МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Администрация города Смоленска
МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»
РАССМОТРЕНО Руководитель кафедры учителей начальных классов __________О.Э.Савина Протокол № |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора, курирующий начальное общее образование __________О.А. Спесивцева от 30.08.2023 г. |
УТВЕРЖДЕНО И.о. директора МБОУ "СШ №17 им. Героя РФ А. Б. Буханова" ___________М.М. Атрощенкова Приказ №51/1 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса коррекционно-развивающей области
«Ритмика»
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
1 дополнительный, 1– 4 класс
г. Смоленск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1-4 класс) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторской программы «Ритмика» под редакцией Р.Д. Тригер (Издательство М.: Парадигма).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «РИТМИКА»
Курс коррекционно – развивающей области «Ритмика» является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно хорошо корригируется в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать весёлые и спокойные мелодии). Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются предпосылки доя прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании системы произвольной регуляции: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизведя определённую последовательность движений, а также постепенно автомотизируют сложные двигательные акты (последовательность движений). Улучшается также ориентировка в пространстве. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируется с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует чёткой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состав обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.
Программа имеет общекультурную направленность и сориентирована на расширение кругозора воспитанников посредством изучения основ хореографии, получения начальных навыков в искусстве танца, развитие физических способностей и сохранение их здоровья.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Задачи программы:
· воспитание правильной осанки;
· повышение работоспособности и двигательной активности;
· Коррекция недостатков двигательной, эмоционально – волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
· улучшение психического состояния, снятие стрессов;
· развитие музыкальности, чувства ритма;
· повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом;
· коррекция минимального нарушения физического развития;
МЕСТО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «РИТМИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана: 1 дополнительный класс, 1 класс -33 ч (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2 класс-4 класс – 34 часа (1 час, 34 учебные недели),
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «РИТМИКА»
Раздел 1. «Ритмико-гимнастические упражнения»
С первых уроков дети приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у обучающихся с ЗПР эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
1. Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением.
2. Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для обучающихся 1-2 классов, слушание и разбор танцевальной музыки для обучающихся 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел 2. «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»
Для этого раздела работы используются детские музыкальные инструменты: бубны, барабаны и др., а также любые другие звучащие предметы: погремушки, дудки, ложки, хлопушки, колокольчики и др. Упражнения на детских музыкальных инструментах развивают чувство ритма, повышают внимание детей, скорость реакции, развивают способность дифференцировок на слух. Вначале дети знакомятся с каждым инструментом в отдельности и его возможностями, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции на музыку. В некоторых упражнениях дети повторяют на инструменте ритмический рисунок, воспроизведённый учителем или одноклассниками, сами создают ритмические рисунки. В упражнениях со звучащими инструментами дети активно приобщаются к искусству, учатся выражать себя в нём, участвуют в совместном исполнении произведений. Это является мощным средством эстетического воспитания школьников и формирования способности активной творческой совместной деятельности.
Раздел 3. «Импровизация движений на музыкальные темы»
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное состояние музыкального образа.
Музыка в этом разделе должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична. Целесообразно для этого привлекать песни и произведения, указанные в программе в программе по музыке для пения и слушания, полезно чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание.
В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное понятие в музыке – каноны). Ученики выполняют одни и те же простые движения (например, ходьба вдоль, стен, змейкой и по кругу и т. д), однако группы вступают в действие через определённые интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют.
Раздел 4. «Народные пляски и современные танцевальные движения»
Подготовка к работе по этому разделу проводится в любой части урока. Занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не более 4 – 5 наименований за учебный год). Народные пляски и танцы приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, порождают положительные эмоции. Работа по этому разделу программы всегда вызывает радость у детей, помогает развитию у них эстетического чувства, способствует формированию коллективистских начал во взаимоотношениях, повышает культуру поведения. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используют хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относится к партнёру, находить с ним общий ритм движения, терпеливо обращаться при смене и передвижке партнёров к тем ученикам, у которых имеются какие - либо и индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержания, точно начинать и заканчивать движения. Следует добиваться, чтобы дети так овладевали движениями, что могли двигаться в танце свободно и непринуждённо. Вместе с двигательными навыками они должны усваивать термины: шаг польки, шаг галопа и др. Использование грамзаписи возможно лишь на некоторых этапах урока – при сопровождении отработанного танца, разученных игр и инсценировок. В остальных случаях учитель должен иметь возможность произвольно изменять темп, динамические оттенки, продолжительность звучания музыки и т. п., в соответствии с задачами и целями, педагогической целесообразностью каждого этапа урока.
Формы проведения занятий
Музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, игровые моменты, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания, самоанализ и самооценка.
Так же программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы-диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Методы и приемы обучения
-словесные;
-наглядные;
-практические.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «РИТМИКА»
1 дополнительный класс
Личностные результаты
1. Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
2. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
1. Накопление представлений о ритме, синхронном движении.
2. Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Познавательные
Ученик научится:
· под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
· ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
· выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
· начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Коммуникативные
· задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Предметные
· приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве,
· получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер
1 класс
Личностные результаты
1. Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям.
2. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям.
Метапредметные результаты
регулятивные
· способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
познавательные
· навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
Ученик научится:
· готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
· ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
· ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
· соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
· выполнять игровые и плясовые движения.
Ученик получит возможность научиться:
• выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения с предметами и без них под музыку;
· слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
· повторить на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок;
· выполнять простейшие подражательные движения;
коммуникативные
· умение координировать свои усилия с усилиями других.
Предметные
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
· правила поведения в танцевальном зале;
· выполнять специальные упражнения для согласования их с музыкой;
· иметь представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения.
2 класс
Личностные результаты
1. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки.
2. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
· умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· самовыражение ребенка в движении, танце.
Познавательные
Ученик научится:
· понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
· организованно строиться (быстро, точно);
· сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
· самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
· соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
· правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».
Ученик получит возможность научиться:
• начинать и заканчивать движения одновременно с началом окончанием музыкальной фразы;
• обращаться с четырьмя-пятью звучащими инструментами в отдельности;
• свободно двигаться под музыку различного характера;
Коммуникативные
Ученик научится:
· выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· умение координировать свои усилия с усилиями других.
Предметные
· воспринимать танцевальную музыку различных жанров;
· эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-танцевальной творческой деятельности;
· определять виды танцев, сопоставлять различные танцевальные музыкальные образы.
3 класс
Личностные результаты
1. Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ.
2. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
· воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
Познавательные
Ученик научится:
· умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
· соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
· самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
· передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
· передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
· повторять любой ритм, заданный учителем;
· задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами)
Ученик получит возможность научиться:
• начинать и заканчивать движение или исполнение на звучащем инструменте вместе с началом и окончанием звучания музыки;
• узнавать звучание общеизвестных народных плясок, популярных вальсов, отрывков из популярных балетов;
• бережно относиться к звучащим музыкальным инструментам и аппаратуре, к костюмам, реквизиту.
Коммуникативные
Ученик научится:
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Предметные результаты:
· Знать элементарные понятия элементов классического танца;
· необходимые сведения о многообразии танцев, особенностях танцев народов мира;
· приобретение опыта публичного выступления.
4 класс
Личностные результаты:
· -уметь исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях: народно-характерном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном. Учить подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
· уметь выполнять различные творческие задания по созданию танцевальных композиций, инсценировок песен на основе сформированных движений и добиваться свободы в исполнении и передаче характерных особенностей музыки танца.
· способности видеть в людях лучшие качества;
· способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Ученик научится:
· понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
· планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
· различать способ и результат собственных и коллективных действий;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
· вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
· осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической деятельности;
· выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
· воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
· принимать инициативу в музыкально-ритмических импровизациях и инсценировках.
Познавательные
ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
· проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
· представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
· соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
· строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера, темпа;
- отражать изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;
- передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;
- участвовать в инсценировании песен, в сценических изображениях музыкальных сказок;
- участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и танцев.
Коммуникативные
Ученик научится:
· выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ;
· выразительно исполнять музыкально-ритмические движения, воспринимать их как средство общения между людьми;
· контролировать свои музыкально-ритмические движения в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
· продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной деятельности;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
· участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты
· размышлять о музыке как способе выражения чувств и мыслей человека и анализировать музыкальные произведения;
· соотносить музыкально-ритмические движения с жизненными впечатлениями;
· ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
· наблюдать за процессом и результатом музыкально-ритмической деятельности;
· выразительно исполнять музыкально-ритмические движения разных форм и жанров;
· различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 И 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАССЫ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Всего часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
«Ритмико-гимнастические упражнения» |
9 |
Библиотека ЦОК |
2 |
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» |
5 |
Библиотека ЦОК |
3 |
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» |
7 |
Библиотека ЦОК |
4 |
«Народные пляски и современные танцевальные движения» |
12 |
Библиотека ЦОК |
Итого 33 часа |
2 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Всего часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
«Ритмико-гимнастические упражнения» |
6 |
Библиотека ЦОК |
2 |
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» |
3 |
Библиотека ЦОК |
3 |
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» |
7 |
Библиотека ЦОК |
4 |
«Народные пляски и современные танцевальные движения» |
18 |
Библиотека ЦОК |
Итого 34 часа |
3 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Всего часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
«Ритмико-гимнастические упражнения» |
7 |
Библиотека ЦОК |
2 |
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» |
3 |
Библиотека ЦОК |
3 |
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» |
7 |
Библиотека ЦОК |
4 |
«Народные пляски и современные танцевальные движения» |
17 |
Библиотека ЦОК |
Итого 34 часа |
4 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Всего часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
«Ритмико-гимнастические упражнения» |
7 |
Библиотека ЦОК |
2 |
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» |
3 |
Библиотека ЦОК |
3 |
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» |
7 |
Библиотека ЦОК |
4 |
«Народные пляски и современные танцевальные движения» |
17 |
Библиотека ЦОК |
Итого 34 часа |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 дополнительный класс-1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
||||
«Ритмико-гимнастические упражнения» (9 ч) |
||||||
1 |
Основные движения под музыку 2/4, 4/4. Ходьба, прыжки, подскоки |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
2 |
Движение под музыку в различном темпе |
1 |
|
|
|
|
3 |
Определение начала и окончания движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы |
1 |
|
|
|
|
4 |
Передача в движении характера музыки, темпа, динамики музыки |
1 |
|
|
|
|
5 |
Выполнение упражнений с предметами (обручём, мячом) под музыку |
1 |
|
|
|
|
6 |
Отражение в движении различного характера, темпа, динамики музыки |
1 |
|
|
|
|
7 |
Прыжки под музыку на месте и с продвижением вперёд |
1 |
|
|
|
|
8 |
Бросание, подбрасывание, ловля, катание, передача мяча |
1 |
|
|
|
|
9 |
Выполнение общеразвивающих упражнений с мячом под музыку |
|
|
|
|
|
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» (5 ч) |
||||||
10 |
Знакомство со звучащими инструментами: бубен, ложки, погремушки |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
11 |
Передача сильных и слабых долей на инструменте |
1 |
|
|
|
|
12 |
Повторение ритмического рисунка отстукиванием |
1 |
|
|
|
|
13 |
Повторение ритмического рисунка на инструменте |
1 |
|
|
|
|
14 |
Использование звучащих инструментов |
1 |
|
|
|
|
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» (7 ч) |
||||||
15 |
Различные формы движений (взмах, прыжки) |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
16 |
Движение связности и плавности под музыку |
1 |
|
|
|
|
17 |
Подражательные движения |
1 |
|
|
|
|
18 |
Импровизация упражнений под музыку |
1 |
|
|
|
|
19 |
Игры под музыку |
1 |
|
|
|
|
20 |
Эстафеты с мячами, обручами, скакалками |
1 |
|
|
|
|
21 |
Игры с пением |
1 |
|
|
|
|
«Народные пляски и современные танцевальные движения» (12 ч) |
||||||
22 |
Знакомство с элементами танца: простой (мягкий), шаг, перекатный шаг, шаг с высоким подниманием бедра |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
23 |
Мягкий бег, острый бег, пружинный бег |
1 |
|
|
|
|
24 |
Пружинный шаг, скользящий шаг. полуприседание |
1 |
|
|
|
|
25 |
Шаг «носик – пятка». Подскок |
1 |
|
|
|
|
26 |
Поочерёдное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперёд – назад |
1 |
|
|
|
|
27 |
Повороты кистей. Плавное поднимание и отпускание рук вперёд, вверх, в сторону |
1 |
|
|
|
|
28 |
Бег на полупальцах. Притопы одной ногой с хлопками. Разучивание танца |
1 |
|
|
|
|
29 |
Кружения: через правое плечо, на месте, на ходу. Разучивание танца |
1 |
|
|
|
|
30 |
Промежуточная аттестация. Мониторинг индивидуальных достижений |
1 |
|
|
|
|
30 |
Приставной и перемене шаги вперёд, в сторону, назад. Разучивание танца |
1 |
|
|
|
|
31 |
Разучивание шагов галопа. Разучивание танца |
1 |
|
|
|
|
32 |
Русский переменный шаг. Разучивание танца |
1 |
|
|
|
|
33 |
Исполнение танца |
1 |
|
|
|
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
||||
«Ритмико-гимнастические упражнения» (6 ч) |
||||||
1 |
Совершенствование навыка основных движений под музыку 2/4, 4/4. Ходьба, прыжки, подскоки |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
2 |
Изменение темпа и характера движения |
1 |
|
|
|
|
3 |
Координация движений рук и ног на внимание |
1 |
|
|
|
|
4 |
Ходьба и бег в колоне парами с соблюдением дистанции |
1 |
|
|
|
|
5 |
Изменение направления движения с изменением мелодии |
1 |
|
|
|
|
6 |
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений |
1 |
|
|
|
|
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» (3 ч) |
||||||
7 |
Передача сильных и слабых долей на инструменте |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
8 |
Повторение ритмического рисунка отстукиванием |
1 |
|
|
|
|
9 |
Использование нескольких музыкальных инструментов |
1 |
|
|
|
|
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» (7 ч) |
||||||
10 |
Различные формы движений (взмах, прыжки) под музыку |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
11 |
Движение связности и плавности под музыку |
1 |
|
|
|
|
12 |
Игры под музыку |
1 |
|
|
|
|
13 |
Инсценирование доступных песен |
1 |
|
|
|
|
14 |
Подражательные движения |
1 |
|
|
|
|
15 |
Упражнения в двухголосном каноне |
1 |
|
|
|
|
16 |
Упражнение в двухголосном каноне |
1 |
|
|
|
|
«Народные пляски и современные танцевальные движения» (18 ч) |
||||||
17 |
Танцевальные движения, изученные в 1 классе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
18 |
Танцевальные движения, изученные в 1 классе |
1 |
|
|
|
|
19 |
Мягкий бег |
1 |
|
|
|
|
20 |
Острый бег, с высоким подниманием бёдер |
1 |
|
|
|
|
21 |
Пружинный шаг |
1 |
|
|
|
|
22 |
Полуприседание. Пружинный бег |
11 |
|
|
|
|
23 |
Шаг «носик – пятка». |
1 |
|
|
|
|
24 |
Скользящий шаг |
1 |
|
|
|
|
25 |
Подскок |
1 |
|
|
|
|
26 |
Поочерёдное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперёд – назад |
1 |
|
|
|
|
27 |
Повороты кистей. Плавное поднимание и отпускание рук вперёд, вверх, в сторону |
1 |
|
|
|
|
28 |
Промежуточная аттестация. Мониторинг индивидуальных достижений |
|
|
|
|
|
29 |
Шаги польки «вперёд» |
1 |
|
|
|
|
30 |
Шаги польки «назад» |
1 |
|
|
|
|
31 |
Разучивание танца «Полька» |
1 |
|
|
|
|
32 |
Основные шаги танца «Кадриль» |
1 |
|
|
|
|
33 |
Круговые пляски |
1 |
|
|
|
|
34 |
Исполнение танца |
1 |
|
|
|
|
3 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
||||
«Ритмико-гимнастические упражнения» (7 ч) |
||||||
1 |
Основные движения под музыку 3/4. Ходьба, прыжки, подскоки |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
2 |
Изменение темпа и характера движения |
1 |
|
|
|
|
3 |
Координация движений рук и ног на внимание |
1 |
|
|
|
|
4 |
Ходьба и бег с перестроениями на ходу, с изменением темпа движения |
1 |
|
|
|
|
5 |
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений с предметами и без них |
1 |
|
|
|
|
6 |
Выполнение упражнений с мячом под музыку: бросание, катание, передача |
1 |
|
|
|
|
7 |
Выполнение упражнений со скакалкой под музыку |
1 |
|
|
|
|
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» (3 ч) |
||||||
8 |
Повторение заданного ритмического рисунка на погремушках, ложках, бубне |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
9 |
Передача сильных и слабых долей на погремушках, ложках, бубне |
1 |
|
|
|
|
10 |
Использование простых произведений на ложках, погремушках, бубне |
1 |
|
|
|
|
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» (7 ч) |
||||||
11 |
Свободные движения под музыку различного характера |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
12 |
Акценты и паузы в движении и их использование |
1 |
|
|
|
|
13 |
Игры под музыку, игры с пением |
1 |
|
|
|
|
14 |
Инсценирование русских народных песен |
1 |
|
|
|
|
15 |
Подражательные движения |
1 |
|
|
|
|
16 |
Упражнения в отстроченном движении под музыку двухголосного канона |
1 |
|
|
|
|
17 |
Упражнения в отстроченном движении под музыку трёхголосного канона |
1 |
|
|
|
|
«Народные пляски и современные танцевальные движения» (17 ч) |
||||||
18 |
Танцевальные движения, изученные во 2 классе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
19 |
Танцевальные движения, изученные во 2 классе |
1 |
|
|
|
|
20 |
Простые танцевальные движения: простой шаг, бег на полупальцах, притопы |
1 |
|
|
|
|
21 |
Танцевальные движения: подскоки, кружения |
1 |
|
|
|
|
22 |
Приставной и переменный шаг вперёд, в сторону, назад |
1 |
|
|
|
|
23 |
Шаг вальса прямой и с поворотом |
1 |
|
|
|
|
24 |
Выполнение танцевальных движений парами |
1 |
|
|
|
|
25 |
Выполнение движений с выставлением ноги на носок и на пятку |
1 |
|
|
|
|
26 |
Поочерёдное выставление ноги на носок и на пятку |
1 |
|
|
|
|
27 |
Разучивание элементов русских народных танцев |
1 |
|
|
|
|
28 |
Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка и полуприсядка на месте и с продвижением |
1 |
|
|
|
|
29 |
Знакомство с новыми элементами танца и движениями: «Ковырялочка» |
|
|
|
|
|
30 |
Промежуточная аттестация. Мониторинг индивидуальных достижений |
|
|
|
|
|
31 |
Основные шаги танца «Кадриль» |
1 |
|
|
|
|
32 |
Разучивание танца «Кадриль» |
1 |
|
|
|
|
33-34 |
Исполнение танца |
2 |
|
|
|
|
4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
||||
«Ритмико-гимнастические упражнения» (7 ч) |
||||||
1 |
Совершенствование навыка основных движений под музыку 2/4, 4/4, 3/4. Ходьба, прыжки, подскоки |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
2 |
Совершенствование движений под музыку со сменой ритма |
1 |
|
|
|
|
3 |
Ходьба и бег с перестроениями на ходу, с изменением темпа движения |
1 |
|
|
|
|
4 |
Отражение хлопками и притопами ритмического рисунка и мелодии |
1 |
|
|
|
|
5 |
Исполнение в беге, при ходьбе или поскоках несложных ритмических рисунков |
1 |
|
|
|
|
6 |
Выполнение упражнений с мячом под музыку: бросание, катание, передача |
1 |
|
|
|
|
7 |
Выполнение упражнений со скакалкой под музыку на месте и с продвижением |
1 |
|
|
|
|
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» (3 ч) |
||||||
8 |
Повторение заданного ритмического рисунка на погремушках, ложках, бубне |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
9 |
Передача сильных и слабых долей на погремушках, ложках, бубне |
1 |
|
|
|
|
10 |
Использование простых произведений на ложках, погремушках, бубне |
1 |
|
|
|
|
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» (7 ч) |
||||||
11 |
Свободные движения под музыку различного характера |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
12 |
Акценты в движении и их использование |
1 |
|
|
|
|
13 |
Игры под музыку, игры с пением |
1 |
|
|
|
|
14 |
Инсценирование русских народных песен |
1 |
|
|
|
|
15 |
Сценическое изображение сказки |
1 |
|
|
|
|
16 |
Упражнения в отстроченном движении под музыку двухголосного канона |
1 |
|
|
|
|
17 |
Упражнения в отстроченном движении под музыку трёхголосного канона |
1 |
|
|
|
|
«Народные пляски и современные танцевальные движения» (17 ч) |
||||||
18 |
Танцевальные движения, изученные в 3 классе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
19 |
Танцевальные движения, изученные в 3 классе |
1 |
|
|
|
|
20 |
Простые танцевальные движения: простой шаг, бег на полупальцах, притопы |
1 |
|
|
|
|
21 |
Танцевальные движения: подскоки, кружения |
1 |
|
|
|
|
22 |
Приставной и переменный шаг вперёд, в сторону, назад |
1 |
|
|
|
|
23 |
Разучивание элементов вальса. Шаг вальса прямой |
1 |
|
|
|
|
24 |
Разучивание элементов вальса. Шаг вальса с поворотом |
1 |
|
|
|
|
25 |
Выполнение движений вальса парами |
1 |
|
|
|
|
26 |
Разучивание танца «Вальс» |
1 |
|
|
|
|
27 |
Промежуточная аттестация. Мониторинг индивидуальных достижений |
|
|
|
|
|
28 |
Разучивание элементов танца «Диско» |
1 |
|
|
|
|
29 |
Шаги с хлопками и поворотами под музыку и счёт |
1 |
|
|
|
|
30-31 |
Закрепление изученных танцевальных движений |
2 |
|
|
|
|
32 |
Разучивание танца «Диско» |
1 |
|
|
|
|
33-34 |
Исполнение танцев |
2 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Анищенкова Е.С. Логопедичкская ритмика для развития речи дошкольников. – АСТ, Астрель. – 2010.
2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
4.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов. - Детство – Пресс.-2010.
5. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. -М.: ТЦ Сфера.-2007.
6. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. -М.: ТЦ Сфера.-2008.
7.Коновалова, Л.С. Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений: [Электронный ресурс] /Л.С. Набиева // festival.1september
8.Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000.
9.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика корекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2002.
10.Логопедия. Книга 2. Нарушение темпа и ритма речи [Текст] / Л.С. Волкова. – М.: Издательство Владос.-2003.
11.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для сту. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А.Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12.Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004.
13.Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., испр.- М.:РРКТИ.-2005.
14.Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие/Г.В. Дедюхина. – М: Айрис-пресс, 2006.
15.Руденко, И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией [Текст] / И.И. Руденко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№1.-с.14-17.
16.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
17.Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
18.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Материально-технические средства:
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки учеников);
- учебный кабинет, коррекционно-инклюзивный кабинет;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- ксилофоны, погремушки, дудки, колокольчики, ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК
1.Электронные приложения к логоритмическим занятиям (Диск CD-ROM), автор Е. Железнова.
2.Электронные ресурсы (Диск CD-ROM), Т. Ломова «Марш», Ф.Надененко «Марш», В. Шаинский «В мире много сказок», В. Шаинский «Чунга-Чанга, «Лесное чудо» О.И. Крупенчук-Вознесенская, П. Чайковский пьеса «Октябрь», «Летка-енка», Рок-н-ролл, А. Жилкин «Экозес».
3.Электронные ресурсы (Диск CD-ROM), Музыка релаксации (восточные мотивы, Шопен), пение птиц, Попевка «Осенины» Т. Тютинниковой, Вальс «Осенний сон» А. Джойса, музыка леса, А. Александров «Осенняя песня», Г.Гладков «Куда ты, тропинка, меня привела», Вальс «Под небом Парижа», Е. Крылатов «Лесной олень», Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.