|
Программа коррекционно-развивающих занятий
«ВНИМАНИЕ: ВНИМАНИЕ!»
Пояснительная записка
Актуальность:
Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста является одним из важнейших условий успешного обучения школьника. Это определяет возможность ученика управлять своим поведением, формирует навыки самоконтроля, умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Развитие таких свойств внимания как объем, переключение, сосредоточенность, распределение и устойчивость, обеспечивают возможность более качественного процесса обучения по различным учебным дисциплинам.
Систематически организованные занятия, направленные на развитие внимания, способствуют совершенствованию деятельности учения.
Цель программы: развитие всех компонентов внимания.
Задачи:
1.Способствовать развитию различных свойств внимания (устойчивости, сосредоточенности, переключаемости, объема внимания и т.д.)
2. Способствовать развитию произвольности познавательных процессов.
3. Способствовать развитию умений самоконтроля и взаимоконтроля.
Возрастная категория: обучающиеся 2-3х классов
Методические рекомендации по организации занятий:
Программа рассчитана на 14 занятий, продолжительностью 40 минут, периодичностью проведения 1-2 раза в неделю.
Оптимальное количество участников 6-8 человек.
В процессе реализации программы предполагается работа на индивидуальных картах, карточках (раздаточный материал по количеству детей). Часть упражнений рекомендуется выполнять в тетради в клетку.
Содержательная составляющая некоторых упражнений разработана на основе программного материала, изучаемого на уроках русского языка, математики и окружающего мира («Снежный ком», «Карты словарных слов» и т.д.)
Предполагается с целью повышения мотивации в достижении результата использовать стимулирующий материал в виде баллов, фишек (звездочек и т.д.) за каждое правильно выполненное упражнение. В конце занятия – производиться подсчет баллов и поздравление тройки лидеров.
Для закрепления и развития навыка взаимоконтроля – в начале каждого занятия назначаются «Дежурный за дисциплиной» и «Дежурный за аккуратностью в тетради», задача которых заключается в конце занятия проанализировать и аргументировать поведение и аккуратность работы в тетради. Дежурные имеют право добавить участникам дополнительные баллы по своим критериям. В конце занятия дежурство передается следующим учащимся.
Дидактический материал: Тетради в клетку, карандаши, ручки, 4 набор предметных картинок по 6-10 штук, игровые карты (по количеству детей), фишки.
Структура занятий.
1 часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 основная часть.
· Упражнение на развитие сосредоточенности внимания.
· Упражнение на развитие переключаемости внимания.
· Упражнение на развитие объема внимания.
· Упражнения на развитие произвольности познавательных процессов.
· Самоконтроль (взаимоконтроль)
3 часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Наполняемость основной части может варьироваться в зависимости от степени и качества выполнения учащимися предлагаемых заданий.
Формы контроля:
В процессе каждого занятия используются приемы само- и взаимоконтроля.
В качестве диагностической методики рекомендуется использование теста Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности).
Ожидаемые результаты:
· отслеживание правильности выполнения заданий
· положительная динамика по результатам тестирований,
· улучшение качественных характеристик внимания: концентрация, распределение, переключение и т.д.,
Тематический план курса.
п/п |
Тема занятия. |
Тип занятия |
Кол-во часов |
1 |
Занятие №1. |
практическое |
1 |
2 |
Занятие №2 |
практическое |
1 |
3 |
Занятие №3 |
практическое |
1 |
4 |
Занятие №4 |
практическое |
1 |
5 |
Занятие №5 |
практическое |
1 |
6 |
Занятие №6 |
практическое |
1 |
7 |
Занятие №7 |
практическое |
1 |
8 |
Занятие №8 |
практическое |
1 |
9 |
Занятие №9 |
практическое |
1 |
10 |
Занятие №10 |
практическое |
1 |
11 |
Занятие №11 |
практическое |
1 |
12 |
Занятие №12 |
практическое |
1 |
13 |
Занятие №13 |
практическое |
1 |
14 |
Занятие №14 |
практическое |
1 |
Итого: |
14 |
Содержание занятий.
Занятие № 1
1 часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 основная часть.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Если назову четное число – хлопок, нечетное – приседание»
Упражнение «Снежный ком» (Имена)
Дети становятся в круг. Ведущий: «Сегодня мы будем запоминать слова по кругу и потренируемся выполнять это упражнение, используя наши имена. Я называю свое имя, следующий участник повторяет мое имя и добавляет свое и т.д.»
Графический диктант №1 (Приложение №3)
Инструкция:
«Слушайте внимательно и рисуйте те линии, которые я назову».
Упражнение «Скопируй Узор»
Корректурная проба (Приложение №4)
Инструкция: «Отметь по образцу 2 элемента».
Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 2
1 часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 основная часть.
Упражнение «Снежный ком» (Слова, обозначающие предметы)
Дети становятся в круг. Ведущий: «Сегодня мы будем запоминать слова по кругу и потренируемся выполнять это упражнение, используя слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос «кто?» или «что?» Я называю свое слово-предмет, следующий участник повторяет мое слово и добавляет свое и т.д.»
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Если назову слово в единственном числе – хлопок, во множественном числе – приседание»
Карта «Словарные слова» (Приложение №1)
Инструкция: «Посмотри внимательно и отметь фишками как можно быстрее слова, обозначающие:
Словесный диктант «Квадрат»
Инструкция: «В правом верхнем углу квадрата – нарисуй столько кружочков, сколько букв в слове «стол». В левом нижнем углу – столько точек, сколько раз я хлопну. В центре – цифру, которая обозначает, результат сложения 3 и 6, и т.д.»
Корректурная проба (Приложение №4)
Инструкция: «Отметь по образцу 2 элемента».
Взаимоконтроль.
Инструкция: «Вспомни и запиши правильно 5 любых словарных слов. Оценивается количество и правильность написания» Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 2
1 часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 основная часть.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Послушайте и покажите пальцами количество хлопков, сколько раз я хлопну» В качестве усложнения – выполнение задания с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни картинки» (6 элементов) (Приложение № 6)
Детям предлагается в течение 30 секунд посмотреть и постараться запомнить картинку с изображением 6 элементов, после чего они должны в своих тетрадях зарисовать фигуры, которые запомнили.
Для закрепления предлагается 2 варианта карт.
Взаимоконтроль. Предлагается обменяться тетрадями и осуществить пошаговый контроль (совместно с психологом). Каждый правильно воспроизведенный элемент оценивается проверяющим в 1 балл. Возврат тетрадей.
Карта «Предметные картинки» (Приложение №5)
Варианты игровых действий:
1. Инструкция: «Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее найти и отметить на карте ту картинку, которую я назову» В процессе игры детям предлагается запомнить и отметить по 1,2,3,4 картинки на слух.
2. Инструкция: « Представьте, что картинки – это жильцы большого многоэтажного дома. Здесь есть 5 подъездов и 6 этажей. Каждый жилец имеет свой адрес. Найди жильца по его адресу»
Графический диктант №2 (Приложение №3)
Инструкция: «Слушайте внимательно и рисуйте те линии, которые я назову».
Упражнение «Скопируй Узор» Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 4
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Снежный ком» (Слова, обозначающие действия)
Дети становятся в круг. Ведущий: «Сегодня мы будем запоминать слова по кругу и потренируемся выполнять это упражнение, используя слова, обозначающие действия и отвечающие на вопрос «что делать?».Я называю свое слово-действие, следующий участник повторяет мое слово и добавляет свое и т.д.»
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Если назову слово, обозначающее предметы – хлопок, слово, обозначающее качество предметов – приседание»
Карта «Словарные слова» (Приложение № 1)
Инструкция: «Посмотри внимательно и отметь фишками. как можно быстрее, слова, обозначающие: птицы, животные, слова, где первый звук «а», «к», слова, состоящие из 2,3 слогов и т.д.
Инструкция: «Вспомни и запиши правильно 5 любых словарных слов. Оценивается количество и правильность написания» Взаимоконтроль.
Словесный диктант
Инструкция: «1.Нарисуйте 10 кружков, 2й и 6й зачеркните.
2. Нарисуйте 5 разных геометрических фигур так, чтобы на первом месте стоял треугольник, а на третьем – квадрат.
3. Напишите 7 разных букв так, чтобы на 4м месте была гласная, на 5м – буква М и т.д. »
Корректурная проба (Приложение №4)
Инструкция: «Отметь по образцу 2 элемента». Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 5
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Послушайте и покажите пальцами количество хлопков, сколько раз я хлопну» В качестве усложнения – выполнение задания с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни картинки» (10 предметных картинок)
Детям предлагается в течение 30 секунд посмотреть и постараться запомнить картинки. Для запоминания используется прием «Какой картинки не хватает?», в процессе которого каждый учащийся прячет по1-2 картинки, следующий участник отгадывает и т.д. по цепочке. В итоге каждому дается возможность воспроизвести на память названия картинок. За правильно воспроизведенное слово ребенок получает по 1 баллу
Карта «Предметные картинки» (Приложение №5)
Варианты игровых действий:
1 Инструкция: «Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее найти и отметить на карте ту картинку, которую я назову» В процессе игры детям предлагается запомнить и отметить по 1,2,3,4 картинки на слух.
2. Инструкция: «Начинаем движение от картинки и задаем направление и количество шагов. Кто будет внимателен, должен правильно дойти до пункта назначения. Шагаем от «Домика» - 2 шага вниз, 1 направо и т.д.»
Графический диктант №3 (Приложение №3)
Инструкция: «Слушайте внимательно и рисуйте те линии, которые я назову».
Упражнение «Скопируй Узор» Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 6
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Снежный ком» (Слова, обозначающие качества)
Дети становятся в круг. Ведущий: «Сегодня мы будем запоминать слова по кругу и потренируемся выполнять это упражнение, используя слова, обозначающие качества и отвечающие на вопрос, «какой?», «какая?». Я называю свое слово, следующий участник повторяет мое слово и добавляет свое и т.д.»
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Если назову слово, обозначающее предметы – хлопок, слово, обозначающее действие – приседание»
Карта «Словарные слова» (Приложение №1)
Инструкция: «Посмотри внимательно и отметь фишками как можно быстрее слова, обозначающие:
Инструкция: «Вспомни и запиши правильно 5 любых словарных слов. Оценивается количество и правильность написания» Взаимоконтроль.
Словесный диктант «Квадрат»
Инструкция: «В правом верхнем углу квадрата – нарисуй столько кружочков, сколько букв в вашем имени». В левом нижнем углу – столько точек, сколько раз я хлопну. В центре – цифру, которая обозначает, результат сложения 3 и 4, и т.д.»
Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 7
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Послушайте и покажите пальцами количество хлопков, сколько раз я хлопну» В качестве усложнения – выполнение задания с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни картинки» (6 элементов) (Приложение №6)
Детям предлагается в течение 30 секунд посмотреть и постараться запомнить картинку с изображением 6 элементов, после чего они должны в своих тетрадях зарисовать фигуры, которые запомнили.
Взаимоконтроль. Предлагается обменяться тетрадями и осуществить пошаговый контроль (совместно с психологом). Каждый правильно воспроизведенный элемент оценивается проверяющим в 1 балл. Возврат тетрадей.
Карта «Предметные картинки» (Приложение №5)
Варианты игровых действий:
1. Инструкция: «Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее найти и отметить на карте ту картинку, которую я назову» В процессе игры детям предлагается отметить картинки, названия которых состоят из 1,2,3 слогов.
2. Инструкция: «Начинаем движение от картинки и задаем направление и количество шагов. Кто будет внимателен, должен правильно дойти до пункта назначения. Шагаем с помощью фишки от «Домика» - 2 шага вниз, 1 направо и т.д.» Каждому ребенку предлагается провести группу, самостоятельно задавая маршрут и проверяя правильность движения.
Графический диктант № 4 (Приложение №3)
Инструкция: «Слушайте внимательно и рисуйте те линии, которые я назову».
Упражнение «Скопируй Узор». Взаимоконтроль
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 8
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Снежный ком» (Слова, связанные по смыслу со словом «школа»)
Дети становятся в круг. Ведущий: «Сегодня мы будем запоминать слова по кругу и потренируемся выполнять это упражнение, используя слова, связанные по смыслу со словом «школа»
Карта «Словарные слова» (Приложение №1)
Инструкция: «Посмотри внимательно и отметь фишками как можно быстрее слова, обозначающие:
Словесный диктант
Инструкция: «1.Нарисуйте 5 квадратов, 4 круга и 2 крестика.
2. Нарисуйте 5 разных геометрических фигур так, чтобы на первом месте стоял большой треугольник, а на втором – квадрат.
3. Напишите 6 разных букв так, чтобы на 2м месте была гласная, на 5м – буква К и т.д. »
Корректурная проба (Приложение №4)
Инструкция: «Отметь по образцу 2-3 элемента». Взаимоконтроль.
Инструкция: «Вспомни и запиши правильно 5 любых словарных слов. Оценивается количество и правильность написания» Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 9
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Послушайте и покажите пальцами количество хлопков, сколько раз я хлопну» В качестве усложнения – выполнение задания с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни картинки» (10 предметных картинок)
Детям предлагается в течение 30 секунд посмотреть и постараться запомнить картинки. Для запоминания используется прием, «Какой картинки не хватает?», в процессе которого каждый учащийся прячет по1-2 картинки, следующий участник отгадывает и т.д. по цепочке. В итоге каждому дается возможность воспроизвести на память названия картинок. За правильно воспроизведенное слово ребенок получает по 1 баллу
Карта «Предметные картинки» (Приложение №5)
Варианты игровых действий:
1. Инструкция: «Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее найти и отметить на карте ту картинку, которую я назову» В процессе игры детям предлагается отметить картинки, названия которых обозначают животных, фрукты, предметы из дерева и т.д.
2. Инструкция: «Начинаем движение от картинки и задаем направление и количество шагов. Кто будет внимателен, должен правильно дойти до пункта назначения. Шагаем без помощи фишки, следим только глазками от «Домика» - 2 шага вниз, 1 направо и т.д.» Каждому ребенку предлагается провести группу, самостоятельно задавая маршрут и проверяя правильность движения.
Графический диктант № 5 (Приложение №3)
Инструкция: «Слушайте внимательно и рисуйте те линии, которые я назову».
Упражнение «Скопируй Узор»Взаимоконтроль
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 10
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Снежный ком» (Слова, связанные по смыслу со словом «зима»)
Дети становятся в круг. Ведущий: «Сегодня мы будем запоминать слова по кругу и потренируемся выполнять это упражнение, используя слова, связанные по смыслу со словом «зима». Я называю свое слово, следующий участник повторяет мое слово и добавляет свое и т.д.»
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Если назову слово, состоящее из 2 слогов – хлопок, слово, состоящее из 3х слогов – приседание»
Карта «Словарные слова» (Приложение №2)
Инструкция: «Посмотри внимательно и отметь фишками как можно быстрее слова, обозначающие: из 5 букв, слова, начинающиеся с гласного звука, слова, начинающиеся с твердого согласного, и т.д.
Инструкция: «Вспомни и запиши правильно 5 любых словарных слов. Оценивается количество и правильность написания» Взаимоконтроль.
Словесный диктант «Квадрат»
Инструкция: «В правом верхнем углу квадрата – нарисуй столько кружочков, сколько букв в слове «книга»». В левом нижнем углу – столько точек, сколько раз я хлопну. В центре – цифру, которая обозначает, результат сложения 3 и 4, и т.д.»
Корректурная проба (Приложение №4)
Инструкция: «Отметь по образцу 2-3 элемента». Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 11
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Послушайте и покажите пальцами количество хлопков, сколько раз я хлопну» В качестве усложнения – выполнение задания с закрытыми глазами.
Предлагается также производить хлопки и проверять правильность самим детям по очереди.
Упражнение «Запомни картинки» (6 элементов) (Приложение №6)
Детям предлагается в течение 30 секунд посмотреть и постараться запомнить картинку с изображением 6 элементов, после чего они должны в своих тетрадях зарисовать фигуры, которые запомнили.
Для закрепления предлагается 2 варианта карт.
Взаимоконтроль. Предлагается обменяться тетрадями и осуществить пошаговый контроль (совместно с психологом). Каждый правильно воспроизведенный элемент оценивается проверяющим в 1 балл. Возврат тетрадей.
Карта «Предметные картинки» (Приложение №5)
Инструкция: «Начинаем движение от картинки и задаем направление и количество шагов. Кто будет внимателен, должен правильно дойти до пункта назначения. Шагаем без помощи фишки, обозначаем не название, а адрес жильца. Каждому ребенку предлагается провести группу, самостоятельно задавая маршрут и проверяя правильность движения.
Графический диктант № 6. (Приложение №3)
Инструкция: «Слушайте внимательно и рисуйте те линии, которые я назову».
Упражнение «Скопируй Узор». Взаимоконтроль
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 12
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Снежный ком» (Слова, связанные по смыслу с «весна»)
Дети становятся в круг. Ведущий: «Сегодня мы будем запоминать слова по кругу и потренируемся выполнять это упражнение, используя слова, связанные по смыслу с «весна». Я называю свое слово, следующий участник повторяет мое слово и добавляет свое и т.д.»
Карта «Словарные слова» (Приложение №2)
Инструкция: «Посмотри внимательно и отметь фишками как можно быстрее слова, обозначающие:
Инструкция: «Вспомни и запиши правильно 5 любых словарных слов. Оценивается количество и правильность написания» Взаимоконтроль.
Словесный диктант Инструкция: «1.Нарисуйте 7 квадратов, 3 круга и 2 точки.
2. Нарисуйте 6 разных геометрических фигур так, чтобы на первом месте стоял большой треугольник, а на втором – круг.
3. Напишите 6 разных букв так, чтобы на 2м месте была гласная, на 5м – согласная и т.д.
Корректурная проба (Приложение №4)
Инструкция: «Отметь по образцу 2-3 элемента». Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 13
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Послушайте и повторите ритм и количество хлопков» В качестве усложнения – выполнение задания с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни картинки» (10 предметных картинок)
Детям предлагается в течение 30 секунд посмотреть и постараться запомнить картинки. Для запоминания используется прием, «Какой картинки не хватает?», в процессе которого каждый учащийся прячет по1-2 картинки, следующий участник отгадывает и т.д. по цепочке.
Знакомство с приемом «Разделения на группы» с целью облегчения запоминания. В итоге каждому дается возможность воспроизвести на память названия картинок. За правильно воспроизведенное слово ребенок получает по 1 баллу
Карта «Предметные картинки» (Приложение №5)
Варианты игровых действий:
Инструкция: «Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее найти и отметить на карте ту картинку, которую я назову» В процессе игры детям предлагается отметить картинки по 2-5 штук.
Графический диктант № 7 (Приложение № 3)
Инструкция: «Слушайте внимательно и рисуйте те линии, которые я назову».
Упражнение «Скопируй Узор». Взаимоконтроль
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Занятие № 14
1часть. Приветствие. Назначение дежурных.
2 часть. Основная.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкция: «Послушайте и повторите ритм и количество хлопков» В качестве усложнения – выполнение задания с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни картинки» (10 предметных картинок)
Детям предлагается в течение 30 секунд посмотреть и постараться запомнить картинки. Для запоминания используется прием «Какой картинки не хватает?», в процессе которого каждый учащийся прячет по1-2 картинки, следующий участник отгадывает и т.д. по цепочке.
Закрепление использования приема «Разделения на группы» с целью облегчения запоминания. В итоге каждому дается возможность воспроизвести на память названия картинок. За правильно воспроизведенное слово ребенок получает по 1 баллу
Карта «Словарные слова» (Приложение №2)
Инструкция: «Посмотри внимательно и отметь фишками как можно быстрее слова, обозначающие:
Инструкция: «Вспомни и запиши правильно 5 любых словарных слов. Составь из них предложение. Оценивается количество и правильность написания» Взаимоконтроль.
Словесный диктант «Квадрат»
Инструкция: «В правом верхнем углу квадрата – нарисуй столько кружочков, сколько букв в слове «учитель»». В левом нижнем углу – столько точек, сколько раз я хлопну. В центре – цифру, которая обозначает, результат сложения 3 и 4, и т.д.»
Взаимоконтроль.
3часть. Подведение итогов занятия. Подсчет баллов.
Приложение № 1
Карта «Словарные слова» (№1)
1 |
автобус |
автомобиль |
дорога |
машина |
улица |
2 |
апрель |
январь |
вторник |
февраль |
ноябрь |
3 |
береза |
воробей |
ворона |
заяц |
корова |
4 |
быстро |
вдруг |
однажды |
хорошо |
сегодня |
5 |
завтра |
вчера |
сентябрь |
сегодня |
скоро |
6 |
июнь |
понедельник |
среда |
четверг |
суббота |
7 |
молоко |
мороженое |
завтрак |
щавель |
земляника |
8 |
вокзал |
здание |
квартира |
Родина |
лестница |
9 |
адрес |
город |
деревня |
столица |
праздник |
10 |
воскресенье |
декабрь |
июль |
обед |
пятница |
11 |
До свидания |
здравствуй |
Красная площадь |
спасибо |
отец |
Приложение № 2
Карта «Словарные слова» (№2)
12 |
корзина |
пенал |
картина |
товарищ |
платок |
13 |
иней |
мороз |
коньки |
ребята |
ветер |
14 |
телевизор |
кино |
мультфильм |
мечта |
кинофильм |
15 |
соловей |
сорока |
собака |
ученик |
медведь |
16 |
весело |
герой |
мечта |
месяц |
лопата |
17 |
карандаш |
чувствовать |
пальто |
посуда |
капуста |
18 |
дежурный |
класс |
компьютер |
одежда |
телефон |
19 |
космонавт |
космос |
мороз |
Москва |
народ |
20 |
облако |
овощи |
октябрь |
работа |
Россия |
21 |
ягода |
язык |
русский |
фамилия |
тетрадь |
22 |
что |
ужин |
рисунок |
посуда |
завтра |
Приложение № 3
Графические диктанты
|
|
|
|
|
|
№1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№6 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М,: Просвещение. 1994.
2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М..1976. - С. 184-220.
3. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974.
4. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
5. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. - 1982. - №2. - С. 10-12.
6. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1984. – 127
7. Рабочая книга школьного психолога, - М.; Просвещение, 1991
8. Рогов Б.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996.
9. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олимп-Пресс, 2000.
10. .Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ, 1976
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.