Программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, обусловленных общим недоразвитием речи»

  • docx
  • 25.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа логопеда 5.1__2 класс (1).docx

 

Рабочая программа коррекционного курса

 «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, обусловленных общим недоразвитием речи»

Возраст: 1-4 класс.

Заключение: вариант 5.1: ФФ, ФФН, ОНР (III-IV ур.р.р.).

Условия реализации: речевой класс.

Примерная АООП ДО: «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).


 

 

Оглавление

 

1.     Целевой раздел. 4

1.1 Пояснительная записка. 4

1.2 Значимые для реализации программы характеристики. 8

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР. 8

2. Содержательный раздел. 15

2.1 Содержание диагностического направления работы.. 15

2.2 Содержание коррекционно-развивающего направления работы.. 19

2.3 Содержание консультативно-просветительского направления работы.. 26

Формы взаимодействия. 27

2.4 Содержание методической работы и самообразования. 28

3.Организационный раздел. 29

3.1 Список литературы. 31

3.2 Электронные образовательные ресурсы.. 32

 


 

1.       Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) позволяет организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером индивидуальных особенностей и нарушений развития, и оценить полученные результаты. На основании этого разработана основная образовательная программа начального общего образования, целью которой является выполнение требований Стандарта и создание системы поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи в ее освоении.

Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в нормативные сроки обучения (1–4 классы).

Данная рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда (далее – программа), являясь обязательной частью АООП НОО, направлена на индивидуально ориентированное коррекционно-логопедическое воздействие, на реализацию особых образовательных потребностей обучающегося, преодоление недоразвития речи и поддержку в освоении ФГОС НОО. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Программа относится к коррекционно-развивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:

·     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 20 апреля 2021 г.).

·     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями от 2011г.;

·     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

·     Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 ВК-42/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

·     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

·     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 марта 2022 г. № 9 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».

·     СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

·     СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

·     Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

·     Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей от 24.11.2020 ДГ-2210/07.

·     Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Документ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 марта 2020.

·     Положение об оказании логопедической помощи в МАОУ Гимназии №1;

 

В основу формирования Программы положены следующие принципы:

·     Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования.

·     Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

·     Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития обучающихся предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития обучающихся.

·     Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.

·     Онтогенетический принцип.

·     Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.

·     Принцип преемственности, предполагающий при проектировании. Программы ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с речевыми нарушениями.

·     Принцип направленности на формирование деятельностиобеспечивает возможность овладения обучающимися с речевыми нарушениями всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

·     Принцип сотрудничества с семьей.

·     Принцип единства диагностики и коррекции.

 

    В основу разработки Программы заложены дифференцированный,

деятельностный и системный подходы.

·     Дифференцированный подход к построению Программы предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования.

·     Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

·     Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся с речевыми нарушениями является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

Программа ставит своей целью предупреждение и коррекцию нарушений устной и письменной речи у учащихся с ТНР.

 

         В соответствии с целью определяются задачи курса:

·     определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

·     определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ТНР для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

·     разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для детей с ТНР;

·     реализация комплексного сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида);

·     реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;

·     обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР;

·     осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.

         Предназначена для обучающихся с общим недоразвитием речи III–IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

         Обязательными условиями реализации Программы являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

 

 

1.2 Значимые для реализации программы характеристики

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

Речь обучающихся с общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

У учащихся 2-х классов отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. В этих случаях дефекты произношения, как бы ярко они ни были выражены, являются одним из проявлений структурно сложного нарушения – общего недоразвития речи. Поэтому своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма. У данной категории учащихся в общей картине отклонений речевого развития на второй план выдвигаются нарушения чтения и письма, которые, в свою очередь, являются следствием недоразвития устной формы речи, то есть вторичным проявлением дефекта.

Письменные работы учащихся данного уровня речевого недоразвития изобилуют разнообразными ошибками – орфографическими, дисграфическими (специфическими). Наряду с ошибками, являющимися следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый набор ошибок, связанный с недоразвитием лексико-грамматических средств языка, оптико-пространственных представлений.

 

Планируемые результаты и система оценки результатов

Коррекционная работа способствует предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения и письма, но и способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей овладения учебным материалом.

 

 

Показатели динамики правильного развития устной речи

В фонетико-фонематической стороне речи:

·     умение правильно произносить звуки;

·     умение различать гласные и согласные звуки, акустически сходные фонемы;

·     умение выполнять количественный и оппозиционный анализ слов;

·     умение выполнять слоговой анализ слов, определять место ударения.

В лексико-грамматической стороне речи:

·     умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

·     умение использовать в речи синонимы и антонимы;

·     умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

·     умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.

В связной речи:

·     правильный выбор языковых средств устного общения;

·     соблюдение речевого этикета;

·     овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его;

·     практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи.

 

Показатели динамики правильного формирования письма

·     развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;

·     умение различать букву и звук;

·     правильное письмо под диктовку слов и предложений, безошибочное списывание;

·     понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

·     различение слова и предложения, предложения и текста;

·     умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту.

 

 

Личностные УУД

·     Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

Ø  общепринятых нравственных правил;

Ø  важности исполнения роли «хорошего ученика»;

Ø  важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ.

·     Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие».

·     Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира.

·     Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях.

·     Признавать свои плохие поступки.

 

Регулятивные УУД

·     Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

·     Проговаривать последовательность действий на уроке.

·     Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

·     Учиться высказывать свое предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

·     Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

·     Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.

·     Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД

·     Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

·     Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·     Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

·     Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем материалах. Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

·     Сравнивать и группировать предметы.

·     Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

·     Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

·     Наблюдать и делать самостоятельные выводы. Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

·     Составлять простой план небольшого текста-повествования.

Коммуникативные УУД

·     Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·     Вступать в беседу на уроке и в жизни. Слушать и понимать речь других.

·     Выразительно читать и пересказывать текст.

·     Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·     Учиться выполнять различные роли в группе.

Оценка планируемых результатов

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Условия реализации Программы

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется в группе из 710 учащихся, одного возраста и с одной структурой речевого нарушения.

Группы комплектуются учителем-логопедом по результатам диагностических работ в зависимости от ведущего и сопутствующих нарушений речевых функций, имеющих однотипные проявления. На основе классификатора ошибок учитель-логопед корректирует учебно-тематическое планирование, предполагаемое Программой, которое рассчитано на 62 часа на каждую группу.

Коррекционная работа по Программе также может вестись параллельно с работой психолога.

Программа предусматривает возможность организации электронного обучения, обеспечивающего освоение учащимися данной программы в полном объеме независимо от их места нахождения.

С целью обеспечения непрерывного эффективного обучения по данной программе организовано:

Ø  электронное обучение как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ и учащихся, находящихся на домашнем обучении;

Ø  комбинированное электронное обучение, включающее очное обучение учащегося в школе с электронным обучением в случае длительного отсутствия учащегося на занятиях по уважительной причине (длительное заболевание, лечение в санатории и т.д.);

Ø  временное электронное (удаленное) обучение учащихся.

Электронное обучение имеет тот же компонентный состав: цели, задачи, содержание.

Расписание логопедических занятий в процессе временного электронного обучения для каждой группы остается прежним, без каких-либо изменений.

Длительность онлайн-занятий составляет 1525 мин.

Учитель-логопед определяет средства коммуникации, набор электронных ресурсов, приложений для организации электронного обучения и формат электронного обучения, удобный для всех участников и эффективный для конкретного ученика, группы учащихся или темы, предоставляет информацию об электронном обучении, о возможности осуществления обратной связи с учителем-логопедом родителям (законным представителям), администрации школы.

Варианты использования средств коммуникации для организации электронной работы учителя-логопеда

1.       Электронная почта (Е-mail) – офлайн-консультирование, контроль за выполнением заданий, отправка заданий дистанционных занятий, контрольных работ, дополнительных материалов по темам данной программы, перечня рекомендуемой учебной литературы, дополнительных источников информации.

2.       Мессенджеры, телефон – контроль за выполнением заданий, офлайн- и онлайн-консультирование по заданиям, по преодолению возникших трудностей при изучении учебного материала, по проблемам использования электронных ресурсов технических средств, групповой и индивидуальный чат, опрос.

3.       Приложения и платформы для видеоконференцсвязи – онлайн-занятия (не более 30 минут), онлайн-консультирование, конференции, лекции.

 

Продолжительность учебного года

Образовательный процесс проводится во время учебного года.

Продолжительность учебных периодов

Учащиеся 2-х классов зачисляются на курс занятий продолжительностью 31 недель (62 часов) после прохождения диагностического обследования учителем-логопедом, на основании заявления родителя (законного представителя).

Регламентация образовательного процесса

Длительность программы составляет 62 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 учебных часа в неделю). Продолжительность каждого занятия 40 минут. Предусмотрены обязательные санитарно-гигиенические перерывы между занятиями продолжительностью не менее 10 минут. Форма организации деятельности детей на занятиях: групповая – 36 человек, а также индивидуальная.

Длительность занятий

Групповые – 40 минут;

Индивидуальные – 2040 минут;

Онлайн-занятия – 1525 минут.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

Максимальная нагрузка на учащихся на одно занятие соответствует нормативным требованиям, санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования – СанПин 2.4.4.3172-14.

Академический час для учащихся школьного возраста равен 40 минутам.

Распределение недельной образовательной нагрузки зависит от особенностей ключевой проблемы ребенка, сложности нарушения развития, его индивидуальных, личностных и психофизических особенностей, социальных условий жизни и воспитания.


 

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание диагностического направления работы

Обследование учащихся проводится два раза в год вначале учебного года (115 сентября) и в последние две недели учебного года.

Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:

·     выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

·     проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ТНР; подготовка рекомендаций по оказанию обучающимся психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации и вне ее;

·     определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ТНР, выявление его резервных возможностей;

·     изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

·     изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

·     изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ТНР;

·     мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных и коррекционных программ основного общего образования.

Стандартизированные диагностические методики (И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой) используются на начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы.


 

 

Раздел

Критерии

Импрессивная речь

0 баллов – понимание речи в полном объеме.

1 балл – понимание речи ограничено (12 ошибки).

2 балла – понимание речи затруднено

Общее звучание речи

0 баллов речь разборчива, понятна окружающим, голос нормальный, отклонений от тембра не наблюдается, диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох-выдох, речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший, нормальный темп и ритм.

1 балл умеренная степень нарушения тембра, диафрагмальный тип дыхания, речь на выдохе, речевой выдох ослаблен.

2 балла речь неразборчива, фразы непонятны окружающим, выраженные нарушения тембра голоса (гортанный, глухой, резкий), верхнеключичный тип дыхания, дискоординация фонации и дыхания, брадилалия, тахилалия

Артикуляционная моторика

0 баллов правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.

1 балл – замедленный темп выполнения, неточность, неловкость моторики, сложности переключения.

2 балла выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движений, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы

Звукопроизношение

0 баллов – не нарушено звукопроизношение.

1 балл – нарушена одна группа звуков.

2 балла – нарушено произношение двух и более групп звуков

Сформированность слоговой структуры слова

0 баллов – точное и правильно воспроизведение в темпе предъявления.

1 балл – замедленный темп, запинки, 12 слова произносятся с искажением слоговой структуры слова.

2 балла – весь предъявляемый материал воспроизводится с искажением слоговой структуры слова

Фонематические процессы

0 баллов – самостоятельное выполнение, процессы сформированы.

1 балл – требуется стимулирующая помощь или допускает ошибки, которые способен самостоятельно исправить.

2 балла – требуется развернутая помощь логопеда, задания недоступны к выполнению

Лексика

0 баллов все задания выполнены верно, с первой попытки, самостоятельно, словарный запас соответствует возрасту, высокий уровень обобщений, словарный запас богат родовидовыми понятиями, правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях.

1 балл требуется дополнительная инструкция, недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает их свойства и качества, есть трудности выделения основных и второстепенных признаков и словоформ.

2 балла большая часть заданий недоступна, объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи логопеда, описание лексического значения сводятся к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности

Грамматический строй речи

0 баллов правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

1 балл систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования, преобразование заданного слова в неологизм или в другое слово, несоответствующее данному словообразовательному типу.

2 балла неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения

Связная речь

0 баллов рассказ имеет смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

1 балл составление рассказа со стимулирующей помощью, последовательность сюжета не нарушена, но отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, страдает смысловая целостность, встречаются аграмматизмы и далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла, связность рассказа нарушена.

2 балла задание недоступно, рассказ заменен ответами на вопросы или составляются 23 предложения

Приблизительные результаты диагностики по количеству баллов

12 балла – ФН (раздел «Звукопроизношение»).

36 баллов – ФФН (разделы «Звукопроизношение», «Артикуляционная моторика», «Фонематические процессы»).

79 баллов – ОНР 4.

1013 баллов – ОНР 3.

1416 баллов – ОНР 2.

1618 баллов – ОНР 1

Анализ результатов обследования речи

Сводный анализ результатов диагностики заполняется в сентябре и в мае. При необходимости промежуточного контроля заполняется экран звукопроизношения.

По результатам диагностики заполняются речевые карты учащихся, которые заверяются директором ОУ.


2.2 Содержание коррекционно-развивающего направления работы

Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа включает в себя следующее:

·     разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР;

·     организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

·     коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной, коммуникативной и речевой сфер;

·     формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

·     развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

·     развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

·     социальную защиту обучающегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения на уровне основной общего образования.

Этапы организации: диагностический, коррекционный, мониторинг эффективности.

 

Задачи программы:

Создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:

Ø  развивать пространственно-временные представления;

Ø  развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

Ø  развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем;

Ø  развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки;

Ø  развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста;

Ø  уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения;

Ø  формировать и развивать связную выразительную речь;

Ø  развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;

Ø  развивать и совершенствовать навык правильного чтения и письма;

Ø  совершенствовать навык поэтапного контроля за процессом и результатом чтения и письма;

Ø  развивать высшие психические функции.

Направления коррекционно-развивающей работы

Направления

Планируемые результаты

Развитие звуковой стороны речи

 

·      формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

·      коррекция дефектов произношения

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи

 

·      уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

·      уточнение значения используемых синтаксических конструкций, дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении моделями предложений различных синтаксических конструкций

Формирование связной речи

 

·      развитие навыков построения связного высказывания, программирования смысла и смысловой культуры высказывания.

·      установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

·      отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции

Развитие и совершенствова-ние психологических предпосылок к обучению

·      устойчивости внимания

·      наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

·      способности к запоминанию;

·      способности к переключению;

·      навыков и приемов самоконтроля

·      познавательной активности;

·      произвольности общения и поведения

Формирование полноценных учебных умений

 

·      планирование предстоящей деятельности:

   принятие учебной задачи;

   активное осмысление материала, выделение главного существенного в учебном материале;

   определение путей и средств достижения учебной цели.

·      контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля).

·      работа в определенном темпе

   умение быстро и качественно писать, считать;

   проводить анализ, сравнение, сопоставление,

·      применение знаний в новых ситуациях.

·      анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствова-ние коммуникативной готовности к обучению

 

·      умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;

·      умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

·      умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

·      умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда

Формирование коммуникатив-ных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности

 

·   ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

·   ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

·   ответы двумя–тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

·   применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

·   употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

·   обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

·   пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

·   развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы;

·   соблюдение речевого этикета при общении

Содержание Программы

Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.

Коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

 

 

Содержание коррекционной работы на первом этапе

Коррекционная работа на фонетическом уровне направлена на решение основных задач:

·     развивать умение осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным);

·     развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики.

На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает.

Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации согласных звуков. Дается понятие о звонких и глухих звуках, сравниваются попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально тем учащимся, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

Первый этап завершается работой по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, либо по количеству элементов (п-т, л-м), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (о-а, н-ю, л-я, и-у, х-ж, ш-щ). При этом главная задача научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы.

Содержание коррекционной работы на втором этапе

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

·     уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов и развивать умение активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения;

·     развивать слоговой анализ и синтез слов различной звукобуквенной структуры;

·     учить различать и использовать в речевых конструкциях синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов.

Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Осуществляется знакомство с явлениями многозначности, синонимии и антонимии, омонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Параллельно ведется работа по развитию морфемного анализа и синтеза, морфологического анализа слов.

 

Содержание коррекционной работы на третьем этапе

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:

·     учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений;

·     формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом;

·     учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.

Третий этап коррекции начинается с работы над простым предложением.

Ведется работа по развитию у учащихся навыка синтаксического разбора различных видов предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно.

На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.

На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся специальные занятия с целью формирования связной речи. Работа начинается с освоения разных видов пересказа (подробный и выборочный), затем переходит в этап работы над рассказом по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.

Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.


 


Тематическое планирование

1 класс

Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.       Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения

2.       Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3.       Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

4.       Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков

Тема

Кол-во

часов

1 четверть

1

Диагностика

1

2

Гласные первого ряда

2

3

Гласные второго ряда

2

4

Дифференциация гласных А-Я

2

5

Дифференциация гласных О-Е

2

6

Дифференциация гласных У-Ю

2

7

Логопедическая ритмика

1

8

Итоговое занятие

1

 

Всего

13 часов

2 четверть

1

Дифференциация гласных У-Ю

2

2

Дифференциация гласных Э-Е

2

3

Дифференциация гласных Ы-И

2

4

Дифференциация Й-И

2

5

Текст, предложение, слово

2

6

Слог и слово

1

7

Перенос слов

1

8

Логопедическая ритмика

1

9

Итоговое занятие

1

 

Всего

14 часов

3 четверть

1

Ударение

1

2

Звуки. Гласные - согласные

1

3

Твердые и мягкие согласные

2

4

Дифференциация согласных [c], [c’]

2

5

Дифференциация согласных [з], [з’]

2

6

Дифференциация согласных [л], [л’]

2

7

Дифференциация согласных [р], [р’]

2

8

Дифференциация согласных [р]-[л]

2

9

Дифференциация согласных [ш]-[ж]

2

10

Дифференциация согласных [с]-[ш]

2

11

Логопедическая ритмика

1

12

Итоговое занятие

1

 

Всего

20 часов

4 четверть

1

Дифференциация согласных [ч]-[т’]

2

2

Дифференциация согласных [ч]-[щ]

2

3

Мягкий знак

2

4

Твердый знак

2

5

Звонкие и глухие согласные

2

6

Шипящие согласные звуки

2

7

Логопедическая ритмика

1

8

Итоговая диагностика

1

9

Итоговое занятие

1

 

Всего

15 часов

 

Итого

62 часа

 

2 класс

Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.       Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

2.       Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков

3.       Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки

4.       Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

5.       Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи). Далее в программе приведено планирование фронтальных и индивидуальных логопедических занятий для 2 класса.

 

Тема

Кол-во

часов

1 четверть

1

Диагностика

1

2

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

2

3

Звуки и буквы

2

4

Дифференциация гласных букв Я, Ю, Е, И, Ё

2

5

Работа над словом и речью

2

6

Логопедическая ритмика

2

7

Итоговое занятие

1

 

Всего:

12 часов

2 четверть

1

Дифференциация гласных букв А-Я

2

2

Дифференциация гласных букв У-Ю

2

3

Дифференциация гласных букв О-Е

2

4

Дифференциация гласных букв Ы-И

2

5

Дифференциация гласных букв Э-Е

2

6

Мягкий знак

1

7

Работа на д предложением

1

8

Логопедическая ритмика

1

9

Итоговое занятие

1

 

Всего:

14 часов

3 четверть

1

Звонкие и глухие согласные

1

2

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ

2

3

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ

2

4

Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ

2

5

Звуки Г-ГЬ, К-КЬ, Х-ХЬ

2

6

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ

2

7

Звуки Ж-Ш

2

8

Дифференциация соноров. Звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ

2

9

Звуки Й-Л-ЛЬ

2

10

Дифференциация шипящих и свистящих звуков.

1

11

Работа над речью

1

12

Логопедическая ритмика

1

13

Итоговое занятие

1

 

Всего:

21 час

4 четверть

1

Звуки С-СЬ, Ш

2

2

Звуки З-ЗЬ, Ж

2

3

Звуки С-Ц

2

4

Звуки Ч-ТЬ

2

5

Звуки Ч-Ц

2

6

Работа с текстом

2

7

Логопедическая ритмика

1

8

Итоговая диагностика

1

9

Итоговое занятие

1

 

Всего:

15 часов

 

Итого:

62 часа

 

3 класс

Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.       Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

2.       Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3.       Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

4.       Подготовить к усвоению морфологического состава слова

5.       Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения

6.       Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Далее в программе приведено планирование фронтальных и индивидуальных логопедических занятий для 3 класса.

Тема

Кол-во

часов

1 четверть

1

Диагностика

1

2

Гласные- согласные звуки

3

3

Гласные I ряда

2

4

Гласные II ряда

2

5

Мягкий знак

2

6

Согласные звуки

2

7

Логопедическая ритмика

2

8

Итоговое занятие

1

 

Всего:

15 часов

2 четверть

1

Согласные звуки

2

2

Слог

2

3

Ударение. Ударная гласная

2

4

Ударные и безударные гласные (А-О, Е-И, И-Я)

2

5

Родственные слова. Корень слова

3

6

Логопедическая ритмика

2

7

Итоговое занятие

1

 

Всего:

14 часов

3 четверть

1

Образование слов при помощи суффиксов

2

2

Словообразование слов при помощи приставок

3

3

Приставки и предлоги

3

4

Морфологический состав слова

2

5

Предложение

3

6

Состав предложения

2

7

Работа над предложением

2

8

Логопедическая ритмика

2

9

Итоговое занятие

1

 

Всего:

20 часов

4 четверть

1

Последовательный рассказ.

2

2

Описательный рассказ

2

3

Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин

3

4

Работа над связной речью

2

5

Логопедическая ритмика

2

6

Итоговая диагностика

1

7

Итоговое занятие

1

 

Всего:

13 часов

 

Итого:

62 часа

 

4 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.       Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

2.       Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

3.       Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

4.       Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Тема

Кол-во

часов

1 четверть

1

Диагностика

1

2

Родственные слова

2

3

Корень слова

2

4

Приставка

2

5

Суффикс

2

6

Морфологический состав слова

2

7

Работа над словом, словосочетанием

2

8

Логопедическая ритмика

2

9

Итоговое занятие

1

 

Всего:

16 часов

2 четверть

1

Слова-предметы

2

2

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

2

3

Практическое употребление существительных разного рода

2

4

Употребление существительных в косвенных падежах

2

5

Работа над словосочетанием и предложением

2

6

Логопедическая ритмика

2

7

Итоговое занятие

1

 

Всего:

13 часов

3 четверть

1

Слова- признаки

2

2

Согласование прилагательных с существительными в падеже

3

3

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

3

4

Слова- действия

2

5

Согласование глагола с существительными в числе

2

6

Согласование глагола с существительными в роде

2

7

Согласование глагола с существительными во времени

2

8

Работа над предложением

2

9

Логопедическая ритмика

2

10

Итоговое занятие

1

 

Всего:

21 час

4 четверть

1

Предложение

2

2

Состав предложения

2

3

Работа над связной речью

2

4

Логопедическая ритмика

2

5

Работа над текстом

2

6

Итоговая диагностика

1

7

Итоговое занятие

1

 

Всего:

12 часов

 

Итого:

62 часа


 

2.3 Содержание консультативно-просветительского направления работы

Консультативная работа предусматривает:

·     выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного процесса;

·     консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ТНР отбора и адаптации содержания предметных программ;

·     консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения обучающегося с ТНР;

·     консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

·     информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

·     различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР;

·     проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ТНР.


 

Формы взаимодействия

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Родительские собрания:

Сентябрь

Ознакомление с итогами логопедического обследования, с перспективными планами подгрупповой и индивидуальной работы

Январь

Ознакомление с итогами промежуточной диагностики. Рекомендации по речевому поведению в семье, необходимостью систематического контроля за произношением вызванных звуков и аграмматизмами в речи, знакомство с положительным семейным опытом участия родителей в коррекционном процессе. Выяснение логопедических затруднений родителей

Май

Подведение годовых итогов, рекомендации на лето

 

Индивидуальные и подгрупповые консультации
(очные и заочные по электронной почте):

·     рекомендации по выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений, грамматических заданий, исправлению нарушений слоговой структуры слова;

·     преодолению психологических проблем ребенка;

·     обучение работе с логопедической тетрадью дома;

·     ознакомление родителей с приемами звуко-слогового анализа и синтеза;

·     с формированием мотивации к исправлению речи.

Открытые просмотры индивидуальных и подгрупповых занятий:

·     родитель четче осознает речевые и психологические проблемы своего ребенка;

·     охотнее настраивается на сотрудничество;

·     вовлекается в коррекционно-образовательный процесс;

·     лучше усваивает подходы в коррекционной работе и ее необходимость;

·     уважительнее относится к труду учителя-логопеда.

Пропаганда логопедических знаний среди родителей: ширмы, папки-передвижки, диски с рекомендациями по конкретной речевой проблеме, логопедическая библиотечка, детская логопедическая тетрадь (ознакомление с текущей работой логопеда и приемами коррекции, постепенное воспитание школьных качеств).

2.4 Содержание методической работы и самообразования

Методическая деятельность логопеда включает в себя:

·     разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей, воспитателей ГПД, специалистов и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

·     перспективное планирование;

·     изучение и обобщение передового опыта;

·     участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

·     обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

·     поиск наилучших средств коррекции речи детей;

·     изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

·     самообразование;

·     изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.


 

3.Организационный раздел

График организации образовательного процесса

Образовательная деятельность

Сроки

Обследование речи обучающихся, заполнение документации, оформление речевых карт

115 сентября

Коррекционно- развивающая деятельность: индивидуальные и подгрупповые занятия.

15 сентября – 15 мая

Итоговая диагностика, заполнение документации

1531 мая

 

 


3.1 Список литературы

1.        Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. – М.: Сфера, 2013.

2.        Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников.1–5 классы. – СПб.: Каро,2016.

3.        Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.

4.        Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004.

5.        Логинова Е. А., Пеньковская Г. А., Елецкая О. В.Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие. – М.: Форум, 2016.

6.        Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: Гноми Д, 2011.

7.        Осипова Т.А., Ларионова И.А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР. –М.: Владос, 2015.

8.        Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок. Коррекционное образование. Использование образовательных технологий на логопедических занятиях. – М.: Образ-Центр, 2014.

9.        Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2–3 класс. – СПб.: Каро,2010.

10.   Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2015.

11.   Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.


 

3.2 Электронные образовательные ресурсы

https://logopedprofiportal.ru/ портал непрерывного дополнительного образования для коррекционных педагогов «Логопортал».

http://www.nbmgu.ru/ruslibraries–Научная библиотека МГУ.

http://www.rsl.ruРоссийская государственная библиотека.

http://pedlib.ru/Books/7/0058/7_0058-1.shtml Электронная библиотека.

http://ontolingva.ru/Лаборатория детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

http://uisrussia.msu.ru/linguist/_A_linguistics.jspНаучно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей».

http://pedlib.ru/katalogy/katalogПедагогическая библиотека.

http://vk.com/logobibliotekaЛогопедическая библиотека.

https://cyberleninka.ru/Научная электронная библиотека «Киберлинка».

http://www.ckpp.spb.ruЦентр креативной педагогики и психологии.

http://www.edu.ruРоссийское образование. Федеральный портал.

http://www.gnpbu.ruНаучная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

http://www.Gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота-ру».

http://www.ict.edu.ruИнформационно-коммуникационные технологии в образовании.

http://www.ikprao.ruОфициальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

http://logoped18.ru/Сайт «Школьный логопед».

http://www.kiddybook.ru/Школа русского языка. Русский язык для всех.

http://www.ikprao.ruОфициальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

http://www.logoped.orgСайт «НПО Логопед ORG».

http://www.mon.gov.ruСайт министерства образования и науки РФ.

http://www.spblogoped.ru/Кабинет речевой терапии.

https://vk.com/lengu.defoФакультет дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также