Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению на заседании педагогического совета
от«____»_____________ 2019г.
|
Принята педагогическим советом
протокол № ___
от « ___ » ______ __2019г.
|
«Утверждаю» ______________
Директор школы _______________ приказ №
от «___» _______2019 г.
|
Программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с задержкой психического развития
(1 класс, вариант 7.1)
на 2019-2020 учебный год
Составитель: педагог-психолог
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Представленная программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Общая цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем
в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются общие задачи курса:
− формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
− совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
− стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
− освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
− компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
![]() |
− освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
− содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
− способствовать психологической адаптации ребенка к школе за счет формирования основ саморегуляции, коррекции недостатков познавательной деятельности, уменьшения степени эмоционального неблагополучия, освоения приемов продуктивной коммуникации;
− создать условия для освоения правил поведения в школе, развития интереса к себе, одноклассникам, учителю, формировать навыки продуктивной коммуникации с одноклассниками, в т.ч. совместной деятельности с ними, что оптимизирует социальное взаимодействие обучающегося;
− корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;
− корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
− содействовать развитию сферы жизненной компетенции, достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для первого класса.
Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов:
– диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации,
активизациясенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
– диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
– диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
– формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
– формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями психокоррекционная работа в 1 классе может быть конкретизирована и представлена следующими вариативными модулями:
Адаптационный модуль «Мы теперь ученики» (принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами).
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по активизации познавательной деятельности, модуль по развитию пространственно-временных представлений).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по
развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (модуль по
развитию способности к взаимодействию с одноклассниками).
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
(модуль по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале).
Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется ОО самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.
Во время занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» педагог-психолог:
− формирует желаемые психологические качества и умения;
− ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;
− стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на обучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников;
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Темы занятии |
Содержание занятий |
Дата план |
Дата факт |
|
|
1.Адаптационный модуль (5 часов) |
|
|
|
|
1. |
Темы занятии |
Содержание занятий |
|
|
|
1.1 |
Знакомство. Наш класс |
Игры на знакомство. Запоминание имен одноклассников. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, занятия |
03.09 |
|
|
1.2 |
Наша школа. Наша учительница. |
Рассказ-презентация об учительнице, о школе |
10.09 |
|
|
1.3 |
Школьная столовая и библиотека |
Экскурсии по школе и столовой, поход в библиотеку. |
17.09 |
|
|
1.4 |
Что такое вежливость. |
Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета. Стихи о вежливости С.Я. Маршака. |
24.09 |
|
|
1.5 |
Поздравление ко Дню учителя. |
Подготовка поздравлений учителю, стихи, открытки |
01.10 |
|
|
2. |
2. Модуль по развитию пространственных представлений (8 часов) |
|
|
|
|
2.1 |
Игры и упражнения на ориентировку |
Игры-задания на ориентировку в схеме тела (справа – слева, под – над). |
08.10 |
|
|
2.2 |
Что лежит на парте |
Парта (на, под, спереди, сзади, правый, левый угол, верхний, нижний) |
15.10 |
|
|
2.3 |
Ориентирование на листе бумаги. |
Лист бумаги: верх, низ, середина, правый, верхний/нижний угол, разлиновка, строки выше/ниже |
22.10 |
|
|
2.4 |
Пространство комнаты. |
Составление плана комнаты (схематические изображения символов) |
12.11 |
|
|
2.5 |
Пространства класса. |
Взаиморасположение предметов в классе и на плане. Нахождение объектов по плану. |
19.11 |
|
|
2.6 |
Схемы маршрута (ориентиры) |
Составление системы ориентиров, практическое применение 1-2 значимых ориентиров. |
26.11 |
|
|
2.7. |
Режим дня |
Понятие времени, час, сутки, понятие вечер, день, утро |
03.12 |
|
|
2.8. |
Понятие вчера, сегодня, завтра. |
Б. Заходер «Мартышкин дом» |
10.12 |
|
|
3. |
3. Модуль по развитию коммуникативных навыков.(3 часа) |
|
|
|
|
3.1 |
Игровое занятие «Мы такие разные» |
Игры, привлекающие внимания к сверстникам. |
17.12 |
|
|
3.2. |
Игровое занятие «Мы такие разные» |
Игры «Комплементы-похвалы» |
24.12 |
|
|
3.3 |
Почему люди ссорятся. |
Причины ссор. Правила дружбы с детьми и взрослыми. |
14.01 |
|
|
4. |
4.Модуль по формированию произвольной деятельности (5 часов) |
|
|
|
|
4.1 |
Поэлементное копирование образцов. |
Выделение схематических частей в изображении. |
21.01 |
|
|
4.2. |
Поэтапное копирование образцов. |
Составление конструкций, их последовательная зарисовка в тетради |
28.01 |
|
|
4.3. |
Составление плана выполнения задачи. |
Конструирование из геометрического материала (танграм) |
04.02 |
|
|
4.4 |
Задание на вычеркивание. Самостоятельное выполнение упражнений. |
Корректурная проба |
11.02 |
|
|
4.5 |
Раскрашивание объектов по правилам. |
Зарисовка предметов (зеркальное отображение) |
18.02 |
|
|
5. |
5. Модуль по активизации познавательной деятельности (9 часов) |
|
|
|
|
5.1 |
Восприятие. Описание объектов. Выделение значимых частей. |
Значимые и украшающие элементы объекта. Анализ объекта по картинке. |
25.02 |
|
|
5.2 |
Классификация: цвет, форма, величина. |
Задания на узнавание предметов. |
04.03 |
|
|
5.3 |
Перцептивное моделирование: сложение простых узоров, геометрическая мозаика. |
Соотнесение форм окружающих предметов. |
11.03 |
|
|
5.4 |
Развитие навыков произвольного внимания. Нахождение различий. |
Перепутанные дорожки. Чем отличаются? |
18.03 |
|
|
5.5 |
Развитие зрительной памяти |
Упражнения «Восстановление картины по памяти» |
01.04 |
|
|
5.6 |
Развитие слуховой памяти |
Игра: «Повтори услышанное» |
08.04 |
|
|
5.7 |
Развитие основ абстрактно-логического мышления (поиск закономерностей) |
Продолжение числового ряда (в пределах 10, 20) |
15.04 |
|
|
5.8 |
Развитие основ абстрактно-логического мышления (поиск отличий) |
Игра «Продолжи последовательность» |
22.04 |
|
|
5.9 |
Произвольное длительное удержание внимание (запутанные линии) |
Упражнения на концентрацию и переключение внимания. |
29.04 |
|
|
6. |
6.Модуль по формированию интереса к себе и позитивной самооценки.(4 часа) |
|
|
|
|
6.1 |
Фотозагадки |
Угадывание одноклассников по фотографиям и описаниям |
06.05 |
|
|
6.2 |
Каким я был маленьким |
Игра «Что я не умел и что уже умею» |
13.05 |
|
|
6.3 |
Моя семья |
Составление рассказа о семье |
20.05 |
|
|
6.4 |
Самопрезентация |
Игра «Я люблю, я увлекаюсь, я горжусь» |
24.05 |
|
|
|
Всего: 34 часа |
|
|
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;
– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:
– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в расширении знаний правил коммуникации;
– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
– в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляется:
– в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
– в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;
– в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
– в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
– в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
– в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
– в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:
− позитивное отношение к посещению школы; − соблюдение школьной дисциплины;
− ориентировка в пространстве класса и школьном здании; − социально-нормативное обращение к педагогу;
− социально-нормативное поведение в общественных местах школы; − формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
− формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
− формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);
− формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
− формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
− формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
− способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
− способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или по представленной взрослым схеме, по заданной последовательности;
− формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
− совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности; − улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции
(графический диктант); − способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и
на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
− называние пальцев рук и их взаиморасположения;
− способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
− возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;
− возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
− способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
− способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, конструкции из строительного материала, кубики Коосса и т.п.);
− способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;
− возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; − возможность опредметчивания графических знаков; − способность к вербализации своих действий;
− способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
− способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
− уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
− улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
− способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости;
− отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
− способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников; − уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций; − снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
− формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения; − овладение формулами речевого этикета;
− снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
− повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения групповых психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении (в т.ч. лежа). Необходимы:
− индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);
− демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;
− магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
− доска с магнитными держателями; − фланелеграф; − мультимедиапроектор и экран;
− переносные носители информации;
− наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета); − плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
− значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
− мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;
− маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа;
− материал для лепки;
− защитные клеенки на столы; − тетради для записей;
− индивидуальные полиуретановые коврики.
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.