Чтобы вам было понятно, как изменить тактику и стиль работы я сейчас объясню.

Всю работу мы разделили на индивидуальную (для данного вида работы выделим основное время) и фронтальную (которая будет использоваться на этапе закрепления материала, а также на творческих мероприятиях).

Поскольку не все из вас могут принять участие в данном сотрудничестве (многие проживают на отдалённых территориях Томской области, с детьми общаются только в каникулярное время), поэтому я обращаюсь к родительскому комитету, а именно к Вам, Мария Анатольевна и Алёна Александровна (проживают в Томске).

Один раз в месяц мы с Вами будем плотно сотрудничать. Ваша помощь необходима и нам, и детям. Для этого необходимо посещать уроки и внеурочные мероприятия, а также классные часы. Вы не отказываетесь? Спасибо. Нюансы мы обговорим с Вами позже.

Для детей, имеющих особенности в развитии, данное сотрудничество позволит снять многие проблемы. Окажет неоценимую помощь при возникающих трудностях во время учёбы и в процессе внеклассных мероприятий. Ведь согласитесь, многие учащиеся долгое время не видят родителей, а присутствие родителей друзей, товарищей по классу, их помощь окажет хорошую психо-эмоциональную поддержку детям.

Индивидуальная деятельность очень эффективна при работе с часто болеющими, медлительными, гиперактивными детьми. Такая форма работы позволит уделить внимание и выделить несколько минут для развития моторики у детей, для коррекции нарушения зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, познавательных функций, более продуктивного развития речи.

5.           Разное

1.                 Отчёт родительского комитета (А.А. Александрова, М.А. Белик) по использованию материальных средств на нужды класса.

2.                 Согласование требований по отношению к детям, обязанностей со стороны родителей на каникулярное время индивидуально для каждого ребёнка.

3.                 Рекомендации по совместному чтению в кругу семьи с обязательной беседой по прочитанному содержанию, с опорой на предложенную брошюру по методике Красильниковой О.А.

4.                 Применение (обязательное) родителями в процессе общения с детьми дактильной азбуки, как вспомогательного средства – мастер-класс.

 

Заключение, итоги (отзывы):

Уважаемые родители, помните, в детском возрасте у детей с особенностями в развитии позитивный социальный опыт формируется в первую очередь с помощью игры, поэтому грамотно организовывайте досуг ребёнка, больше времени уделяйте совместной игровой деятельности.

Если Ваш ребёнок играет в компьютерные игры, помните, компьютерные игры развивают умственные способности, но некоторые игры способны негативно влиять на психику, поэтому контролируйте процесс игры и следите за содержанием этих игр.

Собрание хочется закончить важными советами:

Будьте внимательны к своему ребёнку.

Обязательно реагируйте и откликайтесь на все просьбы ребёнка, дайте ему почувствовать Ваше тепло, заботу, ласку, внимание, доброе слово.

Дайте почувствовать своему ребёнку, что Вы слышите и слушаете его, каждый день дарите ему своё тепло, оно долго будет согревать душу ребёнка, когда он вновь приедет в школу и останется здесь до весны. Помните об этом! Благодарим за внимание! Просим задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1.       Ковалёв С.В. Психология современной семьи М., 1988

2.       Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.- М.: ТЦ Сфера, 2011 г.

3.       СD диск - Программно- методический комплекс Мир  музыки – ООО «Новый диск», 2010 г.

4.       Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви М., 1988 г.

5.       Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи, СПб, 1999 г.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru