РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АООП, вариант 7.2.
Название предмета: Коррекционные занятия по математике.
Количество часов в неделю/год: 2./68ч.
Учебник: В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1,2 / В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. – 6-е изд. – М. : Вентана-Граф, 2018.
2020-2021 учебный год
г. Тобольск
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант7.2.) — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП предполагает адаптацию требований к структуре АООП , условиям ее реализации и результатам освоения.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП (вариант 7.2), предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах, чем другие ученики. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении данным предметом . Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Реализация методологической и методической основы ФГОС – организации учебной деятельности учащихся на основе системно – деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС.
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.
Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий выстроено с учётом возможности эффективного применения широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приемов и иных педагогических ресурсов в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
-ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность; -значительный воспитательный потенциал;
-преобладание проблемно – поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения УУД; -проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
-практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
-возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
-возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
-возможности для работы с современной информационно – образовательной средой: использование информационно – коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет – ресурсов, различных мультимедийных приложений;
-ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
-возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.
Ведущая роль курса отводится проблемно – поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.
Реализация средствами УМК проблемно – поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребенка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу, т.е. формирует регулятивные УУД.
В системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приемов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся, их познавательной активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Коррекционные занятия по математике» во 2 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю Количество часов:
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
16ч |
16ч |
20ч |
16ч |
1 полугодие 32 часа 2 полугодие 36 часов
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных
дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
• самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию;
• сформированность мотивации к обучению;
• способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
• готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
• способность к самоорганизованности;
• высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
• владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
• планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
• выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
• понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; адекватное оценивание результатов своей деятельности;
• активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде. Предметные результаты
1) Использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
• овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
• умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
• овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
• умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
• приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
6. Содержание учебного предмета
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»).
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица,
цепочка).
Тема раздела/ количество часов |
Номер урока |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды деятельности |
|
Сложение и вычитание в пределах 100 ( 22 ч.) |
1 |
Техника безопасности на уроках математики. Числа 10,20,30,…,100 |
1 |
Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; проводить аналогию и на ее основе строить выводы; проводить классификацию изучаемых объектов в сотрудничестве с учителем; читать и записывать любое изученное число; определять место числа в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами; группировать числа. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ. Сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам; распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию); сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов). Оценивать: расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз); предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи: пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты; записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль; |
|
|
|
2 |
Числа 10,20,30,...,100. |
1 |
|
|
|
3 |
Числа 10,20,30,…,100. Решение задач. |
1 |
|
|
|
4 |
Двузначные числа и их запись. |
1 |
|
|
|
5 |
Двузначные числа и их запись. |
1 |
|
|
|
6 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
7 |
Луч и его обозначение. |
1 |
|
|
|
8 |
Числовой луч. |
1 |
|
|
|
9 |
Метр. Соотношения между единицами длины. |
1 |
|
|
|
10 |
Многоугольник и его элементы. |
1 |
|
|
|
11 |
Единицы длины |
1 |
|
|
|
12 |
Сложение и вычитание вида 26 ± 2; 26 ± 10. |
1 |
|
|
|
13 |
Запись сложения столбиком. |
1 |
|
|
|
14 |
Запись сложения столбиком. |
1 |
|
|
|
15 |
Запись вычитания столбиком. |
1 |
|
|
|
16 |
Запись вычитания столбиком. |
1 |
|
|
|
17 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
|
|
|
18 |
Вычитание двузначных чисел (общий случай). |
1 |
|
|
|
19 |
Периметр многоугольника. |
1 |
|
|
|
20 |
Периметр многоугольника. |
1 |
|
|
|
21 |
Окружность, её центр и радиус. |
1 |
|
|
|
22 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 |
1 |
|
Таблица умножения однозначных чисел (31ч). |
23 |
Умножение и деление на 2. Половина числа. |
1 |
||
|
24 |
Умножение и деление на 2. Половина числа. |
1 |
||
|
25 |
Умножение и деление на 3. Треть числа. |
1 |
||
|
26 |
Умножение и деление на 3. Треть числа. |
1 |
||
|
27 |
Умножение и деление на 4. Четверть числа. |
1 |
||
|
28 |
Умножение и деление на 4. Четверть числа. |
1 |
||
|
29 |
Умножение 5 и на 5. |
1 |
||
|
30 |
Умножение на 5. Решение задач. |
1 |
||
|
31 |
Умножение и деление на 5. Решение задач. |
1 |
||
|
32 |
Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. |
1 |
||
|
33 |
Табличное умножение и деление |
1 |
||
. |
34 |
Решение задач. Табличное умножение и деление |
1 |
||
|
35 |
Умножение на 6 |
1 |
||
|
36 |
Умножение и деление на 6. |
1 |
решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие); измерять длину отрезка с помощью линейки; изображать отрезок заданной длины; отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке; выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки); ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию. знакомятся с устройством компьютера, правилами поиска информации. Ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; конструировать указанную фигуру из частей; классифицировать треугольники; распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях. Сравнивать: разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема. Воспроизводить: способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа. |
|
|
37 |
Умножение на 6. Решение задач. |
1 |
||
|
38 |
Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. |
1 |
||
|
39 |
Площадь фигуры. Единицы площади. |
1 |
||
|
40 |
Площадь фигуры. Единицы площади. |
1 |
||
|
41 |
Площадь фигуры. Единицы площади. |
1 |
||
|
42 |
Умножение семи и на 7. |
1 |
||
|
43 |
Умножение на 7. Решение задач. |
1 |
||
|
44 |
Умножение и деление на 7. |
1 |
||
|
45 |
Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. |
1 |
||
|
46 |
Умножение восьми и на 8. |
1 |
||
|
47 |
Умножение на 8. Решение задач. |
1 |
||
|
48 |
Умножение и деление на 8. |
1 |
||
|
49 |
Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. |
1 |
||
|
50 |
Умножение девяти и на 9. |
1 |
||
|
51 |
Умножение на 9. Решение задач. |
1 |
||
|
52 |
Умножение и деление на 9. |
1 |
||
|
53 |
Умножение и деление на 9. Девятая часть числа. |
1 |
||
Выражения ( 15ч.) |
54 |
Во сколько раз больше или меньше? |
1 |
||
|
55 |
Во сколько раз больше или меньше? |
1 |
||
|
56 |
Во сколько раз больше или меньше? |
1 |
||
|
57 |
Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. |
1 |
||
|
58 |
Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. |
1 |
||
|
59 |
Нахождение нескольких долей числа. |
1 |
||
|
60 |
Нахождение нескольких долей числа. |
1 |
||
|
61 |
Названия чисел в записях действий. |
1 |
||
|
62 |
Числовые выражения. |
1 |
||
|
63 |
Числовые выражения. |
1 |
||
|
64 |
Составление числовых выражений. |
1 |
||
|
65 |
Прямоугольник. Квадрат. |
1 |
||
|
66 |
Свойства прямоугольника. |
1 |
||
|
67 |
Площадь прямоугольника. |
1 |
||
|
68 |
Повторение по теме «Величины». |
1 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение |
|
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России об утверждении ФП учебников); учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе (приказ Минобрнауки России об утверждении порядка отбора организаций). |
|
Книгопечатная продукция: Программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и др. |
К |
Научно – популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения) - Детская энциклопедия |
П |
Печатные пособия: Таблицы по курсу алгебры, геометрии, величинам, задачам. |
Д |
Плакаты «Числа и величины», «Виды задач», «Счет в пределах 10,20,100,1000,1000000», «Письменные приемы сложения, вычитания», «Письменные приемы умножения ,деления», «Таблица умножения», «Геометрические тела», «Задачи на движение» , «Задачи на нахождение четвертого пропорционального» , «Уравнения» |
Д |
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др). |
Ф |
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме) |
Д |
Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) |
Д |
Технические средства обучения |
|
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. |
Д |
Телевизор с диагональю не менее (по возможности) |
Д |
Аудиопроигрыватель |
Д |
Мультимедийный проектор |
Д |
Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см |
Д |
Компьютер |
Д |
Оборудование класса |
|
Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев. |
Ф |
Стол учительский с тумбой. |
Д |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
Д |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
Д |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. |
Д |
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К – полный комплект (на каждого ученика класса); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников) ; П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.